Стр. 1
 

18 страниц

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на судовые, тепловозные, промышленные дизели, газовые и газодизельные двигатели и устанавливает правила приемки и методы испытаний дизелей серийного производства.

Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и комбайные дизели

Утратил силу на территории РФ кроме части выполнения оборонного заказа, с 01.09.2011 пользоваться ГОСТ Р 53639-2009

Оглавление

1 Приемка

2 Методы испытаний

3 Требования безопасности

Приложение 1 (справочное)

Приложение 2 (рекомендуемое)

Приложение 3 (рекомендуемое)

Приложение 4 (рекомендуемое) Измерительная аппаратура, применяемая при испытаниях дизелей

Приложение 5 (справочное) Диаграмма для определения давления на входе в компрессор при имитации высокой температуры воздуха в условиях на месте установки дизеля

Приложение 6 (справочное) Соответствие требований СТ СЭВ 1582-87 ГОСТ 10448-80

Показать даты введения Admin

УДК 621.436:006.354    Группа Г89

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Взамен ГОСТ 10448—«3


' °J ГОСТ / 10448-80 ?/ (CT СЭВ /    1582-79)


ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ

Правила приемки. Методы испыи


Acceptable rules and test methoi


ОКП 312010


Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 6    ноября    1980    г.    №

5295 срок введения установлен

с 01.01    1981    г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные, промышленные дизели и устанавливает правила приемки и методы испытаний дизелей серийного производства.

Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и комбайновые дизели.

Термины и пояснения приведены в справочном приложении 1.

Настоящий стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1582—79.

1.ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

1.1.    Общие положения

1.1.1.    Порядок проведения испытаний дизелей должен соответствовать требованиям ГОСТ 15.001-73.

Испытания дизелей должны проводиться на стенде предприятия-изготовителя или на месте установки дизеля (по согласованию между предприятием-изготовителем н заказчиком).

1.1.2.    Дизели должны подвергаться следующим видам испытаний: приемо-сдаточным;

периодическим

1.1.3.    Для каждого вида испытаний разрабатывают программу испытаний. Программу разрабатывает предприятие-изготовитель и согласовывает с

заказчиком и органами государственного надзора.

Перепечатка воспрещена

Издание официальное

© Издательство стандартов, 1981

Примерное содержание программы дано в рекомендуемом приложении

1.1.4. Устанавливаются следующие группы дизелей:

I—дизели    с неконтролируемым в условиях эксплуатации рабочим режимом, с частотой вращения коленчатого вала более 30 с"1 (1800 об/мин);

II—дизели    без наддува, с частотой вращения коленчатого вала от 25 с"1 (1500 об/мин) и более;

III —дизели с наддувом, с частотой вращения коленчатого вала от 25 с"1 (1500 об/мин) и более;

IV—дизели    с частотой вращения коленчатого вала от 41/6 с"1 (250 об/мин) до 25 с"1 (1500 об/мин);

V—дизели    с частотой вращения коленчатого вала менее 41/6 с-1 (250 об/мин)

Примечания:

1. Модификации дизелей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе дизелей базовой модификации.

2. Частота вращения указана на режиме номинальной (полной) мощности.

1.1.5.    Измеряемые параметры дизелей при испытаниях всех видов в зависимости от группы дизеля должны соответствовать указанным в табл. 1.

1.1.6.    Дизели, которые имеют встроенные механизмы для передачи мощности (гидравлические и зубчатые передачи, реверсивные муфты и др.) или встроенные электрогенераторы, необходимо испытывать в комплекте с ними.

1.1.7.    Проверки систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты дистанционного автоматизированного управления, автоматического регулирования температуры, пусковой, реверсивной и топливной (при переключении с одного вида топлива на другое, если это предусмотрено конструкцией дизеля), должны производиться только в том случае, если комплектующие изделия систем монтируются на дизеле предприятием-изготовителем дизеля. В остальных случаях проверке совместно со стендовыми устройствами подлежат те части систем, которые смонтированы на дизеле.

Объем проверяемых параметров систем дизеля устанавливают в программе испытаний.

1.2. Приемо-сдаточные испытания

1.2.1. Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергаться каждый дизель с целью проверки качества изготовления, сборки регулировки и контроля основных параметров, установленных техническими условиями.

