Стр. 1
 

25 страниц

456.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на тракторы, имеющие как минимум, две оси с колесами на пневматических шинах как с гусеничным обводом, так и без него, массой от 800 до 15000 кг и с шириной колеи задних колес не менее 1150 мм. Стандартустанавливает метод испытаний защитных свойств при статическом нагружении защитных конструкций сельскохозяйственных и лесных колесных тракторов.Стандарт не распространяется на узкогабаритные виноградниковые тракторы и тракторы, предназначенные для работы в низких помещениях и садах

Утратил силу в РФ

утратил силу на территории РФ с 01.07.2009, пользоваться ГОСТ Р ИСО 3463-2008

Действие завершено 30.06.2009

Оглавление

1 Общие положения

2 Подготовка трактора и защитной конструкции к испытаниям

3 Методы испытаний

4 Условия приемки

5 Распространение результатов испытаний на другие модели тракторов

6 Маркировка

7 Протокол испытаний

Приложение 1 (справочное)

Приложение 2 (обязательное)

Приложение 3 (обязательное)

Приложение 4 (обязательное)

Приложение 5 (обязательное)

Приложение 6 (обязательное)

Приложение 7 (обязательное)

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ КОЛЕСНЫЕ

МЕТОД СТАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЗАЩИТНЫХ КОНСТРУКЦИИ

ГОСТ 12.2.002.2-91

БЗ 7-91/648

Издание официальное

КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР Москва

Страница 2

УДК 62» 114.2.001 4:в58.382.3:1НИ1.354    Группа    ТЫ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ КОЛЕСНЫЕ Метод статических испытаний защитных конструкций

ГОСТ

12.2.0022—91

Occupational safely standard* system. Agricultural snd forestry wheeled tractors. Method of testing protective structures by a static load OKU 47 (WOO

Дата введения 01.07.02

Настоящий стандарт распространяется на тракторы, имеющие, как минимум, две оси с колесами на пневматических шинах как с гусеничным обводом, так и без него, массой от 800 до 15000 кг и с шириной колеи задних колес не менее 1150 мм.

Стандарт устанавливает метод испытаний защитных свойств при статическом нагружении защитных конструкций (кабин или чаркасон) сельскохозяйственных и лесных колесных тракторов (далее — тракторов).

Стандарт не распространился на узкогабаритные виноградин* ковые тракторы н тракторы, предназначенные для работы п низких помещении* и садах.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

I. Общие положения

I.J. Термины, применяемые и настоящем стандарте, и их но* яснейия даны п приложении 1.

1.2.    Маюрналы. оборудование и средства для крепления должны быIь достаточными для того, чтобы шасси трактора было прочно зафиксировано без опоры на шины.

1.3.    Пр иложение горизонтальной нагрузки осуществляют с помощью бруса длиной 250—700 мм и оно должно быть равномерном но длине. Равномерность приложения нагрузки при испытании определяют с шагом 50 мм.

Кромки бруса, контактирующие с защитной конструкцией, должны быть скруглены максимальным радиусом 50 мм.

Издание официальное

© Издательство стандартов, 1991

Настоящий стандарт не может быть частично или полностью воспроизведен, тиражировал к распространен без разрешения Госстандарта СССР

Страница 3

С 2 ГОСТ 12.2.002.2-91

Следует применять универсальные шарниры или эквивалентное устройства с тем. чтобы нагружающее устройство не вызывало вращательного и поступательного перемещения в направлении, отличающемся от направления приложения нагрузки.

Если конфигурация защитной конструкции в месте приложения нагрузки не обеспечивает полного прилегания нагружающего бруса, то следует применять вспомогательный элемент, обеспечивающий равномерное распределение нагрузки по всей контактирующей поверхности.

1.4.    Измерительное устройства при горизонтальном нагружг-нин следует располагать так, чтобы регистрировать нагрузку и деформацию в точке и вдоль линии нагружеиия. Для обеспечения необходимой точности измерения следует проводить с непрерывной записью. Измерительные устройства при испытании на сжа~ тис должны фиксировать общее вертикальное усилие.

Допускаемые погрешности измерений приведены в приложении 2.

1.5.    Подтверждение того, что зона свободного пространства не нарушена в .ходе испытаний, должно осуществляться с помощью измерительных приспособлений. Допускается применять измерительное приспособление, соответствующее размерам зоны свободною пространства, приведенное в приложении 3.

2. Подготовка трактора и защитной конструкции к испытаниям

2.1.    Испытуемый трактор с защитной конструкцией следует установить на опорной плите так, чтобы при нагружении не наблюдалось значительной деформации элементов, соединяющих ее с опорной плитой. При нагружении ие должно быть иной опоры, кроме исходного закрепления.

