ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОВМЕСТИМОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ
УСТРОЙСТВА ОХРАННЫЕ СИГНАЛЬНО-ПРОТИВОУГОННЫЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИИ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандар
тизации в области электромагнитной совместимости технических средств (ТК ЭМС) и Техническим комитетом по стандартизации в области технических средств охраны, охранной и пожарной сигнализации (ТК 234)
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстан
дарта России от 28 июня 1995 г. № 327
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов, 1995
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официальною издания без разрешения
Госстандарта России
1 Область применения .............
2 Нормативные ссылки .............
3 Опре делен ия................
4 Нормы и требования.............
4.1 Общие положения..............
4.2 Нормы на радиопомехи.............
4.3 Требования к уровню собственных импульсных помех
4 4 Требования устойчивости к импульсным помехам......
4.5 Требования устойчивости к электростатическим разрядам .
4.6 Требования устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю
5 Методы испытаний..............
5.1 Общие положения..............
5.2 Измерение уровня радиопомех...........
5.3 Измерение уровня собственных импульсных помех.....
5.4 (Испытания на устойчивость к импульсным помехам.....
5.5 Испытания на устойчивость к электростатическим разрядам
5.6 Испытания на устойчивость к радиочастотному электромагнитному
полю . . .................
6 Оценка результатов испытаний...........
7 Требования безопасности............
РОСЛ СЛ СЛ СЛ Оч Л- Л- Л- -U X. Л* СО to OJ К2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совместимость технических средств электромагнитная
УСТРОЙСТВА ОХРАННЫЕ СИГНАЛЬНО-ПРОТИВОУГОННЫЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования и методы испытаний
Electromagnetic compatibility of technical equipment. Autotransport alarm systems. Requirements and test methods
Дата введения:
для вновь разрабатываемых, модернизируемых и импортируемых СПУ 1996—01—01
для серийно изготовляемых СПУ 1996—07—01
I ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на охранные сигнально-противоугонные устройства автотранспортных средств (далее в тексте — СПУ).
Стандарт устанавливает требования к СПУ по обеспечению электромагнитной совместимости, включая нормы индустриальных радиопомех (радиопомех), создаваемых СПУ, требования к уровню собственных кондуктивных импульсных помех СПУ и устойчивости СПУ к внешним электромагнитным помехам, а также соответствующие методы испытаний.
Настоящий стандарт не распространяется на СПУ, устанавливаемые на автотранспортных средствах совместно с радиоприемными устройствами служебного назначения.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.006-84 ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля
Издание официальное
ГОСТ Р .50789-95
ГОСТ 12.3.019-80 ССБ'Г Испытания к измерения электрические. Общие требования безопасности
ГОСТ 11001-80 Приборы для измерения индустриальных радиопомех. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 14777-76 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16842-82 Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний источников радиопомех.
ГОСТ 19542-93 Совместимость средств вычислительной техники электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ 28279-89 Совместимость электромагнитная электрооборудования автомобиля и автомобильной бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Нормы и методы измерений
ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний.
ГОСТ 29037-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Сертификационные испытания. Общие положения
ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях
ГОСТ Р 50008-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотным электромагнитным полям в полосе 26—1000 МГц. Технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 50397-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ Р 50607-93 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи от электростатических разрядов. Требования и методы испытаний
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют термины, установленные в ГОСТ 14777, ГОСТ 19542, ГОСТ Р 50397, а также следующий:
— степень жесткости испытаний СПУ на помехоустойчивость — условный номер, отражающий интенсивность воздействующей на СПУ помехи с параметрами, регламентированными в нормативной документации.
