Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

34 страницы

487.00 ₽

Купить ГОСТ 23734-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на промышленные тракторы общего назначения, в том числе на промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов.

  Скачать PDF

Заменен на ГОСТ 23734-98

Переиздание (июль 1986 г.) с Изменением № 1

Данные о замене опубликованы в ИУС 8-1999

Действие завершено 01.07.2000

Оглавление

1 Общие требования

2 Методы испытаний

Приложение 1 (рекомендуемое) Определение радиусов поворота трактора

Приложение 2 (рекомендуемое) Определение положения центра тяжести

Приложение 3 (обязательное) Определение среднего удельного давления на грунт

Приложение 4 (рекомендуемое) Форма записи результатов испытаний по определению показателей работы трактора при торможении через ВОМ

Приложение 5 (обязательное)

Приложение 6 (рекомендуемое) Обработка результатов испытаний по определению тяговых показателей трактора

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТРАКТОРЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 23734-7»

Цена 10 коп.


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

гост

23734-79*

ТРАКТОРЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ

Методы испытаний

Industrial tractors.

Test methods

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 3 июля 1979 г. № 2377 срок введения установлен

с 01.01.51

Проверен в 1986 г. Постановлением Госстандарта от 07.04.86 N9 915

срок действия продлен    до    01.01.91

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на промышленные тракторы общего назначения, в том числе на промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов.

Стандарт не распространяется на лесопромышленные тракторы (в том числе трелевочные), лесохозяйственные и сельсколозяйст-венные модификации промышленных тракторов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Порядок проведения, виды и программа испытаний, число образцов, представленных для испытании, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15.001-73 и ГОСТ 25836-83.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2.    Тракторы, предназначенные для испытаний, должны соответствовать требованиям рабочих чертежей, утвержденных в установленном порядке и технических условий на конкретную модель трактора.

Демонтаж и монтаж сборочных единиц во время испытаний допускается только в случаях, предусмотренных требованиями настоящего стандарта и программой испытаний.

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

* Переиздание (июль 1986 г.) с Изменением № 1, утвержденным в апреле 1986 г (ИУС 7—86).

© Издательство стандартов, 1987

ние 2 ч при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива. Измерения следует проводить не менее 7 раз через равные промежутки времени, в том числе в начале и конце испытаний. Испытания следует повторить, если мощность, полученная на основании хотя бы одного измерения, отличается от средней арифметической за время испытания более чем на 2%.

2.3.14.    Испытания по определению показателей на ВОМ в зависимости от частоты вращения проводят при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче. Частоту вращения необходимо последовательно уменьшать от л^1,05 Ян.э до «^0,85 «м где ян.э — частота вращения при номинальной эксплуатационной мощности, лм — частота вращения при максимальном крутящем моменте.

2.3.15.    Испытания по определению показателей на ВОМ при частичных нагрузках проводят при работе дизеля в диапазоне изменения частоты вращения под воздействием регулятора при положении его органов управления, соответствующем полной подаче топлива, в последовательности значений моментов на хвостовике ВОМ, приведенной ниже:

а)    по технической документации предприятия-изготовителя трактора, а при отсутствии — 85% момента по подпункту г;

б)    без нагрузки (допускается не отсоединять нагружающее устройство, если момент сопротивления его при выключенной нагрузке не превышает 5% значения момента на хвостовике ВОМ по подпункту а);

в)    50% значения, указанного в подпункте а;

г)    равен моменту при максимальной мощности по п. 2.3.14;

д)    25% значения, указанного в подпункте а\

е)    75% значения, указанного в подпункте а.

Продолжительность работы дизеля на каждом режиме—20 мин.

2.3.16.    Испытания по определению показателей работы при частоте вращения хвостовика ВОМ, регламентированной для работы с агрегатируемыми машинами и орудиями, проводят в течение 2 ч при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива. Измерения следует проводить не менее 7 раз через равные промежутки времени, в том числе в начале и конце испытаний. Испытание следует повторить, если мощность, полученная хотя бы при одном измерении, отличается от средней арифметическое за время испытаний более чем на 2%.

Испытания не проводят, если частота вращения хвостовика ВОМ, установленная предприятием-изготовителем трактора, совпадает с частотой вращения хвостовика ВОМ при испытаниях по п. 2.3.13.

ГОСТ J3734—7* Стр. 11

2.3.17.    Испытания по пп. 2.3.13—2.3.16 в случае, если ВОМ не предназначен для передачи максимальной мощности дизеля, следует заменять испытаниями в течение 2 ч, состоящими из повторяющихся шестиминутных циклов:

а)    мощность на ВОМ и частота вращения, регламентированные технической документацией предприятия-изготовителя трактора — в течение 5 мин;

б)    мощность на ВОМ, превышающая на 20% указанную в подпункте а (при невозможности получения указанной мощности испытания следует проводить при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива) при частоте вращения по подпункту а —■ в течение 2 мин.

2.3.18.    Показатели на ВОМ следует определять в соответствии с формулами, приведенными в табл. 2.

