Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

103 страницы

Купить Авиационные правила Часть 36 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе представлены требования к воздушным судам (ВС) по шуму на местности, которые должны быть выполнены при выдаче следующих сертификатов: сертификата типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и компьютерной категорий и дополнений к этому сертификату; сертификата типа воздушного судна ограниченной категории и дополнений к этому сертификату, а также сертификата летной годности (экземпляра ВС)

  Скачать PDF

Оглавление

Ведение

Раздел А - Основные положения

Раздел В - Измерение и оценка шума самолетов транспортной

Раздел С - Ограничения по шуму для дозвуковых самолетов транспортной категории

Раздел D - Ограничения по шуму для сверхзвуковых самолетов транспортной категории

Раздел Е - (Зарезервирован)

Раздел F - Легкие винтовые самолеты и самолеты компьютерной категории

Раздел G - (Зарезервировано)

Раздел Н - Вертолеты транспортной категории

Раздел I - (Зарезервирован)

Раздел J - Легкие вертолеты

Раздел К - Сверхлегкие винтовые самолеты

Раздел L - (Зарезервирован)

Раздел M - (Зарезервирован)

Раздел N - Вспомогательные силовые установки (ВСУ)

Раздел О - Эксплуатационные ограничения и информация

Приложение А. Измерение шума самолетов транспортной категории

Приложение В. Оценка шума самолетов транспортной категории

Приложение С. Уровни шума дозвуковых самолетов транспортной категории

Приложение D (Зарезервировано)

Приложение Е (Зарезервировано)

Приложение F. Требования по шуму для легких винтовых самолетов и самолетов компьютерной категории

Часть А - Общие положения

Часть В - Измерение шума

Часть С - Корректировка полученных данных

Часть D - Ограничения по шуму

Приложение G. Требования по шуму для легких винтовых самолетов и самолетов компьютерной категории

Часть А - Общие положения

Часть В - Измерение шума

Часть С - Корректировка полученных данных

Часть D - Ограничения по шуму

Приложение Н. Требования по шуму для вертолетов транспортной категории

Часть А - Исходные условия

Часть В - Измерение шума

Часть С - Оценка и расчет шума

Часть D - Ограничения по шуму

Приложение J. Требования по шуму для легких вертолетов

Часть А - Исходные условия

Часть В - Измерение шума

Часть С - Оценка и расчет шума

Часть D - Ограничения по шуму

Приложение К. Требования по шуму для сверхлегких винтовых самолетов

Часть А - Общие положения

Часть В - Измерение шума

Часть С - Корректировка полученных данных

Часть D - Ограничения по шуму

Приложение N. Требования по шуму для вспомогательных силовых установок

Часть А - Общие положения

Часть В - Измерение шума

Часть С - Корректировка полученных данных

Часть D - Ограничения по шуму

Показать даты введения Admin

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 36

СЕРТИФИКАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПО ШУМУ НА МЕСТНОСТИ

2003

п/п


36-1


ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ к Части 36 АП - Сертификация воздушных судов

по шуму на местности


Обозначение изменения


Оглавление


1И1-Введение

- введено

1И1-36.9

- изменен

1И1-36.11

- изменен

1И1-Раздел В

- изменен

1И1 -Раздел С

- изменен

1И1-Раздел D

- изменен

1И1-Раздел Е

- изменен

1И1-Раздел Н

- изменен

1И1-36.1501

- изменен

1И1-36.1581

- изменен

1И1-36.1583

- изменен

1И1-Приложение А

- изменен

1И1-А36.9

- изменен

1И1-Приложение В

- изменен

1И1-Приложение С

- изменен

1И1 -Приложение Е

- изменен

1И1 -Приложение G

- изменен

1И1 -Приложение Н

- изменен

1И1-Н36.109

- изменен

1И1-Н36.205

- изменен

1П1-Прил. Н, часть D

- изменен

1H1-J36.101

- изменен

ini-J36.109

- изменен

1H1-J36.201

- изменен

1И1-К36.301

- изменен

1И1 -Приложение N

- изменен

ini-N36.103

- изменен

1И1-Ш6Л05

- изменен

1H1-N36.109

- изменен

1M1-N36.201

- изменен

1111-Введение

- введено

1И1-36.1:

(a)(1), (2), (3)

(a) (4)

(b) , (с), (d), (е)

(f)(1), (2), (3), (4), (5), (6) - изменены (f)(7), (8)    - введены

(f)(7)    -    переобозначен    как (f)(9)

(f)(8) -переобозначен KaK(f)(10)


Раздел А


-    изменены

- изъят

-    изменены


Дата вступления в силу


п/п

Обозначение изменения

I Дата 1 I вступления I в силу 1

36-1

(h)(1), (2Xii), (ЗХД (iv), (4)

- изменены


(к)(1), (2)

1И1-36.2:

(a)(2), (Ь)

1И1-36.3 1И1-36.5 1И1-36.6:

(c)(l)(ii), (iv)

1И1-36.7.

(c)(2), (d)( 1 )(iii), (e)( 1 )(i) - изменены


(f)(4)

1И1-36.9

(Ь)

1И1-36.11:

(a)(1), (2), (Ь) 1И1-36.13

1И1-36.101

1И1-36.103


Раздел В


Раздел С

1И1-36.201:

(a) ,(ЬХ1),(2)

(b) (3), (c)(1), (2), (3), (4)

Раздел D

1И1-36.301

(а),(Ь)


Раздел F


1И1-36.501:

(аХШЗ) (aXlXi), №) (aX3Xi), (ii),(iii)

(d)(e)


Раздел Н


- изменены


- изменены

-    изменен

-    изменен

- изменены


- введен

-    изменен

- изменены

-    изменен

-    изменен

-    изменен


- изменены - введены


- изменены


- изменены

-    введены

-    введены - введен


1И1-36.805:

(а), (Ь), (с)

(d)

1И1-36Л001


Раздел J


- изменены - введен

- изменен


Примечание. Номер изменения состоит из цифр, указывающих общий порядковый номер изменения, буквы «И», цифр, указывающих порядковый номер изменения к параграфу (пункту), и номера параграфа (пункта), в который вносится изменение. Например: ЗИ2-36.201 — это третье изменение к АП-36, являющееся вторым изменением к параграфу 36.201.


ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ. Стр. 1


Авиационные правила

не может быть определен как отвечающий одновременно более чем одной ступени или более чем одной конфигурации.

