Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

100 страниц

669.00 ₽

Купить ГОСТ Р 56963-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на локомотивы в процессе их изготовления, а также текущего, среднего и капитального видов ремонта. Стандарт устанавливает требования к лакокрасочным и противокоррозионным покрытиям на электровозах и тепловозах всех типов (далее - локомотивы), а также их деталях и сборочных единицах, климатического исполнения У, УХЛ категории размещения 1, 2, 3 по ГОСТ 15150, эксплуатируемых на железнодорожных путях общего пользования шириной колеи 1067 и 1520 мм.

Стандарт не распространяется на промышленные электровозы и тепловозы.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать вместо ГОСТ 31365-2008 (ИУС 7-2017)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к окрашиванию

     4.1 Общие требования

     4.2 Требования к подготовке поверхности перед окрашиванием

     4.3 Требования к лакокрасочным и противокоррозионным материалам

     4.4 Требования к противокоррозионной защите внутренних поверхностей кузовов локомотивов

     4.5 Требования к оборудованию и инструменту, применяемому при подготовке поверхности перед нанесением лакокрасочных и противокоррозионных материалов

     4.6 Требования к нанесению лакокрасочных материалов

     4.7 Требования к сушке лакокрасочных и противокоррозионных покрытий

     4.8 Требования к покрытиям

     4.9 Требования к сроку службы (долговечности) лакокрасочных покрытий

     4.10 Требования к эксплуатации лакокрасочных покрытий

5 Требования безопасности и охраны труда

6 Требования охраны окружающей среды

7 Контроль качества

8 Методы контроля качества окрашивания

9 Гарантии изготовителя

Приложение А (справочное) Определение точки росы в зависимости от температуры окружающей среды и относительной влажности воздуха

Приложение Б (обязательное) Системы лакокрасочных и противокоррозионных покрытий для окрашивания локомотивов при строительстве

Приложение В (обязательное) Системы лакокрасочных и противокоррозионных покрытий для окрашивания локомотивов при КР, СР и ТР-3

Приложение Г (рекомендуемое) Системы лакокрасочных покрытий повышенной долговечности для окрашивания наружных поверхностей кузовов локомотивов групп условий эксплуатации У1 и УХЛ1 по ГОСТ 9.104

Приложение Д (рекомендуемое) Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов для окрашивания и противокоррозионной защиты локомотивов

Библиография

 
Дата введения01.04.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

14.06.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии622-ст
ИзданСтандартинформ2016 г.
РазработанОАО ВНИИЖТ

Locomotives. Requirements for lacquer and antidischarge coating and methods of their control

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

56963—

2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ЛОКОМОТИВЫ

Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля

Издание официальное

Москва

Стандлртинформ

2016

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июня 2016 г. Ne 622-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по сослюянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» Соответствующая информация. уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.nj)

© Стандартинформ. 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

-    для внутренних поверхностей — 3;

-    для внутренних поверхностей, подлежащих облицовке. — 3 или 4;

-    для подкузовного оборудования — 3.

4.2.3.3    Наружные поверхности кузовов локомотивов при СР очищают полностью до металла, если:

-    разрушение лакокрасочного покрытия превышает 25 % общей площади кузова (определяют визуально). или

-    общая толщина по ГОСТ 31993 имеющегося комплексного покрытия превышает 2000 мкм (включая шпатлевку, грунтовку и эмаль) и 250 мкм (исключая шпатлевку), или

-    адгезия старого покрытия более 2 баллов по ГОСТ 15140 или более 1 балла по ГОСТ 32702.2.

Очистка старого покрытия наружных поверхностей локомотивов до металла должна быть произведена в процессе СР и ТР-3 до степени 1 или 2 по ГОСТ 9.402 механическим или абразивоструйным способом.

4 2.3.4 Наружные поверхности кузовов локомотивов со старым частично разрушившимся покрытием при проведении СР и ТР-3 должны быть очищены в местах разрушившегося покрытия до металла механическим способом с использованием специализированных ручных и механизированных инструментов или методом абразивоструйной обработки в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402.

4.2.3.5    Наружные поверхности локомотивов с сохранившимся покрытием при проведении СР и ТР-3 должны быть очищены от дефектов предыдущего окрашивания (потеков, наплывов и утолщений) с использованием механизированного инструмента.

4.2.3.6    Внутренние поверхности кузовов локомотивов при проведении КР (крыша, пол. боковые и торцевые стены) должны быть очищены от разрушившегося покрытия (отслоения, вспучивания, растрескивания и т. д.) ручным и механизированным инструментом до степени очистки 3 по ГОСТ 9 402.

4.2.3.7    Внутренние вскрытые поверхности кузовов локомотивов, имеющие повреждения защитного покрытия (отслоения, вспучивания, растрескивания и т. д). при проведении СР должны быть очищены ручным и механизированным инструментом до степени очистки 3 или 4 по ГОСТ 9 402.

4.2.3.8    Внутренние, вновь вваренные поверхности кузовов локомотивов, включая металл боковин. крыши, пола, при проведении КР и СР должны быть очищены абразивоструйным или механическим способом с использованием механизированного инструмента до степени очистки 2 по ГОСТ 9.402.

4 2.3.9 Внутренние поверхности кузовов локомотивов (при отсутствии облицовки) и оборудование внутри кузовов, подлежащие окрашиванию, должны быть очищены от старого разрушенного покрытия и продуктов коррозии механизированным инструментом.

4.2.3.10 Подкузовное оборудование должно быть очищено от продуктов коррозии и разрушившегося лакокрасочного покрытия абразивоструйным или механическим способом с использованием механизированного инструмента.

