Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит Нормы летной годности для выдачи Сертификатов типа газотурбинных вспомогательных двигателей (ВД) воздушных судов (ВС) и Дополнений к этим Сертификатам. Заявитель, который в соответствии с действующими Правилами сертификации типа авиационной техники обращается за получением такого Сертификата или Дополнения к нему, должен показать соответствие применимым требованиям данной Части.

Оглавление

Введение

Раздел 1. Правила

   1. Общие положения

   2. Нормы для газотурбинных вспомогательных двигателей

Приложение 1. Нормы для газотурбинных вспомогательных двигателей

   1.0 Назначение

   2.0 Применимость

   4.0 Определения

   5.0 Общие требования

   6.0 Проектирование и конструирование

   7.0 Испытания

Дополнения ДВД.1. Документация по установке, эксплуатации и поддержанию летной годности

Дополнение ДВД.2. Установление и увеличение ресурса вспомогательного двигателя и его основных деталей

Показать даты введения Admin

Страница 1

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть ВД

НОРМЫ ЛЕТНОЙ годности ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

1999

Страница 2

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ к Части ВД АП — Нормы летной годности вспомогательных двигателей воздушных судов

п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу

п/п

Обозначение

изменения

Дата всту пления в силу

Примечание. Помер изменения состоит из цифр, укатывающих общий порядковый номер изменения, буквы «И*, цифр, укатывающих порядковый номер изменения к параграфу (пункту), и номера паразрафа (пункта), в который вносится изменение. Например: 4И2 7.10 это четвертое изменение к ЛП ВД. ннлмюшсеси вторым нзмсне-

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр. 1

Страница 3

п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в сазу

п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр. 2

Страница 4

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................3

РАЗДЕЛ I. ПРАВИЛА.........................................................................5

1.    Общие положения.........................................................................5

2.    Нормы для га ютурбиниых вспомогательных двигателей........................................5

(a)    Требования к ВД ...................................................................5

(b)    | Зарезервировано! ..................................................................5

(c)    Требования к документации.........................................................5

ПРИЛОЖЕНИЕ I. НОРМЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.....7

1.0.    На течение...............................................................................7

2.0.    Применимость............................................................................7

4.0.    Определения .............................................................................7

5.0.    Общие требования ........................................................................8

5.1.    Материалы и технология изготовления ...............................................8

5.2.    Доступность........................................................................8

5.3.    Работа при предельных положениях в пространстве....................................8

5.4.    Электромагнитные воздействия......................................................8

5.5.    Эксплуатационные характеристики ..................................................8

5.6.    Полетные маневренные перегрузки ..................................................8

5.7.    Работа при отрицательных перегрузках ...............................................8

6.0.    Проектирование и конструирование .........................................................8

6.1.    Общие требования..................................................................8

6.2.    Анализ безопасности................................................................9

6.3.    Пожарная безопасность.............................................................9

6.4.    Подвод воздуха.....................................................................9

6.4.1.    Защита от обледенения........................................................9

6.4.2.    Экранирование трубопроводов.................................................9

6.4.3.    Потери давления воздуха на входе в ВД .........................................9

6.4.4.    Попадание посторонних предметов.............................................9

6.4.5.    Узлы крепления канала подвода воздуха.........................................9

6.5.    Масляная система ..................................................................9

6.5.1.    Сливные устройства...........................................................9

6.5.2.    Масляные фильтры ..........................................................10

6.5.3.    Масляный бак...............................................................10

6.6.    Топливная система ................................................................10

6.7.    Дренажное устройство топливной системы...........................................10

6.8.    Материалы для топливной системы .................................................10

6.9.    Выхлопная система................................................................10

6.10.    Охлаждение.......................................................................10

6.11.    Средства контроля.................................................................10

6.12.    Крепление агрегатов...............................................................10

6.13.    Управление температурой ..........................................................II

6.14.    Управление частотой вращения.....................................................II

6.15.    Устройства защиты ................................................................II

6.16.    Автоматическое выключение .......................................................II

6.17.    Локализация ротора и рабочих лопаток при разрушении ..............................II

6.18.    Нагрузки на узлы крепления........................................................II

6.19.    Вибрации.........................................................................II

6.20.    Ресурс............................................................................II

6.21.    Отбор воздуха .....................................................................II

6.22.    Управление авторотацией ..........................................................II

6.23.    Система зажигания ................................................................II

7.0.    Испытания..............................................................................II

7.1.    Испытания ВД ....................................................................II

7.2.    Калибровочиые испытания.........................................................12

7.3.    Длительные испытания.............................................................12

7.3.1. Этапы испытаний............................................................12

1

Страница 5

7.3.2.    Условия испытаний..........................................................12

7.3.3. Регулировка, ремонт и замена деталей .........................................12

7.4.    Запуски...........................................................................12

7.5.    Повторные калибровочные испытания ..............................................12

7.6.    Дефектация после разборки ........................................................12

7.7.    Специальные испытания...........................................................13

7.8.    Функциональные испытания ограничителей.........................................13

7.9.    Испытания ротора на прочность ....................................................13

7.9.1.    Испытания с превышением частоты вращения..................................13

7.9.2.    Испытания с превышением температуры.......................................13

7.9.3.    Методы испытаний ротора с превышением частоты вращения и температуры .....13

7.10.    Демонстрирование локализации лопаток или обломков ротора ........................13

7.10.1.    Частота вращения (локализация лопаток ротора)...............................13

7.10.2.    Частота вращения (локализация обломков ротора).............................13

7.10.3.    Температура................................................................13

7.10.4.    Средства локализации.......................................................13

7.11.    Демонстрирование протмиообледенктельной зашиты.................................14

7.12.    Демонстрирование попадания посторонних предметов................................14

ДОПОЛНЕНИЕ ДВД.1. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ. ЭКСПЛУАТАЦИИ

И ПОДДЕРЖАН И К) ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ..................15

ДВД.1.1. Общие положения.........................................................15

ДВД.1.2. Документация по установке.................................................15

ДВД.1.3. Документация по зксплуатации .............................................15

ДВД. 1.4. Документация по поддержанию летной годности ..............................15

ДВД.1.4.1. Общие положения..............................................15

ДВД. 1.4.2. Раздел по ограничениям летной годности.........................16

ДОПОЛНЕНИЕ ДВД.2. УСТАНОВЛЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ РЕСУРСА ВСПОМОГАТЕЛЬГНОГО ДВИГАТЕЛЯ

И ЕГО ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ..............................17

2

Страница 6

ВВЕДЕНИЕ

Авиационные правила. Часть ВД (АП-ВД). содержат Нормы летной годности газотурбинных вспомогательных двигателей гражданских воздушных судов.

Формирование требований АП-ВД осуществлено на основе требований JAR-APU (Раздел 1 и Прн-ложе-нис 1) и Технического стандарта TSO-C77a. с учетом требований Главы 9 Норм летной годности гражданских транспортных самолетов СССР (НЛГС-3) «Вспомогательный газотурбинный двигатель (ВГТД)« и АП-33 «Нормы летной годности двигателей воздушных судов*.

Рубрикации АП-ВД идентична рубрикации JAR-APU.

3/4

Страница 7

РАЗДЕЛ 1. ПРАВИЛА

1.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(a)    Настоящая Часть. АП-ВД. содержит Нормы летной годности для выдачи Сертификатов типа газотурбинных вспомогательных двигателей (ВД) воздушных судов (ВС) и Дополнений к этим Сертификатам.