(h)    Для показа соответствия требованиям данной Части АП вертолета транспортной категории и легкого вертолета установлено, что легкий вертолет — это вертолет, максимальная разрешенная взлетная масса которого не превышает 2730 кг, и приняты следующие обозначения:

(1)    уровни шума 1-й ступени — уровни шума соответственно при пролете, наборе высоты или заходе на посадку, превосходящие предельно допустимые уровни шума 2-й ступени, регламентированные Н36.305 Приложения Н к данной Части АП для вертолетов транспортной категории и J36.305 — для легких вертолетов;

(2)    вертолет 1-й ступени — вертолет, который не показал соответствия требованиям данной Части АП в отношении предельно допустимых уровней шума, предъявляемым:

(i)    к вертолетам транспортной категории 2-й ступени при пролете, наборе высоты и заходе на посадку;

(ii)    к легким вертолетам при пролете;

(3)    уровни шума 2-й ступени — уровни шума, не превосходящие предельно допустимых уровней шума, которые регламентированы:

(i)    для вертолетов транспортной категории — Н36.305 (a)(2) Приложения Н к данной Части АП;

(ii)    для легких вертолетов — J36.305 Приложения J к данной Части АП;

(4)    вертолет 2-й ступени — вертолет, уровни шума которого соответствуют уровням шума 2-й ступени (включая допустимые превышения уровней шума), регламентированным Н36.305 Приложения Н к данной Части АП для вертолетов транспортной категории, и J36.305 — для легких вертолетов.

(i)    Для показа соответствия требованиям данной части АП легкого винтового самолета нормальной, многоцелевой, акробатической или коммьютерной категории устанавливается, что это — самолет, взлетная масса которого не превышает 8620 кг.

(j)    Для показа соответствия требованиям данной Части АП сверхлегкого самолета установлено, что это — самолет, максимальная разрешенная взлетная масса которого не превышает 390 кг, нагрузка на крыло не превышает 25 кгс/м2, а максимальный запас топлива — не более 50 л.

(k)    В настоящей Части АП представлены инструктивные материалы (Приложение N), которые при необходимости могут использоваться для сертификации по шуму вспомогательных силовых установок (ВСУ) и связанных с ними бортовых систем, установленных:

(1) на всех воздушных судах, в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификацию летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная установленная процедура после 18 сентября 1995 г.;

(2) на воздушных судах существующих типов, в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификацию ввиду изменения типовой конструкции ВСУ или выполнена другая аналогичная установленная процедура после 18 сентября 1995 г.

36.2.    Специальные требования по взаимосвязи с другими частями АП

(а) В соответствии с требованиями АП-21, 4.4.3, каждый заявитель, обращающийся за сертификатами типа:

(1)    самолета, на который распространяются требования данной Части АП, независимо от даты подачи заявки,

(2)    вертолета, на который распространяются требования данной Части АП —

— должен показать соответствие положениям данной Части АП, относящимся к данным типам ВС.

(Ь) Заявитель, обращающийся в соответствии с АП-21, 13.1.4, за разрешением на акустическое изменение в типовой конструкции, должен показать соответствие требованиям настоящей Части АП, относящимся к данному случаю.

36.3.    Совместимость с требованиями летной годности

Должно быть показано, что ВС удовлетворяет Нормам летной годности, которые составляют основу сертификационного базиса ВС при всех условиях данной Части АП, и что все процедуры, используемые для обеспечения требований данной Части АП, а также все процедуры и информация для летного экипажа, которые разработаны в соответствии с настоящей Частью АП, соответствуют требованиям разделов Норм летной годности, представленных в сертификационном базисе ВС.

36.5.    Ограничение Части

Регламентируемые данной Частью АП уровни шума установлены настолько низкими, насколько это экономически оправдано, технологически выполнимо и применимо к типу ВС, к которому они относятся. Требования настоящей Части АП относятся исключительно к ВС и их акустическим характеристикам, но не распространяются на аэропорты и прилегающее к ним пространство.

36.6.    Положение о справочных материалах

(а) Основные положения. Данная Часть АП регламентирует соблюдение некоторых стандартов и процедур, которые полностью в АП не изложены. Эти стандарты и процедуры содержатся в опубликованных материалах, которые являются достаточно доступными для соответствующих категорий специалистов и утверждены сертифицирующим органом для включения в качестве ссылочных.

8



Авиационные правила

(b)    Включенные материалы.

(1)    Выходные данные любой публикации или части публикации, на которую делается ссылка, но которая не помещается полностью в тексте, приведены в пункте (с) данного параграфа. Таким образом, данные публикации входят в настоящую Часть АП в качестве ссылочного материала, утвержденного сертифицирующим органом.

(2)    Изменения во включенную справочную документацию вводятся специальной ссылкой с указанием об ее утверждении.

(c)    Утвержденные справочные документы. В данной Части АП используются следующие справочные документы, полное или сокращенное название которых приводится ниже:

(1)    публикации Международной Электротехнической Комиссии (МЭК):

(i) № 179 «Прецизионные шумомеры», 1973;

(и) № 1260 «Электроакустические октавные и дробные фильтры, предназначенные для анализа звуков и вибраций», 1995;

(iii)    № 651 «Прецизионные шумомеры», 1979;

(iv)    № 1265 «Электроакустические приборы для сертификации воздушных судов по шуму», 1976;

(v)    № 804 «Интегрирующие осредняющие шумомеры», 1985.

(2)    публикации Общества инженеров само-движущегося транспорта (SAE): SAE ARP 866А «Стандартные величины атмосферного поглощения как функция температуры и влажности для применения при оценке пролетного шума воздушного судна», 1975;

(3)    международные Стандарты и Рекомендуемая практика «Охрана окружающей среды». Приложение 16, том 1, 1993;

(4)    техническое руководство ИКАО по окружающей среде, регламентирующее использование методик при сертификации воздушных судов по шуму (Doc 9501-AN/929, 1995).

36.7. Акустическое изменение:

самолеты транспортной категории

(a)    Применимость. Данный параграф относится ко всем самолетам транспортной категории, для которых утверждено акустическое изменение в соответствии с АП-21.

(b)    Основные требования. Для каждого самолета, на который распространяется действие данного параграфа, за исключением специально оговоренных случаев, необходимо выполнять следующие требования:

(1) при демонстрации соответствия нормам уровни шума ВС должны быть измерены и оценены согласно установленным процедурам и условиям, регламентированным Приложениями А и В к данной Части АП;

(2) должно быть показано соответствие уровней шума ВС, определенных согласно требованиям С36.7 и С36.9 Приложения С к данной Части АП, предельно допустимым уровням шума, установленным в С36.5 Приложения С.

(c)    Самолеты 1-й ступени. Для каждого самолета, который до изменения конструкции являлся самолетом 1-й ступени, в дополнение к положениям пункта (Ь) данного параграфа необходимо выполнение следующего:

(1)    уровни шума такого самолета не должны после изменения в конструкции превосходить уровней шума, имевших место до изменения в конструкции. Правила компенсации не могут быть использованы для увеличения уровней шума 1-й ступени, если самолет после изменения типовой конструкции квалифицируется как самолет 2-й ступени;

(2)    дополнительно для самолета, заявка на выдачу сертификата которого подана после 18 сентября 1995 г.:

(i) при проведении испытаний до и после изменения в типовой конструкции не должно быть уменьшения наибольших значений мощности или тяги, определенной из условий обеспечения летной годности;

(и) во время испытаний по определению шума при взлете, сбоку от ВПП и при наборе высоты, проводимых до изменения в типовой конструкции, должна применяться конфигурация, удовлетворяющая требованиям летной годности при минимальном шуме для наибольшей взлетной массы.