Допускается использовать другие способы подготовки поверхности подкузовного оборудования, соответствующие требованиям ГОСТ 9.402 и срокам службы покрытий, указанным в 4 9.

4 2.3.11 Наружные поверхности кузовов локомотивов, окрашенные двухкомпонентными материалами повышенной долговечности в период между проведением СР. ТР-3, КР. имеющие сколы, царапины. вмятины, должны быть подвергнуты локальному ремонту.

4.2.3.12    Наружные поверхности кузовов локомотивов, окрашенных двухкомпонентными долговечными материалами в процессе КР, должны быть очищены абразивоструйным или механическим способом с использованием механизированного инструмента полностью до металла до степени очистки 1 или 2 с последующим обеспыливанием по ГОСТ 9.402.

4.2.3.13    Шероховатость поверхности после абразивоструйной очистки, используемой при всех видах ремонта, должна быть не более Rz 55 и не менее Rz 20 по ГОСТ 2789

4.2.3.14    Поверхности кузовов локомотивов, подвергнутые очистке ручным или механизированным электропневмоинструментом, должны быть обезжирены. Качество обезжиривания перед окрашиванием должно соответствовать второй степени по ГОСТ 9.402.

4.3    Требования к лакокрасочным и противокоррозионным материалам

4.3.1    Все лакокрасочные и противокоррозионные материалы, применяемые для окрашивания и противокоррозионной защиты, должны иметь свидетельство о государственной регистрации (1). внесенное в реестр свидетельств о государственной регистрации (2].

4.3.2    Системы лакокрасочных покрытий для окрашивания вновь изготавливаемых локомотивов, деталей и сборочных единиц, число слоев грунтовок, эмалей, лаков, толщина лакокрасочных покрытий шпатлевки и мастики приведены в таблицах Б.1, Б.2 (приложение Б).

ГОСТ P 56963—2016

4.3.3    Системы лакокрасочных покрытий, число слоев грунтовок, эмалей, лаков, толщина лакокрасочных покрытий шпатлевки и мастики для окрашивания локомотивов их деталей и сборочных единиц при проведении КР. СР и ТР-3 даны в таблицах В.1. В 2 (приложение В).

4.3.4    Лакокрасочные материалы повышенной долговечности применяют в комплексных схемах и приведены таблице Г.1 (приложение Г) с указанием наименований грунтовок, грунтовок-выравнивателей. шпатлевок, эмалей, лаков и их толщин.

Допускается применять лакокрасочные материалы, не предусмотренные в приложениях Г и Д, обеспечивающие повышенные декоративные и защитные свойства комплексного покрытия в соответствии с 4,9 и имеющие свидетельство о государственной регистрации, внесенное в реестр свидетельств о государственной регистрации (см. (1) и [2)) для применения на железнодорожном транспорте.

4.3.5    Системы лакокрасочных и противокорозионных покрытий выбирают применительно к видам окрашиваемой поверхности для вновь изготавливаемых локомотивов, при проведении КР. СР и ТР-3 и подготовки поверхности к окрашиванию с обязательным учетом типов ранее применяемых покрытий, указанных в формуляре на локомотив. Не допускается замена типа покрытия на иное без предварительной очистки кузова локомотива до металла.

4.3.6    Перечень лакокрасочных, противокоррозионных и вспомогательных материалов для окрашивания и противокоррозионной защиты кузовов локомотивов, деталей и сборочных единиц приведен в приложении Д

4.4 Требования к противокоррозионной защите внутренних поверхностей кузовов

локомотивов

4.4.1    Для противокоррозионной защиты внутренней поверхности кузовов, подлежащих облицовке. применяют материалы (грунтовки, мастики и составы), указанные в таблицах Б.2 (приложение Б). В.2 (приложение В), а также в приложении Д, обладающие комплексом защитных, гидроизоляционных, виброшумопоглощающих, теплоизоляционных и технологических свойств.

4.4.2    Для вновь изготавливаемых локомотивов следует использовать водно-дисперсионные мастики и составы, нанесенные на грунтовку, приведенные в таблице Б.2 (приложение Б).

4.4.3    На вновь изготавливаемых локомотивах должны быть обработаны антикоррозионными материалами:

-    сопрягаемые поверхности и поверхности деталей замкнутого профиля из углеродистой стали;

-    сварные соединения кузовов, выполняемые точечной контактной или дуговой сваркой в виде точек и прерывистых швов.

Допускается не наносить антикоррозионные материалы на сопрягаемые поверхности деталей, расположенных внутри кузовов локомотивов в соответствии с ГОСТ Р 53192 (пункт 5.1.2).

4 4 4 При проведении КР используют пенетрирующие мастики и составы в соответствии с таблицей В.2 (приложение В). Наносить пенетрирующие мастики на разрушенное и нерасчищенное покрытие не допускается.

4.4.5    Сварные швы вновь вваренного металла при ремонте должны быть обработаны фосфати-рующими грунтовками с последующим нанесением на них различного типа грунтовок, за исключением двухкомпонентных на эпоксидной основе.

4.4.6    Последовательность выполнения операций и применяемые материалы для противокоррозионной защиты при проведении КР и СР указаны в таблице В.2 (приложение В).

4.5 Требования к оборудованию и инструменту, применяемому при подготовке

поверхности перед нанесением лакокрасочных и противокоррозионных материалов

4.5.1    Камеры абразивоструйной очистки, используемые при подготовке поверхности к окрашиванию вновь изготавливаемых локомотивов и полного снятия покрытия при ремонте, должны быть обеспечены системами вентиляции с минимальным 60-кратным обменом воздуха с ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в соответствии с гигиеническими по [3) и ориентировочными безопасными уровнями воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны по [4).

