Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

14 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

распространяется на моторные масла и устанавливает метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1.

Стандарт предназначается для типовых испытаний моторных масел групп В, В2, Г, Г2 и Д с целью их классификации по моющим свойствам в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1.

Стандарт не распространяется на моторные масла, применяемые в автотракторных двигателях

Показать даты введения Admin

Страница 1

Группа Б29

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МАСЛА МОТОРНЫЕ

ГОСТ

Метод оценки моющих свойств на установке ИМ-1    20303_74

Motor oils. Method of estimation of detergent characteristics of oils by installation ИМ-1

Дата введения 01.01.78

Настоящий стандарт распространяется па моторные масла и устанавливает метод оценки моющих спойств на установке ИМ-1.

Метод предназначен для проведения моторных испытаний по ГОСТ 17479.1.

Стандарт предназначен для типовых испытаний моторных масел групп В. В,, Г, Г', и Д с целью их классификации по моющим свойствам в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1.

Сущность метода заключается в проведении испытаний масел на одноцилиндровой установке в течение 96 ч и последующей оценке моющих свойств (по степени загрязненности поршня), а также антикоррозионных и протнвоизносных свойств (по коррозии вкладышей шатунных подшипников и по величине износа поршневых колеи).

Стандарт не распространяется на моторные масла, применяемые в автотракторных двигателях.

1. АППАРАТУРА И РЕАКТИВЫ

1.1. Установка одноцилиндровая типа ИМ-1. Принципиальная схема установки и технические характеристики установки и двигателя приведены в приложении 2.

Инструмент измерительный: секундомер;

микрометр типа МК по ГОСТ 6507 или аналогичный, обеспечивающий предел измерений 75—100 мм с погрешностью не более 0,004 мм;

нутромеры индикаторные типа НИ по ГОСТ 868 или аналогичные, обеспечивающие пределы измерений 25 и 50—100 мм с погрешностью не более 0,020 мм; калибр диаметром 85.02 мм (черт. 1);

И мание официальное ★

Перепечатка воспрещена

100

Страница 2

ГОСТ 20303-74 С. 2

набор щупов № I с пределами измерений 0.02— 0,59 мм, № 4 с пределами измерений 0,1—1,0 мм и № 5 с пределами измерений 0,05—1.0 мм:

весы аналитические любого типа с погрешностью взвешивания не более 0,001 г;

весы лабораторные общего назначения по ГОСТ 24104* с погрешностью взвешивания не более 5 г.

Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505 или бензин-рас -гворитель для резиновой промышленности.

Топливо дизельное по ГОСТ 305 с массовой долей серы 0,4—0,5 % или 0,9—1,0 % (см. примечание 2).

Этиленгликоль по ГОСТ 10164.

Масла моторные шмпрольиые (эталонные) марок М-10В,, М-10Г, и М-10Д в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1.

Примечания:

1.    Допускается применять другую аппаратуру, обеспечивающую необходимую точность измерения.

2.    Дизельное топливо по ГОСТ 305 с отступлением в части содержания серы 0.9—1,0 % для ПО «Орскнсфтеорг-синтез*.

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

Калибр для ишерения зазора в замке поршневых

Фтао

Фё5М^п

п

н

(РвЗ

1

N

Г

1

1

Н

/

&

1

077

-*-•>


2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1.    (Исключен, Изм. № 3).

2.2.    Каждое испытание масла проводят с новыми деталями: поршнем, поршневыми кольцами, вкладышами шатунного подшипника и стопорными кольцами поршневого пальца. Серийные поршень и кольца обрабатывают в соответствии с технической документацией ВНИИ НП.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.3.    Проверяют зазоры в сопрягаемых деталях, овальность и конусность, которые должны соответствовать значениям, приведенным в табт. 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Допускаемое

значение, мм

минимальное

максимальное

Зазоры I. Головка поршня — гильза пилиндра

0,80

0.87

2. Юбка поршня — гильза цилиндра

0.40

0.47

3.    (Исключен, Изм. № 1).