(b)    Заявитель. который в соответствии с действующими Правилами сертификации типа авиационной техники обращается за получением такого Сертификата или Дополнения к нему, должен показать соответствие применимым требованиям данной Части.

2.    НОРМЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

(a)    ТреГмжания к ВД. Заявитель должен показать. что рассматриваемый ВД удовлетворяет применимым требованиям, игложенным в Приложении I.

(b)    (Зарезервировано)

(c)    Требования к документации. Заявитель должен представить Компетентному органу следующую документацию:

(1)    Документацию по установке, эксплуатации и поддержанию летной годности, содержащую сведения и указания по установке, работе, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ВД (Дополнение ДВД.1).

(2)    Спецификацию ВД. прилагаемую к заявке на получение Сертификата типа согласно пункту 8.1.2 АП-21 и содержащую следующую информацию, применимую к рассматриваемому типу ВД:

(i) Названия и адреса Разработчика и Изготовителя;

(й) Тип и обозначение моделн/варианта; (ш) Категория ВД;

(iv)    Максимальная сухая масса с точностью до килограмма;

(v)    Следующие характеристики и ограничения при стандартных атмосферных условиях на уровне моря:

(A)    Заявленная мощность на выходном

валу;

(B)    Заявленная частота вращения выходного вала;

(C)    Максимальная температура газа при заявленной выходной мощности;

(D)    Максимально допустимая частота вращения;

(E)    Максимально допустимая температур;» гам.

(I) Заявленный минимальный и максимальный расход воздуха, отбираемого от компрессора;

(G) Минимальная степень повышения давления воздух;», отбираемого от компрессор;»;

(H)    Максимальный расход топлив;» при мишенной выходной мощности;

(vi)    Допуски на поддержание температуры газ;» и частоты вращения при заявленной выходной мощности;

(vii)    Область эксплуатации ВД. включая ограничении положения в пространстве и внешних условий, в пределах которых можно запу скать и эксплуатировать ВД в течение неограниченного периода времени;

(viii)    Максимальные перегрузки в поступательном движении, максимальные угловые и комбинированные перегрузки по всем трем осям, которые может выдержать ВД со всеми его агрегатами и узлами креплении к ВС;

(ix)    Максимальное время, влечение которого ВД может работать безопасных неисправностей в случае, если он подвергается воздействию отрицательных перегрузок;

(x)    Максимально допустимая температура компонентов и окружающей среды;

(xi)    Максимальные эксплуатационные нагрузки. включая поперечную и осевую нагрузки и изгибающий момент (от консольно приложенной нагрузки), выдерживаемые углами крепления канала подвода воздух» ВС;

(хй) Следующие данные о поступающем на вход воздухе:

(A)    Максимальные потери давления

воздух»;

(B)    Предельно допустимые неравномерности потока на входе в ВД;

(C)    Влияние потерь давления воздуха на входе на заявленную выходную мощность:

(D)    Необходимые меры защиты от попадания посторонних предметов;

(xiii) Следующие данные о масляной системе:

(A)    Марки и спецификации масел;

(B)    Максимальные безвозвратные потерн (расход) масла;

(C)    Максимальная температура масла на входе;

(D)    Минимальное давление масла на входе (для неавтономных систем);

(E)    Подача масла на вход (для неавтономных систем);

(F)    Тип и степень фильтрации масла, требуемые для зашиты масляной системы ВД от посторонних частиц в масле (для неавтономных систем);

(G)    Используемый г»пас масла;

<Н) Максимальный отводимый тепловой поток:

(I)    Максимальное давление масла на выходе из масляной системы (для неавтономных систем);

5

Страница 8

(J)    Ограничения подавлению масла при работе с отбором мощности и на матом газе (холостом ходу);

(K)    Характеристики системы смазки для компонентов, не входящих в типовую конструкцию ВД;

(L)    Эксплуатационные ограничения для масляной системы, не имеющей спецнатьиых средств охлаждения масла;

(xiv)    Следующие данные о топливной системе:

(A)    Марки и спецификации топлив;

(B)    Минимальное давление топлива на

входе;

(C)    Максимальная и минимальная температура топлива на входе;

(D)    Расход то ал и т;

(E)    Тип и степень фильтрации топлива. требуемые для защиты топливной системы ВД от посторонних частиц в топливе;

(F)    Метод предотвращения обледенения фильтра;

(xv)    Максимальное противодавление на выхлопе и влияние на выходную мощность изменений противодавления;

(xvi)    Максимальные эксплуатационные нагрузки, включая поперечную и осевую нагрузки и изгибающий момент (от кон-сольно приложенной нагрузки), выдерживаемые углами крепления выхлопной трубы ВС;

(xvii)    Конфигурация выходного вала, направление вращения вала и максимально допустимый изгибающий момент (от кон-сольно приложенной нагрузки) для фланца вала отбора мощности:

(xviii)    Максимальные эксплуатационные нагрузки, включая поперечную и осевую нагрузки и изгибающий момент (от кон-сольио приложенной нагрузки), выдерживаемые углами крепления трубопроводов ВС для отбора воздуха;

(xix)    Следующие джные о приводи агрегатов:

(A)    Конфигурация приводного вала и монтажного фланца/пло гладки;

(B)    Направление вращения приводного вала:

(C)    Максимальный статический крутящий момент;

(D)    Заявленный крутящий момент;

(E)    Отношение частоты вращения вала привода к частоте вращения ротора турбины;

(F)    Максимальный изгибающий момент (от консольно приложенной нагрузки). выдерживаемый монтажным фланцем;

(xx)    Состав средств контроля с учетом требований 25.1305 и Д25Р.8.8 АП-25 или 29.1305 и F29.8.8 АН-29 с описанием их креплений к ВД:

(xxi)    Информация об агрегатах и средствах управления, необходимых для правильной эксплуатации ВД. включающая в себя обозначение типа или чертежный номер, а также основные функциональные характеристики. ограничения по установке и эксплуатации для всех агрегатов или средств управления, например для регулятора подачи топлива, системы зажигания и защитных устройств;

(ххй) (Зарезервировано);

(xxiii)    Габаритно-установочный чертеж ВД с указанием габаритных размеров, трех главных осей и максимального смещения в каждом направлении или комбинированных смешений, при которых ВД будет удовлетворять требованиям пункта 5.5 Приложения 1:

(xxiv)    Характеристики воздуха, отбираемого от компрессора ВД (расход, температура и давление в зависимости от температуры гага и частоты вращения ротора ту рбины);

(xxv)    (Зарезервировано!:

(xxvi)    Ограничения по ресурсу основных деталей и. при необходимости. ВД;

(xxvi)    | Зарезервировано!;

(xxvii)    Необходимые ограничения по установке для обеспечения протнвообледени-тельной защиты.

(xxix)    Условия установки, необходимые для обеспечения загшгты от попадания посторонних предметов;

(xxx)    Ограничения по авторотацин ВД; (XXXI) Характеристики мощности на выходном валу, крутящего момента на выходном валу, частоты вращения выходного вала и расход! топлива в зависимости от температуры газа и частоты вращения ротора турбины;

(xxxii) Другая информация и ограничения, признанные необходимыми для обеспечения летной годности.

