Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

68 страниц

563.00 ₽

Купить ГОСТ Р 41.96-2011 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Применяется в отношении выбросов вредных газообразных веществ и дисперсных частиц двигателей с воспламенением от сжатия.

 Скачать PDF

Содержит требования Regulation № 96

Решение о применении ГОСТ Р 41.96-2005 или ГОСТ Р 41.96-2011 в период с 01 марта 2014 года до 01 января 2020 года устанавливается в государственных контрактах (договорах). В иных случаях решение принимается самостоятельно заинтересованными организациями.

Оглавление

1 Область применения

1а Нормативные ссылки

2 Термины, определения, обозначения и сокращения

3 Заявка на оценку соответствия

4 Соответствие требованиям настоящего стандарта

5 Технические требования и методы испытаний

6 Установка двигателей на транспортных средствах, машинах и оборудовании

7 Проверка соответствия производства

8 Санкции за несоответствие производства

9 Модификация официально утвержденного типа

10 Окончательное прекращение производства

11 Переходные положения

Приложение А (обязательное) Основные характеристики двигателя и сведения, относящиеся к проведению испытаний

Приложение Б (обязательное) Основные характеристики серии двигателей

Приложение В (обязательное) Основные характеристики типов серийных двигателей

Приложение Г (обязательное) Протокол испытания типа двигателя с воспламенением от сжатия или серии типов двигателей как отдельных агрегатов в отношении выброса вредных веществ

Приложение Д (обязательное) Процедура испытания

Дополнение 1 (обязательное) Процедуры проведения измерений и отбора проб

Дополнение 2 (обязательное) Калибровка аналитических приборов

Дополнение 3 (обязательное) Оценка данных и расчеты

Дополнение 4 (обязательное) Системы анализа и отбора проб

Дополнение 5 (обязательное) Требования к устойчивости характеристик выбросов

Приложение Е (обязательное) Технические характеристики эталонного топлива, предназначенного для испытаний на официальное утверждение и проверки соответствия производства

Приложение Ж (справочное) Сведения о соответствии национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам и документам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном документе

Библиография

 
Дата введения01.01.2013
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

13.12.2011УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии998-ст
РазработанОАО НИКТИД
РазработанФГУП ВНИИНМАШ
ИзданСтандартинформ2013 г.

Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

41.96-

2011

(Правила ЕЭК ООН № 96)

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЛЕСНЫХ ТРАКТОРАХ И ВНЕДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ,

В ОТНОШЕНИИ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЭТИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Regulation № 96

Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines (MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2013

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН ОАО «Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей» (ОАО «НИКТИД») и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 «Тракторы и машины сельскохозяйственные»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 998-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН № 96 (включая поправки серии 02) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных, лесных тракторах и внедорожной технике в отношении выбросов загрязняющих веществ этими двигателями («Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines»). При этом дополнительные слова (фразы, раздел 1а и приложение Ж), включенные в текст стандарта для учета особенностей национальной стандартизации, выделены курсивом

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.96-2005 (Правила ЕЭК ООН № 96)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Начиная с 1 января 2014 года не подлежат коммерциализации двигатели с диапазонами мощностей D, Е, F и G, а с диапазонами H,l,Jv\Kэто возможно только при наличии официально выданных сертификатов, подтверждающих их соответствие требованиям настоящего стандарта.

5.2.2 Если одна серия двигателей охватывает несколько диапазонов мощности, как определено в соответствии с приложением Б, то значения выбросов исходного двигателя и двигателей всех типов, относящихся к данной серии, должны отвечать более жестким требованиям применительно к более высокому диапазону мощности.

6 Установка двигателей на транспортных средствах, машинах и оборудовании

Установку двигателя проводят в соответствии с его характеристиками, при этом разрежение на впуске и противодавление отработанных газов не должны превышать значений, указанных в приложении А.

7 Проверка соответствия производства

7.1    При проверке соответствия производства оценивается наличие необходимых условий, обеспечивающих соответствие выпускаемых двигателей требованиям, установленным при проведении сертификационных испытаний.

7.2    Проверка соответствия производства выполняется представителями органа по сертификации с участием представителей испытательной лаборатории, проводившей сертификационные испытания двигателей.

7.3    Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, может в любое время проверить соответствие методов контроля, применяемых к каждой единице продукции.

7.3.1    Во время каждой проверки проводящим ее представителям должны быть предоставлены протоколы испытаний и документация технического контроля.

7.3.2    Если уровень качества двигателя неудовлетворителен или требуется проверить надежность данных, предоставляемых в соответствии с 5.2, то применяют следующую процедуру:

7.3.2.1    Двигатель серийного производства подвергают испытанию, указанному в приложении Д. Значения выбросов оксида углерода, углеводородов, оксидов азота и дисперсных частиц, полученные в результате испытаний, не должны превышать значений, указанных в 5.2.1.

7.3.2.2    Если выбранный из данной серии двигатель не удовлетворяет требованиям 7.3.2.1, то предприятие-изготовитель может потребовать проведения измерений на серии, состоящей из л двигателей, имеющих те же спецификации, и включающей первоначально выбранный. Число п устанавливает предприятие-изготовитель по согласованию с испытательной лабораторией. Все двигатели, за исключением первоначально выбранного, должны быть подвергнуты испытанию. Затем для каждого загрязняющего вещества определяют среднеарифметическое значение х результатов, полученных на выборке. Двигатели серийного производства считают соответствующими требованиям настоящего стандарта, если соблюдено условие

х + kS < I,

V (х - х)2

где S = —-(х — один из результатов по выборке л);

л -/

/ — предельное значение, указанное в 5.2.1, для каждого загрязняющего вещества; к— статистический коэффициент, выбираемый в зависимости от л и указанный в таблице 3.

