Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

93 страницы

Купить Авиационные правила Часть 34 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ используется при сертификации типа или модели двигателя в части установления соответствия требованиям к охране окружающей среды, относящимся к эмиссии загрязняющих атмосферу веществ. АП—34 содержат нормы эмиссии загрязняющих атмосферу веществ для авиационных газотурбинных двигателей и положения, относящиеся к испытаниям с целью определения уровней эмиссии конкретного двигателя и уровней эмиссии, характерных для данного типа или модели двигателя. АП—34 применяются к указанным в них классам маршевых газотурбинных двигателей, устанавливаемых на гражданские самолеты.

  Скачать PDF

Оглавление

Введение

Раздел А - Общие положения

34.1. Определения

34.2. Обозначения

34.3. Общие требования

Раздел В - Эмиссия топлива

34.10. Применимость

34.11. Требования, относящиеся к эмиссии топлива

Раздел С - Эмиссия с выхлопными газами

34.20. Применимость

34.21. Нормы эмиссии с выхлопными газами

Разделы D - F (Зарезервированы)

Раздел G - Испытания для определения эмиссии газообразных веществ

34.60. Введение

34.61. Топливо

34.62. Испытания

34.63. (3арезервирован)

34.64. Системы и методы для определения эмиссии газообразных веществ

34.65. - 34.70. (3арезервированы)

34.71. Определение соответствия нормам эмиссии газообразных веществ

Раздел Н - Испытания для определения эмиссии дыма

34.80. Введение

34.81. Топливо

34.82. Системы и методы для определения эмиссии дыма

34.83.-34.88. (3арезервированы)

34.89. Определение соответствия норме эмиссии дыма

Приложения

Показать даты введения Admin

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 34

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЭМИССИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ АВИАЦИОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ. НОРМЫ И ИСПЫТАНИЯ

2003

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ

К части АП-34 “Эмиссия загрязняющих веществ авиационными двигателями. Нормы и испытания”, 2003 г.

п/п

Обозначение изменения

Обозначение изменения

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ. Стр. 1

РАЗДЕЛ G — ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭМИССИИ ГАЗООБРАЗНЫХ ВЕЩЕСТВ

34.60. Введение

(a)    Положения, приведенные в данном разделе, должны определять содержание программы испытаний конкретного двигателя (двигателей) с целью установления соответствия типа или модели двигателя применимым к ним нормам эмиссии газообразных веществ, приведенным в параграфе 34.21.

(b)    Испытания, которые следует проводить в статических условиях на стенде, оборудованном для проведения измерений требуемой точности, состоят в отборе проб выхлопного газа двигателя на режимах, отвечающих требованиям пункта 34.62(a), с последующим анализом проб для определения концентраций компонентов эмиссии газообразных веществ.

(c)    По измеренным концентрациям компонентов эмиссии — несгоревших углеводородов, моноксида углерода и оксидов азота — вычисляется масса каждого компонента за стандартный взлетно-посадочный цикл самолета посредством суммирования масс эмиссии компонента на этапах цикла. Стандартный взлетно-посадочный цикл введен в целях нормирования эмиссии и обобщает информацию о продолжительности указанных этапов в периоды наибольшей интенсивности взлетно-посадочных операций в крупных аэропортах, а также о характерных значениях тяги двигателей на этих этапах. Для самолетов с дозвуковой скоростью полета стандартный взлетно-посадочный цикл состоит из следующих четырех этапов: руле-ние/земной малый газ, взлет, набор высоты, заход на посадку. Для самолетов со сверхзвуковой скоростью полета введен дополнительный этап — снижение.

(d)    Испытания должны проводиться с представительным (см. п. 1.1(f) Добавления 6 к тому 2 Приложения ИКАО), полностью укомплектованным двигателем — все агрегаты, которые, как ожидается, могут влиять на эмиссию, должны быть установлены и функционировать. Эксплуатационные отборы воздуха и мощности для систем самолета не допускаются.