4.5.2    При частичном снятии покрытия допускаются к использованию портативные мобильные аппараты абразивной очистки или механизированный электропневмоинструмент.

4.5.3    Окрасочно-сушильные камеры для грунтования, шпатлевания, шлифования, нанесения финишных слоев должны быть обеспечены системами вентиляции в соответствии с ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест согласно (3) и ОБУВ (4].

9

4.5.4    Установки пневматического, безвоздушного, комбинированного, пневмоэлектростатического метода распыления для нанесения грунтовок, эмалей, красок, лаков должны быть обеспечены устройствами регулирования давления воздуха и изменения формы факела при окраске поверхностей разных размеров и достижения максимальной производительности работ, шлангами для подачи лакокрасочных материалов, стойкими к воздействию растворителей.

4.5.5    Ручной инструмент, используемый при окрашивании поверхности, должен соответствовать требованиям ГОСТ 10597 (кисти и щетки). ГОСТ 10831 (валики).

4.6    Требования к нанесению лакокрасочных материалов

4.6.1    Нанесение грунтовочных материалов проводят методом безвоздушного, пневматического, комбинированного или пневмоэлектростатического распыления.

Нанесение финишных покрытий проводят методом пневматического, комбинированного или пневмоэлектростатического распыления.

Нанесение мастичных высоковязких материалов проводят механизированными установками, защитных составов — агрегатами безвоздушного распыления

Окрашивание однокомпонентными лакокрасочными материалами поверхностей кузова внутри локомотива, а также наружных поверхностей кузовов локомотивов при восстановлении механических повреждений допускается с помощью кистей и валиков.

4.6.2    Сжатый воздух, подаваемый к краскораспылительному оборудованию, должен быть очищен от влаги, пыли и масла в соответствии с требованиями ГОСТ 9.010.

4.7    Требования к сушке лакокрасочных и противокоррозионных покрытий

4.7.1    Лакокрасочные и противокоррозионные покрытия, нанесенные на поверхности локомотивов, их деталей и сборочных единиц, следует подвергать горячей или естественной сушке до степени 3 по ГОСТ 19007.

Допускается нанесение слоев лакокрасочных материалов по недосушенным предыдущим слоям, если это предусмотрено в технической документации на материалы.

4.7.2    Сушку покрытий следует обеспечивать соблюдением режимов сушки, установленных в технической документации на конкретную марку материалов.

4.8    Требования к покрытиям

4.8.1    Требования к толщине лакокрасочных покрытий

Толщина лакокрасочных покрытий на наружных и внутренних поверхностях локомотивов должна соответствовать указанной в приложениях Б — Г.

4.8.2    Требования к внешнему виду лакокрасочных покрытий

4 8 2.1 Загрунтованная наружная поверхность должна быть ровной, без наплывов и непрокрашен-ных мест в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51693.

4.8.2    2 Цвет лакокрасочного покрытия выбирают по международной цветовой картотеке RAL в соответствии с ГОСТ 23852 и дизайн-проектом на локомотивы, согласованным с заказчиком железнодорожного подвижного состава.

4.8.2.3 Внешний вид наружных окрашенных поверхностей локомотивов должен соответствовать следующим классам по ГОСТ 9.032:

-    пульт управления в кабине машиниста — классу III;

-    наружные боковые, лобовые стенки кузова, скаты крыш пассажирских локомотивов, видимые поверхности труб, оконных проемов и т. п. в кабине машиниста — классу IV;

-    наружные боковые, лобовые стенки кузовов, скаты крыш грузовых локомотивов, внутренняя поверхность кузова локомотива, не подлежащего облицовке и оборудование в кузове электровозов и тепловозов, кроме кабины машиниста. — классу V;

-    средняя часть крыши, подкузовное оборудование — классу VII.

4.9    Требования к сроку службы (долговечности) лакокрасочных покрытий

4 9.1 Срок службы (долговечность) покрытий, указанных в настоящем стандарте по защитным свойствам, при соблюдении правил эксплуатации и ремонта по 4.10 должен быть не менее:

а) на наружных поверхностях кузовов локомотивов:

1) 12 лет — при использовании двухкомпонентных материалов повышенной долговечности;

2)    6 лет — при использовании однокомпонентных материалов;

Ю

ГОСТ P 56963—2016

б)    на внутренних поверхностях кузовов локомотивов:

1) 18 лет — для вновь изготавливаемых локомотивов, подлежащих облицовке при использовании противокоррозионных материалов:

2)    6 лет — для вновь изготавливаемых локомотивов, не подлежащих облицовке, и на поверхностях ремонтируемых локомотивов при использовании однокомпонентных материалов;

3)    10 лет — на поверхностях ремонтируемых локомотивов, подлежащих облицовке;

в)    3 года — на подкузовном оборудовании.

4.9.2 По истечении срока службы покрытие должно быть удалено полностью до металла с последующим окрашиванием в соответствии с требованиями 4.9.1.

4.10 Требования к эксплуатации лакокрасочных покрытий

4.10.1    В процессе эксплуатации оценку состояния лакокрасочных покрытий и работы по их локальному ремонту выполняют в соответствии с требованиями руководств по эксплуатации и ремонту локомотивов соответствующих серий.

4.10.2    Обмывку локомотивов следует проводить в соответствии с действующими технологическими инструкциями по наружной обмывке кузовов локомотивов с применением специализированных технических моющих средств на кислотной или щелочной на основе.