Таблица 3

п

к

п

к

п

к

п

к

п

к

2

0,973

6

0,376

10

0,279

14

0,233

18

0,203

3

0,613

7

0,342

11

0,265

15

0,224

19

0,198

4

0,489

8

0,317

12

0,253

16

0,216

5

0,421

9

0,296

13

0,242

17

0,210

ГОСТ Р 41.96-2011

г-    . ОГ1    ,    0,860

Если п > 20, то к =

л/л

7.3.3    Лаборатория проводит испытания двигателей, частично или полностью обкатанных в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя.

7.3.4    Для обеспечения стабильности производства сертифицированных двигателей инспекционный контроль проводится, как правило, один раз в год и включает проверку соответствия производства и испытания двигателя в аккредитованной испытательной лаборатории.

8 Санкции за несоответствие производства

Сертификат соответствия, выданный для типа или семейства двигателей на основании настоящего стандарта, может быть отменен органом по сертификации, если не соблюдаются предписания, изложенные в 7.3, или отобранный двигатель (или двигатели) не выдержал испытаний, указанных в 7.3.2.1.

9 Модификация официально утвержденного типа

9.1    Любая модификация официально утвержденного типа или семейства двигателей доводится предприятием-изготовителем до сведения органа, выдавшего сертификат.

Этот орган может либо:

9.1.1    прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий и в любом случае данная модификация типа по-прежнему удовлетворяет сертификату;

9.1.2    потребовать предоставления нового протокола лаборатории, уполномоченной проводить испытания, и по итогам его рассмотрения принять решение о продолжении действия выданного сертификата.

10    Окончательное прекращение производства

Если предприятие-изготовитель, получившее сертификат соответствия, полностью прекращает производство какого-либо типа или семейства двигателей, то оно должно проинформировать об этом орган, выдавший данный сертификат. При получении соответствующего сообщения действие сертификата соответствия прекращается.

11    Переходные положения

11.1    Начиная с официальной даты вступления настоящего стандарта в действие, все выпускаемые и готовящиеся к выпуску двигатели должны отвечать его предписаниям.

11.2    В отступление от положений, закрепленных в 11.1, разрешается коммерциализация двигателей, официально утвержденных на основании предыдущего технического стандарта при условии, что они предназначены в качестве сменных для установки на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации, и что не имеется технической возможности обеспечить соответствие указанных двигателей требованиям настоящего стандарта. 1

Приложение А (обязател ьн ое)

Основные характеристики двигателя и сведения, относящиеся к проведению испытаний

А.1 Описание двигателя

А. 1.1 Предприятие-изготовитель_

А. 1.2 Код двигателя предприятия-изготовителя_

А. 1.3 Цикл: четырехтактный/двухтактный2)

А. 1.4 Диаметр цилиндра_мм

А. 1.5 Ход поршня_мм

А. 1.6 Число и расположение цилиндров_

А. 1.7 Объем цилиндров_ дк/Р

А. 1.8 Номинальная частота вращения_мин    2

А.1.9 Максимальный крутящий момент_ Н    м

А. 1.10 Степень сжатия3)_

А. 1.11 Описание системы сгорания_

А. 1.12 Чертеж(и) камеры сгорания и головки поршня_

А. 1.13 Минимальное поперечное сечение впускных и выпускных отверстий_ мм3

А.1.14 Система охлаждения

А. 1.14.1 Жидкостная

А. 1.14.1.1 Характеристики жидкости_

А.1.14.1.2 Циркуляционный насос(ы): имеется/отсутствует2)

А. 1.14.1.3 Характеристики или марка(и)и тип(ы)_

А. 1.14.1.4 Передаточное(ые) число(а)_

А. 1.14.2 Воздушная

А.1.14.2.1 Компрессор: имеется/отсутствует2)

А. 1.14.2.2 Характеристики или марка(и)и тип(ы)_

А. 1.14.2.3 Передаточное(ые) число(а)_

А.1.15 Температура, разрешенная предприятием-изготовителем

А.1.15.1 Жидкостное охлаждение: максимальная температура на выпуске из двигателя_К

А. 1.15.2 Воздушное охлаждение: контрольная точка_

Максимальная температура в контрольной точке_К

А. 1.15.3 Максимальная температура на выходе из промежуточного охладителя_К

А. 1.15.4 Максимальная температура отработанных газов в выпускной(ых) трубе(ах)

рядом с выводным фланцем(ами) выпускного(ых) коллектора(ов)_К

А.1.15.5 Температура топлива:

-    минимальная_К

-    максимальная_К

А.1.15.6 Температура смазки:

-    минимальная_К

-    максимальная_К

А.1.16 Турбокомпрессор: имеется/отсутствует2)

А.1.16.1 Марка_

А.1.16.2 Тип_

А. 1.16.3 Описание системы (например, максимальное давление, перепускной клапан)

А.1.16.4 Промежуточный охладитель: имеется/отсутствует2)

А.1.17 Система впуска: максимальное допустимое разрежение на впуске при номинальной частоте вращения двигателя и 100 %-ной нагрузке_кПа

А.1.18 Система выпуска: максимальное допустимое противодавление отработанных газов при номинальной

частоте вращения двигателя и 100 %-ной нагрузке_кПа

ГОСТ Р 41.96-2011

А.2 Дополнительные устройства предупреждения загрязнения воздуха (если имеются)

- описание и (или) схема(ы)_

А.З Подача топлива А.3.1 Топливный насос

Давление4* или диаграмма с соответствующими характеристиками_кПа

А.3.2 Система впрыскивания топлива

А.3.2.1 Насос

А.3.2.1.1 Марка(и)_

А.3.2.1.2 Тип(ы)_

А.З.2.1.3 Производительность_мм5    'О    на    один ход или цикл насоса при_миг 4 при полном

впрыскивании или диаграмма с соответствующими характеристиками. Используемый метод: на двигателе/на насосном стенде6*.

