Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

23 страницы

396.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Настоящие Правила устанавливают требования к уровню шума, производимого двухколесными мопедами

Показать даты введения Admin

Страница 1

ГОСТ Р 41.63-99 (Правила ЕЭК ООН № 63)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ДВУХКОЛЕСНЫХ МОПЕДОВ В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ

Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Страница 2

ГОСТ Р 41.63-99

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН № 63, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

ВНЕСЕН Госстандартом России

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. № 184

3    Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 63, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev. 1/Add.62, дата вступления в силу 15.08.85) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мопедов в связи с производимым ими шумом»

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИГ1К Издательство стандартов, 2001

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве офиии&1Ьного издания без разрешения Госстандарта России

II

Страница 3

ГОСТ Р 41.63-99

Содержание

1    Область применения...................................................... I

2    Определения............................................................ 1

3    Заявка на официальное утверждение.......................................... 2

4    Маркировка............................................................. 2

5    Официальное утверждение.................................................. 2

6    Спецификации........................................................... 3

7    Модификации типа мопеда или типа системы (систем) выпуска, или глушителя (глушителей) и распространение официального утверждения............................... 3

8    Соответствие производства. . ................................................ 4

9    Санкции, налагаемые за несоответствие производства............................. 4

10    Переходные положения.................................................... 4

11    Окончательное прекращение производства..................................... 5

12    Наименования и адреса технических служб,уполномоченных проводить испытания

для офици&аьного утверждения, и административных органов......................5

Приложение I Сообщение, касающееся официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства типа двухколесного мопеда в связи с производимым им шумом на основании Правил

ЕЭК ООН № 63.................................................6

Приложение 2    Схемы знаков официального утверждения............................ К

Приложение 3    Методы и средства измерений, используемые для измерения шума, производимого двухколесными мопедами..................................... 9

Дополнение............................................................... 13

Приложение 4    Максимальные значения уровней шума.............................. 14

Приложение 5    Требования к испытательной площадке.............................. 15

111

Страница 4

ГОСТ Р 41.63-99 (Правила ЕЭК ООН № 63)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИ Й С К О Й ФЕДЕ РА ЦИ И

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ДВУХКОЛЕСНЫХ МОПЕДОВ В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДИМЫМ ИМИ ШУМОМ

Uniform provisions concerning the approval of mopeds with regard to noise

Дата введения 2000—07—01

Настоящий стандарт шюдит в действие Правила ЕЭК ООН № 63 (далее — Правила).

1    Область применения

Настоящие Правила устанавливают требования к уровню шума, производимого двухколесными мопедами" (далее — мопеды).

2    Определения

В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями.

2.1    официальное утверждение мопеда: Официальное утверждение типа мопеда в связи с производимым им шумом и в отношении первоначальной системы выпуска как технического элемента двухколесного мопеда.

2.2    тип мопеда: Мопеды, не имеющие различий в следующих параметрах:

2.2.1    тип двигателя (двухтактный или четырехтактный, поршневой или роторный, количество и объем цилиндров, количество и тип карбюраторов или систем впрыска, расположение клапанов, максимальная полезная мощность и соответствующая частота вращения двигателя).

Для роторно-поршневых двигателей рабочий объем должен в два раза превышать объем камеры;

2.2.2    количество передач и передаточные числа;

2.2.3    число, тип и расположение систем выпуска.

2.2.3.1    система выпуска: Комплект элементов, необходимых для снижения шума, производимого мопедом. Система выпуска может бытъ первоначальной или сменной.

2.2.3.2    первоначальная система выпуска: Система выпуска, которой транспортное средство было оснащено в момент официального утверждения или распространения официального утверждения.

2.2.3.3    неиервоначальная система выпуска: Система выпуска, отличающаяся от первоначальной системы выпуска, которой транспортное средство было оснащено в момент официального утверждения или распространения официального утверждения. Непервоначальная система выпуска может использоваться только в качестве сменной системы выпуска.

2.3    глушитель: Комплект элементов, необходимых для снижения шума, производимого мопедом.

2.4    системы выпуска (глушители) различных типов: Системы выпуска (глушители), имеющие различия в следующих аспектах:

2.4.1    фабричные или торговые марки элементов;

2.4.2    характеристики материалов, из которых изготоачены какие-либо элементы, форма или размеры элементов;

2.4.3    принцип работы хотя бы одного элемента;

2.4.4    сочетание элементов.

ч U соответствии с определением мопедов, содержащимся в Венской конвенции (документ E/CONF.S6/16/Rev. 1).

И манне официальное

I

Страница 5

ГОСТ Р 41.63-99

2.5 элемент системы выпуска: Одна из составных частей, из которых состоит система выпуска (например выпускные трубопроводы или глушитель), и, в соответствующих случаях, впускное устройство (воздушный фильтр).

Если двигатель снабжен впускным устройством (воздушным фильтром и/или глушителем шума впуска воздуха, необходимым для соблюдения требуемых пределов звукового уровня), то это устройство яааяется таким же важным элементом как и система выпуска; оно должно быть указано в перечне по 3.2.2 и должно иметь маркировку согласно 4.1.

3 Заявка на официальное утверждение

3.1    Заявка на официальное утверждение типа мопеда в связи с производимым им шумом представляется предприятием — изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2    К заявке дачжны быть приложены следующие документы в трех экземплярах, содержащие:

3.2.1    описание типа мопеда в отношении характеристик, указанных в 2.2. Должны быть указаны номера и/или обозначения, характеризующие тип двигателя и тип мопеда;

3.2.2    перечень надлежащим образом идентифицированных элементов, из которых состоит выпускная система (глушитель);

3.2.3    чертеж выпускной системы (глушителя) в сборе с указанием места его размещения на мопеде;

3.2.4    подробные чертежи каждого элемента, позволяющие без труда идентифицировать его и определять его местоположение, а также сведения об использованных материалах.

3.3    По требованию технической службы, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, предприятие—изготовитель мопеда должен представить образен выпускной системы (глу шителя).

3.4    Технической службе, уполномоченной пронодить испытания для официального утверждения, должен быть представлен мопед типа, подлежащего официальному угверждению.

4 Маркировка

4.1    На элементах выпускной системы (глушителя) должна быть нанесена маркировка:

4.1.1    фабричной или торговой марки предприятия-изготовителя;

4.1.2    торгового обозначения, присвоенного предприятием-изготовителем.

4.1.3    На первоначальной сменной системе выпуска (глушителе) должна быть надпись «первоначальная деталь*, а также четкое указание модели и типа.

4.2 Маркировка должна быть четкой и нестираемой.

