МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
|
ГОСТ
31554-
2012
|
ПОГРУЗЧИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
ФРОНТАЛЬНЫЕ С ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ
СТРЕЛОЙ
Общие технические условия
|
Москва
Стандартинформ
2013
|
Предисловие
Цели, основные принципы и
основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации
установлены ГОСТ
1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ
1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты
межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным
государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский
институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством
по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным
советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2012
г. № 41)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны
по MK (ИСО 3166) 004-97
|
Код страны по
MK (ИСО 3166) 004-97
|
Сокращенное наименование национального органа
по стандартизации
|
Азербайджан
|
AZ
|
Азстандарт
|
Беларусь
|
BY
|
Госстандарт Республики
Беларусь
|
Киргизия
|
KG
|
Кыргызстандарт
|
Молдова
|
MD
|
Молдова-Стандарт
|
Российская Федерация
|
RU
|
Росстандарт
|
Таджикистан
|
TJ
|
Таджикстандарт
|
Узбекистан
|
UZ
|
Узстандарт
|
4 Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 г. № 1071-ст
межгосударственный стандарт ГОСТ 31554-2012 введен в действие в качестве
национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на
основе применения ГОСТ
Р 50950-96
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к
настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет
Содержание
1 Область
применения. 2
2
Нормативные ссылки. 3
3
Определения. 4
4 Основные
параметры.. 4
5
Технические требования. 6
6
Требования эргономики, безопасности и охраны окружающей среды.. 7
7 Правила
приемки. 9
8 Методы
испытаний. 9
9
Транспортирование и хранение. 12
10
Указания по эксплуатации. 12
Библиография. 12
|
ГОСТ 31554-2012
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОГРУЗЧИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ С
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ СТРЕЛОЙ
Общие технические условия
Front end loaders with telescopic
boom. General specifications
Дата
введения -2014-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на колесные строительные
фронтальные погрузчики с телескопической стрелой с увеличенной высотой подъема
и вылета (далее - погрузчики).
Погрузчики предназначены для выполнения
землеройно-транспортных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с грунтами,
сыпучими материалами и штучными грузами.
Требования 4.2; 5.1.3
- 5.1.4; раздела 6
настоящего стандарта являются обязательными, другие требования -
рекомендуемыми.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие
межгосударственные стандарты:
ГОСТ
2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные
документы
ГОСТ
2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ
9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная
антикоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ
9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Группы. Технические требования и обозначения
ГОСТ
9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ
12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Общие требования
безопасности
ГОСТ
12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические
требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ
12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная
безопасность. Общие требования
ГОСТ
12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия
электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ
17.2.2.02-98 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности
отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
ГОСТ
17.2.2.05-97* Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения выбросов
вредных веществ с отработавшими газами тракторных и комбайновых дизелей
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р 41.96-2011.
ГОСТ 3940-2004** Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р
52230-2004.
ГОСТ
ISO 5010-2011 Машины землеройные. Системы рулевого
управления колесных машин
ГОСТ
8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов,
тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы
видимости
ГОСТ
12447-80 Гидроприводы объемные, пневмоприводы и смазочные системы.
Нормальные диаметры
ГОСТ 12969-67
Таблички для машин и тракторов. Технические требования
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для
различных климатических районов. Категория, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ
16215-80 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические
условия
ГОСТ 17411-91
Гидроприводы объемные. Общие технические требования
ГОСТ 19853-74 Пресс-масленки.
Технические условия
ГОСТ 27252-87 Машины
землеройные. Консервация и хранение
ГОСТ
27256-87 Машины землеройные. Методы определения размеров машин с рабочим
оборудованием
ГОСТ
27257-87 Машины землеройные. Методы определения параметров поворота
колесных машин
ГОСТ
27533-87 Машины землеройные. Размеры наливных горловин топливных баков
ГОСТ
27719-88* Машины землеройные. Устройства защиты от падающих предметов
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р ИСО 3449-2009.
