Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

Определяет виды топлива, рекомендуемые при проведении стендовых испытаний с целью измерения содержания вредных выбросов с отработавшими газами по испытательным циклам, регламентируемых стандартом ИСО 8178-4. Стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования стандарта не распространяются на автомобильные двигатели.

 Скачать PDF

Идентичен ISO 8178-5:2015

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Выбор топлива

     5.1 Общие положения

     5.2 Влияние свойств топлива на выбросы двигателей с самовоспламенением от сжатия

     5.2.1 Содержание серы в топливе

     5.2.2 Специфика судовых топлив

     5.2.3 Другие свойства топлива

     5.3 Влияние свойств топлива на выбросы двигателей с искровым зажиганием

6 Существующие топлива

     6.1 Природный газ

     6.1.1 Эталонный природный газ

     6.1.2 Неэталонный природный газ

     6.2 Сжиженный нефтяной газ

     6.2.1 Эталонный сжиженный нефтяной газ

     6.2.2 Неэталонный сжиженный нефтяной газ

     6.3 Моторный бензин

     6.3.1 Эталонный моторный бензин

     6.3.2 Неэталонный моторный бензин

     6.4 Дизельное топливо

     6.4.1 Эталонное дизельное топливо

     6.4.2 Неэталонное дизельное топливо

     6.5 Дистиллятное топливо

     6.6 Мазут

     6.7 Сырая нефть

     6.8 Альтернативные топлива

     6.9 Требования и дополнительная информация

Приложение А (справочное) Расчет коэффициентов, зависящих от вида топлива

Приложение В (справочное) Эквивалентные методы испытаний (не ИСО)

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным и межгосударственным стандартам

Библиография

 

45 страниц

Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

08.11.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1708-ст
ИзданСтандартинформ2017 г.
РазработанООО ЦНИДИ

Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement. Part 5. Test fuels

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ



ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

Измерение выброса продуктов сгорания

Часть 5

Топливо для испытаний

(ISO 8178-5:2015, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «Центральный научно-исследовательский дизельный институт» (ООО «ЦНИДИ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2017 г. № 1708-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 8178-5:2015 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 5. Топливо для испытаний» (ISO 8178-5:2015 «Reciprocating internal combustion engines — Exhaust emission measurement — Part 5: Test fuels», IDT).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 8178-5-2009

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

И

ГОСТ Р ИСО 8178-5-2017

6 Существующие топлива

6.1    Природный газ

6.1.1    Эталонный природный газ

Для целей сертификации рекомендуется использовать эталонный природный газ следующих видов:

a)    эталонные топлива ЕС, перечень характеристик которых приведен в таблице 1;

b)    топлива США для сертификационных испытаний, перечень характеристик которых приведен в таблице 2;

c)    топлива Японии для сертификационных испытаний, перечень характеристик которых приведен в таблице 3.

Таблица 1 — Природный газ. Эталонные топлива ЕС

Характеристика

Единица

Метод

G

23

G

R

G

25

ния

испытаний

МИН.

макс.

МИН.

макс.

МИН.

макс.

Молярная доля метана

моль %

ИСО 6974

91,5

93,5

84

89

84

88

Молярная доля этана

моль %

ИСО 6974

11

15

Молярная доля компонентов с2+

моль %

ИСО 6974

1

Молярная доля инертных газов (кроме N2) + С2 + С2+

моль %

ИСО 6974

1

1

Молярная масса азота

моль %

ИСО 6974

6,5

8,5

12

16

Массовая концентрация серы

мг/м3

ИСО 6326-5

10

10

10

Источник: Регламент ЕС 582/2011.

Таблица 2 — Природный газ. Топливо США для сертификационных испытаний

Характеристика

Единица

измере

ния

Метод

испытаний

МИН.

макс.

Молярная доля метана

моль %

ASTM D1945

87

Молярная доля этана

моль %

ASTM D1945

5,5

Молярная доля пропана

моль %

ASTM D1945

1,2

Молярная доля бутана

моль %

ASTM D1945

0,35

Молярная доля пентана

моль %

ASTM D1945

0,13

Молярная доля компонентов С6+

моль %

ASTM D1945

0,1

Молярная доля кислорода

моль %

ASTM D1945

0,1

Молярная доля инертных газов,

Е СО2 и N2

моль %

ASTM D1945

5,1

Источник: Раздел 40, Свод федеральных нормативных актов, 1065,715.

Таблица 3 — Природный газ. Топливо Японии для сертификационных испытаний

Характеристика

Единица

Метод испытаний

Эквивалент 13А

измерения

МИН.

макс.

Суммарная теплотворная способность

ккал/м3

JIS К2301

10410

11 050

Характеристика

Единица

Метод испытаний

Эквивалент 13А

измерения

МИН.

макс.

Показатель Воббе

WI

а

13 260

730

Показатель скорости горения

МСР

а

36,8

37,5

Молярная доля метана

моль %

JIS К2301

85,0

Молярная доля этана

моль %

JIS К2301

10,0

Молярная доля пропана

моль %

JIS К2301

6,0

Молярная доля бутана

моль %

JIS К2301

4,0

Молярная доля компонентов С3 + С4

моль %

JIS К2301

8,0

Молярная доля компонентов С5+

моль %

JIS К2301

0,1

Молярная доля других газов (Н2 + о2 + N2 + СО + со2)

моль %

JIS К2301

14,0

Массовая концентрация серы

мг/м3

JIS К2301

10

а Показатель Воббе и показатель скорости горения рассчитываются, исходя из состава газа. Источник: Подробные правила безопасности для автотранспорта, приложения 41 и 42.

6.1.2 Неэталонный природный газ

Эталонный газ не всегда может быть использован, поскольку такая возможность зависит от его наличия на месте установки двигателя. В этом случае свойства используемого газа, в том числе результаты химического анализа, должны быть известны и указаны в отчете об испытаниях.

Универсальный перечень анализов, результаты которых должны включаться в отчет об испытаниях, приведен в таблице 4.