Защитная конструкция должна соответствовать технической документации и должна быть установлена на шасси трактора соответствующей модели методом крепления, указанным предприя-тлем-изготовителем.

2.2.    Трактор с защитной конструкцией устанавливают и закрепляют тяк. чтобы вся подводимая энергия поглощалась защитной конструкцией и жесткими компонентами трактора.

2 3. Все съемные стекла, панели н элементы, не входящие в защитную конструкцию, следует снять, чтобы они не оказывали влияния на прочность защитной конструкции.

В случае, когда возможна эксплуатация трактора с открытыми или снятыми окнами и дверями, они должны быть также открыты или сняты при испытаниях.

Страница 4

ГОСТ 12.2.002.2 —91 С. 3

2.4. Защитная конструкция должна быть оснащена необходимыми приборами, чтобы получить необходимые данные усилия де-формации.

3. Метод испытаний

3.1.    Последовательность испытаний

3.1.1.    Испытания необходимо проводить в следующей последовательности:

а)    Первое горизонтальное нагружение сзади или спереди (продольное)

Для тракторов, у которых не менее 50 % массы трактора приходится на задние колеса, продольное нагружение следует проводить сзади. Для других тракторов продольное нагружение проводят спереди.

б)    Первое испытание на сжатие

При первом испытании на сжатие вертикальную нагрузку при» кладывают на ту часть защитной конструкции, на которой проводилось испытание при первом продольном нагружзнни.

в)    Горизонтальное нагружение сбоку

При нати'шн cMC.MUvinoto сиденья и (или) защитной конструкции несимметричной прочности боковую нагрузку прикладывают со стороны, наиболее вероятной для нарушения зоны свободного пространства

г)    Второе испытание ьа сжатие

Вертикальную нагрузку прикладывают на часть защитной конструкции, противоположную той части, на которой проводи-лись испытания при нервом продольном нагружении.

д)    Второе горизонтальное продольное нагружение

Второе продольное нагружение проводят на тракторе с откидывающейся кабиной в случае, если продольное усилие при первом продольном нагружении не было приложено в направлении, в котором защитная конструкция откидывается.

3.1.2 Все испытания следует проводить на одной и той же защитной конструкции. Ремонт или упрочнение какого-либо элемента не следует проводить ни между этапами испытаний, ни перед последующим испытанием.

3.1.3. По окончании всех испытании должны быть измерены и .«гнроюиолированы оааточные деформации защитной конструкции.

Защитную конструкцию следует осматривать после каждого испытания при снятой нагрузке. Если трещины и разрывы возникает в процессе нагружения (кроме второго испытания на сжатие), то перегрузочные испытания но л. 4.3. проводят до прове-

Страница 5

С 4 ГОСТ 12.2.002.2—<14

дения следующего нагружения в установленной последовательности.

3.2. Горизонтальное нагружение сзади, спереди и сбоку

3.2 I. Общие требования для испытаний горизонтальным нагружением

3.2.1.1. Нагрузки, прикладываемые к защитной конструкции, следует распэеделять с помощью жесткого бруса длиной 250—700 мм. расположенного перпендикулярно к направлению приложения нагрузки; жестхий брус допускается снабжать предохранителем для предотвращения смещения вбок. Интенсивность приложения нагрузка должна быть такой, чтобы нагрузку можно было считать сгагичсской. В процессе нагружения F и D следует измерять одновременно с непрерывной записью для повышения точности Нагрузку не следует уменьшать до завершения испытаний.

Скорость деформации иод нагрузкой должна быть не более 5 ым/с. Примеры диаграмм нагрузка-перемещение даны на черт. 1а, 16, 1 в.

Диаграмма нагрузка — пергмешеиие

К - оскояиая расчет*» .шртя. f ашг|>у»о по ос!1со)<с4 рзечеик»! >®ергин: О - перемещена во <k*odu<iR раечетиоП 9»|КИМ


Черт. ]а

Примечания:

I. uF нагрузка при перемещении 0.9D D.


Страница 6

ГОСТ 12.2.002 2—91 С. 5

2 Нот необходимости в проведении испытаний на перегрузку, т. к. oF< <1,03 F.

Диаграмма натру »ка — перемещение Испытание на перегрузку

Черт. 16

Примечания;

I. aF нагрузка при перемещении 0,95 D.

2 Испытания на перегрузку необходимы, т. к. of >1,03 F

3.    Испытания па перегрузку выдержаны удовлетворительно, т. к. bF>0.97 I н ftf>0,8 Pm**, где bF — нагрузка, соответствующая расчетной энергии 1.05F.