ГОСТ
27721-88 Машины землеройные, Погрузчики. Термины, определения и техническая
характеристика для коммерческой документации
ГОСТ
27922-88 Машины землеройные. Методы измерения масс машин в целом, рабочего
оборудования и составных частей
ГОСТ 27927-88
Машины землеройные. Определение скорости движения
ГОСТ 28634-90 Машины
землеройные. Приборы для эксплуатации
ГОСТ
28635-90 Машины землеройные. Номинальная грузоподъемность гусеничных и
колесных погрузчиков
ГОСТ
28770-90 Машины землеройные. Погрузчики. Методы измерения
усилий на рабочих органах и опрокидывающей нагрузки
ГОСТ
29290-92 Машины землеройные. Ковши погрузчиков и погрузочные ковши
экскаваторов. Расчет вместимости
ГОСТ
29292-92 Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и
заднего хода. Методы акустических испытаний. Порядок проведения
Примечание - При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов по указателю стандартов «Национальные стандарты», составленному по
состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим выпускам
информационного указателя за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен
(изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться
заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены,
то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не
затрагивающей эту ссылку.
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с
соответствующими определениями:
3.1 основной ковш: Ковш, предназначенный для работы с
материалом плотностью 1,3 - 1,7 т/м,
3.2 максимальный вылет: Вылет рабочего оборудования,
при котором концевые шарниры стрелы лежат в одной горизонтальной плоскости;
3.3 выдвижные элементы: Конструктивные части стрелы,
перемещающиеся в продольном направлении для увеличения вылета;
3.4 суппорт: Конструктивный элемент рабочего
оборудования, предназначенный для агрегатирования со сменными рабочими
органами, устанавливаемый на оконечности стрелы;
3.5 максимальная высота подъема: Расстояние по вертикали
от опорной поверхности до плоскости, проходящей через грузовую площадку вил;
3.6 устройства для обеспечения безопасности эксплуатации:
Комплекс приборов и датчиков, ограничивающих режимы эксплуатации машины в
допустимых пределах;
3.7 компенсационный гидроцилиндр: Гидроцилиндр,
предназначенный для подачи жидкости в гидроцилиндр поворота суппорта для
сохранения заданного положения суппорта в пространстве.
Остальные термины - по ГОСТ
27721.
4 Основные параметры
4.1 В технических условиях на погрузчики конкретных моделей
устанавливаются значения показателей качества, номенклатура которых
согласовывается с заказчиком.
Номенклатура показателей качества приведена ниже.
Для машины в целом:
эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л. с);
тип трансмиссии;
система поворота;
максимальный (габаритный) радиус поворота, м;
колея, мм;
колесная база, мм;
максимальная скорость движения, км/ч;
подъемное усилие, кН;
размер шин (по НД на шины);
габаритные размеры при транспортном положении рабочего
оборудования (основного ковша и грузовых вил), мм;
эксплуатационная масса, т.
Для машины с грузовыми вилами:
номинальная грузоподъемность, т:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
максимальная высота подъема рабочего органа, мм;
максимальный вылет, мм:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
вылет центра масс груза на максимальной высоте подъема, мм*;
* Положение центра масс груза для вил определяется по ГОСТ
16215-80.
опрокидывающая нагрузка, т:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы.
Для машины с основным ковшом:
номинальная грузоподъемность, т:
при наименьшей длине стрелы;
при наибольшей длине стрелы;
максимальная высота разгрузки при угле разгрузки 45°, мм;
максимальный вылет, мм:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
номинальная вместимость ковша, м3;
максимальный угол запрокидывания ковша на уровне опорной
поверхности ... °;
опрокидывающая нагрузка, т:
при наименьшей длине стрелы,
при наибольшей длине стрелы;
вырывное усилие, кН.
4.2 В технических условиях на погрузчики
конкретных моделей должны быть установлены обязательная номенклатура
показателей, приведенная ниже, и их значения:
- дымность отработавших газов двигателя погрузчика в
соответствии с ГОСТ
17.2.2.02 (по документации на двигатель); с - ен
- выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы
выпуска двигателя в соответствии с ГОСТ
17.2.2.05 (по документации на двигатель);
- уровень звука на рабочем месте по ГОСТ
12.1.003;
- параметры вибрации на рабочем месте и органах управления по
ГОСТ
12.1.012.