А.З.2.1.4 Опережение впрыскивания топлива

А.З.2.1.4.1 Кривая опережения впрыскивания4 *_

А.3.2.1.4.2 Регулировка4*_

А.З.2.2 Патрубки системы впрыскивания топлива

А.З.2.2.1 Длина_ мм

А.З.2.2.2 Внутренний диаметр_мм

А.3.3 Система впрыскивания топлива

А.3.3.1 Форсунка(и) А.З.3.1.1 Марка(и)

А.3.3.1.2 Тип(ы)

А.З.3.1.3 Давление в момент открытия1* или диаграмма с соответствующими характеристиками А.З.3.2 Регулятор А.З.3.2.1 Марка(и)

кПа

мин 4 _ мин-1 мин-1

А.З.3.2.2 Тип(ы)_

А.З.3.2.3 Частота вращения в момент начала срабатывания при полной нагрузке4*

А.З.3.2.4 Максимальная частота вращения без нагрузки4*_

А.З.3.2.5 Минимальная частота вращения на холостом ходу4*_

А.З.4 Система пуска холодного двигателя

А.3.4.1 Марка(и)_

А.З.4.2 Тип(ы)_

А.3.4.3 Описание_

А.4 Клапанное распределение

А.4.1 Максимальный ход клапанов и углы открытия и закрытия, определяемые по отношению к мертвым точкам,

или эквивалентные данные_

А.4.2 Исходные и/или регулировочные зазоры6*_

А.5 Дополнительные сведения об условиях испытаний

А.5.1 Эталонное топливо, используемое для испытаний

А.5.1.1 Цетановое число_

А.5.1.2 Содержание серы_

А.5.1.3 Плотность при 15 °С5*_

А.5.2 Смазка

А.5.2.1 Используемая смазка

А.5.2.2 Марка(и)_

А.5.2.3 Тип(ы)_

(процентное содержание масла в смеси, если смазка и топливо смешиваются)

А.5.3 Оборудование двигателя

А.5.3.1 Перечисление и подробная идентификация_

А.5.3.2 Мощность, потребляемая при различной указанной частоте вращения двигателя (согласно спецификациям предприятия-изготовителя)_

Таблица А.1

Оборудование

Потребляемая мощность*1, кВт, при частоте вращения двигателя

промежуточной

номинальной

Итого:

*) Не должна превышать 10 % мощности, измеренной при испытании.

А.5.4 Определение параметров регулирования динамометра

Разрежение на впуске и противодавление в выпускной трубе устанавливают по верхним пределам, указанным предприятием-изготовителем, в соответствии с Д.2.3 и Д.2.4.

Максимальные значения крутящего момента для указанных частот вращения определяют экспериментально при конкретных режимах испытаний. Максимальный крутящий момент для частоты вращения при испытании двигателей, не предназначенных для работы в диапазоне скорости по кривой изменения крутящего момента с полной нагрузкой, указывает предприятие-изготовитель.

Регулирование двигателя для каждого режима испытания рассчитывают по формуле

S = ({Pm+Pae)—)-Pae-

Если коэффициент

> о,03,

рм

то значение РАЕ следует проверить.

А.5.5 Регулирование динамометра, кВт:

Таблица А.2

Нагрузка, %

Регулирование динамометра, кВт, при частоте вращения

промежуточной

номинальной

10

Ххххххх

50

75

100

ГОСТ P 41.96—2011

А.6 Характеристики двигателя А.6.1 Частота вращения

-    на холостом ходу (минимальная)_мин-1

-    промежуточная_минг1

-    номинальная_мин-1

А.6.2 Мощность двигателя*):

Таблица А.З

Условия испытаний

Мощность, кВт, при частоте вращения

промежуточной

номинальной

Максимальная измеренная мощность Рм, кВт (а)

Общая мощность, потребляемая оборудованием двигателя в соответствии с А.5.3, РАЕ, кВт (Ь)

Полезная мощность двигателя, указанная в 2.8, кВт (с)

с = а + Ь

) Общее значение мощности, измеренной в соответствии с 2.8.

13

Приложение Б (обязательное)

Основные характеристики серии двигателей

Б.1 Параметры, определяющие серию двигателей

Серия двигателей может быть определена с помощью основных конструкционных параметров, которые должны быть одинаковыми. В некоторых случаях они могут быть взаимодополняемыми. Это также необходимо учитывать, чтобы в серию включали только двигатели, имеющие аналогичные характеристики выброса вредных веществ.

Чтобы двигатели можно было рассматривать как относящиеся к одной и той же серии, они должны соответствовать следующему перечню общих основных параметров**:

Б.1.1 Рабочий цикл: двухтактный/четырехтакгный

Б.1.2 Охлаждающая среда:

-    воздух_

-    вода_

-    масло_

Б.1.3 Рабочий объем цилиндра:

-    показатели рабочих объемов цилиндров двигателей не должны отклоняться более чем на 15 %_

-    число цилиндров для двигателей с устройством, обеспечивающим дополнительную очистку отработанных

газов_

Б. 1.4 Метод подачи воздуха:

-    естественный_

-    принудительный_

Б.1.5 Тип/конструкция камеры сгорания:

-    форкамера_

-    вихревая камера_

-    неразделенная камера сгорания_

Б.1.6 Клапан и расположение отверстий — конфигурация, размер и количество:

-    головка цилиндра_

-    стенка цилиндра_

-    картер_

Б.1.7 Система подачи топлива:

-    насос—топливопровод—форсунка_

-    рядный многоплунжерный насос_

-    распределительный насос_

-    одноэлементная система_

-    форсунка__

Б.1.8 Системы обеспечения работы двигателя:

-    принудительная система охлаждения_

-    рециркуляция отработанных газов_

-    впрыск воды/эмульсия_

-    нагнетание воздуха_

Подтверждение идентичности согласно чертежам, номер_

Б.1.9 Дополнительная очистка отработанных газов:

-    окислительный нейтрализатор_

-    восстановительный нейтрализатор_

-    термический нейтрализатор_

-    фильтр для дисперсных частиц_

Подтверждение соотношения, устанавливающего идентичность (или наименьшего показателя для исходного двигателя):

-    мощность системы/показатель подачи топлива на такт впуска согласно диаграммам номер_

'* Ненужное зачеркнуть.