(А) Если атмосферные условия во время испытаний отличаются от стандартных, то получаемые по результатам испытаний характеристики эмиссии следует приводить к стандартным атмосферным условиям в соответствии с методикой, представленной в Добавлениях 3 и 5 к тому 2 Приложения 16 ИКАО. При этом в качестве стандартных атмосферных условий принимаются условия международной стандартной атмосферы (MCA) за исключением того, что в качестве стандартной влажности принимается величина 0,00629 кг воды на 1 кг сухого воздуха.

(Б) Для каждого подвергавшегося испытаниям двигателя, а также для типа или модели двигателя по результатам испытаний должны быть представлены применимые к целям настоящего раздела характеристики и параметры, указанные в томе 2

Приложения 16 ИКАО (см. параграфы 1.3 главы 1; 2.4 главы 2 и 3.4 главы 3 части III, а также разделы 3 и 7 Добавлений 3 и 5). Кроме того, должна быть представлена информация о всех действиях, предусмотренных Добавлением 6 к тому 2 Приложения 16 ИКАО.

34.61. Топливо

Для испытаний с целью определения уровней эмиссии газообразных веществ следует использовать топливо с характеристиками, соответствующими приведенным в нижеследующей таблице. Топливо не должно содержать присадки, используемые в целях подавления дымления (например, органометаллические соединения).

34.62. Испытания

(а) Двигатель должен быть испытан на режимах, по количеству и величинам тяги достаточных для того, чтобы с использованием процедур приведения к стандартным атмосферным условиям и, при необходимости, интерполяции и экстраполяции надежно определить массу эмиссии газообразных веществ на каждом из следующих этапов стандартного взлетно-посадочного цикла.

Характеристика

Допустимый диапазон значений

Плотность при 288 К, кг/м3 Температура выкипания, К:

780-820

10% фракций

428-474

100% фракций

508-558

Низшая теплота сгорания, МДж/кг

42,86-43,50

Ароматические углеводороды, % по объему

15-23

Нафталины, % по объему

1,0-3,5

Высота некоптящего пла-

20-28

мени, мм

Водород, % по массе

13,4-14,1

Сера, % по массе

менее 0,3

Кинематическая вязкость при 253 К, мм2

2,5-6,5

9



Авиационные правила

Продолжительности этапов стандартного взлетно-посадочного цикла, используемые при расчете массы эмиссии за цикл, должны соответствовать указанным в следующей таблице.

(Ь) Испытания с определением эмиссии должны выполняться на прогретом двигателе, достигшем стационарных рабочих температур.

34.63.    [Зарезервирован]

34.64.    Системы и методы для определения эмиссии газообразных веществ

Системы и методы для отбора и анализа проб выхлопных газов, методы приведения результатов испытаний и методы расчета характерных для типа или модели двигателя уровней эмиссии газообразных веществ должны соответствовать предписанным в Добавлениях 3, 5 и 6 к тому 2 Приложения 16 ИКАО.

34.65.    — 34.70. [Зарезервированы]

34.71. Определение соответствия нормам эмиссии газообразных веществ

Соответствие нормам по каждому компоненту эмиссии газообразных веществ следует устанавливать посредством сопоставления характерных для данного типа или модели двигателя уровней эмиссии за стандартный взлетно-посадочный цикл, определенных указанными в параграфе 34.64 методами, с применимым нормативным значением, определяемым параграфом 34.21.

Величина тяги двигателя на этапе

Этап

стандартного

взлетно-

посадочного

цикла

Самолет с дозвуковой скоростью полета

Самолет со сверхзвуковой скоростью полета

Взлет

Foo

Foo

Набор высоты

0,85 Foo

0,65 Foo*

Снижение

-

0,15 Foo*

Заход на посадку

0,30 Foo

0,34 Foo*

Руление/земной малый газ

0,07 Foo

0,058 Foo

Примечание. Для этапа руления самолета со сверхзвуковой скоростью полета величина тяги всегда определяется исходя из установленной взлетной тяги без использования форсажа.