Страница 9

ПРИЛОЖЕНИЕ I

НОРМЫ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ВД

1.0.    НАЗНАЧЕНИЕ

Приложение I содержит требования к конструкции. характеристикам и испытаниям газотурбинных ВД. предназначенных для использования и качестве источников мощности дтя привода генераторов. гидравлических насосов и других комплектующих изделий ВС и/нли для обеспечения сжатым воздухом пневматических систем ВС.

2.0.    ПРИМЕНИМОСТЬ

Настоящее Приложение 1 распространяется на следующие категории газотурбинных ВД:

—    ВД I категории;

—    ВД II категории.

4.0.    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Здесь даны определения основных терминов, используемых вАП-ВД.

4.1.    Приводы агрегатов — любой приводной вал или монтажный фланец/площадка, являющиеся частью ВД и используемые для привода агрегатов, органов управления и других компонентов, необходимых для работы ВД или любых его систем.

4.2.    Вспомогательный двигатель (ВД) — любой газотурбинный двигатель, являющийся источником мощности на валу иди сжатого воздуха, или того и другого вместе, и не предназначенный для создания силы, движущей ВС.

4.3.    Рабочая лопатка — преобразующий энергию элемент ротор:» компрессора или турбины, выполненный за одно целое с ротором или прикрепленный к нему.

4.4.    Сжатый воздух, отбираемый от ВД — сжатый воздух, отбираемый от ВД на нужды ВС. если он отводится от любой точки проточной части компрессор;» ВД или подается компрессором, приводимым от ВД.

4.5.    Докали »аиия — удержание внутри (в пределах) ВД всех обломков ротора с высокой кинетической энергией, образовавшихся в результате разрушения ротор;».

4.6.    Критические ступени роторов — ступени роторов компрессора и турбины, имеющие наименьший уровень безопасности по локализации разрушений и их последствий.

4.7.    Демонстрировать - доказывать путем физического испытания в условиях, определенных настоящим Приложением.

4.8.    ВД I категории — ВД. функционирование которого необходимо для обеспечения безопасного полета ВС.

4.9.    Ротор с высокой кинетической энергией ротор, при разрушении которого могут образовываться обломки с высокой кинетической энергией.

4.10.    Основные летали — детали, разрушение или последствия разру шения которых могут привести к опасным последствиям (4.32 (а). (Ь) и (с)).

4.11.    Максимально дону озимая частота вращения

—    наибольшая частота вращения ротора ВД при перегрузке или переменных процессах, ограничиваемая установленными устройствами зашиты.

4.12.    Максимально лому озимая температура — наибольшая температура газа при перегрузке или переменных процессах, ограничиваемая установленными устройствами зашиты.

4.13.    Второстепенная деталь — деталь, не являющаяся основной.

4.14.    Модель/вариант - каждая особая компоновка определенного типа ВД.

4.15.    ВД II категории — ВД. который может быть использован на ВС для создания удобств на земле либо в полете и который может быть отключен без угрозы для безопасной эксплуатации ВС.

4.16.    Средства отбора выходной мощности — любой привод или фланец, предназначенные дтя отбор;» от ВД на нужды ВС располагаемой полезной мощности на валу или мощности сжатого воздуха.

4.17.    Заявленная выходная мощность — мощность на валу н/или сжатого воздуха, развиваемая в статических условиях при стандартных атмосферных условиях на уровне моря в течение неограниченного периода работы, на которую запрашивается одобрение.

4.18.    Заявленная температура га»а — максимальная температура газ;», при которой ВД может работать с заявленными выходной мощностью и частотой вращения ротора.

4.19.    Ротор — вращающийся узел, включая лопатки. кроме валов приводов агрегатов и шестерен.

4.20.    Запуск — переменный процесс раскрутки ротора (роторов) ВД без превышения ограничений с момента начала работы или приложения крутящего пускового момента до достижения установившихся частоты вращения и температуры в регулируемом диапазоне.

4.21.    Подтверждать — доказывать путем представления достаточных доказательств, полученных на основании испытаний или анализа, или того и другого вместе.

4.22.    (Зарезервировано!

4.23.    Компоненты ВД — углы, системы и агрегаты. входящие в типовую конструкцию ВД.

4.24.    Максимальная эксплуатационная нагру зка

—    максимальная нагрузка, которая возможна при эксплуатации.

4.25.    Предельная нагру зка — нагрузка, полученная умножением максимальной эксплуатационной нагрузки на коэффициент безопасности.

4.26.    Условия эксплуатации ВД — услов»»я. включающие параметры (режимы) полета, параметры состояния и воздействия на ВД внешней среды и эксплуатационные факторы, в том числе

7

Страница 10

их изменение по времени за эксплуатационный цикл.

4.27.    Эксплуатационный цикл — изменение по времени (от момента начата запу ск;» ВД до выключении) давления и температуры воздуха на входе в ВД. изменение частоты вращении роторов и других параметров, характеризующих режимы работы ВД на ВС.

4.28.    Ресурс — наработка деталн/ВД с начата эксплуатации н/нлн после последнего ремонта до состояния, требующего очередного ремонта, или до перехода в предельное состояние.

4.29.    Назначенный ресурсдетали/ВД — суммарная наработка детатн/ВД. при достижении которой эксплуатации должна быть прекращена независимо от состояния.

4.30.    Предельное состояние — состояние детатн/ВД. при котором ее/егодальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно. либо восстановление ее/его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

4.31.    Наработка — продолжительность эксплуатации ВД и/или его деталей в полете и наземных условиях, выраженная в часах, числе эксплуатационных циклов, числе включений или других единицах.

4.32.    Опасные последствия отказов:

(a)    нелокатиэованный пожар;

(b)    нелокалнзованное разрушение (вылет опасных фрагментов через корпус ВД);

(c)    нагрузки в узлах крепления ВД больше предельных;

(d)    потеря возможности выключения ВД.

5.0. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1.    Материалы и технология и зготовления

5.1.1.    Материалы

Пригодность и долговечность материалов, используемых в конструкции ВД. должны устанавливаться на основе опыта или испытаний, или того и другого вместе.

Все материалы должны соответствовать действующим стандартам, которые гарантируют прочностные и другие свойства, принятые при проектировании.

5.1.2.    Технология изготовления

(a)    Конструкторская документация на ВД должна предусматривать требования к технологии изготовления и ремонта, выполнение которых должно обеспечить в процессе эксплуатации сохраняемость в допустимых пределах установленного документацией качества деталей и умов ВД.

(b)    Элементы роторов ВД. при разрушении которых не обеспечена локализация обломков внутри корпусов, должны подвергаться неразру шающему контролю на всех этапах производства, а также контролю механических свойств материала, из которого они изготовлены.

(c)    Детали и агрегаты ВД должны быть защищены от коррозии в эксплуатации и при хранении.

(d) Основные детали должны маркироваться так. чтобы можно было получить необходимые сведения об этих деталях. При изготовлении основных деталей и при выполнении особо ответственных технологических процессов должен предусматриваться увеличенный объем их контроля.

5.2.    Доступность

Части ВД. требующие регулярной проверки, регулировки или замены в эксплуатации, должны быть доступными дли обслуживания без проведения разборки ВД или съема любой основной детали или компонента.

5.3.    Работа при предельных положениях в просгрансизе

Следует продемонстрировать, что ВД способен удовлетворительно работать но всем диапазоне эксплуатационных режимов вплоть до заявленной выходной мощности включительно в пределах ограничений положения в пространстве, указанных Заявителем в документации.