5 Требования безопасности и охраны труда

5.1    При выполнении работ по подготовке поверхностей к окрашиванию локомотивов и их деталей следует соблюдать требования охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.3.005.

5.2    Выделение загрязняющих веществ в атмосферу воздуха населенных мест из высушенного покрытия не должно превышать значений, установленных в (3).

5.3    Уровни опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах не должны превышать значений, установленных в;

-    гигиенических нормативах [5) — по содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

-    ГОСТ 12.1.003 — по уровням шума;

-    санитарных нормах [6] — по уровням вибраций;

-    СП 52.13330 — по освещенности рабочих мест;

• санитарных правилах и нормах (7) — по показателям микроклимата.

5.4    К работе по подготовке поверхностей и к нанесению лакокрасочных и противокоррозионных материалов допускаются лица, достигшие восемнадцати лет. прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, а в процессе работы — периодический медицинский осмотр по [8]. вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, обучение, проверку знаний и стажировку, а в процессе работы — инструктажи и проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004

5.5    Категории помещений краскозаготовительных отделений, малярных цехов и участков по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливают с учетом видов используемых в помещениях горючих веществ и материалов, их числа и пожароопасных свойств, а также особенностей технологических процессов в соответствии с требованиями СП 12.13130.

5.6    Санитарно-бытовые помещения для работников, выполняющих работы по подготовке поверхности и нанесению лакокрасочных материалов, должны быть оборудованы в соответствии с группой производственных процессов 36 по СП 44 13330. Работники должны быть обеспечены гардеробными помещениями для специальной одежды расширенного состава, душевыми, респираторными, ингаляториями, помещениями и устройствами для отдыха работников, а также помещениями для обеспыливания специальной одежды и специальной обуви.

5.7    Выбор электрооборудования для краскозаготовительных отделений, малярных цехов и участков осуществляют в соответствии с классом взрывоопасных и пожароопасных зон. определяемых по правилам (9] (глава 7.3).

Общеобменная механическая приточно-вытяжная вентиляция, электроосветительная арматура и другое электрооборудование должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении в соответствии с правилами (10).

5 8 При выполнении работ по подготовке поверхностей к нанесению лакокрасочных и противокоррозионных материалов, окрашиванию локомотивов необходимо соблюдать:

-    требования ГОСТ 12.3.005 в части перечня опасных и вредных производственных факторов, возникающих при проведении окрасочных работ;

11

-    санитарно-эпидемиологические правила (11);

-    правила по охране труда (12) в части требований к производственным помещениям, производственному процессу, материалам и производственному оборудованию для проведения окрасочных работ;

• санитарные правила (13);

-    требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности, действующими на железнодорожном транспорте (10).

5.9    При изложении требований безопасности в технологической документации на отдельные виды работ по подготовке поверхностей к нанесению лакокрасочных и противокоррозионных материалов, окрашиванию локомотивов необходимо учитывать требования ГОСТ 3.1120.

5.10    Помещения и площадки на территории депо и ремонтных предприятий для работы с лакокрасочными материалами должны быть оснащены установками пожарной сигнализации, пожаротушения по СП 5.13130 и первичными средствами пожаротушения по видам, размещению и обслуживанию в соответствии с ГОСТ 12.4.009. по требованиям к оснащению — в соответствии с (14).

5.11    Все помещения, предназначенные для окрашивания, и камеры абразивоструйной очистки должны быть оборудованы самостоятельными приточно-вытяжными системами вентиляции, которые не допускается объединять между собой и с вентиляционными системами других помещений.

Местные вентиляционные системы, предназначенные для производственного оборудования и рабочих мест, не допускается объединять между собой и с вентиляционными системами помещений, в том числе используемые для работы с красками.

Окрасочные камеры и напольные решетки должны быть оборудованы местными отсосами, обеспечивающими объем удаляемого воздуха в зависимости от метода окрашивания, способа вентиляции и класса опасности применяемого лакокрасочного материала.

5.12    Естественное и искусственное освещение в краскозаготовительных отделениях, малярных цехах и участках должно соответствовать требованиям СП 52.13330.

5.13    Лакокрасочные материалы следует хранить в исправной, небьющейся. герметически закрытой таре, на которой должна быть надпись или бирка на русском языке, содержащая наименование лакокрасочного материала, номер партии, дату изготовления, наименование предприятия-изготовителя и срок хранения. Лакокрасочные материалы следует хранить с соблюдением требований безопасности по ГОСТ 9980.5-2009 (пункты 4.2. 4.3.5). Емкости, содержащие вредные и взрывоопасные вещества, должны иметь предупреждающую окраску в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026.

5.14    Устройство, оборудование и эксплуатация складских помещений должны соответствовать требованиям СП 56.13330.

5.15    Работники, выполняющие работы по окрашиванию локомотивов, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами по [15]. смывающими и обезвреживающими средствами по (16). имеющими сертификат соответствия и/или декларацию о соответствии.

5.16    Помещения и площадки для работы с лакокрасочными материалами должны быть обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12 4,026.

6 Требования охраны окружающей среды

6.1    При применении лакокрасочных материалов следует соблюдать экологические требования для предупреждения нанесения вреда окружающей среде и здоровью человека в соответствии с [3].

6.2    При проведении работ по окрашиванию локомотивов должны выполняться мероприятия по охране окружающей среды, обеспечивающие защиту атмосферы, поверхностных и грунтовых вод. почвы от загрязнения вредными пылевыми и газовыми выбросами, сточными жидкостями и твердыми отходами, утвержденные на каждом предприятии.