4.    Кольцо поршневос-канавка (по высоте): для I-го кольца

0.25

0.27

для 2-го кольца

0,12

0.14

для 3-го кольца

0,08

0.10

для 4 и 5-го колеи (маслосъемных)

0.07

0.08

5. Замок (стык) поршневых колец в калибре диаметром S5.02 мм

0,70

0.80

6. Замок (стык) поршневых колеи в свободном состоянии

8,0

11.0

*С I июля 2002 г. вводится в действие ГОСТ 24104-2001.

101

Страница 3

С. 3 ГОСТ 20303-74

Продолжение таол. I

Наммеио&ание показателя

Допускаемое значение, мм

минимальное

максимальное

7. Бобышка поршня — палец поршневой (натяг)

0.00

0.(И

8. Подшипник шатунный — шейка коленчатого вала

0,07

0,13

Овальность и конусность

9. Гильза цилиндра в сборе

0.05

10. Юбка поршня

-

0.03

11. Отверстие в бобышке поршня

-

0,03

12. Подшипник нижней головки шагуна

0.03

Примечания:

1.    Показатели 1, 2, 7 и 8 таблицы рассчитывают по разности диаметров деталей.

2.    Показатели 4. 5. 6. 9. 10, И и 12 таблицы измеряют.

3.    Зазор по показателю 2 рассчитывают по размеру юбки поршня под канавкой нижнего маслосъемного кольца.

(Измененная редакция, Him. № 1, 3).

2.3.1.    (Исключен, Изм. N° I).

2.4.    Внутренний диаметр подшипника после установки в шатун должен быть (60'‘) мм.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.5.    Перед сборкой проводят операции, указанные ниже.

2.5.1.    Вкладыши шатунного подшипника (верхний и нижний) и поршневые кольца маркируют соответственно номерам канавок, затем их промывают в бензине и просушивают.

2.5.2.    После просушивания взвешивают каждый вкладыш и кольцо в отдельности и комплект вкладышей и колец с погрешностью не более 0,001 г.

2.5.3.    Всю масляную систему (картер, масляный насос, фнльтрпрнемник, маслопроводы, мерный масляный бак и дозатор) промывают дизельным топливом.

2.5.4.    Форсунку проверяют на давление впрыска, которое должно быть 12,25—12.7 МПа (125—130 кгс/см2), и качество распыла визуально. При необходимости осуществляют ее регулировку, разборку, очистку, промывку и сборку.

(Измененная редакция, Ихч. № I, 3).

2.6.    Собирают установку и проводят подготовку к пуску всех систем в соответствии с описанием устройства и правилами эксплуатации установки ИМ-1.

Допускается вместо масляного насоса серийного двигателя использовать насосы более высокой производительности для обеспечения требуемого давления масла при испытаниях масел вязкостью 6-8 мм-’/с при 100 "С.

Допускается устанавливать топливоподкачивающий насос.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.6.1.    Регулируют зазоры между клапанами и коромыслами и устанавливают для впускного клапана 0,25 мм. для выхлопного 0,3 мм.

2.6.2.    Угол опережения впрыска топлива 18 * ± 1,0 * до верхней мертвой точки в такте сжатия проверяют и устанавливают по градусной сетке маховика.

2.6.3.    В картер двигателя при отключенном дозаторе наливают 2.4 кг испытуемого масла, в систему охлаждения наливают воду, топливную систему заправляют топливом с массовой долей серы 0,4—0.5 % для масел групп В и В,, 0.9—1.0 % — для масел групп Г, Г, и Д.

(Измененная редакция, Ихч. № 3).

2.7.    Рукояткой поворачивают коленчатый вал. обращая внимание на легкость и плавность его хода, наличие давления масла в системе смазки и проводят обкатку двигателя на испытуемом масле в течение 6 ч по режимам, указанным в габл. 2.

102

Страница 4

ГОСТ 20303-74 С. 4

Таблица 2

П по 1 (Л "ж и -

Tifxlit? к шиши

Абсолютное

Л XIИ 1Г К К1?

Частота праше ни я. мин

Температура. ’С

Номер

режима

тсльиость,

мин

1 г ииплд

МОЩНОСТЬ двигатели. кВт

аД м Oil С 11 И L

нал.] у па.

