Стр. 1
 

11 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автомобильные дизели и устанавливает предельно допустимые нормы дымности отработавших газов и методы измерений дымности при стендовых испытаниях дизелей.

Стандарт не распространяется на дизели, находящиеся в эксплуатации

Переиздание. Март 2006 г.

Ограничение срока действия снято: Протокол № 2-92 МГС от 05.10.92 (ИУС № 2-93)

Оглавление

1 Нормы

2 Методы измерений

Приложение 1 Термины, применяемые в стандарте, и их пояснения

Приложение 2 Основные требования к прибору для определения

Приложение 3

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ 17.2.2.01-84

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОХРАНА ПРИРОДЫ АТМОСФЕРА

ДИЗЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

Издание официальное

Иосям

Стцрртянфоры

Страница 2

УДК 621.436.068:629.1.056:006.354    Груша    Д29

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ С Т А Н Д А Р Т

Охрана природы Атмосфера

ДИЗЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

ГОСТ

17.2.2.01-84

Взамен ГОСТ 19025-73

Нормы и методы измерений

Nature protection. Atmosphere. Automobile diesels. Exhaust smoke opacity. Rates and methods of measurement

МКС 13.040.50 43.060 ОКП 45 6142

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 марта 1984 г. № 976 дата введения установлена

01.07.85

Ограничение срока действия снято по протоколу .Nb 2—92 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2—93)

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дизели и устанавливает предельно допустимые нормы дымности отработавших газов и методы измерений дымности при стендовых испытаниях дизелей.

Стандарт не распространяется на дизели, находящиеся в эксплуатации.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

I. НОРМЫ

1.1.    Дымность отработавших газов измеряют на режимах внешней скоростной характеристики двигателя по ГОСТ 14846—КI и на режиме свободного ускорения.

1.2.    Дымность отработавших газов автомобильных дизелей до 01.01.88 не должна была превышать предельно допустимые нормы, указанные в табл. 1.

Табл и ua 1

Рехим испытаний

Предельно допустимая норма дымности otpaGotaumiix га job Л'10В, %. не более

Режим скоростной характеристики

45

Режим разгона для дизелей:

без наддува

40

с наддувом

50

1.3. Дымность отработавших газов автомобильных дизелей после01.01.88 не должна превышать предельно допустимые нормы, указанные в табл. 2, в зависимости от условного расхода отработавших газов Со г при испытании на установившихся режимах.

Издание официальное    Перепечатка воспрещена

^    Переиздание.    Март    2006    г.

С) Издательство стандартов, 1984 £> Стандартинформ, 2006

Страница 3

С. 2 ГОСТ 17.2.2.01-84

Табл ица2

У слоимый расход отработавших глои Оож, ям'/с

Предельно допустимая норма д и я ноет отработаиших гаэоп Хтп. , не более

До 42 включ.

60

50

56

75

50

100

45

125

41

150

39

175

37

200

35

Св. 200

34

Примечания:

1.    Промежуточные значения определяют интерполированием.

2.    Дымность на режиме свободного ускорения не должна превышать предельно допустимую норму дымности, установленную для конкретного типа дизеля на установившемся режиме. Для двигателей с системой газотурбинного наддува дымность на режиме свободного ускорения не должна ирсвышагь предельные нормы, установленные в табл. 2 для частоты вращения, при которой дымноегь достигает максимального значения, измеренного при испытаниях на установившемся режиме, более чем на 10 % в единицах измерения шкалы прибора.

3.    При наличии в измерительном приборе шкалы, выраженной в показателях коэффициента помещения А'п. перевод значений дымности в значения коэффициента поглощения производят согласно графику черт. 1.

Кп.»-

Черг. 1

.4. Условный расход отработавших газов Gat в дмУс следует вычислять по формулам: Уьп

— для четырехтактных дизелей;

О'о.,

Со , _ У„ п — для двухтактных дизелей.

где КА — рабочий объем цилиндров дизеля, дм’;

п — частота вращения коленчатого вала, измеренная при испытании, с-1.