(d)    Самолеты 2-й ступени. Если самолет до изменения в типовой конструкции представлял собой самолет 2-й ступени, то дополнительно к положениям пункта (Ь) данного параграфа необходимо выполнение следующего:

(1) турбореактивный самолет с двигателями высокой степени двухконтурности, который до изменения в типовой конструкции был оборудован турбореактивными двигателями со степенью двухконтурности 2 и более:

(i) после изменения в типовой конструкции должен соответствовать в каждой контрольной точке уровню шума меньшему из следующих:

—    превышающий предельно допустимый уровень шума 3-й ступени не более чем на 3 ЕРЫдБ;

—    не превышающий предельно допустимый уровень шума 2-й ступени;

(й) должен удовлетворять требованию компенсации, определенному С36.5 (Ь) Приложения С, по согласованию с данным параграфом в зависимости от того, что применяется: допустимые уровни шума 2 или 3-й ступени плюс 3 ЕРЫдБ;

(Ш) во время испытаний по шуму при взлете, проводимых перед изменением в типовой конструкции, должна быть применена

9



Авиационные правила

конфигурация, удовлетворяющая требованиям летной годности при минимальном шуме для наибольшей утвержденной взлетной массы;

(2) самолет, который до изменения в типовой конструкции имел турбореактивные двигатели со степенью двухконтурности менее 2:

(i)    после изменения в типовой конструкции не может представлять самолет 1-й ступени;

(ii)    во время испытаний по шуму при взлете и при наборе высоты, проведенных перед изменением в типовой конструкции, должен использовать конфигурацию, удовлетворяющую требованиям летной годности при минимальном шуме для наибольшей утвержденной взлетной массы.

(e)    Самолеты 3-й ступени. Если до изменения в типовой конструкции самолет представляет собой самолет 3-й ступени, то дополнительно к положениям пункта (Ь) данного параграфа необходимо выполнить следующее:

(1)    если до изменения в типовой конструкции не требуется соответствие уровням шума 3-й ступени, самолет должен:

(i) представлять собой после изменения в типовой конструкции самолет 2-й ступени, при этом должно быть показано выполнение требований соответствующего пункта —

(d) (1) или (d)(2) данного параграфа;

(й) оставаться после изменения в типовой конструкции самолетом 3-й ступени, при этом должно быть показано выполнение пункта (e)(2) данного параграфа;

(2)    если до изменения в типовой конструкции требуется соответствие уровням шума 3-й ступени, то после изменения в типовой конструкции самолет должен представлять собой самолет 3-й ступени.

(f)    Самолеты 4-й ступени. Если до изменения в типовой конструкции самолет представляет собой самолет 4-й ступени, то дополнительно к положениям пункта (Ь) данного параграфа необходимо выполнить следующее:

(1)    если до изменения в типовой конструкции не требуется соответствие уровням 4-й ступени, самолет должен:

(i) представлять собой после изменения в конструкции самолет 3-й ступени, при этом должно быть показано выполнение требований соответствующего пункта — (e)(1) или

(e) (2) данного параграфа;

(п) оставаться после изменения в типовой конструкции самолетом 4-й ступени, при-этом должно быть показано выполнение пункта (f)(2) данного параграфа;

(2)    если до изменения в типовой конструкции требуется соответствие уровням шума 4-й ступени, то после изменения в типовой конструкции самолет должен представлять собой самолет 4-й ступени.

36.9. Акустическое изменение:

легкие винтовые самолеты, самолеты коммьютерной категории и сверхлегкие самолеты

Для легких винтовых самолетов нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категорий и сверхлегких самолетов, для которых заявка на утверждение акустического изменения в соответствии с АП-21 была подана после 18 сентября 1995 г.:

(a)    если до изменения в типовой конструкции на самолет был выдан сертификат типа в соответствии с данной Частью АП, то в дальнейшем не допускается превышение уровней шума, установленных в 36.501 для легких винтовых самолетов и в 36.1001 — для сверхлегких;

(b)    если до изменения в типовой конструкции на самолет не выдавался сертификат типа в соответствии с данной Частью АП, то не должна превышаться наибольшая из следующих величин:

(1)    предельно допустимый уровень шума, установленный в 36.501 для легких винтовых самолетов и в 36.1101 — для сверхлегких;

(2)    уровень шума, имевший место до изменения в типовой конструкции, который был откорректирован в соответствии с 36.501 для легких винтовых самолетов и 36.1101 — для сверхлегких.

36*11* Акустическое изменение:

вертолеты транспортной категории и легкие вертолеты

Данный параграф применяется ко всем вертолетам транспортной категории и к легким вертолетам, для которых заявка на утверждение акустического изменения в соответствии с АП-21 подана после 18 сентября 1995 г.

(a)    Основные требования. Для утверждения акустических изменений вертолетов и легких вертолетов, на которые распространяются положения данного параграфа, должны выполняться (если не заданы специальные) следующие требования:

(1)    уровни шума должны быть измерены, оценены и рассчитаны в соответствии с применяемыми процедурами и условиями, предписанными частями В и С Приложения Н для вертолетов транспортной категории или частями В и С Приложения J для легких вертолетов;

(2)    соответствие требованиям Н36.305 для вертолетов транспортной категории и J36.305 для легких вертолетов должно быть подтверждено процедурами, указанными в разделах Н и J к данной Части АП.

(b)    Вертолеты 1-й ступени. Для каждого вертолета (за исключением указанных в 36.805 (с)), представляющего собой до изменения в типовой конструкции вертолет 1-й ступени, уровни шума после изменения не могут превосходить уровней шума, регламентируемых Н36.305 (a)(1) Приложения Н для вертолетов транспортной категории и


Авиационные правила

J.36.305 Приложения J — для легких вертолетов. Допустимое превышение предельно допустимого уровня шума, установленное в Н36.305 (Ь), не может быть использовано для увеличения уровня шума 1-й ступени.

(с) Вертолеты 2-й ступени. Любой вертолет, представляющий собой до изменения в типовой конструкции вертолет 2-й ступени, должен оставаться вертолетом 2-й ступени и после изменения в типовой конструкции.

36.13. Акустическое изменение: вспомогательные силовые установки (ВСУ)

Для всех воздушных судов существующих типов, в отношении которых подана заявка на сертификацию ввиду изменения типовой конструкции основной ВСУ или выполнена другая аналогичная установленная процедура после 18 сентября 1975 г., уровни шума, создаваемые ВСУ и связанными с ними бортовыми системами, не должны превышать уровней, существовавших до этого изменения в соответствии с предписаниями раздела N (36.1401).


11/12

Авиационные правила

РАЗДЕЛ В

ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА ШУМА САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ

(определение — 36Л (f))

36Л01. Измерение шума

Для самолетов транспортной категории создаваемый шум должен быть измерен в соответствии либо с Приложением А к данной Части АП, либо с утвержденной эквивалентной процедурой.

