Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

49 страниц

532.00 ₽

Купить ГОСТ 27815-88 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на одноэтажные одиночные и сочлененные автобусы общего пользования вместимостью более шестнадцати стоящих или сидящих пассажиров, кроме водителя.

  Скачать PDF

Заменяет:

Ограничение срока действия снято: Протокол № 3-93 МГС от 12.03.93 (ИУС 5-93)

Рекомендуется использовать ГОСТ Р 41.36-99

Действие завершено 01.07.2004

Оглавление

1. Область распространения

2. Термины и их определения

3. Заявка на официальное утверждение

4. Официальное утверждение

5. Технические требования

5.1. Распределение нагрузки

5.2. Площадь, предназначенная для пассажиров

5.3. Число мест

5.4. Противопожарная защита

5.4.1. Моторное отделение

5.4.2. Заливные горловины топливных баков

5.4.3. Топливные баки

5.4.4. Система питания

5.4.5. Аварийный выключатель

5.4.6. Электрооборудование

5.4.7. Аккумуляторные батареи

5.4.8. Огнетушители и медицинские аптечки

5.4.9 Материалы

5.5 Выходы

5.5.1. Число

5.5.2. Расположение

5.5.3. Минимальные размеры

5.5.4. Технические требования

5.5.4.1. Пассажирские двери

5.5.4.2. Аварийные двери

5.5.4.3. Аварийные окна

5.5.4.4. Аварийные люки

5.5.4.5. Убирающиеся ступеньки

5.5.5 Надписи

5.6 Планировка пассажирского помещения

5.6.1. Доступ к пассажирским дверям

5.6.2. Доступ к аварийным дверям

5.6.3. Доступ к аварийным окнам

5.6.4. Доступ к аварийным люкам

5.6.5. Проходы

5.6.6. Уклон пола

5.6.7. Ступеньки у пассажирских дверей

5.6.8 Пассажирские сиденья

5.7. Искусственное внутреннее освещение

5.8. Поворотная секция сочлененного автобуса

5.9. Маневренность

5.10. Движение сочлененных автобусов по прямой линии

5.11 Поручни и ручки

5.11.1. Общие требования

5.11.2. Поручни и ручки для стоящих пассажиров (автобусы классов I и II)

5.11.3. Поручни в проходах пассажирских дверей

5.12. Ограждение проемов для ступенек .

5.13. Полки для ручной клади, защита водителя

5.14 Крышки люков

6. Изменения типа автобуса

7. Соответствие производства

8. Санкции, налагаемые за несоответствие производства

9. Окончательное прекращение производства

10. Переходные положения

11. Названия и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

12. Замечания относительно допустимой нагрузки на ось или полной конструктивной массы автобуса

Приложение1. Сообщение, касающееся официального утверждения (или отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения) типа автобуса в отношении его конструкции на основании Правил № 36

Приложение 2. Примеры знаков официального утверждения

Приложение 3. Пояснительные схемы

Черт. 1. Доступ к пассажирским дверям

Черт. 2. Доступ к аварийным дверям

Черт. 3. Проходы

Черт. 4. Ступеньки у пассажирских дверей

Черт. 5. Размеры мест для сидения

Черт. 6. Расположение сидений

Черт. 7. Глубина подушки сиденья

Черт. 8. Сиденья, обращенные к перегородке

Приложение 4. Маневренность

Приложение 5. Контрольное устройство для проверки расположения поручней и ручек

Приложение 6. Взаимосвязь международной терминологии автобусов по ГОСТ 27815-88 с "Типажом на автобусы"

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОБУСЫ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ КОНСТРУКЦИИ

ГОСТ 27815-88 (Правила ЕЭК ООН № 36)

Цена 15 коп. БЗ 8—88/566


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

УДК 629.114.5:658.382.3:006.354    Группа    Д21

ГОСТ

27815—88

(Правила ЕЭК ООН № 36)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОБУСЫ

Общие требования к безопасности конструкции

Buses. Safety of construction. General requirements

ОКП 45 1700

Срок действия с 01.01.89

до 01.01.94

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции автобусов.

Разделы 2 (пп. 2,2 и 2.3), 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, приложения 1 и 2, касающиеся официального утверждения типа автобуса, относятся к автобусам, предназначенным для поставок на экспорт в страны, применяющие настоящие Правила ЕЭК ООН № 36.

Стандарт не распространяется на автобусы, производство которых начато до введения в действие настоящего стандарта.

1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные одиночные и сочлененные автобусы общего пользования вместимостью более шестнадцати стоящих или сидящих пассажиров, кроме водителя.

2. ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Издание официальное

2.1. Автобус общего пользования — автотранспортное средство, которое сконструировано и оборудовано для перевозки им, как общественным транспортом, более 8 пассажиров. Существует три класса автобусов общего пользования: класс I — городской автобус; класс II — междугородный автобус и класс III — автобус дальнего следования. При этом автобус любого из указанных классов может быть отнесен к более чем одному классу. В этом случае он может быть официально утвержден в каждом из классов, которым он соответствует.

Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1988

С. 10 ГОСТ 27815-88

дителя и предназначенным для одновременного осуществления следующих функций:

5.4.5.1.1.    Быстрой остановки двигателя;

5.4.5.1.2.    Приведения в действие устройства для прекращения подачи топлива, которое должно быть установлено на топливопроводе возможно ближе к топливному баку;

5.4.4.1.3.    Приведения в действие выключателя аккумуляторной батареи, который должен быть установлен возможно ближе к ней и способного отключать как минимум одну из ее клемм от сети электрооборудования, за исключением цепи, обеспечивающей выполнение функций, указанных в п. 5.4.5.1.4, н цепи питания тахографа;

5.4.5.1.4.    Автоматического включения системы аварийной сигнализации автобуса.