6.3    В камерах абразивоструйной очистки отвод запыленного воздуха осуществляют через каналы вместе с отработанной дробью. Выбрасываемый в атмосферу воздух должен быть очищен от пыли до установленных нормативов согласно [3] с помощью рукавных или патронных фильтров или пылеуловителей.

6 4 Система приточно-вытяжной вентиляции окрасочных цехов (участков) должна быть оснащена очистным оборудованием, обеспечивающим содержание пыли и паров органических растворителей в выбросах в атмосферу и в воздухе рабочей зоны ниже ПДК. установленной в соответствии с требованиями ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны согласно (5) и ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест согласно (3).

12

ГОСТ P 56963—2016

6.5    Вентиляционный воздух в окрасочную камеру должен подаваться сверху вниз через потолочный распределительный и пылеулавливающий волокнистый фильтр, обеспечивая 120-кратный воздухообмен.

6.6    Очистка загрязненного воздуха, выбрасываемого в атмосферу из окрасочно-сушильного оборудования. должна обеспечивать содержание летучих органических растворителей (далее — ЛОС). не превышающих значения ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по (3) и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по (4).

6.7    Жидкие и твердые отходы, образовавшиеся после очистных и окрасочных работ, в том числе от промывания оборудования и коммуникаций, должны быть собраны, утилизированы и захоронены. Накопление. транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов проводят в соответствии с [17].

7    Контроль качества

7.1    Входной контроль качества лакокрасочных материалов и покрытий осуществляют по показателям. установленным в стандартах и технической документации (технических условиях и технических спецификациях) на каждый материал, при этом проверяют следующее:

-    соответствие лакокрасочных материалов стандартам, техническим условиям, техническим спецификациям;

-    исходную вязкость материала;

-    однородность материала;

-    время высыхания материала;

-    жизнеспособность (для двухкомпонентных материалов);

-    адгезию покрытия;

-    внешний вид и цвет покрытия.

При изготовлении локомотивов входной контроль лакокрасочных материалов проводят для каждой партии, поступившей на предприятие.

Допускается объем и порядок контроля устанавливать в соответствии с технологией входного контроля предприятия, которое проводит окрашивание локомотивов, с указанием способа контроля — по данным сертификата (сличением) или путем проверки показателей, указанных в технической документации на материалы.

7.2    Входной контроль лакокрасочных материалов при проведении ремонта осуществляет предприятие. оказывающее услуги по окраске, либо предприятие, оказывающее централизованные услуги по ремонту и окраске.

7.3    При входном контроле проверяют:

-    качество подготовки поверхности к окрашиванию;

-    температуру окрашиваемой поверхности;

* температуру окружающей среды и относительную влажность воздуха в окрасочном помещении;

-    степень высыхания каждого слоя:

-    число слоев нанесенных материалов;

-    толщину лакокрасочных и противокоррозионных покрытий на металлических поверхностях локомотивов;

-    внешний вид лакокрасочных покрытий.

Проверку качества выполнения работ по окрашиванию и противокоррозионной защите, начиная с подготовки поверхности и до их окончания, следует проводить на каждом локомотиве лооперационно и на готовом изделии.

8    Методы контроля качества окрашивания

8.1 При входном контроле должны быть проведены следующие проверки:

-    внешнего вида и цвета по ГОСТ 9.407-2015 (раздел 8);

-    вязкости по ГОСТ 8420-74 (раздел 3);

-    однородности материала — визуально на отсутствие расслоений;

-    жизнеспособности двухкомпонентных материалов по ГОСТ 27271-2014 (раздел 8);

-    времени высыхания материала по ГОСТ 19007-73 (раздел 3);

-    адгезии покрытия по ГОСТ 15140-78 (раздел 2). ГОСТ 31149-2014 (раздел 6). ГОСТ 32702.2-2014 (раздел 6).

13

ГОСТ P 56963—2016

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Требования к окрашиванию............................................................6

4.1    Общие требования................................................................6

4.2    Требования к подготовке поверхности перед окрашиванием..............................7

4 3 Требования к лакокрасочным и противокоррозионным материалам........................8

4 4 Требования к противокоррозионной защите внутренних поверхностей

кузовов локомотивов.................................................................9

4 5 Требования к оборудованию и инструменту, применяемому при подготовке

поверхности перед нанесением лакокрасочных и противокоррозионных материалов............9

4.6 Требования к нанесению лакокрасочных материалов..................................10

4 7 Требования к сушке лакокрасочных и противокоррозионных покрытий....................10

4.8 Требования к покрытиям..........................................................10

4 9 Требования к сроку службы (долговечности)    лакокрасочных покрытий....................10

4.10 Требования к эксплуатации лакокрасочных    покрытий.................................11

5    Требования безопасности и охраны труда...............................................11

6    Требования охраны окружающей среды.................................................12

7    Контроль качества...................................................................13

8    Методы контроля качества окрашивания................................................13

9    Гарантии изготовителя...............................................................14

Приложение А (справочное) Определение точки росы в зависимости

от температуры окружающей среды и относительной влажности воздуха..........15

Приложение Б (обязательное) Системы лакокрасочных и противокоррозионных покрытий

для окрашивания локомотивов при строительстве..............................16

Приложение В (обязательное) Системы лакокрасочных и противокоррозионных покрытий

для окрашивания локомотивов при    КР. СР    и ТР-3..............................27

Приложение Г (рекомендуемое) Системы лакокрасочных покрытий повышенной

долговечности для окрашивания наружных поверхностей кузовов локомотивов

групп условий эксплуатации У1 и УХЛ1 по ГОСТ 9.104..........................55

Приложение Д (рекомендуемое) Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов

для окрашивания и противокоррозионной    защиты локомотивов..................86

Библиография........................................................................94

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛОКОМОТИВЫ

Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля

Locomotives Requirements for lacquer and antidischarge coatings and methods of their control

Дата введения — 2017—04—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на локомотивы в процессе их изготовления, а также текущего. среднего и капитального видов ремонта.