5 Официальное утверждение

5.1    Если мопед, представленный на официальное утверждение на основании раздела 3. соответствует требованиям разделов 6 и 7. то данный тип мопеда подлежит официальному утверждению.

5.2    Каждому официально утвержденному типу мопеда присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 01) указывают на серию поправок, отражающих технические изменения, внесенные в Правила к моменту официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить один и тот же номер типу мопеда, оборудованного другим типом выпускной системы (глушителя), или другому типу мопеда.

5.3    Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения или окончательном прекращении производства типа мопеда на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1, и чертежей глушителя, предостаашемых предприятием, подавшим заявку на официальное утверждение, максимального формата А4 (210x297 мм) или формата, кратного ему, и в соответствующем масштабе.

5.4    На каждом мопеде, соответствующем типу, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен быть простаален на видном и легко доступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения. состоящий из:

2

Страница 6

ГОСТ Р 41.63-99

5.4.1    круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение";

5.4.2    номера настоящих Правил, буквы R, тире и номера официального утверждения, проставленных справа от круга, указанного в 5.4.1.

5.5    Если мопед соответствует типу, официально утвержденному на основании других Правил, приложенных к Соглашению, в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторять обозначение, указанное в 5.4.1. В этом случае номера Правил и официального утверждения и дополнительные обозначения всех Правил, на основании которых предоставляется официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения, указанного в 5.4.1.

5.6    Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

5.7    Знак официального утверждения должен быть размещен рядом с табличкой, установленной на предпрнятии-изготовителе, на которой приведены характеристики мопедов, или нанесен на эту табличку.

5.8    Примеры схем знаков официального утверждения приведены в приложении 2.

6    Спецификации

6.1    Общие спецификации

6.1.1    Мопед, его двигатель и выпускная система (глушитель) должны быть спроектированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой они подвергаются, мопед соответствовал требованиям настоящих Правил.

6.1.2    Выпускная система (глушитель) должна быть спроектирована, изготоатена и установлена таким образом, чтобы воздействие коррозии было минимальным.

6.2    Спецификации, касающиеся уровней шума

6.2.1    Методы измерения

6.2.1.1    Измерение шума, производимого предстаааенным на официальное утверждение типом мопеда, проводят двумя методами согласно приложению 3 при движении мопеда и при нахождении его в неподвижном состоянии21.

6.2.1.2    Оба значения шума, измеренные в соответствии с требованиями 6.2.1.1, должны быть указаны в протоколе и карточке официального сообщения, образец которой приведен в приложении I.

6.2.1.3    Уровень шума, измеренный по методу, приведенному в 3.1 приложения 3, при движении мопеда не должен превышать пределов, указанных (для новых мопедов и глушителей) в приложении 4.

7    Модификации типа мопеда или типа системы (систем) выпуска,

или глушителя (глушителей) и распространение официального утверждения

7.1 О любом изменении типа мопеда или типа системы (систем) выпуска, или тина глушителя (глушителей) сообщается административному органу, который предоставил официальное утверждение данному типу мопеда. Административный орган в этом случае может:

11 I — Германия. 2— Фракция. 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 5 — Швеция. 6 — Бельгия, 7— Венгрия, 8 — Чешская Республика. 9—Испания. 10 — Югославия. ! 1 — Соединенное Королевство, 12 —Австрия. 13 — Люксембург. 14 — Швейцария. 15—не присвоен, 16—Норвегия. 17 — Финляндия. 18 —Дания, 19 —Румыния. 20 — Польша. 21 — Португалия, 22 — Российская Федерация, 23 — Греция. 24 — Ирландия, 25 — Хорватия. 26 — Словения. 27 — Словакия, 28 — Беларусь, 29—Эстония. 30 — не присвоен. 31 — Босния и Герцеговина, 32 — Латвия, 33—36 — не присвоены, 37 — Турция, 38—39 — не присвоены и 40 — бывшая югославская Республика Македония. 41 — не присвоен. 42 — Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются сто государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК). 43 — Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странах! в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

21 Испытание проводят на мопеде, находящемся в неподвижном состоянии, для установления контрольного значения, необходимого административным органам для проверки мопедов, находящихся в эксплуатации.

3

Страница 7

ГОСТ Р 41.63-99

7.1.1    считать, что внесенные изменения не будут иметь заметного отрицательного влияния или

7.1.2    потребовать от технической службы, уполномоченной проводить испытания, предоставления нового протокола испытаний.

7.2    О подтверждении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении, устанавливающем изменение, уведомляются стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила. в соответствии с 5.3.

7.3    Компетентный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает такому распространению соответствующий серийный номер и уведомляет об этом другие стороны Соглашения. применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

8    Соответствие производства

Проверка соответствия производства должна соответствовать приведенной в дополнении 2 к Соглашению (E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2), с учетом следующих требований.

8.1    Каждый мопед, имеющий знак официального утверждения на основании настоящих Правил, должен соответствовать официально утвержденному типу, быть снабжен глушителем, с которым он был официально утвержден, и соответствовать требованиям раздела 6.

8.2    Дчя проверки требований 8.1 из серии мопедов выбирают один мопед с проставленным на нем знаком официального утверждения на основании настоящих Правил. Соответствие производства настоящим Правилам считают обеспеченным, если уровень шума, измеренный по методу 3.1 приложения 3, превышает не более чем на 3 дБ/1 значение, полученное при испытании для официального утверждения типа, и не более чем на I дБЛ значения, указанные в приложении 4.

9    Санкции, налагаемые за несоответствие производства

9.1    Официальное утверждение типа мопеда, представленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются требования 8.1 или если мопед не выдержал проверок, указанных в 8.2.

9.2    Если какая-либо сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно уведомляет об этом другие стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении I к настоящим Правилам.

10    Переходные положения

10.1    Начиная с официальной даты вступления в силу поправок серии 01 ни одна из Договаривающихся сторон, применяющих настоящие Правила, не может отказать в предоставлении официального утверждения ЕЭК на основании настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 01.

10.2    Начиная с даты вступления в силу поправок серии 01 Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, предоставляют официальные утверждения ЕЭК только в том случае, если тип мопеда, подлежащий официальному утверждению, соответствует требованиям настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 01.

10.3    Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, не могут отказать в распространении официального утверждения, предоставленного на основании поправок предыдущих серий к настоящим Правилам.

10.4    Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, продолжают предостаплять официальные утверждения мопедов тех типов, которые соответствуют требованиям настоящих Правил с внесенными в них поправками предыдущих серий, до вступления в силу поправок серии 01.