Таблица 2

Наименование параметра

Расчетные формулы или условия определения

1.    Мощность на ВОМ, Л^вом, кВт

2.    Максимальная мощность на ВОМ, NBOMmax , кВт

Мвом • Пв эм

ВОМ —    д550

Определяют как среднее арифметическое на основании всех измерений при испытаниях по п. 2.3.13 Определяют как среднее арифметическое на основании всех измерений при испытаниях по п. 2.3.16

_    °т

^евом ЛГвом ’ 103


2.3.19. Оформление результатов испытаний — по рекомендуемому приложению 4.

2.4. Определение показателей работы и пусковых качеств дизеля

2.4.1. Показатели работы дизеля, установленного на тракторе, определяют в случае, если нагружающее устройство может быть соединено непосредственно с дизелем или с хвостовиком вала отбора мощности, механически связанного с дизелем и не имеющего ограничений по передаваемой от него мощности.

В других случаях, если это предусмотрено программой испытаний и согласовано с предприятием-изготовителем трактора, допускается определять показатели работы дизеля при стендовых испытаниях по ГОСТ 18509-80. Дизель должен быть снят с трактора и установлен на стенде в той лее комплектности, что и на тракторе. Стенд должен быть оборудован радиаторами, облицов-

кой, капотом и топливным баком, расположенными по отношению к дизелю таким же образом, что и на тракторе.

2.4.2.    При проведении испытаний должны быть выполнены требования пп. 2.3.2—2.3.6 и 2.3.8—2.3.10.

Прщ выполнении требований по п. 2.3.8 в случае, если составные части трансмиссии и оборудование, кроме установленного непосредственно на дизеле, работают без нагрузки, в результаты испытаний следует вносить поправки на потребляемую ими мощность. Значение поправок — по техническим условиям на конкретную модель трактора.

2.4.3.    Атмосферные условия во время испытаний должны соответствовать требованиям п. 2.3.7.

2.4.4.    Показатели, определяемые в зависимости от программы испытаний, и предельные погрешности средств измерений по абсолютной величине должны соответствовать табл. 1 и разд. 2 ГОСТ 18509—80.

2.4.5.    Методы определения показателей и характеристик дизеля, установленного на тракторе, кроме предельных продольного и поперечного углов наклона, характеристик пусковых, продолжительности пуска, прокручивания коленчатою вала, вибрационных и шумовых, а также выбросов вредных веществ с отработавшими газами, дымности отработавших газов, стабильности показателей и безотказности, должны соответствовать требованиям пп. 2.4.6— 2.4.8 и разд. 3 ГОСТ 18509-80.

2.4.6.    При определении пусковых качеств трактор перед началом каждою пуска должен быть выдержан при заданной температуре окружающего воздуха не менее 18 ч.

Температуру вкладышей коренных подшипников, а также головок цилиндров и цилиндров дизелей воздушного охлаждения не контролируют.

2.4.7.    Предпусковой разогрев дизеля в случае его применения осуществляют устройствами, входящими в комплект трактора. Продолжительность разогрева не должна быть более указанной в технических условиях на конкретную модель трактора.

2.4.8. Допускается при определении соответствия минимальной температуры пуска, установленной в нормативно-технической документации, проводить испытания на одном температурном режиме.

Мвом i • Лвом

2.4.9. Обработка результатов испытаний — по разд. 4 ГОСТ 18509—80. При этом частоту вращения и крутящий момент в случае, если нагружающее устройство соединено с хвостовиком ВОМ, имеющим механическую связь с дизелем, следует подсчитывать по формулам:

ft i*1t bomJ    --

ГОСТ 23734-79 Стр. 13

где Пвом'— частота вращения хвостовика ВОМ, об/мин;

i — передаточное число от дизеля к хвостовику ВОМ;

■Маем — момент на хвостовике ВОМ, Н-м; т)вом — к.п.д. передачи от дизеля к хвостовику ВОМ.

Значение передаточного числа и к.п.д. передачи — по технической документации предприятия-изготовителя трактора.

2.4.10.    При оценке стабильности показателей дизеля мощности, крутящий момент, среднее эффективное давление и расход топлива на номинальном скоростном режиме при полной подаче топлива и в режиме максимальной мощности приводят к стандартным атмосферным условиям, температуре и плотности топлива по разд. 4 ГОСТ 18509-80.

При температуре окружающего воздуха ниже 0°С поправки следует принимать такими же, что и при температуре окружающего воздуха выше 0°С, а давление водяных паров — равным нулю.

2.4.11.    Оформление результатов испытаний — по разд. 4 ГОСТ 18509—80. На графиках и в таблицах должны быть указаны значения передаточного числа и к.п.д. передачи от дизеля к ВОМ, а также барометрического давления, температуры и влажности окружающего воздуха, температуры и плотности топлива во время испытаний.

2.5. Определение показателей системы «двигатель-гидротрансформатор».

2.5.1.    Показатели внешней характеристики системы «двигатель — гидротрансформатор» следует определять методом торможения выходного вала гидротрансформатора на неподвижном тракторе посредством тормоза, оснащеного динамометрическим или (и) весовым устройством.

2.5.2.    Условия проведения испытаний и подсоединения к тормозу должны соответствовать приведенным в подразделе 2.3.

2.5.3.    Испытания необходимо проводить при последовательном снижении частоты вращения выходного вала гидротрансформатора от частоты вращения холостого хода ,до частоты вращения, определяемой кинематическим передаточным отношением ггдт=^0,4.