ГОСТ P 41.96—2011

Б.2 Выбор исходного двигателя

Б.2.1 Исходный двигатель серии выбирают с помощью основного критерия — наибольшей цикловой подачи топлива при максимальном крутящем моменте. Если два или более двигателей имеют одинаковые критерии, то исходный двигатель отбирают, используя вторичный критерий —наибольшую цикловую подачу топлива при номинальной частоте вращения. Можно допустить, что самый неблагоприятный случай удельного выброса отработанных газов, производимых серией двигателей, наиболее полно характеризуется при испытании второго из них.

В этом случае для испытания может быть отобран дополнительный двигатель, имеющий наивысшие уровни выбросов, производимых двигателями данной серии.

Б.2.2 Если двигатель, относящийся к этой серии, имеет другие переменные характеристики, влияющие на выбросы отработанных газов, то они также должны быть определены и учтены при выборе исходного двигателя.

Б.З Перечень серии двигателей

Б.3.1 Наименование серии двигателей

Б.3.2 Спецификации двигателей, относящихся к данной серии:

Таблица Б.1

Тип

двигателя

Число

цилиндров

Номинальная

частота

вращения,

мин1

Номинальная

полезная

мощность,

кВт

Частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин"1

Максимальный крутящий момент, Н ■ м

Минимальная частота вращения на холостом ходу, мин"1

Исходный двигатель (подробное описание в Приложении А)

15

Приложение В (обязательное)

Основные характеристики типов серийных двигателей

В.1 Описание двигателя

В. 1.1 Предприятие-изготовитель_

В. 1.2 Код двигателя предприятия-изготовителя_

В.1.3 Цикл: четырехтактный/двухтактный7*

В.1.4 Диаметр цилиндра_мм

В. 1.5 Ход поршня_мм

В. 1.6 Число и расположение цилиндров_

В.1.7 Объем цилиндров_дыр

В. 1.8 Номинальная частота вращения_мин    7

В. 1.9 Максимальный крутящий момент_Н    •    м

В. 1.10 Степень сжатия8*_

В. 1.11 Описание системы сгорания_

В. 1.12 Чертеж(и) камеры сгорания и головки поршня_

В.1.14 Система охлаждения

В. 1.14.1 Жидкостная

В. 1.14.1.1 Характеристики жидкости_

В. 1.14.1.2 Циркуляционный насос(ы): имеется/отсутствует7*

В. 1.14.1.3 Характеристики или марка(и) и тип(ы)_

В. 1.14.1.4 Передаточное(ые) число(а)_

В.1.14.2 Воздушная

В.1.14.2.1 Компрессор: имеется/отсутствует7*

В. 1.14.2.2 Характеристики или марка(и)и тип(ы)_

В. 1.14.2.3 Передаточное(ые) число(а)_

В.1.15 Температура, разрешенная предприятием-изготовителем


В. 1.13 Минимальное поперечное сечение впускных и выпускных отверстий_мм8

В. 1.15.1 Жидкостное охлаждение: максимальная температура на выпуске из двигателя_К

В. 1.15.2 Воздушное охлаждение:

-    контрольная точка_

-    максимальная температура в контрольной точке_К

В. 1.15.3 Максимальная температура на выходе из промежуточного охладителя_К

В. 1.15.4 Максимальная температура отработанных газов в выпускной(ых) трубе(ах)

рядом с выводным(ми) фланцем(ами) выпускного(ых) коллектора(ов)_К

В.1.15.5 Температура топлива:

-    минимальная_К

-    максимальная_К

В.1.15.6 Температура смазки:

-    минимальная_К

-    максимальная_К

В.1.16 Турбокомпрессор: имеется/отсутствует7*

В.1.16.1 Марка_

В.1.16.2 Тип_

В. 1.16.3 Описание системы (например, максимальное давление, перепускной клапан)

В.1.16.4 Промежуточный охладитель: имеется/отсутствует7*

В.1.17 Система впуска: максимальное допустимое разрежение на впуске при номинальной частоте вращения двигателя и 100 %-ной нагрузке_кПа

В.1.18 Система выпуска: максимальное допустимое противодавление отработанных газов при номинальной

частоте вращения двигателя и 100 %-ной нагрузке_кПа

ГОСТ P 41.96—2011

В.2 Дополнительные устройства предупреждения загрязнения воздуха

(если имеются)_

Описание и/или схема(ы)_

Давление9) или диаграмма с соответствующими характеристиками__кПа

В.З Подача топлива

В.3.1 Топливный насос

В.3.2 Система впрыскивания топлива

В.3.2.1 Насос

В.3.2.1.1 Марка(и)_

В.3.2.1.2 Тип(ы)_

В.3.2.1.3 Производительность_мм10    ^    на    один    ход    или цикл насоса при_миМ при полном

впрыскивании или диаграмма с соответствующими характеристиками.

Используемый метод: на двигателе / насосном стенде11).