2
ГОСТ Р 50789-03
4 НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ
4.1 Общие положения
4.1.1 СП У должны соответствовать:
— при наличии автономного источника электропитания, гальванически не связанного с бортовой сетью автотранспортного средства, и возможности функционирования при работе бытовой радиоэлектронной аппаратуры автотранспортного средства — нормам на напряженность поля радиопомех, создаваемых внутри салопа автомобиля, на напряжение радиопомех в бортовой сети автомобиля и на напряжение радиопомех на выходе антенного кабеля, установленным в 4.2;
— при питании от бортовой сети автотранспортного средства или наличии автономного источника электропитания, гальванически связанного с бортовой сетью, и возможности функционирования при работе двигателя и бытовой радиоэлектронной аппаратуры автотранспортного средства — нормам на напряженность поля радиопомех, создаваемых в салоне автомобиля, на напряжение радиопомех, создаваемых в бортовой сети автомобиля, и на напряжение радиопомех на выходе антенного кабеля, установленным в 4.2, требованиям к уровню собственных импульсных помех, создаваемых в цепи питания СПУ, установленным в 4.3, требованиям устойчивости к импульсным помехам в цени питания, контрольных и сигнальных цепях, установленным в 4.4.
4.1.2 СПУ всех назначений, кроме того, должны соответствовать требованиям устойчивости к электростатическим разрядам, установленным в 4.5, и к радиочастотному электромагнитному полю, установленным в 4.6.
4.1.3 Нормы и требования, установленные в 4.2—4.6, должны быть указаны в ТЗ и ТУ (технической документации) на СГ1У конкретного типа.
4.1.4 При наличии в составе СПУ аппаратуры передачи и приема радиосигналов:
— выделение полос частот для СПУ осуществляет Государственная комиссия но радиочастотам при Министерстве связи Российской Федерации;
— ТЗ и ТУ должны быть согласованы с Главным управлением Госсвязьнадзора Российской Федерации;
— разрешение на право эксплуатации СГ1У должно быть получено в органах Госсвязьнадзора Российской Федерации;
— ввоз импортируемых СПУ осуществляется по разрешениям Главного управления Госсвязьнадзора Российской Федерации.
4 2 Нормы на радиопомехи
4.2.1 Напряженность поля радиопомех, создаваемых СНУ и
3
ГОСТ Р 50789-95
электрооборудованием автомобиля внутри салона автомобиля, не должна превышать значении, установленных в ГОСТ 28279.
4.2.2 Напряжение радиопомех, создаваемых СПУ и электрооборудованием автомобиля в сети электрооборудования автомобиля, не должно превышать значений, установленных в ГОСТ 28279.
4.2.3 Напряжение радиопомех, создаваемых СПУ и электрооборудованием автомобиля, на* выходе антенного кабеля не должно превышать значений, установленных в ГОСТ 28279.
4.3 Требования к уровню собственных импульсных помех
Уровень собственных кондуктнвных импульсных помех, создаваемых на зажимах питания СПУ, не должен превышать значений, установленных в ГОСТ 28751 для собственных помех видов 1, 2, 3 при степени эмиссии помех I.
4.4 Требования устойчивости к импульсным помехам
СПУ должно выдерживать воздействие:
— стандартизованных импульсных помех всех видов в сети электропитания автотранспортного средства по ГОСТ 28751 со степенью испытаний IV при функциональном классе «В»;
— стандартизованных импульсных помех всех видов в контрольных н сигнальных цепях по ГОСТ 29157 со степенью жесткости IV при функциональном классе «В».
4.5 Требования устойчивости к электростатическим разрядам
СГ1У должны нормально функционировать в соответствии с ТЗ
и ТУ (технической документацией) при воздействии электростатических разрядов по ГОСТ Р 50007 со степенями жесткости испытаний 2 (контактный разряд) и 3 (воздушный разряд).
4.6 Требования устойчивости к радиочастотному электромагнитному полю
СПУ должны нормально функционировать в соответствии с ТЗ и ТУ (технической документацией) при воздействии радиочастотного электромагнитного ноля напряженностью 10 В/м с частотой, изменяющейся в полосе от 0,1 до 1000 МГц.
