Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

483 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Добавлен в базу01.09.2013
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ, ПОСТРОЙКИ И ОБОРУДОВАНИЯ ПЛАВУЧИХ БУРОВЫХ УСТАНОВОК И МОРСКИХ СТАЦИОНАРНЫХ ПЛАТФОРМ

Санкт-Петербург

2008

Правила классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок (ПБУ) и морских стационарных платформ (МСП) Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с момента опубликования.

Правила устанавливают требования, являющиеся специфичными для ПБУ и МСП, учитывают рекомендации Кодекса ИМО по конструкции и оборудованию ПБУ, принятого Ассамблеей ИМО 19 октября 1989 г. (Резолюция А.649 (16)).

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ и соответствующие резолюции Международной морской организации.

В текст Правил вошли результаты научно-исследовательских работ, выполненных в 2006-2007 гг.:

1.    НИР-2006: «Усовершенствование методологии определения экстремальных и усталостных ветровых нагрузок на морские буровые платформы».

2.    НИР-2006: «Разработка предложений для Правил планирования и проведения морских операций".

3.    НИР-2006: «Разработка требований PC по выбору якорного снабжения ПБУ и МСП при использовании в составе якорных линий цепей категорий R3, R3S, и R4».

4.    НИР-2007: «Совершенствование правил Регистра для ПБУ/МСП в части транспортировки буровых платформ и их элементов при длительных переходах».

5.    НИР-2007: «Подготовка второй редакции Правил PC по проведению операций установки МЛСП на месторождение, а также выполнению операций установки крупногабаритных верхних строений на опорную часть».

6.    НИР-2007: «Подготовка второй редакции Правил PC по расчету демпфирующих устройств».

Настоящее издание Правил составлено на основе Правил классификации, постройки и оборудования ПБУ

ISBN 5-89331-116-7

и МСП (2006 г.) с учетом Циркулярных писем ГУР №220ц от 01.02.2007 №253ц от 07.06.2007, а также изменений и дополнений, связанных с вступлением в силу стандарта МЭК 60092-501, унифицированных требований МАКО D3 Согг.2 "Основные проектные параметры" и пересмотренных Приложений I, II, IV (нефть, вредные вещества наливом, сточные воды) и Приложения VI (незагрязнение атмосферы) к МАРПОЛ 73/78.

© Российский морской регистр судоходства, 2008

ПБУ/МСП...............464

2.2 Состав навигационного оборудования

3 Размещение навигационного

оборудования .............. 465

ЧАСТЬ V. ОБОРУДОВАНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

3.6 Контрольно-измерительные устройства 475 4 Требования к оборудованию и устройствам по предотвращению загрязнения

1    Общие положения............466

1.1    Область распространения.......466

1.2    Определения и пояснения........466

1.3    Техническая документация.......466

2    Требования к оборудованию и устройствам по предотвращению загрязнения нефтью 466

2.1    Область распространения.......466

2.2    Определения и пояснения........466

2.3    Объем технического наблюдения . . . 467

2.4    Испытания в действии.........467

2.5    Общие технические требования .... 468

2.6    Требования к сепараторам льяльных вод

на 15 млн-1...............468

2.7    Требования к сигнализаторам

на 15 млн-1...............469

2.8    Устройство автоматического

прекращения сброса..........470

2.9    Системы перекачки, сдачи и сброса

нефтесодержащих смесей........470

2.10    Сборные танки.............471

2.11    Технологическое оборудование .... 472

2.12    Защита топливных танков........473

3 Требования к оборудованию и устройствам

по предотвращению загрязнения сточными водами............ 473

3.1    Область распространения....... 473

3.2    Определения и пояснения....... 473

3.3    Объем технического наблюдения    .    .    .    473

3.4    Установки для обработки сточных    вод

и сборные цистерны.......... 474

3.5    Оборудование для удаления

сточных вод.............. 475

мусором................. 476

4.1    Область распространения....... 476

4.2    Определения и пояснения....... 476

4.3    Объем технического наблюдения . . .    476

4.4    Оборудование для сбора и обработки

мусора и инсинераторы........ 476

4.5    Размещение оборудования и устройств 477 5 Требования к оборудованию и устройствам