36Л03. Оценка шума

Для самолетов транспортной категории информация по измеренным уровням шума, полученная в соответствии с требованиями 36.101, должна быть оценена либо с помощью методик Приложения В к данной Части АП, либо в соответствии с утвержденной эквивалентной процедурой.


13/14

Авиационные правила

РАЗДЕЛ С

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ ДОЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ (определение — 36Л (f)(9))

36.201. Ограничения по шуму

(a)    Для дозвуковых самолетов транспортной категории соответствие требованиям данного параграфа показывается по измеренным уровням шума, определенным согласно разделу В данной Части АП и полученным в контрольных точках на местности либо в условиях летных испытаний, которые регламентированы в С36.7 и С36.9 Приложения С к данной Части АП, либо согласно утвержденной эквивалентной процедуре.

(b)    Для дозвуковых транспортных самолетов с турбореактивными двигателями:

(1)    оснащенных ТРДД со степенью двухкон-турности менее 2 и в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на выдачу сертификата типа или впервые выдано удостоверение летной годности экземпляра до 1 января 1977 г.,

(2)    оснащенных ТРДД со степенью двухкон-турности 2 или более и для которых удостоверение летной годности (экземпляра) впервые было выдано до 1 января 1977 г.,

(3)    модифицированных вариантов самолетов, предусмотренных в пункте (b)(2) настоящего параграфа, в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат в связи с изменением типовой конструкции или выполнена другая аналогичная процедура 26 ноября 1981 г. или позже —

— уровни шума на местности определяются требованиями раздела А (36.1 (f) и 36.7 (d)) данной Части АП.

(с) Для дозвуковых самолетов транспортной категории:

(1)    с ТРДД. включая модифицированные варианты, в отношении которых сертифицирующим органом была (будет) принята заявка на сертификат типа или выполнена другая аналогичная процедура 6 октября 1977 г. или позже и до 1 января 2006 г.,

(2)    с турбовинтовыми двигателями, включая модифицированные варианты, с максимальной сертифицированной массой свыше 5700 кг, в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат типа 1 января 1985 г. или позже и до 17 ноября 1988 г., за исключением случаев, когда применяются стандарты приложения G,

(3)    с турбовинтовыми двигателями, включая модифицированные варианты, с максимальной сертифицированной массой более 9000 кг, в отношении которых сертифицирующим органом была (будет) принята заявка на сертификат типа или выполнена другая аналогичная процедура 17 ноября 1988 г. или позже и до 1 января 2006 г. —

—    уровни шума на местности определяются требованиями раздела А (36.1 (1)(5) и 36.7 (е)) данной Части АП;

(4)    с ТРДД, включая их модифицированные варианты, с ТВД для самолетов с максимальной взлетной массой 8618 кг и более, включая их модифицированные варианты, в отношении которых сертифицирующим органом была (будет) принята заявка на сертификат летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная процедура 1 января 2006 г. или позже —

—    уровни шума на местности определяются требованиями раздела А (36.1 (f)(7) и 36.7 (1)) данной Части АП.


15/16

Авиационные правила

РАЗДЕЛ D

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ (определение — 36.1(f)(10))

36.301. Ограничения по шуму

(а) Основные положения. Для сверхзвуковых самолетов соответствие требованиям данного раздела показывается по измеренным уровням шума, определенным согласно разделу В данной Части АП и полученным в контрольных точках на местности либо в условиях летных испытаний, регламентированных в С36.7 и в С36.9 Приложения С к данной Части АП, либо согласно утвержденной эквивалентной процедуре.

(Ь) Ограничение по шуму. Уровни шума на местности сверхзвуковых самолетов транспортной категории и их модифицированных вариантов, в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат летной годности или выполнена другая аналогичная установленная процедура в сроки:

(1)    до 1 января 1975 г. — определяются требованиями раздела А (36.1 (f)(1), 36.7) данной Части АП как уровни шума 1-й ступени;

(2)    после 1 января 1975 г. — определяются требованиями раздела А (36.1 (f)(5), 36.7) данной Части АП как уровни шума 3-й ступени.


17/18

Авиационные правила


РАЗДЕЛ F

ЛЕГКИЕ ВИНТОВЫЕ САМОЛЕТЫ И САМОЛЕТЫ КОММЬЮТЕРНОЙ КАТЕГОРИИ (определение — 36Л (i))

36.501. Ограничения по шуму

(а) Для самолетов с максимальной сертифицированной массой, не превышающей 8620 кг, должно быть показано соответствие требованиям данного параграфа:

(1)    легких винтовых самолетов нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категорий (за исключением самолетов, специально сконструированных для использования в сельском хозяйстве или для борьбы с пожарами), в отношении которых:

(i)    сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат типа или выполнена другая аналогичная процедура 1 января 1975 г. или позже и до 17 января 1988 г. (за исключением модифицированных вариантов самолетов, в отношении которых сертифицирующим органом принята заявка на сертификат типа или выполнена другая аналогичная процедура 17 ноября 1988 г. или позже), и в этом случае применяются требования норм Приложения G данной Части АП;

(ii)    сертификат летной годности для отдельного экземпляра самолета впервые был выдан 1 января 1980 г. или позже;

(2)    легких винтовых самолетов нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категорий (за исключением самолетов, специально сконструированных для использования в сельском хозяйстве или для борьбы с пожарами, мотопланеров и самолетов, указанных в пункте

(3) настоящего параграфа), в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат типа или всех модифицированных вариантов, или выполнена другая аналогичная процедура 17 ноября 1988 г. или позже;

(3)    однодвигательных легких винтовых самолетов нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категорий (за исключением самолетов, специально сконструированных для использования в сельском хозяйстве или для борьбы с пожарами, мотопланеров, поплавковых гидросамолетов и самолетов-амфибий), в отношении которых:

(i) сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат типа или их модифицированных вариантов или выполнена другая аналогичная процедура 4 ноября 1999 г. или позже;


(ii) сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат модифицированного варианта самолета или выполнена другая аналогичная процедура 4 ноября 1999 г. или позже, но в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат типа до 4 ноября 1999 г.;

(ш) выполняются требования пункта (3)(й), но заявка на сертификат модифицированного варианта была подана до 4 ноября 1999 г.

(b)    Для воздушных судов, относящихся к пункту (a)(1) данного параграфа, должно быть показано соответствие методике измерения уровней шума, регламентированной частями В и С Приложения F или установленной утвержденными эквивалентными процедурами. Должно быть показано, что уровень шума, создаваемого самолетом, не превосходит предельно допустимого значения, регламентированного частью D Приложения F.

(c)    Для воздушных судов, относящихся к пункту

(a)(2) данного параграфа, должно быть показано соответствие методике измерения уровней шума, регламентированной частями В и С Приложения G, или методике, установленной утвержденными эквивалентными процедурами. Должно быть показано, что уровень шума, создаваемого самолетом, не превосходит предельно допустимого значения, регламентированного частью D (G36.301 (с)) Приложения G.