4.3 Порядок индексации конкретных моделей погрузчика
приведен на схеме:
Индексация колесных телескопических погрузчиков
Пример условного
обозначения погрузчика с телескопической стрелой с грузоподъемностью 2,5
т, высотой подъема 7 м, третьей модели:
ПТС2507-03
5 Технические требования
5.1 Характеристики
5.1.1 Погрузчики следует изготавливать в соответствии с требованиями
настоящего стандарта и технических условий на погрузчики конкретных моделей, а
также по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.1.2 Климатическое исполнение и категории размещения
погрузчиков - по ГОСТ
15150.
5.2.2 Конструкция погрузчиков должна обеспечивать:
- устойчивую работу на уклонах не менее 5°;
- работоспособность с дополнительными рабочими органами, в
качестве которых можно использовать: ковши различной вместимости и конструкции,
захват для длинномерных грузов, крановую безблочную стрелу, а также различные
специальные рабочие органы, номенклатуру которых указывают в технических
условиях или в договорах на поставку;
- возможность быстрого соединения и разъединения сменных
рабочих органов с суппортом без применения ручного труда и посторонних
грузоподъемных средств. Соединение и разъединение гидравлических, электрических
или других коммуникаций в случае навески активного рабочего органа осуществляют
вручную;
- работу рулевого управления погрузчика в соответствии с ГОСТ
ISO 5010. Угол поворота (люфт) рулевого колеса до
начала действия основной гидравлической системы управления передвижением
погрузчика но должен превышать 25°. Максимальный угол поворота погрузчика «из
края в край» должен достигаться не более чем за шесть оборотов рулевого колеса
(за три оборота в одну сторону);
использование одной из следующих систем поворота: с шарнирно-сочлененной
рамой;
с передними, задними или всеми управляемыми колесами;
- возможность передвижения по всей сети автомобильных дорог;
- работу без дозаправки топливом не менее 10 моточасов;
- установку устройства для запуска двигателя при отрицательных
температурах;
- установку приборов для эксплуатации по ГОСТ 28634;
- техническое обслуживание двигателя, шасси, трансмиссии без
демонтажа кабины;
- возможность агрегатного ремонта;
- применение систем групповой и картерной смазки.
Допускается применение индивидуальной смазки с предпочтительным применением
долговременной смазки;
- ежесменное техническое обслуживание одним оператором.
5.1.4 Конструкция гидросистемы должна
обеспечивать:
- соответствие требованиям ГОСТ 17411;
- герметичность, исключающую самопроизвольное перемещение
элементов рабочего оборудования и шасси;
- блокировку гидросистемы при нарушении нормальных условий
эксплуатации;
- работу со сменными рабочими органами, имеющими
гидравлический привод;
- защиту от давления, превышающего расчетное;
- предотвращение произвольного перемещения стрелы, выдвижных
элементов стрелы и аутригеров при нарушении целостности гидрокоммуникаций.
Гидроцилиндры - по ГОСТ
12447.
5.1.5 Грузовые вилы - по НД* государств, упомянутых
в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р 51349-99.
5.1.6 Размеры наливных горловин топливных баков - по ГОСТ
27533.
5.1.7 Спускные, наливные и контрольные пробки - по ГОСТ 27720.
Примечание - Допускается
применение на комплектующих изделиях, покупаемых в других отраслях, пробок
размерами, соответствующими отраслевой нормативной документации.
5.1.8 Смазочные масленки - по ГОСТ 19853.
5.1.9 Окраску погрузчиков осуществляют в соответствии со
схемой окраски для конкретной модели погрузчика. Класс покрытия - IV для внутренних поверхностей кабины и класс VI по ГОСТ
9.032 - для остальных поверхностей; группа условий эксплуатации - по ГОСТ
9.104.