4.    D, — перемещение при приложении энергии. равной 1.05 £.

3.2.1.2. Если нет поперечного конструктивного элемента, расположенного в зоне приложения нагрузки, то для испытаний до-н\скасгсч применять испытательный брус, который не увеличивает прочности конструкции.

',12.2. Первое продольное нагружение

32 2!. Нагрузка должна прикладываться горизонтально, параллельно продольной плоскости симметрии трактора спереди или

СЗАДИ.

При нагружении сзади усилие прикладывают на стороне, противоположной предполагаемому нагружению сбоку. При нагружении спереди усилие прикладывают на той же стороне, что и при предполагаемом нагр\жении сбоку,

2 За к. 1732

Страница 7

С б ГОСТ 12 2.002 2-91

Диаграмма нагрузка — перемещение Продолжение испытаний на перегрузку

Г1 р н м с ч а н и и:

1.    aF нагрузка при перемещении 0,95 D.

2.    Испытания на перегрузку необходимы, т. к. e/‘>1.03 F

A bf <0.97 /•'. слсдоватсльио необходимо продолжение испытаний.

4.    cF<0,97 bF, следовательно необходимо продолжение испытаний

5.    dF<0,97 cF, следонательно необходимо продолжение испытаний

fi Испытании на перегрузку выдержаны удовлетворительно, г к. cF> >0.8

7 Прекращать испытании на любой стадии, если нагрузка опускается ниже 0 Й F m.ix

i 1агрузку следует прикладывать к верхнему поперечному элементу защитной конструкции (то есть ьа ту часть, которая вероятнее всего первой ударится о грунт при опрокидывании).

Точка приложения нагрузки располагается на расстоянии V* ширины верхней кромки защитной конструкции от наружного угла и направлении оси симметрии (черт. 2). Ширину защитной конструкции определяют как расстояние между двумя линиями, параллельными продольной плоскости симметрии трактора, касающимися наружных выступающих элементов защитной конструкции в горизонтальной плоскости и концов самых верхних поперечных элементов.

Длина бруса должна быть не менее '/з ширины защитной конструкции и не более чем на 49 мм больше этого значения.

Страница 8

ГОСТ 12 2 002.2—*1 С. 7

Приложение пагрузки спереди и сзади

1 кг. ю приложения усилии СИМ. 1 ■■ чес го ьрлло/ммна. Vfli;il ■ t,<P|te >1 •> К1>.ч1|нл1Ы>ая lirha сиденья. 4 »кч то игорог» я|ч>шхя1.иию и.ч р» и*.-, апрели или одни. S и|м>двлы1»и u»iii|nj«»an дикия, «рохрдшцяь :ri»':

■ ии'рпльич'т готьу сихсньи: t ■ W.m проЛпдьн'И» патрулей»» счиди li с-чрс •"

Черт. 2

Испытания прекращают, если:

а) энергия деформации, поглощенная защитной конструкцией, равна или болыне требуемой подводимой энергии (£,-/ ). Дж. где _1,4 mv;

Г>) защитная конструкция нарушила зону свободного ироегран-ства или jOHa свободного пространства оказывается незащищенной. Размеры зоны свободного пространства установлены и приложении 4.

3.2 3 Нагружение сбоку

Нагрузку сбоку следует прикладывать горизонтально,' перпендикулярно к продольной плоскости симметрии трактора к верхнему элементу защитной конструкции п точке, расположенной на расстоянии 85 мм вперед от контрольной точки сиденья, как указано на черт. 3

Страница 9

с. 8 ГОСТ 12.2 002,2—91

Приложение ма1рузки сбону

> агфорчкаи* под дгйгтшя-м а|м?Д?>л1>мо|о iuipi«,.|iпц гмлк    поит

•>o.<uiit< г-икп силсяьи. I пркдольпа* непгряльмея линии, щммтдищл*

«+№» lIlHlplMMIlki ТОЧКУ СНДСИЬк V №1Г|П>кй

Черт. 3

tltrjiu известно, что какой-либо боковой элемент первым кос-нет I руита при опрокидывании, то нагрузка должна прикладываться к этой точке, обеспечивая при этом равномерное се распре-деление. IS случае двухетоечной конструкции боковую нагрузку следует прикладывать к верхнему элементу боковой стойки, вне зависимости от расположения контрольной точки сиденья

Брус должен быть требуемой длины, но не более 700 мм

Ппштапин прекращают, если:

а)    анергии деформации, поглощенная защитной конструкцией, р;.ннп или больше требуемой подводимой энергии , Дж. т. с.