При испытаниях следует измерять частоту вращения ведущего вала П\, ведомого вала п2, нагрузочный момент М2, давление рабочей жидкости на входе и выходе р1 и р2 и ее температуру t2 на выходе гидротрансформатора.

2.5.4.    Погрешность показаний манометра по абсолютной величине не должна быть более 2,5%.

2.5.5.    На основании измерений следует построить кривую зависимости выходной мощности Nгдт, нагрузочного момента М2 и частоты вращения ведущего вала щ от частоты вращения ведомого вала п2. Показатели, не вошедшие в графическое изображение, следует дать в табличной форме или в виде выводов.

Стр. 14 ГОСТ 23734-79


2.6. Определение показателей работы гидропривода

2.6.1.    Показатели гидравлического привода (в том числе и отбора мощности) следует определять методами, установленными ГОСТ 17108-79 и настоящим стандартом.

2.6.2.    Условия испытаний должны соответствовать приведен*-ным в лп. 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5—2.3.10. При этом гидронасос отключаться не должен.

2.6.3.    Показатели следует определять при установке на выводах гидролиний, предназначенных для подсоединения магистралей гидродвигателей, устройств, обеспечивающих в зависимости от определяемого показателя;

бесступенчатое изменение давления в подводящей гидролинии до давления, соответствующего полному перепуску рабочей жидкости через предохранительное устройство (клапан);

измерение давлений у выводов гидролиний в диапазоне 50— 100% давления, соответствующего полному перепуску рабочей жидкости через предохранительное устройство;

определение расхода рабочей жидкости в отводящей гидролинии при его снижении не менее чем до 25% расчетного номинального расхода насоса;

поддержание и определение температуры рабочей жидкости на входе в отводящую гидролинию.

2.6.4.    Измерения следует проводить при положении рычага управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива.

2.6.5.    Погрешности средств измерения по абсолютной величине кс должны быть более указанных в табл. 3.


Таблица 3


Наименование параметра


Обозначение Погреш


ность


Давление у выводов гидролиний, fla:


подводящей


отводящей

Расход рабочей жидкости (объемный), м3/с Частота вращения выходного вала двигателя, об/мин Масса топлива, израсходованного за опыт, кг Температура охлаждающей жидкости в двигателе, °С Температура масла в двигателе, °С Температура топлива, °С

Температура рабочей жидкости гидропривода, °С Показания мокрого термометра, °С Показания сухого термометра, °С Атмосферное давление, кПа Продолжительность опыта, ч


0,02 рп O,0i2 р0,02 0,005 Гсдв 0,02 тт


Рп

Ро

Q

Пдв

тт


2

2

2

2

0,5

0,5

0,2


0,00006


ГОСТ 23734-7» Стр. 15

2.6.6.    Продолжительность работы при определении расхода топлива одновременно с другими показателями (кроме атмосферных) должна быть не менее 25 с.

2.6.7.    Обработку результатов испытаний следует проводить в соответствии с обязательным приложением 5.

2.7.    Определение тяговых показателей трактора

2.7.1.    Тяговые показатели определяют методом торможения движущегося трактора нагрузкой на крюке (тягово-сцепном устройстве).

2.7.2.    Тяговые показатели определяют при комплектностях трактора, соответствующих п. 2.2.2.

2.7.3.    Трактор до проведения тяговых испытаний должен иметь наработку не менее 150 моточасов.

(Измененная редакция, Изм, № 1).

2.7.4.    Испытания следует проводить при движении:

гусеничных тракторов по глинистому треку, укатанному или

расчищенному грейдером, с плотностью, соответствующей 5—12 ударам плотномера ДорНИИ и влажностью 8—15% на глубине 8—12 см;

колесных тракторов по очищенному от грязи и следов масла треку с асфальтовым или бетонным покрытием (в том числе термокадаму);

тракторов исполнений У и ХЛ по ГОСТ 15150-69 по мерзлому суглинку влажностью 8—15% на глубине 8—12 см.

2.7.5.    Длина участка измерения — не менее 60 м.

2.7.6.    Отклонение от плоскостности поверхности трека в пределах габаритов машины не должно быть более 20 и 10 мм соответственно для глинистого и бетонного (асфальтового) треков. Уклоны плоскости, прилегающей к поверхности трека в пределах габаритов машины не должны быть более 1% вдоль и 3% поперек движения для бетонного (асфальтового) трека и 2 и 6% соответственно для глинистого трека.

2.7.7.    Испытания следует проводить при атмосферных условиях, регламентированных программой испытаний в зависимости от климатического исполнения трактора. Если условия испытания не предусмотрены программой, их следует проводить при нормальных значениях факторов внешней среды по ГОСТ 15150-69, при этом давление должно быть не менее 96,6 кПа (0,966 кгс/см2), а температура — не более 35°С.

При испытании по мерзлому грунту температура должна быть минус 4—6°С.

2.7.8.    Испытания должны быть проведены при типоразмерах шин или гусениц и дополнительных грунтозацепах, предусмотренных рабочими чертежами, утвержденными в установленном порядке, и техническими условиями на конкретную модель трактора.

При этом в начале тяговых испытаний уменьшение высоты грунто-зацепа шин или гусениц по сравнению с номинальным не должно быть более 35%, а увеличение шага гусеницы не должно быть более 3%.

