Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

120 страниц

Купить ГОСТ Р 55349-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает нормативно-методическое обеспечение для разработки технических регламентов и стандартов, а также цели информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей практики, в том числе для государственного сектора. Настоящий стандарт является основополагающим стандартом комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ).

При применении комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечивается:

- систематизация требований, установленных в технических регламентах и стандартах в отношении аспектов безопасности и качества продукции и процессов для жизни и здоровья, для защиты окружающей среды и имущества, аспектов функциональной безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, если они влияют на достижение цели регулирования, а также процедур оценки соответствия;

- увязка требований и положений технических регламентов и действующих национальных стандартов;

оценка уровня гармонизации или эквивалентности требований технических регламентов и стандартов с международными и региональными стандартами, а также национальными техническими регламентами и стандартами стран - торговых партнеров.

 Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ Р 55349 -2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1718-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящего стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническо/иу регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

и

Основные принципы

Ключевые выгоды для

Обзор

торговых партнеров

Взаимное признание результатов оценки соответствия

Регулирующие органы сторон Компании не должны признают протоколы испытаний испытывать и и/или сертиф икаты, выданные сертиф ицировать органами по оценки продукцию несколько раз. соответствия другой Стороны. (В Продукция испытывается и отсутствие признания сертифицируется перед технических регламентов экспортом, и может продукция оценивается на размещаться на рынках соответствие требованиям других сторон регламентов страны-импортера) непосредственно без Широкий диапазон механизмов проведения дублирующих существует для облегчения процедур оценки принятие некоторых или всех соответствия аспектов результатов оценки соответствия другой Стороны, включая:

-    доверие к декларации поставщиков о соответствии (то есть, поставщик сам декларирует соответствие, не прибегая к услугам и затратам третьей стороны);

-    добровольные взаимодействия между органами по оценке соответствия от каждой стороны (то есть,

«технические» взаимные меры признания);

XI

Основные принципы

Ключевые выгоды для

Обзор

торговых партнеров

-    соглашения для взаимного принятия результатов процедур оценки соответствия, проведенных органами по оценке соответствия другой стороны (то есть, обязательные «правительственные» меры взаимного признания);

-    процедуры аккредитации по оценке компетентности органов по оценке соответствия.

Назначение Правительством органов по оценке соответствия.

Прозрачность

Уведомления перед принятием Компании осведомлены о технических регламентов и регламентах, стандартах и стандартов, а также процедур процедурах оценки оценки соответствия (чтобы соответствия, которые они принимать замечания других . должны выполнить, чтобы сторон или торговых партнеров), выйти на рынки других Публикация принятых сторон и в некоторых Технических регламентов, случаях, могут стандарты и процедур оценки комментировать или соответствия. участвовать в разработке Создание регламентов и стандартов национальных/региональных других сторон, центров обработки запросов.

ГОСТ P 55349-2012

Основные принципы

Ключевые выгоды для

Обзор

торговых партнеров

Просьба Стороны, которой послано уведомление, обеспечить разьяснения, почему существующие международные стандарты не были использованы.

Участие юридических лиц другого

Стороны в разработке регламентов и стандартов.

В настоящее время требования к продукции в разных странах существенно различаются. Несмотря на требования соглашений по ТБТ и СФС ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, информация об условиях доступа является порой труднодоступной и плохо понимаемой. Сами требования содержатся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты и добровольные стандарты), перечень и тексты которых, как правило, достаточно трудно определить и получить.

Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или ре тональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Ниже приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.

При написании технических регламентов или стандартов регулирующим органам необходимо:

- оценивать уровень снижения риска за счет выполнения требований и принятия соответствующих мер, регламентируемых в ТР или стандартах;

XIII

ГОСТ P 55349-2012

определять, являются ли зависимыми или перекрывающимися требования, включаемые в ТР или стандарты;

определять перечень стандартов, объясняющих или подтверждающих соответствие требованиям ТР;

-    определять наилучшие ф орматы требований;

оценивать эквивалентность требований для целей признания эквивалентности технических регламентов или стандартов или признания результатов оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.

С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:

-    оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;

повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;

доказывать соответствие своей продукции требованиям ТР; использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;

разрабатывать инструкции для пользователей и защитные надписи.

Пользователям при применении продукции требуется:

-    использовать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;

-    получать общие сведения о возможной опасности продукции;

-    доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;

-    выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции и связываемых с аспектами безопасности и качества;

-    советовать производителям повышать безопасность и качество их продукции.

Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:

-    выбирать эквивалентные ф орматы оценки безопасности;

-    выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;

-    выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей

ОС;

-    помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;

XIV

ГОСТ P 55349-2012

оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими регламентами или применяемыми ими стандартами.

Органам контроля и надзора и регистрирующие органы при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:

оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок

соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований ТР:

•    оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований ТР;

•    разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции;

•    инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.

В странах — членах ВТО действуют центры обработки запросов (Inquiry point),

но:

они, как правило, не предоставляют такую информацию частным лицам; такая информация если и существует, не находится в свободном доступе или носит очень ограниченный характер;

-    большинство служб не владеет сравнительной информацией об условиях доступа на рынки других стран (в чем заключаются различия).

В каждой стране для определения наиболее оптимальных механизмов обязательного технического регулирования необходимо иметь сравнительную инф ормацию о том, как это работает в других странах.

Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране существовали источники специальной информации в области технического регулирования и мер (далее страна-участница), используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:

-    о требованиях к конкретной продукции в различных странах;

-    условиях доступа продукции на рынки стран;

-    различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран.

Для этого страны должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения такой информации, используя которые можно было бы обеспечить обмен информацией с целью сравнения требований.

XV

ГОСТ P 55349-2012

Такая инф ормация об условиях доступа на рынки стран должна быть:

-    актуальной;

-    доступной в стране на языке страны;

-    понимаема;

-    прозрачна;

-    совместима по структуре и интерфейсу в рамках всех стран-участниц.

Для того, чтобы заинтересованные организации стран владели такой информацией, необходимо, чтобы они:

-    имели доступ к соответствующей информации в своей стране;

-    поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;

-    имели прямую связь с аналогичными организациями других стран;

-    осуществляли обмен информацией между собой;

-    осуществляли перевод этой информации на национальный язык страны-участницы;

-    обеспечивали доступ к этой информации всех заинтересованных пользователей, как внутренних, так и внешних;

-    имели единую или совместимую программную основу для системы ФОНТ.

Это позволяет приблизиться к применению механизма эквивалентности, при

котором различные участники торговых отношений признают, что различным образом установленные требования к продукции приводят к одинаковому результату, а именно необходимому уровню безопасности.

Чтобы сравнивать, необходимо иметь шаблон для сравнения и возможность структурирования информации таким образом, чтобы можно было сопоставить наличие или отсутствие конкретных требований и их идентичность или эквивалентность.

В качестве такого шаблона может использоваться модель обеспечения безопасности для конкретного объекта регулирования (продукции или технологии).

Информация, предоставляемая на основе использования такой модели и доступная всем заинтересованным пользователям, позволяет обеспечить ее применение для оценки:

-    снижения степени риска от применения положений технических регламентов;

-    возможности признания эквивалентности требований технических регламентов и стандартов на основе оценки уровня снижения риска;

-    эффективности применения процедур оценки соответствия;

ГОСТ P 55349-2012

применимости стандартов для оценки выполнения требований технических регламентов;

эффективности использования и планирования государственного контроля и

надзора.

Создание модели наиболее общих форматов требований (системы форматов требований), используемых в технических регламентах и стандартах на определенные группы продукции разных стран, и разработка на основе этой модели шаблонов, позволяющих систематизировать и структурировать информацию и обеспечивать таким образом сравнение требований является достаточно актуальным. Например, в рамках рабочей группы WP.6 по политике в области технической кооперации и стандартизации ЕЗК ООН в 2001 году были разработаны рекомендации «1_» «Международная модель технической гармонизации на основе надлежащей практики регулирования по разработке, принятию и применению технических регламентов на основе международных стандартов. Эта модель предлагает разработку общих целей регулирования (ОЦР) на основе международных стандартов с последующим их использованием при написании или внесении изменений в технические регламенты присоединившихся к этой модели стран. Однако только предлагает перспективную структуру требований технических регламентов и стандартов и не может быть использована для целей ее сравнения и анализа.

Поэтому наличие комплекса стандартов, позволяющих создать такую систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), является важным как для национальных систем технического регулирования и стандартизации, так и для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального снижения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности продукции.

XVII

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Форматы описания и нормирования требований Руководство по разработке и применению Descriptive and normative requirement formats. Development and application guide

Дата введения - 2014 - 01 - 01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормативно-методическое обеспечение для разработки технических регламентов и стандартов, а также цели информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей практики, в том числе для государственного сектора. Настоящий стандарт является основополагающим стандартом комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ).

