Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

20 страниц

396.00 ₽

Купить ГОСТ Р МЭК 62485-3-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования безопасности к тяговым батареям и аккумуляторным установкам, используемым в электрических транспортных средствах: электрических промышленных грузовых автомобилях, включая автопогрузчики, буксировщики, уборочные машины, автоматически управляемые транспортные средства; локомотивах, использующих аккумуляторы, а также в электрических транспортных средствах, относящихся к товарам народного потребления (тележках для гольфа, велосипедах, инвалидных колясках) и др. Стандарт распространяется на свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, никель-металлогидридные и другие щелочные аккумуляторные батареи. Требования безопасности к литиевым аккумуляторным батареям для указанной области применения установлены в другом стандарте. Номинальное напряжение ограничено до 1 000 В при переменном токе и до 1 500 В при постоянном токе и регламентирует основные меры защиты от опасности электричества, газовыделения и электролита. Стандарт содержит требования безопасности, связанные с монтажом, эксплуатацией, контролем, техническим обслуживанием и подготовкой к снятию с эксплуатации батарей.

 Скачать PDF

Идентичен IEC 62485-3(2010)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Защита от электрического поражения от батареи и от зарядного устройства

5 Предотвращение коротких замыканий и защита от других эффектов электрического тока

6 Меры предосторожности против угрозы взрыва с помощью вентиляции

7 Электролит. Меры предосторожности

8 Аккумуляторные баки и ограждения

9 Помещение для заряда/технического обслуживания

10 Внешнее оборудование батареи/приспособления

11 Идентификационные маркировочные знаки, предупредительные уведомления и инструкции по использованию, монтажу и техническому обслуживанию

12 Транспортирование, хранение, удаление и аспекты, связанные с окружающей средой

13 Проверка и контроль

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

 
Дата введения01.01.2015
Добавлен в базу21.05.2015
Актуализация01.01.2019

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

22.11.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии2151-ст
ИзданСтандартинформ2014 г.
РазработанАссоциация РУСБАТ
РазработанОАО НИИСТА

Safety requirements for secondary batteries and battery installations. Part 3. Traction batteries

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


<Ш>

ГОСТ Р мэк

62485-3—

2013


БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ И АККУМУЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ

Требования безопасности

Часть 3

Тяговые батареи

IEC 62485-3:2010

Safety requirements for secondary batteries and battery installations - Part 3:

Traction batteries (IDT)

Издание официальное


ГОСТ Р МЭК 62485-3-2013

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация производителей источников тока «РУСБАТ» (Ассоциация «РУСБАТ») на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4. который выполнен Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт стартерных аккумуляторов» (ОАО «НИИСТА»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 «Аккумуляторы и батареи», подкомитетом 1 «Свинцово-кислотные аккумуляторы и батареи»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 2151-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62485-3:2010 «Требования безопасности к аккумуляторным батареям и батарейным установкам. Часть 3. Тяговые батареи» (IEC 62485-3:2010 «Safety requirements for secondary batteries and battery installations - Part 3: Traction batteries»).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименовани указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

©Стандартинформ. 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ И АККУМУЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ Требования безопасности Часть 3 Тяговые батареи

Safety requirements for secondary batteries and battery installations Part 3. Traction batteries

Дата введения — 2015—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к тяговым батареям и аккумуляторным установкам, используемым в электрических транспортных средствах: электрических промышленных грузовых автомобилях, включая автопогрузчики, буксировщики, уборочные машины, автоматически управляемые транспортные средства; локомотивах, использующих аккумуляторы, а также в электрических транспортных средствах, относящихся к товарам народного потребления (тележках для гольфа, велосипедах, инвалидных колясках) и др.

Настоящий стандарт распространяется на свинцово-кислотные, никель-кадмиевые. никель-металлогидридные и другие щелочные аккумуляторные батареи. Требования безопасности к литиевым аккумуляторным батареям для указанной области применения установлены в другом стандарте.

Номинальное напряжение ограничено до 1 ООО В при переменном токе и до 1 500 В при постоянном токе и регламентирует основные меры защиты от опасности электричества, газовыделения и электролита.