10.5    Официальные утверждения ЕЭК, предоставленные в соответствии с настоящими Правилами до вступления в силу поправок серии 01, и все распространения таких официальных утверждений, включая распространения официальных утверждений, предоставленных впоследствии на основании поправок предыдущих серий к настоящим Правилам, остаются в силе на неопределенный срок. Если тип мопеда, официально утвержденный на основании поправок предыдущих серий, соответствует требованиям настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 01, Договаривающаяся сторона, предоставившая официальное утверждение, уведомляет об этом другие Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила.

10.6    Ни одна из Договаривающихся сторон, применяющих настоящие Правила, не может отказать в признании национального официального утверждения мопеда по типу конструкции.

4

Страница 8

ГОСТ Р 41.63-99

официально утвержденного на основании поправок серии 01 к настоящим Правилам или соответствующего их требованиям.

10.7 Начиная с 17 нюня 2003 г. Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, могут отказывать в первоначальной национальной регистрации (первоначальной сдаче в эксплуатацию) мопеда, который не соответствует требованиям поправок серии 01 к настоящим Правилам.

11    Окончательное прекращение производства

Если владелец официального утверждения окончательно прекращает производство типа мопеда, официально утвержденного на основании настоящих Правил, он должен информировать об этом компетентный орган, предоставивший официальное утверждение, который в свою очередь уведомляет другие стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения. соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

12    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства.

5

Страница 9

ГОСТ Р 41.63-99

ПРИЛОЖЕНИЕ I

(обязательное)

СООБЩЕНИЕ.

| Максимальный формат" А4 (210 х 297 мм)|

направленное

наименование административного органа

касающееся21:    ОФИЦИАЛЬНОГО    УТВЕРЖДЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОТКАЗА В ОФИЦИАЛЬНОМ УТВЕРЖДЕНИИ ОТМЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

типа двухколесного мопеда в связи с производимым им шумом на основании Правил ЕЭК ООН № 63

Официальное утверждение №__Распространение    №_

1    Фабричная или торговая марка_

2    Тин_

3    Модификация (при необходимости)_

4    Комплект поставки (при необходимости) _

5    Наименование и адрес предприятия-изготовителя_

6    Фамилия и адрес представителя предприятия-изготовителя (в соответствующих случаях) _

7    Тип первоначальной системы выпуска_

8    Тин впускного устройства (если устройство требуется для соблюдения предписанных пределов уровня

шума)_

9    Тип двигателя3' _

10    Циклы: двухтактный/четырехтактный 1 _

11    Объем цилиндров, л_

11.1    Диаметр иилиндра. мм

11.2    Ход поршня, мм _

12    Мощность двигателя (указать метод измерения), кВг _

13    Частота вращения двигателя при максимальной мощности, мин-1

14    Количество передач _

14.1 Используемые передаточные числа

14.2 Передаточное (передаточные) число (числа) конечной передачи

15 Тип и размеры шин _

16    Максимальная обшая масса, кг _

17    Максимальная расчетная скорость (указывается на предприятии-изготовителе), км/ч _

18    Для испытаний мопеда, находящегося в неподвижном состоянии: расположение и направление микрофона (со ссылкой на диаграммы, в дополнении к приложению 3) _

11 Отличительный номер страны, которая предосгавила/распространила/огменила официальное утверждение или отказала в официальном утверждении (см. положения настоящих Правил, касающиеся официального утверждения).

21 Ненужное зачеркнуть.

31 Указать, если используется двигатель несерийного изготовления.

6

Страница 10

ГОСТ Р 41.63-99

19 Уровни шума:

при движении мопеда, дБ-4_

тотс вращения двигателя, мин-1 при частоте врашения, мин"

, при скорости приближения (линия А—А', км/ч_

. и час-

_при нахождении мопеда в неподвижном состоянии. дБ/1


20    Отклонения в градуировке шумомера _

21    Дата представления на официальное утверждение_

22    Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения _

23    Дата протокола, выданного этой службой_

24    Номер протокола, выданного этой службой_

25    Официальное утверждение нредосгавлсно/распространсно/огмснено/в официальном утверждении отказа-

26    Место знака официального утверждения_

27    Место _

28    Дата _

29    Подпись _

30    К настоящему сообщению прилагают следующие документы, на которых должен быть указан номер официального утверждения:

—    чертежи, схемы и планы двигателя и выпускной системы (глушителя), фотографии двигателя и выпускной системы (глушителя);

—    спецификации идентифицированных элементов, из которых состоит выпускная система (глушитель)

11 Ненужное зачеркнуть.

7

Страница 11

ГОСТ Р 41.63-99

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Обязательное)

Схемы шаков официального утверждения

Образец А

(см. 5.4 настоящих Правил)

63 R- 012433=[

аш8ми,н*ненёё

Рисунок 2.I

Изображенный на рисунке 2.1 знак официального утверждения, проставленный на мопеде, указывает, что этот тип мопеда официально утвержден в Нидерландах (Ej) в связи с производимым им шумом на основании настоящих Правил под номером официального утверждения 012439. Номер официального утверждения указывает на то, что утверждение было предоставлено в соответствии с предписаниями настоящих Правил, которые включают поправки серии 01.

Образец В

(см. 5.5 настоящих Правил)

5

63

01243S

3

33

011628!

S

«я

о

а-3 ми, не менее

Рисунок 2.2

Изображенный на рисунке 2.2 знак официального утверждения, проставленный на мопеде, указывает, что этот тип мопеда официально утвержден в Нидерландах <Е4) на основании настоящих Правил и Правил ЕЭК ООН № 33». Номера официального утверждения указывают на то. что в момент предоставления соответствующих официальных утверждений настоящие Правила уже включали поправки серии 01 и в Правила ЕЭК ООН № 33 также были внесены поправки серии 01.

11 Ссылка на Правила ЕЭК ООН № 33 приведена в качестве примера.

8

Страница 12

ГОСТ Р 41.63-99

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(обязательное)

Методы и средства измерений, используемые для измерения шума, производимого двухколесными мопедами

1    Средства ишсрсний

1.1    Акустические измерения

1.1.1    Для измерения уровня звука используют высокоточные шумомеры типа, описанного во втором издании Публикации № 179 Международной электротехнической комиссии (МЭК) «Прецизионные шумомеры*.

1.1.2    Измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения «fast* (быстро) и при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А. описание которых также приведено в Публикации Ко 179 МЭК.

1.1.3    В начале и конце каждой серии измерений шумомер следует калибровать согласно инструкциям предприятия-изготовителя с использованием соответствующего источника звука (например пнетофона).

1.1.4    Если погрешности шумомера. полученные при катибровках. отличаются более чем на 1 дБ, то испытание считают недействительным.

