ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
РАДИОМАЯКИ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
БЛИЖНЕЙ НАВИГАЦИИ
МЕТОДЫ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ГОСТ 26904-86
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ
МОСКВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РАДИОМАЯКИ
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ БЛИЖНЕЙ НАВИГАЦИИ
Методы летных испытаний
Radio
beacons for short range radio engineering
navigation systems. Flight test methods
|
ГОСТ
26904-86*
|
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 16 июня 1986 г. № 1489 срок
введения установлен
с
01.01.88
Настоящий
стандарт распространяется на радиомаяки радиотехнической системы ближней
навигации (РСБН) (далее - радиомаяки) и устанавливает единые требования к
методам летных испытаний радиомаяков при вводе в эксплуатацию, периодических
проверках в процессе эксплуатации и к аппаратуре летного контроля (АЛК).
Стандарт
не распространяется на АЛК КПА-ЭС-1.
Термины
и определения, применяемые в стандарте, - по ГОСТ 18832-73, ГОСТ 16263-70.
1. СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К АЛК
1.1. Летные
испытания радиомаяков проводят при помощи летающей лаборатории (ЛЛ),
оборудованной АЛК.
1.2. В
состав АЛК должна входить следующая аппаратура:
1.2.1.
Бортовая аппаратура (БА) РСБН с антенно-фидерной системой (АФС), в составе
которой должно быть не менее двух антенн для обзора передней и задней полусфер.
1.2.2.
Контрольно-поверочная аппаратура (КПА).
1.2.3.
Устройство регистрации результатов измерений.
1.2.4.
Устройство индикации результатов измерений.
1.2.5.
Оптический прицел.
1.3. АЛК
и ее составные части, установленные на ЛЛ, должны иметь следующие основные
характеристики:
1.3.1. Погрешность БА не должна быть более ± 0,1° по
азимуту и ± 60 м по дальности. Погрешность градуировки КПА не должна быть более
± 0,035° по азимуту и ± 15 м по дальности.
1.3.2. Устройство регистрации должно обеспечивать
регистрацию измеренных значений азимута, дальности, высоты, сигналов
незадержанной готовности* азимута и дальности с частотой не менее 1
Гц или непрерывно. Погрешность регистрации измеренных значений азимута и
дальности не должна быть более ± 0,05° по азимуту и ± 50 м по дальности.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
*
Под сигналом незадержанной готовности понимают сигнал, который появляется в
измерительном устройстве БА только при наличии всех сигналов, необходимых для
измерения азимута и дальности.
1.3.3.
Устройство индикации должно обеспечивать отображение на световом табло или на
измерительных приборах значений азимута, дальности и их сигналов готовности.
Погрешность индикации измеренных значений азимута не должна быть более ± 0,05°,
дальности - более ± 50 м.
1.3.4.
Разрешающая сила оптического прицела должна быть не менее 45.
1.3.5.
АЛК должна обеспечивать включение той антенны ЛЛ, которая соответствует
направлению на радиомаяк.
1.3.6.
Характеристики АФС должны соответствовать требованиям, приведенным в
нормативно-технической документации (НТД) на АЛК.
Диаграмма
направленности АФС должна обеспечивать обзор пространства в нижней полусфере
вертикальной плоскости относительно места установки антенны до углов не менее
90° на уровне 0,5 максимального сигнала.
1.3.7.
Мощность передатчика должна быть от 500 до 600 Вт.
1.3.8.
Чувствительность приемника по азимутальному каналу должна быть от минус 130 до
минус 133 дБ/Вт, чувствительность приемника по дальномерному каналу - от минус
115 до минус 118 дБ/Вт.
1.4.
АЛК, установленная на ЛЛ, должна пройти государственные испытания или
метрологическую аттестацию и подвергаться периодической проверке для
подтверждения метрологических характеристик.
2. ПОДГОТОВКА К
ЛЕТНЫМ ИСПЫТАНИЯМ
2.1.
Перед проведением летных испытаний градуируют измерительную цепь AJIK от КПА в соответствии с НТД на КПА. По
результатам градуировки определяют систематическую погрешность БА АЛК по
азимуту и дальности во всех точках, имитируемых КПА значений азимута и
дальности. Систематическую погрешность DХг, град, (км), рассчитывают по
формуле
DХг = Хи - ХКПА, (1)
где Хи -
значение азимута (дальности), измеренное по сигналам КПА, град, (км);
ХКПА - действительное
значение азимута (дальности), имитируемое КПА, отградуированной с погрешностью,
указанной в п. 1.3.1, град. (км).