Настоящий стандарт содержит требования безопасности, связанные с монтажом, эксплуатацией. контролем, техническим обслуживанием и подготовкой к снятию с эксплуатации батарей.

2    Нормативные ссылки

Следующие ссылочные документы обязательны для применения в настоящем стандарте. Для датированных ссылок применимы только указанные стандарты. Для недатированных ссылок применимо последнее издание публикации (включающее все изменения).

МЭК 60204-1 Безопасность механизмов. Электрическое оборудование машин. Часть 1. Общие требования (IEC 60204-1, Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1; General requirements)

МЭК 60364-4-41 Электрические установки зданий. Часть 4-41. Мероприятия по обеспечению безопасности. Защита от электрического удара (IEC 60364-4-41. Low-voltage electrical installations -Part 4-41: Protection for safety - Protection against electric shock)

МЭК 60900 Инструменты ручные для работ под напряжением до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока (IEC 60900, Live working - Hand tools for use up to 1 000 V a.c. and 1 500 V d.c.)

МЭК 61140 Защита от поражения электрическим током. Общие аспекты, связанные с электроустановками и электрооборудованием (IEC 61140, Protection against electric shock - Common aspects for installation and equipment)

МЭШехнический отчет 61431 Руководство no использованию систем контроля для свинцовокислотных тяговых батарей (IEC/TR 61431 Guide for the use of monitor systems for lead-acid traction batteries)

ИСО 3864 (все части) Символы графические. Цвета и знаки безопасности (ISO 3864 (all parts). Graphical symbols - Safety colours and safety signs)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен

Издание официальное

ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    аккумулятор (secondary cell, rechargeable cell, single cell): Химический источник тока, способный восстанавливать электрический заряд после разряда.

Примечание - Восстановление заряда осуществляется посредством обратимой химической реакции.

3.2    батарея свинцово-кислотная (lead dioxide lead battery): Аккумуляторная батарея, состоящая из электролита на базе водного раствора серной кислоты, в которой положительные электроды содержат двуокись свинца, а отрицательные электроды - свинец.

Примечание - Свинцово-кислотные батареи часто называют аккумуляторами, что не рекомендуется

3.3 батарея никель-кадмиевая (nickel oxide cadmium battery): Аккумуляторная батарея с щелочным электролитом, в которой положительные электроды содержат окись никеля, а отрицательные электроды - кадмий.

3 4 аккумулятор открытый (vented (secondary) cell): Аккумулятор, закрытый крышкой с отверстием. через которое свободно удаляются из аккумулятора в атмосферу продукты электролиза и испарения.

3.5 батарея свинцово-кислотная с регулирующим клапаном ((valve regulated lead acid battery. VRLA (abbreviation)]: Аккумуляторная батарея, в которой аккумуляторы закрыты, но имеют клапан, с помощью которого удаляют газ. если внутреннее давление превышает установленное значение.

Примечание - Обычно не предполагается доливка электролита в подобные аккумуляторы или батареи

3.6    аккумулятор газонепроницаемый герметичный (gas-tight sealed (secondary) cell): Аккумулятор закрытый и не выпускающий газ или жидкость при работе при ограниченных режимах заряда и температуры, указанных изготовителем. Аккумулятор может быть снабжен предохранительными устройствами для предотвращения угрожающе высокого внутреннего давления.

Примечание - Аккумулятор не требует доливки электролита и предназначен для работы во время всего срока службы в герметичном состоянии

3.7    батарея аккумуляторная (secondary battery): Два или более аккумуляторов, соединенных вместе и используемых как источник электроэнергии.

3.8    батарея тяговая (traction battery): Аккумуляторная батарея, предназначенная для обеспечения электрических транспортных средств за счет запасенной энергии.

3.9    батарея моноблочная (monobloc battery): Батарея, состоящая из нескольких отдельных, но электрически соединенных химических источников тока, каждый из которых состоит из блока электродов. электролита, выводов или соединителей и по мере необходимости сепараторов.

Примечание - Химические источники тока в моноблочной батарее могут соединяться последовательно и(или)параллельно

3.10    электролит (electrolyte): Жидкая или твердая субстанция, содержащая подвижные ионы, которые обеспечивают ионную проводимость.