1.2 Измерения скорости

Частоту вращения двигателя и скорость мопеда на испытательной площадке определяют с точност ью до ±3 %.

2    Условия проведения измерений

2.1    Место проведения измерений

2.1.1    Испытательная площадка должна состоять из центральной части для разгона, поверхность вокруг которой должна быть практически горизотатьной. Испытательная площадка должна быть горизонтальной; покрытие испытательной площадки должно быть сухим и таким, чтобы шины не производили чрезмерного шума.

Испытательная площадка должна быть такой, чтобы в условиях свободного звукового поля помехи между источником звука, помещенным в середину участка разгона, и микрофоном не превышали I дБ/1. Это условие выполняется, если на расстоянии 50 м от центральной части участка разгона нет крупных звукоотражающих обьектов. например ограждений, крупных камней, мостов или зданий.

Вблизи микрофона, а также между микрофоном и источником звука не должно быть преград, которые могут оказать влияние на звуковое поле. Наблюдатель, проводящий измерения, должен находиться в таком месте, в котором его присутствие не оказывает влияние на показании измерительных приборов.

2.1.2    Поверхность испытательной площадки должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении 5.

2.1.3    Измерения не должны проводиться при плохих климатических условиях. Должны приниматься меры предосторожности, чтобы порывы встра не влияли на показания прибора.

При измерениях уровень шума, соответствующий кривой (рисунок 3.1). от источников звука на испытуемом транспортном средстве, а также уровень шума воздействия встра должны быть не менее чем на 10 дБ/1 ниже уровня шума, производимого транспортным средством. При использовании соотвстствуюшего ветрозащитного экрана следует учитывать его влияние на чувствительность и характеристики направленности микрофона.

Если разница между уровнями фонового шума и измеренного шума находится в пределах от 10 до 16 дБ/1, то из значения, полученного при помоши шумомера. вычитают соответствующее значение, определяемое по диаграмме, приведенной на рисунке 3.1.

шшду фпюаш чугш и    <и    юукиа,    д5Д

Рисунок 3.1


— V——1—I—I—I—I—I— v 10    11    12    13    14    is ю


9

Страница 13

ГОСТ Р 41.63-99

2.2 Мопед

2.2.1    Общая масса водителя и испытательного оборудования, используемого на мопеде, должна быть не более 90 кг и не менее 70 кг.

Если минимальная масса мопеда менее 70 кг, на мопеде необходимо разместить соответствующий груз.

Во время измерений мопед должен находиться в нормальном снаряженном состоянии (с охлаждающей жидкостью, маслом, топливом, комплектом инструментов, запасным колесом и водителем).

2.2.2    Шины мопеда должны быть соответствующего размера и накачаны до давления, установленного для мопеда в ненагруженном состоянии.

2.2.3    До начала измерений двигатель доводят до нормальных условий работы в отношении:

2.2.3.1    температуры;

2.2.3.2    регулировки;

2.2.3.3    заправки:

2.2.3.4    свечей зажигания, карбюратора (карбюратором и т.д.

2.2.4    Если мопед оборудован устройствами, которые не являются необходимыми для его движения, но используются при эксплуатации в нормальных дорожных условиях, каждое из этих устройств должно быть приведено в действие в соответствии со спецификациями предприятия-изготовителя.

3 Методы испытании

3.1    Ишереннс шума, производимого движущимися мопедами

3.1.1    Общие условия

3.1.1.1    С каждой стороны мопеда проводят не менее двух измерений. Допускается проводить предварительные регулировочные измерения, но их результаты во внимание не принимают.

3.1.1.2    Микрофон усганаативают на высоте (1,2 ± 0,1) м от поверхности земли и на расстоянии (7,5 ± » 0.2) м от центральной оси движения мопеда, измеряемом по перпендикуляру РР' к этой оси (см. дополнение, рисунок 1).

3.1.1.3    На испытательной дорожке проводят линии АА и ВВ’, параллельные линии микрофона РР' и расположенные соответственно в 10 м впереди и 10 м позади этой линии. .Мопед приближается к линии АА на первоначальной постоянной скорости. В момент пересечения мопедом линии АА должна быть полностью и как можно быстрее открыта дроссельная заслонка, которая остается в таком положении до тех пор, пока задняя часть мопеда не пересечет линию ВО’, после чего дроссельную заслонку необходимо как можно быстрее закрыть.

При всех измерениях мопед должен двигаться по прямой линии вдоль испытательной плошалки таким образом, чтобы средняя продольная плоскость мопеда находилась как можно ближе к линии СС'.

3.1.1.4    Максимальное значение шума при каждом измерении представляет собой результат данного измерения. Измерения считают действительными, если отклонение между двумя последовательными измерениями с одной и той же стороны мопеда не превышает 2 дБЛ.

3.1.2 Определение скорости приближения мопеда

3.1.2.1    Скорость приближения

Мопед должен приближаться к линии АА на постоянной скорости, равной его максимальной скорости, если максимальная скорость меньше или раина 30 км/ч. Если максимальная скорость выше 30 км/ч. то мопед должен приближаться к линии АА на постоянной скорости 30 км/ч.

3.1.2.2    Если мопед Оборудован коробкой передач с ручным управлением, то выбирают высшую передачу, которая позволит мопеду пересечь линию АА при частоте вращения двигателя, равной или более половины частоты вращения двигателя, при которой он развивает максимальную мощность.

3.1.2.3    Если мопед оборудован автоматической коробкой передач, то он должен двигаться со скоростью, указанной в 3.1.2.1.

3.2 Ишерение шума, производимого мопедами, находящимися в неподвижном состоянии (условия и метод измерения — дня испытаний мопедов, находящихся в эксплуатации)

Для облегчения проведения испытаний мопедов, находящихся в эксплуатации, уровень звукового давления измеряют вблизи выходного отверстия системы выпуска (глушителя) в соответствии с требованиями 3.2.1 — 3.2.3. а показания приборов заносят в протокол испытаний, состаатяемый для выдачи документа, указанного в приложении I.

Измерения проводят с использованием прецизионного шумомера. соответствующего требованиям раздела 1 настоящего приложения.

3.2.1    Место проведения испытаний — местные условия (см. дополнение, рисунок 2).

3.2.1.1    Измерения следует проводить на неподвижном мопеде в месте, которое не оказывает значительного влияния на звуковое пате.

3.2.1.2    Любое открытое пространство считают местом, пригодным для проведения испытаний, если оно прелегавляет собой ровную площадку, покрытую бетоном, асфальтом или других! твердым материалом.

