Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

15 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования к размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа), сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы летчиков на всех режимах полета.

Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные катапультными креслами

Оглавление

Приложение Термины и их пояснения

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КАБИНА САМОЛЕТА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ И АВАРИЙНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСТ 24396-88

Издание официальное

БЗ 5—88/395


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

Страница 2

УДК 629.7.042:3:006.354    Группа    Д10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КАБИНА САМОЛЕТА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ

Общие требования к размещению основных и

аварийных органов управления    ГОСТ

Aircraft cabin for two pilots.    24396_88

Main and emergency controls location general requirements

ОКСТУ 7502

Дата введения 01.07.89

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа), сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы летчиков на всех режимах полета.

Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные катапультными креслами.

Термины и их пояснения приведены в приложении.

1. Размещение органов управления должно соответствовать указанному на черт. 1 и в табл. 1.

Издание официальное ★

Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1988


Страница 3

С. 2 ГОСТ 24396-88

Черт.

Страница 4

Таблица 1

Выполняемая Функции

Обозна

чение

органа

управле

ния

1

2

3

4

5

6

Управление по каналам тангажа и крена

Управление по каналу курса

Управление режимами работы двигателей Управление колесами передней опоры шгсси на режимах взлета и посадки

Управление торможением колес шасси Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (электрическое)

Управление углом установки стабилизатора, имеющего несколько фиксированных положений

Местоположение органов управления

Штурвал самолета Педали управления Центральный пульт Педали управления

Педали управления

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый

чики

На центральном пульте кабины в зоне, установленной для рычага 15

Оператор

Левый

и

правый

лет-

чики

Левый

и

правый

лет-

чики

Левый

и

правый

лет-

чики

Левый

и

правый

лет-

чики

Левый

и

правый

лет-

чики

Левый

и

правый

лет-

чики

и правый лет-

Примсчапас

При использовании стабилизатора для балансировки по усилиям орган управления триммером руля высоты (механизмом триммерного эффекта) допускается только как резервный под пломбой. В этом случае орган управления триммером руля высоты следует располагать вблизи органов управления 15 и 16


Страница 5

Продолжение табл. 1

Выполняемая функция

Обозна

чение

органа

управле

ния

8

9

10

И

12

13

И

Управление оперативным отключением автопилота от системы штурвального управления Аварийное отключение автопилота

Управление выпуском штанги дозаправки топливом в полете

Управление выпуском тормозного парашюта

Управление открытием огня

Включение радиосвязи

Включение внутрисамо-летной связи

Местоположение органов управления

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика На штурвале под ле-вую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Оператор

Левый и правый летчики

Левый и правый летчики

Левый и правый летчики

Левый и правый летчики

Левый и правый летчики

Левый и правый летчики

Левый и правый летчики

Примечание

При наличии оперативного отключения автопилота размещать на штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика

Допускается объединение органов управления 13 и 14


Страница 6

Продолжение табл. )

Обозна

чение

органа

управле

ния

Выполняемая функция

Местоположение органов управления

Оператор

Примечание

15

Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (механическое)

В средней части центрального пульта кабины слева и справа или только слева в зависимости от расстояния между летчиками в зоне II, допускается в зоне /

Левый и правый летчики

При наличии двух органов управления каждый летчик уп* равляет одним

16

Управление балансировкой по усилиям в канале крена

В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне //, допускается в зоне III

Левый и правый летчики

17

Управление балансировкой по усилиям в канале курса

В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее, за органом управления 16 в зоне III, допускается в зоне II

Левый и правый летчики

18

Управление аварийным рассоединением проводок управления самолетом

В задней части центрального пульта кабины в зоне III, допускается в зоне II

Левый и правый летчики, третий член экипажа, рабочее место которого размещено у центрального пульта кабины летчиков и ориентировано лицом по направлению полета; (далее — третий член экипажа)

Страница 7

19

Управление закрылками и предкрылками

В средней части центрального пульта кабины, справа от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I

Левый

чики

и правый лет-

20

Управление интерцепторами, воздушными тормозами

В средней части центрального пульта кабины слева от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне /

Левый

чики

и правый лет-

21

Управление стреловидностью крыла

В передней части центрального пульта кабины слева в зоне /

Левый

легчик

22

Управление убожой и выпуском шасси

В левой части правой приборной доски, правой части центральной приборной доски летчиков