Примечание - Электролит может быть жидким, твердым или в виде геля

2

ГОСТ Р МЭК 62485-3-2013

3.11    газовыделение аккумулятора (gassing of a cell): Выделение газа в результате электролиза воды в электролите аккумулятора.

3.12    заряд батареи (charging of a battery): Процесс, во время которого аккумулятор или аккумуляторная батарея получает электрическую энергию от внешней цепи, в результате чего происходят химические изменения внутри аккумулятора, и получаемая электрическая энергия сохраняется в виде химической энергии.

3.13    уравнительный заряд (equalization charge): Дополнительный заряд для обеспечения одинаковой степени заряженности всех аккумуляторов в составе аккумуляторной батареи.

3.14    подзаряд (opportunity charging): Использование свободного времени между периодами работы для увеличения заряда и увеличения времени работы батареи во избежание чрезмерного разряда.

3.15    перезаряд (overcharge): Продолжение заряда полностью заряженного аккумулятора или аккумуляторной батареи.

Примечание - Перезаряд - изменение условий заряда с нарушением пределов, установленных изготовителем

3.16    разряд (батареи) (discharge (of a battery)): Процесс, при котором электрическая энергия батареи при определенных условиях поставляется во внешнюю электрическую цепь.

3.17    внешнее оборудование батареи ((battery) peripheral equipment): Оборудование, установленное на батарею для поддержания или контроля работы батареи, т. е. централизованная система заливки воды, система перемешивания электролита, система контроля батареи, централизованная система выпуска газа, батарейные соединители (штекерные разъемы/муфты). система регулирования температуры и т. п.

3.18    помещение зарядное (charging room): Закрытое помещение или площадка, предназначенная специально для заряда батарей. Помещение также может использоваться для технического обслуживания батарей.

3.19    площадка зарядная (charging area): Открытая площадка, предназначенная и оборудованная для заряда батарей. Площадка также может быть использована для технического обслуживания батарей.

4 Защита от электрического поражения от батареи и от зарядного устройства

4.1    Общие положения

Меры защиты от прямого контакта и косвенного контакта при монтаже и перезаряде тяговых батарей подробно описаны в МЭК 60364-4-41 и МЭК 61140. В следующих пунктах указаны меры, применяемые при монтаже установок с учетом поправок.

Стандарт на соответствующее оборудование (МЭК 61140) распространяется на батареи и цепи распределения постоянного тока, расположенные внутри оборудования

4.2    Защита при прямом и косвенном контакте

На батареях и в аккумуляторных установках должна быть обеспечена защита от прямого контакта с токоведущими частями, находящимися под напряжением, согласно МЭК 60364-4-41.

Применимы меры защиты посредством:

-    изоляции токоведущих частей под напряжением;

• барьеров или ограждений;

-    преград;

-    помещения с ограниченным доступом.

От косвенного контакта применимы меры защиты посредством:

-    автоматического отключения питания;

-    защитной изоляции;

-    незаземленного локальной эквипотенциальной связи соединения;

-    электросепарации.

3

4.3    Защита при прямом и косвенном контакте при разряде тяговой батареи в транспортном средстве (батарея отсоединена от зарядного устройства/сети)

4.3.1    Защита от прямого контакта не требуется для батарей с номинальным напряжением постоянного тока до 60 В при условии, что вся установка соответствует условиям SELV (безопасность сверхнизкого напряжения) и PELV (защитное сверхнизкое напряжение).

Примечание - Номинальное напряжение свинцово-кислотных аккумуляторов - 2.0 В. никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов - 1.2 В При ускоренном заряде аккумуляторов максимальное напряжение должно быть 2,7 В для свинцово-кислотных и 1.6 В - для систем на базе оксида никеля

Однако при возникновении других причин, т е. коротких замыканий, механических повреждений и т.п., все батареи в электрических транспортных средствах должны быть защищены от прямого контакта с токоведущими частями, даже если номинальное напряжение батареи 60 В постоянного тока или меньше.

4.3.2    Для батарей с номинальным напряжением от 60 до 120 В постоянного тока включительно необходима защита от удара электрическим током, вызванного прямым контактом.