(d)    Для самолетов, относящихся к пункту (a)(3)(i) и (ii) данного параграфа, должно быть показано соответствие методике измерения уровней шума, регламентированной частями В и С Приложения G, или методике, установленной утвержденными эквивалентными процедурами. Должно быть показано, что уровень шума, создаваемого самолетом, не превосходит предельно допустимого уровня шума, регламентированного частью D (G36.301 (с)) Приложения G.

(e)    Для самолетов, относящихся к пункту (a)(3)(iii) данного параграфа, если они не отвечают требованиям к предельно допустимым уровням шума G36.301

(с), должно быть показано, что их уровень шума не превосходит предельно допустимых значений, установленных G36.301 (с) части D Приложения G.


21/22

п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

36-1

(c)    - переобозначен как (ЬЗ)

и изменен

(d)    - переобозначен как (Ь4)

и изменен

(e)    - переобозначен как (Ь5)

и изменен

(f)    - изъят (Ъ6), (с), (cl), (с2), (сЗ) - введены

Приложение В

1И1-В36.1:

введение, (а), (Ь), (с) - изменены 1И1-В36.9:

введение - изменено

Приложение С 1И1-С36.3:

(b)    - изменен

(c)    - переобозначен как (c)(2) (c)(1), (3) - введены (с)(2), (3) - изменены 1И1-С36.5:

(a) (4) - введен 1И1-С36.7:

(b) (i), (ii) - введены

(c) , (е)( 1) - изменены

(e) (3) -изъят

Приложение F 1И1- F36.1 - изменен 1H1-F36.101:

(b) (3), (4) - изменены ini-F36.105:

(а), (с), (е), (f), (g) - изменены 1И1- F36.109:

(d) (2), (f)(4) - изменены

(f) (7) - введен 1И1-136.111:

(c)    - введен 1H1-F36.201:

(а), (Ь) - изменены (f) - введен 1H1-F36.301:

(a)    - переобозначен как (Ь)

(b)    - переобозначен как (с)

и изменен

(а) - введен

Приложение G 1H1-G36.1 -изменен 1И1-С36.101:


п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

36-1

(а), (Ь) - изменены Раздел К

1И1-36.1101:

(a)(1), (2), (Ь), (с) - изменены

Раздел N 1И1-36.1405 -изменен

Раздел О

1И1-36.1501:

(а) - изменен 1И1-36.1581:

(c)    - переобозначен как (d)

(d)    - переобозначен как (е)

(e)    - переобозначен как (f)

(f)    - введен в новый (f) и изменен (с) - введен 1И1-36.1583:

(a)(2)(i), (ii), (b), (с) - изменены

Приложение А 1И1-А36.1:

(a)(2), (7) - изменены

(a) (7)(i), (ii), (iii) - введены (c)(3), (4), (d)(5), (7) - изменены 1И1-А36.3:

(b) ( 1), (с)( 1), (2)(iv), (v) - изменены

(c) (2)(vi) - введен

(c) (3)(i),(ii), (d)(1), (4)(iii) - изменены

(d) (5)(iii) - изменен

(e) (2), (4)(ii), (6) - изменен 1И1-А36.5:

(b)(5)(v), (vi) - изъяты

(b)(5)(vii) -переобозначен

как (b)(5)(v)

(b)(5)(viii)(l), (2) -переобозначен как (b)(5)(vi) и изменен

(b)(5)(x), (xi) - переобозначен как (b)(5)(vii) и изменен

(b) (5)(х) -изъят

(c) (1 )(ii), (d)(2) - изменены 1И1-А36.7 - изменен 1И1-А36.9:

(с), (d)(3)(i) -изменены 1И1-A36.il:

(a), (a)(3) -изменены

(a) (4), (5), (6), (Ы) - введены

(b)    - переобозначен как (Ь2)

и изменен

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр. 2


Авиационные правила


РАЗДЕЛ Н

ВЕРТОЛЕТЫ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ (определение — 36Л (h))

36.801. Измерение шума

Для вертолетов транспортной категории шум, создаваемый ими, должен измеряться в контрольных точках и при условиях испытаний, которые регламентированы частью В Приложения Н к данной Части АП, или в соответствии с эквивалентной процедурой, утвержденной сертифицирующим органом.

36.803. Оценка и расчет шума

Результаты измерения шума, полученные в соответствии с 36.801, должны быть скорректированы применительно к исходным условиям и оценены в соответствии с частью С Приложения Н к данной Части АП или с эквивалентной процедурой, утвержденной сертифицирующим органом.

36.805. Ограничения по шуму

(а) Требования к уровням шума на местности применимы ко всем вертолетам, за исключением вертолетов, сконструированных специально для использования в сельском хозяйстве, для борьбы с пожарами или транспортировки грузов на внешней подвеске. Для вертолетов, в отношении которых сертифицирующим органом принята заявка на выдачу сертификата типа или выполнена другая аналогичная процедура после 1 января 1985 г., или принята заявка на изменение типовой конструкции, которое неблагоприятно влияет на сертификационные уровни шума вертолета, после 17 октября 1988 г., должно быть показано соответствие уровням шума 2-й ступени, регламентированным частью D Приложения Н к данной Части АП (Н36.305 (a)(2)).

(b)    Для вертолетов, в отношении которых заявка на выдачу первоначального сертификата типа была подана до 1 января 1985 г., а также для вертолетов, которые представляют собой первые гражданские варианты вертолетов, спроектированных, построенных и используемых Вооруженными Силами до 1 января 1985 г., должно быть показано, что их уровни шума не превосходят предельно допустимых, установленных в Н36.305 (a)(l)(ii) Приложения Н к данной Части АП. Последующие гражданские варианты должены отвечать требованиям 2-й ступени.

(c)    Сертификация вертолетов, способных перевозить груз на внешней подвеске или внешнее оборудование, проводится без таких грузов или без установки специального оборудования.

Для вертолетов, которые соответствуют стандартам для перевозки грузов на борту, может быть сделано исключение при перевозке грузов на внешней подвеске или внешнего оборудования в том случае, если такие полеты производятся при значениях полетной массы или другого эксплуатационного параметра, превышающих значения, полученные при сертификации на летную годность с грузом на борту.

(d)    В том случае, если вертолет имеет максимальную сертифицированную взлетную массу' 2730 кг или менее, подающий заявку может, как вариант, подтвердить соответствие требованиям раздела J вместо раздела Н.