Продолжительность этапа, мин

Этап

стандартного

взлетно-

посадочного

цикла

Самолет с дозвуковой скоростью полета

Самолет со сверхзвуковой скоростью полета

Взлет

0,7

1,2

Набор высоты

2,2

2,0

Снижение

-

1,2

Заход на посадку

4,0

2,3

Руление/земной малый газ

26,0

26,0

10



РАЗДЕЛ Н — ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭМИССИИ ДЫМА

34*80. Введение

Положения, приведенные в данном разделе, должны определять содержание программы испытаний конкретного двигателя (двигателей) с целью установления соответствия типа или модели двигателя применимым к ним нормам эмиссии дыма, приведенным в параграфе 34.21. Эти испытания, по существу, идентичны предписанным параграфами 34.60 и 34.62, за исключением того, что режимы испытаний должны быть достаточны для надежного определения максимального значения числа дымности в диапазоне режимов двигателя, выбранных для его использования на самолетах, и что приведения к стандартным атмосферным условиям получаемых по результатам испытаний характеристик эмиссии дыма не требуется.

Для каждого подвергавшегося испытаниям двигателя, а также для типа или модели двигателя по результатам испытаний должны быть представлены применимые к целям настоящего раздела характеристики и параметры, указанные в томе 2 Приложения 16 ИКАО (см. параграфы 1.3 главы 1; 2.4 главы 2 и 3.4 главы 3 части III, а также раздел 4 Добавления 2). Кроме того, должна быть представлена информация о всех действиях, предусмотренных Добавлением 6 к тому 2 Приложения 16 ИКАО.

34*81* Топливо

Для испытаний с целью определения эмиссии дыма следует использовать топливо с характеристиками, указанными в параграфе 34.61.

34*82* Системы и методы для определения эмиссии дыма Системы и методы для отбора и анализа проб выхлопных газов, методы расчета числа дымности и методы определения характерных для типа или модели двигателя уровней эмиссии дыма должны соответствовать предписанным в Добавлениях 2 и 6 к тому 2 Приложения 16 ИКАО.

34.83. — 34.88. [Зарезервированы]

34.89. Определение соответствия норме эмиссии дыма

Соответствие норме эмиссии дыма следует устанавливать посредством сопоставления характерного для данного типа или модели двигателя максимального значения числа дымности, определенного указанными в параграфе 34.82 методами, с применимым нормативным значением, определяемым параграфом 34.21.

11



СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ЭМИССИИ С ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ

(выборка из Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 2, «Эмиссия авиационных двигателей», изд. 2, ИКАО, июль 1993 г. с поправкой 3 от 20 марта 1997 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Приведенные ниже документы являются выборкой из текстов методических указаний тома 2 Приложения 16, на которые имеются ссылки в АП-34.

Выборка включает в себя тексты отдельных пунктов/параграфов раздела «Международные стандарты и рекомендуемая практика» тома 2 Приложения 16, а также полные тексты Добавлений и Дополнений к этим Добавлениям, являющихся составной частью тома 2 Приложения 16.

Выборка представлена в виде копий соответствующих страниц официального издания тома 2 Приложения 16 на русском языке. Поскольку каждая страница копий имеет нумерацию в соответствии с оригинальным изданием, дополнительная порядковая нумерация страниц выборки не производилась.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование    Номер    стр.    по

тексту документа ИКАО

ЧАСТЬ III - СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ЭМИССИИ...............................................6

Пункт 1.3 (Глава 1. Административные вопросы).................................................6

§2.4. Требуемая информация (йава 2. Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели,

предназначенные для обеспечения полетов только на дозвуковых скоростях)................10

§3.4. Требуемая информация (йава 3. Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели,

предназначенные для обеспечения полетов на сверхзвуковых скоростях).....................14

ДОБАВЛЕНИЕ 1. Измерение базовой степени повышения давления............................17

1.    Общие положения.............................................................................17

2.    Измерение.....................................................................................17

ДОБАВЛЕНИЕ 2. Оценка эмиссии дыма........................................................18

1.    Введения и определения........................................................................18

2.    Измерение эмиссии дыма.......................................................................18

3.    Расчет числа дымности на основе данных измерения .............................................23

4.    Сообщение данных полномочному сертифицирующему органу ...................................23