5.4.5.2.    Аварийный выключатель должен быть четко обозначен и иметь ясное описание способа приведения его в действие.

5.4.5.3.    Кроме аварийного выключателя, функции, приведенные в п. 5.4.5.1, могут также выполняться отдельными органами управления при условии, что эти органы не препятствуют срабатыванию аварийного выключателя.

5.4.6. Электрооборудование

5.4.6.1.    Все электрические провода должны быть надежно изолированы, и все эти элементы электрооборудования должны выдерживать воздействие температуры и влажности, которому они подвергаются. В моторном отделении все элементы электрооборудования должны выдерживать воздействие соответствующих температур, масла и испарений.

5.4.6.2.    Ни в одном из проводов электрической цепи не допускается ток, сила которого превышает допустимое значение для данного провода, с учетом способа его установки и максимальной окружающей температуры.

5.4.6.3.    Каждая электрическая цепь питания любого элемента оборудования, кроме стартера, цепи зажигания (в случае принудительного зажигания), свечей зажигания, устройства остановки двигателя, зарядной цепи и аккумуляторной батареи, должна оснащаться плавким предохранителем или автоматическим размыкателем. Однако цепи, питающие устройства с малым потреблением тока, могут оснащаться общим плавким предохранителем или автоматическим размыкателем при условии, что сила проходящего через него тока не будет превышать 16 А.

5.4.6.4.    Все провода должны быть надежно защищены и прочно укреплены, чтобы исключалась возможность их обрыва, перетирания или износа.

5.4.6.5.    В случаях, когда среднеквадратичное значение напряжения в одной или нескольких электрических цепях автобуса превышает 100 В, на каждой клемме незаземленного источника энер-


гии должен быть установлен изолированный ручной выключатель, позволяющий отключить все указанные электрические цепи от основного источника питания; эти выключатели должны быть расположены в автобусе в зоне досягаемости с рабочего места водителя при условии, что ни один из таких выключателей не должен выключать какую-либо электрическую цепь питания обязательных внешних огней автобуса.

5.4.6.6. Необходимо иметь не менее двух таких цепей внутреннего освещения, чтобы выход из строя одной из них не отражался на функционировании другой. Цепь, служащая только для постоянного освещения входа и выхода, может рассматриваться в качестве одной из этих цепей.

5.4.7.    Аккумуляторные батареи

5.4.7.1.    Аккумуляторные батареи должны располагаться в легкодоступном месте и быть хорошо закреплены. Аккумуляторный отсек должен быть отделен от пассажирского салона и хорошо вентилироваться наружным воздухом.

5.4.8.    Огнетушители и медицинские аптечки

5.4.8.1.    В автобусе должны быть предусмотрены места для установки одного или нескольких огнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя. Место, предусмотренное для каждого огнетушителя, должно иметь размер не менее 600x200X200 мм.

5.4.8.2.    В автобусе должны быть предусмотрены места для установки одной или нескольких медицинских аптечек. Место, предназначенное для каждой аптечки, должно иметь размер не менее 360X200X100 мм.

5.4.9.    Материалы

В пределах 10 см от выхлопной трубы не должны размещаться какие-либо воспламеняющиеся материалы, если они надлежащим образом не защищены.

5.5. Выходы

5.5.1. Число

5.5.1 Л. Для автобусов класса I число пассажирских дверей должно быть не менее указанного в табл. 2.


Таблица 2




17—60 61—95 Св. 95


* Без учета водителя.


2

3

4


С. 12 ГОСТ 27815-88

5.5.1.2.    Для автобусов классов II и III число дверей должно

быть не менее двух: либо одной пассажирской и одной аварийной, либо двух пассажирских.

5.5.1.3.    Пассажирские двери автобусов всех классов с сервоприводом рассматривают в данном контексте как выходы только в том случае, если они могут легко открываться вручную после приведения в действие, при необходимости, органов управления, указанных в п. 5.5.4.1.1.

5.5.1.4.    Минимально необходимое количество аварийных выходов должно быть таким, чтобы общее количество выходов соответствовало указанным в табл. 3.

Таблица 3

Пасса ж про вместимость*

Число выходов

17—22

4

23—35

5

Св. 35

6

5.5.1.5.    При расчете минимального числа выходов, которое следует предусмотреть для сочлененного автобуса, каждую его жесткую секцию следует рассматривать условно как отдельный автобус. Число пассажиров для каждой секции следует определять до и после вертикальной поперечной плоскости, проведенной через центр поворотного круга.

5.5.1.6.    Если из отделения водителя не обеспечен доступ в пассажирское помещение, то отделение водителя должно иметь два выхода, которые не должны располагаться в одной и той же боковой стороне; если одним из этих выходов является окно, то оно должно соответствовать требованиям к аварийному окну, приведенным в п. 5.5.4.3.

5.5.1.7.    Двойную пассажирскую дверь считают как два аварийных окна.

5.5.1.8.    При наличии аварийных люков в крыше их число должно быть не менее указанного в табл. 4.

Таблица 4

Пассажировместимость*

Число люков

Не более 50

1

Более 50

2

Без учета водителя.

ГОСТ 27815-88 С 13

5.5.2. Расположение

5.5.2.1.    Пассажирские двери автобуса должны быть расположены с ближайшей к обочине стороны*, при этом не менее одной из них — в передней половине автобуса.

5.5.2.2.    В каждой половине автобуса, передней и задней, должно быть не менее одной двери, при этом они должны быть расположены так, чтобы расстояние между средними вертикальными плоскостями двух каких-либо из этих дверей, перпендикулярными средней продольной плоскости автобуса, составляло не менее 40 % его габаритной длины.