Испытательное электромагнитное поле должно быть создано при использовании синусоидального сигнала, модулированного по амплитуде колебанием частотой 1 кГц при коэффициенте модуляции 50 %.
5 .МЕТОДЫ ИСПЫТАНИИ
5.1 Общие положения
5.1.1 Для оценки соответствия требованиям ЭМС, установленным в настоящем стандарте, СПУ подлежат испытаниям.
5.1.2 Испытания по требованиям ЭМС проводят:
— серийно выпускаемых СГ1У — при сертификационных, периодических и типовых испытаниях;
4
ГОСТ Р 50789-95
— разрабатываемых СПУ — при приемочных испытаниях;
— импортируемых СПУ —при сертификационных испытаниях.
5.1.3 Отбор образцов СПУ для испытании на радиопомехи проводят в соответствии с ГОСТ 16842.
5.1.4 Отбор образцов СПУ для испытаний на собственные импульсные помехи и на устойчивость к внешним электромагнитным помехам проводят в соответствии со следующими положениями:
— для испытаний серийно изготовляемых СПУ отбирают 7 образцов;
— для испытаний опытных СПУ отбирают 2%, но не менее 3 образцов, если изготовлено более 3 образцов, и все образцы, если изготовлено 3 и менее образцов;
— СПУ единичного выпуска испытывают каждое в отдельности.
5.1.5 Сертификационные испытания СПУ на соответствие требованиям ЭМС проводят испытательные лаборатории, аккредитованные Госстандартом России. Порядок проведения сертификационных испытаний — по ГОСТ 29037.
5.1.6 Испытания проводят при нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.
5.2 Измерение уровня радиопомех
Аппаратура и оборудование — по ГОСТ 28279.
Для проведения измерений СПУ устанавливают в автомобиле в соответствии с технической документацией.
Уровень радиопомех, создаваемых электрооборудованием автомобиля в отсутствии С11У, должен соответствовать ГОСТ 28279. Уровень посторонних радиопомех на каждой частоте измерения при неработающем двигателе автомобиля и выключенном электрооборудовании и СПУ должен быть нс менее чем на 10 дБ ниже значений, установленных в ГОСТ 28279.
Измерения проводят в соответствии с ГОСТ 16842, ГОСТ 28279.
5.3 Измерение уровня собственных импульсных помех
Аппаратура, оборудование и методы измерений — по ГОСТ
28751.
5.4 Испытания на устойчивость к импульсным помехам
Аппаратура, оборудование и методы испытаний — по ГОСТ 28751, ГОСТ 29157.
5.5 Испытания на устойчивость к электростатическим разрядам
Аппаратура, оборудование и методы испытаний — по ГОСТ Р 50607.
5.6 Испытания на устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю
Испытания проводят в Т-камере, на испытательной площадке по ГОСТ 16842 или используют другие виды оборудования, обеспечивающего создание испытательного электромагнитного поля в со-
5
ответствии с 4.6. При этом погрешность установки напряженности поля и неравномерность напряженности ноля в рабочем объеме должны быть не хуже значении, установленных в ГОСТ Р 50008.
6 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
6.1 При испытаниях СГ1У на соответствие нормам радиопомех оценку результатов испытании проводят по ГОСТ 16842.
6.2 При испытаниях СПУ на собственные импульсные помехи и на устойчивость к внешним электромагнитным помехам все испытанные образцы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
7 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
7.1 Работы по подготовке и проведению испытаний должны выполняться с соблюдением требований, установленных в ГОСТ 12.1.006, ГОСТ 12.3.019 и в стандартах на методы испытаний.
6
УДК 62—783.2:006.354 ОКС 43.040.20 Э02 ОКСТУ 4372
Ключевые слова: устройства охранные сигнально-противоугонные автотранспортных средств, электромагнитная совместимость, индустриальные радиопомехи, собственные импульсные помехи, помехоустойчивость, методы испытаний
7