МПа

(кгс/см1)

охлаждающей

жидкости

маема

ноздуха на и.чаяе и двигатель

1

10

Прокрутка

электромотором

0.1 (1.0)

1500

2

20

Холостой ход

0.11 (1.1)

1500±20

Не выше 100

3

60

2,5±0,2

0,12(1.2)

Не выше 100

4

60

3,2Ю,2

0,139(1.4)

Не выше 100

5

90

4.5±0,2

0,149(1,5)

Не выше 100

6

60

6,410,2

0,149(1,5)

Не выше 100

7*

30

6,4±0,2

0,149 (1.5)

1535*20

130±2

9514

4812

72

30

8,410,8

0.178 (1.8)

1535*20

13012

10514

4812

5

6,4±0,2

0,149(1,5)

Не выше 130

5

4,5±0,2

0,149(1,5)

Не выше 130

5

3,2Ю,2

0.139(1,4)

Не выше 130

За

10

2.5±0,2

0,12(1.2)

Не выше 130

3

Холостой ход

0.11 (1,1)

1500

Не выше 130

2

6 ч

Прокрутка

электромотором

0,0

103

1

При испытании масел групп В и В2. м При испытании масел групп Г, Г: и Д.

(Измененная релакция, Изм. № 1, 3).

2.7.1.    В процессе обкатки проводят проверку работоспособности систем управления и автоматики установки согласно инструкции по эксплуатации.

(Измененная релакция, Изм. № 1).

2.7.2.    На режимах 2—6 температуру охлаждающей жидкости не регулируют, она должна быть равна температуре кипения воды. Перед переводом на режим 7 установку останавливают, воду заменяют на смесь воды с этиле игл и колем (1:10) с температурой кипения 125—130 "С.

На этих же режимах обкатку проводят при полностью открытой заслонке на выпуске отработавших газов.

В начале режимов 7е или 7** прикрытием заслонки устанавливают давление на выпуске отработавших газов 0,0024—0.0050 МПа (0,025—0,050) кгс/смг.

Часовой расход топлива в конце режима 7* должен быть (1,75±0,05) кг/ч, в конце режима 7** — (2.5±0,05) кг/ч, а прорыв картерных газов не более 3,3 10~4 м;'/с (20 дмУмин).

Для измерения прорыва картерных газов отвод их из двигателя к счетчику производится через сапун.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

2.7.3.    В журнале регистрируют значения показателей в соответствии с табл. 2 и п. 2.7.2, а также давление масла и температуру выхлопных газов.

2.8.    По окончании обкатки устраняют все замеченные неполадки в работе установки и сливают масло из картера.

2.9.    Новую установку перед испытанием проверяют на эталонных маслах марок М-10В2, М-10Г* и М-10Д.

2

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

Страница 5

С. 5 ГОСТ 20303-74

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

3.1.    В картер двигателя налипают 2.4 кг испытуемого масла, в расходный бак и дозатор — 4 кг. (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.    Время, затраченное на нагружение и снятие нагрузки с двигателя, не входит в основное режимное время испытания.

3.3.    При работе установки на основном режиме выдерживают условия, приведенные в табл. 2а и 3.

Т а 6 л и и а 2а

Наименовании показатели

Условия испытан и я масел группы

В и Вз

Г. П и д

Часовой расход топлива, кг/ч

Температура воздуха на входе в двигатель, 'С

Давление масла в системе смазки. МПа (кге/ехг)

Температура отработавших газов на выпуске. 'С Давление отработавших газов на выпуске, МПа (кгс/см*)

1.7510,05

48*2

0.294*0.02

(3*0,2)

380-450

0,0024-0.0050

(0,025-0.05)

2,510.05

48*2

0,294*0.02

(310,2)

480-600

0,0024-0,0050

(0,025-0,05)

Таблица 3

Наименование

режима

Про.!<>.!