Примечание. Допускается проводить приемо-сдаточные испытания дизелей выборочно от партии. Размер партии и объем выборки устанавливают в технических условиях на дизели конкретного типа

Таблица

Измеряемые параметры

Группа дизелей

I

II

III

IV

V

1. Атмосферное давление'

+

+

+

+

+

2. Температура воздуха на входе в дизель или агрегат наддува

+

+

+

+

+

(температура окружающей среды)

3. Влажность окружающей среды

+

+

+

+

+

4. Крутящий момент дизеля на валу отбора ^мощности

+

+

+

+

+

5. Частота вращения

+

+

+

4-

+

6. Положение рейки топливного насоса или регулятора

+

+

+

+

+

7. Расход топлива

+

+

+

+

+

8. Давление воздуха на. входе в дизель или компрессор

+

+

+

+

9. Давление наддувочного воздуха после компрессора

+

+

+

10. Давление наддувочного воздуха после каждого

+

+

+

охладителя

11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор

+

+

+

или другие системы наддува, работающие на выпускных

газах

12. Давление отработавшего газа в выходном патрубке

+

+

+

+

13. Максимальное давление сгорания

+

+

14. Давление в конце сжатия

+

15. Среднее индикаторное давление

+

16. Давление смазочного масла

+

+

+

+

+

17. Давление смазочного масла в отдельных цепях

+

+

(турбокомпрессор, охлаждение поршня и т. д.)

18. Давление смазочного- масла до и после фильтров и

+

+

охладителей

19. Давление топлива

+

+

20. Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях

+

+

21. Температура воздуха после турбокомпрессора

+

+

(нагнетателя)

22. Температура наддувочного воздуха после охладителя

+

+

+

23. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра

+

+

+

(блока)

24. Температура выпускных газов на входе в

+

+

+

турбокомпрессор -или другие системы наддува, работающие

на выпускных газах

25. Температура отработавшего газа в выходном патрубке

+

+

+

.+

или за турбокомпрессором или за другими системами

наддува, работающими на выпускных газах

Продолжение табл. Г

Измеряемые параметры

Группа дизелей

I

II

III

IV

V

26. Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из дизеля (цилиндра)

+

+

+

+

27. Температура охлаждающей жидкости в

+

+

отдельных цепях

28. Температура вторичной охлаждающей жидкости

+

+

на входе и выходе из охладителя

29. Температура охлаждающей жидкости на входе и

+

+

+

выходе из охладителя наддувочного воздуха

30. Температура смазочного масла на входе и выходе

+

+

+

из дизеля

31. Температура топлива

+

+

32. Расход смазочного масла цилиндрового (при

+

наличии отдельной смазки цилиндров)

33. Частота вращения ротора турбокомпрессора

+

+

+

Примечания:

1.    Знаком «+» указана необходимость измерения параметра.

2.    Измерения параметров по пп. 6, 8, 9 или 10, 11—13, 15, 17—29, 31—35 производят, если это предусмотрено конструкцией дизеля.

1.2.2.    На приемосдаточные испытания предъявляют дизель, прошедший обкатку и регулировку в соответствии с программой.

1.2.3.    Приемо-сдаточные испытания должны включать:

а)    измерения параметров в соответствии с табл. 2.

б)    определения:

отклонения от среднего значения температуры газов на выпуске и максимального давления сгорания;

направления вращения по ГОСТ 22836-77

в)    проверки (при наличии на дизеле):

предельного выключателя (защиты но предельной частоте вращения) на соответствие требованиям ГОСТ 10150-75;

системы автоматического регулирования скорости на соответствие требованиям ГОСТ 10511-72:

системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты на соответствие ГОСТ 11928-66;

системы дистанционного автоматизированного управления на соответствие ГОСТ 18174-72;

системы пуска при фактических атмосферных условиях;

системы реверса дизеля на соответствие требованиям технических условий на дизели конкретного типа;

устройств, обеспечивающих автоматическое ограничение нагрузки дизеля, а также сигнализации о перегрузке при различных режимах в рабочем диапазоне частоты вращения.

В технически обоснованных случаях допускается сокращение объема проверок дизелей.

1.2.4.    Обязательными режимами при испытаниях являются: холостой ход;

нагрузки 25, 50 и 75% от номинальной мощности;

режим максимального крутящего момента (для тепловозных .дизелей);

номинальная или полная мощность;

максимальная мощность (если предусмотрено техническими условиями на дизели конкретного типа);

минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала; задний ход (для главных судовых дизелей реверсивных и с реверсивно-редукторной передачей).