5.5.2.3.    Выходы должны быть расположены таким образом, чтобы в каждой боковой стенке имелось практически одинаковое число их проемов. В автобусе должно быть не менее одного аварийного выхода либо через переднюю или заднюю стенки, либо через аварийный люк (люки) в крыше, При этом для сочлененного автобуса каждую его жесткую секцию следует рассматривать условно как отдельный автобус, причем их соединение не считают выходом.

5.5.2.4.    Проемы выходов, расположенные с одной и той же стороны автобуса, должны быть равномерно размещены вдоль его длины.

5.5.2.5.    В задней стенке автобуса допускается наличие двери при условии, что она является пассажирской.

5.5.2.6.    Если в автобусе имеются аварийные люки, они должны быть расположены следующим образом: если имеется только один люк, то он должен быть расположен в средней части крыши, если имеются два люка, то расстояние между ними, измеренное вдоль линии, параллельной средней продольной плоскости автобуса, должно быть не менее 2 м.

5.5.3. Минимальные размеры

5.5.3.1. Выходы различных типов должны иметь размеры, значения которых не менее указанных в табл. 5.

Таблица 5

Типы выходов

Наименование

размера

Класс

I

Класс

И

Класс

До1ЮЛнителы!ь:о уеловин

Пасса

жирская

дверь

Дверной

проем

Высота,

см

180

165

Ширина,

см

Одиночная дверь: 65 Двойная дверь: 120

Этот размер может быть уменьшен на 10 см при измерениях на уровне поручней

* «Ближайшая к обочине сторона» зависит от страны, в которой зарегистрировано для эксплуатации транспортное средство.

С. 14 ГОСТ 27815-88

Продолжение табл. 5

Типы выходов

Наименование

размера

Класс Класс Класс

I п ш

Дополнительные

условия

Аварийная

Дверь

Дверной

проем

Высота,

см

125

Ширина,

см

55

Аварийное окно

Площадь, см2

4000

В проем окна должен вмещаться прямоугольник высотой 50 см и шириной 70 см

Аварийное окно в задней стенке*

В проеме окна должен вмещаться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см, при этом его углы могут быть закруглены

Аварийный люк

Проем

люка

Площадь, см2

4000

В проем люка должен вмещаться прямоугольник размером 50 X Х70 см

* Аварийное окно в задней стенке по данному требованию допускается выполнять, если невозможно обеспечить указанные выше в таблице размеры аварийного окна.

5.5.4. Технические требования

5.5.4.1. Пассажирские двери

5.5.4.1Л. В системе дистанционного управления каждой из дверей должно быть предусмотрено наличие органов управления, обеспечивающих их открывание, которые должны быть расположены вблизи этих дверей как изнутри, так и снаружи автобуса, при этом наружный орган управления должен быть размещен в специальном гнезде.

5.5.4.1.2.    Пассажирские двери должны иметь возможность открывания их вручную изнутри и снаружи. Допускается иметь устройство для запирания дверей снаружи, если обеспечивается возможность после запирания открыть дверь изнутри.

5.5.4.1.3.    Наружный орган управления открыванием двери должен быть расположен на высоте не более 180 см от уровня доро-

ГОСТ 27815-88 С. 15

ги при снаряженном состоянии автобуса, стоящем на ровной горизонтальной поверхности.

5.5.4.1.4.    Одностворчатая дверь, открывающаяся только вручную, должна быть навешена на петлях пли шарнирах таким образом, чтобы в случае движения автобуса вперед с открытой дверью при соприкосновении ее выступающих за габаритную ширину автобуса частей с каким-либо неподвижным объектом дверь стремилась закрыться.

5.5.4.1.5.    Если двери оборудованы автоматическими запирающимися («английскими») замками, то они должны быть двухпозиционного типа.

5.5.4.1.6.    На внутренней стороне двери не должно быть никаких устройств, перекрывающих подножки или ступеньки при закрытой двери.

5.5.4.1.7.    Если непосредственная видимость с рабочего места участков вблизи пассажирских дверей снаружи и изнутри является недостаточной, должны быть предусмотрены оптические устройства, обеспечивающие водителю видимость этих участков.

5.5.4,2, Аварийные двери

5.5.4.2.1.    Аварийные двери должны иметь устройства для открывания их вручную изнутри и снаружи. Наличие устройств для запирания дверей снаружи допускается, если обеспечивается возможность после запирания открыть их изнутри с помощью обычного механизма открывания.

5.5.4.2.2.    Аварийные двери не должны иметь устройств, предусматривающих использование каких-либо источников энергии (кроме мускульной) для их открывания или закрывания и не должны быть раздвижного типа.

5.5.4.2.3.    Наружная ручка аварийной двери должна быть расположена на высоте не более 180 см от уровня дороги при снаряженном состоянии автобуса, стоящем на ровной горизонтальной поверхности.

5.5.4.2.4.    Аварийные двери должны быть навешены только передней частью. Если имеются устройства, ограничивающие открывание двери, они должны допускать открывание двери на угол не менее 100° и позволять ей оставаться в таком положении.

5.5.4.2.5.    Аварийные двери должны открываться наружу, конструкция их должна быть такой, чтобы вероятность заклинивания, даже в случае деформации кузова автобуса в результате удара, была минимальной.

5.5.4.2.6.    Дверь водителя не может считаться в качестве аварийной двери для выхода пассажиров, если для доступа к ней приходится использовать пространство между сиденьем водителя и рулевым колесом.

5.5.4.2.7.    Аварийные двери, обзор которых с места водителя затруднен, должны быть оснащены звуковыми устройствами, пре-

С. 16 ГОСТ 27815-88

дупреждающими водителя о том, что двери закрыты не до конца и не зафиксированы. Эти устройства должны приводиться в действие фиксаторами двери, а не ее перемещением.