Примечание - Батареи с номинальным напряжением 120 В постоянного тока включительно считаются безопасными источниками тока SELV (безопасность сверхнизкого напряжения) или PELV (защитное сверхнизкое напряжение) (см МЭК 60364-4-41, 411.1).

Применимы меры защиты посредством:

-    изоляции токоведущих частей;

-    барьеров или ограждений;

-    преград;

-    помещений с ограниченным доступом.

Если защита от прямого контакта с токоведущими частями осуществляется только с помощью преград и помещений с ограниченным доступом, доступ в помещение с батареями разрешается только обученному персоналу с правом доступа, также помещение должно маркироваться предупредительными маркировочными знаками (раздел 11).

Для батарей с номинальным напряжением, превышающим 120 В постоянного тока, должны применяться защитные меры против прямого и косвенного контакта.

Батарейные отсеки с батареями, имеющими номинальное напряжение выше 120 В постоянного тока, должны быть закрыты, а доступ к ним должен быть разрешен только обученному персоналу с правом доступа, также помещение должно маркироваться предупредительными маркировочными знаками (раздел 11).

Для батарей с номинальным напряжением, превышающим 120 В постоянного тока, должна быть обеспечена защита от косвенного контакта посредством:

-    электрической изоляции токоведущих частей;

-    незаземленной локальной эквипотенциальной связи;

-    автоматического отключения или сигнализации.

4.4    Защита при прямом и косвенном контакте при заряде тяговой батареи

Для надежной защиты батарейных зарядных устройств от гальванической связи с подводящими магистралями в соответствии с МЭК 61140 должны применяться защитные меры SELV и PELV. Если номинальное напряжение батареи не превышает 60 В постоянного тока, защита от прямого контакта формально не требуется в том случае, если вся установка производится в соответствии с условиями SELV и PELV.

Если батарейное зарядное устройство не соответствует данным требованиям, должна быть обеспечена защита от прямого и косвенного контакта в соответствии с МЭК 60364-4-41.

Однако при возникновении других причин, т. е. коротких замыканий, механических повреждений и т. п.. все батареи в электрических транспортных средствах должны быть защищены от прямого контакта с токоведущими частями, даже если номинальное напряжение батареи 60 В постоянного тока или меньше.

ГОСТ Р МЭК 62485-3-2013

5 Предотвращение коротких замыканий и защита от других эффектов электрического тока

5.1    Кабели и межэлементные соединения

Кабели и межэлементные соединения должны быть изолированы для предотвращения коротких замыканий.

Если из-за специфической конструкции батареи невозможно обеспечить защиту от коротких замыканий с помощью приспособлений для защиты от тока перегрузки, соединительные кабели между зарядным устройством, соответствующим батарейным соединением и батареей, а также между батареей и транс-портным средством должна быть защита от коротких замыканий и замыканий на землю.

Кабели должны соответствовать требованиям МЭК 60204-1.

При использовании гибкого кабеля защита от коротких замыканий должна быть усилена одножильным кабелем по МЭК 60204-1. Если номинальное напряжение батареи меньше или равно 120 В постоянного тока, для большей гибкости может быть использован кабель класса H01ND2.

Кабель выводов батареи должен быть зафиксирован так. чтобы предотвратить деформацию при растяжении и скручивании батарейных выводов.

Изоляция должна защищать от воздействий окружающей среды в части температуры, электролита. влажности, пыли, часто встречающихся химикатов, газов, паров и механических нагрузок.

5.2    Предохранительные меры при техническом обслуживании

При работе с оборудованием, находящемся под напряжением, должны выполняться соответствующие предохранительные меры для снижения риска телесного повреждения, а также должны использоваться изолированные инструменты в соответствии с МЭК 60900.

Для минимизации риска телесного повреждения должны быть предусмотрены следующие меры:

-    батареи не должны соединяться или отсоединяться до отключения нагрузки или зарядного тока;

-    при проведении регламентного обслуживания на батарейных выводах и соединениях должны быть колпачки, позволяющие минимизировать контакт с электропроводящими деталями, находящимися под напряжением;

-    до начала работы все личные металлические предметы должны быть сняты с рук. запястья и

шеи;

-    для аккумуляторных систем с номинальным напряжением более 120 В постоянного тока необходима изолированная защитная одежда и локальные изолированные покрытия для предотвращения контакта персонала с полом или частями, связанными с землей. Изолирующая защитная одежда и материал для покрытия пола должны быть антистатическими.