А «| 1 ,1 1 1

Эффективная

Частота

Абсолютное

Температура. 'С

Я. II 1 сл ь КОСТЬ. НИИ

мощность двигатели но прибору. кВт

вращения,

мин

давление наддува. МПа (кгс/см*)

охлаждающей

жидкости

масла

Нагружение

двигателя

2

Прокрутка

электромотором

1450

3

Холостой ход

1500120

0.11 (1,1)

13012

5

2,510.2

0,12 (1,2)

13012

5

3.210,2

_

0,139 (1,4)

13012

_

10

4,510.2

0.149 (1,5)

13012

15

6.410,2

0,149 (1,5)

13012

Основной режим работы двигателя:

для масел

групп В и Вт

5760

6.410,2

1535±20

0.149 (1,5)

I30fc2

9514

для масел групп Г, Гг и Д

5760 (% ч)

8.410,8

1535*20

0.178 (1,8)

13012

10514

Снятие наг

5

6.410,2

_

0,149(1,5)

_

_

рузки

5

4.510,2

_

0.149 (1,5)

_

_

5

3.210.2

0,139 (1,4)

10

2,510,2

0,12(1.2)

3

Холостой ход

1500*20

0,11 (1.1)

2

Прокрутка

электромотором

1450

_

_

_

Примечание. В ходе испытания допускается снижение мощности на 10 % се значения, измеренного после первых 12 ч работы на основном режиме.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

104

Страница 6

ГОСТ 20303-74 С. 6

3.4.    Ирм испытании о журнал записывают:

а)    количество масла, налитого в картер и в расходный бак перед испытанием по п. 3.1, а также первоначальный уровень масла в расходном баке;

б)    уровень масла п расходном баке и расход масла по п. 3.7 через каждые 12 ч работы на основном режиме;

в)    показатели, перечисленные в табл. 3 для основного режима, в п. 3.3 и давление в картере в Па (мм вод. ст.) через каждый час работы:

г)    прорыв газов в картер после каждых 3 ч работы на основном режиме или при резком увеличении давления в картере.

При прорыве картерных газов более 3,3 К)-4 м3/с (20 дмУмин) в двигателе выявляют причины неисправности.

(Итененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

3.5.    При обнаружении неисправности установки или нарушении условий испытаний принимают меры к их устранению, остановив установку, если это необходимо.

В ходе испытаний не должно быть более шести остановок продолжительностью более 6 ч, не считая остановки после обкатки. Число и продолжительность остановок в процессе обкатки не регламентируются.

3.6.    В процессе испытания проводят регулирование температуры охлаждающей жидкости: повышение температуры осуществляют выпариванием воды из охлаждающей жидкости; понижение температуры осуществляют добавлением воды в охлаждающую жидкость.

3.7.    Расход масла определяют за каждые 12 ч работы на основном режиме, как разность отсчета уровней масла в расходном баке за указанное время и выражают в граммах.

Величина расхода масла должна быть для масел с вязкостью 6—8 мм2/с (6—8 сСт) при 100 ‘С и загущенных масел не менее 15 г/ч, а для масел с вязкостью 10—20 мм-/с (10—20 сСт) при 100 'С не более 40 г/с.

3.8.    Из масляной системы двигателя перед остановкой в конце испытания (при отключенном дозаторе) отбирают пробу работавшего масла в количестве 150 г для следующих определений:

Схема намерения толщины отложений

кинематической вязкости при 100 ‘С по ГОСТ 33; щелочного числа по ГОСТ 11362: содержания нерастворимого осадка по ГОСТ 20684.

Эти показатели работавшего масла носят контрольный характер и не включаются в оценку испытуемого масла.

3.7. 3.8. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

3.9.    После окончания испытания проводят указанные ниже операции.

3.9.1.    Отработанное масло из картера и свежее из системы дозирования сливают раздельно и взвешивают с погрешностью не более 5,0 г.

3.9.2.    Расход масла за испытание принимают как разность между суммарным количеством залитого перед испытанием и долитого через систему дозирования и суммарным количеством слитого из картера и взятого на анализ масла для определения показателей в соответствии с п. 3.8.

3.9.3.    Охлаждающую жидкость из системы охлаждения сливают.

3.9.4.    Осуществляют частичную разборку двигателя, при которой снимают головку цилиндра, боковую крышку картера и шатунно-поршневую группу.

3.10.    Подвижность поршневых колец в канавках поршня определяют по табл. 5.