5.5.4.3. Аварийные окна

5.5.4.3.1.    Аварийное окно должно либо иметь устройство быстрого удаления его из проема, либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло.1 Допускается иметь устройство для запирания аварийного окна снаружи, если обеспечивается возможность после запирания открыть окно изнутри.

5.5.4.3.2.    Если аварийное окно открывается на шарнирах, расположенных вдоль верхней его части, то должно быть предусмотрено устройство, удерживающее окно в открытом положении. Открываемые или удаляемые аварийные окна должны открываться или выставляться наружу.

5.5.4.3.3.    Высота панелей кромки аварийного окна над уровнем попа непосредственно под окном должна быть не более 100 и не менее 50 см. Последнее значение может быть уменьшено при наличии ограждения оконного проема, установленного на высоте не менее 50 см, при этом часть проема аварийного окна, приходящаяся над ограждением, должна иметь размеры, позволяющие вместить прямоугольник, указанный в п. 5.5.3.1.

5.5.4.3.4.    Все аварийные окна, обзор которых с места водителя затруднен, кроме тех, использование которых предусматривает их удаление или разбивание стекол, должны быть оснащены звуковыми устройствами, предупреждающими водителя о том, что окна закрыты не до конца и не зафиксированы. Эти устройства должны приводиться в действие фиксаторами окна, а не его перемещением.

5.5.4.4.    Аварийные люки

5.5.4.4.1.    Аварийные люки должны быть скользящего или отбрасываемого типа. Откидные люки не разрешаются. Каждый аварийный люк должен действовать таким образом, чтобы не препятствовать свободному доступу внутрь автобуса или выходу из него.

5.5.4.4.2.    Аварийные люки должны легко открываться как изнутри, так и снаружи. Это требование не следует рассматривать как исключающее возможность запирания аварийного люка с целью предотвращения неразрешенного проникновения внутрь автобуса при условии, что аварийный люк можно всегда открыть изнутри с помощью обычного механизма открывания.

5.5.4.5.    Убирающиеся ступеньки

Убирающиеся ступеньки (подножки), если они имеются, должны удовлетворять следующим требованиям:

ГОСТ 27815-88 С 17

5.5.4.5.1.    Они должны действовать синхронно с соответствующей пассажирской или аварийной дверью.

5.5.4.5.2.    При закрытой двери ни один элемент убирающейся ступеньки не должен выступать более чем на 10 мм за контуры прилегающих частей кузова.

5.5.4.5.3.    При открытой двери и выдвинутой убирающейся ступеньке площадь ее поверхности должна соответствовать требованиям п. 5.6.7.

5.5.4.5.4.    Возможность трогания автобуса с места при помощи своего двигателя при выдвинутой ступеньке должна быть исключена.

5.5.4.5.5.    Возможность выдвижения ступеньки во время движения автобуса должна быть исключена. В случае выхода из строя привода ступеньки она должна убираться и оставаться в задвинутом положении. Однако, такая неисправность или повреждение ступеньки не должна нарушать работу соответствующей двери.

5.5.4.5.6.    Если пассажир стоит на убирающейся ступеньке, возможность закрытия соответствующей двери должна быть исключена. Соответствие этому требованию проверяют размещением в центре ступеньки груза массой 15 кг, соответствующего массе маленького ребенка. Это требование не предъявляется к двери, находящейся непосредственно в поле видимости водителя.

5.5.4.5.7.    Движение убирающейся ступеньки не должно являться причиной нанесения травм пассажирам или лицам, ожидающим автобус на остановках.

5.5.4.5.8.    Внешние углы контуров убирающихся ступенек должны быть закруглены радиусом не менее 5 мм; кромки ступенек должны быть закруглены радиусом не менее 2,5 мм.

5.5.4.5.9.    При открытой пассажирской двери убирающаяся ступенька должна надежно удерживаться в выдвинутом положении. При размещении в центре ступеньки одинарной двери груза массой 136 кг или двойной двери — груза массой 272 кг, отклонение любой точки ступеньки не должно быть более 10 мм.

5.5.5. Надписи

5.5.5.1.    Каждый аварийный выход должен быть обозначен надписью «Аварийный выход» снаружи и внутри автобуса.

5.5.5.2.    Органы управления пассажирскими дверями и всеми аварийными выходами внутри и снаружи автобуса должны быть обозначены либо соответствующим символом, либо четкой надписью.

5.5.5.3.    На органах управления аварийными выходами или вблизи них должны иметься четкие инструкции о способе пользования ими.

С. 18 ГОСТ 27815-88

5.Б.5.4. Язык, на котором должны быть составлены надписи, указанные в пп. 5.5.5.1—5.5.5.3, устанавливают административные органы страны регистрации автобуса.

5.6. Планировка пассажирского помещения

5.6.1.    Доступ к пассажирским дверям (ем. приложение 3, черт. I)

5.6.1.1.    Через свободное пространство внутри автобуса, от боковой стенки, в которой расположена дверь, должен свободно проходить в вертикальном положении шаблон, состоящий из прямоугольного щита толщиной 10 см, шириной 40 см и высотой 70 см и симметрично расположенного на нем второго щита шириной 55 см и высотой, установленной для соответствующего класса автобуса в п. 5.6.1.2. Этот шаблон должен оставаться параллельным дверному проему по мере перемещения шаблона из исходного положения, при котором его сторона, обращенная внутрь автобуса, ка-сательна к наружной кромке дверного проема, в положение, при котором он коснется первой ступеньки, после чего его следует перемещать по ступенькам, располагая перпендикулярно вероятному направлению движения лица, пользующегося этим выходом.

5.6.1.2.    Для автобусов класса I высота верхнего щита должна быть 110 см, для класса II — 95 см, для класса III — 85 см.