Примечание - При эксплуатации батареи с номинальным напряжением свыше 120 В постоянного тока предлагается разделять их на секции, имеющие напряжение 120 В (номинальное) постоянного тока и меньше

5.3    Изоляция батареи

5.3.1    Общие положения

Требования данного пункта не применяются для батарей, используемых в дорожных транспортных средствах, приводимых в действие электричеством. Требования по изоляции таких батарей представлены в соответствующем стандарте.

5.3.2    Новая, залитая и заряженная батарея должна иметь сопротивление изоляции как минимум 1 Ом при измерении между батарейными выводами и металлическим поддоном, каркасом транспортного средства или другими проводящими структурными устройствами. Если в секции установлено несколько отдельных контейнеров, это требование применяется ко всем секциям, включая металлические батарейные контейнеры, электрически соединенные.

5.3.3    Батарея, имеющая номинальное напряжение менее 120 В постоянного тока, должна иметь изоляционное сопротивление не менее 50 Ом. умноженное на номинальное напряжение батареи, но не менее 1 кОм при измерении между батарейными выводами и металлическим поддоном, каркасом транспортного средства или другими проводящими структурными устройствами. Если номинальное напряжение батареи превышает 120 В постоянного тока изоляционное сопротивление должно быть не менее 500 Ом. умноженное на номинальное напряжение. Если в секции установлено несколько

5

контейнеров, требование применяется ко всем секциям, включая металлические батарейные контейнеры. электрически соединенные.

5.3.4 Сопротивление изоляции транспортного средства и тяговой батареи должно измеряться раздельно. Напряжение при измерении сопротивления должно быть выше номинального напряжения батареи, но не более 100 8 постоянного тока и не превышающим его более чем в три раза (EN 1175-1).

6 Меры предосторожности против угрозы взрыва с помощью вентиляции

6.1    Газовыделение

Во время заряда и при перезаряде происходит выделение газов из всех аккумуляторов и аккумуляторных батарей, исключая газонепроницаемые герметичные аккумуляторы. Это результат электролиза воды при токе перезаряда. Образующиеся газы - водород и кислород. При выбросе их в окружающую среду возможно образование взрывоопасной смеси при превышении объемной концентрации водорода 4 % в воздухе.

Чтобы избежать неправильную зарядку и/или чрезмерное выделение газа, тип зарядного устройства, его класс и характеристики должны соответствовать типу батареи в соответствии с инструкцией изготовителя.

Если эмиссия газа, определяемая экспериментально при стандартном испытании батареи, будет ниже установленной в настоящем стандарте, требования по расчету вентиляции допускается не принимать. Если экспериментальные значения эмиссии газа превосходят установленные настоящим стандартом, требования к вентиляции ужесточают.

При достижении полной степени зараженности аккумулятора согласно закону Фарадея происходит электролиз воды. При стандартных условиях, температуре 0 вС и давлении 1013 гПа (стандартные температура и давление, принятые Международным союзом теоретической и прикладной химии):

-    при прохождении 1 А ч происходит разложение 0.336 г Н;0 на 0.42 л Н> + 0.21 л 02:

-    3 А ч требуется на разложение 1 см^ (1 г) Н:0;

-    при 26.8 А ч происходит разложение 9 г Н:0 до 1 г Н: + 8 г О;.

При прекращении работы оборудования для заряда выделение из аккумуляторов может считаться законченным в течение 1 ч после выключения зарядного тока. Однако по истечении этого времени необходимо соблюдать меры предосторожности, т. к. находящийся внутри аккумуляторов газ может неожиданно выделиться из-за толчков батареи при ее установке в транспортное средство или при движении транспорта. Некоторое количество газа также может выделяться во время обслуживания из-за регенеративного торможения.

6.2    Требования к вентиляции

6.2.1    Общие положения

Требования к вентиляции согласно этому подпункту должны выполнятся независимо от того, заряжается батарея в транспортном средстве или вне его.