судов по предотвращению загрязнения атмосферы............... 478

5.1    Область распространения........ 478

5.2    Определения и пояснения........ 478

5.3    Объем технического наблюдения ....    479

5.4    Требования в отношении контроля

за выбросами с ПБУ/МСП........ 480

5.5    Другие требования........... 481


КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОСТРОЙКА ПЛАВУЧИХ БУРОВЫХ УСТАНОВОК (ПБУ)

И МОРСКИХ СТАЦИОНАРНЫХ ПЛАТФОРМ (МСП)

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящих Правил классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ1 распространяются на все самоходные и несамоходные плавучие установки, буровые суда и на стальные, железобетонные и композитные морские стационарные платформы, в том числе ледостойкого типа, удерживаемые на грунте гравитационным способом, с помощью свай или комбинированным способом, предназначенные для разведки/добычи подземных ресурсов морского дна или другой деятельности.

1.1.2    Технические требования распространяются на все механизмы, устройства, приборы и оборудование, установленные на ПБУ и МСП, нормальные условия работы которых обеспечивают установленный уровень безопасности установки в целом на всех режимах работы.

1.1.3    Буровое и технологическое (для сбора, переработки и транспортировки продукции скважин) оборудование, а также технические решения, связанные с обеспечением безопасного бурения и эксплуатации скважин, должны соответствовать требованиям государственных органов надзора за безопасностью в нефтяной и газовой промышленности.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 В Правилах ПБУ/МСП приняты следующие определения.

Морская плавучая буровая установка (ПБУ) — судно, способное производить буровые работы и/или осуществлять добычу ресурсов, находящихся под дном моря, например, нефти, газа, серы или соли.

Надводная установка (НУ) — установка, размещенная в корпусе водоизмещающего типа, как у ПБУ, бурового судна или баржи, не предназначенная для разведки/добычи подземных ресурсов морского дна.

Буровое судно — судно, имеющее буровую установку.

Самоподъемная ПБУ (СПБУ) — ПБУ, поднимаемая в рабочем состоянии над поверхностью моря на колоннах, опирающихся на грунт.

ПБУ со стабилизирующими колоннами — плавучая буровая установка, в которой используется водоизмещение широко расположенных колонн для обеспечения плавучести и остойчивости во всех эксплуатационных состояниях (см. определение «Режим эксплуатации»), включая погружение и всплытие. В нижней части колонн могут применяться подводные корпуса или стопы для обеспечения дополнительной плавучести или поверхности, достаточной для удержания установки на морском дне. С целью взаимного соединения колонн, погруженных корпусов или стоп, а также для поддержания платформы могут применяться упрочнители трубчатого сечения или решетчатой конструкции. ПБУ со стабилизирующими колоннами могут быть спроектированы для ведения буровых работ как в состоянии на плаву, так и опираясь на грунт.

Погружная ПБУ — ПБУ со стабилизирующими колоннами, опирающаяся в рабочем состоянии на грунт.

Полупогружная ПБУ (ППБУ) — ПБУ со стабилизирующими колоннами, находящаяся в рабочем состоянии на плаву и удерживаемая в горизонтальной плоскости с помощью якорей, подруливающих устройств или других средств позиционирования.

ПБУ на натяжных связях — ПБУ со значительной избыточной плавучестью в рабочем состоянии, удерживаемая в точке бурения/добычи натянутыми анкерными связями, закрепленными на морском дне.

Морская стационарная платформа (МСП) — морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа.

Опорное основание МСП — часть МСП, состоящая из одного или нескольких опорных блоков, на которых в верхней части монтируется верхнее строение МСП.


15


Опорный блок (ОБ) — водонепроницаемая конструкция, обеспечивающая плавучесть и остойчивость сооружения, поддержание верхнего строения и устойчивость против внешних воздействий при размещении на грунте дна. Может включать модули, супермодули, понтоны, колонны, фермы и свайные фундаменты.