При применении комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечивается:

- систематизация требований, установленных    в технических

регламентах и стандартах в отношении аспектов безопасности и качества продукции и процессов для жизни и здоровья, для защиты окружающей среды и имущества, аспектов функциональной безопасности,    технической и

информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, если они влияют на достижение цели регулирования, а также процедур оценки соответствия;

-    увязка требований и положений технических регламентов и действующих национальных стандартов;

-    оценка уровня гармонизации или эквивалентности требований технических регламентов и стандартов с международными и региональными стандартами, а также национальными техническими регламентами и стандартами стран - торговых партнеров.

ГОСТ P 55349-2012

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 31000 - 2010 Менеджмент рисков. Принципы и руководство.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    технический регламент:    Документ,    который устанавливает

характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировке или этикетированию продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно.

3.2    стандарт: Документ, принятый официальным органом, который устанавливает для общего и повторного применения правила, указания или характеристики для продукции или связанных с ней процессов и методов производства, соответствие которому необязательно. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировке или этикетированию продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам.

3.3    процедура оценки соответствия: Любая процедура, прямо или косвенно используемая для определения соответствия продукции требованиям технических регламентов или стандартов.

2

ГОСТ P 55349 - 2012

3.4    международный орган или система. Орган или система, членство в которых открыто для соответствующих органов всех Стран-участниц.

3.5    региональный орган или система: Орган или система, членство в которых открыто для соответствующих органов только некоторых Стран-участниц.

3.6    центральный правительственный орган:    Центральное

правительство, его министерства и департаменты или любой другой орган, контролируемый центральным правительством в отношении рассматриваемой деятельности.

3.7    неправительственный орган: Орган, кроме центрального или местного правительства, имеющий юридическое право вводить в действие технические регламенты.

3.8    аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

3.9    безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность): Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

3.10    санитарные и фитосанитарные меры Обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для

3

исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.

3.11    декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

3.12    декларация о соответствии:    Документ,    удостоверяющий

соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

3.13    заявитель: Физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

3.14    знак обращения на рынке:    Обозначение, служащее для

информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

3.15    знак соответствия: Обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

3.16    идентификация продукции:    Установление тождественности

характеристик продукции ее существенным признакам.

3.17    контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов: Проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

3.18    международный стандарт: Стандарт, принятый международной организацией.

4

Введение

По данным Всемирной торговой организации современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.

В то время как тарифные барьеры были существенно сокращены во время последовательных переговоров в рамках GATT и ВТО, обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и связанные с ними процедуры оценки соответствия продолжают представлять потенциально важные препятствия торговле (то есть, "технические барьеры для торговли" или ТВТ). Как регулирующие меры, они стремятся достигать законных целей государственной политики, таких как общественное здоровье, безопасность и защита окружающей среды. Однако, эти меры могут также предвзято воздействовать на импорт, излишне ограничивая торговлю. Кроме того, различия в регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия повышают затраты компаний, работающих на многих рынках.

Соглашение ВТО по Техническим Барьерам в Торговле («Соглашение ТВТ ВТО») стремится гарантировать, что эти меры не создают излишних барьеров для торговли, формулируя правила поведения для разработки, применение, уведомлений и обзора технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия для участников ВТО. Параллельно, участники ВТО все более и более участвуют в двусторонних, региональных и многосторонних соглашения о свободной торговле и таможенных союзах (упомянутых здесь как «RTA»), которые часто включают также и положения ТВТ. Фактически, RTA, заключенные за последние десять лет, часто расширяют их выполнение за рамки традиционных положений, затрагивающих торговлю, и зачастую преследуют «более глубокую» интеграцию.

Главная задача национальной системы технического регулирования заключается в том, чтобы обеспечить, в первую очередь безопасность жизни и здоровья граждан, защиту окружающей среды, не введение потребителей в заблуждение, которое является следствием предоставления производителем

ГОСТ P 55349-2012

некорректной или заведомо ложной информации. Однако не следует забывать и о другой, не менее важной задаче, которую также призваны обеспечивать все системы регулирования, в том числе и технического. Речь идет о создании среды, в которой законопослушные и добросовестные производители поставлены в лучшие условия, по крайней мере не худшие, чем те, кто пытается достичь преимущества за счет несоответствий или обмана. А потому, при принятии решений необходимо отслеживать, каковы последствия того, что решение не будет принято или исполнено. Любые решения возможно характеризовать уровнем требований, которые устанавливаются в результате принятия (или не принятия) такого решения.