При наличии неподвижных (закоксованных) колец масло не соответствует по моторным свойствам группам В. В,, Г, Г, и Д и

дальнейшая оценка загрязненности поршня не проводится. '    s _ часовой l1HJ„*aIop. 2- держа

После определения ПОДВИЖНОСТИ колец ИХ снимают С поршня. 1ель; _ иакомечиик с баюй. pan

3.11.    Поршень, поршневые кольца и шатунные вкладыши опо- мой s мм.4 - измерительный штифт

ласкнвают в бензине, просушивают и осматривают. Обнаруженные    1,5    мы;    5- поршень

повреждения деталей записывают в журнал.

3.10, 3.11. (Измененная редакция, Изм. № 1).    Чсрг.    2

105

Страница 7

С. 7 ГОСТ 20303-74

3.12.    Кольца промывают горячей водой и просушивают, участки с прилипшими отложениями очищают деревянными или медными скребками.

(Измененная редакция, И хм. № 3).

3.13.    Каждое кольцо отдельно и весь комплект, каждый вкладыш индивидуально (верхний и нижний) и в комплекте взвешивают с погрешностью не более 0.001 г.

Взвешивание и оценку коррозии вкладышей не производят, если вкладыши имеют выкрашивание. наволакивание, эрозию, глубокие риски и другие механические повреждения.

3.14.    В канавках поршня, где имеются отложения нагара, не менее чем в восьми точках, расположенных равномерно по окружности, начиная отсчет от середины радиального паза днища поршня, с помощью металлического скребка снимают слой отложений до металлической поверхности на дуге не менее 2.0 мм и не более 4,0 мм. Голшину слоя отложений измеряют с помошью часового индикатора со специальным наконечником (черт. 2) Индикатор на нуль устанавливают по канавке чистого поршня.

Среднюю толщину слоя отложений (Л') в миллиметрах в канавках вычисляют по формуле

где Я7',_я — сумма толщин слоя нагароотложений. измеренных в точках 1—8.

(Измененная редакиия, Изм. № 1).

3.15. (Исключен, Изм. № 3).

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Соответствие масел группам по ГОСТ 17479.1 устанавливают по оценке моющих свойств. Для товарных масел, допущенных к производству и применению до 0I.0I.X6. соответствие группам подтверждают по табл. 4.

Таблица 4

Оценка масел дл* групп

Наименование показателя

В и В»

Г II Г1

д

не более

Моющие свойства масла, баллы

1. Подвижность поршневых компрессионных колец

0.0

0.5

0,0

2. Загрязненность всех поршневых канавок

11,0

12,0

9.0

в том числе перши

6.0

7.0

5,0

3. Загрязненность юбки поршня

1,5

3.0

1,5

4. Загрязненность наружной поверхности поршня (канавки и юбки)

12,5

15,0

10,5

5. Загрязненность внутренней поверхности поршня (дниша и бобышек)

6.0

12.0

7,0

в том числе дниша поршня

5.0

9,5

4.5

6. Общая загрязненность внутренней и наружной поверхности поршня

18.5

27,0

17,5

Иротивоизносные свойства

7. Износ комплекта поршневых колец, мг

600

1200

1200

Коррозионные свойства

8. Износ комплекта вкладышей, мг

75

150

150

9. Видимая коррозия, оценка визуальная

Отсутствие

Примечания:

1.    (Исключен, Изм. № 2).

2.    Показатели, указанные в подпунктах 7, 8 и 9. не дифференцируют масла по группам.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

106

Страница 8

ГОСТ 20303-74 С. 8

Для новых и товарных масел, допущенных к производству и применению после 01.01.S6. соответствие группам устанавливают и подтверждают сравнением результатов оценки испытуемого и эталонного масел по общей загрязненности внутренней и наружной поверхности поршня (ЕОмгр).

Испытуемое масло соответствует назначенной группе, если его значение (£0,а|р.) меньше 0,95 значения (£0и,р.) эталонного масла той же группы.

Испытуемое масло не соответствует назначенной группе, если его значение (£0шр) больше 1,4 значения (£Отр ) эталонного масла той же группы.

Если значение (£01<ф ) испытуемого масла в пределах 0.95—1,4 значения (£Owrp_) эталонного масла той же группы, то проводят второе испытание испытуемого масла.