-1.7.5///,:

б)    защитная конструкция нарушила зону свободного пространства или зона свободного пространства оказывается незащищенной.

3.3. Испытание на сжатие

3.3.1. Сжатие сзади

Брус следует расположить поперек заднего, наиболее высоко расположенного элемента кабины (каркаса), а результирующее сжимающее усилие прикладывают в вертикальной плоскости Прикладывают усилие

Fr 20 m, (II),

Усилие следует прикладывать, как минимум, в течение 5 с после прекращения визуально различимой деформации защитной конструкции. Если задняя часть защитной конструкции не выдерживает

Страница 10

ГОСТ 12.2 002.2 —91 С. 9

полного сжимающего усилия, то нагружение проводят до тех пор, пока крыша в результате деформации совместится с плоскостью, соединяющей верхнюю часть защитной конструкции с той точкой задней части трактора, которая способна выдержать массу трактора при опрокидывании. После этого нагрузку снимают, а трактор или нагружающее устройство располагают так. чтобы брус находился над той точкой защитной конструкции, которая будет служить опорой для передней части трактора при его полном опрокидывании или полном приложении нагрузки.

Пример приспособления для приложения вертикальной статической нагрузки дан на черт. 4, при этом жесткий брус должен быть шириной 250 мм.

Пример приспособления для приложения вертикальной статической нагрузки

/, } - усилие t. S — уин*ерса«ьмыр вириары;

4 гидроци-гиилр: 6 - влдсг*вкк пс-д iK-prAWt?

И    ОС*    И*

Черт. 4

3.3.2. Сжатие спереди

Брус следует расположить поперек переднего, наиболее высоко расположенного элемента конструкции, а результирующее усилие Ff =20 m, прикладывают в вертикальной основной плоскости

Это усилие следует прикладывать в течение, как минимум. 5 с после прекращения визуально различимой деформации защитной конструкции.

Если передняя часть защитной конструкции не выдерживает полного сжимающего усилия, то нагружение проводят до тех пор,

Страница 11

С. 10 ГОСТ 122.002.2-в1

пока крыша в результате деформации совместится с плоскостью, соединяющей верхнюю часть защитной конструкции с той точкой передней части трактора, которая способна выдержать массу трактора при опрокидывании. После этого нагрузку следует снять, а трактор или нагружающее устройство расположить так, чтобы брус находился над той точкой защитной конструкции, которая будет служить опорой для задней части трактора при его полном опрокидывании и при полном приложении нагрузки.

3.4. Второе продольное нагружение

Нагружение проводят со стороны, диаметрально противоположной продольному нагружению по п. 3.2.2 согласно п. 3.2.1.

Испытания прекращают, если:

а)    энергия деформации, поглощенная защитной конструкцией, раина или больше требуемой подводимой энергии Ии, . Дж. т. е

Ецм 0,35 т,

или

б)    защитная конструкция нарушила зону свободного пространства или зона свободного пространства оказывается незащищенной.

4. Условия приемки

Защитная конструкция в ходе и после испытаний должна удовлетворять следующим условиям.

4.1.    Ни одна деталь не должна проникать в зону свободного пространства, за исключением условий, изложенных н и. 4.3.2 3. Ни одна часть не должна ударять сиденье при испытании.

Зона свободного пространства не должна выходить за пределы защитной конструкции.

4.2.    В каждом из установленных испытаний горизонтальным нагружением при достижении требуемого значения энергии усилие должно быть не менее 0.8 ртл% .

4.3.    Если после испытаний горизонтальным нагружением появились трещины, разрывы или коробление, то необходимо проведе нне испытаний на перегрузку с целью определения остаточной прочности защитной конструкции (черт. 1а—1в).

4.3.1. Испытания на перегрузку необходимы, если усилие уменьшается более чем на 3 % прн изменении перемещения на последних 5 % значения, установленного для полного поглощения требуемой энергии (черт. 16).

4 3.2. Испытание на перегрузку —продолжение горизонтального нагружения с шагом 5 % исходной требуемой энергии до двадцатипроцентного увеличения энергии (черт. I в).

Страница 12

ГОСТ 12.2.002.2-91 С. 11

4.3.2 1. Защитная конструкция считается успешно прошедшей испытании на перегрузку, если при поглощении 5. 10, 15% увеличении энергии усилие уменьшается менее чем на 3 % на каждом пятипроцентном шаге, но при этом превышает 0.8 Fтлш .

4.3.2.2.    Защитная конструкция считается успешно прошедшей испытании на перегрузку, если при поглощении 20% увеличения энергии \силне превышает 0,8 Fami .