Для дизелей, выпускаемых по лицензиям, режимы испытаний устанавливают с учетом лицензионных документов.

1.2.5.    В конце приемо-сдаточных испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей дизеля путем осмотра в объеме, установленном программой испытаний.

1.2.6.    После осмотра, если он сопровождается разборкой, дизель должен быть подвергнут проверке по сокращенной по времени и объему программе.

Дизели, транспортируемые потребителю в разобранном состоянии, допускается не подвергать повторной проверке на стенде предприятия-изготовителя, если их детали и сборочные единицы не требуют замены.

1.2.7.    Для дизелей со стабильными результатами испытаний допускается проводить сокращенные приемо-сдаточные испытания.

1.3. Периодические испытания

1.3.1.    Периодическим испытаниям следует подвергать отдельные образцы дизелей с целью контроля:

соответствия основных параметров дизелей, находящихся в производстве, требованиям технических условий;

стабильности качества изготовления дизелей.

1.3.2.    Периодические испытания должны включать:

измерения и проверки, предусмотренные программой приемосдаточных испытаний для V группы дизелей;

снятие характеристик дизеля, предусмотренных программой; определение расхода смазочного масла;

определение расхода воздуха, потребляемого дизелем для работы, а также проверки работоспособности:

промышленных и судовых дизелей при температуре воды на .входе внешнего контура охлаждения 305 К (32°С,1;

системы автоматического регулирования температуры воды и» масла (при наличии ее на дизеле);

дизеля при переключении топливной системы с одного вида топлива на другое (при работе дизеля на различных видах топлива, если это предусмотрено конструкцией).

1.3.3. По заказу потребителя (заказчика) дизели дополнительно подвергают испытаниям, примерная номенклатура которых приведена в рекомендуемом приложении 3.

1 3.4. В конце периодических испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей дизеля в соответствии с программой испытаний.

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

. 2.1,Уеловия проведения испытаний

2.1.1.    Испытаниям должен подвергаться дизель, укомплектованный штатным оборудованием и технической документацией в соответствии с техническими условиями на дизели конкретного типа и программой испытаний. Допускается использовать для испытаний дизеля, имеющееся стендовое оборудование и приборы при условии, если они обеспечивают получение предусмотренных, показателей при переходе на штатное оборудование.

2.1.2.    В процессе испытаний не допускается проведение на дизеле работ и

регулировок,    кроме работ по техническому обслуживанию дизеля,

предусмотренных в инструкции (руководстве) по эксплуатации и программе. При прекращении (перерывах) испытаний, вызванных неисправностями деталей дизеля и прочими причинами, вопрос о дальнейшем продолжении испытаний должен быть согласован в порядке, установленном программой испытаний.

2.1.3.    Испытания должны проводиться на горюче-смазочных материалах и охлаждающей жидкости, указанных в технических, условиях на дизель конкретного типа.

2.1.4.    Атмосферные (барометрическое давление, температура воздуха на входе в двигатель или турбокомпрессор, относительная влажность) и рабочие условия (давление на впуске, противодавление на выпуске), при которых обеспечиваются заявленные параметры дизеля, указывают в программе испытаний.

В качестве исходных стандартных условий принимают следующие условия:

барометрическое давление ро=100 кПа (750 мм рт. ст);

температура окружающего воздуха Та ==300 К (<а=27°С);

относительная влажность фг =60%;

температура охлаждающей воды на входе в охладитель наддувочного воздуха ТСоо/=300 К (tcooi=27°C).

Если условия проведения испытаний отличаются от условий» установленных в программе, или условий на месте установки дизеля, мощность, при которой должен испытываться дизель, определяют путем пересчета с учетом местных условий.

Допускается испытывать дизель при искусственно измененных условиях, имитирующих условия на месте его установки с соответствующим пересчетом мощности.

2.1.5.    Пересчет мощности и удельного расхода топлива дизелей производят, по методикам, утвержденным в установленном порядке.