5.6.1.3.    После того, как ось симметрии передней стороны шаблона переместится на расстояние 40 см от исходного положения и шаблон коснется пола, его следует удерживать в этом положении. Выполнение условий доступа от передней стороны этого шаблона к проходу следует проверять при помощи цилиндрической фигуры, используемой для контроля требований п. 5.6.5.

5.6.1.4.    При прохождении плоского шаблона расстояние между ним и передним краем несжатой подушки любого сиденья по всей ее высоте должно составлять не менее 30 см.

5.6.1.5.    В случае складных сидений расстояние по п. 5.6.1.4 следует контролировать обязательно при несложном положении сидений.

5.6.1.6.    Наклон пола в проходе к двери не должен быть более 3 % при измерении на автобусе в снаряженном состоянии, стоящем на ровном горизонтальном участке дороги.

5.6.2. Доступ к аварийным дверям (см. приложение 3, черт. 2).

5.6.2.1.    Пространство между проходом и проемом аварийной двери должно обеспечивать беспрепятственное продвижение фигуры, состоящей из вертикального цилиндра диаметром 30 см и высотой 70 см над опорной поверхностью, на который установлен второй вертикальный цилиндр диаметром 55 см, при этом высота фигуры должна составлять 140 см.

5.6.2.2.    Основание первого цилиндра должно находиться в пределах проекции второго цилиндра.

ГОСТ 27815—88 С. 19

5.6.2.3.    При наличии складных сидений на пути передвижения фигуры к проему двери контроль пространства для прохода этой фигуры следует проводить при несложенном положении сидений.

5.6.3.    Доступ к аварийным окнам (см. приложение 3, черт. 3).

Непосредственно перед каждым аварийным окном на всем расстоянии до 43 см от него должно быть предусмотрено свободное пространство, сечение которого, параллельное проему окна, имеет ширину 60 см и площадь 2300 см2. При этом углы этого сечения могут быть закруглены радиусом не более 25 см. Для аварийного окна, расположенного в задней стенке автобуса и выполненного в соответствии со сноской к п. 5.5.3.1, непосредственно перед этим окном на расстоянии до 35 см от него должно быть предусмотрено свободное пространство, сечение которого, параллельное проему окна, имеет высоту 35 см и площадь не менее 5000 см2. При этом углы этого сечения могут быть закруглены радиусом не более 25 см.

5.6.4.    Доступ к аварийным люкам

Аварийные люки должны быть расположены относительно сидений и каких-либо других опор так, чтобы был обеспечен доступ к люкам.

5.6.5.    Проходы (см. приложение 3, черт. 3)

5.6.5.1. Проходы в автобусах должны обеспечивать свободное прохождение фигуры, состоящей из двух соосных цилиндров и перевернутого усеченного конуса между ними и имеющего размеры, значения которых должны соответствовать указанным в табл. 6.

Наименование размера

Класс 1

Класс II

Класс Ш

Диаметр нижнего

45

35

30

цилиндра

Высота нижнего

90

90

90

цилиндра Диаметр верхнего

55

55

45

цилиндра Высота верхнего

50

50

50

цилиндра Общая высота

190

190

190

5.6.S.2. Для автобусов класса I диаметр нижнего цилиндра контрольной фигуры допускается уменьшить до 40 см для любой части прохода позади:

5.6.5.2Л. Поперечной вертикальной плоскости, расположенной на расстоянии 1,5 м впереди оси заднего моста;

С. 2 ГОСТ 27815-88

2.1.1.    Городской автобус (класс I) — автобус, сконструированный и оборудованный для городских и пригородных перевозок; в автобусе этого класса имеются сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров; конструкцией этих автобусов предусматривается возможность перемещения пассажиров в соответствии с частыми остановками.

2.1.2.    Междугородный автобус (класс II) — автобус, сконструированный и оборудованный для междугородных перевозок; в автобусе этого класса вне прохода нет участков, специально предназначенных для стоящих пассажиров, но в нем можно перевозить стоящих в проходе пассажиров на короткие расстояния.

2.1.3.    Автобус дальнего следования (класс III) — автобус, сконструированный и оборудованный для перевозки только сидящих пассажиров на большие расстояния с достаточно высокой степенью комфортабельности.

2.1.4.    Сочлененный автобус — автобус классов I, II или III, который состоит из двух жестких секций, соединенных друг с другом при помощи поворотной секции. В автобусах этого типа пассажирские помещения обеих жестких секций соединены друг с другом. Поворотная секция позволяет пассажирам свободно переходить из одной жесткой секции в другую.

2.2.    Тип автобуса — категория автобусов, не имеющих между собой существенных различий в отношении характеристик конструкции, к которым предъявляются требования настоящего стандарта.

2.3.    Официальное утверждение автобуса — официальное утверждение типа автобуса в отношении характеристик конструкции, к которым предъявляются требования настоящего стандарта.

2.4.    Пассажирская дверь — дверь, используемая пассажирами в обычных условиях эксплуатации, когда водитель находится на рабочем месте.

2.5.    Двойная дверь — дверь, имеющая два прохода или проход, эквивалентный двум проходам.

2.6.    Аварийная дверь — дверь, предусматриваемая дополнительно к пассажирским дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и особенно в случае опасности.

2.7.    Аварийное окно — окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

2.8.    Двойное аварийное окно — аварийное окно, при делении которого на две части воображаемой вертикальной линией (или плоскостью) получаются такие две части, каждая из которых отвечает требованиям в отношении размеров и доступа, предъявляемых к одинарному аварийному окну.

С. 20 ГОСТ 27815-88

5.6.5.2.2. Поперечной вертикальной плоскости, проведенной через заднюю кромку проема самой задней пассажирской двери.