ДОБАВЛЕНИЕ 3. Приборы и методы измерения эмиссии

газообразных веществ......................................................................25

1.    Введение ......................................................................................25

2.    Определения ..................................................................................25

3.    Требуемые данные.............................................................................26

4.    Общая компоновка системы....................................................................27

5.    Описание составных частей ....................................................................27

6.    Общая методика испытаний....................................................................30

7.    Расчеты.......................................................................................32

Дополнение А к Добавлению 3. Технические требования к анализатору НС..........................39

Дополнение В к Добавлению 3. Технические требования к анализаторам СО и С02...................41

Дополнение С к Добавлению 3. Технические требования к анализатору NOx.........................43

Дополнение D к Добавлению З.Тарировочные и испытательные газы...............................45

Дополнение Е к Добавлению 3. Расчет параметров эмиссии: основные положения,

внесение поправок в результаты измерения и альтернативный числовой метод .................46

Дополнение F к Добавлению 3. Требования в отношении дополнительных данных ...................51

3

при использовании газотурбинных двигателей с форсажной камерой.......................54

ДОБАВЛЕНИЕ 5. Приборы и методы измерения эмиссии газообразных веществ


1.    Введение......................................................................................54

2.    Определения..................................................................................54

3.    Требуемые данные ............................................................................55

4.    Общее построение системы....................................................................56

5.    Описание составных частей ....................................................................59

6.    Общая методика испытаний ...................................................................60

7.    Расчеты.......................................................................................62

Дополнение А к Добавлению 5. Технические требования к анализатору НС .........................70

Дополнение В к Добавлению 5. Технические требования к анализаторам СО и С02..................72

Дополнение С к Добавлению 5. Технические требования к анализатору NOx.........................74

Дополнение D к Добавлению З.Тарировочные и испытательные газы...............................76

Дополнение Е к Добавлению 5. Расчет параметров эмиссии: основные положения,

внесение поправок в результаты измерения и альтернативный числовой метод .................77

Дополнение F к Добавлению 3. Требования в отношении дополнительных данных ...................82

ДОБАВЛЕНИЕ 6. Правила соблюдения уровней эмиссии

газообразных веществ и дыма...............................................................83

1.    Общие положения.............................................................................83

2.    Процедура соблюдения соответствия нормам ...................................................83

3.    Порядок действий в случае несоответствия требованиям стандартов ..............................84

4

ЧАСТЬ III. СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ЭМИССИИ


ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ


1.3.    Документ, удостоверяющий сертификацию каждого отдельного двигателя по эмиссии, включает в себя по крайней мере следующую информацию, относящуюся к данному типу двигателя:

a)    название полномочного сертифицирующего органа;

b)    заводское обозначение типа и модели двигателя;

c)    указание любых дополнительных модификаций, введенных с целью приведения в соответствие с применяемыми требованиями к сертификации по эмиссии;

d)    данные о расчетной мощности;

e)    базовую степень повышения давления;

f)    указание о соблюдении требований к числу дымности;

д) указание о соблюдении требований к загрязнению газообразными веществами.

1.4.    Договаривающиеся государства признают действительной сертификацию по эмиссии, производимую полномочным сертифицирующим органом другого Договаривающегося государства, при условии, что требования, в соответствии с которыми производилась сертификация, являются не менее строгими, чем положения, содержащиеся в настоящем Приложении.


11/11/93

6


ПРИЛОЖЕНИЕ 16. ТОМ II

п/п

Обозначение изменения

Обозначение изменения

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ. Стр. 2

Приложение 16. Охрана окружающей среды

Том II

ЧАСТЬ III. СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ЭМИССИИ

ГЛАВА 2. ТУРБОРЕАКТИВНЫЕ И ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ТОЛЬКО НА ДОЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ

2.4. Требуемая информация Примечание. Требуемая информация подразделяется на три группы:

1)    общая информация для определения характеристик двигателя, используемого топлива и метода анализа данных;

2)    данные, полученные при испытании (испытаниях) двигателя; и

10

3)    полученные при испытании двигателя результаты расчетов.