2.7.9.    При трансмиссии с блокируемым гидротрансформатором испытания следует проводить как с блокированным, так и работающим гидротрансформатором.

2.7.10.    Отклонения направления тягового усилия по отношению к вертикальной продольной плоскости симметрии расположения движителей и к горизонтали не должны быть более 3°.

2.7.11.    Вспомогательное оборудование, выключение которого при работе предусмотрено конструкцией (например, насос гидравлической системы, компрессор), при испытаниях должно быть отключено, или, если это не предусмотрено, должно работать вхолостую.

2.7.12.    Элементы управления трактором должны быть установлены в положение, соответствующее прямолинейному движению* Использовать их в процессе испытаний не допускается.

2.7.13.    Температура топлива в приборе для измерения его расхода или непосредственно за ним, а также давление перед топливоподкачивающим насосом в начале измерения не должны отличаться от указанных значений в тех же местах при эксплуатации в аналогичных условиях и наполовину заполненном баке.

2.7.14.    Температуру, давление и влажность воздуха следует определять в пределах ширины колеи движителей впереди трактора на расстоянии 2—2,5 м от него и на высоте 1,5—2 м от грунта (трека).

Измерения следует проводить ежедневно в начале и конце испытаний.

2.7.15.    Плотность грунта следует измерять в день проведения испытаний не менее чем в 10 равномерно расположенных по длине трека местах, соответствующих предполагаемому следу движителя.

2.7.16.    Погрешности средств измерений по абсолютной величине не должны быть более указанных в табл. 4.

2.7.17.    Средние тяговые усилия на 0,1 пути в процессе измерения на заданном фоне не должны отличаться более чем на 4% среднего, полученного за опыт.

2.7.18.    Длительность загрузки перед измерением должна соответствовать стабилизации режима. Для одиночной загрузки после остановки трактора расстояние, проходимое им до измерения, должно быть не менее 100 м.

2.7.19.    Испытания по определению тяговых показателей трактора при частоте вращения вала двигателя и положении органов управления, соответствующем п. 2.3.13, следует вести, начиная с

ГОСТ 23734-79 Стр. 17

Таблица 4

Наименование параметра

Обозна

чение

Погрешность

Тяговое усилие на крюке, Н

Ркр

0,02 Ркр

Продолжительность опыта, ч

Т

0,00006

Путь, пройденный трактором, км

Масса (объем) топлива, израсходованного за опыт,

S

0,05 S

кг' (дм3)

'ГПт(Ут)

0,02тт (0,02 Ут)

Расход топлива, кг/ч (дм3/ч)

Gt(Qt)

0,02СТ (0,02QT)

Атмосферное давление, кПа

Ратм

0,2

Давление в шинах, кПа

Рш

0,05 Рш

Температура жидкостей, °С

2

Показания сухого термометра, °С

^сух

0,5

Показания мокрого термометра, °С

^мок

0,5

Плотность грунта, удар

Масса сосуда с влажным, сухим грунтом или без

0

1

него, г:

тв

0,01/Пв

тс

0,01 тс

Количество оборотов движителя (колеса, гусеницы)

ГПП

0,01 тП

за опыт

По

0,2

Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/с

Ждв

0,005п дв

наименьшего передаточного отношения, при котором загрузка вызывает буксование, регламентированное как предельное технической документацией и кончая передаточным отношением, при котором реализуется наибольшая мощность. При отсутствии в технической документации предельного буксования его следует брать равным 20%. Количество передаточных отношений, при которых определяют показатели, должно быть не более шести, а разности смежных отношений не должны отличаться друг от друга более чем на половину их значения.

При ступенчатой коробке эти отношения выбирают с учетом димультипликаторов и ходоуменьшителей.

2.7.20.    Испытания по определению тяговых показателей работы трактора на передаче (передачах) характерной (характерных) для его использования по назначению и при крайнем положении рычага управления регулятором частоты вращения следует проводить в порядке частот вращения вала двигателя, соответствующем пп. 2.3.14, 2.3.15, при этом предел снятия характеристики должен соответствовать предельным буксованию или тяге.

2.7.21.    Испытания по определению тяговых показателей работы трактора на передаче (передачах) характерной (характерных) для его использования по назначению и при промежуточных положениях рычага управления регулятором частоты вращения следует проводить на частотах вращения вала двигателя, при кото-

рых кривые равного удельного расхода тойлива и интервал между ними будут соответствовать результирующей погрешности указанного параметра.

2.7.22.    Испытания по определению номинального тягового усилия проводят на передаче, при которой трактор развивает наибольшее тяговое усилие при буксовании б не более 20%. При этом комплектность и положение груза должны соответствовать требованиям ГОСТ 19677-74 при навеске спереди для промышленных тракторов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.7.23.    Неизменность показателей работы трактора определяют в соответствии с требованиями пп. 2.3 и 2.4 до и после тяговых испытаний на одном из режимов.

2.7.24.    Обработка результатов испытаний — в соответствии с рекомендуемым приложением 6.

2.8. Определение показателей работы на транспорте

2.8.1.    Показатели работы трактора на транспорте следует определять в соответствии с пп. 2.7.7, 2.7.9, 2.7.11, 2.7.12, 2.7.14— 2.7.16 на передачах, предназначенных для транспортных работ.