Настоящий стандарт распространяется на применение и перспективы применения риск-менеджента в мировой и национальной практиках регулирования, принимая во внимание состоявшееся вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Данная статья основана на документах, представленных такими общепризнанными международными организациями, как ВТО (WTO), ОЭСР (OECD), ЕЭК ООН (UNECE) [1-4] и использует материалы этих документов.

Регулирование - термин с очень широким значением. Всемирный банк определяет его как "наложенный правительством контроль над коммерческой деятельностью". Термин "регулирование" охватывает очень многое и может относиться к защите потребителей, к безопасности на рабочем месте, к усилиям сократить загрязнение воздуха и многим другим.

В документе OECD «Регулирующая политика и путь к устойчивому развитию», разъясняется, что регулирование может быть определено как любой инструмент, посредством которого правительства, их подведомственные органы, и наднациональные организации (такие как ЕС или ВТО) устанавливают требования к гражданам и организациям, которые имеют законодательную силу. Этот термин может охватывать широкий диапазон средств: от основных законов и подзаконных актов, необходимых для их реализации, последующих правил, административных актов и решений, которые подкрепляют требования более высокого уровня (например, выдача разрешений), и стандарты. OECD также относит к этому термину и «мягкие законы».

ГОСТ P 55349-2012

Большое количество регламентов введены в ответ на определенные риски; закон об охране окружающей среды, например, призван снизить риски в отношении здоровья от эмиссии токсичных веществ в атмосферу, воду и почву. Конечно, регламенты могут быть также введены в целях, напрямую не связанных с риском, например таких, как создание соответствующей среды для инвестиций или облегчения торговли посредством создания порталов или единых окон, однако в конечном итоге в длинной череде следствий так или иначе появляются аспекты, связанные с риском. В сфере технического регулирования главное внимание уделяется техническим регламентам, которые были введены для прямого или косвенного снижения рисков.

Ниже приведено более детальное описание ключевых принципов и положений соглашения по ТБТ ВТО.

Недопущение дискриминации и национальный режим Статья 2.1 соглашения обращается к странам и говорит о том, что «в отношении их технических регламентов, для продукции, импортируемой с территории любого участника, должен быть предоставлен не менее благоприятный режим, чем для национальной продукции и любой другой продукции, происходящей из любой другой страны». Тот же самый принцип вводится и в отношении процедур оценки соответствия и связанным с ними платам и информационным требованиям, которые не должны применяться на дискриминационной основе к импортируемой продукции. Участники должны соблюдать конфиденциальность информации о результатах процедур оценки соответствия по импортированной продукции таким же образом, как и в отношении собственной продукции (Статьи 5.2.4 и 5.2.5).

Устранение избыточных барьеров в торговле Когда правительство разрабатывает технический регламент, чтобы достигнуть определенной цели, регулирование не должно быть более ограничительным для торговли, чем это необходимо, чтобы достигнуть законодательной цели. Согласно соглашению, формулирование, всякий раз, когда это применимо, регламентов на продукцию с точки зрения производительности, а не конструкционных особенностей, снижает избыточные барьеры в международной торговле (Статья 2.8). Обязательство избежать

ГОСТ P 55349-2012

излишних препятствий в торговле применяется также и к процедурам оценки соответствия. Таким образом, эти процедуры не должны быть более строгими или более затратными по времени, чем что необходимо, чтобы оценить соответствие продукции внутригосударственным законам и регламентам.

Гармонизация технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия

Соглашение призывает правительства использовать существующие международные стандарты, или соответствующие их части, в качестве основы для установления национальных технических регламентов и следовать международным рекомендациям и руководствам, или соответствующим их частям, устанавливая процедуры оценки соответствия. Соглашение, однако, содержит исключения, когда международные стандарты, руководства и рекомендации являются неэффективными или несоответствующими, чтобы достичь «законных целей страны» (Статьи 2.4 и 5.4). Кроме того, правительства должны участвовать (в рамках имеющихся ресурсов) в разработке международными организациями по стандартизации международных стандартов на продукцию, для которых они или приняли, или планируют принять технический регламент, а также в разработке международных руководств и рекомендаций для процедур оценки соответствия.

Принятие технических регламентов как эквивалентных Наряду с гармонизацией соглашение поощряет участников принимать в качестве «эквивалентных» технические регламенты других стран, если эти регламенты позволяют соответственным образом достичь целей своих собственных внутренних регламентов (Статья 2.7).