В.3.2.1.4 Опережение впрыскивания топлива

В.3.2.1.4.1 Кривая опережения впрыскивания9)__

В.3.2.1.4.2 Регулировка9)_

В.3.2.2 Патрубки системы впрыскивания топлива

В.З.2.2.1 Длина_мм

В.З.2.2.2 Внутренний диаметр_мм

В.3.3 Система впрыскивания топлива форсункой

В.3.3.1 Форсунка(и)

В.3.3.1.1 Марка(и)_

В.3.3.1.2 Тип(ы)_

В.З.3.1.3 Давление в момент открытия9) или диаграмма с соответствующими характеристиками_кПа

В.3.3.2 Регулятор

В.3.3.2.1 Марка(и)_

мин-1

мин-1

мин^9

В.3.3.2.2 Тип(ы)_

В.3.3.2.3 Частота вращения в момент начала срабатывания при полной нагрузке9

В.3.3.2.4 Максимальная частота вращения без нагрузки9)_

В.3.3.2.5 Минимальная частота вращения на холостом ходу9)_

В.3.4 Система пуска холодного двигателя

В.3.4.1 Марка(и)_

В.3.4.2 Тип(ы)_

В.3.4.3 Описание_

В.4 Клапанное распределение

В.4.1 Максимальный ход клапанов и углы открытия и закрытия, определяемые по отношению к мертвым точкам,

или эквивалентные данные_

В.4.2 Исходные и/или регулировочные зазоры11)_

ГОСТ P 41.96—2011

Содержание

1    Область применения............................................1

1а Нормативные ссылки..........................................2

2    Термины, определения, обозначения и сокращения...........................2

3    Заявка на оценку соответствия......................................5

4    Соответствие требованиям настоящего стандарта...........................6

5    Технические требования и методы испытаний..............................6

6    Установка двигателей на транспортных средствах, машинах и оборудовании..........8

7    Проверка соответствия производства..................................8

8    Санкции за несоответствие производства................................9

9    Модификация официально утвержденного типа.............................9

10    Окончательное прекращение производства..............................9

11    Переходные положения..........................................9

Приложение А (обязательное) Основные характеристики двигателя и сведения, относящиеся

к проведению испытаний..................................10

Приложение Б (обязательное) Основные характеристики серии двигателей.............14

Приложение В (обязательное) Основные характеристики типов серийных двигателей........16

Приложение Г (обязательное) Протокол испытания типа двигателя с воспламенением от сжатия

или серии типов двигателей как отдельных агрегатов в отношении выброса вредных

веществ...........................................18

Приложение Д (обязательное) Процедура испытания..........................19

Дополнение 1 (обязательное) Процедуры проведения измерений и отбора проб...........23

Дополнение 2 (обязательное) Калибровка аналитических приборов..................28

Дополнение 3 (обязательное) Оценка данных и расчеты........................34

Дополнение 4 (обязательное) Системы анализа и отбора проб.....................40

Дополнение 5 (обязательное) Требования к устойчивости характеристик выбросов.........57

Приложение Е (обязательное) Технические характеристики эталонного топлива, предназначенного для испытаний на официальное утверждение и проверки соответствия производства ...........................................59

Приложение Ж (справочное) Сведения о соответствии национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам и документам, использованным

в качестве ссылочных в примененном международном документе..........62

Библиография................................................63

Приложение Г (обязател ьн ое)

Протокол испытания типа двигателя с воспламенением от сжатия или серии типов двигателей как отдельных агрегатов в отношении выброса вредных веществ

1    Марка двигателя_

2    Тип(ы) двигателя_

2.1    Семейство двигателей_

2.2    Типы, включенные в семейство двигателей_

2.3    Прошедший испытания тип двигателя или репрезентативный образец семейства двигателей_

3    Наименование и адрес уполномоченного представителя предприятия-изготовителя

4 Максимально допустимое разрежение во впускном коллекторе_кПа

5    Максимально допустимое противодавление в выпускном коллекторе_кПа

6    Максимальная допустимая мощность, потребляемая оборудованием двигателя при частоте вращения

-    промежуточной_кВт

-    номинальной_кВт

7    Ограничения при использовании (если имеются)_

г/(кВт • ч) г/(кВт • ч) г/(кВт- ч) г/(кВт • ч)

8    Уровни выбросов вредных веществ — значения, полученные при измерении в каждом из восьми режимов испытания:

СО_

СИ_

NOx_

дисперсные частицы_

9    Двигатель, предоставленный для испытания_

10    Место проведения испытания_

11    Дата проведения испытания_

12    Номер протокола испытания_

13    Документы: заполненные экземпляры согласно приложениям А и Б; чертежи и схемы

18

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЛЕСНЫХ ТРАКТОРАХ И ВНЕДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ, В ОТНОШЕНИИ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЭТИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines

Дата введения — 2013—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт применяется в отношении выбросов вредных газообразных веществ и дисперсных частиц двигателей с воспламенением от сжатия, используемых:

1.1    на транспортных средствах категории Т* с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт;

1.2    в технике, предназначенной и пригодной для передвижения или перемещения по грунту (дороге или бездорожью), с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт, эксплуатируемой в разных скоростных режимах, включая следующие механизмы, но не ограничиваясь ими:

1.2.1    промышленные буровые установки, компрессоры;

1.2.2    строительную технику, в том числе погрузчики на колесном ходу, бульдозеры, тракторы и погрузчики на гусеничном ходу, автопогрузчики, грузовые автомобили повышенной проходимости, гидравлические экскаваторы;

1.2.3    машины и оборудование для лесосечных работ и лесозаготовок;

1.2.4    самоходные сельскохозяйственные машины;

1.2.5    погрузочно-разгрузочные средства;

1.2.6    дорожно-ремонтную технику (автогрейдеры, дорожные катки, асфальтоукладчики);

1.2.7    снегоочистительную технику;

1.2.8    технические средства наземного обслуживания в аэропортах;

1.2.9    пневматические подъемники;

1.2.10    автокраны;

1.3 в технике, предназначенной и пригодной для передвижения или перемещения по земле (дороге или бездорожью), с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт, эксплуатируемой при постоянном числе оборотов двигателя, включая следующие механизмы, но не ограничиваясь ими:

1.3.1    газовые компрессоры;

1.3.2    ирригационные насосы;

1.3.3    генераторные агрегаты с переменной нагрузкой;

1.3.4    газонокосилки, отбойные молотки, снегоочистительное оборудование, подметальные машины.