25/26

п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

36-1

(b)(6) - изменен 1H1-G36.105:

(b)    - изменен 1H1-G36.107:

(а), (Ь) - изменены im-G36.Hl:

(а), (Ь) - изменены

(c) (2Xv), (d), (е) - введены 1И1-С36.201:

(а), (аХ 1), (2), (3), (4) - изменены

(d) (3), (4) - изменены 1H1-G36.301:

(а), 0X1), (2), (3), (с) - изменены

Приложение Н 1И1-Н36.3:

(d), (е), (f)(2) - изменены (f)(lXiii), (g) - введены 1И1-Н36.101:

(a) , (b)(8)(ii), (сХ2), (7) - изменены 1И1-Н36.103:

(b) (6) -изменен 1И1-Н36.105:

(b) (3) -изменен 1И1-Н36Л09:

(c) (2Xii) - изменен

(d) (5)(iii)

(d)(5)(iii) примечания 1,2 - изменены

(d) (5Xiv), (dX6) - изменены

(e) (6), (f)(2) - изменены

(f) (3), (4) -изъяты 1И1-Н36.111:

(b)(5)(iii), ОХ 1 ),(2) - изменены (d)(4) - изъят 1И1-Н36.113:

0) - изменен 1И1-Н36.203:

(а), 0) - изменены 1И1-Н36.205:

(a)    общая часть -изменена

(b) (2) - изменен (f)(3) -изъят

(f) (4) -переобозначен как (f)(3)

(g) (l)(i), (ii) -изменены

(g)(l)(iii) -изъят

(g)(l)(iv) - переобозначен

как (g)(l)(iii)

(g)(2) - изъят


п/п

Обозначение изменения

Дата вступления в силу

36-1

Приложение J 1И1-Л36.1 - изменен 1HW36.3:

(b)    - изъят

(c)    - переобозначен как (Ь)

и изменен

1И1^Т36.101:

(b)(5), (c)(2) - изменены 1И1^36.105:

(b)( 1), (d) - изменены 1И1^36.109:

(сХ2) -изменен 1ИЫ36.111:

(bX5Xvi) -изъят

Приложение К 1И1-К36.101:

(d) , (е), (e)(2) - изменены 1И1-К36.105:

(d) - изменен

Приложение N 1M1-N36.1:

(b)(i), (ii), (iii) - изменены 1H1-N36.105:

(а) - изменен

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ. Стр. 3/4


ВВЕДЕНИЕ

Настоящее 2-е издание Части 36 Авиационных правил «Сертификация воздушных судов по шуму на местности» (АП-36) включает поправку 36-1 к изданию АП-36 1995 года.

Настоящие Авиационные правила. Часть 36 «Сертификация воздушных судов по шуму на местности», включающие поправку 36-1 к изданию АП-36 1995 года, утверждены Постановлением 22-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 31 октября 2002 г.

Первая редакция Части 36 Авиационных Правил «Сертификация воздушных судов по шуму на местности» была разработана в России в 1995 году.

Часть 36 была создана как обобщение ряда нормативных документов: соответствующего раздела Авиационных правил США (FAR), стандарта ИКАО «Международные стандарты и рекомендуемая практика. Охрана окружающей среды». Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 «Авиационный шум», ИКАО, 3-е издание, 1993, а также отечественных государственных стандартов, регламентирующих предельно допустимые уровни шума самолетов и вертолетов на местности и методы, определяющие соответствие уровней шума воздушных судов требованиям норм.

За прошедшее после 1995 года пятилетие в рабочих группах Комитета ИКАО по защите окружающей среды от воздействия авиации были наработаны многочисленные дополнения и изменения действующих стандартов, которые нашли отражение в Поправках № 5 и 6 к 3-му изданию стандарта ИКАО.

В связи с этим возникла необходимость в подготовке второй редакции АП-36, где учтены следующие основные изменения и дополнения:

—    даты и области применения отдельных нормативных положений для различных типов воздушных судов приведены в соответствие с датами и областями применения, установленными в стандарте ИКАО;

—    в методике определения уровня шума магистрального самолета в контрольной точке на местности, расположенной сбоку от ВПП, отражена методология, изложенная в стандарте ИКАО;

—    для самолетов с ТВД введена новая контрольная точка на местности для измерения шума, расположенная под траекторией взлета самолета;

—    в новой редакции изложена методика корректировки результатов измерений шума на местности, которая отражает методику корректировки, принятую в стандарте ИКАО;

—    в основной текст АП внесены алгебраические соотношения и необходимые табличные данные для расчета коэффициентов атмосферного поглощения звука;

—    расширена область действия нормативных требований к самолетам акробатической (спортивной) категории;

—    введены новые нормы уровней шума на местности для самолетов транспортной категории 4-й ступени;

—    введены новые нормы уровней шума на местности для однодвигательных винтовых самолетов;

—    метод измерения шума на местности легких винтовых самолетов приведен в соответствие с методом, принятым в стандарте ИКАО.

Помимо отмеченного, во всех Приложениях терминология типов воздушных судов и сертификатов приведена в соответствие с терминологией, принятой в АП-21. Уточнены формулировки номенклатуры скоростей полета и режимов работы двигателей воздушных судов, откорректированы некоторые рисунки Приложений A, G, Н.

5/6

Авиационные правила


Часть 36


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................

РАЗДЕЛ А — ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

36.1.    Применение и определения...........................................................................

36.2.    Специальные требования по взаимосвязи с другими частями АП............

36.3.    Совместимость с требованиями летной годности.......................................

36.5.    Ограничение Части.........................................................................................

36.6.    Положение о справочных материалах..........................................................

36.7.    Акустическое изменение: самолеты транспортной категории...................

36.9.    Акустическое изменение: легкие винтовые самолеты, самолеты

коммьютерной категории и сверхлегкие самолеты.....................................

36.11. Акустическое изменение: вертолеты транспортной категории

и легкие вертолеты.........................................................................................

36.13. Акустическое изменение: вспомогательные силовые установки (ВСУ)..

РАЗДЕЛ В — ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА ШУМА САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ

36.101. Измерение шума.............................................................................................

36.103. Оценка шума..................................................................................................

РАЗДЕЛ С — ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ ДОЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ

36.201. Ограничения по шуму...................................................................................

РАЗДЕЛ D — ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ

36.301. Ограничения по шуму ...................................................................................

РАЗДЕЛ Е — [Зарезервировано]

РАЗДЕЛ F — ЛЕГКИЕ ВИНТОВЫЕ САМОЛЕТЫ

И САМОЛЕТЫ КОММЬЮТЕРНОЙ КАТЕГОРИИ

36.501. Ограничения по шуму....................................................................................

РАЗДЕЛ G — [Зарезервировано]

РАЗДЕЛ И — ВЕРТОЛЕТЫ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ

36.801. Измерение шума............................................................................................

36.803. Оценка и расчет шума...................................................................................

36.805. Ограничения по шуму...................................................................................

РАЗДЕЛ I — [Зарезервировано]

РАЗДЕЛ J — ЛЕГКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ

36.1001. Измерение шума............................................................................................

36.1003. Оценка и расчет шума...................................................................................

36.1005. Ограничения по шуму...................................................................................

РАЗДЕЛ К — СВЕРХЛЕГКИЕ ВИНТОВЫЕ САМОЛЕТЫ

36.1101. Ограничения по шуму....................................................................................