Таблица 4 — Природный газ. Универсальный перечень анализов

Характеристика

Единица

измерения

Метод

испытаний

Результат измерения

Молярная доля метана

%

ИСО 6974

Молярная доля компонентов С2

%

ИСО 6974

Молярная доля компонентов С2+

%

ИСО 6974

Молярная доля компонентов С6+

%

ИСО 6974

Молярная доля инертных газов, Е СО2 и N2

%

ИСО 6974

Массовая концентрация серы

мг/м3

ИСО 6326-5

6.2 Сжиженный нефтяной газ

6.2.1 Эталонный сжиженный нефтяной газ

Для целей сертификации рекомендуется использовать эталонный сжиженный нефтяной газ следующих видов:

a)    эталонные топлива ЕС, перечень характеристик которых приведен в таблице 5;

b)    топлива США для сертификационных испытаний, перечень характеристик которых приведен в таблице 6;

c)    топлива Японии для сертификационных испытаний, перечень характеристик которых приведен в таблице 7.

ГОСТ Р ИСО 8178-5-2017

Таблица 5 — Сжиженный нефтяной газ. Эталонные топлива ЕС

Характеристика

Единица

измерения

Метод

испытаний

Топливо А

Топливо В

Объемная доля компонентов С3

% об.

ИСО 7941

30 ± 2

85 ±2

Объемная доля компонентов С4

% об.

ИСО 7941

Баланс

Баланс

Объемная доля инертных газов, < С3, > С4

% об.

ИСО 7941

Макс. 2,0

Макс. 2,0

Объемная доля олефинов

% об.

ИСО 7941

Макс.12

Макс. 15

Осадок после выпаривания

(мг/кг)

ИСО 13757

Макс. 50

Макс. 50

Вода при 0 °С

Визуальный

осмотр

В свободном состоянии

В свободном состоянии

Общая сера

(мг/кг)

EN 24260

Макс. 10

Макс. 10

Сероводород

ИСО 8819

Нет

Нет

Коррозионная агрессивность (проба на медную пластинку)

Класс

ИСО 6251

Класс 1

Класс 1

Запах

Характерный

Характерный

Октановое число по моторному методу

EN 589 приложение В

Мин. 89,0

Мин. 89,0

Источник: Регламент ЕС 582/2011.

Таблица 6 — Сжиженный нефтяной газ. Топливо США для сертификационных испытаний

Единица

измерения

Метод

испытаний

Значения

Характеристика

МИН.

макс.

Объемная доля пропана

%об.

ASTM D2163

85

Объемная доля бутана

%об.

ASTM D2163

5

Объемная доля бутенов

%об.

ASTM D2163

2

Объемная доля пентанов и более тяжелых фракций

%об.

ASTM D2163

0,5

Объемная доля пропилена

%

ASTM D 2163

10

Давление паров при 38 °С

кПа

ASTM D1267 и 2598

1400

Летучесть

°С

ASTM D1837

Минус 38

Остаточные фракции

МЛ

ASTM D 2158

0,05

Коррозионная агрессивность (проба на медную пластинку)

Класс

ASTM D1838

Класс 1

Массовая концентрация серы

(мг/кг)

ASTM D 2784

80

Влагосодержание

Рейтинг

ASTM D 2713

Допустимое

Источник: Раздел 40, Свод федеральных нормативных актов, 1065,720.

9

Таблица 7 — Сжиженный нефтяной газ. Эталонные топлива Японии

Характеристика

Единица

измерения

Метод

испытаний

Значения

МИН.

макс.

Молярная доля пропана и пропилена

моль %

JIS К 2240

20

30

Молярная доля бутана и бутилена

моль %

JIS К 2240

70

80

Плотность при 15 °С

г/см3

JIS К 2240

0,500

0,620

Давление паров при 40 °С

МПа

JIS К 2240

1,55

Массовая концентрация серы

% масс.

JIS К 2240

0,02

6.2.2 Неэталонный сжиженный нефтяной газ

Во многих случаях эталонный сжиженный нефтяной газ не может быть использован, поскольку такая возможность зависит от его наличия на месте установки двигателя. В этом случае свойства используемого газа, в том числе результаты химического анализа, должны быть известны и указаны в отчете об испытаниях.

Универсальный перечень анализов, результаты которых должны включаться в отчет об испытаниях, приведен в таблице 8.

Таблица 8 — Сжиженный нефтяной газ. Универсальный перечень анализов

Характеристика

Единица измерения

Метод испытаний3

Результат измерения

Молярное содержание каждого компонента

%

ИСО 7941

Массовая концентрация серы

%

ИСО 4260

Давление паров при 40 °С

кПа

ИСО 8973 ИСО 4256

Плотность при 15 °С

г/см3

ИСО 3993 ИСО 8973

а Укажите использованный метод.

6.3 Моторный бензин

6.3.1 Эталонный моторный бензин

Для целей сертификации рекомендуется использовать эталонный моторный бензин следующих видов:

a)    эталонные топлива ЕС, перечень характеристик которых приведен в таблице 9;

b)    топлива США для сертификационных испытаний, перечень характеристик которых приведен в таблицах 10 и 11;

c)    топлива Японии для сертификационных испытаний, перечень характеристик которых приведен в таблице 12.

Таблица 9 — Моторный бензин. Эталонные топлива ЕЭС

Характеристика

Единица

измере-

Метод

испытаний

Директива

2002/88/ЕС

Регламент 582/2011 (ЕЮ)

ния

МИН.

макс.

МИН.

макс.

Октановое число бензина по исследовательскому методу (RON)

1

EN 25164

95

95

97

Октановое число бензина по моторному методу (MON)

1

EN 25163

85

84

86

Плотность при 15 °С

кг/м3

ИСО 3675

748

762

743

756

Упругость паров по Рейду

кПа

EN 12

56

60

Характеристика

Единица

измере-

Метод

испытаний

Директива

2002/88/EC

Регламент 582/2011 (ЕЮ)

ния

МИН.

макс.