* Определение категорий — в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

Издание официальное

1а Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:

1    Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV Измерения мощности двигателей

ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения

ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

2    Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    испытания двигателя (test of an engine): Испытания типа или серии двигателей в отношении уровня выброса ими газообразных вредных веществ и дисперсных частиц.

2.2    двигатель с воспламенением от сжатия (compression ignition engine): Двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия (например, дизель).

2.3    тип(ы) двигателей (engine type): Категория двигателей, не отличающихся по существенным характеристикам, указанным в разделах 1—4 приложения А к настоящему стандарту.

2.4    семейство двигателей (engine family): Объединенные предприятием-изготовителем в одну группу двигатели, которые предположительно вследствие своей конструкции имеют аналогичные характеристики выбросов вредных веществ с отработанными газами или соответствуют требованиям раздела 7 настоящего стандарта.

2.5    исходный двигатель (parent engine): Двигатель, отобранный из серии двигателей таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, указанным в приложении Б к настоящему стандарту.

2.6    вредные газообразные вещества (gaseous pollutants): Вещества, выбрасываемые с отработанными газами в виде оксида углерода, углеводородов (выраженных в эквиваленте С1Н185) и оксидов азота (выраженных в эквиваленте диоксида азота N02).

2.7    дисперсные частицы (disperse particulate): Компоненты отработанных газов, собранные конкретной фильтрующей средой после их разбавления чистым отфильтрованным воздухом таким образом, чтобы температура смеси не превышала 325 К (52 °С).

2.8    полезная мощность (net power): Мощность, полученная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или эквивалентной ему детали и определяемая в соответствии с методом измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия по ГОСТ Р 41.24-2003 на транспортных средствах категории Т и самоходных сельскохозяйственных машинах — по ГОСТ 18509, с учетом условий испытания и эталонного топлива, указанных в настоящем стандарте.

2.9    номинальная частота вращения (rated speed): Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя с полной нагрузкой, допускаемая регулятором и указанная предприятием-изготовителем.

2.10    частичная нагрузка (partial load): Часть максимального крутящего момента, достигаемого при определенной частоте вращения двигателя.

2.11    максимальный крутящий момент (maximum torque): Наибольшее значение крутящего момента, указанное предприятием-изготовителем, достигаемое двигателем при работе и определяемое по внешней скоростной характеристике.

2

ГОСТ P 41.96—2011

2.12    промежуточная частота вращения (intermediate speed): Частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая одному из следующих требований:

-    для двигателей, предназначенных для работы в пределах изменения частоты вращения по кривой изменения крутящего момента с полной нагрузкой, промежуточной частотой вращения является указанный максимальный крутящий момент, если он достигается в пределах 60—75 % номинальной частоты вращения;

-    если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении менее 60 % номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 60 % номинальной;

-    если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении более 75 % номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 75 % номинальной.

2.13    период устойчивости характеристик выбросов: Число часов, указанных в дополнении 5 к приложению Д, используемых для определения коэффициентов ухудшения.

2.14    коммерциализация: Предоставление изделия, охватываемого настоящим стандартом, на рынке страны за соответствующую плату или бесплатно с целью его распространения и/или использования.

2.15    В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения.

2.15.1 Обозначения и единицы измерения показателей, определяемых при испытаниях (см. таблицу 1).

Таблица 1

Обозначение

показателя

единицы

измерения

Наименование показателя

Ар

м2

Площадь поперечного сечения изокинетического пробоотборника

Ат

м2

Площадь поперечного сечения выпускной трубы

aver

Средневзвешенные величины:

м3

расход потока;

кг/ч

масса потока;

г/(кВт • ч)

удельный выброс

а

Углеродный коэффициент топлива

Cl

Углерод Cv эквивалентный углеводороду

cone

млн-1 или объемная доля, %

Концентрация (с индексом компонента)

conc0

млн-1 или объемная доля, %

Фоновая скорректированная концентрация

concd

млн-1 или объемная доля, %

Концентрация разбавляющего воздуха

DF

Коэффициент разбавления

U

Лабораторный атмосферный коэффициент

Ffh

Удельный коэффициент топлива, используемый для расчета влажного состояния по сухому состоянию

CAIRW

кг/ч

Массовый расход воздуха на впуске во влажном состоянии

CAIRD

кг/ч

Массовый расход воздуха на впуске в сухом состоянии

Gdilw

кг/ч

Расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии

GEDFW

кг/ч

Эквивалентный массовый расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии

Gexhw

кг/ч

Массовый расход отработанных газов во влажном состоянии

^fuel

кг/ч

Массовый расход топлива

Gtotw

кг/ч

Массовый расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии

Href

г/кг

Исходная абсолютная влажность 10,71 г/кг для расчета NOx и поправочных коэффициентов на конкретную влажность

Ha

г/кг

Абсолютная влажность воздуха на выпуске

Hd

г/кг

Абсолютная влажность разбавляющего воздуха

i

Нижний индекс, обозначающий /-й режим

3

Продолжение таблицы 1

Обозначение

показателя

единицы

измерения

Наименование показателя

КН

Поправочный коэффициент на влажность для NOx

Кр

Поправочный коэффициент на влажность для дисперсных частиц

Kw, а

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для воздуха на впуске

Kw, d

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавляющего воздуха

К\N, е

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавленных отработанных газов

RW, г

Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для первичных отработанных газов

L

%

Крутящий момент в процентах от максимального

mass

г/ч

Массовый расход (интенсивность потока); указанное обозначение используется в качестве нижнего индекса

