Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

12 страниц

Купить ОСТ 37.001.413-86 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на кабину и рабочее место водителя грузовых автомобилей полной массой более 3,5 т, автобусов и троллейбусов. Стандарт устанавливает параметры и технические требования к кабине и рабочему месту водителей и их контролю на натурных образцах и посадочных макетах

 Скачать PDF

С 30.06.2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 - 17):

- национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);

- стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.

Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст. 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010 г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. имеют право на хождение только указанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.

Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Оглавление

1 Технические требования

Приложение (обязательное)

 
Дата введения01.09.1986
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия30.06.2003
Актуализация01.01.2019
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ССБТ. НАБИНА. РАБОЧЕЕ MLC i > ВОДИТЕЛЯ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЬ> АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Основные размеры. Технические требования

ОСТ 37.001.413—86

Издание официальное

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ М q с к в а

РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) ИСПОЛНИТЕЛИ: А. А. Раш, Ф. Г Хайдуков

ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)

Зам* директора по научной работе Ю. К. Есеновский

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПРИКАЗОМ по Главному техническому управлению Министерства автомобильной промышленности от 29 августа 1986 г, А& 59

Отраслевой стандарт ОСТ 37:0&1.413—S6

ССБТ. КАБИНА, РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ Основные размеры. Технические требований

Ответственный за выпуск В В. Кисутепко

Подгг. к печ. 11.02,87 г. Форм. бум. 80Х90Лв^ Печ. л. 0*75 Уч.-нзд. л. 0,6. Зак. 9, Тир, 1600. Цена 4 коп.

Типографии НАМИ, 125435, Москву Л-435, Апгомотор^ач ул., 2

ян Сф fi

oci i.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обязательное

1    При J ? p ос кти ров э н и и рабочего места водителя должен примени уьы плоский манекен но ГОСТ 20.104-85,

2    Проверка рабочего места водителя на натурных макетах» п опытных образцах, автом об иля х-ана логах и автомобилях действующего производства должна проводиться трехмерным манекеном по ГОСТ 2(ШТ- 85-

.3. Величины утлой Дгй (г*. 1.1] на стадии проектирования должны задаваться плоским манекеном, а величины углов Л2, А±, ЛАч Ан пропсрятьсл jo) натурных образцах трехмерным манекеном

4.    Размер h (п. 1.4} должен измеряться от точки L трехмерно-го манекена, установленного на сиденье в соответствии с требова-илями ГОСТ 21Ш4 ■■--№.

5.    При замере размера к сиденье должно быть установлено в крайнее заднее и нижнее положение, предусмотренное и технической документации предприятия-изготовителя; если сиденье имеет регулировку н зависимости от веса водителя (система подрес-соривання), то оно должно быть отрегулировано на вес манекена 75,6 кг,

6+ Расстояние к от точки L до внутренней обивки крыши должно измеряться в продольной плоскости сиденья водителя выдвижным щупом манекена, при этом щуп должен быть наклонен от вертикали на 8° назад,

7. Ширила рабочего места водителя (пп. 1.2 и 1*4) должна измеряться на всем диапазоне регулировок сиденья водителя, в горизонтальной плоскости, расположенной на 175 мм выше точки R (уровень локтей водителя),

& Глубина сиденья (шт 1.11.1) должна измеряться на незагруженном сиденье от точки пересечения вертикальной плоскости, касательной к передней кромке подушки сиденья, с касательной к поверхности подушки сиденья в продольной плоскости симметрии сиденья до точки касания спинки (см. черт, 3),

9. Для измерения линейных параметров рабочего места водителя должен применяться обычный мерительный инструмент с ценой деления 1 мм.

к ОСТ 37,001.413-86, noii() 1

Информационные данные дополнить разделом:    «Ссылочные

нормативные документы»

Обозначение 1(Д,

___на который дана ссылка

ГОСТ 5727-88    ~

ГОСТ 8971-78 ГОСТ 8973-77 ГОСТ 8977-74 ГОСТ 20304-81 ГОСТ 27436-87 СТ СЭВ 4000-83 ОСТ 37.002,451-87

«Ссылочные нормативные Доклиет ы

Номер пункта, подпункта, поречиеле! шя, пр и ложе п и а Пункт 1.5,1 Пункт 1.11.4 Пункт Г И.4 Пункт 1.1 1.4 Приложение Пункт 1,8 Вводная часть

Вводная часть, пункты 1.5.1 ? 1.11.4, Приложение Из обозначений стандартов исключить цифры, указывающие год утверждения.