Настоящий стандарт устанавливает требования к лакокрасочным и противокоррозионным покрытиям на электровозах и тепловозах всех типов (далее — локомотивы), а также их деталях и сборочных единицах, климатического исполнения У. УХЛ категории размещения 1,2. 3 по ГОСТ 15150, эксплуатируемых на железнодорожных путях общего пользования шириной колеи 1067 и 1520 мм.

Настоящий стандарт не распространяется на промышленные электровозы и тепловозы.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 3.1120 Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации

ГОСТ 9.010 Единая система защиты от коррозии и старения. Воздух сжатый для распыления лакокрасочных материалов. Технические требования и методы контроля

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Груп-пы. технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 9 407—2015 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности ГОСТ 12.3.005 Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты обьектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 2789 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 3191-93 Вагоны железных дорог колеи 1520 мм Детали из древесины и древесных материалов. Общие технические условия

ГОСТ 7313 Эмали ХВ-785 и лак ХВ-784 Технические условия

ГОСТ 8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости

Издание официальное

ГОСТ 9109 Грунтовки ФЛ-ОЗК и ФЛ-ОЗЖ. Технические условия

ГОСТ 9980 5—2009 Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение

ГОСТ 10597 Кисти и щетки малярные. Технические условия

ГОСТ 10831 Валики малярные. Технические условия

ГОСТ 11964 Дробь чугунная и стальная техническая. Общие технические условия

ГОСТ 12707 Грунтовки фосфатирующие. Технические условия

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Метод определения адгезии

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания ГОСТ 23143 Эмали ЭП-773. Технические условия

ГОСТ 23852 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам

ГОСТ 24709 Эмали ЭП-140. Технические условия

ГОСТ 25718 Грунтовки АК-069 и АК-070. Технические условия

ГОСТ 27271-2014 Материалы лакокрасочные. Метод определения жизнеспособности многокомпонентных систем

ГОСТ 31149-2014 Материалы лакокрасочные. Определение адгезии методом решетчатого надреза ГОСТ 31993 Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия ГОСТ 32702.2-2014 Материалы лакокрасочные. Определение адгезии методом Х-образного надреза ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51693 Грунтовки антикоррозионные. Общие технические условия

ГОСТ Р 52192 Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества

СП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 12.13130 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 44.13330 Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04—87 СП 52.13330 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05—95

СП 56.13330 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03—2001 СП 153.13130 Инфраструктура железнодорожного транспорта Требования пожарной безопасности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безвоздушное распыление Распыление лакокрасочного материала без использования сжатого воздуха под высоким давлением.

ГОСТ Р 56963-2016

32

внешний слой покрытия: Слой покрытия, поверхность которого соприкасается с окружающей средой.

(ГОСТ 9.008-82. статья 2]

3 3 гарантийный срок службы покрытий: Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожного подвижного состава, в течение которого предприятие-изготовитель выполняет свои гарантийные обязательства.

3 4 герметик: Высоковязкий материал, изготовленный на основе полимеров и предназначенный для уплотнения и герметизации стыков и щелей между сборными элементами узлов и конструкций.

3.5

грунтование: Нанесение промежуточных слоев лакокрасочного материала, обладающего хорошей адгезией к окрашиваемой поверхности и следующему слою лакокрасочного покрытия и предназначенного для повышения защитных свойств системы покрытия.

(ГОСТ 9.072-77. статья 5а]

3.6

грунтовка: Лакокрасочный материал, образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное или прозрачное однородное лакокрасочное покрытие с хорошей адгезией к окрашиваемой поверхности и покрывным слоям и предназначенный для улучшения свойств лакокрасочной системы.

(ГОСТ 28246-2006, статья 12]

3.7    дизайн-проект на локомотивы: Конструкторская документация, содержащая цветографические схемы окрашивания локомотивов.

3.8

долговечность лакокрасочного покрытия Способность лакокрасочного покрытия сохранять заданные свойства в течение заданного срока.

(ГОСТ 9.072-77. статья 14]

3.9

жизнеспособность лакокрасочного материала Максимальное время, в течение которого лакокрасочный материал, выпускаемый в виде отдельных компонентов, может быть использован после смешения компонентов.

(ГОСТ 28246-2006. статья 46]

3.10    заказчик железнодорожного подвижного состава: Предприятие или организация или их объединение. по заявке и договору с которым осуществляется разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей, а также их ремонт с включением окрашивания.

3.11

защитное лакокрасочное покрытие: Покрытие, предназначенное для защиты окрашиваемой поверхности от воздействия факторов внешней среды.

(ГОСТ 9.072-77. статья 39]

3.12    изготовитель (локомотивов): Промышленное предприятие, изготавливающее локомотивы.

3.13    капитальный ремонт локомотивов: КР: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

3.14

краска: Жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий в качестве пленкообразующего вещества олифу различных марок или водную дисперсию синтетических полимеров и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие.

(ГОСТ 28246-2006, статья 8]

3

3.15    комбинированное распыление: Смешанное распыление или безвоздушное распыление с воздушным формированием факела.

3.16

лак: Лакокрасочный материал, образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность прозрачное лакокрасочное покрытие.