5.4.    Электромагнитные воздействия

Максимальные наводимые и и мучаемые электромагнитные помехи, которые может создать ВД в условиях нормальной длительной эксплуатации, должны быть подтверждены испытаниями и указаны в документации.

5.5.    Эксплуатационные харакзериешки

5.5.1.    Весь диапазон эксплуатационных режимов ВД и условий эксплуатации, на который запрашивается одобрение, должен быть указан в документации. Он включает в себя границы областей запуска и работы, в пределах которых ВД может запускаться и работать без неблагоприятных явлений в нем (таких, как срыв потока, помпаж или срыв пламени). Границы областей запуск;» и работы ВД I категори»! должны быть подтверждены испытаниями или анализом.

5.5.2.    Язя эксплуатационного диапазона должны быть представлены данные, показывающие влияние температуры на входе, отбора воздуха, противодавления на выхлопе, потерь давления в воздухозаборнике и скоростного напора на такие эксплуатационные параметры, как частота вращения. выходная мощность, расход воздуха, расход топлива, температур;» газа и степень повышения давления.

5.6.    Полезные маневренные пере1рузки

Заявитель должен выбрать и подтвердить максимальные перегрузки в поступательном, вращательном и комбинированном движении по всем трем главным осям, которые ВД. включая ухзы крепления и все агрегаты, может выдерживать без остаточной деформации, отказ;» или ухудшения работы. Эти перегрузки должны быть указаны в документации.

5.7.    Работа при отрицательных перегрузках

Максимальное время, в течение которого ВД может работать при воздействии отрицательных перегрузок без нозннкно|»еиин опасных неис-

8

Страница 11

правностей. должно быть указано в документации. Это время непрерывной работы должно составлять не менее 5 с.

6.0. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

6.1.    Общие требования

ВД не должен иметь конструктивных особенностей или деталей, которые являются опасными или ненадежными.

Пригодность всех конструктивных особенностей и деталей ВД должна быть установлена на основании испытаний и/илн опыта эксплуатации и/или анализа. Все детали ВД должны быть сконструированы. размещены и установлены так. чтобы обеспечивалась их непрерывная безопасная эксплуатация между плановыми осмотрами и ремонтами.

Конструкция ВД должна быть такой, чтобы разрушение валов роторов или их расцепление, а также смешение роторов не приводило к опасным последствиям (4.32).

Должны быть предусмотрены средств;» для обеспечения электрического контакта (металлизации) ВДс элементами конструкции ВС.

Агрегаты ВД. имеющие роторе высокой кинетической энергией, должны удовлетворять требованиям 25.1461 ДП-25 или 29.1461 АП-29.

6.2.    Анализ безопасности

Должен быть выполнен анализ возможных отказов ВД и его систем для определения вероятности их возникновения и оценки опасности последствий. При этом должно быть показано, что никакой одиночный отказ или неисправность или 1юзможный множественный отказ ВД и его систем не приведет к опасным последствиям (4.32).

6.3.    11ожарная бе {опасность

Проектирование и конструирование ВД и используемые материалы должны сводить к минимуму вероятность возникновения и распространения пожара из-за разрушения конструкции, перегрев;», утечки воспламеняющихся жидкостей или из-за других причин. При этом:

(a)    За исключением случаев, указанных в пунктах (с) и (d) данного параграфа, любые внешние магистрали, соединения и другие внешние компоненты, включая перекрывные устройства, в которых циркулируют или содержатся воспламеняющиеся жидкости, должны быть огнестойкими.

(b)    Любые внешние магистрали, соединения и другие внешние компоненты, в которых циркулируют или содержатся воспламеняющиеся жидкости. должны быть экранированы, заключены в кожухи или расположены таким образом, чтобы исключить воспламенение жидкости в случае утечки.

(c)    Баки, содержащие воспламеняющиеся жидкости. и детали их крепления, входящие в типовую конструкцию ВД, должны быть огненепро

ницаемыми или защищены огненепроницаемым экраном, чтобы повреждение огнем любой неог-ненепроницаемой детали не вызвало утечку или выброс воспламеняющейся жидкости.

(d)    Если конструкция компонента работает как пожарная перегородка, то этот компонент должен быть:

(1)    огненепроницаемым;

(2)    сконструирован таким образом, чтобы исключалось проникновение через пожарную перегородку опасного количества воздуха. жидкости или пламени;

(3)    защищен от коррозии.

(e)    Ухты крепления ВД и прилегающие к ним хлементы конструкции должны быть огненепро-ницаемыми или защищены так. чтобы могли выдержать воздействие пожара.

(О Компоненты системы управления ВД. входящие в типовую конструкцию ВД. должны быть огнестойкими или защищены так. чтобы могли выдержать воздействие пожара.

(g) Нежелательное скопление воспламеняющихся жидкостей и паров должно предотвращаться дренированием и вентиляцией.

(1л) Применение в ВД деталей изсплавов на основе титана и магния должно быть обосновано.

6.4. Подвод воздуха

6.4.1.    Зашита от обледенения

Каналы входного устройств;» ВД I категории должны быть спроектированы и сконструированы таким образом, чтобы предотвратить накопление льда в количестве, достаточном для нарушения работы ВД на всех эксплуатационных режимах в условиях максимального длительного и максимального кратковременного обледенения, определяемых в Приложении С к АП-25 или Приложении С к АП-29. Эффективность защиты от обледенения должна быть продемонстрировав на, как указано в параграфе 7.11 Приложения 1.

Д.ля ВД II категории проведение испытаний в соответствии с требованиями параграфа 7.11 не обязательно.

6.4.2.    Экранирование трубопроводов

Несущие воспламеняющиеся жидкости трубопроводы. их соединения или компоненты, расположенные на входе ВД. должны быть защищены кожухами таким образом, чтобы утечки из трубопроводов. соединений или компонентов не могли попасть во входящий в ВД воздушный поток. На кожухах должны быть предусмотрены средств.» для крепления выходящих наружу дренажных трубок.

6.4.3.    Потери давления воздуха на входе в ВД

Характеристики влияния на работу ВД потерь давлении воздуха и затенений потока на входе должны быть подтверждены. В документации на ВД должны быть указаны предельно допустимые неравномерности потока на входе в ВД.

6.4.4.    Попадание посторонних предметов

Для ВД I категории должно быть установлено влияние попадания в них посторонних предметов. как указано в параграфе 7.12 Приложении I. Для ВД II категории проведение испытаний всо-

9

Страница 12

ответствии с требованиями параграфа 7.12 не обязательно.

6.4.5.    Узлы крепления камаза подвила воздуха

Должны быть определены и указаны в документации максимальные эксплуатационные нагрузки. включая поперечную и осевую нагрузки и изгибающий момент (от консольно приложенной нагрузки), выдерживаемые узлами крепления канала подвода воздуха ВС.

6.5.    Масляная система

Масляная система должна удовлетворительно функционировать при всех эксплуатационных положениях ВД. указанных в параграфе 5.3 Прило-ж    е

ния 1. и во всей области работы, установленной согласно параграфу 5.5 Приложения I. Заявитель должен указать в документации масло, одобренное для ВД.