Moil

кг

Масса пробы разбавляющего воздуха, прошедшей через фильтры для отбора проб дисперсных частиц

Msam

кг

Масса пробы разбавленных отработанных газов, прошедшей через фильтры для отбора проб дисперсных частиц

Md

мг

Отобранная масса пробы дисперсных частиц в разбавляющем воздухе

Ms

мг

Отобранная масса пробы дисперсных частиц

Pa

кПа

Давление насыщенного пара при испытаниях (ИСО 3046-1 [1]: psy)

Pb

кПа

Полное барометрическое давление (ИСО 3046-1 [1]: Рх — при местных окружающих условиях; ру— при испытаниях

Pd

кПа

Давление насыщения пара разбавляющего воздуха

Ps

кПа

Сухое атмосферное давление

P

кВт

Мощность без поправки на торможение

PAE

кВт

Общая мощность, поглощаемая вспомогательным оборудованием, установленным для проведения испытания (не требуется в соответствии с 2.8)

pm

кВт

Максимальная мощность (приложение А)

Pm

кВт

Мощность, измеренная в различных режимах испытания

q

Коэффициент разбавления

r

Отношение площадей поперечного сечения изокинетического пробоотборника и выпускной трубы

Ra

%

Относительная влажность воздуха на впуске

Rd

%

Относительная влажность разбавляющего воздуха

Rf

Коэффициент чувствительности FID

s

кВт

Мощность, определяемая на динамометрическом стенде

Ta

К

Абсолютная температура воздуха на впуске

~^Dd

К

Абсолютная точка росы

Tso

к

Температура воздуха промежуточного охлаждения

^ref

к

Исходная температура воздуха, поступающего в зону горения, 298 К (25 °С)

TsCRef

к

Исходная температура воздуха промежуточного охлаждения

^AIRD

м3

Объемный расход воздуха на впуске в сухом состоянии

^AIRW

м3

Объемный расход воздуха на впуске во влажном состоянии

VDIL

М3

Объем пробы разбавляющего воздуха, прошедшей через фильтры отбора проб дисперсных частиц

Vqilw

м3

Объемный расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии

Vedfw

м3

Объемный эквивалентный расход разбавленного отработанного газа во влажном состоянии

Vexhd

м3

Объемный расход отработанных газов в сухом состоянии

Vexhw

м3

Объемный расход отработанных газов во влажном состоянии

Окончание таблицы 1

Обозначение

показателя

единицы

измерения

Наименование показателя

^SAM

м3

Объем пробы, прошедшей через фильтры отбора проб дисперсных частиц

Vtotw

м3

Объемный расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии

WF

Теоретический коэффициент весомости режима

W

Фактический коэффициент весомости режима

2.15.2    Обозначение химических компонентов

С — углерод;

СО — оксид углерода;

С02 — диоксид углерода;

СН — углеводороды;

NOx — оксиды азота;

N0 — оксид азота;

N02 — диоксид азота;

02    — кислород;

С2Н6 — этан;

РМ — дисперсные частицы;

DOP — диоктилфталат;

СН4 — метан;

С3Н8 — пропан;

Н20 — вода;

PTFE — политетрафторэтилен.

2.15.3    Сокращения

FID — пламенно-ионизационный детектор;

HFID — нагреваемый пламенно-ионизационный детектор;

NDIR — недисперсионный инфракрасный анализатор;

CLD — хемилюминесцентный детектор;

HCLD — нагреваемый хемилюминесцентный детектор;

PDP — насос с объемным регулированием;

CFV — трубка Вентури с критическим расходом.

3    Заявка на оценку соответствия

3.1    Заявка на оценку соответствия двигателя как отдельного технического агрегата

3.1.1    Оценка соответствия двигателя или семейства двигателей в отношении уровня выбросов вредных газообразных веществ и дисперсных частиц осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме сертификации.

Цель оценки — подтверждение того, что предоставленные заявителем образцы двигателей относятся к заявленному для проведения оценки соответствия типу или семейству двигателей и отвечают требованиям, установленным 5.2 настоящего стандарта, и при их изготовлении имеются необходимые условия, обеспечивающие соответствие выпускаемых двигателей указанным требованиям.

3.1.2    Оценку соответствия в форме сертификации осуществляет орган, аккредитованный в установленном в Российской Федерации порядке для проведения работ по сертификации двигателей.

3.1.3    Предприятие-изготовитель двигателя (или его уполномоченный представитель) подает заявку на проведение сертификации, в которой указываются наименование заявителя, его реквизиты, тип двигателя или семейства заявленных на сертификацию двигателей, и прилагает необходимые для ее проведения документы.

5

3.1.4 Орган по сертификации в течение 15 дней рассматривает предоставленные документы, принимает решение и заключает с заявителем договор на выполнение работ по оценке соответствия.

3.2 Заявка на испытания двигателя

3.2.1    В аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории проводятся идентификация представленных образцов двигателей, их сертификационные испытания и оформляются протоколы испытаний.

3.2.2    Заявку на испытания двигателя или серии двигателей в отношении уровня выброса вредных газообразных веществ и дисперсных частиц подает предприятие-изготовитель или уполномоченный им представитель.

3.2.3    К заявке в трех экземплярах прилагается описание типа двигателя, включая характеристики, перечисленные в приложении А, и в случае необходимости — характеристики серии двигателей, указанные в приложении Б.

3.2.4    Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить предусмотренные в разделе 5 испытания, должен быть предоставлен двигатель, соответствующий характеристикам типа, определенным в приложении А. Если будет установлено, что такой двигатель не отражает полностью серию двигателей, указанную в приложении Б, то для испытания предоставляют другой и при необходимости дополнительный двигатель.