10

Страница 14

ГОСТ Р 41.63-99

имсюшим высокую отражательную способность, за исключением утрамбованных или других земляных поверхностей, на которой можно начертить прямоугольник, стороны которого расположены на расстоянии не менее 3 м от наиболее выступающих точек мопеда и внутри которого нет заметных препятствий. При измерении шума, вызываемого выпуском двигателя, необходимо, в частности, чтобы мопед находился на расстоянии не менее I м от края площадки.

3.2.1.3 В процессе испытаний на испытательной плошадке не должно быть посторонних лип. присутствие которых может оказать влияние на показания приборов.

3.2.2    Акустические помехи и влияние ветра

Шумовой фон в каждой точке измерения должен быть не менее чем на 10 дБЛ ниже уровня шума, измеренного в той же точке во время испытаний.

3.2.3    Метод измерений

3.2.3.1    Характер и число измерений

Максимальный уровень шума, выраженный в децибелах, при частотной коррекции, соответствующей шкале А (дБ/1), измеряют при частоте вращения двигателя, указанной в З.2.З.З.2.1.

3.2.3.2    Расположение и подготовки! мопеда

До начала измерений двигатель мопеда доводят до нормальной рабочей температуры. Если мопед оборудован вентиляторами с автоматическим приводом, то во время измерений уровни шума корректировка не требуется.

Во время измерений рычаг переключения коробки передач должен находиться в нейтральном положении. Если передача не может быть отключена, то нужно обеспечить условия для вращения ведущего колеса мопеда в режиме холостого хода, например посредством установки мопеда на станину.

3.2.3.3    Измерение шума вблизи выпускной грубы (см. дополнение, рисунок 2).

3.2.3.3.1    Расположение микрофона

3.2.3.3.1.1    Высота расположения микрофона над уровнем поверхности земли должна быть равна высоте расположения выпускной грубы, но не менее 0.2 м.

3.2.3.3.1.2    Микрофон должен быть напраштен к отверстию выпуска тазов и размешен на расстоянии 0.5 м от него.

3.2.3.3.1.3    Ось максимальной чувствительности микрофона должна быть параллельна поверхности земли и составлять угол 45 ' ± 10 ‘ с вертикальной плоскостью, проходящей через поток газов. Следует придерживаться инструкций предприятия — изготовителя шумомера в отношении этой оси. По отношению к вертикальной плоскости микрофон следует располагать таким образом, чтобы подучить наибольшее расстояние ог горизонтальной средней плоскости мопеда. При возникновении сомнений следует выбирать положение, при котором микрофон находится на максимальном расстоянии от контура мопеда.

3.2.3.3.1.4    Если система выпуска имеет две или более выпускных трубы, расстояние между которыми не более 0,3 м. проводят только одно измерение. При этом место размещении микрофона определяю! по выпускной трубе, расположенной ближе к внешней стороне мопеда, или, если такой грубы нет. по трубе, наиболее высоко расположенной над грунтом.

3.2.3.3.1.5    Для мопедов с выпускной системой, имеющей выпускные трубы, расстояние между которыми более 0.3 м. проводят по одному измерению для каждой выпускной трубы. За результат измерений принимают наибольшее значение.

3.2.3.3.2 Режим работы двигателя

3.2.3.3.2.1    Частота вращения двигателя должна быть постоянной и равна одному из следующих значений: ‘/2 S., если S более 5000 мин-1:

i/i S, если S не более 5000 мин-1 (5—частота вращении двигатели, при которой он развивает максимальную мощность).

3.2.3.3.2.2    При достижении постоянной частоты вращения дроссельная заслонка быстро возвращается в положение, соответствующее холостому ходу. Измерение уровня шума проводят в течение периода работы двигателя, состоящего из кратковременного периода работы при постоянной частоте вращения и всего периода замедления. Результатом измерения считают максимальное показание шумомера.

4 Результаты измерений, проводимых при исиытаниях движущихся мопедов

Результаты всех измерений округляют до целого числа.

Учитывают только значения, полученные в результате двух последовательных измерений с одной и той же стороны мопеда и не различающиеся более чем на 2 дЬА

С учетом погрешностей показаний приборов результатом каждого измерения считают полученное значение минус 1 аЬА.

Если среднее значение четырех показателей не превышает максимального допустимого уровня, предусмотренного для категории, к которой относится испытуемый мопед, то считают, что предел, указанный в приложении 4, не превышен. Это среднее значение считают результатом испытания.

И

Страница 15

ГОСТ Р 41.63-99

5 Первоначальная система выпуска (глушители)

5.1    Требования к глушителям, содержащим волокнистые звукопоглощающие материалы

5.1.1    Волокнистый звукопоглощающий материал не должен содержать асбеста. Использование такого материала в конструкции глушителей допускается только при наличии устройств, обеспечивающих удерживание волокнистого звукопоглощающего материала на месте в течение всего срока эксплуатации глушителя, и если он соответствует требованиям 5.1.2. 5.1.3. 5.1.4 настоящего приложения.

5.1.2    Посте удаления волокнистой) материала уровень шума должен соответствовать требованиям приложения 4.

5.1.3    Волоки истый звукопоглощающий ма териал не допускается помешать внутрь тех частей глушителя, через которые проходят отработавшие газы. Материал должен соответствовать следующим требованиям.

5.1.3.1    После термической обработки в печи при температуре (650 i 5) °С в течение 4 ч средняя длина, диаметр или объемная плотность волокна не должны уменьшаться.

5.1.3.2    После термической обработки в печи при температу ре (650 ± 5) X' в течение 1 ч в сетчатом фильтре с номинальным размером отверстий 250 мкм должно остаться не менее 98 % материала согласно стандарту ИСО 3310/1 при проведении испытаний в соответствии со стандартом ИСО 2599.

5.1.3.3    Потери материала в массе не должны превышать 10,5 % после его вымачивания в течение 24 ч при температуре (90 ± 5) ‘С в синтетическом конденсате, имеющем следующий состав:

1 N бромистоводородная кислота (НВг) — 10 мл:

I 1V серная кислота (H,S04) — 10 мл;

дистиллированная вода для приготовления до 1000 мл раст вора.

Примечание — Перед взвешиванием материал необходимо промыть в дистиллированной воде и высушить в течение 1 ч при температуре 105 ‘С.

5.1.4 До начала испытаний по 3.1 настоящего приложения система выпуска должна быть приведена в рабочее состояние одним из следующих методов.

5.1.4.1    Кондиционирование методом непрерывной эксплуатации в условиях дорожного движения

5.1.4.1.1    Минимальное расстояние пробега для целей такого кондиционирования — 2000 км.

5.1.4.1.2    <50 i 10) % цикла кондиционирования составляет вождение в городских условиях, а остальную часть — длительные пробеги.