4/11/99

Часть 34

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................................................3

РАЗДЕЛ А — ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................................5

34.1.    Определения..............................................................................................................................................5

34.2.    Обозначения ..............................................................................................................................................5

34.3.    Общие требования ....................................................................................................................................5

РАЗДЕЛ В — ЭМИССИЯ ТОПЛИВА.....................................................................................................................6

34.10.    Применимость .........................................................................................................................................6

34.11.    Требования, относящиеся к эмиссии топлива.....................................................................................6

РАЗДЕЛ С — ЭМИССИЯ С ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ ..................................................................................7

34.20.    Применимость .........................................................................................................................................7

34.21.    Нормы эмиссии с выхлопными газами .................................................................................................7

РАЗДЕЛЫ D-F [Зарезервированы] .........................................................................................................................8

РАЗДЕЛ G — ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭМИССИИ

ГАЗООБРАЗНЫХ ВЕЩЕСТВ......................................................................................................9

34.60.    Введение ..................................................................................................................................................9

34.61.    Топливо....................................................................................................................................................9

34.62.    Испытания ...............................................................................................................................................9

34.63.    [Зарезервирован] ...................................................................................................................................10

34.64.    Системы и методы для определения эмиссии газообразных веществ.............................................10

34.65.    — 34.70. [Зарезервированы].................................................................................................................10

34.71. Определение соответствия нормам эмиссии газообразных веществ...............................................10

РАЗДЕЛ И — ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭМИССИИ ДЫМА    11

34.80.    Введение ................................................................................................................................................11

34.81.    Топливо..................................................................................................................................................

34.82.    Системы и методы для определения эмиссии дыма..........................................................................11

34.83.    — 34.88. [Зарезервированы].................................................................................................................11

34.89. Определение соответствия норме эмиссии дыма ..............................................................................11

ПРИЛОЖЕНИЯ

1

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание части 34 Авиационных правил «Охрана окружающей среды. Эмиссия загрязняющих веществ авиационными двигателями. Нормы и испытания» (АП-34) создано на базе международного стандарта ИКАО «Охрана окружающей среды». Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации: Том 2. «Эмиссия авиационных двигателей», ИКАО, издание второе, июль 1993, с поправками по 4-ю включительно (далее стандарт с поправками именуется «Том 2 Приложения 16») и Части 34 Федеральных Авиационных Правил США «Требования к самолетам с газотурбинными двигателями, относящиеся к выбросу топлива и эмиссии с выхлопными газами» (FAR-34) с поправками по 34-3 включительно, которая также основана на стандарте ИКАО.

Настоящие Авиационные правила, часть 34 «Охрана окружающей среды. Эмиссия загрязняющих веществ авиационными двигателями. Нормы и испытания» утверждены Постановлением 22-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 31 октября 2002 г.

Установленные АП-34 нормы эмиссии и их применимость в отношении различных двигателей соответствуют требованиям Тома 2 Приложения 16. Также в АП-34 включена норма на эмиссию дыма для мощных турбовинтовых двигателей, имеющаяся в FAR-34, но отсутствующая в Томе 2 Приложения 16.

Перечень изменений приводится в Листе учета изменений. Индексация изменения содержит: номер поправки, индекс «И», номер изменения данного параграфа и через тире - номер параграфа (например: 2И2-34.21). Также указывается, к какой части относится изменение и характер изменения (введен, изъят, изменен).

Структурно АП-34 состоят из разделов А, В, С, D, Е, F, G, Н (разделы D, Е, F - зарезервированы), которые по содержанию и нумерации параграфов гармонизированы с соответствующими параграфами FAR-34 с поправками, включая 34-3.

Значительная часть методических указаний, относящихся к системам и правилам определения уровня эмиссии типа или модели двигателя, в АП-34, как и в FAR-34, дается путем отсылки к соответствующим текстам Тома 2 Приложения 16. Для удобства работы указанные тексты, являющиеся копией официального издания Тома 2 Приложения 16 на русском языке, прилагаются к АП-34.