РАЗДЕЛ L — [Зарезервировано]

РАЗДЕЛ М — [Зарезервировано]

1

Авиационные правила

РАЗДЕЛ N — ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ (ВСУ)

36.1401. Измерение и оценка шума........................................................................................................................ 37

36.1405. Ограничения по шуму .............................................................................................................................. 37

РАЗДЕЛ О — ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

36.1501. Процедуры, уровни шума и информация................................................................................................ 39

36.1581. Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) и информация................................................................. 39

36.1583. Самолеты для специальных целей эксплуатации, на которые

не распространяются требования данной Части АП............................................................................. 40

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А — ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ

(применимость — 36Л01)

А36.1.    Сертификационные испытания по шуму и условия измерений............................................................ 43

АЗ6.3.    Измерение шума, воспринимаемого на земле......................................................................................... 45

АЗ6.5.    Представление и корректировка результатов измерений...................................................................... 48

А36.7.    Обозначения и единицы измерения......................................................................................................... 51

АЗ6.9.    Атмосферное поглощение звука.............................................................................................................. 55

АЗ6.11.    Подробные методики введения поправок............................................................................................... 56

ПРИЛОЖЕНИЕ В — ОЦЕНКА ШУМА САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ (применимость — 36Л03)

В36.1.    Общие положения..................................................................................................................................... 65

В36.3.    Уровень воспринимаемого шума ............................................................................................................ 65

В36.5.    Поправки на неравномерность спектра .................................................................................................. 65

В36.7.    Максимальный уровень воспринимаемого шума с поправкой на тональность.................................. 67

В36.9.    Поправка на продолжительность ............................................................................................................ 67

B36.ll.    Эффективный уровень воспринимаемого шума.................................................................................... 68

В36.13.    Математическое описание таблиц ноев.................................................................................................. 68

ПРИЛОЖЕНИЕ С — УРОВНИ ШУМА ДОЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ

ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ (применимость — 36.201)

С36.1.    Измерение и оценка шума........................................................................................................................ 75

С36.3.    Точки измерения шума............................................................................................................................. 75

С36.5.    Уровни шума............................................................................................................................................. 75

С36.7.    Условия испытаний при наборе    высоты................................................................................................. 76

С36.9.    Условия испытаний при посадке............................................................................................................. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ D — [Зарезервировано]

ПРИЛОЖЕНИЕ Е — [Зарезервировано]

ПРИЛОЖЕНИЕ F — ТРЕБОВАНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ ЛЕГКИХ ВИНТОВЫХ САМОЛЕТОВ И САМОЛЕТОВ КОММЬЮТЕРНОЙ КАТЕГОРИИ Заявка на сертификат типа принята до 17 ноября 1988 г.

(применимость — 36.501)

Часть А — Общие положения

F36.1. Область действия............................................................................................................................................ 83

Часть В — Измерение шума

F36.101. Основные условия проведения испытаний ............................................................................................ 83

F36.103. Акустическая измерительная система.................................................................................................... 83

F36.105. Приемная, записывающая и воспроизводящая аппаратура.................................................................. 84

F36.107. Методика измерения шума...................................................................................................................... 84

F36.109. Результаты регистрации шума, их представление и утверждение....................................................... 84

2

Авиационные правила

F36. 111.    Методика проведения летных испытаний...............................................................................................85

Часть С — Корректировка полученных данных

F36.201.    Корректировка результатов испытаний...................................................................................................85

F36.203.    Действительность результатов.................................................................................................................86

Часть D — Ограничения по шуму

F36.301.    Уровни шума...............................................................................................................................................86

ПРИЛОЖЕНИЕ G — ТРЕБОВАНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ ЛЕГКИХ ВИНТОВЫХ САМОЛЕТОВ И САМОЛЕТОВ КОММЬЮТЕРНОЙ КАТЕГОРИИ Заявка на сертификат типа или модифицированного варианта принята после 17 ноября 1988 г. (применимость — 36.501)

Часть А — Общие положения

G36.1.    Область действия........................................................................................................................................87

Часть В — Измерение шума

G36.101.    Основные условия проведения испытаний..............................................................................................87

G36.103.    Акустическая измерительная система......................................................................................................87

G36.105.    Приемная, записывающая и воспроизводящая аппаратура....................................................................87

G36.107.    Методика измерения шума........................................................................................................................88

G36.109.    Результаты регистрации шума, их представление и утверждение........................................................88

G36.111.    Методика проведения летных испытаний................................................................................................89

Часть С — Корректировка полученных данных

G36.201.    Корректировка результатов испытаний...................................................................................................90

G36.203.    Действительность результатов..................................................................................................................91

Часть D — Ограничения по шуму

G36.301.    Уровни шума...............................................................................................................................................92

ПРИЛОЖЕНИЕ Н — ТРЕБОВАНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ

ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ (применимость — раздел Н)

Часть А — Исходные условия

Н36.1.    Общие положения......................................................................................................................................93

Н36.3.    Исходные условия испытаний...................................................................................................................93

Н36.5.    Символы и обозначения.............................................................................................................................94

Часть В — Измерение шума (применимость — 36.801)

Н36.101.    Условия проведения сертификационных испытаний и измерений уровня шума................................96

Н36.103.    Условия проведения испытаний при взлете.............................................................................................97

Н36.105.    Условия проведения испытаний при горизонтальном полете................................................................98

Н36.107.    Условия проведения испытаний при заходе на посадку.........................................................................98

Н36.109.    Методика измерения шума.......................................................................................................................98

Н36.111.    Представление и корректировка результатов измерений......................................................................101

Н36.113.    Атмосферное поглощение звука............................................................................................................. 103

Часть С — Оценка и расчет шума (применимость — 36.803)

Н36.201.    Оценка уровня шума в ЕРЫдБ................................................................................................................. 103

Н36.203.    Расчет уровней шума................................................................................................................................ 103

Н36.205.    Подробные методики корректировки данных....................................................................................... 104

Часть D — Ограничения по шуму (применимость — 36.805)

Н36.301.    Измерение, оценка и расчет шума...........................................................................................................107

Н36.303. [Зарезервировано]

Н36.305.    Уровни шума..............................................................................................................................................107

ПРИЛОЖЕНИЕ J — ТРЕБОВАНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ ЛЕГКИХ ВЕРТОЛЕТОВ (применимость — раздел J)

3

Авиационные правила

Часть А — Исходные условия

J36.1. Общие положения..................................................................................................................................... 109

J36.3. Исходные условия испытаний................................................................................................................. 109

J36.5. [Зарезервировано]

Часть В — Измерение шума (применимость — 36.1001)

J36.101. Условия проведения испытаний.............................................................................................................. 109

J36.103. [Зарезервировано]

J36.105. Условия испытаний при полете............................................................................................................... 110

J36.107. [Зарезервировано]

J36.109. Методика измерения шума...................................................................................................................... 110

J36.111. Представление и корректировка результатов измерений..................................................................... 112