МИН.

макс.

Давление паров (dry vapor pressure equivalent — DVPE)

кПа

EN-ИСО

13016-1

56

60

Содержание воды в топливе

% V/V

ASTM Е 1064

0,015

Фракционный состав

EN-ИСО 3405

Температура начала перегонки

°С

24

40

24

44

Перегоняется при 70 °С

% V/V

Перегоняется при 100 °С

% V/V

49

57

56

60

Перегоняется при 150 °С

% V/V

81

87

88

90

Температура конца перегонки

°с

190

215

190

210

Остаток

% V/V

2

2

Состав углеводородов

Объемная доля олефиновых

% V/V

ASTM D 1319/ EN 14517

10

3

18

Объемная доля ароматических

% V/V

ASTM D 1319/ EN 14517

28

40

25

35

Объемная доля бензола

% V/V

EN 12177

1

0,4

1,0

Объемная доля насыщенных продуктов

% V/V

ASTM D1319

Баланс

Про

токол

испыта

ний

Соотношение «углерод/водород»

Про

токол

испыта

ний

Про

токол

испыта

ний

Соотношение «углерод/кислород»

Про

токол

испыта

ний

Массовая доля серы

(мг/кг)

EN-ИСО

14596

EN-ИСО

20846

100

10

Содержание кислорода

% м/м

EN 1601

2,3

3,7

Содержание свинца

мг/л

EN 237

5

5

Содержание фосфора Стойкость к окислению

мг/л

ASTM D 3231

1,3

1,3

Индукционный период

МИН

EN-ИСО 7536

480

480

Смолистые нерастворимые вещества

мг/л

EN-ИСО 6246

0,04

0,04

Коррозия медной пластинки при 50 °С

EN-ИСО 2160

Класс 1

Класс 1

Окончание таблицы 9

Характеристика

Единица

измере

ния

Метод

испытаний

Директива

2002/88/ЕС

Регламент 582/2011 (ЕЮ)

МИН.

макс.

МИН.

макс.

Этанол

% V/V

EN 1601 EN 13132 EN 14517

9,5

10,0

Источник: Регламент ЕС 2002/88. Источник: Регламент ЕС 582/2011.


Таблица 10 — Моторный бензин (без этанола). Топлива США для сертификационных испытаний общего характера

Характеристика

Единица

Метод

Значение

измерения

испытаний

МИН.

макс.

Чувствительность (RON/MON)

1

ASTM D 2699 ASTM D 2700

7,5

Эквивалентное давление сухих паров

кПа

ASTM D 323

60,0

63,4ab

Фракционный состав Температура начала перегонки

°С

ASTM D 86

24

35

Перегоняется 10 % об.

°С

49

57

Перегоняется 50 % об.

°С

93

110

Перегоняется 90 % об.

°С

149

163

Конечная точка перегонки

°С

213

Состав углеводородов

ASTM D 1319

Олефиновые

% об.

10

Ароматические

% об.

35

Насыщенные продукты

% об.

Остаток

Массовая доля серы

мг/кг

80

Массовая концентрация свинца

г/л

ASTM D3237

0,013

Массовая концентрация фосфора

г/л

ASTM D 3231

0,0013


Примечание — Бензин, применяемый при испытаниях, должен иметь октановое число, характерное для коммерческих топлив, используемых в данном виде установок.


а Для испытаний, проводимых на высоте, превышающей 1219 м, допустимый диапазон испаряемости должен составлять от 52,0 до 55,2 кПа, а диапазон точки начала кипения — от 23,9 до 40,6 °С.

ь Для испытаний, не связанных с определением выбросов при испарении, диапазон давления должен составлять от 55,2 до 63,4 кПа.

Источник: Раздел 40, Свод федеральных нормативных актов, 1065,710.


Таблица 11 — Моторный бензин (без этанола). Топлива США для сертификационных испытаний при низких температурах

Характеристика

Единица

Метод

Значение

измерения

испытаний

МИН.

макс.

Эквивалентное давление сухих паров

кПа

ASTM D 323

77,2

81,4

Фракционный состав

ASTM D 86



Характеристика

Единица

Метод

Значение

измерения

испытаний

МИН.

макс.

Температура начала перегонки

°с

24

36

Перегоняется 10 % об.

°с

37

48

Перегоняется 50 % об.

°с

82

101

Перегоняется 90 % об.

°с

158

174

Конечная точка перегонки

°с

212

Состав углеводородов

ASTM D 1319

Олефиновые

% об.

17,5

Ароматические

% об.

30,4

Насыщенные продукты

% об.

Остаток

Массовая доля серы

мг/кг

80

Массовая концентрация свинца

г/л

ASTM D3237

0,013

Массовая концентрация фосфора

г/л

ASTM D 3231

0,005


Примечание — Бензин, применяемый при испытаниях, должен иметь октановое число, характерное для коммерческих топлив, используемых в данном виде установок.

Источник: Раздел 40, Свод федеральных нормативных актов, 1065,710.


Таблица 12 — Моторный бензин. Топливо Японии для сертификационных испытаний

Характеристика

Единица

Метод

Обычного качества

Высокого качества

ния

испытаний

МИН.

макс.

МИН.

макс.

Октановое число бензина по исследовательскому методу (RON)

1

JIS К 2280

90

92

99

101

Октановое число бензина по моторному методу (MON)

1

JIS К 2280

80

82

86

88

Плотность при 15 °С

г/см3

JIS К 2249

0,72

0,77

0,72

0,77

Упругость паров по Рейду

кПа

JIS К 2258

56

60

56

60

Фракционный состав Перегоняется 10 % об.

К(°С)

JIS К 2254

318 (45)

328 (55)

318 (45)

328 (55)

Перегоняется 50 % об.

К(°С)

363 (90)

373 (100)

363 (90)

373 (100)

Перегоняется 90 % об.

К(°С)

413

443 (170)

413 (140)

443 (170)

Температура конца перегонки

К(°С)

(140)

488 (215)

_

488 (215)

Состав углеводородов Олефиновые

% об.