Правый летчик

23

Рулежное управление колесами передней опоры шасси

На левом пульте в зоне II

Левый

летчик

24

Управление аварийным торможением колее шасси

В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I

Левый

летчик

Допускается наличие раздель-ного (основного) управления закрылками и предкрылками

При установке на приборной доске летчиков шести многофункциональных экранных индикаторов допускается установка органа управления в передней части верхнего пульта летчиков или под ним

При необходимости для обеспечения удобства руления орган управления устанавливается у правого летчика


Продолжение табл. 1

Обозна

чение

органа

Выполняемая функция

Местоположение органов управления

Оператор

Примечание

управле

ния


Страница 8

Продолжение табл. 1

Обозна

чение

органа

управле

ния


Местополо же н и е органов управления


Выполняемая функция


Оператор


Примечание


У правление остановом двигателей

25

В средней части центрального пульта кабины слева и справа или сзади органов управления режимами работы двигателей в зоне //, допускается в зоне /

Левый и правый чики, третий член пажа

лет

эки-

Допускается объединять с органами управления режимами работы двигателей. При наличии в составе экипажа бортинженера с основным рабочим местом у борта необходима установка резервных органов останова двигателей на его рабочем месте


26


лет-


27


лет-

эки-



28


лет-


Включение режимов системы автоматического управления


Управление запуском двигателей в воздухе


Управление реверсом тяги


В средней части центрального пульта кабины непосредственно перед органами управления режимами работы двигателей или на них в зоне /

На верхнем пульте летчиков в зоне //. Допускается установка на центральном пульте кабины

На козырьке приборной доски летчиков


Левый и правый чики, третий член пажа


Левый и правый чики


Левый и правый чики


Для летчиков, одетых в специальное снаряжение, на козырьке приборной доски устанавливают два пульта — для левого и правого летчиков. Для летчиков, одетых в летние костюмы, допускается установка на козырьке одного пульта


Страница 9

Продолжение табл. !


С. 8 ГОСТ 24396—88


Обозна

чение

органа

управле

ния

29


Местоположение органов управления


Примечание


Оператор


В ы пол и я ем п я ф v и к д и я


Левый и правый чики


Строевое управление автопилотом


В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II

На органах управления режимами работы двигателей

На верхнем пульте летчиков в зоне / или II

В зоне, установленной для органов останова двигателей. Зона II


лэт-


Для левого летчика — на крайнем левом органе, для правого — на крайнем правом


Левый и правый чики

Левый и правый чики, третий член пажа Левый и правый чики, третий член пажа


30

31

32


Управление отключением автомата тяги

Управление противопожарной системой

Управление перекрыв-ными топливными кранами (перед двигателями)


лет-

лет-

эки-

лет-

ЭКИ'


Если перекрывные топливные краны закрываются только в случае пожара, то органы управления ими следует размещать на щитке управления противопожарной системой 31 или вблизи него


Переключение системы приемников воздушного давления на резервное питание

Управление открытием аварийного люка


На левом пульте — для левого летчика, на правом пульте — для правого летчика. Зона II Допускается в зоне III На левом пульте — для левого летчика, на правом пульте — для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III


33


Левый и правый чики


лет-


Левый и правый чики


34


лет-


Страница 10

Продолжение табл. 1

Обозна

чение

органа

управле

ния


Местоположение opi'iiiiou упранлепия


Выполняемая функция


Примечание


Оператор


35    Включение    сигнализа

ции об аварийных выходах, об аварийном покидании самолета

36    Управление    аварийным

сбросом давления в кабине

37    Управление    внешним

светотехническим оборудованием

38    Управление флгсгирова-нием винтов маршевых двигателей

На левом пульте в зоне //, допускается в зоне III

На верхнем пульте в зоне II Допускается на правом пульте На верхнем пульте летчиков в зоне /, допускается в зоне //

На верхнем пульте летчиков в зоне II, допускается на центральном пульте кабины в зоне II отдельно или совместно с органами управления 25

Левый летчик

Правый летчик, третий член экипажа Правый летчик

Правый летчик

Левый и правый летчики, третий член экипажа


Примечания:

1.    В зависимости от конструкции самолета, состава экипажа и т. д., отдельные органы управления могут не устанавливаться на рабочем местелетчика. При отсутствии какого-либо органа управления взаимное размещение остальных органов управления должно быть сохранено.