J36.113. [Зарезервировано]

Часть С — Оценка и расчет шума (применимость — 36.1003)

J36.201. Оценка уровня звукового воздействия (SEL)......................................................................................... 112

Часть D — Ограничения по шуму (применимость — 36.1005)

J36.301. Измерение, оценка и расчет шума........................................................................................................... 113

J36.303. [Зарезервировано]

J36.305. Уровни шума............................................................................................................................................. 113

ПРИЛОЖЕНИЕ К — ТРЕБОВАНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ СВЕРХЛЕГКИХ

ВИНТОВЫХ САМОЛЕТОВ (применимость — раздел К)

Часть А — Общие положения

К36.1. Область действия...................................................................................................................................... 115

Часть В — Измерение шума

К36.101. Условия проведения испытаний.............................................................................................................. 115

К36.103. Акустическая измерительная система.................................................................................................... 115

К36.105. Приемная, записывающая и воспроизводящая аппаратура.................................................................. 116

К36.107. Методика измерения шума...................................................................................................................... 116

К36.109. Результаты регистрации шума, их представление и утверждение....................................................... 116

Часть С — Корректировка полученных данных

К36.201. Корректировка результатов испытаний.................................................................................................. 117

К36.203. Действительность результатов................................................................................................................ 117

Часть D — Ограничения по шуму

К36.301. Максимально допустимые уровни шума................................................................................................ 117

ПРИЛОЖЕНИЕ N — ТРЕБОВАНИЯ ПО ШУМУ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ

СИЛОВЫХ УСТАНОВОК (ВСУ) (применимость — раздел N)

Часть А — Общие положения

N36.1. Область действия...................................................................................................................................... 119

Часть В — Измерение шума

N36.101. Условия проведения испытаний.............................................................................................................. 119

N36.103. Акустическая измерительная система.................................................................................................... 119

N36.105. Приемная, записывающая и воспроизводящая аппаратура................................................................. 120

N36.107. Анализирующая аппаратура................................................................................................................... 120

N36.109. Методика измерения шума..................................................................................................................... 120

N36.111. Результаты измерений и их представление........................................................................................... 121

Часть С — Корректировка полученных данных

N36.201. Корректировка результатов испытаний................................................................................................. 122

Часть D — Ограничения по шуму

N36.301. Максимальные уровни шума.................................................................................................................. 122

4

Авиационные правила


РАЗДЕЛ А ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

36Л. Применение и определения

(a)    В настоящей Части АП представлены требования к воздушным судам (ВС) по шуму на местности, которые должны быть выполнены при выдаче следующих сертификатов в соответствии с АП-21: раздел В, глава 4, пункты 4.3, 4.5-4 8; раздел Е, главы 13,14; раздел Н, пункт 21.177:

(1)    сертификата типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категорий и дополнений к этому сертификату;

(2)    сертификата типа воздушного судна ограниченной категории и дополнений к этому сертификату, а также сертификата летной годности (экземпляра ВС);

(3)    исключение составляют ВС, специально сконструированные для борьбы с пожарами, применения в сельском хозяйстве и для других специальных целей в соответствии с требованиями 36.1583.

(b)    Заявитель, обращающийся в соответствии с АП-21 за получением сертификата типа или сертификата летной годности (экземпляра), должен показать соответствие ВС предписаниям данной Части дополнительно к требованиям АП в отношении летной годности. Соответствие требованиям данной Части АП должно быть подтверждено сертификатом типа ВС по шуму на местности. В отдельных случаях Авиарегистром может быть выдан сертификат по шуму на местности на экземпляр ВС.

(c)    Заявитель, обращающийся за получением Дополнения к сертификату типа в связи с изменением типовой конструкции (в том числе и акустическим), должен показать выполнение требований настоящей Части АП.

(d)    Заявитель, первоначально запрашивающий сертификат летной годности (экземпляра) самолета транспортной категории (в соответствии с АП-21, независимо от даты подачи заявки), для которого было впервые выдано удостоверение летной годности отдельного экземпляра до 18 сентября 1995 г., должен показать соответствие требованиям Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1, 3-е издание, 1993.

(e)    Заявитель, первоначально запрашивающий сертификат летной годности экземпляра в соответствии с АП-21 или сертификат летной годности ограниченного действия для винтового самолета коммьютерной категории, легкого или сверхлегкого винтового самолета, для которого удостоверение летной годности отдельного экземпляра не было выдано до даты введения в действие настоящих Правил, должен показать соответствие установленным положениям данной Части АП.

(f)    Для подтверждения соответствия требованиям данной Части АП самолета транспортной категории

независимо от категории ВС приняты следующие обозначения:

(1)    уровни шума 1-й ступени — уровни шума самолета в точках местности, расположенных сбоку от ВПП и под траекториями набора высоты и захода на посадку, которые превышают максимальные уровни шума 2-й ступени, регламентированные С36.5 (a)(2) Приложения С к данной Части АП;

(2)    самолет 1-й ступени — самолет, уровни шума которого соответствуют уровням шума 1-й ступени и превышают уровни, установленные данной Частью АП для самолетов 2 и 3-й ступеней;

(3)    уровни шума 2-й ступени — уровни шума, которые равны или меньше предельно допустимых уровней шума 2-й ступени, регламентированных С36.5 (a)(2) Приложения С к данной Части АП, но больше, чем предельно допустимые уровни шума 3-й ступени, установленные С36.5 (a)(3) Приложения С к данной Части АП;

(4)    самолет 2-й ступени — самолет, уровни шума которого соответствуют предельно допустимым уровням шума 2-й ступени, регламентированным С36.5 Положения С к данной Части АП (включая допустимые превышения уровней шума) и превышают предельно допустимые уровни шума 3-й ступени;

(5)    уровни шума 3-й ступени — уровнишу-ма, которые равны или меньше предельно допустимых уровней шума 3-й ступени, регламентированных С36.5 (a)(3) Приложения С к данной Части АП (включая допустимые превышения предельно допустимых уровней шума);

(6)    самолет 3-й ступени — самолет, уровни шума которого соответствуют предельно допустимым уровням шума 3-й ступени, регламентированным С36.5 Приложения С к данной Части АП (включая допустимые превышения предельно допустимых уровней шума);

(7)    уровни шума 4-й ступени — уровни шума, которые равны или меньше предельно допустимых уровней шума 4-й ступени, регламентированных С36.5(a)(4) Приложения С к данной Части АП;

(8)    самолет 4-й ступени — самолет, уровни шума которого соответствуют предельно допустимым уровням 4-й ступени, регламентированным С36.5 Приложения С к данной Части АП;

(9)    дозвуковой самолет — самолет, у которого число Маха (М) максимально допустимой эксплуатационной скорости не превышает 1;

(10)    сверхзвуковой самолет — самолет, число Маха (М) максимально допустимой эксплуатационной скорости которого превышает 1.

(g) При демонстрации соответствия требованиям данной Части АП самолет независимо от категории

7