4    Соответствие требованиям настоящего стандарта

4.1    Решение о соответствии двигателя или семейства двигателей требованиям настоящего стандарта принимает орган, проводящий сертификацию, по результатам испытаний, проведенных согласно 3.2, и оценки состояния производства согласно разделу 7. При положительном решении орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия.

4.1    Если двигатель, предоставленный на испытания в соответствии с 3.2, удовлетворяет требованиям 5.2, а предприятие-изготовитель при оценке состояния производства — требованиям раздела 7, то данный тип двигателя или серию двигателей считают соответствующими требованиям настоящего стандарта.

4.3    На каждом двигателе, соответствующем типу или серии двигателей, испытанному на основании настоящего стандарта, заявителем, получившим сертификат соответствия согласно 4.1, должна быть проставлена маркировка дополнительного обозначения в виде букв от D до К, указывающих уровень выбросов (5.2.1).

4.4    На каждом двигателе, испытанном на основании настоящего стандарта, как на техническом агрегате, должны быть проставлены:

-    товарный знак или торговое наименование предприятия-изготовителя;

-    код двигателя.

4.5    Эти знаки должны быть четкими и нестираемыми.

5    Технические требования и методы испытаний

5.1    Общие положения

Компоненты, способные влиять на выбросы вредных газообразных веществ и дисперсных частиц, должны быть спроектированы, сконструированы и установлены таким образом, чтобы в условиях нормальной эксплуатации двигатель, несмотря на вибрацию, которой он может подвергаться, соответствовал требованиям настоящего стандарта.

5.1.1    Технические меры, предпринимаемые предприятием-изготовителем, должны обеспечивать эффективное ограничение указанных выбросов в соответствии с настоящим стандартом в течение всего срока эксплуатации двигателя.

5.1.2    При использовании каталитического преобразователя и/или фильтра для дисперсных частиц испытания на прочность, проводимые предприятием-изготовителем согласно существующей технической практике, с помощью протоколов должны подтвердить, что устройства дополнительной очистки будут надежно функционировать в течение всего срока эксплуатации двигателя. Потребителю необходимо предоставить соответствующую гарантию.

5.1.3    Допускается систематическая замена этих устройств после определенного периода эксплуатации двигателя. Любые регулировки, ремонт, демонтаж, чистки, замены элементов или систем, периодически осуществляемые для предотвращения сбоев в работе двигателя, следует проводить только в

ГОСТ P 41.96—2011

случае, если это необходимо с технической точки зрения для обеспечения четкого функционирования системы контроля за выбросами. В руководстве по эксплуатации должен быть указан график выполнения операций по техническому обслуживанию с изложением соответствующих гарантийных предписаний.

5.1.4 Выдержки из руководства по эксплуатации, касающиеся устройств(а) дополнительной очистки, должны быть приведены в информационном документе, указанном в приложении В.

5.2 Требования к выбросам вредных газообразных веществ и дисперсных частиц

Для измерения выделяемых испытуемым двигателем вредных газообразных веществ и дисперсных частиц применяют методы, описанные в дополнении 4 к приложению Д.

Допускается использование других систем или газоанализаторов, если они дают результаты, эквивалентные получаемым с применением исходных систем для выбросов:

-    вредных газообразных веществ, измеряемых в неразбавленных отработанных газах (см. рисунок Д.2);

-    вредных газообразных веществ, измеряемых в разбавленных отработанных газах системы разбавления полного потока (см. рисунок Д.З);

-    дисперсных частиц — система разбавления полного потока, имеющая отдельный фильтр для каждого режима (см. рисунок Д. 13).

Эквивалентность определяют на основе корреляционного исследования рассматриваемой системы и одной или более указанных систем с семью (или более) испытательными циклами.

Критерий эквивалентности устанавливают в качестве согласованной величины + 5 % средневзвешенных величин по циклам выбросов согласно Д.З.6.1.

Для введения новой системы в Правила эквивалентность определяют на основе расчетов повторяемости и воспроизводимости результатов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 5725-1.

5.2.1 Значения выбросов вредных веществ не должны превышать значений, указанных в таблице 2.

Таблица 2

Диапазон

мощности

Полезная мощность Р, кВт

Оксид углерода СО

Углеводороды

СН

Оксиды азота NOx

Дисперсные частицы РМ

г/(кВт • ч)

£

130 < Р< 560

3,5

1,0

6,0

0,2

F

75<Р< 130

5,0

0,3

G

37 < Р < 75

1,3

7,0

0,4

D

18<Р< 37

5,5

1,5

8,0

0,8

Окончание таблицы 2

Диапазон

мощности

Полезная мощность Р, кВт

Оксид углерода СО

Сумма углеводородов и оксидов азота НС + NOx

Дисперсные частицы РМ

г/(кВт ■ ч)

н

130 < Р< 560

3,5

4,0

0,2

I

75<Р< 130

5,0

0,3

j

37 < Р < 75

4,7

0,4

к

19<Р< 37

5,5

7,5

0,6

Предельные величины для диапазонов мощности Н-К включают коэффициенты ухудшения, рассчитываемые в соответствии с дополнением 5 к приложению Д.

Для серийно выпускаемых двигателей, поставленных на производство до введения в действие настоящего стандарта, начиная с 1 марта 2013 года, а для всех проектируемых и модернизируемых— начиная с даты введения в действие настоящего стандарта — сертификация двигателей с диапазонами мощностей D, Е, F \л G на соответствие требованиям настоящего стандарта не проводится.

7

1

2

Ненужное зачеркнуть.

3

> Указать допустимое отклонение.

4

11 Указать допустимое отклонение.

5

* Указать, если значение превышает предусмотренное в таблице Е.1 с учетом относящейся к ней сноски 10.

11

6

* Ненужное зачеркнуть.

7

Ненужное зачеркнуть.

8

* Указать допустимое отклонение.

9

11 Указать допустимое отклонение.

10

17

11

> Ненужное зачеркнуть.