Если масляная система является частью ВД. то она должна иметь:

6.5.1.    С ливные устройства

Должно быть предусмотрено по меньшей мере одно досту пное сливное устройство, обеспечивающее безопасный слив масла из масляной системы и имеющее ручное или автоматическое средство дзя на-дежного фиксирования в закрытом положении.

6.5.2.    Масляные филыры

Если в масляной системе ВД I категории имеется фильтр, через который проходит все масло, то он должен быть сконструирован и установлен в системе так. чтобы в случае его полного засорения поток масла мог проходить с приемлемой скоростью через остальную часть системы. При наличии фильтр;» с перепуском в ВД I или II категории должно быть предусмотрено устройство, сигнализирующее о том. что поток масла проходит в обход фильтр;».

6.5.3.    Масляный бак

Масляный бак или встроенный маслоотстой-ник должны иметь следующие особенности:

(a)    Масляный бак и детали его крепления должны удовлетворять требованиям пункта 6.3(c) Приложения I.

(b)    Должно быть предусмотрено расшир1гтель-ное пространство объемом не менее 10% общей емкости бака.

(c)    Заливная горловина бака должна быть расположена так. чтобы расшир1гтельное пространство не могло непреднамеренно заполниться но время обслуживания ВД при нормальном положении на земле.

(d)    В верхней части расширительного пространства должно иметься отверстие для суфлирования. Обеспечиваемое им суфлирование должно быть эффективным при всех предельных положениях. указанных в параграфе 5.3 Приложении 1. и во всей области работы в соответствии с параграфом 5.5 Приложения 1. Размер су флирующего отверстия должен соответствовать максимальной скорости набор;» высоты и снижения типичного ВС.

(е) Должен быть обеспечен достаточный поток масла в условиях воздействия на масляну ю систему отрицательных перегру зок в течение 5 с.

(О Масляный бак должен выдерживать воздействие перепада давлений не менее чем на 0.35 кгс/см- выше максимального перепада давлений, возможного в эксплуатации, во всей нормальной области работы, установленной в соответствии с параграфом 5.5 Приложения I. и при максимальных полетных маневренных перегру зках, указанных в параграфе 5.6 Приложения I.

<g) Должны быть предусмотрены соответствующие средств;» определения уровня масла в баке, когда ВД находится на земле в нормальном положении.

(h) Должны быть предусмотрены средств;», предотвращающие попадание в бак или маслозаборник любого постороннего предмета, который мог бы воспрепятствовать прохождению масла через систему. Маслозаборник не должен закрываться какой-либо сеткой или предохранительным устройством. которое могло бы уменьшить расход масла до критического значения при любой рабочей температуре.

6.6.    Топливная система

Следует установить и указать в документации нормативные документы на топливо, диапазоны расходов, давлении и температуры топлива на входе в топливну ю систему ВД и степень фильтрации. необходимую дзя удовлетворительной работы ВД.

6.7.    Дренажное устройство топливной системы

Дзя предотвращения накоплении топлива в случае ложного запуска в ВД до.зжен иметься дренаж. Дренажное устройство камеры сгорании и любые дру гие дренажные устройств;» топливной системы должны иметь арматуру, пригодную дзя присоединения дренажных линий, находящихся за пределами ВД.

6.8.    Материалы дзя топливной системы

Все материалы, используемые в конструкции топливной системы, должны быть достаточно стойкими к воздействию топлив, одобренных к использованию в ВД. чтобы обеспечить нормальную непрерывную работу топливной системы и ее компонентов во всей области работы ВД и условий окружающей внешней среды, определенных в соответствии с параграфом 5.5 Приложения I.

6.9.    BbiVTonHaa система

Выхлопная система ВД должна быть спроектирована и сконструирована таким образом, чтобы предотвращать утечки выхлопных газов за пределы ВД. Максимальные эксплуатационные поперечные нагрузки, осевые нагрузки и моменты, которые могут прилагаться к соединительным элементам выхлопной системы, должны быть указаны в документации. Кроме того:

10

Страница 13

6.9.1.    ВД должен иметь соответствующие средств;» для присоединения выхлопной трубы ВС (если таковая применяется).

6.9.2.    Выхлопное устройство ВД должно изготаа1Инатьси из огненепроницаемых, жаростойких и коррозионностойких материалов и иметь средств.» для предотвращения повреждений от тепловых расширений.

6.9.3.    Характеристики влияния на выходную мощность противодавления на выадопе должны быть указаны в документации.

6.10.    Охлаждение

Должны быть определены эксплуатационные ограничения по температуре для тех компонентов. применительно к которым требуется наличие средств для управления температурой, чтобы гарантировать удовлетворительную работу, надежность и долговечность компонентов. Эти ограничения. а также тепловые потоки, которые необходимо отводить, должны быть указаны в документации.

6.11.    Средства контроля

ВД должен иметь устройств;» для крепления элементов средств контроля температуры газ;», частоты вращения каждого независимого ротора, а также элементов всех других средств контроля, необходимых для эксплуатации ВД. Эти устройств;» должны быть указаны в документации.

6.12.    Крепление агрегатов

Устройство крепления и привод каждого агрегата должны быть спроектированы и сконструированы так. чтобы ВД мог нормально работать с установленными агрегатами. ВД должен иметь средства, обеспечивающие проверку и замену агрегатов.

Для приводов отбора выходной мощности должны быть определены и подтверждены предельные условия по крутящему моменту и частоте вращения, направлению вращения, поперечным и осевым нагрузкам и изгибающим моментам. Эти условия вместе с описанием типа монтажного фланца/площадки и привода должны быть указаны в документации.

6.13.    Управление темпера турой

Каждый ВД должен быть оснащен автоматическими устройствами, которые должны управлять температу рой в пределах ограничений, указанных в документации, и должны подавать сигнал на соответствующие средств;» контроля. Управление температурой должно предотвращать превышение максимально допустимой температуры в условиях эксплуатации, указанных в документации.

6.14.    Управление частотой вращения

Система управления ВД должна поддерживать частоту вращения и скорость ее изменения в пределах ограничений, указанных в документации, и должна подавать сигнал на соответствующие средства контроля. Управление должно быть автоматическим с целью предотвращения превышения максимально допустимой частоты враще

ния в условиях эксплуатации, указанных в документации.

6.15.    Устройства зашиты

Если имеются устройств;» защиты дтя предотвращения опасного превышения частоты вращения и температуры, то необходимо обеспечить возможность контроля работоспособности этих у стройств от панели управления ВД на земле или в нормальном полете.

6.16.    Автоматическое выключение

Если не требуется, чтобы работа ВД постоянно контролировалась по приборам, то должно быть предусмотрено средство автоматического выключения ВД в случае индикации отказа, который, как показывает анализ отказов, является потенциально опасным.

6.17.    Локхлизация ротора и рабочих лопаток при ра «рушении

ВД I и И категории должны быть спроектированы с учетом требований параграфа 7.7 Приложения I дтя локализации:

6.17.1.    Обломков роторов с максимальной кинетической энергией, образующихся при разрушении роторов компрессора и турбины, или:

6.17.2.    Целых лопаток роторов с радиальным потоком, если не доказано, что наибольшими из возможных обломков являются меньшие по размеру части этих лопаток, и

6.17.3.    Целиком профильных частей лопаток вращающихся направляющих и спрямляющих аппаратов, а также рабочих лопаток роторов с осевым потоком.