Взаимное признание оценки соответствия

Кроме того, соглашение поощряет участников признавать «когда это возможно» результаты процедур оценки соответствия друг друга обязательным требованиям технических регламентов. Без такого признания продукцию, возможно, придется проверять дважды, сначала в стране-экспортере, а затем в стране-импортере. Соглашение также поощряет участников вступать в переговоры относительно заключения соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия (то есть, соглашения о взаимном признании,

MRA, статья 6.3). Все же MRA требует уверенности в компетентности органов по оценки соответствия других участников и процедур. Соглашение ВТО поэтому признает, что предшествующие консультации могут быть необходимы, чтобы достигнуть взаимной уверенности в компетентности органов по оценке соответствия (Статья 6.1).

Прозрачность

Чтобы помочь гарантировать прозрачность, все участники ВТО обязаны устанавливать национальные справочные службы (Статья 10) и уведомлять Секретариат ВТО, организовывать обсуждение и публикацию проектов технических регламентов и процедур оценки соответствия, для которых не существует международных стандартов, или которые отличаются от существующих международных стандартов, рекомендаций или руководств, или которые могут оказывать существенный эффект на торговлю других участников, прежде, чем такие регламенты будут приняты (Статья 2.9 и 5.6). Участники должны опубликовывать уведомления на ранней стадии и уведомлять других участников через Секретариат ВТО, давая краткое указание относительно цели нового технического регламента или процедур оценки соответствия. Наконец, они должны представить «разумный срок» для подготовки комментариев других участников в отношении предложенных технических регламентов перед их вступлением в силу, которое Комитет ТВТ рекомендовал устанавливать не менее 60 дней. Кодекс надлежащей практики, применимый к добровольным стандартам, устанавливает, что организация по стандартизации должна предоставить заинтересованным сторонам по крайней мере 60 дней для подготовки комментариев к проекту стандарту.

Стандарты

Соглашение также включает "кодекс надлежащей практики" для подготовки, принятия и применения добровольных стандартов, которое открыто для принятия организациями, как частного сектора, так и общественными организациями (приложение к соглашению).

Ниже в таблице 1 для этих основных принципов соглашения ТБТ ВТО наряду с их краткими обзорами приведены ключевые аспекты использования риск-менеджмента.

ГОСТ P 55349-2012

В таблице 1 приведены согласованные основные принципы и ключевые выгоды для торговых партнеров соглашения ТБТ ВТО.

Таблица 1 —Согласованные основные принципы и ключевые выгоды для торговых партнеров

Основные принципы

Ключевые выгоды для

Обзор

торговых партнеров

Гармонизация технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия

Гармонизация связанных со Компании должны только стандартами мер может соответствовать одному подразумевать одностороннее комплексу регламентов, принятие одной Стороной стандартов и процедур комплекса мер и руководств оценки соответствия, другой Стороны; обсуждение Кроме того, гармонизация обеими Сторонами единого улучшает совместимость комплекса (международных или между импортированной и региональных) мер и руководств, национальной продукцией, или приближение к существующим способствуя международным или международной торговле, региональным мерам и руководствам.

В случае 2 и 3 вариантов гармонизация часто подразумевает участие в деятельности международных и/или региональных организаций по стандартизации.

Гармонизация регламентов и стандартов может быть полной (то есть, оформленная на основе подхода «продукция к продукции» и подразумевает гармонизацию детализированных характеристик продукции основание и допущение согласования подробных особенностей продукта) или

IX

ГОСТ P 55349-2012

Основные принципы

Ключевые выгоды для

Обзор

торговых партнеров

ограничивается «существенными характеристиками» (то есть, продукция должен со ответствовать только существенным требованиям безопасности только, как например для Общего рынка ЕС).

Взаимное признание или эквивалентность технических регламентов и стандартов

Признание как эквивалентных Компании могут получить технических регламентов и доступ к рынкам других стандартов, применяемых другой сторон, не требуя Стороной, в том случае, когда соответствия их они отличаются сточки зрения регламентам и стандартам, их технических характеристик, Они могут соответствовать но при этом признается, что они только одному набору способствуют достижению тех же регламентов и стандартов самых регулирующих целей. для выхода на рынки всех («Эквивалентность» является участвующих стран формой одностороннего признания; «взаимное признание» является формой обоюдного признания).

Взаимное признание дает возможность продукции одной стороны, удовл етворяющей требованиям технических регламентов и стандартов др уго й ст оро ны, н ео гр ани чен ны й доступ на свой внутренний рынок.

х