4.3.2.3.    При испытании на перегрузку допускается нарушение зоны свободного пространства н ее защищенности. После снятия нагрузки конструкция не должна нарушать зоны свободного пространства

4.4.    Не должно быть никаких выступающих элементов или деталей, которые могут при деформации зажать оператора (например его йогу или ступню).

4.5.    Внутри защитной конструкции не должно быть никаких деталей, представляющих серьезную опасность для оператора.

4.6.    Если к защитной конструкции предъявляется требование сопротивления хрупкому разрушению при низких температурах, то предприятие-изготовитель должно представить данные, которые включают в протокол испытаний.

Одним из методов получения данной информации является про-ведение испытаний по п. 3 при температуре ниже минус 18 °С. Другие возможные методы приведены в приложении 5.

5. Распространение результатов испытаний на другие модели тракторов

Нели защитная конструкция соответствует условиям приемки, то она может быть использована на других моделях тракторов без проведении испытания по и. 3 при условии, что защитная конструкция и трактор удовлетворяют условиям, установленным в пп.

Г> 1 — 5.4. В такнч слу чаях протокол испытания должен содержать ссылку на предыдущие протоколы испытаний.

5.1.    Масса другой модели трактора не должна превышать более чем на 5 % массу испытываемой модели трактора, на котором были проведены испытания.

5.2.    Элементы трактора, на которые производится установка «ащитной конструкции, обладают идентичной нлн равнозначной прочностью с элементами испытанного трактора, а способы крепления защитной конструкции аналогичны.

5.3.    Любые детали, такие как крылья, капот и т. п., которые служат опорой для защитной конструкции, должны быть идентичны по прочности или гарантировать, как минимум, такую же прочность опоры.

Страница 13

С. 12 ГОСТ 12.2002.2-9!

5.4. Положение и предельные размеры сиденья в защитной конструкции на тракторе должны быть такими, чтобы зона свободного пространства оставалась внутри деформированной защитной конструкции после всех испытаний.

Ь. Маркировка

Если требуется установка таблички, то она должна содержать, как минимум, следующую информацию:

а)    наименование и адрес предприятия-изготовителя или разработчика защитной конструкции;

б)    номер (производственный или серийный) защитной конструкции;

в)    марку трактора, модель или серийный номер установочных элементов;

г)    номер стандарта, в соответствии с требованиями которою испытывалась защитная конструкция.

Табличка до;:жна быть прочной и постоянно прикреплена так, чтобы ее было удобно читать и чтобы она была защищена от повреждений.

7. Протокол испытаний

Протокол испытаний и техническую характеристику защитной конструкции следует оформлять r соответствии с приложениями 6 и 7.

Страница 14

ГОСТ 12 2 002 2-»» С. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ. I Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ,

И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

ЗАЩИТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ — кабина или каркас для защиты оператора трактора. предназначенная для сведения к минимуму вероятности нанесения оператору серьезной травмы в результате случайного опрокидывания при нормальной эксплуатации гракюра.

Защитная конструкция характеризуется тем, что она обеспечивает зону свободного пространства как внутри самой конструкции, так и внутри пространства. обозначенного рядом прямых линий, проведенных от внешнего края конструкции к любой точке трактора, которая может войти в контакт с плоской поверхностью грунта и способна выдержать трактор в опрокинутом состоянии

МАССА ТРАКТОРА — масса ненагружеиного трактора в рабочем состоянии с полными топливными баками и радиаторами с защитной конструкцией и элементами облицовки, с гусеничным обводом или с любым вспомогательным приводом передних ведущих колес, необходимыми для нормальной работы. Масса оператора, балластных грузов, дополнительного специального оборудования и приспособлений не учитывается,

РАСЧЕТНАЯ МАССА —масса не менее, чем масса трактора, выбранная изготовителем для расчета подводимой при испытаниях энергии удара,

ИСПЫТАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ НАГРУЖЕНИЕМ — приложение горизонтальной нагрузки сзади, спереди и сбоку защитной конструкции.

Допускается изменение направления нагрузки, вызванное деформацией кабины при нагружении.

ИСПЫТАНИЕ СЖАТИЕМ — приложение вертикальной нагрузки через брус, расположенный поперек верхней части защитной конструкции.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСНОВНАЯ ПЛОСКОСТЬ - вертикальная продольная плоскость трактора, проходящая через контрольную точку сиденья и центр рулевого колеса.