В этом случае масло соответствует назначенной группе, если среднее арифметическое результатов двух испытаний (£0мгр) меньше или равно 1,2 значения (£0,4П>) эталонного масла этой группы.

Допускаемое расхождение между значениями (£0ыгр) при двух последовательных испытаниях одного образца масла не должно превышать 30 % большего значения. Если это условие не выполняется. выявляют и устраняют причины неисправности установки и проводят испытание эталонного масла соответствующей группы, выполняя требование приложения 1. После этого проводят два последовательных испытания исследуемого масла.

4.1.1. Подвижность поршневых компрессионных колец оценивают по табл. 5.

Таблица 5

Состояние кольца

Условия моайижносги

Оценка, баллы

Свободное

Перемещается в канавке под действием собсгвснной массы, когда поршень повернут из

0,0

вертикального положения в горизонтальное

Задержи наюшссся

Не перемешается в канавке под действием

(инертное)

собственной массы, но движется при приложении

легкого усилия, при котором кольио не пружшшг

0,5

4.1.2.    Суммарную загрязненность всех поршневых канавок компрессионных колец (£0К) в баллах вычисляют по формуле

ZO=0Kl+0K2+0^

где 0К|, 0^2 и — оценки отложений соответственно в первой, второй и третьей канавках.

4.1.2.1. Отложения одного вида в каждой поршневой канавке компрессионных колец (0к||) оценивают в баллах и вычисляют по формуле

°к п = кю" ’

где S1 — поверхность внутренней стенки соответственно каждой канавки, покрытая отложениями одного вида, %;

К,с — коэффициент толщины слоя, вычисляют по формуле

107

1

г‘ = <Г7' ,0

где jV — средняя толщина слоя отложения в канавке, определенная по п. 3.14, мм;

0.9 — максимальный расчетный радиальный зазор в сопряжении кольцо-канавка. Отложения толщиной до 0,05 мм и черный лак оценивают коэффициентом 0,5. При наличии лака других цветов коэффициент 0,5 корректируют умножением его на соответствующий показатель по табл. 7.

Оценка в ноль баллов — поршневая канавка чистая.

Оценка в 10 баллов — 100 % площади внутренней стенки канавки покрыты твердыми углеродистыми отложениями максимальной толщины.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

4.1.3.    Дая оценки отложений на юбке поршня ее поверхность условно разбивают на участки, как показано на черт. 2а. Общую площадь юбки принимают за 100 %.

Страница 9

С. 9 ГОСТ 20303-74

Схема деления поверхности юбки поршня на участки

Участки поверхности юбки

А

Б

В

Г

д

Е

Количество

1

4

2

4

1

4

Поверхность 1 -го участка, %

18

4

12

5

10

3

Черт. 2а

Суммарную оценку (£Ою) в баллах вычисляют по формуле

Z0o=

где Оою — отдельные оценки отложений одного цвета, определяемые в соответствии с п. 4.1.3.2. (Измененная редакция, И хм. № 3).

4.1.3.1.    (Исключен, Изм. № 3).

4.1.3.2.    Оценку отложений одного цвета (к>| в баллах вычисляют по формуле

где 5Ю — поверхность, покрытая отложениями одного цвета. %;

Кп — коэффициент цвета отложений, определяют по табл. 7.

Таблица 7*

Цист отложений

Коиффииист цвета

Черный (нагар, лак)

1.0

Темно-серый, темно-коричненый

0.8

Серый, коричневый

0.5

Светло-серый, светло-коричневый

0.3

Желтый

0.1

Опенка в ноль баллов — юбка поршня чистая.

Оценка в 10 баллов — 100 % поверхности юбки покрыто отложениями черного цвета. (Измененная редакция, Изм. № 3).

4.1.4. Суммарную загрязненность наружной поверхности поршня (£ОНЛ) в баллах вычисляют по формуле

£Оип.ЕО^ЕОв,

где Юк — суммарная загрязненность всех поршневых канавок компрессионных колец, определенная по п. 4.1.2;

Е0Ю — суммарная загрязненность юбки поршня, определенная по п. 4.1.3.

* Табл. 6. (Исключена. Изм. Ле 3).