Примечание. Если дизель с турбонаддувом при установленных атмосферных и рабочих условиях не достигает при установленной предприятием-изготовителем мощности пределов частоты вращения турбокомпрессора и температуры газов на входе в его турбину, то предприятие-изготовитель может установить в качестве исходных для пересчета мощности другие атмосферные условия, заменяющие исходные стандартные.

2.1.6.    Если при пересчете мощности дизеля, обеспечиваемой на месте установки, к условиям на испытательном стенде будет получено такое ее значение, при котором максимальное давление сгорания в цилиндре будет больше допустимого, то допускается проводить испытания дизеля при таком значении мощности, при которой максимальное давление сгорания не будет превышать допустимого значения.

2.2. Определяемые параметры и погрешность измерений

2.2.1.    При проведении испытаний определяемые параметры, их обозначения, единицы измерения, а также погрешность измерения или расчета параметров должны соответствовать указанным в табл. 2.

2.2.2.    Применяемые приборы должны быть выбраны таким образом, чтобы измеряемые параметры находились на участке шкалы наибольшей точности предела измерений. Применяемая измерительная аппаратура—по рекомендуемому приложению 4.

2.2.3.    Места установки датчиков измеряемых параметров на стенде и испытываемом дизеле, а также специальная измерительная аппаратура устанавливаются программой испытаний.

2.3.    Проведение испытаний

2.3.1.    Испытания дизелей проводят при работе по характеристикам, устанавливаемым программой испытаний.

2.3.2.    Характеристики следует снимать в соответствии с программой путем последовательного увеличения (или уменьшения) нагрузки дизеля в диапазоне от холостого хода до максимальной мощности при соответствующей частоте вращения.

2.3.3.    Продолжительность режима должна обеспечивать проведение необходимых измерений. В режиме номинальной (полной) мощности число измерений должно быть не менее трех.

2.3.4.    Измерения проводят после достижения дизелем установившегося температурного режима,

Таблица 2

Наименования параметров, обозначения, единицы измерений

Максимально допускаемая погрешность измерения или расчета параметров

1. Крутящий момент дизеля на валу отбора мощности Т igH-

±1,5%

М (кг-м)

2. Частота вращения: п, с'1 (об/мин)

при определении мощности п а с'1 (об/мин)

±2,0%

±1,0%

.3. Эффективная мощность (тормозная) Р е'кВт (л. с.)

±2,5%

4. Атмосферное давлениера кПа (мм. рт. ст.)

±0,5%

5. Давление в конце сжатия рс, кПа (кгс/см2)

±3,0%

6. Максимальное давление сгорания />шах, кПа (кгс/см2)

±3,0%

7.'Давление воздуха на. входе в дизель или компрессор рк,

±1,5%

кПа (кгс/см2)

8. Абсолютное давление воздуха на входе в дизель иди

±1,5%

компрессор рка, кПа (кгс/см2)

9. Давление наддувочного воздуха после компрессорар в,

±2,5%

кПа (кгс/см2)

10. Давление наддувочного воздуха после охладите-ля Рш,

±2,5%

кПа (кгс/см2)

11. Давление выпускных газов на входе в турбокомпрессор

±5,0%

или другие системы наддува, работающие на выпускных

газах (только в дизелях с постоянной системой давления) pg \

кПа (кгс/см2)

12. Давление отработавшего газа в выходном патрубкиpg2,

+5,0%

кПа (кгс/см2)

13. Давление охлаждающей жидкости (агента) Рсоо/'кПа

±5,0%

(кгс/см2)

14. Давление смазочного масла (на смазку дизеля,

±5,0%

турбокомпрессора, охлаждение поршня, до и после фильтров

-и т. д.)ра, кПа (кгс/см2).

15. Давление топливаpf, кПа (кгс/см2)

±5,0%

16. Температура воздуха па входе в дизель пли агрегат

±2К

наддува (температура окружающей среды) T/tJ, К(°С)

17. Температура воздуха после турбокомпрессора

±41<

(нагнетателя) TB(tg), К (°С)

18. Температура наддувочного воздуха после охладителя Тш

±4К

{tj, К(°С)

Продолжение табл. 2

'Наименования параметров, обозначения, единицы измерения

Максимально допускаемая погрешность измерения или расчета параметров

19. Температура выпускного газа на выходе из цилиндра (блока)

±25К

Г/g, К (°С)

20. Температура выпускных газов на входе в турбокомпрессор

±20К

'или другие системы наддува, работающие на выпускных газах

Tgl(tgl), К(°С)