Пункт 1.7.1_______

Вводная часть

Из третьего абзаца исключить слово «вновь»

Пункт 1.7.1

«ГОСТ 13887-75» заменить на «ОСТ 37.001.451»

Пункт 1.8

«ГОСТ 19358-85» заменить на «ГОСТ 27436»

Пункт И Гб

Слова «ло нормативно-технической документации Минавтопрома» заменить на «по нормативной документации ашомобильной промышленности»

Пункт 1.16.1

Слова «нормативно-технической «заменить на «нормативной»

УДК 658.382:629,114.01 1.5

Группа T5J

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ОСТ 37.001.

413 - 86

Введен впервые

ССБТ. кабина, рабочее место ВОДИТЕЛЯ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Основные размеры. Технические

требования

ОКСТУ 4502; 0012

ГГ р ик азом по Главному тех н нч ес ко му упр авле нию М н нисте рст ва а том о-бшп»пой промышленности от 29 августа 1936 г» ЛЬ 59 срок введения установлен

с Of 09М

Настоящий стандарт распространяется на кабину и рабочее место водителя грузовых автомобилей полно!! массой более ,';5 т, автобусов и троллейбусов (далее по тексту ^автомобили. Стандарт устанавливает параметры и технические требования к кабине и рабочему mpctv водителя автомобилей и их контролю на натурных образцах к посадочных макетах.

Рабочее место, кабина водителя автомобилей, техническое за-Лание на разработку которых утверждено до 01.07.77, должна соответствовать нормативно-технической документация, утверж ден пой в установленном порядке.

Требования гш. 1.1, 1.4, 1.13.1. 1*13*2 и табл. 1, 2 и 4 расп; ост-раняютея па вновь проектируемые автомобили.

Стандарт нс распространяется на рабочее место водителя ■ что-бусов особо малого класса, а также автобусов, спроектированных на шасси грузового автомобиля*

Стандарт соответствует требованиям СТ СЭВ 4000—83.

I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1*1. Размеры рабочего места водителя и размещение основных органов управления должны обеспечивать удобство управления автомобилем для водителей в диапазоне от 10 до 95%-ного уровня репрезентативности. Параметры рабочей позы водителя автомобиля должны соответствовать требованиям табл. I, черт* L

ГР 8339055 от 10.12.86 Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

Параметры рабочей позы

водителя

Наименование параметра

Обозначение

Размер,

град

У гол

отклонения туловища от вертикали

ж

10*.

. 25

:ГОЛ

между туловищем и бедром

Л,

90..

Л 20

VrOjI

между бедром л голенью

А»

95.*.

. 135

Угол между 1 оленью и стопой для пряной [тоги га рабочем положении, не менее

Л<

90

Угол

между туловищем и плечом

^5

5*.

. 50

Угол

между плечом и предплечьем

А$

80..,

, 160

Угол

между предплечьем л кистью

л.

170..

Л 90

Угол

наклона бедра к горизонтали, не менее

4

Примечание. Если угол А± не установлен, то рабочее положение стопы ii район ноги принимается г а а мим половине полного хода педали акселератора.

1.2.    Внутренняя ширина кабины грузового автомобиля должна быть, мм, не менее:

750 — одноместной;

1250 — двухместной;

1700 — трехмеетпой {бет сна.;иного места);

1900 — трсхместноп (со спальным местом).

1.3.    Ширина прохода двери на уровне плен водителя не менее 050 мм

Ширина прохода двери на уровне пола1 не менее 250 мм.

Ы. Параметры рабочего места водителя должны соответсгво вать требованиям табл. 2, черт, 2.

Параметры рабочего места водителя

Размер, мм


Обозначение


Наименование параметра

е

180;

h

i LOG”

Ь

750

Ьл

З503

Расстояние от нижнего края нерегулируемого рулевого колеса до ненагрузкеннай поверхности подушки сиденья при верхнем положении сиденья на всем диапазоне продольной регу-лировки, не менее Расстояние от точки L до внутренней обивки (покрытия) крыши Ширина рабочего места водителя, не менее Расстояние от левой внутренней стенки кабины до оси симметрии сиденья, не менее

П р и м е ч а и и я;

1.    Велнчш]а размера е может быть уменьшена до 140 мы, если конструкция руля и сиденья обеспечивают удобство посадки на сиденье водителя,

2.    Величина размера h для полноприводных автомобилей может быть уменьшена до 1000 лш, если эту обосновывается конструкцией автомобиля.


3.    Величина размера Ьj для автобусов вагонной компоновки с передним расположением двигателя может быть уменьшена до 300 мм.

1.5. Стекло

1.5.1. Стекла ветрового окна должны быть многослойными, безопасными.

Стр. 4 ОСТ 37.U0l.4j3-—286

Остальные стекла должны быть из безопасного стекла, не дающего ранящих осколков.

Ветровое стекло должно быть полированным.

Стекла должны быть по ГОСТ 5727-83.

1,5.2. Система отопления и вентиляции должна обеспечивать устранение запотевания и обмерзания стекла ветрового окна на всей площади, очищаемой стеклоочистителями при наружной гем2 пературе до минус 45Х.