Обычно эта плоскость сч-владаст с продольной плоскостью симметрии трактора

ОБОЗНАЧЕНИЯ

т — масса трактора, кг;

т(    —расчетная масса, кг;

D    —деформация защитной конструкции    по основной расчетной    энергии в точке и по линии приложения    нагрузки, мм;

F    —статическая нагрузка, Н;

Fm„ — максимальная статическая нагрузка при испытаниях (исключая перегрузку), Н;

F.„—энергия, поглощаемая защитной конструкцией при боковом нагружении, Дж;

Я//,—энергия, поглощаемая защитной конструкцией при первом продольном нагружении, Дж;

Eh, — энергия, поглогцае-мая защитной конструкцией при втором продольном нагружении, Дж;

Fr    --усилие, прилагаемое сзади при испытаниях на сжатие, Н;

F/    —усилие, прилагаемое спереди при    испытаниях на сжатие,    Н.

Страница 15

С. 14 ГОСТ 12.2.002 2-91

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательны

ДОПУСКАЕМЫЕ ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ

I. Размеры защитной конструкции и золы свободного пространства ±3 мм

2 Деформация ±3 мм.

3.    Масса трактора ±20 кг.

4.    Усилие, прикладываемое при горизонтальном нагружении н при испытании сжатием, ±2 %.

5.    Отклонение от направления приложении нагрузки перед началом испытаний (нагрузка 0) ±2*; в течение испытаний (под нагрузкой) пл»с 10* выше и минус 20 * ниже горизонтали,

Испытательное оборудование должно обеспечивать минимальные отклонении.

Страница 16

ГОСТ 12.2002.2-91 С 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное

Измерительное приспособленке, соответствующее зоне свободного лростристи

Размеры oipeJKon AiAt и Й( 8„ должны быть не менее 100 им;

Размеры отрезков <4,.42; 8, В?, С, С у. FiF»; G-Gt\ Н%Нг\ /,/2; /,/, должны быть ис менее 500 мм;

Размеры отрезков 0,0,; £,£2 должны быть не менее 500 мм или не менее диаметра рулевого колеса плюс 40 мм;

Размеры отрезков Е^ц £*£„ должны быть не менее 260 мм или не менее диаметра рулевого колеса плх>с 40 мм;

Размеры отрезка Л£,, должны быть 300 мм;

Размеры отрезков FsGo; /оО»; СоО»; ЕСЕ0 зависят от конструкции 7рактора

Черт. 5

Страница 17

С. 16 ГОСТ 12.2.002.2- 91

ПРИЛОЖЕНИИ 4 Обязательно*

ЗОНА СВОБОДНОГО ПРОСТРАНСТВА

I. Зола свободного пространства показана на черт. 5 и 6 Согласно чертежах зона сво<5одного пространства определяется относительно вертикальной

ОСНОВНОЙ плоскости,

Зона свободного пространства, вид сбоку

I) См п 2 настоящего приложения

I — контролы:** точки соавмьн

Черт 6

Допускается перемещение вертикальной основной плоскости совместно с сиденьем н рулевым колесом в тесине .нагружения.

2 При зоне свободного пространства, определенной в п 3 настоящего приложения. допускается регулировка сиденья в пределах ±75 мм по горизонтали и ±30 мм по аертикали от среднего положения сиденья Если регулировка сиденья превышает эти значения, то зону свободного пространства следует изменить к соответствии с пп. 2 1. и 2.2.

2.1. Если предусмотренная продольная регулировка сиденья в горизонтальной плоскости превышает ±75 мм от среднего положения, то в »том случае псе

?азмеры впереди от контрольной точки сиденья (КТС). определенной по ОСТ 25791. должны быть уменьшены, а размеры сзади КТС увеличены, исхо-

Страница 18

ГОСТ 1220022-91 С. 17

дя из следующего- общая регулировка назад ог среднего положения сиденья минус 75 мм

2.2. Если предусмотренная вертикальная регулировка сиденья превышает ±30 мм. то в этом случае любой размер на КТО должен быть увеличен, а любой размер ииже КТО — уменьшен, исходя из следующего: общая регулировка выше среднего положения сиденья минус 30 мм.

3 Зону свободного пространства (см. приложение 2 и черт. 5—7) определяют по перечислениям а) — к), когда трактор установлен ка колесах иа гори* зонтальиой поверхности, рулевое колесо, прн наличии регулировки, установлено в сродное положение для сидящего оператора:

Зона свободного пространства, «ид спереди или сзади иа расстоянии 66 мм назад от контрольной точки сиденья

/ - »4i|iv мм: ‘J - тмчи к*л»мяя имкши*» iij-viwii.

