Купить ГОСТ Р 52033-2003 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями категорий M1, M2, M3, N1, N2, N31), оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.
Стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных предприятиями-изготовителями.
Стандарт не распространяется на автотранспортные средства, полная масса которых составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
Переиздание (март 2007 г.)
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения и обозначения
4 Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха
5 Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя
6 Методы измерений
Приложение А Условия проведения проверок автомобилей на соответствие требованиям настоящего стандарта
Приложение Б Требования к приборам
Приложение В Форма журнала записи результатов проверок автомобилей на содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состав рабочей смеси двигателя
Приложение Г Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями
Библиография
Дата введения | 01.01.2004 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.02.2018 |
Актуализация | 01.01.2021 |
27.03.2003 | Утвержден | Госстандарт России | 100-ст |
---|---|---|---|
Разработан | НИИАТ | ||
Разработан | ГНЦ НАМИ | ||
Разработан | ВНИИМС (ВНПО Агропромснаб ) | ||
Издан | ИПК Издательство стандартов | 2004 г. | |
Издан | Стандартинформ | 2007 г. | |
Издан | ИПК Издательство стандартов | 2003 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили с бензиновыми двигателями
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ
С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
Нормы и методы контроля
при оценке технического состояния
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. № 100-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.
Содержание
1 Область применения. 2 2 Нормативные ссылки. 2 3 Определения и обозначения. 3 4 Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха. 3 5 Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя. 5 6 Методы измерений. 5 Приложение А Условия проведения проверок автомобилей на соответствие требованиям настоящего стандарта. 7 Приложение Б Требования к приборам.. 7 Приложение В Форма журнала записи результатов проверок автомобилей на содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состав рабочей смеси двигателя. 10 Приложение Г Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями. 10 Библиография. 11 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили с бензиновыми двигателями ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ Нормы и методы контроля при оценке технического состояния Motor vehicles with petrol engines.
Emission of the exhaust gas pollutants. |
Дата введения 2004-01-01
Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий M1, M2, M3, N1, N2, N31), оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.
________
1) Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.l/WP.29/78/Amend.3).
Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных изготовителем.
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН № 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.
(Новая редакция, Изм. № 1).
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:
3.1 автомобили, находящиеся в эксплуатации: Автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.
3.2 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3 коэффициент избытка воздуха, l: Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.
3.4 система нейтрализации отработавших газов: Совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.
3.5 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.6 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.5, 3.6 (Новая редакция, Изм. № 1).
3.7 диагностический индикатор: Световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями «Проверь двигатель» («Check engine»), «Обслужи двигатель» («Service engine soon») и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.
3.8 встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
4.1 Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (nмин) и повышенной (nпов) частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля.
При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:
- значение nмин не должно превышать:
1100 мин-1 - для автомобилей категорий M1 и N1,
900 мин-1 для автомобилей остальных категорий;
- значение nпов устанавливают в пределах:
2500 - 3500 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации,
2000 - 3500 мин-1 для автомобилей категорий M1 и N1, оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.2 Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Категории и комплектация1) транспортных средств (экологический класс)2) |
Дата выпуска |
Обороты холостого хода |
Объемная доля СО, % |
Объемная доля СН, млн-1 |
М и N |
До 31.12.1986 |
Минимальные |
4,5 |
- |
М1 и N1 |
С 01.01.1987 по 31.12.2006 |
Минимальные |
3,5 |
1200 |
Повышенные |
2,0 |
600 |
||
М2, M3, N2 и N3 |
С 01.01.1987 по 31.12.2006 |
Минимальные |
3,5 |
2500 |
Повышенные |
2,0 |
1000 |
||
M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 2, 3, 4) |
С 01.01.2007 по 31.12.2012 |
Минимальные |
0,5 |
- |
Повышенные |
0,3 |
100 |
||
М2, M3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 2, 3, 4) |
С 01.01.2007 по 31.12.2012 |
Минимальные |
0,5 |
- |
Повышенные |
0,3 |
200 |
||
M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 4 и выше) |
С 01.01.2013 |
Минимальные |
0,3 |
- |
Повышенные |
0,2 |
100 |
||
М2, M3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3) (экологические классы 4 и выше) |
С 01.01.2013 |
Минимальные |
0,3 |
- |
Повышенные |
0,2 |
200 |
||
1) В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха λ. 2) Экологическая классификация автомобилей в соответствии с приложением Г. 3) Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3. |
(Новая редакция, Изм. № 1).