108

Страница 10

ГОСТ 20303-74 С. 10

4.1.5. Внутренняя поверхность поршня условно делится на два участка «зона днища» и «зона бобышек* (черт. 3, табл. 8) и оценивается раздельно.

Схема оценки внутренней поверхности поршня

D — пикше; £ — бобышка

Черт. 3

Таблииа 8

Внутренняя поверхность поршня

Участки ПЛОШЛЛМ

Поверхность. %

D,

4

lh

21

Зона дииша D

lh

24

Da

51

Сумма (1—4)

100

2 £,

5

2k

70

Зона бобышек Б

2Бз

25

Сумма (1—3)

100

Суммарную оценку загрязненности внутренней поверхности поршня (Юи ,,) в баллах вычисляют по формуле

Z0%~0D +06. где О,,    —    оценка    отложений    на днище, балл;

Оь — оценка отложений зоны бобышек, балл.

4.1.5.1. Оценку отложений на днище (Oj и в зоне бобышек (0О) в баллах вычисляют по формулам:

Оя = £0ошп-,

где 0ои„ — отдельные оценки отложений каждого вида, определяемые по формуле где К> — коэффициент отложений, определяемый по табл. 9.

Таблица 9

Характер и цвет отложений

Коэффициент отложения

Нагар

1.0

Лак черный

0.5

Лак темно-коричневый,, темно-серый

0.5

Лак коричневый, серый

0.3

Лак светло-коричневый, желтый, светло-серый

0.1

109

Страница 11

С. 11 ГОСТ 20303-74

Оценка в моль баллов — вся внутренняя поверхность поршня чистая.

Оценка в 10 баллов — 100 % внутренней поверхности днища и зоны бобышек покрыты нагаром.

(Измененная редакция, Изч. № 3).

4.1.5.2.    (Исключен, Изм. № 3).

4.1.6. Суммарную загрязненность всей наружной и внутренней поверхности поршня (10141р) в баллах вычисляют по формуле

LOMtp - LOu a+ £0. „,

где Щ,.п — суммарная опенка загрязненности наружной поверхности поршня, определяют по п. 4.1.4;

£0,п —суммарная оценка загрязненности внутренней поверхности поршня, определяют по п. 4.1.5.

4.1.6.1.    (Исключен, Изм. Ss 3).

4.2.    Противоизносные свойства масел оценивают по износу комплекта поршневых колец (0ИК) в граммах и вычисляют по формуле

Ош.к = /и, — т,,

где /и, — масса комплекта поршневых колец до испытания, г;

т2 — масса комплекта очищенных от отложений поршневых колец после испытания, г.

4.3.    Коррозионные свойства масел оценивают по износу комплекта вкладышей шатунного подшипника и состоянию их рабочих поверхностей (оценка визуальная). Обе оценки обязательны.

4.3.1.    Износ вкладышей (OnuJ в граммах вычисляют по формуле

<>* ик = т! ~ '"4-

где т3 — масса комплекта вкладышей до испытания, г;

/и* — масса комплекта вкладышей после испытания, г.

Увеличение массы одного из вкладышей или комплекта является браковочным показателем.

4.3.2.    Состояние рабочей поверхности оценивают визуально. Рабочая поверхность вкладышей не должна иметь видимую коррозию и рыхлых, легко отделяющихся отложений; допускается наличие цветной пленки, прочно сцепленной с металлом поверхности. Цвет пленки не регламентируется и может быть любой, вплоть до черного.

Страница 12

ГОСТ 20303-74 С. 12

ПРИЛОЖЕНИЕ I Обямте.!ьяое

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ ЭТАЛОННЫХ МАСЕЛ

Испытания эталонных массл проводят:

после монтажа ноной усгановкн или нового двигателя;

при аварии, связанной с заменой блока картера или коленчатого вала;

через каждые 10 испытаний.

При этом опенка загрязненности всех поршневых канавок и первой канавки поршня должна быть для масел:

М-10В’    7,0-11,0 и 4.0—6.0 баллов.

М-10Г2    8,0-12,0 и 4,5—7,0 баллов.

М-1ЦД    5,0—9.0 и 3,0—5.0 баллов.