JIS К 2536-1, -2, -3, -4, -5, -6

15

25

15

25

Ароматические

% об.

20

45

20

45

Бензол

% об.

1,0

1,0

Кислород

% масс.

NDa

ND

МТВЕ

% об.

ND

ND

13


Характеристика

Единица

Метод

Обычного качества

Высокого качества

ния

испытаний

МИН.

макс.

МИН.

макс.

Метанол

% об.

ND

ND

Этанол

% об.

ND

ND

Керосин

% об.

ND

ND

Массовая доля серы

мг/кг

JIS К 2541-1, -2, -6, -7

10

10

Массовая концентрация свинца

г/л

JIS К 2255

ND

ND

Массовое содержание смол на 100 мл

мг

JIS К 2261

5

5

а ND — не нормируется.

Источник: Подробные правила безопасности для автотранспорта, приложения 41 и 42.

6.3.2 Неэталонный моторный бензин

В случае необходимости использования неэталонного моторного бензина свойства такого бензина должны включаться в отчет об испытаниях.

В таблице 13 приведен универсальный перечень анализов используемого топлива, результаты которых должны включаться в отчет.

Таблица 13 — Моторный бензин. Универсальный перечень анализов

Характеристика

Единица измерения

Метод испытаний3

Результат измерения

Октановое число бензина по исследовательскому методу (RON)

1

ИСО 5164

Октановое число бензина по моторному методу (MON)

1

ИСО 5163

Чувствительность (RON/MON)

1

ИСО 5163 ИСО 5164

Плотность при 15 °С

кг/л

ИСО 3675

Упругость паров по Рейду

кПа

ИСО 3007

Давление паров (dry vapor pressure equivalent — DVPE)

кПа

EN 13016-1

Фракционный состав

ИСО 3405

Температура начала перегонки

°С

Перегоняется 10 % об.

°С

Перегоняется 50 % об.

°С

Перегоняется 90 % об.

°С

Температура конца перегонки

°С

Остаток

при 70 °С

%

при 100 °С

%

при 180 °С

%

Состав углеводородов

ИСО 3837

Объемная доля олефинов

%

ГОСТ Р ИСО 8178-5-2017

Характеристика

Единица измерения

Метод испытаний3

Результат измерения

Объемная доля ароматических

%

Объемная доля бензола

%

ASTM D 3606 ASTM D 5580 EN 238

Массовая доля серы

%

ИСО 4260 ИСО 8754

Массовая концентрация фосфора

г/л

ASTM D 3231

Массовая концентрация свинца

г/л

ИСО 3830

Стойкость к окислению

мин

ИСО 7536

Массовое содержание смол на 100 мл

мг

ИСО 6246

Коррозия медной пластинки при 50 °С

ИСО 2160

Оксигенаты

Элементный анализь

Массовая доля углерода

%

Массовая доля водорода

%

ASTM D 3343

Массовая доля азота

%

Массовая доля кислорода

%

а Укажите использованный метод. ь См. пункт 5.

6.4 Дизельное топливо

6.4.1 Эталонное дизельное топливо

Для целей сертификации рекомендуется использовать эталонные дизельные топлива следующих видов:

a)    эталонные топлива ЕС, перечень характеристик которых приведен в таблице 14;

b)    топлива США для сертификационных испытаний, перечень характеристик которых приведен в таблице 15;

c)    топлива Японии для сертификационных испытаний, перечень характеристик которых приведен в таблице 16.

Таблица 14 — Дизельное топливо. Эталонные топлива ЕС

Характеристика

Единица

измере-

Методы

Малосернистые

Ультра-

малосернистые

В7 (Euro VI)

ния

hui 1ы 1 ании

МИН.

макс.

мин.

макс.

МИН.

макс.

Цетановый индекс

EN-ИСО

4264

46

Цетановое число

1

ИСО 5165

52

54

54

52

56

Плотность при 15 °С

кг/м3

ИСО 3675

833

837

833

865

833

837

Фракционный состав

ИСО 3405

перегоняется 50 % об.

°С

245

245

245

перегоняется 95 % об.

°С

345

350

345

350

345

350

Температура конца перегонки

°С

370

370

360

Характеристика

Единица

измере-

Методы

испытаний

Малосернистые

Ультра-

малосернистые

В7 (Euro VI)

ния

МИН.

макс.

мин.

макс.

МИН.

макс.

Температура вспышки

°с

ИСО 2719

55

55

55

Предельная температура фильтруемости

°с

EN 116

Минус

5

Минус

5

Минус

5

Кинематическая вязкость при 40 °С

мм2

ИСО 3104

2,5

3,5

2,3

3,3

2,3

3,3

Полициклические ароматические углеводороды

% м/м

EN12916

3,0

6,0

3,0

6,0

2,0

4,0

Массовая доля серы

мг/кг

EN-ИСО 14596 EN-ИСО 20846

300

10

10

Коррозия медной пластинки

ИСО 2160

Класс

1

Класс

1

Класс

1

Массовая доля коксового остатка методом Конрадсо-на (10 % DR)

%

ИСО 10370

0,2

0,2

0,2

Массовая доля золы

%

EN-ИСО

6245

0,01

0,01

0,01

Массовая доля воды

%

EN-ИСО

12937

0,05

0,02

0,02

Общее загрязнение

мг/кг

EN 12662

24

Смазывающая способность (HFRR 60 °С)

мкм

EN

ИСО 12156

400

400

Кислотное число

мгКОН/г

ASTM D 974

0,02

0,02

0,10

Стойкость к окислению

мг/мл

EN-ИСО

12205

0,025

0,025

0,025

Стойкость к окислению при 110 °С

Ч

EN 15751

20,0

FAME

% V/V

EN 14078

Отс.

6,0

7,0


Источник: Регламент ЕС 582/2011. Источник: Регламент ЕС 2004/26.


Таблица 15 — Дизельное топливо. Топлива США для сертификационных испытаний

Характеристика

Единица

Метод

Топливо 2-D

измерения

испытаний

МИН.