Черт. 7

а) горизонтальная плоскость (Л,й,Вг.4г);

г.) наклонная плоскость (Q,Othl). перпендикулярная к вертикальной ОСНОВНОЙ плоскости;

в)    иилннлричсская поверхность (/MjVi).

г)    цилиндрическая поверхность (В,СуС^Вг)\

л) наклонная плоскость (C^iOjCi), перпендикулярная к вертикальной основной плоскости, соединяющейся с поверхностью по перечислению г), иа ее передМ'Я кромке;

г) вертикальная плоскость (D,FxC2D:i, перпендикулярная к вертикальной ОСНОВНОЙ ПЛОСКОСТИ;

ж) горизонтальная плоскость (EiFiFjEt);

:») округляющая поверхность, если необходимо (GiFiFtG»). проходящая от иижией границы плоскости, определенной в перечислении б), на горизонтальную плоскость, определенную в перечислении ж), и идущая параллельно поверхности, проходящей по заданной понерхности спинки сиденья;

и) вертикальные плоскости (,JtEiF,GiHt и JsEiFiGiHt). Расстояние £)£> должно Лыть равно большему иа размеров: диаметр рулевого колеса п.тюс 40 мм на каждую сторону обода рулевого колеса или 500 мы.

к) параллельные плоскости (A\BiCxDJ\HJx н Л»в|С*0*/аМ*/»). наклоненные так. чтобы верхнее ребро плоскости на стороне, к которой приложена нагрузка, было расположено на расстоянии не менее указанного на черт. 5 в приложении 3.

Страница 19

С. 18 ГОСТ 12.2.002.2-91

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Обязательное

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗАЩИТНОЙ КОНСТРУКЦИИ ХРУПКОМУ РАЗРУШЕНИЮ ПРИ ПОНИЖЕННЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Изложенные в настоящем приложении требования н методика предназначены для обеспечении прочности и сопротивления хрупкому разрушению при пониженных температурах. Данные минимальные требования должны быть соблюдены при оценке пригодности защитной конструкции для работы прн пониженных температурах в тех странах, где требуется эта дополнительная защита.

1.    Болты и гайки, применяемые для крепления защитной конструкции к раме машины и соединения установочных элементов защитной конструкции должны соответствовать нормативным жесткостным свойствам.

2.    Все сварочные электроды, применяемые при изготовлении конструктивных элементов н арматуры, должны быть совместимы с материалом защитной конструкции, как указано в п. 3.

3.    Жест костные свойства материала, применяемого для конструктивных элементов защитной конструкции, должны быть проверены на соответствие минимальной поглощенной энергии удара, установленной в таблице, определяемой но методу Шарим с V-образным надрезом.

Требования минимальной помещенной энергии удара, определяемой по методу Шарпи с V-образным надрезом на образцах при температуре минус 30 аС. для материала защитной конструкции

Puuvp ityu-ou. ни

Энергия. Д.*

10X10

11.0

10X7.5

9.5

10X5

7.5

10X2.5

5.5

Примечание. Стальной прокат толщиной менее 2,5 мм к с содержанием углерода ыетес 0.2 % считается удовлетворяющим данному требованию

Конструктивные элементы защитной конструкции, изготовленные из материалов, отличающихся от стали, должны иметь эквивалентное сопротивление удару «рк низкой температуре.

Образцы должны быть «предельными» и вырезаны из полосового проката трубчатого или коробчатого профиля до гибки или сварки. Образцы из полых н конструкционных профилей должны быть вырезаны на стороны наибольшего размера и ие должны содержать сварных швов.

Страница 20

ГОСТ 122.002.2-91 С. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Обязательное

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ ЗАЩИТНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Наименование н адрес изготовителя ____

Представлено иа испытании (кем) ____

Наименование и тип защитной конструкции______

Марка и модель трактора (ов), на котором (ых)

проводилось (лись) испытание (я)____'

Дата проведения испытаний___

Результаты испытаний

Испытания были проведены под нагрузкой слева (справа) сзади (спереди) н справа (слева) сбоку, Эталонная масса, применявшаяся для расчета подводимой энергии и сжимающего усилия, составляла (кг) _

Энергия нагружения:

сзади/спереди. кДж _'__

сбоку, кДж_______

Сжимяюшая сила. кН    ____

Энергия второго продольного нагружения подводилась справа (слева) — спереди (сзади). кДж _

Правила приемки для утих испытаний, касающиеся зашиты зоны свободного пространства, были (ве были) удовлетворительно выполнены.