4.3 Значение коэффициента избытка воздуха l в режиме холостого хода на ппов у автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха l должно быть от 0,97 до 1,03.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4 Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).
5.1 Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Система автомобиля |
Требования к техническому состоянию |
Система выпуска отработавших газов |
Комплектность (отсутствие элементов системы выпуска не допускается); герметичность (отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек, а для автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, не допускаются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор) |
Система нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для снижения вредных выбросов |
Комплектность (отсутствие или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов, экономайзера принудительного холостого хода и т.п. не допускается) |
Система вентиляции картера |
Комплектность; герметичность (рассоединение трубок в системе вентиляции картера двигателя, утечка картерных газов через различные неплотности в атмосферу не допускаются) |
Встроенная система диагностирования двигателя |
Функционирование диагностического индикатора соответствует исправной работе двигателя и его систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен) |
Система питания |
Комплектность (отсутствие или несоответствие элементов системы питания эксплуатационным документам не допускается); герметичность (подтекание бензина не допускается) |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2 Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в приложении А.
6.1 Общие требования
6.1.1 Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:
- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;
- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).
6.1.2 При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке [1].
Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия - изготовителя прибора.
6.1.1, 6.1.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).
6.2 Подготовка к проведению измерений
6.2.1 Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.2.2 Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.
6.2.3 После прогрева двигателя проводятся следующие операции:
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг»;
- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).
(Новая редакция, Изм. № 1).
6.3 Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов
6.3.1 Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
6.3.2 Измерения проводят в следующем порядке:
- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до ппов и работают в этом режиме не менее 15 с;
- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вата двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;
- устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя ппов и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
6.4 Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов
6.4.1 Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и СО2. Содержание О2 должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.4.2 Измерения выполняют в следующем порядке:
- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до ппов, выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 - 5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха l;
- устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя пмин (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на пмин следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме ппов.
6.4.3 На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:
- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
Примечания
1 При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.
2 При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.
3 Результаты измерений регистрируют в журнале (приложение В).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.5 Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3.
7 Требования безопасности
7.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
7.2 При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля
6.5, раздел 7 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
(рекомендуемое)
Условия проведения проверок автомобилей на соответствие требованиям настоящего стандарта
Проверки могут быть проведены:
- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
- при сертификационных испытаниях;
- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;
- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.
(обязательное)
Требования к приборам
Б.1 Метрологические и технические характеристики газоанализаторов
Б.1.1 Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, диоксида углерода (СО2) и кислорода (О2), для проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0.
(Новая редакция, Изм. № 1).
Б.1.2 Применяют для измерения содержания:
- СО, СН и СО2 в отработавших газах - газоанализаторы непрерывного действия, принцип действия которых основан на инфракрасной спектроскопии;
- О2 - электрохимический сенсор.
Б.1.3 Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, СО2 и О2, должны соответствовать по метрологическим характеристикам приборам классов 00; 0 или I в соответствии с классификацией, изложенной в [2].
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Б.1.4 Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.
Б.1.5 Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.
Таблица Б.1
Класс прибора |
Диапазон измерений, объемная доля |
|||
СО, % |
СО2, % |
O2, % |
СН, млн-1 |
|
00; 0; I |
0 - 5 |
0 - 16 |
0 - 21 |
0 - 2000 |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Б.1.6 Пределы допускаемой абсолютной (D) или относительной (d) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.
Таблица Б.2
Класс прибора |
Погрешность |
Пределы допускаемой погрешности1) |
|||
СО |
СО2 |
О2 |
СН |
||
00 |
Абсолютная2) |
±0,02 |
±0,3 |
±0,1 |
±4 |
Относительная |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
|
0 |
Абсолютная2) |
±0,03 |
±0,5 |
±0,1 |
±10 |
Относительная |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
|
I |
Абсолютная2) |
±0,06 |
±0,5 |
±0,1 |
±12 |
Относительная |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
±5 % |
|
1) Абсолютная или относительная, что больше. |
|||||
2) Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли углеводородов - в миллионных долях. |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Б.1.7 Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;
- относительная влажность - не более 85 % без конденсации;
- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;
- напряжение питания - от минус 15 % до плюс 10 % от номинального напряжения;
- частота тока - ±2 % от номинальной частоты;
- напряжение аккумулятора автомобиля:
- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,
- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В.