Непрерывную эксплуатацию в условиях дорожного движения допускается заменять соответствующими испытаниями на треке.

5.1.4.1.3    Скоростной режим должен быть изменен не менее шести раз.

5.1.4.1.4    Полная программа испытаний должна включать не менее десяти интервалов движения продолжительностью не менее 3 ч для воспроизведения условий воздействия охлаждения и конденсации.

5.1.4.2 Кондиционирование методом пульсации

5.1.4.2.1    Систему выпуска или ее элементы устанавливают на мопеде или на двигателе.

В первом случае мопед должен быть установлен на вращающемся динамометре. Во втором случае двигатель должен быть установлен на испытательном стенде.

Испытательное оборудование, схема которою изображена на рисунке 3 дополнения, устанавливают на выходе системы выпуска. Допускается использование любого другого оборудования, обеспечивающего получение эквивалентных результатов.

5.1.4.2.2    Испытательное оборудование дачжно быть отрегулировано таким образом, чтобы поток отработавших газов попеременно прерывался и восстанавливался при помоши быстродействующего клапана в течение 2500 циклов.

5.1.4.2.3    Клапан должен открываться, когда прот иводавление отработавших газов, измеряемое на расстоянии не менее 100 мм от впускного фланна по направлению струи, равно 0,35 — 0.40 бар. Ест и характеристики двигателя не позволяют достичь такого значения, то клапан должен открываться, когда противодавление отработавших газов достигает уровня, эквивалентного 90 % максимального значения, которое может быть измерено до остановки двигателя. Клапан должен закрываться, когда давление не отличается более чем на 10 % от стабилизированного давления при открытом клапане.

5.1.4.2.4    Реле времени должно быть установлено на продолжительность выпуска отработавших газов, установленную согласно требованиям 5.1.4.2.3.

5.1.4.2.5    Частота вращения двигателя должна быть 75 % частоты вращения S, при которой двигатель развивает максимальную мощность.

5.1.4.2.6    Мощность, указанная на динамометре, должна быть 50 % мощности, измеряемой при полностью открытом дросселе при 75 % частоты вращения S двигателя.

5.1.4.2.7    Во время испытания все сливные отверстия должны быть закрыты.

5.1.4.2.8    Продолжительность испытания — 48 ч. При необходимости через каждый час допускаемся охлаждать двигатель.

12

Страница 16

ГОСТ Р 41.63-99

5.1.4.3 Кондиционирование на испытательном сгсндс

5.1.4.3.1    Систему выпуска устанавливают на лвигатслс, типичном для мопеда, для которого предназначена эта система.

5.1.4.3.2    Кондиционирование состоит из трех циклов.

5.1.4.3.3    Каждый цикл испытаний на стенде должен проводиться с интервалом не менее 6 ч для воспроизведения условий воздействия охлаждения и конденсации.

5.1.4.3.4    Каждый пикл испытаний на стенде состоит из шести этапов. Параметры работы двигателя и продолжительность каждого этапа приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Этап

Параметр

Продолжительность этапа, мин

1

Режим холостого хода

6

2

25 % нагрузки при 75 % S

40

3

50 % нагрузки при 75 % S

40

4

100 % нагрузки при 75 % S

30

5

50 % нагрузки при 100 % 5

12

6

25 % нагрузки при 100 % S

22

Продолжительность цикла — 2 ч 30 мин.

5.1.4.3.5 В ходе кондиционирования по требованию предприятия-изготовителя двигатель и глушитель допускается охлаждать, чтобы температура, регистрируемая в точке, расположенной на расстоянии не более 100 мм от выпускного отверстия для отработавших газов, не превышала температуру, измеряемую при движении мопеда при 75 % S на высшей передаче. Частоту врашения двигателя и/или скорость мопеда определяют с точностью ± 3 %.

5.2 Схема н маркировка

5.2.1    Схема глушителя и чертеж его поперечного сечения должны быть приложены к документу, упомянутому в приложении 1.

5.2.2    На всех первоначальных глушителях должна быть четкая и нестираемая маркировка, указывающая его модель и тип.

5.2.3    На любой комплект первоначальных сменных систем выпуска или глушителей должна быть нанесена четкая надпись «первоначальная деталь», а также указание модели и типа вместе с буквой Е и ссылка на слрану-нзготовитсль.

5.3    Глушители шума всасывания

Если воздухозаборник двигателя ос пашен воздушным фильтром и/или глушителем шума всасывания для соблюдения допустимого уровня шума, то фильтр и/или глушитель рассматривают в качестве элемента глушителя и они должны соответствовать требованиям 5.1 и 5.2 настоящего приложения.

ДОПОЛНЕНИЕ

Рвмшры 9 ИДПЖ

V

I

в

h

г

1

1

о*7'6

и 7* rti

О

г

Рисунок 1 — Наложения движущихся мопедов

13

Страница 17

ГОСТ Р 41.63-99

^мрыашпрве

Рисунок 2 — Положения неподвижных мопедов


Выоотаос* кикпотойтрэДц


Фшцгытвтвно

8


I — впускной фданеи или патрубок для подсоединения к задней части испытуемой системы выпуска: 2 — регулируемый клапан с ручным управлением: J — компенсационная емкость с максимальным обьсмом 40 л; время заполнения — не менее I с: 4 — реле давления с рабочим интервалом 0,05 — 2,5 бар: S - реле времени: 6— счетчик импульсов: 7— клапан быстрою действии, например выпускной пневматический клапан диаметром 60 мм, приводимый в действие иневматичес ким цилиндром с выходной мощностью 120 II при давлении 4 бар. Времи срабатывании клапана при его откры тии и закрытии — не более 0.5 с: 8 — отвод для выпуска тана: 9 — гибкая трубка; Ю — манометр

Рисунок 3 — Испытательное устройство для кондиционирования методом пульсации

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное)

Максимальные значения уровней шума

Таблица 4.1 — Максимальные значения уровней шума для новых мопедов

Категория двухколесных мопедов

Максимальное значение уроаня шума. лЬЛ

й 25 км/ч

66

> 25 км/ч

71

14

Страница 18

ГОСТ Р 41.63-99

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (обязательное)

Требования к испытательной плошал ко

1    Введение

В настоящем приложении приведены требования, касающиеся физических характеристик и строительства испытательной площадки.

2    Нормативные характеристики покрытия

Считают, что покрытие соответствует международному стандарту ISO 10844:1994. если глубина текстуры и пористость или коэффициент звукопоглощения соответствуют требованиям 2.1—2.4 настоящего приложения и если выполнены все требования в отношении состава покрытия, указанные в 3.2 настоящего приложения.