Остаточная деформация крайних точек защитной конструкции, измеренная после серии испытаний

1.    С*ади, вперед/назад:

слева, мм__

справа, мм_

2.    Спереди, вперед/назад:

слева, мм_

справа. мм__

3.    Сбоку, в сторону: спереди, мм сзади, мм

4.    Вверх, вверх/вниз:

сзади- слева _мм, спереди: слева _мм.

справа _мм    справа_мм

Кривые усчлие-псрочешсние, полученные в ходе испытаний, должны быть

ачлючены в протокол.

Работа при пониженной температуре (сопротивление хрупкому разрушению).

Страница 21

с. 20 ГОСТ 12.2.002.2— 91

Ьсли изготовитель подтверждает, что изготовленная мм защитная конструкции подходит для работы при пониженных температурах, следует указать. яровЗДкллсь ли испытания при температуре минус 18’С или ниже, или кратко описать метол, используемый для определения сопротивления хрупкому раз-рушению при пониженной температуре.

Спецификации тракюра

Серийный помер _

Масса трактора__н

Спецификация защитной конструкции

1    Фотографии, общий вид и виды, показывающие монтажные элементы.

2    Чертеж основного ома

Характеристики материалов, применяемых а защитной конструкции.

1.    Основная рама и о&тниовка.

Материал

Размеры. мм

2.    Опоры Материал рлэмеры. мм

3    Крыша Материал Размеры мм

■1 Монтажные и крепежные болты Класс

Размеры, мм

5 Другие лзементы Ма tepuujt Размеры, мм

Страница 22

ГОСТ 12.2 002.2—«I С. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Обязательное

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЩИТНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Наименование и адрс<- ил отопителя защитной конструкции_

Наименование и тип защитной конструкции __

Марка и модель трактора (он), на котором (мх) провозились испытания

Размеры

1.    Высота    расположения элементов крышм над КТС__«и

2.    Высота    расположения элементов крыши над полом__мм

3.    Внутренняя ширина защитной конструкции на уровне 840 мм над

и 215 мм назад ог КТС_мм

4.    Внутренняя ширина защитной конструкции на уровне    центра рулевого колеса в точке,    расположенной на расстоянии 215 мм назад    ог    КТС    мм

5 Расстояние от центра рулевого колеса до правой стенки защитной

конструкции _ мм

6.    Расстояние от центра рулевого колеса до левой стенки защитной

конструкции ___ мм

7.    Минимальное расстояние от обода рулевого колеса до защитной конструкции _мм

8 Ширина дверного прсема _мм

вверху _

посередине ________

внизу _

9.    Высота дверного проема_мм

от пола кабины _

от верхней ступеньки__

от нижней ступеньхн_

10. Общая высота трактора с защитной конструкцией_мм

П. Общая ширила защитион конструкции__мм

12.    Расстояние по горизонтали от КТС до задней стенки защитной конструкции на высоте 840 мм от контрольной точки сиденья,

минус 215 мм _

13.    Число дверных проемов_

М Размеры аварийного люка_

Страница 23

С 22 ГОСТ 1220022-9!

15.    Tun стекла ___

16.    Марка п модель сидсния

Страница 24

ГОСТ 12.2.002-2-91 С. 23

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам

РАЗРАБОТЧИКИ

В Ф. Шолохов, канд. техн. паук; Г. А. Егоров. А. Д. Енин (руководитель томи); С. И. Буренков; И. М. Илинич, канд. техн. наук; Л. А. Упорниа; М. Я Кацман; Ю. J1. Мариенбах.

канд. техн наук; Г. А. Балашова

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 30.07.91 № 1310

Настоящий стандарт подготовлен с целью полного введения требований международного стандарта ИСО 5700-89 «Тракторы колесные для сельского и лесного хозяйства. Защитные конструкции.

Метод испытаний при статической нагрузке и условия приемки»

3.    Срок проверки — 1996 г. периодичность проверки — 5 лет

4.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕН-

ТЫ

Обкшксиис НТД. II» кспорип дан* ссим.»

HO*Of> IIVIKM

ГОСТ 25791-90

Приложение 4

Страница 25

Редактор В. М. Лысемкииа Технический редактор В Н. Малькмю Корректор А, И Зюбан

Са»ко » иаб. Сё №.91 Поди, и яеч. 13.11.91 1.5 уел. п. л. I.6J ус*. кр-огт. 1.3В уч-та л.

Тираж «10 »ка. Ценй 32 p. 36 к.    _

Орлей* «Знак Помет*» Иядетольто «*ид»р»ов. 123е67. Москв*. ГСП. Нововресн«иск*Я пер.. 3 Калужская тиаотрафк* ст«кд*рто». ул. Московсх**. К«. 3»к 1Ш