5.2 Комплектность
5.2.1 В комплект погрузчика входят:
- грузовые вилы и основной ковш;
- запасные части, инструмент и материалы согласно ведомости
ЗИП;
- эксплуатационная документация по ГОСТ
2.601;
- ремонтная документация по ГОСТ
2.602 (через 18 мес после начала серийного производства на партию машин по
заказам эксплуатирующих и ремонтных организаций);
- руководство по текущему ремонту, перечень
быстроизнашивающихся деталей;
- по требованию потребителя погрузчики можно комплектовать
дополнительными рабочими органами за отдельную плату.
5.3 Маркировка
5.3.1 На каждом погрузчике должна быть прикреплена
маркировочная табличка по ГОСТ 12969,
содержащая следующие данные:
- наименование предприятия-изготовителя или его товарный
знак;
- индекс погрузчика;
- заводской номер погрузчика;
- условное обозначение года изготовления;
- обозначение нормативной документации, по которой
изготавливают погрузчик;
- надпись «Сделано в ...».
5.3.2 На каждое грузовое место должна быть нанесена
транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
5.4 Упаковка
Требования к упаковке должны быть установлены в технических условиях
на погрузчики конкретных моделей и должны соответствовать требованиям ГОСТ
9.014 и ГОСТ 27252.
6 Требования эргономики,
безопасности и охраны окружающей среды
6.1 Требования эргономики и безопасности - по ГОСТ
12.1.003, ГОСТ
12.1.005, НД** государств, упомянутых в предисловии как
проголосовавших за применение межгосударственного стандарта и ГОСТ
12.1.012.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р
ИСО 12.2.011-2003.
6.2 На погрузчике должны быть установлены устройства
обеспечения безопасности эксплуатации, выполняющие следующие функции:
- ограничение грузового момента, действующего в продольной
плоскости в пределах допустимого по устойчивости погрузчика;
- блокировку перемещения рабочего оборудования в случае,
если наклон рабочей площадки превосходит допустимый (5.1.3);
- информацию о текущих значениях параметров и сигнализацию о
приближении измеряемых параметров к предельным.
6.3 Конструкция погрузчика должна обеспечивать возможность
установки кабины с защитным каркасом или устройств защиты водителя при
опрокидывании или от падающих предметов по НД*, государств,
упомянутых в предисловии как проголосовавших за применение межгосударственного
стандарта.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р ИСО 3471-99.
6.4 На погрузчиках с шарнирно-сочлененной рамой должна быть
предусмотрена блокировка поворота частей рамы относительно друг друга для
проведения ремонта, обслуживания и транспортирования на транспортном средстве.
6.5 Рулевое управление - по ГОСТ
ISO 5010-2011.
6.6 Тормозные системы - по НД** государств,
упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного
стандарта.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р ИСО 3450-99.
6.7 Системы доступа должны соответствовать НД***
государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие
межгосударственного стандарта. Минимальные размеры смотровых отверстий - по ГОСТ 27921.
*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 2867-99.
6.8 Конструкция погрузчика должна обеспечивать видимость
рабочих органов во всех технологических положениях.
6.9 Номенклатура внешних световых приборов должна
соответствовать ГОСТ
8769 и обеспечивать необходимую освещенность при передвижении по дороге, а
также обеспечивать необходимую освещенность рабочей площадки в дополнение к ее
общей освещенности.
6.10 Цвета сигнальные и знаки безопасности - по НД*4
государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие
межгосударственного стандарта.
*4 На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р 12.4.026-2001.
6.11 Электрооборудование - по ГОСТ
12.2.007.0 и ГОСТ 3940.
Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее
изоляции. Система электрооборудования должна иметь устройство для отключения аккумуляторной
батареи.
6.12 На погрузчике должны быть установлены защитные
ограждения:
- вентилятора двигателя, обеспечивающее защиту от случайного
контакта машиниста с лопастями вентилятора. Ограждение должно быть достаточно
прочным во избежание прогиба в сторону движущихся лопастей;
- рукавов высокого давления при давлении в гидросистеме
более 5 МПа, расположенных в кабине в пределах 0,5 м от машиниста.