5.6.5.3.    Сиденья автобусов класса III, расположенные с одной стороны прохода по обеим его сторонам, могут иметь конструкцию, позволяющую их перемещение в поперечном направлении, причем ширину прохода в этом случае допускается уменьшить до размера, обеспечивающего прохождение контрольной фигуры с диаметром нижнего цилиндра 22 см при условии, чтобы управление устройством перемещения каждого сиденья было легко доступным для стоящего в проходе лица и позволяло его автоматическое возвращение в положение, соответствующее минимальной ширине прохода 30 см, даже если сиденье занято.

5.6.5.4.    Допускается уменьшить высоту верхнего цилиндра контрольной фигуры на 10 см для любой части прохода позади:

5.6.5.4.1.    Поперечной вертикальной плоскости, расположенной на расстоянии 1,5 м впереди оси заднего моста;

5.6.5.4.2.    Поперечной вертикальной плоскости, проведенной через заднюю кромку проема самой задней пассажирской двери.

5.6.5.5.    В сочлененных автобусах должно быть обеспечено свободное прохождение указанных в п. 5.6.5.1 контрольных фигур, также и через поворотную секцию. Никакие элементы мягкого покрытия поворотной секции, включая элементы гофрированного соединения, не должны выступать внутрь прохода.

5.6.5.6.    В проходе допускается наличие ступенек при условии, что высота каждой ступеньки составляет от 15 до 25 см, при этом глубина ступеньки должна быть не менее 20 см, а ширина — не менее фактической ширины прохода на уровне верхней кромки ступеньки.

Б.6.5.7. Установка в проходе складных сидений не допускается.

5.6.S.8. В автобусах не допускается применение смещающихся в боковом направлении сидений, которые в одном из своих положений могут выступать в проход, за исключением автобусов класса III при соблюдении условий, предусмотренных в п. 5.6.5.3.

5.6.6.    Уклон пола

Уклон пола в местах, предназначенных для стоящих пассажиров, не должен быть равен или более 6 %; однако на участках, находящихся позади поперечной вертикальной плоскости, расположенной на расстоянии 1,5 м впереди оси заднего моста, допускается уклон до 8 % > при этом проверка проводится на автобусе в снаряженном состоянии, стоящем на ровной горизонтальной поверхности.

5.6.7.    Ступеньки у пассажирских дверей (см. приложение 3, черт. 4)

ГОСТ 27815-88    С. 3

2.9.    Аварийный люк — люк в крыше, предназначенный для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

2.10.    Аварийный выход — аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк.

2.11.    Выход — пассажирская дверь или аварийный выход.

2.12.    Пол — часть кузова, на которой стоят пассажиры, на ко* торую опираются ноги сидящих пассажиров и водителя и которая служит также для крепления сидений.

2.13.    Проход — пространство, предназначенное для доступа пассажиров от любого сиденья или ряда сидений к любому другому сиденью или ряду сидений или к любому входному проходу от любой пассажирской двери. Проход не включает в себя пространство в пределах до 30 см перед сиденьем или рядом сидений, которое предназначено для размещения ног сидящих пассажиров* а также не включает в себя ступеньки или любое другое пространство перед сиденьем или рядом сидений, которое предназна* чено только для пассажиров, занимающих это сиденье или ряд сидений.

2.14.    Отделение водителя — пространство, предназначенное исключительно для водителя, в котором расположены рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления автобусом.

2.15.    Масса снаряженного автобуса — масса автобуса в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и багажа, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазкой, инструментом и запасным колесом, если имеются.

2.16.    Полная конструктивная масса — допустимая максимальная масса, заявленная предприятием-изготовителем автобуса и признанная компетентным органом, предоставляющим официальное утверждение (эта масса может превышать «максимальную разрешенную массу», регламентируемую национальным компетентным органом).

3. ЗАЯВКА НА ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

3.1.    Заявка на официальное утверждение типа автобуса в отношении характеристик его конструкции представляется предприятием-изготовителем автобуса или его официально уполномоченным представителем.

3.2.    К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы и сведения в трех экземплярах:

3.2.1.    Подробное описание типа автобуса в отношении его конструкции, размеров, формы и использованных материалов.

3.2.2.    Чертежи автобуса и его внутреннего оборудования.

3.2.3.    Данные, приведенные ниже:

С. 4 ГОСТ 27815-88

3.2.3.1.    Полная конструктивная масса РТ в килограммах, для сочлененного автобуса полная конструктивная масса должна быть указана для каждой его секции отдельно.

3.2.3.2.    Нагрузка от полной конструктивной массы, приходящаяся на каждую ось, в килограмм-силах.

3.2.3.3.    Масса снаряженного автобуса в сумме с массой 75 кг, учитывающей массу водителя, PV в килограммах.

3.2.4.    Устройства для перевозки багажа, если они предусмотрены.

3.2.5.    Общий объем отделений для перевозки багажа (кроме ручной клади) V в куб. метрах и общая масса багажа, который может перевозиться в этих отделениях В в килограммах (если такие отделения для перевозки багажа предусмотрены).

3.2.6.    Общая площадь, отведенная для перевозки багажа на крыше VX в кв. метрах, и общая масса багажа, которая может перевозиться на этой площади ВХ в килограммах (если такая площадь предусмотрена).

3.2.7.    Горизонтальная проекция общей площади, предназначенной для сидящих и стоящих пассажиров 50 в кв. метрах.

3.2.8.    Горизонтальная проекция общей площади, предназначенной для стоящих пассажиров, S\ в кв. метрах, рассчитанная в соответствии с п. 5.2.

3.2.9.    Число мест для сидения Л.

3.2.10.    Предусмотренное общее число пассажиров N.

3.2.11.    Класс или классы, к которому или к которым относится автобус, представляемый для официального утверждения.