макс.

Цетановое число

1

ASTM D 613

40

50

Цетановый индекс

1

ASTM D 976

40

50

Удельный вес

°АР1

ASTM D 4052

32

37

Фракционный состав

ASTM D 86

Температура начала перегонки

°С

171

204

Перегоняется 10 % об.

°С

204

238


ГОСТ Р ИСО 8178-5-2017

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................1

4    Обозначения и сокращения............................................................2

5    Выбор топлива.......................................................................3

5.1    Общие положения................................................................3

5.2    Влияние свойств топлива на выбросы двигателей с самовоспламенением от сжатия.........3

5.2.1    Содержание серы в топливе....................................................4

5.2.2    Специфика судовых топлив.....................................................5

5.2.3    Другие свойства топлива.......................................................5

5.3    Влияние свойств топлива на выбросы двигателей с искровым зажиганием..................6

6    Существующие топлива...............................................................7

6.1    Природный газ...................................................................7

6.1.1    Эталонный природный газ......................................................7

6.1.2    Неэталонный природный газ....................................................8

6.2    Сжиженный нефтяной газ..........................................................8

6.2.1    Эталонный сжиженный нефтяной газ.............................................8

6.2.2    Неэталонный сжиженный нефтяной    газ..........................................10

6.3    Моторный бензин................................................................10

6.3.1    Эталонный моторный бензин...................................................10

6.3.2    Неэталонный моторный бензин.................................................10

6.4    Дизельное топливо...............................................................15

6.4.1    Эталонное дизельное топливо..................................................15

6.4.2    Неэталонное дизельное топливо................................................18

6.5    Дистиллятное топливо............................................................19

6.6    Мазут..........................................................................21

6.7    Сырая нефть....................................................................23

6.8    Альтернативные топлива..........................................................24

6.9    Требования и дополнительная информация..........................................24

Приложение А (справочное) Расчет коэффициентов, зависящих от вида топлива................25

Приложение В (справочное) Эквивалентные методы испытаний (не ИСО)......................30

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным и межгосударственным стандартам...........................32

Библиография........................................................................33

ГОСТ Р ИСО 8178-5-2017

Окончание таблицы 15

Характеристика

Единица

Метод

Топливо 2-D

измерения

испытаний

МИН.

макс.

Перегоняется 50 % об.

°с

243

282

Перегоняется 90 % об.

°с

293

332

Температура конца перегонки

°с

321

366

Температура вспышки

°с

ASTM D 93

54

Кинематическая вязкость при 37,88 °С

мм2

ASTM D445

2

3,2

Массовая доля серы для ультрамало-сернистого топлива

мг/кг

ASTM D2622 или его эквивалент, допустимый по 40 CFR

7

15

- малосернистое

80.580

300

500

- высокосернистое

800

2500

Объемная доля ароматических углеводородов (в остаток входят парафиновые, нафтеновые и олефиновые)

г/кг

ASTM D 5186

(10)

Источник: Раздел 40, Свод федеральных нормативных актов, 1065,703.

Таблица 16 —Дизельное топливо. Топлива Японии для сертификационных испытаний

Характеристика

Единица

измере-

Метод

Сертификационное топливо 1а

Сертификационное топливо 2Ь

ния

иы 1ы 1 аний

МИН.

макс.

МИН.

макс.

Цетановый индекс

JIS К2280

53

57

53

60

Плотность при 15 °С

г/см3

JIS К2249

0,824

0,840

0,815

0,840

Фракционный состав

JIS К 2254

Перегоняется 50 % об.

К(°С)

528 (255)

568 (295)

528 (255)

568 (295)

Перегоняется 90 % об.

К(°С)

573 (300)

618 (345)

573 (300)

618 (345)

Температура конца перегонки

К(°С)

643 (370)

643 (370)

Состав углеводородов

Общие ароматические

% об.

JPI-5S-49-97c

25

25

Полициклические ароматические

% об.

JPI-5S-49-97c

5,0

5,0

Температура вспышки

К(°С)

JIS К2265-3

331 (58)

331 (58)

Кинематическая вязкость при 30 °С

мм2

JIS K2283

3,0

4,5

3,0

4,5

Массовая доля серы

мг/кг

JIS K2541-1, -2, -6, -7

10

10

Триглицерид

Допустимый метод измерения, согласно бюллетеню METId

NDe

NDe

Метиловые эфиры жирных кислот

NDe

NDe

17

Введение

Поскольку свойства топлив в разных странах мира могут очень сильно отличаться, в настоящий стандарт включен обширный список как эталонных, так и коммерческих видов топлива.

Хотя эталонные топлива обычно являются репрезентативными по отношению к тем или иным группам коммерческих топлив, однако требования к их качеству значительно выше. Именно эталонные топлива рекомендуются для преимущественного использования при сертификационных испытаниях по ИСО 8178-1.

В тех случаях, когда при испытаниях на содержание вредных выбросов отработавших газов используются коммерческие топлива (что характерно для испытаний, проводимых на местах установки), независимо от того, включены ли эти топлива в списки, приводимые в настоящем стандарте, в отчет об испытаниях рекомендуется включать информацию о свойствах использованного топлива в виде таблиц стандартной формы, приведенных в разделе 5 настоящего стандарта.

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ

Измерение выброса продуктов сгорания

Часть 5

Топливо для испытаний

Reciprocating internal combustion engines. Exhaust emission measurement. Part 5. Test fuels

Дата введения — 2019—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт определяет виды топлива, рекомендуемые при проведении стендовых испытаний с целью измерения содержания вредных выбросов с отработавшими газами по испытательным циклам, регламентируемых стандартом ИСО 8178-4.

Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания поршневые (далее — двигатели).