6.18.    Нагрузки на утлы крепления

Должны быть определены максимальные статические и динамические нагрузки, включая нагрузки. создаваемые при заклинивании ВД или дисбалансе от разрушения лопатки или ротор;», а также ампл1гтуды и частоты вибрации, которые могут передаваться через узлы креплении на ВС при всех режимах работы ВД. Критические амплитуды и частоты, а также максимальные статические и динамические нагрузки, которые могут создаваться и восприниматься ВД. должны быть указаны в документации.

Ухты крепления ВД и прилегающие к ним элементы конструкции должны выдерживать:

—    максимальные эксплуатационные нагрузки без остаточной деформации;

—    предельные нагрузки без разрушения, но при этом может быть остаточная деформация.

6.19.    Вибрации

ВД должен быть спроектирован и сконструирован так. чтобы его работа во всем заявленном диапазоне условий эксплуатации и при предельной неравномерности воздушного потока на входе в ВД в эксплуатационном диапазоне частот вращения и выходной мощности не вызывала недопустимых вибрационных напряжений в любой детали и не сопровождалась передачей чрезмерных вибрационных нагрузок на конструкцию ВС.

11

Страница 14

6.20.    Ресурс

В соответствии с процедурами, одобренными Компетентным органом, должны быть установлены необходимые ограничения по ресурсу (4.28) каждой из основных деталей (4.10) и. при необходимости. ВД. Ресурс устанавливается в соответствии с Дополнением ДВД.2.

6.21.    Отбор воздуха

ВД с отбором воздуха от компрессора должен иметь соответствующую арматуру для присоединения к трубопроводам системы отбора воздуха ВС. Характеристики отбираемого от ком прессора воздуха, максимально возможное загрязнение отбираемого от компрессора воздуха при нормальных условиях и наличии неисправности, максимальные эксплуатационные поперечные и осевые нагрузки и моменты, которые могут быть приложены к местам присоединении трубопроводов системы отбора воздуха, должны быть указаны в документации.

6.22.    Управление авторотацией

Все ограничения по авторотации ВД в любом направлении должны быть указаны в документации. Необходимость установки средств предотвращения авторотации должна быть обоснована и указана в документации.

6.23.    Система зажигания

Система зажигания должна обеспечивать удовлетворительное зажигание в процессе первичного и повторного запуска ВД во всем диапазоне условий эксплуатации, указанном в документации.

7.0. ИСПЫТАНИЯ

7.1.    Испытания ВД

ВД заявленной типовой конструкции должен пройти испытания согласно:

7.1.1.    Параграфам 7.2-7.6. если он должен быть сертифицирован как ВД I категории.

7.1.2.    Параграфу 7.2. если он должен быть сертифицирован как ВД II категории.

7.2.    калибровочные испытания

Характеристики ВД по мощности и/ил и отбору воздуха, а также условия проведения длительных испытаний ВД I категории, указанные в параграфе 7.3 Приложения I. должны быть установлены на основании калибровочных испытаний. Результаты этих испытаний должны быть представлены в документации в Blue зависимостей мощности на выходном валу, крутящего момента на выходном валу, частоты вращения выходного вала, расхода топлива, расхода, температуры и давления отбираемого из компрессора воздуха от температуры газ;» и частоты вращении ротор;! турбины.

7.3.    Длительные испытания

ВД должен пройти днггельные испытания общей продолжительностью 150 ч. По завершении этих испытаний не должно быть никаких признаков начинающегося разрушения или чрезмерного

износа основных деталей. ВД должен работать надлежащим образом и находиться в таком состоянии. чтобы он мог быть отремонтирован без замены основных деталей. Устройства (системы) управления частотой вращения и температурой газа должны поддерживать эти параметры в пределах допусков, указанных в документации, в течение тех частей испытаний ВД. которые проводятся на заявленной выходной мощности.

7.3.1.    '->тапы испытаний

Должно быть проведено 20 этапов испытаний продолжительностью 7.5 ч каждый в соответствии с указанной ниже программой (термин «заявленная выходная мощность», используемый в пункте 7.3.1. означает максимальные величины мощности на валу и расхода отбираемого от компрессора воздуха, на которые запрашивается одобрение):

(a)    5 мин на заявленной или большей выходной мощности. 5 мин без нагрузки. I ч на заявленной или большей выходной мощности и 5 мин без нагрузки;

(b)    5 мин на заявленной или большей выходной мощности. 5 мин без нагрузки. 1 ч при 75% заявленной или большей выходной мощности и 5 ми-н без нагрузки;

(c)    5 мин на заявленной или большей выходной мощности. 5 мин без нагрузки. 1 ч на заявленной или большей выходной мощности и 5 мин без нагрузки;

(d)    5 мин на гчявленной или большей выходной мощности. 5 мин без нагрузки. I ч при 50% заявленной или большей выходной мощности и 5 ми-н без нагрузки;

(с) 5 мин на заявленной или большей выходной мощности. 5 мин без нагрузки. 1 ч на заявленной или большей выходной мощности и 5 мин без нагрузки;

<0 5 мин на заявленной или большей выходной мощности. 5 мин без нагрузки. 1 ч при 25% заявленной или большей выходной мощности и 5 ми-н без нагрузки.

7.3.2.    Условия испытаний

При дл1гтельных испытаниях должны соблюдаться следу ющие условия:

(a)    Частота вращения. Частота вращения каждого ротор;! должна быть не меньше заявленной в течение частей испытаний на заявленной выходной мощности. Во время других частей длительных испытаний выдерживать какие-либо определенные частоты вращения ротора не требуется.

(b)    Температу ра. Ограничения по температуре, указанные в документации, включая заявленную температуру таз;! и температуру масла, должны быть подтверждены в процессе длительных испытаний путем поддержания указанных температур на уровне тин выше этих ограничений в течение времени испытаний на заявленной выходной мощности. Во избежание превышения предельных значений температуры газ;!, частоты вращения или выходной мощности в процессе испытаний допускается регулирование температу ры воз-

12

Страница 15

духа на входе в ВД для согласования температуры газа, частоты вращения и мощности.

(c)    Давление. Давление топлива и масла, указанное в документации, должно поддерживаться минимальным в течение всех частей испытаний на заявленной выходной мощности.

(d)    Привод отбора выходной мощности. Каждый привод отбор;т выходной мощности должен быть испытан в процессе длительных испытаний при максимальной мощности и воздействии максимального изгибающего момента, соответствующих нагрузкам, указанным в пункте 7.3.1 Приложения I. Эти нагрузки должны быть приведены в документации.

7.3.3. Регулировка, ремонт и замена деталей

При длительных испытаниях допускаются ремонт и замена второстепенных деталей или нечасто повторяемые регулировки, не требующие демонтажа основных деталей. Ремонт или замена основных деталей при проведении длительных испытаний не допускается.

7.4.    Запуски

До.лжно быть произведено не менее 100 запусков. Из них по крайней мере 25 запусков должно проводиться не ранее чем через 2 ч после выключения ВД.

7.5.    Повторные калибровочные испытания

После завершения длительных испытаний в со-отнетствнн с параграфом 7.3 Приложения I должны быть выполнены повторные калибровочные испытания в соответствии с параграфом 7.2 Приложения I. Во время повторных калибровочных испытаний выходная мощность ВД должна составлять не менее 95%, а расход топлива не больше 105% тех значений, которые были при первом калибровочном испытании.