По другим показателям должна быть получена опенка в соответствии с табл. 4 настоящего стандарта. Если при испытании -ладонного масла на новой установке не получены результаты, соответствующие группе данного эталонного маета. должны быть выяснены и устранены причины неисправной работы установки. Испытание эталонного масла повторяют.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УСТАНОВКИ

1. Техническая характеристика установки

ИМ-1

Марка установки Система охлаждения

Система налдчва

Система выхлопа Система дол ива масла

Устройство отбора мощности Измерительные приборы

Термосифонная (с конденсатором паров охлаждающей жидкости, охлаждаемым водой), обеспечивающая температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя 130 ‘С Принудительная от воздушной сети через редукционный клапан или отдельного компрессора производительностью 100 кг/ч. Абсолютное давление наддува 0,178 МПа С регулируемой заслонкой

Автоматическая, обеспечивающая поддержание постоянного уровня масла в картере двигателя, которому соответствует масса 2,4 кг Обеспечивающее пуск и торможение двигатели Обеспечивающие измерение и регистрацию параметров с заданной точностью по табл. 2. 2а, 3 Пожаробезопасная

Система подогрева масла и воздуха на впуске

2.

Тип двигателя Число цилиндров Расположение цилиндра Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объем, дм Степень сжатия Максимальная мощность, кВт Абсолютное давление наддува. МПа (кгс/см*)

Частота вращения, мин-1 Давление сгорания. МПа (кгс/см2) Давление сжатия. МПа (кгс/см*) Расход топлива, кг/ч

Техническая характеристика двигателя

1 ч 8,5/11, четырехтактный дизель с вихрекамерой I

Вертикальное

85

110

0.623

16

8,36

0,178 (1.8)

1585

10,79 (110)

8.23 (84)

2,5

111

Страница 13

С. 13 ГОСТ 20303-74

Смазка

Комбинированная. Под давлением сказываются шатунный подшипник, разбрызгиванием — цилиндропоршневая группа, коренные подшипники коленчатого вала и шестерни газораспределения От подкачивающего плунжерного насоса

Одноплунжерный, золотниковый

Войлочный или бумажный

Закрытого типа со штифтовым распылителем, охлаждаемая с давлением распыла 12.5—13,0 МПа (125—130 кгс/см2)

Алюминиевый сплав Подшипники качения

Сменные вкладыши с антифрикционной заливкой из свинцовистой бронзы

Система подачи топлива к насосу высокою давления Тип то или нно го насоса высокого давления

Топливный фильтр Форсунка

Материал поршня Коренные подшипники коленчатого вала

Шагунный подшипник

3. Регулируемые параметры: температура воздуха на впуске в двигатель; температура масла в картере двигателя; расход топлива:

температура охлаждающей жидкости; давление наддува; противодавление на выпуске: давление масла в двигателе.

Допускается полная автоматизация регулирования параметров.

Принципиальная схема установки ИМ-1

I — выхлопной колол с и; 7— система измерения прорыва каргерных глюк;

.? — мерный масляный бак «дозатор: 4— термосифонная охлаждающая система; 5 — двигатель, 6 — расходомер топлива; 7 — топливный бак; 8 — полей реп воздуха с регулятором надаува; 9— noaotpcn масла; 10 - тормозное устрой

ство; // — пульт управлении

ПРИЛОЖЕНИЯ /, 2L (Измененная редакция. Изм. № 3).

112

Страница 14

ГОСТ 20303-74 С. 14

И НФОРМАЦИОННЫ Е ДЛННЫ Е

1.    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 25.11.74 № 2600

3.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обошачснне НТД. на который пана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 33-2000

3.8

ГОСТ 305-82

1.1

ГОСТ 868-82

1.1

ГОСТ 6507-90

1.1

ГОСТ 8505—S0

1.1

ГОСТ 10164-75

1.1

ГОСТ 11362-% (ИСО 6619—88)

3.8

ГОСТ 17479.1-85

Вволная часть; 1.1: 4.1

ГОСТ 20684-75

3.8

ГОСТ 24104-88

1.1

5.    Ограничение срока действия снято по протоколу № 2—92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2—93)

6.    ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., декабре 1987 г., январе 1995 г. (ИУС 6-82, 4-88, 4-95)

113