2.8.2.    Показатели следует определять на треке, соответствующем требованиям п. 2.7.4, при отсутствии дождя и (или) ветра со скоростью более 3 м/с. Скорость ветра следует измерять на высоте 1,5—2,0 м от поверхности трека.

Допускается проводить испытания на грунтовых дорогах с плотностью 5—12 ударов плотномера ДОРНИИ, предусмотренных программой испытаний.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.8.3.    Трактор до участка, на котором ведут измерения, должен пройти расстояние, достаточное для стабилизации режима, но не менее 100 м, а участок он должен пройти в прямом и обратном направлениях, как минимум дважды.

2.8.4.    Уклоны прилегающей к треку плоскости в пределах габаритов машины не должны быть более 1% по направлению движения и 3% — в поперечном направлении.

2.8.5.    Испытания по определению максимальной скорости следует проводить при крайнем положении рычага управления регулятором частоты вращения на наивысшей транспортной передаче при минимальной эксплуатационной массе трактора. При этом массу водителя не устанавливают, а количество топлива в начале испытания должно соответствовать полностью заполненному баку.

Испытания следует проводить как при холостом ходе, так и с тяговой нагрузкой на крюке, соответствующей загрузке транспортного средства (прицепа) при шинах максимального диаметра.

ГОСТ 23734-79 Стр. 19

предусмотренных техническими условиями на конкретную модель трактора.

2.8.6.    Высота протектора шины при испытаниях на максимальную скорость должна соответствовать регламентированной нормативно-технической документации на новые шины, а длина участка, на котором проводят измерения, должна быть не менее 100 м.

2.8.7.    Испытания по определению минимального расхода топлива следует проводить как при холостом ходе, так и с тяговым усилием на крюке, соответствующем загрузке транспортного средства (прицепа) при комплектности трактора, соответствующей наибольшей эксплуатационной массе и отсутствии дополнительных грузов с движителями, соответствующими п. 2.7.8.

2.8.8.    Испытания по определению минимального расхода топлива следует проводить на треке длиной не менее 1 км на каждой из транспортных передач в режиме, соответствующем наибольшей топливной экономичности.

2.8.9.    Запас хода, среднюю скорость, расход топлива и масла определяют в агрегате с регламентированным прицепом максимальной грузоподъемности при длине гона, соответствующем расходу рабочего объема топливного бака, начиная от полной заправки; соответствующей техническим условиям на конкретную модель трактора.

2.8.10.    Загрузка прицепа до регламентированной грузоподъемности должна обеспечивать равномерность распределения массы.

2.8.11.    Расход масла определяют как разность масс, полученных при измерениях в начале и конце испытаний. Масла сливать до и непосредственно после испытаний при одних и тех же положениях коленчатого вала и длительности слива. Длительность слива должна быть не менее 30 мин.

2.9. Определение проходимости

2.9.1.    Испытания на проходимость проводят методом преодоления склона, брода, а также в условиях, соответствующих табл. 5, с нагрузкой на крюке, регламентированной техническими условиями на конкретную модель трактора, и (или) без нее, а также с грузом по ГОСТ 19677-74 на низшей передаче.

2.9.2.    Испытания на склоне следует проводить при подъеме, спуске и движении с правым и левым креном на длине не менее 30 м. Углы подъема, спуска и крена должны соответствовать нормативно-технической документации.

Испытательный трек при этом по параметрам грунта должен удовлетворять требованиям п. 2.7.4.

2.9.3.    Водоем, служащий для испытания по преодолению брода, должен иметь песчаное дно, спуск и подъем.

1.3.    Эксплуатацию трактора при испытаниях, его обкатку, в том числе дизеля, следует проводить в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и техническими условиями на конкретную модель трактора.

1.4.    Топливо, масло и специальные жидкости должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации. Их физико-химические параметры должны быть удостоверены паспортом или протоколом испытаний.

1.5.    Эксплуатационные показатели, в том числе показатели надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности), а также показатели безопасности труда, следует определять в соответствии с утвержденными программой и методикой испытаний на конкретную модель трактора или агрегата. Допускается применять методы ускоренных испытаний, обеспечивающих достоверность результатов.

1.6.    Допускаемые предельные изменения величин, установленные в настоящем стандарте, должны обеспечиваться с точностью, при которой разность средних значений величин, полученных на основании измерений, не должна отличаться от регламентированных более чем на погрешность средств измерения.

1.7.    Испытания, за исключением случаев особо указанных в на-стоящем стандарте, следует проводить при нормальных значениях факторов внешней среды по ГОСТ 15150-69.

1.8.    Применяемые средства измерения должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.002-86.

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1.    Определение линейных размеров, углов и объемов емкостей

2.1.1.    Линейные размеры, углы и объемы емкостей следует оп-ределять непосредственным измерением или расчетом на основании измерений.

2.1.2.    Трактор при его измерениях должен быть установлен на площадке с бетонным основанием и покрытием, не уступающим ему по плотности.

Отклонение от плоскостности поверхности площадки в пределах габаритов машины не должно быть более 5 мм. Отклонение от горизонтального положения плоскости, прилегающей к поверхности площадки, в тех же габаритах не должно быть более 2°.