7.6.    Дефектация после ра зборки

Пос.ле завершения повторного калибровочного испытания ВД должен быть полностью разобран, должна быть тщательно осмотрена каждая его деталь и повторно проверены критические размеры. Детали с выявленными чрезмерными усталостью и износом должны быть доработаны и повторно испытаны.

Каждый агрегат ВД перед разборкой должен пройти проверку на функционирование, подтверждающую. что любые изменения в его работе или в положении регулировочных элементов допустимы и агрегат пригоден к установке на ВД для дальнейшей эксплуатации.

7.7.    Специальные испытания

ВД I и II категорий должны удовлетворять:

—    либо требованиям параграфа 7.8 Приложения I (функциональные испытания ограничителей). параграф;» 7.9 Приложения I (испытания ротора на прочность) и пункта 7.10.1 Приложения I (испытания по локализации лопаток ротора);

—    либо требованиям параграфа 7.8 Приложения 1 и пункта 7.10.2 (испытания по локализации обломков ротора).

ВД I категории должны также удовлетворять требованиям параграфа 7.11 Приложения I (испытания протинообледенительной зашиты) и параграфа 7.12 Приложения I (испытания при попадании посторонних предметов).

7.8.    Функциональные испытания ограничителей

Если имеются ограничители частоты вращения и/или температуры, то ВД должен быть испытан таким образом, чтобы каждый ограничитель сработал 10 раз. При этом каждый ограничитель в каждом из 10 случаев срабатывания не должен допускать превышения значений частоты вращения или температуры, указанных в документации.

7.9.    Испытания ротора на прочность

Прочность критических ступеней роторов компрессор;» и турбины при превышении частоты вращения и температуры до.лжна быть подтверждена следующим образом:

7.9.1.    Испытания с превышением частоты вращения

До.лжно быть подп»ерждено. что запас прочности роторов компрессора и турбины достаточен, чтобы выдержать работу в течение 5 мин при наибольшей из определенных согласно пунктам 7.9.1

(а). (Ь) и (с) частоте крашения; при этом должна поддерживаться температур;» газ;», которая преобладает при работе в условиях отказов, указанных в пункте 7.9.1(b) или (с).

(a)    Частота вращения, равная 115% заявленной частоты вращения — если испытания ротора проводятся в составе ВД. или 120% — при проведении испытаний ротора на специальном стенде.

(b)    Частота вращения не менее 105% наибольшей частоты вращения, которая возможна при любом одном отказе обычной системы управления ВД — если имеются устройств;» зашиты от превышения частоты вращения.

(c)    Частота вращения, равная наибольшей частоте вращения, которая возможна при любой комбинации отказов, не считающейся крайне маловероятной — если отсутствуют устройств защиты от превышения частоты вращения.

7.9.2.    Испытания с превышением температуры

До.лжно быть подтверждено, что запас прочности роторов турбины достаточен, чтобы выдержать работу в течение не менее 5 мни при температуре газа, превышающей заявленную не менее чем на 45 °С. и при частоте крашения не ниже заявленной. Если критические условия при превышении частоты вращения сопровождаются превышением заявленной температуры газ;» не менее чем на 45 °С. то испытания с превышением частоты вращения и температуры могул быть проведены одновременно. Если критические условия при превышении частоты вращения сопровождаются превышением закаленной температуры газ;» менее чем на 45 °С. то испытания с превышением частоты вращения и температуры следует проводить раздельно.

13

Страница 16

7.9.3. Методы испытаний ротора с превышением

частоты вращения и температуры

Испытаний с превышением температуры «соответствии с требованиями пункта 7.9.2 Приложения 1 должны проводиться для ротор;» в составе ВД.

Приемлемыми методами оценки соответствия при испытаниях с превышением частоты ^пиемия согласно требованиям 7.9.1 Приложения I являются испытания ВД или испытания полноразмерного ротора на специальном стенде.

7.10. Демонстрирование локализации лопаток или обломков ротора

Способность локализации лопаток или обломков ротора ВД следует продемонстрировать дтя критических ступеней при следующих условиях:

7.10.1.    Частота вращения (локализация лопаток ротора)

Локализация должна быть продемонстрирована при максимально возможной частоте вращения. определяемой в соответствии с требованиями пунктов 7.10.1(a) и (Ь):

(a)    При наличии устройств зашиты, указанных в параграфе 6.15 Приложения I. частота вращения равна наибольшей частоте вращения, которая возможна при отказе какой-либо одной из обычных систем управления ВД;

(b)    При отсутствии устройств защиты, указанных в параграфе 6.15 Приложения 1. частота вращения равна наибольшей частоте вращения, которая возможна при отказе какой-либо одной из обычных систем управления ВД.

7.10.2.    Частота вращения (локализация обломков ротора)

Если локализация должна быть продемонстрирована в качестве альтернативы подтверждению прочности ротор;», то частот;» «ращения при испытаниях по .локализации обломков ротор;» должна быть равна наибольшей частоте «ращения, до

стигаемой при любой комбинации отказов, не сч1гтаюшейся крайне маловероятной.

7.10.3.    Температу ра

Температура удерживающих компонентов должна быть не ниже их температуры при работе ВД на режиме заяаленной выходной мощности.

7.10.4.    С редства локализации

Элементы конструкции, прикрепленные непосредственно к корпусу ротор;», могут учитьпшься как средства локализации. Если при испытаниях не происходит локализации всех обломков ротора. то в документации должна быть приведена информация о зонах их рахлета и уровнях энергии несдерживаемых обломков ротора.

7.11.    Демонстрирование протмво-об.леденительной защиты

7.11.1.    Должна быть продемонстрирована способность ВД I категории функционировать в условиях обледенения в соответствии с требованиями пункта 6.4.1 Приложения 1. Любые ограничения. признанные необходимыми при воздействии этих условий обледенения, должны быть представлены в документации так. чтобы этими ограничениями можно было руководствоваться при установке ВД.

7.11.2.    (Зарезервировано]

7.12.    Демонстрирование попадания посторонних предметов

Для ВД I категории влияние на функционирование и характеристики ВД попадания «опасных количествах посторонних предметов, таких, как вода, лед и другие определенные анализом посторонние предметы, должно быть установлено на основании испытаний ВД. Любые меры, признанные необходимыми для обеспечения достаточной зашиты от попадания посторонних предметов. должны быть представлены в документации так. чтобы ими можно было руководствоваться при установке ВД.

14

Страница 17

ДОПОЛНЕН И ЕДВД.1

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПОДДЕРЖАН И К) ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

ДВД.1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(1)    Данное Дополнение определяет требования к документации по установке, эксплуатации и поддержанию летной годности ВД.

(2)    Документация должна содержать необходимые спедении о ВД и установленных на нем комплектующих изделиях.

ДВД. 1.2. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ

(1)    Документация по установке ВД на ВС должна включать в себя все необходимые сведения и указания о категории ВД. области эксплуатации, технических данных, характеристиках, данных по регулировке, ограничениях по установке и другую информацию об особенностях применения ВД на ВС. необходимую для обеспечения летной годности ВД (2(c)(2). Раздел I АП-ВД).

(2)    В документации должны быть представлены: расположение углов крепления ВД. способ крепления ВД к ВС. расположение и описание узлов соединений с ВД агрегатов, трубопроводов, электрических проводов, кабелей, входного канала и выхлопной трубы ВС и другие сведения о конструкции, необходимые при установке ВД.