21. Температура отработавшего газа в выходном патрубке или за

±15К

турбокомпрессором или за другими системами наддува,

работающими на выпускных газах Tg2 (tg2), К (°С)

22. Температура охлаждающей жидкости (агента) (на входе и

±4К

выходе из дизеля (цилиндра), в отдельных цепях, на входе и

выходе из охладителей) ТсоЫ (tcooi)

23. Температура смазочного масла на входе и выходе из дизеля

±4К

Г00),К(°С)

24. Температура топлива Тf(tj), К (°С)

±зк

25i. Расход топлива G//c

± 1.0%

26. Удельный расход топлива g/г/кВт ч (г/лсч)

±3,5%

27. Расход смазочного .масла:

±10,0% ±10,0%

цилиндрового Gcuh г/с

циркуляционного gcir , г/с

28. Удельный расход масла:

±12,5%

цилиндрового gcuh г/кВт ч

±12,5%

циркуляционного gcir, г/кВт ч

29. Расход воздуха G„„ кг/с

±5,0%

30. Поток охлаждающей жидкости Gcooi -кг/с

±5,0%

31. Поток смазочного масла G0 кг/с

±5,0%

32. Относительная влажность воздуха фг

±5,0%

33. Среднее индикаторное давлениеpt, кПа (кгс/см2)

±10,0%

34. Частота вращения ротора турбокомпрессора пт, с'1 (об/мин)

ПоГОСТ 10033-68

.35. Положение рейки топливного насоса или регулятора

±0,5 деления шкалы

Примечания:

1.    Погрешности измерения, приведенные в табл. 2, относятся к измеренному значению при номинальной (полной) мощности.

2.    Погрешность измерения давления (за исключением давления по пп. 4 н 8) выражена н процентах избыточного давления.

3 Погрешность измерения времени при испытаниях не должна превышать ±0,07% (2,5 с/ч).

4. Если общая погрешность измерения включает измерение ряда величин, каждая из которых имеет свою погрешность измерений, то общую определяют

путем извлечения квадратного корня из суммы квадратов отдельных погрешностей, каждая с необходимым коэффициентом равным показателю степени данного параметра в расчетной формуле.

2.3.5.    Во время проведения измерений нагрузка, частота вращения, температура и давление рабочих агентов должны поддерживаться в пределах, установленных программой испытаний.

2.3.6.    В программе испытаний дизеля должны устанавливаться, следующие методики проверки:,

системы автоматического регулирования скорости в соответствии с ГОСТ 11479-75;

системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты в соответствии с ГОСТ 11928-66;

показателей надежности; шума и вибрации;

системы автоматического регулирования температуры воды и масла; системы дистанционного автоматизированного управления; системы пуска и реверсирования;

переключения топливной системы с одного вида топлива на другое (если это предусмотрено конструкцией дизеля);

работоспособности судовых и промышленных дизелей при температуре воды внешнего контура охлаждения 305 К (32°С);

расхода смазочного масла объемным или весовым способами; определение показателей дымности в соответствии с ГОСТ 24028-80.

2.3.7.    Имитацию атмосферных и рабочих условий на месте установки дизеля при испытании на стенде рекомендуется осуществлять следующими методами:

снижением давления па входе в дизель (турбокомпрессор) с одновременным равным по значению снижением давления выпускных газов (за турбиной);

дросселированием на входе в дизель (турбокомпрессор) или на, выходе из дизеля (за турбиной);

повышением температуры воздуха на входе в дизель (турбокомпрессор), воды на входе в охладитель воздуха и топлива путем их искусственного подогрева.

На дизелях с наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха повышенную температуру окружающей среды допускается имитировать путем дросселирования на входе в турбокомпрессор, создавая при этом температуру воздуха после охлаждения ту же, что и в условиях па месте установки. Степень дросселирования следует определять по диаграмме, приведенной в рекомендуемом приложении 5.