2.1.3.    Положение колес при измерениях трактора должно быть симметричным относительно продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей. Измерения следует проводить не ранее чем через 15 мин после накачки шин. Погрешность манометра при измерениях давления в шинах по абсолют-

Таблица 5

Фон испытаний

Характеристика фона, на котором испытывают трактор

ограниченной

проходимости

повышенной

проходимости

ВЫСОКОЙ

проходимости

Грунтовая дорога: глубина размокшего грунта, см

Заболоченный луг: несущая способность, кг/см2

До 5

10—15

20-25

0,9—1,1

0,5-0,7

Пашня боронованная: глубина вспашки, см

15—20

20—25

25—30

влажность, %

20—30

50—60

До 70

Снежная целина (плотность снега 0,2—0,4 г/см3):

глубина снежного покрова, см Песок

20—25

30—40

50—60

Сухой, уп

Сухой, разрыхленный

лотненный или

на глубину:

Лед гладкий: глубина, см, не менее

влажный

30—40 см | 5

40—50 см

Глубина погружения должна соответствовать требованиям технической документации, утвержденной в установленном порядке. Время нахождения в воде при регламентированном погружении должно быть не менее 30 мин. Наличие воды в сборочных единицах трактора определяют непосредственно после выхода из воды методами визуальной оценки и взятием проб масла на анализ.

2.9.4. Проходимость в условиях, соответствующих табл. 5, определяют при длине гона, числе и времени остановок, соответствующих технической документации, утвержденной в установленном порядке,

2.10. Требования безопасности при проведении испытаний

2.10.1.    Обслуживающий персонал должен иметь квалификацию, соответствующую выполняемой работе, и быть подготовлен к обслуживанию трактора конкретной модели, что должно быть подтверждено соответствующим документом.

2.10.2.    Обслуживание должно проводиться в строгом соответствии с требованиями безопасности, установленными техническими условиями на трактор.

2.10.3.    Испытания следует проводить с учетом требования безопасности испытательного оборудования.

ГОСТ 23734—79 Стр. 3

ной величине не должна быть более 5%. Давления в шинах одной и той же оси, если нет особых указаний в инструкции по эксплуатации, не должны отличаться более чем на указанную погрешность.

2.1.4.    Вертикальные линейные размеры трактора следует определять по вертикали от поверхности площадки, а горизонтальные — по прямой, прилегающей к опорной поверхности или параллельной ей.

2.1.5.    Линейные размеры, если их предельные значения установлены нормативно-технической документацией на трактор, следует определять при комплектностях, давлениях в шинах, регулировках и исполнениях, соответствующих этим значениям. При этом масса груза на сиденье при комплектности, соответствующей наибольшей эксплуатационной массе трактора, должна быть 120 кг, а при наименьшей — 60 кг. В случае отсутствия требований по предельным значениям масса груза на сиденье должна быть равна 75 кг.

2.1.6.    Базу колесного трактора следует определять как среднеарифметическое значение горизонтальных размеров, параллельных продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, между контурами и по контурам отпечатков колес на опорной площадке или горизонтальных сечений колес на высоте (одной для всех колес) не более 70 мм с правой и левой сторон машины в соответствии с черт. 1.

Черт. I

Стр, 4 ГОСТ 23734-79

Допускается при колесах, установленных параллельно вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, определять базу средним расстоянием по горизонтали между осями.

2.1.7.    Ширину колеи гусеничного трактора следует определять как среднеарифметическое значение горизонтальных размеров в плоскости, нормальной к продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, между внутренними кромками звеньев правой и левой гусениц и их внешними кромками, измеренных спереди и сзади трактора на высоте до 70 мм от опорной поверхности.

2.1.8.    Ширину колеи колесного трактора следует определять как среднеарифметическое значение горизонтальных размеров в плоскости, нормальной к продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, между контурами и по контурам отпечатков колес осей на опорной площадке или горизонтальных сечений ^олес на высоте (одной для всех колес) не более 70 мм в соответствии с черт. 1.

Допускается при колесах, установленных параллельно продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей, определять колею расстоянием между колесами с добавлением ширины колеса (колес) по линии измерения.

2.1.9.    Дорожный просвет следует определять наименьшим вертикальным размером до остова трактора в пределах у4 ширины колеи в соответствии с требованиями пп. 2.1.7 и 2.1.8 от продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей в соответствиии с черт. 2.

*/4 ширины коней

Испытания следует проводить при комплектности трактора, соответствующей наибольшей эксплуатационной массе.

2.1.10. Габаритный размер по высоте трактора следует определять как наибольший, полученный в процессе измерений при ком-

ГОСТ 23734—79 Стр. 5

плектности трактора, соответствующей наименьшей эксплуатационной массе.

2.1.11.    Измерения по пп. 2.1.6, 2.1.8—2.1.10 следует проводить не менее чем при четырех положениях ведущих колес, поворачиваемых при каждом последующем измерении на угол , где

п — число измерений.

Допускается проводить измерения по пп. 2.1.8—2.1.10 при движении машины с минимально возможной скоростью.

2.1.12.    Радиус поворота трактора следует определять:

при установившемся движении по окружности на минимально возможной для даннцй передачи скорости движения и положениях органов управления, соответствующих минимальному радиусу поворота;

для колесных машин на площадке по п. 2.1.2, а для гусеничных — на глинистой укатанной горизонтальной площадке с плотностью, соответствующей 5—12 ударам плотномера ДорНИИ, и влажностью на глубине 8—12 см 8—15%. При этом отклонение от плоскостности в пределах габаритов машины не должно быть более 20 мм, а угол наклона прилегающей плоскости не должен быть более 2°.