2.    Допускается объединение органов управления балансировкой по усилиям (электрических) в каналах тангажа, крена и курса в различных сочетаниях. При этом воздействие на такой объединенный орган управления обеспечивает только приведение к нулю усилий на соответствующих рычагах управления. Если объединенный орган управления обеспечивает в том числе балансировку по усилиям в канале тангажа, место его размещения такое, как органа управления 6. Если такой орган управления обеспечивает балансировку по усилиям только в каналах крена и курса, место его размещения — как органа управления 16.

Страница 11

С. 10 ГОСТ 24396-88

2. Координаты размещения штурвала управления самолетом, педалей, органов управления режимами работы двигателей и координаты при применении укороченной колонки с миништурвалом относительно точки S должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2.

* Размер для справок.

А — точка проекции линии, соединяющей середины обеих рукояток штурвала при нейтральном положении поверхностей управления тангажом и креном самолета; В — точка на контактной поверхности педалей, находящаяся на пересечении линии перегиба подошвы (в месте соединения с каблуком) и оси симметрии педали; D — центр рукояток органов управления режимами работы двигателей в положении «малый газ»; 5 — теоретическая точка взаимного пересечения трех плоскостей: плоскости симметрии кресла, плоскости сиденья и плоскости спинки при среднем положении кресла по вертикали;

/ — регулировка педалей; 2 — перемещение педалей

Черт. 2

Страница 12

ГОСТ 24396-88 С. 11

Таблица 2

Размеры, мм

Вид

штурвала

самолета

Расстояние между осями рукояток штурвала

Расстояние между центрами левой и правой ■педалей

L, не более

L,

L 2

а

Номин.

и

С:

Номин.

Пред.

откл.

Номин.

Пред.

откл.

Номин.

Пред.

откл.

X

S

о

X

Пред. откл.

Обычный

340

+ 40 —50

630

325

±10

640

±40

о

Ю

+7° —3°

415

+ 25

Миништур

— 100

вал на уко

210

+ 90

565

325

+10

540

±20

53°

±2°

роченной

—10

колонке

3.    При применении укороченной колонки с миништурвалом значение рабочего хода педалей может сокращаться до 50%-

4.    Органы управления размещают в пределах зон функциональной досягаемости для летчика, одетого в легкий костюм или специальное снаряжение в зависимости от назначения самолета.

5.    Органы управления, случайное воздействие на которые может привести к аварийной ситуации, необходимо устанавливать так, чтобы исключить возможность непроизвольного их перемещения.

6.    Расстояние между двумя органами управления, расположенными рядом, должно исключать непроизвольное одновременное воздействие на них летчика при работе в перчатках.

7.    Органы управления должны быть установлены так, чтобы при их захвате и перемещении обеспечивалось естественное, удобное положение руки летчика и удобное приложение усилий.

8.    Размещение органов управления в технически обоснованных случаях может уточняться решением макетной комиссии.

9.    Размещение органов управления одного наименования и назначения (режимами работы двигателей и др.) должно соответствовать расположению управляемых объектов на самолете.

10.    Расстояние между границей зон I, II и точкой 5 (черт. 2) должно быть 400 мм, а между границей зон II, III и точкой 5 — 150 мм.

Страница 13

С. 12 ГОСТ 24396-88

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ТЕРМИНЫ И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Термин

Пояснение

Основной орган управления

Аварийный орган управления

Резервный орган управления

Орган управления, используемый членом экипажа при нормальном функционировании бортовых систем или агрегатов самолета Орган управления, используемый в аварийной ситуации

Орган управления, используемый для приведения в действие резервной системы в случае отказа (невозможности использования) основной системы

Страница 14

ГОСТ 24396-88 С. IS

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    ИСПОЛНИТЕЛИ

Г. Ф. Шитиков, канд. техн. наук (руководитель темы); В. А. Каряка; А. Л. Луговенко; В. В. Коренков; И. В. Диденко

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.06.88: № 2238

3. Срок проверки — 1994 г.;

периодичность проверки — 5 лет

Страница 15

Редактор В. С. Бабкина Технический редактор И. Н. Дубина Корректор В. И. Кануркина

в наб. 13.07.88. Подп. в печ. 16.09.88 1,0 уел. п. л. 1,0 уел. кр.-отт. 4000

Сдано

Тираж

0,77 уч.-изд. л. Цена 5 кол.

Орден.а «Знак Почета» Издательство стал'да:ртов, 123840. Москва, ГСП, Повопресн«нский пер., 3 .Тип. «Московский печатник». Москва. Лялин пер., 6. Зак. 2786