2.1    Остаточная пористость

Остаточная пористость Ус смеси, используемой для строительства покрытия испытательной площадки, не должна превышать 8 %. Измерения проводят согласно 4.1 настоящего приложения.

2.2    Коэффициент мукопоглошения

Если покрытие не соответствует требованию к остаточной пористости, то оно яатяется приемлемым только в том случае, если коэффициент звукопоглощения покрытия а £ 0.10. Измерение проводят согласно 4.2 настоящего приложения. Требования 2.1 и 2.2 считают выполненными также в том случае, если при измерении только коэффициент звукопоглощения равен as 0,10.

Примечание — Наиболее значимой характеристикой является коэффициент звукопоглощения, хотя остаточная пористость яатяется более широко используемой характеристикой в сфере дорожного строительства. Тем не менее коэффициент зву копоглощения должен измеряться только атом случае, если покрытие не соответствует требованию к пористости. Это обусловлено тем, что последняя характеристики! связана с довольно существенными неопределенностями как в плане измерений, так и в плане значимости, и. следовательно. если проводят только измерение остаточной пористости, то некоторые покрытия могут быть ошибочно признаны неприемлемыми.

2.3    Глубина текстуры

Глубина текстуры ГТ, мм. измеренная методом объемного анализа согласно 4.3 настоящего приложения, должна составлять

/Гг 0.4.

2.4    Однородность покрытия

При испытаниях должна быть обеспечена максимально возможная однородность покрытия. "Это относится к текстуре и пористости, однако следует принимать во внимание, что в случае неравномерной укатки текстура в разных местах может быть различной и могут также появиться неровности, вызывающие толчки.

2.5    Периодичность испытаний

Для проверки соответствия покрытия требованиям к текстуре и пористости или звукопоглощению, установленным в настоящих Правилах, проводят периодические испытания покрытия а» следующими интерватами:

a)    испытания остаточной пористости или звукопоглощения:

после укладки нового покрытия;

если новое покрытие соответствует требованиям настоящих Правил, то последующие периодические испытания не проводят. Если новое покрытие не соответствует требованиям настоящих Правил, оно может соответствовать им впоследствии, поскольку покрытия со временем засоряются и уплотняются;

b)    испытания глубины текстуры /Т:

посте укладки нового покрытия;

перед началом испытания по определению шума, но не ранее чем через четыре недели посте укладки покрытия, впоследствии через каждые 12 мес.

3    концепция испытательного покрытия

3.1 Покрытие

При проектировании испытательной плошадки необходимо, чтобы, по крайней мере. зона, пересекаемая транспортными средствами, движущимися по испытательному участку, была покрыта оговоренным испыга-

15

Страница 19

ГОСТ Р 41.63-99

тельным материалом и имела надлежащий запас по ширннс для обеспечения безопасности и удобства вождения. Для лото необходимо, чтобы ширина площадки была не менее 3 м и чтобы по длине она выходила за линии АЛ и ВВ не менее чем на Юме каждой стороны. На рисунке 5.1 приведен план испытательной площадки и указана минимальная зона, которая должна иметь покрытие из испытательного материала, уложенное и укатанное механизированным способом.

Рисунок 5.1 — Минимальные требования к Зоне с испытательным дорожным покрытием


О Мжрофен (Л »1,2 и)


Примечание —В радиусе минимальной зоны не должно быть крупных звукоотражаюших объектов.

В соответствии с 3.1.1.1 приложения 3 измерения проводят с каждой стороны транспортного средсгва. Они могут проводиться либо в двух точках расположения микрофонов (по одной с каждой стороны трека) при движении транспортного средства в одном направлении, либо при помощи микрофона, расположенного лишь с одной стороны трека, но при последовательном движении транспортного средсгва в обоих направлениях. Если используют второй метод, то к покрытию той стороны трека, где не установлен микрофон, никаких требований не предъявляют.

3.2 Состав покрытия и его подготовка

3.2.1    Основные требования к составу покрытия

Испытательное покрытие должно соответствовать следующим требованиям:

3.2.1.1    Покрытие должно быть из плотного асфальтобетона;

3.2.1.2    максимальный размер щебня должен быть 8 мм (с допусками 6,3—10 мм);

3.2.1.3    толщина слоя износа должна быть 2 30 мм;

3.2.1.4    в качестве вяжущего материала должен использоваться ^модифицированный битум, обеспечивающий прямую пропитку.

3.2.2 Требования к составу

На рисунке 5.2 изображена гранулометрическая кривая, отражающая состав материала, который обеспечивает требуемые характеристики. Кроме того, в таблице 5.1 приведены некоторые параметры, обеспечивающие требуемые текстуру и износостойкость. Гранулометрическую кривую Р, %, определяют по формуле

где d — размер квадратного отверстия сита, мм;

4и — 8 мм — для средней кривой, 10 мм — для нижней кривой, 6,3 мм — для верхней кривой.

16

Страница 20

Рисунок 5.2 — Гранулометрическая кривая, отражающая состав материала асфальтобетонной смеси.

с допусками

Примечания


1    Фракция песка (0.063 мм < размера квадратного отверстия сига < 2 мм) должна содержать не более 55 % природного песка и не менее 45 % дробленого песка.

2    Основание и подстилающий слой должны обеспечивать надлежащую прочность и ровность в соответствии с нормативами в области дорожного строительства.

3    Щебень должен быть дробленым <100 58-нос дробление наружной поверхности) и обладать высокой устойчивостью к дроблению.

4    Щебень, используемый в смеси, должен быть промытым.

5    На поверхности не должно быть дополнительных добавок щебня.

6    Твердость вяжущего материала, выраженная в единицах PEN, должна быть 40—60. 60—80 или 80—100 в зависимости от климатических условий. Как правило, должен использоваться наиболее тверлый вяжущий материал.

7    Температура смеси до укатки должна быть такой, чтобы в результате последующей укатки достигалась требуемая пористость. В целях повышения вероятности выполнения требований 2.1 —2.4 настоящего приложения плотность должна обеспечиваться не только за счет надлежащего выбора температуры смеси, но и за счет определения надлежащего числа проходов и типа катка.