Требования настоящего стандарта не распространяются на автомобильные двигатели.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты:

ISO 4264, Petroleum products — Calculation of cetane index of middle-distillate fuels by the four-variable equation (Нефтепродукты. Расчет цетанового индекса среднедистиллятных топлив с помощью уравнения с четырьмя переменными)

ISO 8178-1:2006, Reciprocating internal combustion engines — Exhaust emission measurement — Part 1: Test-bed measurement of gaseous and particulate exhaust emissions (Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 1. Измерение выбросов газов и частиц на испытательных стендах)

ISO 8216-1, Petroleum products — Fuels (class F) classification — Part 1: Categories of marine fuels [Нефтепродукты. Топлива (класс F). Классификация. Часть 1. Категории топлива, применяемого на судах]

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 коксовый остаток (коксуемость) (carbon residue): Остаток, образовавшийся после выпаривания и термической деструкции углеродосодержащего вещества.

Примечание — В настоящее время традиционные методы анализа — Конрадсона и Рамсботтома — применяются относительно редко, уступив место методу (микро)коксового остатка [Источник: ИСО 1998-2:1998, 2.50.001].

Издание официальное

3.2    цетановый индекс (cetane index): Показатель, приближенно характеризующий цетановое число продукта, рассчитываемый по плотности топлива и его фракционному составу.

Примечание — Расчет производится по формуле, выведенной на основании статистического анализа обширной и представительной выборки по наиболее популярным в мире дизельным топливам, цетановое число и фракционный состав которых известны, поэтому данная формула каждые 5—10 лет обновляется. Формула, используемая в настоящее время, приведена в ИСО 4264. Она не применима к топливам с присадками, повышающими воспламеняемость [Источник: ИСО 1998-2:1998, 2.30.111].

3.3    цетановое число (cetane number): Число, характеризующее воспламеняемость дизельного топлива при стандартных условиях.

Примечание — Цетановое число соответствует объемному содержанию гексадекана (цетана) в эталонной смеси, характеризуемой тем же периодом задержки самовоспламенения, что и анализируемое топливо. Чем выше цетановое число, тем меньше период задержки самовоспламенения [Источник: ИСО 1998-2:1998, 2.30.110].

3.4    сырая нефть (crude oil): Форма нефти, встречающаяся в природных условиях, по большей части залегающая в составе пористых подземных формаций типа песчаника.

Примечание — Смесь углеводородов естественного происхождения, чаще всего в жидком состоянии, которая может также включать в себя примеси в виде серы, азота, кислорода, металлов и других элементов [Источник: ИСО 1998-1:1998, 1.05.005].

3.5    дизельное топливо (diesel fuel): Газойль, состав которого оптимизирован для использования в качестве топлива средне- и высокооборотных дизелей, используемых преимущественно в транспортных средствах.

Примечание — Его другое распространенное название — «автомобильное дизельное топливо» [Источник: ИСО 1998-1:1998, 1.20.131].

3.6    дизельный индекс (diesel index): Число, характеризующее воспламеняемость дизельного топлива и мазута, рассчитанное по известным значениям плотности топлива и анилиновой точки.

Примечание — Точность упомянутого метода невелика, поэтому данный показатель в настоящее время применяется редко; иногда он используется для оценки свойств некоторых композитных тяжелых топлив (см. также 3.2, цетановый индекс).

3.7    сжиженный нефтяной газ [liquefied petroleum gas (LPG)]: Смесь легких углеводородов, состоящая преимущественно из пропана, пропилена, бутанов и бутенов, которую удобно хранить и транспортировать в жидком состоянии при умеренных значениях давления и температуры внешней среды [Источник: ИСО 1998-1:1998, 1.15.080].

3.8    октановое число (octane number): Число, которое характеризует антидетонационные свойства топлива, используемого в двигателях с искровым зажиганием.

Примечание — Этот показатель определяется при испытаниях двигателя путем сравнения испытываемого топлива с эталонным. Поскольку существуют различные методы измерения октанового числа, его значение, приводимое в отчете об испытаниях, должно сопровождаться указанием использованного метода [Источник: ИСО 1998-2:1998, 2.30.100].

3.9    оксигенат (oxygenate): Кислородосодержащее органическое соединение, которое может быть использовано в качестве топлива или добавки к топливу; оксигенатами являются, например, различные спирты и эфиры.

4 Обозначения и сокращения

Обозначения и сокращения, используемые в настоящем стандарте, аналогичны тем, которые используются в ИСО 8178-1:2006, пункт 4, и в приложении А.

Для удобства пользователей приведены обозначения и сокращения, наиболее существенные для настоящего стандарта.

2

ГОСТ Р ИСО 8178-5-2017

Обозначение

Единица

измерения

кг/кг

Определение

X    коэффициент избытка воздуха (в килограммах сухого воздуха

на килограмм топлива) kf    коэффициент для расчета расхода отработавших газов для влажного

кг/ч

кг/ч

кг/ч

%

%

%

%

%

состояния (зависит от вида топлива) ксв коэффициент для расчета углеродного баланса (зависит от вида топлива) qmaw массовый расход воздуха на всасывании по влажному весу qmew массовый расход отработавших газов по влажному весуqmf    массовый    расход топлива

wALF    массовая    доля водорода в топливе

wBET    массовая    доля углерода в топливе

wGAM    массовая    доля серы в топливе

wDEL    массовая    доля азота в топливе

wEPS массовая доля кислорода в топливе z    коэффициент вида топлива для расчета l/l/ALF

а При нормальных условиях (Т = 273,15 К и р = 101,3 кПа).

5 Выбор топлива

5.1    Общие положения

При сертификации двигателей рекомендуется использовать эталонные топлива.

Эталонные топлива отражают характеристики промышленных топлив, которые используются в различных странах, и, соответственно, их свойства могут различаться. Характеристики вредных выбросов, полученные при работе на различных эталонных топливах, обычно несопоставимы, поскольку они зависят от состава топлива. При сравнении результатов, полученных в различных лабораториях, рекомендуется, чтобы свойства эталонных топлив, применявшихся при испытаниях, были как можно ближе друг к другу. Для выполнения этого требования предпочтительно брать топлива из одной партии.