Цель вентиляции батарейного помещения или пространства - поддержание концентрации водорода ниже 4%. Батарейные помещения считаются безопасными от взрыва, когда при помощи естественной или искусственной вентиляции концентрация водорода находится ниже безопасного уровня.

6.2.2    Стандартная формула

Стандартная формула расчета должна использоваться для всех типов традиционных батарейных зарядных устройств, при заряде открытых или оснащенных регулирующим клапаном свинцовокислотных батарей или открытых никель-кадмиевых батарей

Q e v q s-n l го cmwr'Z,    (1)

где Q - вентиляционный воздушный поток, м 7ч;

с    (100%-4%)    ...

v- необходимое разбавление водорода, v = -- =    ;

4%

q - 0.42 10 m Va ч - величина, образующая водород при температуре 0 *С;

Примечание - В расчете при температуре 25 *С при значении q, равном 0 °С. применяют коэффициент 1.095;

6

ГОСТ Р МЭК 62485-3-2013

s - общий коэффициент безопасности, s. равный 5; п - число аккумуляторов;

I,«э ст*«арт“ всплеск тока, равный 30 % номинального выходного тока заряда. А; z = 1.0 для вентилируемых батарей;

z = 0.25 для батарей с регулирующим клапаном, допустимое отклонение от номинального значения из-за внутренней рекомбинации газа.

Формула расчета потока вентилирующего воздуха, мтч. принимает вид

О - 0,05 П1га} ста*чзарт'£.    (2)

Примечания

1    48 В свинцово-кислотная вентилируемая тяговая батарея, состоящая из 24 аккумуляторов заряжается

зарядным устройством с выходным значением 48 В / 80 А Согласно вышеуказанным определениям значение I™ ствИд»рг =    = 0,30 80 = 24 А. а значение z = 1,00

Необходимый поток вентилирующего воздуха составляет О = 0,05 24 24 1.00 = 28.8 м3

2    24 В свинцово-кислотная батарея с регулирующим клапаном для инвалидных колясок, состоящая из 12

аккумуляторов, заряжается зарядным устройством с выходным значением 24 В / 10 А Согласно вышеуказанным определениям, значение    =    0,30    10    =    3,0    А,    а    значение    г    -    0,25

Необходимый поток вентилирующего воздуха составляет Q = 0,05 12 3.0 0,25= 0.45 м3Л<

6.2.3 Специальная формула

Несмотря на 6.2.2, в расчетах может использоваться следующая специальная формула для нестандартных зарядных устройств с контролируемыми характеристиками напряжения и выходного тока, если имеется детальная информация о зарядном устройстве, зарядных профилях и типах батарей. а также если желательная оптимизация потока вентилирующего воздуха равна

О = v q s n lrai слецмал'Сл/100. M3Al,    (3)

где /га, ст^иал ~ всплеск тока в А/100 А ч номинальной емкости батареи в соответствии с таблицей 1.

Формула расчета вентиляционного воздушного потока

О = 0,05 л /г», спеЧ1ИЛ С„/100. м3/ч.    (4)

Для расчета необходимого вентиляционного воздушного потока необходимо использовать, по крайней мере, минимальные значения тока выделения газа 1,м слеу*ал. А/100. А ч, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1- Соответствие значений тока выделения газа /г„ типичному току окончания заряда, А/100 А ч, номинальной емкости с помощью зарядных устройств IU и IUI_

Характеристика зарядного устройства

Ток выделяемого газа /,», еп^«п. А/100 А ч, (минимальные значения)

Вентилируемые свинцовокислотные аккумуляторы

Свинцовокислотные аккумуляторы с регулирующим клапаном

Вентилируемые никель-кадмиевые акхумулягоры

Герметизированные ни-кель-кадмиевые аккумуляторы или аккумуляторы с никель-металл-гидридом

IUзаряд

(2.4 В/аккум. макс)

2

(2.4 В/аккум. макс)

1.0

(1.55 В/аккум. макс)

5

Проконсультируйтесь с изготовителем аккумуляторов или заряд-ного устройства

IUI заряд

Ток на третьем зарядном этапе, не менее 5

Ток на третьем зарядном этапе, не менее 1.5

Ток на третьем зарядном этапе, не менее 5

Примечания

1 24 В свинцово-кислотная тяговая батарея с регулирующим клапаном, состоящая из 12 аккумуляторов с номинальной емкостью 256 А ч заряжается соответствующим зарядным устройством IU с максимальным напряжением 28,8 В Регулировка значения напряжения соответственно 28.8/12 = 2,40 8/аккумулятор и в соответствии со значением 1,0 А/100, А ч, для

1гм СЛФЦЦДП из таблицы 1.

