Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

11 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ Р 50993-96 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автотранспортные средства (АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам РФ, и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы. Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

  Скачать PDF

Принят в качестве межгосударственного стандарта

Рекомендуется использовать ГОСТ 30593-2015 (ИУС 12-2016)

Действие завершено 01.04.2017

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Общие положения

5 Технические требования

Показать даты введения Admin

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

БЗ 5-96/188


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации — Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. № 669

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1997

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

Редактор Р.Г. Говердовская Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка JI.A. Круговой

Изд. лиц. № 021007 от 10.08.95 Сдано в набор 15.01.97 Подписано в печать 20.02.97 Уел. печ. л. 0,70 Уч.-изд. л. 0,47 Тираж 303 экз. С175. Зак. 146

ИПК Издательство стандартов 107076, Москва, Колодезный пер., 14.

Набрано в Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник” Москва, Лялин пер., 6.

ГОСТ Р 50993-96

Содержание

1    Область применения................................ 1

2    Нормативные ссылки............................... 1

3    Определения........... 2

4    Общие положения.................................. 2

5    Технические требования............................. 3

III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditoning systems. Requirements for efficiency and safety

Дата введения 1997—07—01

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее —АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее — обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

Издание официальное

ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ОСТ 37.001.413—86 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования

3    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1    В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1    вентиляция; Обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17 °С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.

3.1.2    отопление: Обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.

3.1.3    кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °С).

4    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).

Таблица 1— Климатическое районирование территории РФ

Обозначение района и климатического

Наименование климатического

исполнения

района

У

Климатический район с

умеренным климатом

УХЛ

Умеренно-холодный климатический район

хл

Холодный климатический район

Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.

2

ГОСТ Р 50993-96

5 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1    Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.

АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.

При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.

5.2    Система вентиляции

5.2.1    Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:

-    не менее 30 ы1/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);

-    не менее 7 м1/ч — в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.

При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды.

5.2.2    Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.

5.2.3    Система вентиляции должна обеспечивать:

-    подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5—1,5 м/с;

-    перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С.

5.3    Система отопления

5.3.1 Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:

-    АТС в исполнении У — в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °С;

-    АТС в исполнении УХЛ и ХЛ — в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40 °С и минус 50 °С.

Таблица 2 — Требования к параметрам микроклимата в кабине, оби таемом помещении, АТС в исполнении У

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Наименование параметра

Значение

параметра

Подвижность воздуха, м/с, не более:

в зоне головы

0,6

в зоне пояса

0,6

Рабочее место водителя

Температура воздуха, *С, не менее:

в зоне головы

10

в зоне ног

16

Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы

3-10

Места пассажиров (эки

Температура в зоне

пажа)

пояса, *С, не менее

15

Таблица 3 — Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Значение параметра для категорий АТС*

Наименование

параметра

№ 1, № 2, № 3, Ml, М2, М3 (классы 11 и III**), специальные АТС

М2, М3 (класс I** )

Рабочее место водителя

Подвижность воздуха, м/с, не более:

в зоне головы

0,6

1,0

в зоне пояса

1,0

1,0

Температура воздуха, *С, не менее: в зоне головы

15

10

в зоне пояса

17

12

в зоне ног

19

13

Перепад между температурами в зонах ног и головы, *С

3-5

3-5

Окончание таблицы 3

ГОСТ Р 50993-96

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Значение параметра для категорий АТС*

Наименование

параметра

№ 1, № 2, № 3, Ml, М2, М3 (классы II и

III"),

специальные

АТС

М2, М3 (класс Г*)

Места пассажиров (экипажа)

Температура воздуха, *С, не менее: в зоне ног

10

0

в зоне головы

17

10

♦Категории АТС —

по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки

людей (вахтовые, технологические и др.). ♦♦Классы автобусов — по ГОСТ 27815.

5.3.2    Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °С.

5.3.3    Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.

5.3.4    Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:

-    45 °С — при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С);

-    плюс 35 °С — при отключенной системе отопления.

5.3.5    Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80 °С.

5.4 Система кондиционирования

5.4.1 Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (води-

5

теля, пассажира) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды.

5.4.2    Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 *С.

5.4.3    Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.

5.4.4    Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении, должна находиться в пределах от 30 до 60 %.

5.4.5    Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 *С.

6

УДК 629.113.06:628.004.15.001.25:006.354 ОКС 43.060.40    Д29

ОКП 45 1000

Ключевые слова: безопасность, автотранспортные средства, климатические факторы, требования, системы отопления, вентиляции, кондиционирования

7

1