6.13 Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение
искр до выхода отработавших газов в атмосферу. Струя отработавших газов не
должна быть направлена на оператора или горючие материалы.
Конструкция системы питания двигателя и гидравлической
системы должна исключать попадание топлива или масла в случае нарушения
герметичности соединений на горячие элементы конструкции, способные вызвать их
воспламенение.
6.14 Звуковая сигнализация погрузчиков - по ГОСТ
29292.
6.15 Уровень радиопомех - по НД*5 государств,
упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного
стандарта.
*5 На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р 51318.12-99.
7 Правила приемки
7.1 Для проверки качества изготовления погрузчиков серийного
производства проводят приемо-сдаточные, а также периодические или
сертификационные испытания. Объем и периодичность испытаний устанавливают в
технических условиях на погрузчики конкретных моделей. Проверяемые параметры
рекомендуется выбирать из нижеприведенных:
- проверка работы погрузчика без нагрузки и с нагрузкой;
- проверка работы систем управления рабочим оборудованием и
аутригерами;
- проверка геометрических показателей;
- проверка массы погрузчика;
- проверка параметров поворота;
- проверка скорости движения по передачам;
- испытания в условиях эксплуатации;
- оценка времени работы без дозаправки топливом;
- проверка показателей грузоподъемности:
грузовых вил;
погрузочного ковша;
- проверка геометрических показателей рабочего оборудования;
- проверка усилий на рабочих органах и опрокидывающей
нагрузки;
- проверка вместимости погрузочного ковша;
- проверка работоспособности устройств обеспечения
безопасности эксплуатации;
- проверка выполнения требований безопасности и эргономики
защитных устройств кабины;
рулевого управления;
тормозных свойств погрузчика;
обзорности;
освещенности;
звуковой сигнализации.
8 Методы испытаний
8.1 Требования к средствам испытаний
8.1.1 Перечень средств измерений и испытательного
оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводится в
методике испытаний.
8.1.2 Стандартизованные средства измерений должны быть
поверены в соответствии с требованиями НД* государств, упомянутых в
предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта;
нестандартизованные - аттестованы по НД** государств, упомянутых в
предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
* На территории Российской Федерации действуют ПР
50.2.006-94.
** На территории Российской
Федерации действуют ПР 50.2.009-94.
Погрешности средств регистрации и измерений не должны быть
более:
± 0,3 %
|
при
|
измерении
|
линейных размеров
|
до 10000 мм;
|
± 0,5 %
|
»
|
»
|
» »
|
св. 10000 мм;
|
± 0,02 рад (1°)
|
»
|
»
|
угловых величин;
|
|
± 2,5
|
»
|
»
|
массы;
|
|
± 1 %
|
»
|
»
|
времени;
|
|
± 1°
|
»
|
»
|
температуры, °С;
|
|
± 2 %
|
»
|
»
|
площади поверхности;
|
|
± 2 %
|
»
|
»
|
усилия до 1000 Н;
|
|
± 2,5 %
|
»
|
»
|
св. 1000 Н.
|
|
8.2 Подготовка к испытаниям
8.2.1 С погрузчиком, предъявляемым к испытаниям,
представляют комплект документации:
- программу и методику испытаний;
- инструкцию по эксплуатации и формуляр по ГОСТ
2.601;
- нормативную документацию на серийно выпускаемый погрузчик;
- акт приемо-сдаточных испытаний и протокол предшествующих
периодических испытаний (для периодических испытаний);
- комплект сборочных чертежей серийного производства.
8.3 Проведение испытаний
8.3.1 Визуальный контроль погрузчиков и их составных частей
проводят без снятия и разборки агрегатов. При этом проверяют:
- комплектность погрузчика, в том числе сопроводительную
документацию;
- отсутствие видимых повреждений агрегатов и деталей,
некачественного выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений;
- состояние уплотнений, отсутствие течи масла и других
жидкостей;
- заправку погрузчиков топливом, рабочими и охлаждающими
жидкостями, смазочными материалами в необходимых количествах;
- качество сборки и монтажа узлов и агрегатов;
- наличие пломб и маркировки.