3.3.    Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должен быть представлен автобус, представляющий тип автобуса, подлежащего официальному утверждению. 2

ГОСТ 27815-88 С. 5

ить этот же номер другому типу автобуса, определенному в соответствии с п. 2.2.

4.3.    Стороны Соглашения, применяющие Правила ЕЭК ООН № 36, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа автобуса на основании настоящего стандарта по форме, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящему стандарту, и чертежей конструкции автобуса (представляемых предприятием, сделавшим заявку на официальное утверждение), максимальным форматом А4 (210X297 мм) или кратным ему форматом и в соответствующем масштабе.

4.4.    На каждом автобусе, соответствующем типу автобуса, официально утвержденному на основании настоящего стандарта, должен проставляться на видном и легко доступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения:

4.4.1.    Международный знак официального утверждения, состоящий:

4.4.1.1.    Из круга, в котором проставлена буква за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение,3

4.4.1.2.    Из цифры «36», проставленного справа от круга, предусмотренного в п. 4.4.1.1, за которым следует буква R, тире и номер официального утверждения;

4.4.2.    Дополнительное обозначение, отделенное от номера, указанного в п. 4.4.1.2, вертикальной линией и состоящее из римской цифры, соответствующей классу (классам), в котором (которых) автобус был официально утвержден.

4.5.    Если автобус соответствует типу автобуса, официально утвержденному в СССР на основании других приложенных к Соглашению Правил, не следует повторять обозначение, предусмотренное в п. 4.4.1.1.; в этом случае номер, указанный в п. 4.4.1.2, а также номера официальных утверждений и дополнительные обозначения других Правил ЕЭК ООН, в соответствии с которыми в СССР предоставляется официальное утверждение, должны быть

С. 6 ГОСТ 27815-88

расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в п. 4.4.1.1.

4.6.    Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.7.    Знак официального утверждения помещают рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приведены характеристики автобуса, или проставляется на этой табличке.

4.8.    Примеры знаков официального утверждения приведены в приложении 2.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1.    Распределение нагрузки

5.1.1.    Распределение нагрузки от автобуса, стоящего на горизонтальном участке дороги, должно быть таким, чтобы на переднюю ось или оси приходилось не менее:

5.1    Л Л. 25 % нагрузки от массы снаряженного автобуса в сумме с массой 75 кг, размещенной на сиденьи водителя, причем это значение может быть снижено до 20 % для автобусов, относящихся к классу I.

5.1    Л.2. 25 % нагрузки от полной конструктивной массы автобуса в условиях, когда он загружен суммой масс Q, размещенных на каждом сиденьи, суммой масс Q, размещенных в местах, предусмотренных для стоящих пассажиров и равномерно распределенных на площади Si. массой 5, распределенной равномерно в багажных отделениях, и. в соответствующих случаях, массой ВХ, распределенной равномерно на багажной площадке, предусмотренной на крыше.

5.1.2.    Значения Q для различных классов автобусов приведены в п. 5.3.

5.1.3.    Числовое значение В в килограммах принимают исходя из того, что это значение должно быть не менее 100 V, выраженному в куб. метрах.

5.1.4.    Значение ВХ принимают из расчета распределения массы багажа на предусматриваемой на крыше багажной площадке не менее 75 кг/м4.

5.2.    Площадь, предназначенная для пассажиров

5.2.1. Общую площадь S0, предназначенную для пассажиров определяют путем вычитания из общей внутренней площади кузова автобуса:

5.2.1    Л. Площади отделения водителя;

5.2.1.2.    Площади ступенек, у дверей и любой другой ступеньки глубиной не более 30 см;

5.2.1.3.    Площади любого участка, имеющего свободное прост-

ГОСТ 27815-88 С. 7

равство высотой менее 135 см от уровня пола или площадки, предназначенной для размещения ног сидящего пассажира;

5.2.1 .4. Площади любой части поворотной секции сочлененного .автобуса, находящейся за поручнями и / или ограждениями.

5.2.2. Площадь Sь предназначенную для стоящих пассажиров, определяют (только для автобусов классов I и II, в которых допускается перевозка стоящих пассажиров) путем вычитания из So:

5.2.2.1.    Для автобусов класса I:

5.2.2.1.1.    Площади участков, расположенных вне прохода, где уклон пола не менее 6 %, а для участков, указанных в п. 5.6.6, превышает 8 %;

5.2.2.1.2.    Площади участков, которые не являются доступными для стоящего пассажира при всех занятых сиденьях;

5.2.2.1.3.    Площади участков, где свободная высота над уровнем пола составляет менее 190 см, а для участков, находящихся позади поперечной вертикальной плоскости, расположенной на расстоянии 1,5 м впереди оси заднего моста, — менее 180 см (при этом поручни и ручки во внимание не принимают);

5.2.2Л.4. Площади, расположенной перед вертикальной плоскостью, проходящей через центр поверхности подушки сиденья водителя (когда оно находится в своем крайнем заднем положении) и центр наружного зеркала заднего вида, расположенного на противоположной стороне автобуса;

5.2.2.2. Для автобусов класса II: площади всех участков, расположенных вне прохода.

5.3.    Число мест

5.3.1.    В автобусе должны быть предусмотрены места для сидения, соответствующие требованиям п. 5.6.8, число которых А должно быть не менее числа квадратных метров площади So, округленного до ближайшего целого числа.

5.3.2.    Пассажировместимость N рассчитывают по формуле:

АТ , , S, , РТ—PV—100К —75КХ

л Л"г^> ^-5    ’

где Q и Ssp — по табл. 1.

5.3.3.    Полную конструктивную массу автобуса и нагрузки на оси следует определять, исходя из пассажировместимости и массы багажа (В-\-ВХ) в килограммах:

5.4. Противопожарная защита

5.4.1.    Моторное отделение

5.4.1.1.    В моторном отделении допускается использование какого-либо легковоспламеняющегося либо адсорбирующего топливо и масло материала, если он не имеет непроницаемого для топлива и масла покрытия.