Для всех топлив (включая эталонные) результаты их анализа должны приводиться в отчете об испытаниях наряду с результатами измерений характеристик выбросов.

Для топлив, не входящих в число эталонных, должны быть определены данные, указанные в следующих таблицах:

-    таблица 4 Природный газ. Универсальный перечень анализов;

-    таблица 8 Сжиженный нефтяной газ. Универсальный перечень анализов;

-    таблица 13 Моторный бензин. Универсальный перечень анализов;

-    таблица 17 Дизельное топливо. Универсальный перечень анализов;

-    таблица 19 Дистиллятное топливо. Универсальный перечень анализов;

-    таблица 21 Мазут. Универсальный перечень анализов;

-    таблица 22 Сырая нефть. Универсальный перечень анализов.

Элементный анализ топлива должен выполняться в тех случаях, когда нет возможности произвести одновременное измерение массового расхода отработавших газов или расхода воздуха на впуске и расхода топлива.

В этих случаях массовый расход отработавших газов может быть рассчитан по измеренным значениям концентрации выбросов с помощью методов расчета, приведенных в ИСО 8178-1:2006, приложение А. В случаях, когда нет возможности провести анализ топлива, массовые доли водорода и углерода можно определять расчетным путем. Рекомендуемые методы расчета приведены в А.2.1, А.2.2 и А.2.3.

Методы расчета выбросов и расхода отработавших газов зависят от состава топлива.

Вычисление факторов, зависящих от состава топлива, там, где оно необходимо, должно выполняться в соответствии с ИСО 8178-1:2006, приложение А (приложение А к настоящему стандарту).

Примечание — Документы, регламентирующие методы определения свойств топлив, но не входящие в число стандартов ИСО, упомянутых в настоящем стандарте, приведены в приложении В.

5.2    Влияние свойств топлива на выбросы двигателей с самовоспламенением от сжатия

Выбросы двигателей существенно зависят от свойств применяемого топлива. Отдельные параметры топлива оказывают на уровень выбросов более или менее сильное влияние. В разделах 5.2.1 —5.2.3 приведен краткий обзор наиболее важных параметров.

3

5.2.1 Содержание серы в топливе

Содержание серы в сырой нефти обычно бывает достаточно велико. Сера, остающаяся в топливе после нефтепереработки, при сгорании в цилиндре двигателя окисляется до сернистого ангидрида S02, являющегося основным источником загрязнения атмосферы серой от двигателей. Часть S02, попадая в выпускной тракт двигателя, в смесительный канал или в систему очистки выпуска, подвергается дальнейшему окислению, превращаясь в оксид серы (VI) S03. Реагируя с присутствующей в отработавших газах водой, оксид серы образует серную кислоту, которая может образовывать различные сульфаты, а также менять агрегатное состояние и при измерении фигурировать как один из компонентов выброса частиц (РМ).

Следовательно, содержание серы в топливе оказывает существенное влияние на уровень выброса частиц.

Массовая доля сульфатов в отработавших газах двигателя зависит от следующих параметров:

-    расхода топлива (BSFC);

-    содержания серы в топливе (FSC);

-    степени преобразования S в S04 (CR);

-    приращение массы из-за абсорбции воды, приведенное к H2S04 ■ 6,651 Н20.

Расход топлива и содержание серы в топливе являются измеряемыми параметрами, тогда как степень преобразования может быть оценена только приближенно, поскольку меняется от двигателя к двигателю. Как правило, в двигателях, не имеющих системы очистки выпуска, степень преобразования составляет порядка 2 %. Влияние серы на уровень РМ рассчитывают по формуле

где SulfurPM —удельный вклад серы из топлива в уровень РМ в граммах на киловатт-час (г/кВт ч) эффективной мощности;

BSFC — удельный расход топлива в граммах на киловатт-час (г/кВт ч) эффективной мощности; FSC — содержание серы в топливе в миллиграммах на килограмм (мг/кг);

CR — степень преобразования S в S04 в процентах (%);

6,795296 — степень преобразования S в H2S04 ■ 6,651 Н20.

Данная величина основана на предположении, что с каждым граммом H2S04 связывается 1,2216 грамма воды, поскольку в атмосфере, где производится взвешивание, точка росы равна 9,5 °С. Это соответствует 6,651 Н20.

Соотношение между содержанием серы в топливе и уровнем выброса сульфатов для двигателя без системы очистки отработавших газов и степенью преобразования S в S04 2 % показано на рисунке 1.

FSC


PR

---6,795296,


(1)


SulfurpM = BSFC •


1.000,000 100


X — содержание серы в топливе, мг/кг; Y — содержание РМ в отработавших газах, г/кВт ч

Рисунок 1 — Соотношение между содержанием серы в топливе и выбросами сульфатов в двигателях без системы каталитической очистки отработавших газов


4


ГОСТ Р ИСО 8178-5-2017

В состав многих систем очистки выпуска входит катализатор окисления. Его роль состоит в интенсификации химических реакций, необходимых для правильного функционирования системы очистки выпуска. Поскольку катализатор окисления интенсифицирует также преобразование S02 в S04, то при наличии серы в топливе наличие такой системы очистки существенно усиливает выброс частиц. При использовании подобного рода систем очистки степень преобразования может резко возрасти (рост может составлять от 30 до 70 % в зависимости от эффективности каталитического преобразователя). Как следует из рисунка 2, это может оказать значительное влияние на выбросы РМ.

X — содержание серы в топливе, мг/кг; Y — содержание РМ в отработавших газах, г/кВт ч;

1 — степень преобразования 70 %; 2 — степень преобразования 30 %

Рисунок 2 — Соотношение между содержанием серы в топливе и выбросами сульфатов в двигателях с системой каталитической очистки отработавших газов

5.2.2    Специфика судовых топлив

Для судовых топлив (дистиллятных и тяжелых) содержание серы и азота оказывают существенное влияние на уровень выбросов соответственно РМ и NOx (оксиды азота).