Страница 4

ГОСТ 17.2.2.01-84 С. 3

2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

2.1.    Общие положения

2.1.1.    Дымность отработавших газов измеряют у дизелей, прошедших предварительные, приемочные и периодические испытания.

2.1.2.    Дымность отработавших газов измеряют на режимах внешней скоростной характеристики от максимальной частоты вращения до большей из двух: 0,45 пткХ или 16,7 с '1, при этом дымность измеряют не менее шести раз через равные интервалы частот вращения, включая режим максимального крутящего момента, и свободного ускорения.

2.1.3.    Для дизелей, имеющих отключаемый наддув или перепускной клапан, дымность отработавших газов должна измеряться при включенном и выключенном агрегате наддува и перепускном клапане в объеме, указанном в п. 2.1.2. В качестве оценочного показателя принимают большее из двух измеренных значений.

2.2. Условия измереиий

2.2.1.    Дизели, предназначенные для испытаний, должны находиться в полной исправности и испытываться в комплектности, установленной соответствующими стандартами и техническими условиями, и при соблюдении требований, установленных ГОСТ 14846-81.

2.2.2.    Измерения проводят на дизельном топливе марки Л по ГОСТ 305-82, плотностью при 20 *С 820-830 кг/м’.

Допускается применять топлива, указанные в технических условиях на дизели. При необходимости контрольную проверку проводят на топливе марки Л.

2.2.3.    Конструкцией выпускной системы стенда и трубопроводами пробоотборной системы должны обеспечиваться отсутствие утечек газов и подсос воздуха, приводящие к изменению дымности отработавших газов.

2.2.4.    Зонд газоотборника должен представлять собой трубку с открытым концом, расположенным в центре по оси выпускной трубы и обращенным навстречу потоку отработавших газов. У V-образных дизелей отбор проб проводят из общего выпускного трубопровода, а при невозможности объединения трубопроводов — из одного ряда цилиндров.

2.2.5.    Зонд газоотборника должен располагаться в прямолинейном участке выпускной трубы испытательного стенда постоянного диаметра D на расстоянии не менее 6 /)от входного сечения и не менее 3 D от выходного сечения этой трубы (или от оси регулирующей заслонки). Схема измерения дымности отработавших газов — по черт. 2.

2.2.6.    Отношение площади поперечного сечения зонда газоотборника к площади проходного сечения выпускной трубы испытательного стенда должно составлять не менее 0.05.

2.2.7.    Соединительные патрубки между газоотборником и прибором измерения дымности должны быть герметичными, длиной не более 3,5 м, устанавливаться с подъемом в сторону прибора и не должны иметь отложений сажи на внутренних поверхностях.

2.2.8.    Измерения дымности проводят при коэффициенте F от 0,98 до 1,02, учитывающем влияние атмосферных условий. Значение коэффициента вычисляют по формуле

100

/400 Y-65 ( Т

( — I (ж) •

где Р — барометрическое давление во время проведения измерений. кПа;

Г— температура окружающего воздуха во время проведения измерений. К.

2.2.9.    Избыточное давление отработавших газов в камере измерительного прибора в процессе измерения должно быть не менее 490 Н/м2 (50 мм вод. ст.) и более 585 Н/м2 (60 мм вод. ст.).

2.2.10.    Допускается для повышения давления газов при отборе проб устанавливать регулирующую заслонку (см. черт. 2) в выпускной трубе испыгательного стенда на расстоянии не менее 3 D от входного отверстия зонда газоотборника.

2.2.П. Для уменьшения колебаний давления в потоке отработавших газов допускается устанавливать ресивер в пробоотборной магистрали объемом не менее рабочего объема цилиндров двигателя.

2.2.12. Температура газа в измерительной камере прибора должна быть не ниже 343 К (70 *С) и не выше максимально допустимой, указанной изготовителем прибора.

Допускается дая обеспечения указанных температур устанавливать в подводящей магистрали перед прибором теплообменник.