Радиус поворота трактора, характеризуемый движением остова машины, следует определять расчетом согласно рекомендуемо^ му приложению 1 на основании вычерченных на опорных площадках окружностей при помощи устройства, два чертящих острия которого находятся в плоскости, параллельной продольной вертикальной плоскости симметрии расположения движителей.

Радиус поворота трактора, характеризуемый траекторией движения колеса, меняющего свое положение относительно остова машины, следует определять как средний на основании вычерченных на опорных площадках окружностей при помощи устройства, два чертящих острия которого расположены по обе стороны колеса на равном расстоянии от наиболее выпуклой нагруженной части шины в соответствии с рекомендуемым приложением 1.

Измерения следует проводить не менее чем в четырех местах, равномерно расположенных по окружности.

2.1.13.    Погрешность средств измерения линейных размеров не должна быть по абсолютной величине более 2 мм.

2.1.14.    Начальный заправочный объем емкостей и рабочий объем при замкнутой жидкостной системе следует определять количеством жидкости, заливаемой в пустую емкость до уровня установленного техническими условиями или инструкцией по эксплуатации на конкретную модель трактора.

2.1.15.    Рабочий объем емкостей при незамкнутой жидкостной системе следует определять количеством жидкости, сливаемой через расходное отверстие.

Стр. 6 ГОСТ 23734-79

2.1.16.    Относительная погрешность средств измерения при определении объемов емкостей не-должна быть по абсолютной величине более 1 %.

2.1.17.    Угловые размеры следует определять по отношению к прямой, прилегающей к поверхности площадки в пределах габаритов машины.

2.1.18.    Погрешность средств измерения при определении угловых размеров не должна быть по абсолютной величине более 1°. В случае, когда погрешность не соответствует указанной в технических условиях нд конкретную модель трактора, следует применять косвенные измерения угловых величин, обеспечивающие необходимую точность измерения.

2.2. Определение масс, координат центра тяжести и удельного давления на грунт

2.2.1.    Массу трактора и его частей следует определять непосредственным взвешиванием или расчетом на основании измерений.

2.2.2.    Масса трактора и его частей, координаты центра тяжести и удельное давление на грунт должны быть определены при комплектностях и линейных размерах, соответствующих приведенным в пп. 2.1.3, 2.1.5, а также при положении центра тяжести в горизонтальной плоскости с грузом и его расположением в соответствии с требованиями ГОСТ 19677-74.

2.2.3.    Относительная погрешность средств измерения при определении массы не должна быть по абсолютной величине более 0,5%.

2.2.4.    Площадка, на которой установлено весовое устройство, должна соответствовать требованиям, указанным в п. 2.1.2. Отклонение от плоскостности поверхностей площадки и весового устройства в пределах габарита машины в нагруженном установившемся положении при установке трактора непосредственно на весы и площадку одновременно не должно быть более 30 мм.

2.2.5.    Перемещение платформы весов должно совпадать по направлению с движением трактора при его установке на весы и соответствовать инструкции по их эксплуатации.

2.2.6.    Колеса или гусеницы трактора при взвешивании по п. 2.2.4 должны быть расторможены и отсоединены от двигателя в наиболее близком к ним месте, предусмотренном конструкцией для отключения.

2.2.7.    Массы, создающие нагрузки, передаваемые колесами на грунт, следует определять при установке трактора на платформу весов последовательно колесами:

одной оси, обеих осей, другой оси;

одной стороны, обеих сторон, другой стороны.

Измерения в каждом случае следует повторить в обратном порядке, установив трактор в противоположном направлении.

ГОСТ 23734-79 Стр. 7

Допускается при наличии на тракторе шарнира, обеспечивающего самоустановку одной из осей, или при взвешивании на секционных весах измерять массы, создающие нагрузку, для каждого колеса в отдельности.

2.2.8.    Массы, создающие нагрузки, передаваемые гусеницами на грунт, следует определять при установке трактора на платформу весов последовательно гусеницами одной стороны, обеих сторон, другой стороны. Измерения следует повторить в обратном порядке, установив трактор в противоположном направлении.

2.2.9.    Продольную и поперечную координаты центра тяжести колесного трактора следует определять согласно рекомендуемому приложению 2 на основании измерений по п. 2.2.7, гусеничного трактора — согласно рекомендуемому приложению 2 на основании измерений по п. 2.2.8.

Допускается определять продольную и поперечную координаты центра тяжести трактора установкой его на сбалансированную или несбалансированную платформу, а также при наличии сбддан-сированной платформы по положению равновесия.

2.2.10.    Расхождение результатов взвешивания при установке трактора на весы колесами одной и той же оси, одной и той же гусеницей, а также между суммой составляющих и массой трактора в целом не должно выходить за пределы погрешности, регламентированной в п. 2.2.3.

2.2.11.    Высоту расположения центра тяжести следует определять методами взвешивания или динамометрирования с поднятой осью или установкой трактора на наклонной платформе. При этом угол наклона трактора должен быть не менее 15°, а измерения следует проводить не менее чем при трех различных углах наклона с интервалом не менее 4°. Допускается применять другие методы измерений, обеспечивающие заданную погрешность измерения.