8.3.2 Проверку работы машины без нагрузки проводят путем
запуска двигателя, включения рычагов управления рабочим оборудованием и аутригерами,
поворота рулевого колеса. Всю проверку проводят не менее трех раз.
8.3.3 При включении рычагов управления все элементы рабочего
оборудования и аутригеров перемещаются в крайние положения с выдержкой в каждом
положении не менее 30 с.
8.3.4 Работу рулевого механизма проверяют без нагрузки при
движении на второй передаче поворотом руля до конца вправо и влево с выдержкой
руля в крайних положениях, чтобы машина описала полный круг. Проверяются все
режимы поворота.
8.3.5 Трансмиссию включают на всех передачах. Время движения
на каждой передаче не менее 1 мин.
8.3.6 Работу машины под нагрузкой проверяют при:
- транспортном пробеге с максимальной скоростью
продолжительностью не менее 10 мин;
- упоре режущей кромки ковша погрузочного оборудования в
непреодолимое препятствие (не менее трех раз) с доведением движителя до
буксования (коэффициент сцепления не менее 0,5) продолжительностью 30 с.
8.3.7 Испытание герметичности гидросистемы проводят с
номинальным для установленного рабочего органа грузом на неподвижной машине.
Продолжительность испытаний не менее 30 мин.
Рабочий орган с номинальным грузом поднимают на максимальную
высоту. Золотник распределителя устанавливают в нейтральное (запертое)
положение.
Результаты испытаний считают положительными, если опускание
рабочих органов не превышает 50 мм в течение 30 мин и не обнаружено утечек
масла и отрывающихся капель масла в местах соединений или уплотнений. Небольшие
отпотевания допускаются.
8.3.8 Геометрические размеры погрузчиков,
не связанные с рабочим оборудованием, проверяют в соответствии с ГОСТ
27256. Остальные геометрические размеры проверяют в соответствии с ГОСТ
16215 (рисунок 1) и ГОСТ
27721.
8.3.9 Проверка эксплуатационной массы
погрузчика - по ГОСТ
21251.
8.3.10 Проверка параметров поворота - по ГОСТ
27257.
8.3.11 Скорость движения проверяют по ГОСТ 27927 при
транспортном положении рабочего оборудования.
8.3.12 Испытания в условиях эксплуатации проводят в течение
50 ч на наиболее характерных для погрузчика видах работ. При этом 60 % времени
погрузчик работает с грузовыми вилами и 40 % времени - с погрузочным ковшом.
Учет работы погрузчика осуществляют с помощью хронометража
рабочего времени в течение испытаний.
При испытаниях в условиях эксплуатации оценивается
способность выполнения рабочих функций, проверяется отсутствие подтекания
топлива, рабочей и охлаждающей жидкостей, а также сохранение регулировок в
механизмах.
В процессе испытаний фиксируют все неисправности машины.
8.3.13 Проверку продолжительности работы
без дозаправки топливом проводят входе испытаний в условиях эксплуатации при
обеспечении коэффициента технического использования не менее 0,85.
8.3.14 Номинальная грузоподъемность:
- для погрузочного оборудования - по ГОСТ
28635;
- для грузовых вил считается равной меньшей из двух
значений, первое из которых составляет 47 % опрокидывающей нагрузки, а второе -
100 % подъемного усилия.
При определении номинальной грузоподъемности проверяют
работоспособность устройства обеспечения безопасности эксплуатации.
8.3.15 Геометрические показатели рабочего
оборудования проверяют:
- для погрузочного ковша - по ГОСТ
27721;
- для грузовых вил - по ГОСТ
16215 (рисунок 1).
8.3.16 Опрокидывающую нагрузку и усилия на
рабочих органах определяют в соответствии с ГОСТ
28770. При этом положение центра тяжести для вил определяют по ГОСТ
16215.
8.3.17 Геометрическую и номинальную
вместимость погрузочного ковша проверяют экспериментальным и (или) расчетным
способом.