Таблица 5.1 — Требования к составу покрытия

Характеристика состава

Знамение

Допуск

аг обшей массы смеси

от массы материала

Масса щебня, размер квадратного отверстия сига SM > 2 мм. % Масса песка, 0.063 < SM < 2 мм, %

Масса минерального порошка, SM < 0.063 мм, %

Масса вяжущего материала (битума), %

Максимальный размер щебня, мм Твердость вяжущего материала Коэффициент полировании в слое износа КПП Плотность (относительно плотности Маршалла), %

47,6

38.0

8.8

5.8

См. примеча

>

9

50.5

40.2

9,3

ние 6 к 3.2.2

50

8

±5,0

±5,0

±2.0

±0.5

6,3-10.0

17

Страница 21

ГОСТ Р 41.63-99

4    Метод испытания

4.1    И!морение оста точной пористости

Образцы покрытия трека должны быть высверлены не менее чем н четырех точках, равномерно распределенных в испытательной ионе между линиями АЛ н ВВ (см. рисунок 4.1). Для исключения неточностей, связанных с неоднородностью и неровностью покрытия на участках следов колес, образцы покрытия должны быть высверлены не в следах колес, а рядом с ними. Не менее двух образцов должны быть высверлены рядом со следами колес и один образец (как минимум) приблизительно посредине между следами колес и каждой точкой расположения микрофона. Если существует подозрение относительно выполнения условия однородности (см. 2.4 настоящего приложения ). то образцы должны быть высверлены в большем числе точек в пределах испытательной зоны. Остаточную пористость определяют для каждого образца, затем вычисляют среднее значение для всех образцов, которое сравнивают с указанным в 2.1 настоящего приложения. Кроме этого, ни один образец не должен иметь пористость более 10 %. Строителям испытательного покрытия следует помнить о проблеме, которая может возникнуть в случае, если испытательная зона подогревается трубами или электрическими кабелями и если в этой зоне нужно высверлить образцы. Расположение такого оборудования должно быть тщательно спланировано с учетом будущих точек высверливания образцов. Рекомендуется оставлять несколько участков размером приблизительно 200 х 300 мм, где нет кабелей/труб или они расположены достаточно глубоко, что позволяет избежать их повреждения при высверливании образцов из покрыт ия.

4.2    Коэффициент »укопоглошения

Коэффициент звукопоглощения (нормальное падение) определяют трубочным методом расчета сопротивления согласно стандарту ISO/DIS 10534 «Акустика — определение коэффициента звукопоглощения и сопротивления трубочным методом».

Испытуемые образцы должны соответствовать требованиям к остаточной пористости, указанным в 4.1 настоящего приложения. Коэффициент звукопоглощения измеряют в диапазонах 400—800 Гц и 800—1600 Гц (по крайней мерс на центральных частотах паюс третьей октавы) и определяют максимальные значения. Затем вычисляют среднее значение для всех испытуемых образцов, которое считают окончательным результатом.

4.3    И iMcpciiHc глубины текстуры

И змерения глубины текстуры проводят в десяти точках, равномерно расположенных по всей длине следов колес на испытательном участке; среднее значение сравнивают с установленной минимальной глубиной текстуры. Измерения проводят по стандарту ISO/D1S 10844.

5    Стабильность характеристик во времени и состав покрытия

5.1    Возраст покрытия

Уровень шума, возникающего в результате трения между колесом и поверхностью испытательного покрытия, может незначительно увеличиваться в течение первых 6—12 мсс после окончания строительства.

Покрытие приобретет требуемые характеристики не ранее чем через четыре недели после окончания строительства. Возраст покрытия меньше влияет на уровень шума, производимого грузовыми автомобилями, чем на уровень шума, производимого легковыми автомобилями.

Стабильность но времени определяют с учетом сглаживания и уплотнения покрытия в результате движения транспортных средств и периодически проверяют согласно 2.5 настоящего приложения.

5.2    Состав покрытия

С покрытия должны быгь удалены мусор и пыль, которые могут привести к существенному уменьшению рабочей глубины текстуры. Применение соли может привести к временному или постоянному изменению характеристик покрытия, в результате чего повышается уровень шума, поэтому ее использование не рекомендуется.

5.3    Замена покрытия испытательной зоны

При необходимости замены покрытия испытательной площадки заменяют покры тие только испытательной полосы шириной 3 м. изображенной на рисунке 4.1, по которой движутся транспортные средства, при условии, что при проведении измерений испытательная юна за пределами этой полосы соответствует требованиям к остаточной пористости или 'звукопоглощению.

6    Документация

6.1    Документация на испытательное покрытие

В документации на испытательное покрытие должны быть приведены следующие данные:

6.1.1    расположение испытательной площадки;

6.1.2    тип вяжущего материала, твердость вяжущего материала, тип скелетного материала, максимальная теоретическая плотность бетона /)R. толщина слоя износа и гранулометрическая кривая, определенная по результатам анализа образцов покрытия испытательного трека;

18

Страница 22

ГОСТ Р 41.63-99

6.1.3    метод уплотнения (например: таи катка, масса катка, число проходов);

6.1.4    температура смеси, температура окружающей срелы и скорость ветра во время укладки покрытия;

6.1.5    дата укладки покрытия и подрядчик;

6.1.6    результаты всех или последних испытаний, в том числе:

6.1.6.1    остаточная пористость каждого образца:

6.1.6.2    точки испытательной зоны, в которых были высвсртены образцы для определения пористости;

6.1.6.3    коэффициент звукопоглощения каждого образца, если такие измерения проводились. Результаты измерений по каждому образцу, по каждому диапазону частот и общие средние значения;

6.1.6.4    точки испытательной зоны, в которых были высверлены образцы для измерения коэффициента звукопоглощения;

6.1.6.5    глубина текстуры, включая число испытаний и стандартное отклонение;

6.1.6.6    учреждение, ответственное за проведение испытаний по 6.1.6.1 и 6.1.6.2 настоящего приложения, и тип использованного оборудования;

6.1.6.7    дага проведении испытания (испытаний) и дата отбора образцов покрытия испытательной площадки.

6.2 Документация по результатам испытаний методов в связи с производимым ими шумом, проведенных на покрытии

В документации по результатам испытаний должно быть указано, были ли выполнены все требования настоящего стандарта. Также должен быть указан документ согласно 6.1 настоящего приложения.

19

Страница 23

ГОСТ I» 41.63-99

УДК 629.118.35:534.836.2.08:006.354    ОКС 43.140    Т34    ОКИ    45    2930

Ключевые слова: мопеды, шум, маркировка, спецификации, пределы уровня шума

Редактор Т.Л. Леонова Технический редактор Л.А. Кумеиова Корректор В.Е. Нестерова Комньнмсриаи не pet ка АЛ1. Зо.ютаревои

Ихя. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано и набор 18.01.2001. Подписано и исшь 01.02.2001. Уел.печ.л. 2.79. Уч.-им.л. 2.15.

Тираж 177 >Kv С/Д 606. Зак. 176.

ИЛ К Издательство стандартов. 107076. Москва. Колоде ишй пер.. 14.

Набрано к Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК ИЩтмкпо стандартом — тип. ’Московский печатник", 103062. Москва. Лялин пер., 6.

П.чр Н 080102