1.6, Стеклоочиститель и стеклоомьшатель

ТО. Г Кабина должна быть оборудована стеклоочистителем и стеклоомывателем,

] .7. Зеркала заднего вида

1.7.1,    Рабочее место водителя должно быть оборудовано наружными зеркалами заднего вида по ГОСТ 13887-75.

1.7.2.    Рабочее моею водителя автобуса и троллейбуса должно быть оборудовано внутренним зеркалом (зеркалами) заднего вида, обеспечивающим водителю видимость пассажирского помещения.

1.8,    Уровень внутреннего шума на рабочем месте водителя — по ГОСТ 19358-85.

1.9.    В ветровом стекле п гюлс зрения водителя не должно быть зеркального отражения предметов п источников света, расположенных на рабочем месте водителя,

ПО, Внутренние и наружные поверхности автомобиля, попадающие ь поле зрения водителя, не должны ослеплять его отраженным светом.

1.11. Сиденья

1Д1Л. Сиденье водителя должно быть раздельным и иметь си2 стему гюдрсссорнвания. Размеры сиденья водителя автомобиля должны соответствовать требованиям табл. 3, черт. 3.

Таблица 3

Наименование


Обозначение


Величина


Размеры сиденья водителя

Глубина сиденья, мм, не менее    Б    400

Ширина сиденья (подушки), мм, не    менее    А    450

Высота спинки сиденья, мм, не менее    495

Диапазон регулировки угла наклона подушки сиденья, град, не менее    5

Минимальный диапазон регулировки угла наклона спинки сиденья, град    14

Диапазон горизонтальной (продольной) регулировки сиденья, мм, не менее    X    100

быть

Днапазсш вертикальной регулировки сиденья, мм, не менее    У    602

OCT 37.00L413—86 Сто, 5

8ертм#/?шт

п/шск&еть

Коса те тиар х лодерхнаснт сиденья

Черт. 3

L1L2. В обоснованных случаях сиденья грузовых автомобилей и автобусов полной массой до 8 г включительно могут не иметь системы подрессоривапня и вертикальной регулировки. В последнем случае диапазон продольной регулировки сиденья должен быть не менее 150 мм.

1,11.3. Диапазоны регулировок, указанные в табл, 3, должны обеспечивать диапазон оптимальных углов положения тела водителя в соответствии с требованиями табл. 1, п. 1.1.

1.11 Л Обивка сиденья должна быть выполнена из материала с паропропицаемостыо не менее 3,5 мг/смй-ч.

Воздухопроницаемость материала должна быть не менее 0,35 слС/ем~-с. Метод испытаний по ГОСТ 8971 —78    и

ГОСТ 8973-77.

Жесткость материала должна быть не более 16 г, с сохранением этого показателя в пределах 30%, при температурах от минус 40 до плюс 50°С, Метод испытания — по ГОСТ 8977-74,

1.11,5. Обивка сидении должна быть трудновозгораемой и лег-коотмываемой обычными моющими средствами,

L1 1,6, Безопасность конструкции сиденья водителя, щитка приборов и внутреннего оборудования рабочего места—по нормативно-технической документации Минаетопрома.

1.12. Спальное место

1.12.1.    Длина спального места должна быть не менее 1900 мм, ширина не менее 50(1 мм.

1.12.2,    Расстояние от поверхЕЮсти основания спального места до внутренней обивки (покрытия) крыши (по оси автомобиля) должно быть не менее G00 мм.

1ЛЗ, Основные органы управления

K13.L Расположение основных органов управления автомобилей должно соответствовать табл. 4, черт, 4."

Величина

Расположение основных органов управления автомобилей

Наименование параметра

/

±30

ф

15

t'*

100

я*

50

G*

120

к*

150

S*

25

1

75

Осевое смещение центра рулевого колеса от продольной плоскости симметрии сиденья водителя, мм, не более Угол наклона плоскости рулевого колеса от горизонтали в вертикальной плоскости, параллельной вертикальной плоскости симметрии автомобиля, для нерегулируемых колес, град, не менее Расстояние между краями педалей тормоза и сцепления, мм, не менее Расстояние между краями педалей тормоза и акселератора, мм, не менее Расстояние от левого края педали сцепления до левой боковой стенки кабины, мм, не менее Расстояние от правого края педали тормоза до правой боковой стенки кабины, мм, не менее Расстояние от правого края педали акселератора до правой боковой стенки кабины, мм, не менее Осевое смещение левого края педали тормоза от продольной плоскости симметрии сиденья водителя, мм, не более 3


ОСТ 373001.413—86 Стр, 7

1.13.2.    В .чоис расположении педалей не допускается размещение других у а лип и деталей, препятствующих управлению.