8.3.17.1 Экспериментальный способ заключается в заполнении
мерного ящика из ковша. Поверхность материала в ящике выравнивают, но не
уплотняют.
8.3.17.2 Расчетное определение вместимости погрузочного
ковша - по ГОСТ
29290.
8.3.18 Работоспособность устройств обеспечения безопасности
эксплуатации проверяют с помощью тарированных грузов при работе с ковшом и
грузовыми вилами.
При этом определяют надежность и своевременность
срабатывания блокировки и сигнализации.
8.3.19 Требования эргономики и безопасности
проверяют в соответствии с действующей нормативной документацией:
- шумовые характеристики - по ГОСТ
12.1.003;
- вибрационные характеристики - по ГОСТ
12.1.012;
- воздух рабочей зоны - по ГОСТ
12.1.005;
- дымность отработавших газов и выброс вредных веществ с
отработавшими газами из системы выпуска двигателя проверяют по ГОСТ
17.2.2.02 и ГОСТ
17.2.2.05 на за воде-изготовителе двигателей;
- испытания защитных устройств или кабины с защитным
каркасом проводят в соответствии с НД* государств, упомянутых в
предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта;
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р ИСО 3450-99.
- обзорность проверяют путем оценки возможности наблюдения с
рабочего места машиниста навешиваемых рабочих органов погрузчика в основных
технологических и транспортных положениях, а также наблюдения за дорогой при
передвижении.
Испытания проводят на ровной твердой горизонтальной площадке
на неподвижной машине при опускании рабочего оборудования на грунт и при
транспортном положении рабочего оборудования;
- проверку освещенности проводят определением освещенности
собственными осветительными устройствами рабочего органа машины в зоне его
действия и окружающего пространства в зоне работы машины. Испытания включают в
себя измерение уровня освещенности рабочих органов во всех технологических
положениях и места работы, а также участка дороги на 20 м впереди машины,
находящейся в транспортном положении. Измерения проводят в темное время суток
на неподвижной машине при работе двигателя на номинальных оборотах и при полном
включении всех осветительных устройств;
звуковую сигнализацию - по ГОСТ
29292.
8.3.20 Проверку уровня радиопомех проводят
по ГОСТ
16842 и согласно нормам**, действующим на территории государств,
упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного
стандарта.
** На территории Российской Федерации эти нормы
установлены [1].
Примечания
1 Испытания по 8.3.8, 8.3.9, 8.3.11,
8.3.13,
8.3.15,
8.3.17
проводят при приемочных испытаниях.
2 Испытания по 8.3.10,
8.3.16,
8.3.19
проводят при приемочных и при сертификационных испытаниях.
3 Испытания по 8.3.20
проводят, если при приемочных испытаниях уровень радиопомех выше 1/3 по НД***
государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие
межгосударственного стандарта.
*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р 51318.12-99.
9 Транспортирование и хранение
9.1 Группа условий хранения и транспортирования погрузчиков
- 7 (Ж1) по ГОСТ
15150.
9.2 Погрузчики при транспортировании должны вписываться в
установленный габарит погрузки в соответствии с условиями, действующими на
территории государств*4, упомянутых в предисловии как
проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
*4 На территории Российской Федерации эти нормы
установлены [2].
Допускается транспортирование погрузчика со снятым рабочим
оборудованием.
9.3 На погрузчике должно быть предусмотрено устройство для
буксировки.
10 Указания по эксплуатации
10.1 Эксплуатацию погрузчиков следует осуществлять в
соответствии с прилагаемой эксплуатационной документацией.
10.2 К эксплуатации допускаются только полностью
укомплектованные и технически исправные машины.
Библиография
[1] Нормы 8-72*
Общесоюзные нормы допускаемых индустриальных радиопомех
* Действуют на территории Российской Федерации.
[2] Технические
условия погрузки и крепления грузов
Ключевые слова:
погрузчик с телескопической стрелой, компенсационный гидроцилиндр, суппорт,
выдвижные элементы стрелы, максимальная высота подъема, максимальный вылет,
основной ковш, подъемное усилие