(Новая редакция, Изм. № 1).
Б.1.8 (Исключен, Изм. № 1).
Б.1.9 Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент l по формуле
(1)
где [СО2], [СО], [О2] - объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода соответственно, %;
Hcv - отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода в бензине, Нcv = 1,7261;
Оcv - отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода в бензине, Ocv = 0,0176;
K1 - поправочный коэффициент для пересчета содержания углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на гексан. K1 = 6·10-4, если сумма углеводородов выражена в объемных долях (млн-1) гексана. Значение K1 может быть уточнено изготовителем прибора;
[CH] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, млн-1.
Б.1.10 Время установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:
- 30 - для каналов измерения СО, СО2 и СН;
- 60 - для канала измерения О2.
Б.1.11 Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных долей:
- для четырехканальных газоанализаторов:
СО - 0,3 % - 5 %;
СО2 - 4 % - 16 %;
СН - 100 - 2000 млн-1;
О2 - 0,5 % - 20,9 %;
газ-разбавитель - азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);
- для двухканальных газоанализаторов:
СО - 0,5 % - 7 %;
СО2 - 4 % - 16 %;
СН - 100 - 2500 млн-1;
газ-разбавитель - азот или воздух.
Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.
Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.
Б.1.12 Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.
Б.2 Требования к тахометрам
Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200 мин-1 и от 0 до 6000 мин-1 с погрешностью не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
Б.3 Требования к измерителям температуры масла
Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более ±2,5 °С.
(рекомендуемое)
Форма журнала записи результатов проверок автомобилей
на содержание
оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состав рабочей смеси
двигателя
Дата проверки |
Модель автомобиля, экологический класс |
Государственный регистрационный знак |
Дата выпуска |
Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, %, углеводородов, млн-1 и значение λ |
Подпись проводившего проверку |
Заключение |
|||||||||
Нормативные требования |
Результаты измерения |
||||||||||||||
СО |
СН |
λ |
СО |
СН |
λ |
||||||||||
п мин |
п пов |
п мин |
п пов |
п пов |
п мин |
п пов |
п мин |
п пов |
п пов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание - Измеренные концентрации СО и СН в отработавших газах автомобилей (а также значения λ) фиксируются в графах 10 - 14. Если эти значения не превышают установленные нормы, то в графе 16 делается запись - «норма». При превышении любого из указанных нормативов в графе 16 делается запись «не соответствует» и автомобиль должен быть подвергнут регулировке или ремонту для устранения неисправностей, вызывающих повышенные выбросы. |
(Новая редакция, Изм. № 1).
(справочное)
Экологическая
классификация автотранспортных средств,
оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями
Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.
Таблица Г. 1
Экологический класс |
Категории автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями |
Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ |
2 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т |
Правила ЕЭК ООН № 83-04 [3], уровень выбросов В |
N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-04 [3], уровень выбросов В, или СО - 55 г/кВт×ч, СН - 2,4 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3 |
СО - 55 г/кВт×ч, СН - 2,4 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
3 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов А |
N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов А, или СО - 20 г/кВт×ч, СН - 1,1 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3 |
СО - 20 г/кВт×ч, СН - 1,1 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
4 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов В |
N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-05 [5], уровень выбросов В, или СО - 4 г/кВт×ч, СН - 0,55 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2 и N3 |
СО - 4 г/кВт×ч, СН - 0,55 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) |
|
5 |
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 |
Правила ЕЭК ООН № 83-06 [6] |
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] OIMLR99-1&2:2008 International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)
[3] Правила ЕЭК ООН № 83-04 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[4] Правила ЕЭК ООН № 49-03 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН № 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[6] Правила ЕЭК ООН № 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
(Введено дополнительно, Изм. № 1).
Ключевые слова: автомобили, отработавшие газы, загрязняющие вещества, нормы, оксид углерода, углеводород, система нейтрализации, бензиновые двигатели, газоанализаторы |
(Измененная редакция, Изм. № 1).