2.2. Оценку погрешности радиомаяка по азимуту и дальности
проводят способом визирования ориентиров, для чего по крупномасштабной
топографической карте (масштаб 1:50000) выбирают ориентиры в направлениях
рабочих зон радиомаяка на расстояниях от 30 до 70 км. В качестве ориентиров
используют хорошо различимые на местности и обозначенные на карте предметы
(триангуляционные вышки, отдельные строения, перекрестки дорог, мосты и
другие). Азимут и дальность ориентира относительно радиомаяка для одной и той
же шестиградусной зоны Xj
рассчитывают по формулам:
(2)
(3)
где j - угол схождения меридианов в точке
установки радиомаяка, определяемый по карте методом интерполяции, град.;
X0, Y0 - прямоугольные координаты
радиомаяка в системе Гауса-Крюгера, определяемые при размещении радиомаяка на местности;
X, Y - прямоугольные координаты ориентира,
определяемые по карте.
Расстояния
измеряют металлической линейкой по ГОСТ 427-75.
Значения
азимута и дальности, рассчитанные по формуле (2) и (3), принимают за действительные.
Погрешности определения действительных значений не должны превышать ± 0,076° по
азимуту и ± 40 м по дальности.
2.3.
Допускается использовать любой другой способ определения действительных
значений азимута и дальности, если этот способ по точности и достоверности
измерений не уступает указанному выше.
3. ПРОВЕДЕНИЕ
ИСПЫТАНИЙ
3.1.
Летные испытания радиомаяков проводят с целью определения следующих тактических
характеристик:
-
дальности действия;
-
нерабочей зоны над радиомаяком;
-
точности по азимуту и дальности;
-
непрерывности измерения азимута и дальности при радиальных полетах ЛЛ от
радиомаяка, на радиомаяк и в зоне аэродрома.
3.2. Полеты по определению дальности действия радиомаяка
выполняют в направлениях рабочих зон, обслуживаемых проверяемым радиомаяком.
Полеты от радиомаяка и на радиомаяк выполняют на высотах* от 2700 до
3000 м. При полетах по маршруту крены ЛЛ должны быть минимальными и находиться
в пределах ± 10°. В процессе полета проводят регистрацию сигналов, указанных в
п. 1.3.2.
Полет выполняют до удаления, при котором заканчивается непрерывное обнаружение
информации об азимуте и дальности (отсутствие сигналов незадержанной готовности
азимута и дальности и их измеренных значений). Если информация о дальности
прекращается раньше, чем об азимуте, фиксируют путевую скорость ЛЛ и время до
момента прекращения информации об азимуте.
*
По согласованию со службой эксплуатации радиомаяков допускается выполнять
полеты и на других высотах, которые выбирают в соответствии со спецификой
конкретных условий и возможностей ЛЛ.
3.3. Полеты
по определению нерабочей зоны над радиомаяком выполняют в соответствии с п. 3.2. При
подлете к радиомаяку выдерживают направление полета, обеспечивающее пролет ЛЛ
над радиомаяком. При этом фиксируют дальность до радиомаяка при входе в
нерабочую зону в момент пропадания сигналов незадержанной готовности азимута
(дальности) и дальность при выходе из нерабочей зоны в момент их появления.
3.4.
Полеты по определению точности радиомаяка по азимуту и дальности путем
визирования ориентиров выполняют на высотах, соответствующих углу места от 0,7
до 1,4°. Над каждым ориентиром выполняют не менее четырех проходов в
направлениях от радиомаяка и на радиомаяк на постоянной высоте и с минимальной
скоростью. Крены ЛЛ в момент прохода над ориентиром не должны превышать ± 3°.
Вывод ЛЛ на ориентир осуществляет экипаж с боковым отклонением от ориентира не
более ± 50 м, определяемым при помощи оптического прицела. В момент пролета над
ориентиром подают разовую команду, по которой проводят фиксацию и регистрацию
измеренных значений азимута и дальности. Темп регистрации сигналов азимута и
дальности должен составлять не менее шести раз в секунду.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.5. Полеты по определению непрерывности измерения азимута и
дальности проводят в зоне аэродрома на высотах и маршрутах, которые назначены
для выполнения маневра при заходе на посадку, пребывания в зоне ожидания на
аэродроме (аэропорту) и на маршрутах в соответствии с п. 3.2.
4. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Определение дальности действия радиомаяка
4.1.1.
По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности и измеренным значениям
азимута и дальности определяют удаление, на котором прекратилась
(возобновилась) непрерывная информация об азимуте и дальности. Это удаление
принимают за дальность действия радиомаяка. Дальность действия определяют
раздельно по каналу азимута и дальности для каждого проверенного направления.
При превышении дальности действия азимутального канала над дальномерными к
дальности действия радиомаяка по азимуту прибавляют расстояние, равное
произведению путевой скорости ЛЛ и времени, зарегистрированных в полетах в
соответствии с п. 3.2.
4.2. Определение нерабочей зоны над радиомаяком
4.2.1.