Расчет высоты расположения центра тяжести, а также положение трактора при взвешивании или динамометрировании должны соответствовать рекомендуемому приложению 2.

2.2.12.    Среднее удельное давление на грунт следует определять по обязательному приложению 3.

2.3. Определение показателей работы трактора при торможении через вал отбора мощности (ВОМ), кроме синхронного, механически связанный с выходным валом дизеля

2.3.1.    Показатели работы трактора при испытании через ВОМ следует определять методом торможения его хвостовика на неподвижном тракторе.

2.3.2.    Испытания следует проводить на тракторе, прошедшем обкатку в соответствии с п. 1.3.

Стр. 8 ГОСТ 23734-79

2.3.3.    Трактор при испытаниях должен быть установлен и за-фиксирован от смещения на площадке, соответствующей в части плоскостности требованием п. 2.1.2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.4.    Хвостовик ВОМ должен быть соединен с нагружающим устройством двухшарнирным карданным валом. Угол между хвостовиком ВОМ и валом нагружающего устройства не должен быть более 2°, а углы между смежными валами не должны быть более 7°.

2.3.5.    Устройство стенда, предназначенное для отвода отработавших газов, не должно изменять мощность трактора на хвостовике ВОМ по сравнению с его мощностью при системе выпуска* используемой в эксплуатации.

Неизменность мощности следует проверять на режимах, регламентированных программой испытаний.

2.3.6.    Температура и давление топлива на входе в двигатель— по ГОСТ 7057-81.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.7.    Температура окружающего воздуха при испытаниях должна быть 15—27°С, а барометрическое давление — не менее 96,6 кПа.

Допускается, если это установлено программой, проводить испытания при других атмосферных условиях.

Барометрическое давление, температуру и влажность окружающего воздуха следует измерять впереди трактора на расстоянии 2,0—2,5 м от него и 1,5—2,0 м от поверхности площадки.

2.3.8.    Составные части трансмиссии, не передающие мощность нагружающему устройству, и оборудование, не предназначенное для обеспечения работы дизеля (насосы гидросистем, генераторы, компрессоры тормозной системы, вентиляторы охлаждения масла гидротрансмиссии и др.), должны быть отключены. Если отключение не предусмотрено конструкцией, указнные составные части трансмиссии и оборудование должны работать без нагрузки.

2.3.9.    Температура охлаждающей жидкости и масла во время испытаний должна соответствовать указанной в инструкции по эксплуатации трактора. При отсутствии таких указаний температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля и масла в поддоне или перед масляным радиатором должна находиться в пределах соответственно 75—85 и 85—95°С.

2.3.10.    Температуру топлива следует измерять на входе в фильтр грубой очистки топлива, установленный на дизеле (при отсутствии фильтра грубой очистки топлива на дизеле — на входе в топливоподкачивающий насос).

2.3.11.    Погрешности средств измерений по абсолютной величине не должны быть более указанных в табл. 1.

ГОСТ 23734-79 Стр. 9

Таблица 1

Наименование параметра

Обозначение

Погрешность

1.    Момент на хвостовике ВОМ, Н * м

2.    Частота вращения хвостовика ВОМ, об/мин

3.    Частота вращения коленчатого вала

Мвом

Явом

0,01 Мвомр 0,005 Явом.

дизеля, об/мин

я

0,005 «н.э, но не более 10 об/мин

4. Расход топлива (массовый), кг/ч

Gr

0,005 GT

5.    Барометрическое давление, кПа

6.    (Исключен, Изм. № 1).

7.    Температура окружающего воздуха, •С;

Вокр

0,2

по сухому термометру

tcyx

1

по мокрому термометру 8. Давление масла в точке, указанной в технической документации предприятия-из

thlOKP

1

готовителя дизеля, МПа 9. Давление топлива перед топливопод-

0,02

качивающим насосом, МПа

10. Температура топлива на входе в фильтр грубой очистки топлива, установленный на дизеле (при отсутствии фильтра грубой очистки топлива на дизеле — на вхо

Pt

0,005

де в топливоподкачивающий насос), °С 11. Температура воздуха перед входом в воздухоочиститель на расстоянии не более

tx

1

0,1 м от входа, °С

12. Температура охлаждающей жидкости

^OKP

\

на выходе из дизеля, °С

13. Температура масла в поддоне или

3

перед масляным радиатором, °С

3

Примечания:

1.    Л1вомр —расчетный момент на хвостовике ВОМ, соответствующий моменту при номинальной мощности дизеля, указанной в технических условиях на дизель.

2.    Расход топлива определяют из условия разности масс топлива, подведенного к дизелю и перепускаемого от топливного насоса высокого давления и форсунок в топливный бак. При этом, если используют отдельно устройство для измерения расхода перепускаемого топлива, допускается погрешность измерения расхода топлива дизелем увеличить в 2 раза по сравнению с указанной в п. 2.3.11.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3.12.    Дизель при испытаниях, кроме установленных в п. 2.3.17, должен проработать в каждом режиме перед началом измерений не менее 5 мин.

2.3.13.    Испытания по определению максимальной мощности на ВОМ при частоте вращения, регламентированной техническими условиями на конкретную модель трактора, проводят в тече-