2.4. Обработка результатов испытаний

2.4.1. Эффективную мощность дизеля Ре в кВт определяют по формулам:

при измерении крутящего момента (гидротормозом, электрической балансирной машиной и т. д.) и частоты вращения:

Ttg-ng

е 9550 ’    к    ’

где Т,,,—крутящий момент, Н-м nj —частота вращения, об/мин;

при измерении параметров генератора: постоянного тока

hU (2)

е и»-!* ’

где/—сила тока. А;

U—напряжение на зажимах генератора. В;

T|g—к. п. д. генератора при данной частоте вращения и измеряемой мощности; переменного тока

m-.If-Uf cos ф    , %

р.=—тр—-    О)

ИЛИ

w '    (4)

г —10®. 11р. ’ где m — число фаз;

Uf—фазное напряжение на зажимах генератора. В;

If— фазное значение силы тока. А;

у —сдвиг по фазе между напряжением и силой тока;

W—показания ваттметра, Вт.

2.4.2.    Удельный расход топлива gf в г/кВт-ч приведенный к условной теплотворной способности топлива (42000 кДж/кг;

10030 ккал/кг) определяют по формуле

AGr<?„

.1,7=80,7-^-^ ,    (5)

где Д G/—количество израсходованного при измерении топлива, кг; т —продолжительность измерения, с;

Qn—фактическая низшая теплотворная способность топлива, применяемого при

испытаниях, кДж/кг;

2.4.3.    Удельный расход масла g„ в г/кВт ч определяют по формуле

AG„ ■ 103

Дго = ' Z'.pe - .    (6J

где AG0—^количество израсходованного при измерении масла, кг, т —продолжительность измерения, ч

2.4.4. Коэффициент запаса крутящего момента и определяют по формуле

Ttgm ах

где Ttgmax — максимальное значение крутящего момента при работе дизеля по внешней характеристике, Н-м;

Т tg—значение крутящего момента на режиме номинальной

мощности, Н-м

2.4.5.    Отклонение от среднего значения максимального давления сгорания ё в % определяют по формуле

8==Pmaxi-Pmax . j qq    .    (8>

Ртах

где PmaXi — значение максимального давления сгорания данного цилиндра, МПа;

Ртах—среднее значение максимального давления сгорания по дизелю, МПа

2.4.6.    Результаты периодических и приемо-сдаточных испытаний дизеля должны оформляться в соответствии с ГОСТ 15.001-73.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1.    При испытаниях должны выполняться требования безопасности, предусмотренные стандартами, техническими условиями и инструкциями по эксплуатации предприятия-изготовителя на дизели, испытательные стенды, измерительные приборы, топлива, масла и охлаждающие жидкости.

3.2.    Не допускается проведение испытаний без защитных ограждений вращающихся деталей дизеля, испытательного стенда и измерительных приборов.

3.3.    Выпускные трубопроводы стенда и выпускной ресивер, а также патрубки, соединяющие турбокомпрессор с охладителем наддувочного воздуха, должны быть термоизолированы. Участки трубопроводов, с которыми исключено соприкосновение обслуживающего персонала при работе дизеля, допускается lie термоизолировать.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Справочное

Пояснения

Термины

Промышленный дизель

Крутящий момент Частота вращения

Частота вращения коленчатого вала

Давление в конце сжатия

Максимальное давление сгорания

Расход топлива

Удельный расход топлива Расход цилиндрового смазочного масла

Удельный расход цилиндрового смазочного масла

Расход циркуляционного смазочного масла

Удельный расход циркуляционного смазочного масла Расход воздуха

Поток охлаждающей жидкости

Поток смазочного масла

Дизель, предназначенный для использования в стационарных или передвижных установках (электростанциях, насосноперекачивающих или компрессорных станциях,, холодильных секциях рефрижераторных поездов, узлах радиосвязи, сварочных агрегатах и других)

Средний крутящий момент, развиваемый дизелем на конце вала отбора мощности Число оборотов вала отбора мощности дизеля в единицу времени

Число оборотов коленчатого вала в единицу времени

Максимальное давление в цилиндре при кратковременном выключении подачи топлива Максимальное давление в цилиндре , при сгорании топлива

Количество топлива, расходуемого дизелем в

единицу времени

Расход топлива на киловатт-час

Количество масла, подаваемого лубрикатором в

единицу времени

Расход цилиндрового смазочного масла па киловатт-час

Количество циркуляционного масла, израсходованного дизелем безвозвратно в единицу времени

Расход циркуляционного смазочного масла на киловатт-час Количество воздуха, проходящего через дизель в единицу времени Количество жидкости, протекающей через систему охлаждения дизеля в единицу времени Количество масла, протекающего через систему смазки в единицу времени