Страница 5

С. 4 ГОСТ 17.2.2.01-84

Схема измерения дымности отработавших газов

ОтраСотавшис gast» от дизеля

1 — выхлопной |ру4юпровол лч -уСА'л: 2— нмхломная труба испытательного стенда; J — гаюотбориик лымомера; 4 — ресивер; 5— измерительный прибор; 6— регулирующая вслаика

Чсрг. 2

2.3.    Проведение измерений

2.3.!.    Измерения проводят на дизеле, установленном на испытательном стенде, оборудованном приборами по ГОСТ 14846-81 и дымомером, отвечающим требованиям приложения 2.

2.3.2. Измерение дымности при установившемся режиме работы дизеля

2.3.2.1.    Дымность отработавших газов автомобильных дизелей определяют на режимах внешней скоростной характеристики в соответствии с п. 2.1.2.

2.3.2.2.    Дымность на каждом режиме измеряют три раза, при этом разность результатов измерений не должна превышать 4 % в единицах измерения шкалы прибора. Промежуток между последовательными измерениями не должен превышать I мин. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение трех измерений.

2.3.3. Измерение дымности на режиме свободного ускорения

2.3.3.1.    Дымность на режиме свободного ускорения измеряют, по возможности, сразу после измерений при установившемся режиме работы двигателя.

2.3.3.2.    При измерении дымности на режиме свободного ускорения двигатель отсоединяют от тормоза испытательного стенда. При работе дизеля с минимальной частотой вращения холостого хода быстрым, но плавным перемещением до упора ручного привода рычага управления устанавливают максимальную подачу топливного насоса. Такое положение должно сохраняться до включения регулятора и достижения максимальных оборотов двигателя, ограничиваемых регулятором. При этом по шкале измерительного прибора фиксируют максимальное значение дымности. После этого подачу топлива уменьшают до установления исходной минимальной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.

2.3.3.3.    После возвращения стрелки прибора в исходное положение режим свободного ускорения повторяют. Дымность на режиме свободного ускорения измеряют восемь раз. За результат измерения принимают среднее арифметическое четырех последних измерений, допустимая разность результатов которых не должна превышать 4 % в единицах измерения шкалы прибора.

2.3.3.4.    Общая продолжительность проведения восьми измерений не должна превышать 2,5 мин.

2.3.3.5.    Перед началом и после окончания восьми измерений проверяют нулевое положение стрелки измерительного прибора. Если после окончания восьми измерений отклонение стрелки от нулевого положения превысит 1 % в единицах измерения шкалы прибора, измерения повторяют.

2.4. Обработка результатов

2.4.1.    Результаты измерений дымности отработавших газов должны быть занесены в протокол испытаний и обработаны в соответствии с приложением 3.

2.4.2.    По результатам предварительных испытаний составляют отчет с заключением.

Страница 6

ГОСТ 17.2.2.01-84 С. 5

ПРИЛОЖЕНИЕ / Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Термины

Пояснении

1. Дымность отработавших газов

Определение — но ГОСТ 17.2.1.02-76

2. Предельно допустимые нормы дымности отработавших тазов

Значение дымности отработавших газов, при превышении которого автомобильный дизель не должен выпускаться предприятием-кзготовителсм

3. Максимальная рабочая частота вращения коленчатого вата

Определение — по ГОСТ 14846-81

4. Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту

Определение — по ГОСТ 14846-81

5. Фотометрическая база дымомера

Диша пути прохождения светового потока через измеряемую среду

Страница 7

С. 6 ГОСТ 17.2.2.01-84

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРУ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

1.    Прибор должен работать по методу просвечивании и иметь фотометрическую базу дымомера L - 0,43 м.

2.    Прибор должен быть оборудован устройством для измерения температуры и давления газов в его рабочей камере и перепускным клапаном для отвода отработавших газов между измерениями.

3.    Попадание на фотоэлемент прибор:! света or посторонних источников в результате внутреннего отражения или рассеивания не должно влиять на результаты измерения более чем на I % в единицах измерения шкалы прибора.

4.    Шкала прибора должна быть линейкой с диапазоном измерения 0—100 %.