По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности и высоте прохода ЛЛ при
полетах над радиомаяком определяют дальности в моменты входа ЛЛ в нерабочую
зону и выхода из нее. Радиус нерабочей зоны R рассчитывают по формуле
(4)
где D - дальность до радиомаяка в момент
входа ЛЛ в нерабочую зону или выхода из нее, км;
Н -
высота полета, км.
4.3. Определение точности радиомаяка по азимуту и
дальности
4.3.1.
Расчет погрешностей измеренных значений азимута и дальности радиомаяка проводят
для каждого ориентира по ГОСТ
8.207-76, в соответствии с которым рассчитывают:
4.3.1.1.
среднее значение азимута (дальности) радиомаяка Xj, град, (км), в точке j
по формуле
(5)
где Xkj - регистрируемое значение азимута
(дальности) при k-м
проходе над j-м
ориентиром (с учетом отклонения ЛЛ от ориентира в момент его пролета), град,
(км);
п -
число проходов над ориентиром;
4.3.1.2.
оценку среднего квадратического отклонения среднего значения S(xj) по формуле
(6)
4.3.1.3.
доверительные границы ± ej случайной погрешности среднего
значения при доверительной вероятности r = 0,95 по формуле
(7)
где t - коэффициент Стьюдента, равный
соответственно 3,2; 2,6; 2,4; 2,3 для п = 4, 6, 8, 10;
4.3.1.4.
погрешность результата измерения азимута (дальности) Dj радиомаяка по формуле
(8)
где ;
Q1 -
погрешность азимута (дальности) КПА, приведенная в п. 1.3.1;
Q2 -
погрешность определения действительных значений азимута (дальности),
приведенная в п. 2.2;
4.3.1.5.
погрешность радиомаяка по азимуту (дальности) DXj в
точке j по формуле
(9)
где Хг -
погрешность БА, вычисленная по формуле (1);
Xj - действительные значения
азимута (дальности), град. (км).
4.3.2.
Результат измерения погрешности радиомаяка записывают в форме DXj ± Dj при Р* ³ 0,95
DXj ± Dj, Р* ³ 0,95 (10)
4.4. Определение непрерывности измерения азимута и
дальности
4.4.1.
Для определения непрерывности измерения азимута (дальности) при полетах по пп. 3.2 и 3.5 весь
участок полета разбивают на интервалы от 5 до 10 км по дальности или от 1 до 2
мин по времени. По зарегистрированным сигналам незадержанной готовности азимута
(дальности) на каждом интервале находят участки, где отсутствовала
информация об азимуте (дальности). Непрерывность измерения азимута р
(дальности) определяют как вероятность наличия сигнала незадержанной готовности
на данном интервале и вычисляют по формуле
(11)
где N - интервал по дальности
или времени, на котором определяют непрерывность измерения азимута (дальности),
км (с);
п -
сумма участков (отсчетов) маршрута, на которых присутствовала информация об
азимуте (дальности) на интервале N.
Измерения
азимута (дальности) считают непрерывными, если р ³ 0,6.
4.5. Оформление результатов летных испытаний
4.5.1.
Результаты летных испытаний радиомаяков оформляют протоколом, который должен
содержать табл. 1
- 4
по форме, приведенной в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
ФОРМЫ ТАБЛИЦ ДЛЯ
ПРОТОКОЛА ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Таблица 1
Наименование
характеристики
|
Измеренное значение
|
Примечание
|
От радиомаяка
|
На радиомаяк
|
по каналу А
|
по каналу Д
|
по каналу А
|
по каналу Д
|
Дальность действия по
направлениям, км:
|
|
|
|
|
|
A1 =
|
|
|
|
|
|
A2 =
|
|
|
|
|
|
A3 =
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Наименование
характеристики
|
Измеренное
значение на высоте Н = ..., м
|
Примечание
|
Радиус
нерабочей зоны над радиомаяком, м
|
|
|
Таблица 3
Наименование
характеристики
|
Координаты
ориентиров
|
Погрешность
измеренных значений
|
Примечание
|
А,
град
|
Д,
км
|
А,
град
|
Д,
км
|
Точность
радиомаяка над ориентирами:
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Наименование
характеристики
|
Измеренное значение
|
Примечание
|
От радиомаяка
|
На радиомаяк
|
В зоне аэродрома
|
по каналу А
|
по каналу Д
|
по каналу А
|
по каналу Д
|
по каналу А
|
по каналу Д
|
Непрерывность
измеренных значений при полетах:
|
|
|
|
|
|
|
|
на
маршруте с азимутами:
|
|
|
|
|
|
|
|
А1 =
|
|
|
|
|
|
|
|
А2 =
|
А3 =
|
в
зоне предпосадочного маневра
|
|
|
|
|
|
|
|
в
зоне ожидания
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Состав и основные требования к
алк. 1
2.
Подготовка к летным испытаниям.. 2
3.
Проведение испытаний. 3
4.
Методы обработки результатов летных испытаний. 4
Приложение Формы
таблиц для протокола летных испытаний. 5
|