[ГОСТ 28246-2006, статья 11)

3.17

лакокрасочное покрытие: Сплошное покрытие, полученное в результате нанесения одного или нескольких слоев лакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.

[ГОСТ 28246-2006. статья 6]

3.18

лакокрасочный материал: Жидкий, пастообразный или порошковый материал, образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность лакокрасочное покрытие, обладающее защитными, декоративными или специальными техническими свойствами.

(ГОСТ 28246-2006. статья 1)

3.19    локальный ремонт: Восстановление лакокрасочного покрытия на поврежденной поверхности (сколы, царапины, вмятины).

320

локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов [ГОСТ Р 55056-2012. статья 50)

3.21    малярный цех (участок): Цех (участок), на котором созданы необходимые условия для проведения окрасочных работ.

3.22    мастика: Высоковязкий противокоррозионный материал, обладающий противошумными, вибродемпфирующими или теплоизоляционными свойствами.

3.23    материалы повышенной долговечности: Лакокрасочные материалы, обеспечивающие срок службы покрытия не менее 12 лет.

3.24

окрашивание Нанесение лакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.

[ГОСТ 9.072-77. статья 5)

3.25    пневматическое распыление: Распыление лакокрасочного материала путем его дробления струей сжатого воздуха и нанесения в виде тонкой дисперсии на поверхность.

3.26    пневмоэлектростатическое распыление: Распыление лакокрасочного материала под воздействием потока сжатого воздуха в электростатическом поле.

3.27

защитное лакокрасочное покрытие: Покрытие, предназначенное для защиты окрашиваемой поверхности от воздействия факторов внешней среды.

[ГОСТ 9.072-77. статья 39)

3.28

получение лакокрасочного покрытия: Технологический процесс, включающий операции подготовки окрашиваемой поверхности, окрашивания и сушки.

[ГОСТ 9.072-77, статья 4)

329

порошковый лакокрасочный материал: Лакокрасочный материал в порошкообразной форме. не содержащий растворителя, образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность после расплавления и отверждения сплошное лакокрасочное покрытие.

[ГОСТ 28246-2006. статья 14)

ГОСТ P 56963—2016

3.30    противокоррозионное покрытие Покрытие, предназначенное для защиты поверхности от коррозии при взаимодействии с окружающей средой и от воздействия агрессивных сред.

3.31 _

разбавитель лакокрасочного материала Одно- или многокомпонентная летучая жидкость, которая, не являясь растворителем лакокрасочного материала, может быть использована в сочетании с растворителем, не оказывая вредного воздействия на свойства лакокрасочного материала и лакокрасочного покрытия.

(ГОСТ 28246-2006. статья 17)

3.32

растворитель лакокрасочного материала Одно- или многокомпонентная жидкость, испаряющаяся при определенных условиях сушки и полностью растворяющая пленкообразующее вещество лакокрасочного материала.

(ГОСТ 28246-2006. статья 16)

3.33

система лакокрасочного покрытия Многослойное покрытие, в котором каждый слой выполняет определенную функцию.

(ГОСТ 9.072-77. статья 2а)

3.34    сошлифовка Снятие верхнего декоративного финишного слоя покрытия.

3.35    средний ремонт локомотивов; СР: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, осуществляемый в обьеме. установленном в нормативно-технической документации.

3.36

срок службы лакокрасочного покрытия Срок, в течение которого лакокрасочное покрытие сохраняет заданные свойства.

(ГОСТ 9.072-77. статья 13)

3.37

сушка лакокрасочного покрытия: Формирование лакокрасочного покрытия.

(ГОСТ 9.072-77. статья 30)

338

температура сушки лакокрасочного покрытия; Температура, обеспечивающая формирование лакокрасочного покрытия с заданными свойствами.

(ГОСТ 9.072-77, статья 35)

3.39 текущий ремонт локомотивов: ТР-3: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива, заключающийся в замене и/или восстановлении отдельных узлов и систем.

3-40_

тепловоз Автономный локомотив, силовой установкой которого является двигатель внутреннего сгорания.

(ГОСТ Р 55056-2012. статья 52)

3 41 технические моющие средства на кислотной основе: Жидкие или гелеобразные моющие средства, в состав которых входят смесь различных органических и неорганических кислот, ингибирующие добавки и другие вещества, сообщающие водному раствору кислую реакцию, предназначенные для обмывки наружных поверхностей кузовов от железоокисных загрязнений (колодочной пыли), известковых. графитовых и других минеральных загрязнений.

3 42 технические моющие средства на щелочной основе: Моющие средства в виде жидкостей, порошков, гелей, суспензий, эмульсий, в состав которых входят щелочные препараты в композиции с поверхностно-активными веществами, ингибиторами и другими веществами, сообщающие водным

5

растворам щелочную реакцию, предназначенные для очистки поверхностей от маслогрязежировых и смазочных отложений пыли, различного рода надписей маркерами и фломастерами и т. л.

3.43

формирование лакокрасочного покрытия: Физический или химический процесс образования покрытия.

Примечание — Примером физического процесса является испарение растворителя, примером химического процесса являются поликонденсация, полимеризация, полилрисоединение и др

(ГОСТ 9.072-77. статья 6]

3.44

шпатлевание Выравнивание окрашиваемой или окрашенной поверхности с помощью шпатлевки.

(ГОСТ 9.072-77, статья 56]

3.45

шпатлевка: Пастообразный или жидкий лакокрасочный материал, который наносят на окрашиваемую поверхность перед окрашиванием для выравнивания незначительных неровностей и/или получения гладкой ровной поверхности.