1999

5.4.1.2.    Конструкция моторного отделения должна исключать возможность накопления топлива или масла в любом его месте, 4

С. 8 ГОСТ 27815-88

для чего, при необходимости, могут предусматриваться дренажные отверстия,

5.4.1.З. Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким, как устройство, предназначенное для поглощения энергии, например, замедлитель, или отопитель помещения,, за исключением использующего для своих функций горячую воду) и остальной частью автобуса должна быть размещена перегородка из огнестойкого материала.

Таблица 1

Класс

Масса пассажира Q, кг

Площадь ну одного стоящего пассажира 5Цр, мг/пассажир

Класс I**

0,125

Класс II

71*

0,15

Класс III

71*

Стоящие пассажиры

не допускаются

* Включая массу ручной клади, равную 3 кг.

** Если автобус класса II или класса III официально утверждают в качестве автобуса класса 1, массу багажа, перевозимого в багажных отделениях, доступных только снаружи транспортного средства, не принимают во внимание.

ГОСТ 27815-88 С. 9

надежной. Расположение баков должно быть таким, чтобы обеспечивалась их защита конструкцией автобуса в случае лобового столкновения. Ни один из элементов топливного бака не должен находиться на расстоянии менее 60 см от передней поверхности

кузова.

5.4.3.2.    Ни один из элементов топливного бака не должен выступать за габаритную ширину кузова.

5.4.3.3.    Все топливные баки подвергают гидравлическому испытанию иа воздействие внутреннего давления, проводимому на отдельном комплекте с заливным патрубком, горловиной и пробкой серийного производства. Бак полностью заполняют водой. После исключения всякого сообщения с наружной атмосферой в баке через трубку топливопровода постепенно увеличивают относительное давление до значения, вдвое превышающего рабочее, но не менее 0,3 бар, которое поддерживают в течение одной минуты. В течение этого времени в стенках бака не должно появиться ни трещин, ни утечек, но допускается остаточная деформация.

5.4.3.4.    Топливные баки должны быть коррозионностойкими.

5.4.3.5.    Любое избыточное или любое давление, превышающее рабочее, должно автоматически сбрасываться с помощью соответствующих компенсационных устройств (вентилей, предохранительных клапанов и т. п.). Конструкция этих устройств должна полностью исключать возможность возникновения пожара.

5.4.4. Система питания

5.4.4.1.    В отделениях, предназначенных для пассажиров и водителя, не должно быть никаких устройств и элементов топливной

систем ы.

5.4.4.2.    Размещение топливопроводов и остальных элементов топливной системы должно максимально обеспечивать их защиту от повреждений.

5.4.4.3.    Перекосы, изгибные деформации и вибрации всей конструкции автобуса или его силовой установки не должны вызывать чрезмерных напряжений в топливопроводах.

5.4.4.4.    Конструкция и установка трубок или шлангов с жесткими элементами системы питания должны обеспечивать их герметичность в условиях эксплуатации независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции автобуса или его силовой установки.

5.4.4.5.    Размещение элементов топливной системы должно быть таким, чтобы в случае утечки топливо попадало только на дорогу и полностью исключалась возможность его попадания на элементы выхлопной системы.

5.4.5.    Аварийный выключатель

5.4.5.1. Автобус должен быть оснащен аварийным выключателем, расположенным в пределах досягаемости с рабочего места во-

1

Последнее исключает возможность применения остекления аварийного окна иг слоистого стекла или пластмассы.

2

ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

4.1.    Если автобус, представленный на официальное утверждение на основании Правил ЕЭК ООН № 36, удовлетворяет требованиям разд. 5 настоящего стандарта, данному типу автобуса предоставляют официальное утверждение.

4.2.    Каждому официально утвержденному типу автобуса присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого указывают номер серии поправок к Правилам ЕЭК ООН № 36 (в настоящее время «02», что соответствует поправкам серии 02, вступившим в силу 7 сентября 1986 г.), соответствующих последним значительным техническим изменениям, внесенным в эти Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присво-

3

1 — Федеративная Республика Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 5 — Швеция, 6 — Бельгия, 7 — Венгрия, 8 — Чехословакия, 9 — Испания, 10 — Югославия, 11    — Великобритания, 12 —- Австрия,

13 — Люксембург, 14 — Швейцария, 15 — Германская Демократическая Республика, 16 — Норвегия, 17 — Дания, 18 — Финляндия, 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — Союз Советских социалистических Республик; следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения «О принятии единообразных условий официального утверждения о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств» или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

4

35 4.

5.4.2. Заливные горловины топливных баков

5.4.2.1.    Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только снаружи автобуса.

5.4.2.2.    Заливные горловины топливных баков должны быть размещены на расстоянии не менее 50 см от любого дверного проема, если топливный бак предназначен для бензина, и не менее 25 см — если он предназначен для дизельного топлива; они не должны быть размещены в пассажирском помещении или отделении водителя. Расположение отверстий заливных горловин должно быть таким, чтобы исключалась возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему при заправке.

5.4.2.3.    Утечка топлива через пробку заливной горловины или через устройство для выравнивания давления в баке не допускается, даже в случае когда бак полностью опрокинут, но просачивание допускается.

5.4.2.4.    Если заливная горловина расположена на боковых сторонах автобуса, то пробка в закрытом положении не должна выступать за прилегающую поверхность кузова.

5.4.2.5.    Конструкция пробок заливных горловин должна исключать возможность их самопроизвольного открывания.

5.4.3. Топливные баки

5.4.3.1. Конструкция крепления топливных баков должна быть