ПРИЛОЖЕНИЕ    2

Рекомендуемое

Примерное содержание программы испытаний: область распространения программы;

условия проведения испытания (комплектность и нагрузка навесных вспомогательных механизмов, атмосферные и рабочие условия, сорта рабочих агентов, оборудование стенда);

объем и порядок проведения, испытаний с указанием продолжительности режимов (таблица режимов) и проверок;

перечень определяемых параметров дизеля и его систем;

методы определения параметров дизеля и его систем с указанием применяемых приборов и устройств;

объем разборки дизеля и измерения деталей; методика обработки результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое

Примерная номенеклатура испытаний, котором дополнительно подвергается дизель по заказу потребителя.

(заказчика):

испытания на надежность (назначенный ресурс непрерывной работы, назначенный ресурс до переборки) и проверка возможности проведения технического обслуживания дизеля в сроки, установленные инструкцией по эксплуатации; измерение уровня шума; измерение уровня вибрации; измерение уровня радиопомех; определение характеристик выпускных газов; проверка параллельной работы дизель-генераторов;

проверка работы с приводным агрегатом, с которым работает дизель, в том числе определение частот и амплитуд колебании;

аварийное реверсирование судовых дизелей;

испытание дизеля в условиях имитации изменения атмосферных и рабочих условии; возможность маневрирования и обеспечения установленной мощности при работе с предусмотренными неисправностями (например, с одним или более неработающими турбокомпрессорами);

определение -частот и амплитуд колебаний при испытаниях дизеля в составе агрегатов с приводным механизмом;

определение теплового баланса дизеля;

. проверка работы дизеля на режимах ограничительной характеристики;

определение эффективности подогревающих и пусковых устройств, обеспечивающих пуск "дизеля при температуре окружающей среды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Рекомендуемое

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ДИЗЕЛЕЙ

1.    При испытаниях рекомендуется применять следующую измерительную аппаратуру: гидротормозы, электрические или торсионные динамометры для измерения крутящего момента; тахометры, счетчики оборотов (импульсов) с секундомерами, тахоскопы для измерения частоты

вращения;

пружинные и жидкостные барометры для измерения барометрического давления; максиметры, механические и электрические индикаторы для измерения максимального давления сгорания и давления в конце сжатия;

пружинные и жидкостные манометры .для измерения давления топлива, масла, других рабочих агентов;

термометры сопротивления, термопары, термометры жидкостные и манометрические для измерения температур воздуха, отработавших газов, охлаждающей жидкости, смазочного масла, топлива и других агентов;

нормальные сужающие устройства и другие расходомеры для измерения .расхода топлива, расхода воздуха, потока жидкостей;

приборы для измерения массового расхода топлива (весы .или устройства объемного измерения топлива, обеспечивающие измерения с погрешностью не более ±1,0%);

механические и электрические секундомеры для измерения времени расхода контрольных ,доз топлива, масла, продолжительности пуска и др.;

шумоизмерительная аппаратура для измерения уровня шума дизеля;

виброизмерительная аппаратура для измерения вибрации дизеля;

дымомеры для определения степени видимой непрозрачности отработавших газов.

2.    Все применяемые при испытаниях измерительные приборы и аппаратура подлежат проверке и тарировке в соответствии с правилами Госстандарта.

3.    Гидротормозы, электрические динамометры или другие подобные устройства для измерения крутящего момента подвергаются статической тарировке.

Электрические динамометры тарируют на положения; «Торможение», «Прокрутка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Справочное

Диаграмма для определения давления на входе в компрессор при имитации высокой температуры воздуха в условиях на месте установки дизеля

Ра— давление окружающей среды при испытаниях; pi—давление воздуха после дросселя; рк —давление воздуха из выходе из компрессора; Тя — температура окружающей среды при испытании    —температура

окружающей среды на месте установки дизеля

Редактор Е. И. Глазкова Технический редактор В. II.

Прусакова Корректор Р. В. Ананьева

Сдано в набор 26.11.80 Подп. к псч. 16.01.81 1,0 печ. л. 1,24 уч-изд. л. Тир.    10000

Цена 5 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123557. Москва, Новопресненский    пер.,    3.

Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 3462

Изменение № 2 ГОСТ 10448-80 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Правила приемки. Методы испытаний

Постановлением Государственного комитета СССР по стандаратам от 16.12.85 .№ 4001 срок введения установлен

с 01.07.86

Под наименованием стандарта заменить код: ОКП 31 2010 на ОКП 31 2000. Пункт 1.2.3. Подпункт в. Заменить ссылки: ГОСТ 10511-72 на ГОСТ 10511-83, ГОСТ 11928Л66 на ГОСТ 11928-83., ГОСТ 18174-72 на ГОСТ 18174-83.

Пункт 2.3.6. Заменить ссылку: ГОСТ 11928-66 на ГОСТ 11928-83. Пункт 2.3.6 дополнить абзацем: «устойчивой работы дизеля при допустимых кренах и дифферентах (расчетным путем при проектировании дизеля и (или) контролем на макете, или испытаниями опытного образца, или другим методом, установленным в программе испытаний)».

(ИУС№4 1986 г.)

Г руппа Г89

Изменение № 3 ГОСТ 10448— 80 Дизели, судовые, тепловозные и промышленные. Правила приемки. Методы испытаний

Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.10.88 J» 3463

Дата введения 01.01.89

На обложке и первой странице под обозначением стандарта заменить обо. значение: (СТ СЭВ 1582-79) на (СТ СЭВ 1582—87).

Наименование стандарта: Заменить слова: «Правила приемки» на «Приемка»;

«Accetable rules and test methods» на «Acceptance. Test methods».

Вводная часть. Последний абзац изложить в новой редакции: «Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 1982—в7' приведена в приложении б».

Раздел 1. Наименование изложить в новой редакции: «I. Приемка».

Пункт 1.1.5. Таблицу 1 дополнить пунктами—34, 35:

Группа двигателей Измеряемое параметры    I    Ц

IV

V

+

+

.+

+

34. Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе

.. 36. Натуральный показатель ослабления светового потока    +    +

(Продолжение см. с. 144} 143

(Продолжение изменения к ГОСТ 10448—80)

примечание 2. Заменить ссылку: 31—33 на 31—34;

- таблицу 1 дополнить примечанием — 3: «3. Измерение показателя по п. 35 проводят, если это предусмотрено техническими условиями и (или) программой испытаний на дизели конкретного типа».

Пункт 1.3.2 дополнить абзацем (после четвертого): «определение фактической границы помпажа компрессора при работе турбокомпрессора на дизеле (для дизелей с наддувом)». Пункт 2.2.1. Таблица 2. Пункт 7 изложить в новой редакции:

Наименование параметров) обозначения,    Максимально допускаемая погрешность

единицы измерения    измерения или расчета параметра

7. Давление воздуха на входе в дизель или    ±1,5%

компрессор рк, кПа (кгс/см2)    (± j_o%—с01.01.91)

Пункт 2.3.6 дополнить абзацам: «определение параметров выброса вредных веществ с отработавшими газами дизелей в соответствии с ГОСТ 24585-81».

(Продолжение см. с. 145)

ПРИЛОЖЕНИЕ Справочное Соответствие требований СТ СЭВ 1582—87 ГОСТ 10448-80

ГОСТ 10448-80 Содержание требований

Пункт

Разд.1 Разд. 2 в т.ч п.

табл 2

Требования к приемке

2.2.1,

Устанавливает максимально допускаемую погрешность измерения параметров, в т.ч. значения погрешности измерения:

давления наддувочного воздуха после компрессора, кПа, ±2,5%; давления наддувочного воздуха 'после охладителя, кПа, ±2,5 %; температуры охлаждающей жидкости. К, ±4К;

Пункты

Разд. 1 Разд. 2 в тд. п. 2.2.1,

табл. 2

СТСЭВ 1582-87 Содержание требование

Требования к приемке

Устанавливает максимально допускаемую погрешность измерения параметров, в т.ч. значения погрешности измерения:

давления наддувочного воздуха после компрессора, кПа. ±2%; давления наддувочного воздуха после охладителя, кПа, ±2%; температуры охлаждающей жидкости. К» ±4К;


температуры смазочного масла.. ТС. ±4 ТС Требования безопасности

температуры смазочного масла. ТС. ±4 ТС

Требования безопасности

Разд 3

Разд 3


(ИУС № 1 1989 г)

в

Заменяет ГОСТ 10448-63