ДВД. 1.3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Документация по эксплуатации должна включать по крайней мере следующее:

(1)    Эксплуатационные ограничения, установленные при сертификации.

(2)    Режимы работы по мощности на валу (и/или отбору воздуха), методики приведения характеристик к стандартным атмосферным условиям.

(3)    Рекомендованные процедуры при нормальной эксплуатации и эксплуатации при отказах и неисправностях ВД для:

(i)    запуска:

(ii)    работы на земле: и

(iii)    работы в полете.

ДВД. 1.4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ

ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

ДВД. 1.4.1. Общие положения

Документация по поддержанию летной годности ВД должна включать по крайней мере следующее:

(а) По техническом} обслуживанию ВД:

(1) Вводную информацию, включающую в себя описание особенностей ВД и его данные в объеме, необходимом для проведения

технического обслуживании пли профилактического технического обслуживаиин.

(2)    Детальное описание ВД и его компонентов.

(3)    Инструкции по установке (монтажу), включающие процедуры распаковки, расконсервации. приемочных проверок, подъема и крепления агрегатов с любыми необходимыми проверками.

(4)    Указания по управлению и эксплуатации. включающие описание работы устройств и систем и процедуры запуска, работы. испытаний и выключения ВД и его компонентов. а также специальные процедуры и требуемые ограничения.

(5)    Информацию по обслуживанию, включающую подробные сведения о точках технического обслуживания, емкости баков и резервуаров, типах используемых жидкостей. давлении в рагличных системах, расположении точек смазки, используемых смазочных материалах и оборудовании, необходимом для технического обслуживания.

(6)    Информацию по календарному планированию обслуживания каждого угла, системы, агрегата ВД. которая содержит рекомендуемую периодичность очистки, осмотров, регулировок. проверок и смазки, а также информацию об объеме осмотр;», приемлемых допусках на износ и работах, рекомендуемых в эти периоды. Однако. Заявитель может сделать ссылки на Изготовителей агрегатов, аппаратуры или оборудования как на источник такой информации, если Заявитель покажет, что агрегаты, аппаратур;» и оборудование имеют исключительно высокую степень сложности. ‘по требует специальных методов технического обслуживания, испытательного оборудовании или экспертизы.

Должны быть также сделаны необходимые ссылки на раздел документации, содержащий указания по ограничению летной годности (ДВД. 1.4.2). Дополнительно Заявитель должен представ»пь программу осмотров. содержащую данные о частоте и объеме осмотров, необходимых для поддержания летной годности ВД.

(7)    Сведения о неисправностях, содержащие описание возможных неисправностей и методов их выявления и устранении.

(8)    Сведения, содержащие описание порядка и методов съема ВД и его деталей (углов) и замены деталей (углов) с необходимыми мерами предосторожности. До.лжны быть также сведения об упаковке, погру зке и транспортировании ВД.

15

Страница 18

(9) Перечень инструмента и оборудования, необходимого для технического обслуживания. и указания по методам их использования.

<Ь) По ремонт) ВД:

(1)    Указания по разборке, определяющие порядок и методы разборки при ремонте.

(2)    Указания по очистке и осмотрам, охватывающие сведения об используемых материалах и аппаратуре, а также методах и мерах предосторожности, применяемых при ремонте. Должны быть также описаны методы осмотров при ремонте.

(3)    Перечень основных деталей, подлежащих замене при ремонте по выработке их назначенного ресурса.

(4)    Детальные сведения о всех допусках и посадках. относящихся к ремонту ВД.

(5)    Детальные сведения о методах ремонта изношенных деталей или других нестандартных деталей и компонентов наряду со сведениями. необходимыми для определения целесообразности их замены.

(6)    Порядок и методы сборки при ремонте.

(7)    Инструкции по испытаниям после ремонта.

(8)    Инструкции по подготовке к хранению, включая ограничения по хранению.

(9)    Перечень оборудования, оснастки и инструмента. необходимых для ремонта.

ДВД. 1.4.2. Раздел по ограничениям летной годности

Документация по поддержанию летной годности должна содержать раздел, озаглавленный •Ограничения летной годности», который должен быть четко выделен из остального содержания документации. В этом разделе должны быть указаны периоды обязательных замен, интервалы между осмотрами и даны ссылки на документацию. содержащую необходимые указания по ресурсу основных деталей и ресурсу ВД.

Если документация по поддержанию летной годности состоит из нескольких документов, то раздел «Ограничения летной годности» должен быть включен в основной документ.

16

Страница 19

ДОПОЛНЕНИЕ ДВД.2

УСТАНОВЛЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ РЕСУРСА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ЕГО ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ

ДВД.2.1.

При установлении и увеличении ресурса ВД и его основных деталей Заявитель использует следующие стратегии управления ресурсом:

(1)    Установление и увеличение всех видов ресурса ВД (назначенного, до первого капитального ремонта, межремонтного) и назначенного ресурса его основных деталей на основании результатов ресурсных испытаний ВД и его основных деталей и эксплуатация с обязательным съемом ВД для ремонта посте отработки любого из установленных видов ресурса.

(2)    Установление и увеличение назначенного ресурса основных деталей ВД на основании результатов их ресурсных испытаний и эксплуатация ВД без обязательного съема для ремонта до достижения назначенного ресурса любой из основных деталей.

(3)    Установление и увеличение назначенного ресурса основных деталей ВД на основании использования экспериментально обоснованных методов расчетов и банка данных статистически обоснованных кривых малоцикловой усталости и эксплуатация ВД без обязательного съема для ремонта до достижения назначенного ресурса любой из основных деталей.

ДВД.2.2.

Применение стратегии управления ресурсом по ДВД.2.1(2) допустимо при следующих условиях:

— достаточная эксплуатационная технологичность. а также достаточная контролепригодность

ВД. обеспечивающая получение обл>ектинной информации. требуемой для достоверной оценки технического состояния ВД и прогнозирования отказов с опасными последствиями с помощью средств и методов контроля и диагностики;

—    применение методов и средств технического обслуживания, обеспечивающих безопасность эксплуатации ВД;

—    положительный опыт эксплуатации ВД и/или ВД-аналогов Заявителя (анализ эксплуа-тации парка ВД и дефектации ВД при ремонте, обеспечение соответствия заявленной наработки на выключение ВД. отсутствие опасных последствий отказов).

ДВД.2.3.

Установление и увеличение назначенного ресурса основных деталей ВД на основании исполь-эования банка данных по ДВД.2.1 (3) допустимо при следующих условиях:

—    выполнение пункта ДВД.2.2;

—    наличие банка дшных о конструкционной прочности материалов основных деталей, позволяющего дать надежную статистическую оценку ресурса этих деталей с учетом влияния конструктивных. технологических и эксплуатационных факторов;

—    экспериментальное подтверждение применяемого метод.» определения ресурса основных деталей с учетом характерных особенностей их конструкции, технологии изготовления и условий эксплуатации.

17/18

Страница 20

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ Ответственный редактор Гатин В.В.

АО «ЛВИЛИЗДЛТ*

Редактор Томилина И.А., верстка Рожкиной Е.Б. Отпечатано в типографии АО «Авиаишт»

121351. Москва, ул. Ив. Франко. 48. Те.1.417-02-44 Зак. 2310/4 Тир. 100