(ГОСТ 28246-2006. статья 13]

3.46

шлатлевочное покрытие: Лакокрасочное покрытие, предназначенное для заполнения неровностей и сглаживания окрашиваемой поверхности.

(ГОСТ 9.072-77, статья 38]

347

электровоз Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи.

(ГОСТ Р 55056-2012. статья 54]

3.48

эмаль: Жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде раствора пленкообразующего вещества в органических растворителях и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие.

(ГОСТ 28246-2006. статья 7]

4 Требования к окрашиванию

4.1    Общие требования

4.1.1    Все работы по окрашиванию, включая подготовку поверхности, а также выдержку окрашенного локомотива, следует проводить в специализированных помещениях (малярный цех. участок, окрасочно-сушильная камера, дробеструйная камера) при температуре окружающей среды не ниже 15 °С и влажности воздуха не выше 80 %.

Окрашивание двухкомлонентными лакокрасочными материалами повышенной долговечности следует проводить в окрасочных камерах или в специальных помещениях, имеющих местную и общую приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую чистоту воздуха рабочей зоны производственных помещений, содержание вредных веществ в которых не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК). Локальный ремонт лакокрасочного покрытия возможен на малярных участках при условии соблюдения требований к нанесению лакокрасочных материалов, установленных в 4.2.3.11.

По согласованию с заказчиком железнодорожного подвижного состава допускают производить выдержку окрашенного локомотива на крытых участках вне малярного помещения при соблюдении требований ГОСТ 9.402-2004 (пункт 4.1).

6

ГОСТ P 56963—2016

4.1.2    Температура кузова локомотива, подготовленного к окрашиванию, должна быть не менее чем на 3 °С выше точки росы. Определение точки росы в зависимости от температуры окружающей среды и относительной влажности воздуха — по таблице А.1 (приложение А).

4.2    Требования к подготовке поверхности перед окрашиванием

4.2.1    Общие требования

4.2.1.1    Металлические поверхности локомотивов, их деталей и сборочных единиц должны быть подготовлены к окрашиванию по ГОСТ 9.402: обезжирены от масложировых и сажевых загрязнений и очищены от ржавчины, окалины, сварочных брызг, формовочной земли, заусенцев, старого лакокрасочного покрытия механическим способом, с использованием ручного и механизированного инструментов, специального оборудования, а также методом абразивоструйной обработки.

4.2.1.2    Период времени меэду окончанием абразивоструйной обработки и следующей операцией грунтования не должен превышать 2 ч.

Допускается при условии соблюдения температуры окружающей среды не ниже 15 °С и относительной влажности воздуха не выше 80 % увеличение времени межоперационного хранения обработанных абразивоструйным способом деталей и сборочных единиц в соответствии с ГОСТ 9.402-2004 (пункт 4.3).

4.2.1.3    Для абразивоструйной очистки должны быть использованы:

а)    для поверхностей из углеродистой стали:

1)    стальная закаленная и стальная дробь по ГОСТ 11964 размером от 0.2 до 1.0 мм;

2)    металлический песок или купершлак размером от 0.2 до 2.5 мм;

3)    электрокорунд размером от 0.2 до 1.0 мм;

б)    для поверхностей из нержавеющей стали:

1)    нержавеющая дробь размером от 0.2 до 1.0 мм;

2)    фруктовая косточка размером от 0.2 до 1.0 мм;

3)    электрокорунд размером от 0.2 до 1.0 мм;

в)    для поверхностей из алюминия:

1)    алюминиевая дробь размером от 0.2 до 1.0 мм;

2)    электрокорунд размером от 0.2 до 1.0 мм.

Допускается увеличение размера стальной закаленной и стальной дроби по ГОСТ 11964 до 1.4 мм при абразивоструйной очистке металлических поверхностей толщиной не менее 8 мм. При этом шероховатость поверхности должна быть не более 60 мкм и количество слоев первичной грунтовки увеличено до 3.

4.2.1.4    Подготовленные к окрашиванию кузова локомотивов, детали и сборочные единицы должны быть в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402 сухими и обдуты после абразивоструйной и механической обработки кузова сжатым воздухом по ГОСТ 9.010.

4.2.2 Требования к подготовке поверхности вновь изготавливаемых локомотивов

4.2.2.1    Качество обезжиривания поверхности перед очисткой должно соответствовать первой степени по ГОСТ 9.402.

4.2.2.2    Наружные и внутренние поверхности кузовов локомотивов перед окрашиванием должны быть подвергнуты абразивоструйной или механической обработке по ГОСТ 9 402 с последующим обеспыливанием.

4.2.2.3    Степень очистки по ГОСТ 9.402 для вновь изготавливаемых локомотивов должна быть:

-    для наружных поверхностей локомотивов — 1 или 2;

-    для внутренних поверхностей локомотивов — 2;

-    для подкузовного оборудования — 3.

4.2.2    4 Шероховатость металлической поверхности (толщиной до 3 мм) для вновь изготавливаемых кузовов локомотивов после абразивоструйной или механической очистки должна быть не более Rz 40 и не менее Rz 20 по ГОСТ 2789. Требования не распространяются на штампованные и литые детали.

4.2.3    Требования к подготовке поверхности при ремонте

4.2.3.1    Наружные поверхности кузовов локомотивов при КР должны быть очищены от старого покрытия абразивоструйным или механическим способами.

4.2.3.2    Степень очистки локомотивов по ГОСТ 9.402 при КР должна быть:

-    для наружных поверхностей локомотивов — 1 или 2;

7