Как правило, содержание серы в топливах для судовых двигателей примерно на порядок больше, чем в топливах для двигателей автомобильной и внедорожной техники (см. таблицу 21). Даже в отсутствие системы очистки отработавших газов при содержании серы в топливе 2 % уровень выбросов РМ, обусловленный наличием серы, будет составлять порядка 0,4 г/кВт ч. Кроме того, заметный вклад в общий выброс РМ вносят такие компоненты, как зола, ванадий и частицы отложений. Таким образом, частицы, образовавшиеся внутри двигателя (а это в основном сажа), составляют лишь небольшую часть общего объема выбросов РМ. Принимая решение об использовании системы очистки отработавших газов, необходимо учесть положения, изложенные в 5.2.1.

Среднее содержание азота в мазуте в настоящее время составляет около 0,4 %, но эта цифра постоянно растет. Известны случаи, когда содержание азота в мазуте доходило до 0,8—1,0 %. Увеличение содержания азота до 0,8 % при степени преобразования 55 % увеличит уровень выбросов NOx двигателем более чем на 2 г/кВт ч. Такое увеличение весьма существенно и в расчетах должно учитываться.

5.2.3    Другие свойства топлива

Существуют и другие параметры топлива, сильно влияющие на уровни выбросов и расход топлива двигателей. В отличие от серы, диапазон их изменения мало предсказуем и может быть разнонаправленным, тем не менее есть общие тенденции, применимые ко всем двигателям. Важнейшими из этих параметров являются: цетановое число, плотность, содержание полиароматических углеводородов, общее содержание соединений ароматического ряда и фракционный состав. Влияние этих параметров кратко описано ниже.

Что касается выбросов NOx, то на их уровень влияет в основном общее содержание соединений ароматического ряда, тогда как влияние полиароматических соединений и плотности не столь зна-

5

чительно. Это может быть объяснено тем, что при увеличении содержания ароматических соединений растет температура пламени при сгорании топлива, что приводит к росту выбросов NOx.

Что же касается образования РМ, то наиболее важными параметрами топлива с этой точки зрения являются плотность топлива и содержание полиароматических соединений. По приближенной оценке снижение содержания в топливе полиароматических соединений с 30 до 10 % дает уменьшение выбросов РМ на 4 %. Аналогичный результат по выбросам РМ дает снижение содержания полиароматических соединений с 9 до 1 %.

Увеличение цетанового числа (CN) улучшает условия холодного пуска двигателя, что приводит к снижению выбросов белого дыма. Увеличение цетанового числа приводит также к снижению выбросов NOx на величину до 9 %, особенно на малых нагрузках. В этом случае увеличение цетанового числа с 50 до 58 может снизить расход топлива на величину до 3 %.

5.3 Влияние свойств топлива на выбросы двигателей с искровым зажиганием

Параметры топлива, существенно влияющие на уровни выбросов и расход топлива двигателя с искровым зажиганием: октановое число, содержание серы, количество металлосодержащих присадок, оксигенатов, олефинов и бензола.

Каждый двигатель рассчитывают и настраивают на определенное октановое число. Когда октановое число используемого топлива оказывается ниже требуемого, это может привести к возникновению детонации, возможным следствием которой является серьезное повреждение двигателя. Топливо с пониженным октановым числом может использоваться в двигателе, оборудованном датчиком детонации, срабатывание которого инициирует увеличение задержки зажигания.

Как уже говорилось выше, содержание серы в сырой нефти обычно бывает достаточно велико. Если эта сера не удалена в процессе очистке нефти, она будет загрязнять топливо. Наличие серы в топливе значительно увеличивает уровень выбросов, поскольку сера отравляет катализатор. Кроме того, сера отрицательно влияет на работу датчиков содержания кислорода в отработавших газах. Следствием этого является существенный рост выбросов НС и NOx. К тому же технологии использования обедненной рабочей смеси (применение которой влечет за собой необходимость очистки отработавших газов от NOx) чрезвычайно чувствительны к присутствию серы.

Металлосодержащие присадки, как правило, приводят к образованию золы. Это необратимо ухудшает условия работы катализатора и других компонентов системы очистки, в частности датчиков содержания кислорода, результатом чего является рост выбросов NOx. Так, например, для повышения октанового числа бензина иногда используется присадка ММТ (метилциклопентадиенил-марганец-трикарбонил). Продукты сгорания ММТ образуют налет на внутренних компонентах двигателя, в частности на свечах зажигания, что приводит к росту вредных выбросов и расхода топлива. Кроме того, они оседают на катализаторе и частично забивают его структуру, что ведет к росту не только вредных выбросов, но и расхода топлива.

Нередко в бензин добавляют органические соединения, обогащенные кислородом, с целью либо повышения октанового числа, либо увеличения объема горючего, либо обеднения смеси для снижения выбросов окиси углерода. В последнем случае выбросы окиси углерода снижаются, особенно в карбюраторных двигателях, не имеющих электронных систем управления топливоподачей с обратной связью. Однако повышение уровня 02 сверх расчетного предела, на который настроен двигатель без замкнутой системы управления топливоподачей, ведет, как правило, к увеличению выбросов NOx и температуры сгорания, что может, в свою очередь, вызвать преждевременный отказ двигателя.

Олефины, являющиеся ненасыщенными углеводородами, в ряде случаев также повышают октановое число бензина. Однако наличие олефинов в бензине может вести к выделению и осаждению смол и других отложений, а также к росту вредных выбросов, в том числе химически активных (то есть способствующих образованию озона) углеводородов.

Бензол входит в состав природной сырой нефти и, кроме того, является продуктом каталитического риформинга, в ходе которого образуется высокооктановый бензин. Он, как известно, является канцерогеном. Наиболее очевидным способом сократить выбросы бензола двигателями с искровым зажиганием является ограничение его содержания в бензине.

Испаряемость бензина является одним из критических параметров, от которых зависят рабочие показатели двигателя, в том числе уровень вредных выбросов. Испаряемость, в свою очередь, определяется двумя параметрами —давлением паров бензина и фракционным составом.