5.    Точность измерения прибор:! — не менее 2 % максимального значения шкалы прибора.

6.    Шкала прибора должна обеспечивать возможность считывания значения дымности с точностью не менее 1 % в единицах измерения шкалы прибора.

7.    Промежуточная проверка прибора должна проводиться при включенной лампе установкой перед фотоэлементом светофильтра из нейтрального стекла, при этом показания прибора не должны отличаться от характеристики фильтра более чем на 2 % в единицах измерения шкалы прибора.

Страница 8

ГОСТ 17.2.2.01-84 С. 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое

ПРОТОКОЛ Sa

измерения дымности отработавших газов автомобильных дизелей ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата измерения _

Предприятие-изготовитель дизеля_

Год выпуска дизеля_Номер дизеля_

Тип дымомера _

Модель и номер дымомера_

Марка топлива_

Марка масла_

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИЗЕЛЯ

Тактносгь (четырехтактный, двухтактный)_

Число цилиндров_

Диаметр цилиндра, мм _

Ход поршня, мм_

Рабочий объем цилиндров, л _

Степень сжатия _

Номинальная мощность. кВт_

Максимальная рабочая частота вращения коленчатого вала, с-1_

Наличие наддува (перепускного клапана)

Страница 9

С. 8 ГОСТ 17.2.2.01-84

УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

Атмосферные условия (в испытательном боксе): давление. кПа_

температура, "С

Температура охлаждающей жидкости от

до

‘С

Температура масла в картере дизели от

до

‘С

Давление газов в измерительной камере прибора or

до Н/м2 (мм вод. ст.)

Температура газов в измерительной камере прибора от

до

‘С

Сопротивление на выпуске отработавших газов при максимальной рабочей частоте вращения коленчатого

вата в зоне установки зонда га зо отборника, Н/м: (мм вод. ст.)_

Наддув или перепускной клапан (включен, выключен)_

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Основные показатели дизеля

Номинальное среднее эффективное давление Л-how Н/м* (кгс/схг2)

Максимальное среднее эффективное давление Ре тлх, Н/м- (кгс/см-)

Удельный расход топлива при максимальной рабочей частоте вращения г/(кВт ч)_

Минимальный удельный расход топлива при скоростной характеристике я. гДкВтч)

Страница 10

ГОСТ 17.2.2.01-84 С. 9

Результаты измерений дымности отработавших газов на установившихся режимах

Характеристика режима работы дизели

Результаты измерений

Среднее

значение

Предельное

значение

дымности

Примечание

Частота вращения коленчатою вала я. с

Эффект иная

МОЩНОСТЬ

Nn кВт

Раскол отработавших газов Св1. м’/с

Номер измерения

К. %

*«„• 1

1

2

3

АТ,. %

Кг. %

1

2

J

4

5

6

7

X

9

Результаты ншерсния дымности на режиме свободного ускорения

Номер измерения

И умеренное значение дымности. %

Предельно допустимая норма дымности

Примечание*

1

2

3

4

5

6

7

8

Результат четырех последних измерений

Дополнительные -записи но измерениям

Измерении пронодили__

должность, фамилия, и., о.

1

В примечании указывают, имелись ли при измерениях отклонения от требований настоящего стандарта и какие.

Страница 11

Редок гор О.В. Гслемесаа Технический редактор Н.С. Гришанова Корректор Л/.С. Кабатола Компьютерная верстка Н.Л. Ha.tcuKunau

Подписано о печать 14.04.2006. Формат 60 х 84*/»- Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Уел. печ.я. 1.40. Уч.-нм-i. 0.80. Тираж 93 т. Зак. 268. С 2711.

ФГУП ■Стандартннфори», I2399S Москва. Гранашмй пер.. 4. www.gosiinro.ru    infoftgoitinfo.ru

Набрано iKi ФГУП «Сганлартинформ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «Стандартинформ' — тип. «Московский печатник». 105062 Москиа, Лялин пер.. 6.

Заменяет ГОСТ 19025-73