Необходимый поток вентилирующего воздуха составляет

0 = 0,05 12 1.0 256/100 = 1.54 м3

7

2    48 В никель-кадмиевая вентилируемая батарея, состоящая из 40 акхумуляторов с номинальной емкостью 180 А ч. заряжается соответствующим зарядным устройством IUI с выходным током 6,3 А на третьем зарядном этапе в соответствии с 6,3/180 = 0,035 А/А ч = 3,5 А/100 А ч Это меньше минимального допустимого значения /raj сг«чиал В ТабЛИЦв 1. ТбКИМ ОбрЭЗОМ, МИНИМЗЛЬНОе Значение /гм сп*ч**л 5 А/100 А ч из таблицы 1 должно быть использовано для расчета потока вентилирующего воздуха

Необходимый поток вентилирующего воздуха составляет

О = 0,05 40 5 180/100 = 18.00 м3

3    48 В никель-кадмиевая вентилируемая батарея, состоящая из 40 акхумуляторов с номинальной емкостью 180 А ч, заряжается соответствующим зарядным устройством IUI с выходным током 10,0 А на третьем зарядном этапе в соответствии с 10,0/180 = 0,056 А/А ч = 5.6 А/100 А ч Так как это значение выше 5.0 А/100 А ч, значение тока на третьем этапе заряда должно быть использовано как 1гcne4H»n. т е. 5.6 А/100 А ч.

Необходимый поток вентилирующего воздуха составляет

Q = 0,05 40 5,6 180/100 = 20,2 м3

6.2.4    Специальные зарядные устройства

При использовании пульсирующего зарядного устройства или другого специального зарядного устройства, т. е. «ускоренного заряда», или при использовании других видов заряда с нетрадиционными зарядными и рабочими характеристиками значение 1,аз должно быть установлено изготовителем зарядного устройства.

6.2.5    Параллельный заряд

Когда две или более батареи одновременно подвергаются заряду в одном помещении, индивидуальные значения потоков вентилирующего воздуха складываются.

6.3    Естественная вентиляция

Аккумуляторные помещения или участки с естественной приточной и вытяжной вентиляцией воздуха должны иметь минимально свободную площадь отверстия, вычисляемую по формуле

А = 28 О.    (5)

где А - свободная площадь отверстия для впуска воздуха и отверстия для выпуска воздуха. см:;

О - скорость вентиляционного потока свободного воздуха, м /ч.

Примечание - Для этого вычисления скорость воздуха принимают 0.1 м/с

Отверстия для впуска и выпуска воздуха должны быть расположены в местах с самыми подходящими условиями для обмена воздуха:

-    открытых на противоположных стенках;

-    с отверстиями на одной и той же стене с минимальным расстоянием 2 м.

На открытом воздухе, в больших залах и хорошо вентилируемых помещениях скорость воздуха может приниматься £ 0.1 м/с, что соответствует адекватной вентиляции.

Зарядные комнаты или помещения должны иметь свободный объем не менее 2.5 О. м3.

Отверстия для впуска и выпуска воздуха должны быть расположены в местах с самыми подходящими условиями для обмена воздуха:

-    открытых на противоположных стенках;

-    с отверстиями на одной и той же стене с минимальным расстоянием 2 м.

Воздух, выходящий из аккумуляторного помещения, должен выпускаться в атмосферу за пределами здания.

6.4    Принудительная вентиляция

При невозможности получения достаточного воздушного потока О посредством естественной вентиляции и применении принудительной вентиляции зарядное устройство должно блокироваться с системой вентиляции или должен быть включен сигнализатор для обеспечения необходимого воздушного потока для выбранного режима заряда.

Воздух, выходящий из аккумуляторного помещения, должен выпускаться в атмосферу за пределами здания.