При трехпедальном управлении допускается размещение вала руля между педалями тормоза и сцепления; при этом расстояние между валом руля или его защитным кожухом и краем педали тормоза должно быть не менее 30 мм и от вала руля или его защитного кожуха влево до края педали сцепления должно быть не менее 50 мм. Для троллейбусов расположение должно соответствовать данным табл. 4, по функциональное назначение педалей может быть иным,

1.13.3.    Рукоятка у прав чем ня механической коробкой перемены передач должна быть расположена справа от водителя, в зоне, предстппляютеи собой объем, проекции которого отмечены штриховкой на черт. 4. В любом рабочем положении рукоятка не должна располагаться ближе, чем па 70 мм от остальных жестких деталей кабины н сиденья. При полной массе автомобиля более 13 т допускается увеличение радиуса R от 600 до 750 мм

1.13.1,    Любая точка рулевого колеса должна находиться на расстоянии не менее 80 мм от других деталей, панелей и стекол автомобилей, за исключенном переключателей, включаемых без снятия рук с рулевого колоса, не мешающих управлению автомобилем.

1.14,    Вентиляция

1.14.1.    Кабина должна быть оборудована системой принудительной вентиляции с подачей свежего воздуха в количестве не менее 30 м3/ч па одного человека.

1 3 14323 Естественная вентиляция кабины в сочетании с ее теплоизоляцией должна обеспечивать на уровне головы водителя (мри движении автомобиля со скоростью 30 км/ч) перепад между внутренней и наружной температурой воздуха не более 3°С при наружной температуре плюс 28°С и не более 5°С при наружной температуре плюс 40°С.

Подвижность воздуха в кабине при этом должна находиться в пределах 0,5—1,5 м/с.

1.14.3.    Системы принудительной и естественной вентиляции должны обеспечивать возможность регулирования количества поступающего в кабину свежего воздуха.

3.15.    Отопление

1.15.13 Система отопления при движении автомобиля должна обеспечивать в зонах расположения ног, пояса и головы водителя температуру не менее 15&С при наружной температуре минус 25°С При этом температура в зоне головы водителя должна быть па 3 -5°С ниже, чем температура в зоне ног.

Указанная температура должна устанавливаться не более чем за 30 мин после начала движения автомобиля с прогретым двигателем.

Стр. S ОСТ 37*001*413—86

При наружной температуре до минус 4 ('ГС допускается снижение температуры в указанных зонах до плюс 10°С.

U 5,2* Система отопления должна работать с притоком свежего воздуха и иметь устройства дли регулировании производительности, а также для изменения количества теплого воздуха, подаваемого в зону расположения ног и обогрева стекла ветрового окна.

1*15,3* Температура внутренних поверхностей кабшгы, нагреваемых источниками тепла (агрегатами и системами), не должна превышать 45°С,

IJ 5,4. Температура воздуха иа выходе из отопителей ие должна быть выше 80°С.

1.15.5* Температура наружных поверхностен воздуховодов не должна быть выше 70°С*

1.16, Концентрация вредных веществ

Мб Л, В кабине водителя концентрация двуокиси углерода, окиси углерода, акролеина, паров бензина, окислов серной кислоты, минеральной пыли — по нормативно-технической документации па допустимые нормы коп цент рации вредных веществ, ут-верждегшой в установленном порядке.

Примечание. Указанное требование должно шгтолчяться при условии, что концентрация вредных веществ и окружающей среде ие превышает установленных выше,

М7+ Уплотнение кабины

1.17.1.    Соединение элементов кабины, уплотнение окон, дверей, люков, отверстий ие должны пропускать на рабочее место пыль и воду.

1.18, Кабина

1.18.1.    Кабина должна запираться снаружи и изнутри, иметь опускающиеся или раздвижные окна дперей.

1.18.2* Расположение аккумуляторов внутри кабины не допускается*

1,18.3* Кабина грузового автомобиле и рабочее место водителя автобуса и троллейбуса должны быть оборудованы противосол-нечпыми регулируемыми козырьками или шторками, плафоном внутреннего освещения, поручнями, ящиком для мелких вещей, карманом для документов, вешалкой, щитком приборов, оборудованным необходимым количеством приборов или сигнализаторами контроля. Кабина грузового автомобиля должна иметь место для размещения аптечки*

1.0. Методы проверки основных параметров рабочей позы водителя и основных геометрических размеров рабочего места водителя и кабины приведены в приложении.

1

Р^мер должен измеряться от колесной ниши, а при ее отсутствии — от

подставь и сиденья.

2

Величина размера У для полноприводны2 автомобилей может уменьшена до 30 мм, если это обосновывается конструкцией автомобиля.

3

Размеры должны замеряться на расстоянии 2/3 длины стопы манекена от точки пятки.

Черт. 4