3

РАЗДЕЛ А —ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

34.1. Определения

В тех случаях, когда в АП-34 используются приведенные ниже термины, они имеют следующие значения:

Дата изготовления — дата выпуска документа, удостоверяющего, что двигатель изготовлен в соответствии с одобренной типовой конструкцией.

Класс двигателя — все авиационные газотурбинные двигатели с одинаковым способом создания тяги/выходной мощности (классы двигателей: турбореактивные, турбовентиляторные, турбовинтовые идр.).

Модель двигателя — все двигатели одной производственной серии, имеющие одинаковые конструкцию и характеристики.

Тип двигателя — все серии подобных по конструкции двигателей, разработанные как развитие одного и того же базового образца.

Несгоревшие углеводороды — суммарное количество содержащихся в пробе выхлопных газов углеводородов всех классов и молекулярных масс, определенное в предположении, что все углеводороды представляют собой метан.

Оксиды азота — суммарное количество содержащихся в пробе выхлопных газов моноксида и диоксида азота, определенное в предположении, что все оксиды представляют собой диоксид азота.

Установленная взлетная тяга/мощность — утвержденная для данного типа или модели двигателя максимальная статическая тяга/мощность, располагаемая для взлета в стандартных атмосферных условиях по MCA на уровне моря (без использования впрыска воды и чрезвычайных режимов).

Базовая степень повышения давления — отношение давления на входе в камеру сгорания к давлению на входе в двигатель, достигаемое на режиме с установленной взлетной тя-гой/мощностью.

Примечание. Метод определения базовой степени повышения давления приведен в Добавлении 1 к тому 2 Приложения 16 ИКАО.

Форсаж — режим работы двигателя со сжиганием части топлива в воздухе, содержащем продукты сгорания.

Число дымности — безразмерный параметр, количественно характеризующий эмиссию дыма.

Эмиссия с выхлопными газами — выброс в атмосферу загрязняющих веществ через сопло двигателя.

Эмиссия газообразных веществ — эмиссия с выхлопными газами несгоревших углеводородов, моноксида углерода и оксидов азота.

Эмиссия дыма — эмиссия с выхлопными газами веществ, препятствующих прохождению света.

Эмиссия топлива — выброс топлива из двигателя на любых режимах нормальной эксплуатации на земле и в полете, не включающий несгоревшие углеводороды в эмиссии с выхлопными газами.

34.2. Обозначения

В тех случаях, когда в АП-34 используются приведенные ниже обозначения, они имеют следующие значения:

несгоревшие углеводороды; моноксид углерода; оксиды азота;

масса эмиссии газообразных загрязняющих веществ за стандартный взлетно-посадочный цикл; базовая степень повышения давления; установленная взлетная тяга/мощность двигателей самолетов с дозвуковой скоростью полета;

установленная взлетная тяга двигателей самолетов со сверхзвуковой скоростью полета (с использованием или без использования форсажа); число дымности.

34.3. Общие требования

АП-34 используются при сертификации типа или модели двигателя в части установления соответствия требованиям к охране окружающей среды, относящимся к эмиссии загрязняющих атмосферу веществ. АП-34 содержат нормы эмиссии загрязняющих атмосферу веществ для авиационных газотурбинных двигателей и положения, относящиеся к испытаниям с целью определения уровней эмиссии конкретного двигателя и уровней эмиссии, характерных для данного типа или модели двигателя. АП-34 применяются к указанным в них классам маршевых газотурбинных двигателей, устанавливаемых на гражданские самолеты.

НС

СО

NOx

DP

Яоо

Foo

Fot/

SN

5



РАЗДЕЛ В — ЭМИССИЯ ТОПЛИВА

34.10.    Применимость

Требования данного раздела применимы к турбореактивным, турбовентиляторным и турбовинтовым двигателям типа или модели с датой изготовления первого серийного образца после 18 февраля 1982 г.

34.11.    Требования, относящиеся к эмиссии топлива

(а) Двигатель следует проектировать и конструировать таким образом, чтобы был предотвращен

преднамеренный выброс в атмосферу топлива из коллекторов топливных форсунок после выключения двигателя, завершающего нормальные полетные или наземные операции.

(Ь) Соответствие требованиям, установленным п. (а) данного параграфа, следует определять посредством проверки способа, использованного для исключения эмиссии топлива.

6



РАЗДЕЛ С — ЭМИССИЯ С ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ

34.20* Применимость

Положения данного раздела применимы к двигателям тех классов и с теми датами изготовления, которые указаны в параграфе 34.21.

34.21. Нормы эмиссии с выхлопными газами (А) Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели самолетов с дозвуковой скоростью полета, имеющие установленную взлетную тягу более 26,7 кН (2720 кгс).

(1)    Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 1 января 1983 г. эмиссия дыма не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

SN = 83,6(Foo)^274, но не более SN = 50 (Foo в кН).

(2)    Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 1 января 1986 г. эмиссия несгоревших углеводородов (НС) не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

Dp/Foo = 19,6 г/кН.

(3)    Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 1 января 1986 г. эмиссия моноксида углерода (СО) не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

Dp/Foo =118 г/кН.

(4)    Для совокупности двигателей, имеющих дату изготовления не позднее 31 декабря 1999 г. и относящихся к типу или модели с датой изготовления первого серийного образца не ранее 1 января 1986 г. и не позднее 31 декабря 1995 г., эмиссия оксидов азота (NOx) не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

Dp/Foo= 40 + 2л0<ь г/кН.

(5)    Для совокупности двигателей, имеющих дату изготовления позднее 31 декабря 1999 г. или относящихся к типу или модели с датой изготовления первого серийного образца позднее 31 декабря 1995 г., эмиссия оксидов азота (NOx) не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

Dp/Foo= 32 + 1,6я0о, г/кН.

(6)    Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца позднее 31 декабря 2003 г. эмиссия оксидов азота (NOx) не должна превышать нормативного значения, определяемого следующими формулами:

Dp/Foo = 19 + 1,б71оо, г/кН, при лоо < 30 и Fqo > 89 кН (9075 кгс);

Dp/Foo = 37,572 + 1,6л«о- 0,2087 Foo, г/кН, при Яш < 30 и 26,7 < Foo ^ 89 кН (9075 кгс);

Dp/Foo = 7 + 2яоо, г/кН, при 30 < Лоо < 62,5 и Foo> 89 кН (9075 кгс);

Dp/Foo = 42,71 + 1,4286л «о - 0,4013 Foo +

+ 0,00642я0о Foo, г/кН, при 30 < Лоо < 62,5 и 26,7 (2720 кгс)< Foo < 89 кН (9075 кгс);

Dp/Foo = 32 + 1,6я0о, г/кН, при л0о > 62,5.

(Б) Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели самолетов с дозвуковой скоростью полета, имеющие установленную взлетную тягу не более 26,7 кН (2720 кгс).

(1) Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 1 января 1983 г. эмиссия дыма не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

SN = 83,6(F0o)”°’274, но не более SN = 50 (F0o в кН).

(В) Турбореактивные и турбовентиляторные двигатели самолетов со сверхзвуковой скоростью полета.

(1)    Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 18 февраля 1982 г. эмиссия дыма не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

SN = 83,6(FooV’274, но не более SN = 50 (Foo* в кН).

(2)    Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 18 февраля 1982 г. эмиссия несгоревших углеводородов (НС) не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

Dp/Foo* = 140 (0,92)*™ г/кН.

(3)    Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 18 февраля 1982 г. эмиссия моноксида углерода (СО) не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

Dp/Foo* = 4550 (Лоо)"1’®3, г/кН.

(4)    Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 18 февраля 1982 г. эмиссия оксидов азота (NOx) не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

Dp/Foo = 36 + 2,42яоо,, г/кН.

(Г) Турбовинтовые двигатели, имеющие установленную взлетную мощность не менее 1000 кВт (1340 лс).

(1) Для типа или модели двигателя с датой изготовления первого серийного образца не ранее 1 января 1984 г. эмиссия дыма не должна превышать нормативного значения, определяемого формулой

SN = 187(Foo)~°’168 (F00 в кВт).

7