Верхняя палуба (ВП) — водонепроницаемая конструкция, на которой размещается верхнее строение и от которой измеряется надводный борт.

Опорная палуба (ОП) или опорные балки — конструкции, на которых собирается верхнее строение.

Верхнее строение (ВС) — надстройки, рубки и другие подобные конструкции, используемые для размещения персонала, оборудования, систем и устройств, обеспечивающих функционирование сооружения по его назначению. ВС, как правило, состоит из блок-модулей.

Блок-модуль (БМ) — функционально законченные конструкции ВС, например, энергетический, жилой, технологический и другие БМ.

Модуль — конструкция, как правило, ОБ и/или палубы, представляющая транспортируемую единицу.

Супермодуль (СМ) — два и более модулей, соединенных вместе, как транспортируемая единица.

Транспортируемая единица — сооружение или его часть, которое транспортируют по внутренним водным путям и/или по морю.

Подводный понтон — плоскодонная водонепроницаемая конструкция с отвесными бортами.

Колонна — водонепроницаемая, частично проницаемая или ферменная вертикальная конструкция, воспринимающая внешние нагрузки и вес вышележащих конструкций и оборудования.

Понтон и л ав у че ст и/о с т о й ч и в о с т и — водонепроницаемая конструкция, не являющаяся элементом сооружения, временно устанавливаемая на нем или его модуле/СМ для обеспечения плавучести и/или остойчивости.

Посадочная площадка — элемент МСП, закрепленный к опорному основанию, предназначенный для посадки людей и швартовки судов.

Комплекс обеспечения вертолетов — элемент ПБУ/МСП, предназначенный для посадки и обслуживания вертолетов.

Зона бурения — часть ПБУ/МСП, в которой находится оборудование, предназначенное для бурения скважин.

Технологическая зона — часть МСП, в которой находится оборудование, предназ

наченное для выполнения технологических процессов сбора, переработки и транспортировки продукции скважин с МСП.

Жилая зона — часть МСП, предназначенная для размещения обслуживающего персонала.

Зона вспомогательного оборудования — часть МСП, в которой находится вспомогательное оборудование, не связанное непосредственно с бурением и эксплуатацией скважин и не предназначенное для этого.

МСП ледостойкая — установка, способная воспринимать ледовую нагрузку.

МСП гравитационная — морская стационарная платформа гравитационного типа — сооружение, устойчивость на грунте которого обеспечивается в основном за счет собственного веса и веса принимаемого балласта.

МСП свайная — морская стационарная платформа свайного типа — сооружение, устойчивость на грунте которого обеспечивается в основном за счет забитых в грунт свай.

МСП мачтовая — морская глубоководная стационарная платформа, устойчивость которой обеспечивается либо оттяжками, либо соответствующим объемом плавучести.

Глубоководная платформа на колоннах — платформа на колоннах, высотой существенно превосходящих характерный размер поперечного сечения. Она состоит из следующих элементов: колонн (не менее одной), нижнего опорного основания, соприкасающегося с дном акватории, и верхней несущей конструкции.

Мелководная платформа на колоннах — платформа на колоннах высотой, сопоставимой с характерным размером поперечного сечения. Они состоят из тех же элементов, что и глубоководные платформы на колоннах.

Конструкционный остров (кессон) — мелководная платформа на сплошном металлическом основании.

Монопод/монокон — одноопорная мелководная платформа башенного типа с вертикальными или наклонными стенками соответственно.

Глубина моря — расстояние по вертикали, измеренное от дна моря до среднего уровня воды плюс суммарная высота астрономического и штормового приливов.

Клиренс — расстояние по вертикали, измеренное от среднего уровня спокойной воды плюс суммарная высота астрономического и штормового приливов до нижней части опорной палубы или верхнего строения платформы.

Режим эксплуатации — состояние, при котором ПБУ/МСП может работать или функционировать, находясь на точке бурения/добычи,


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

или состояние при любом способе ее транспортировки к этой точке. Пребывая в режиме эксплуатации, ПБУ/МСП может находиться в одном из следующих состояний:

рабочее состояние — состояние, в котором находится ПБУ/МСП с целью производства буровых работ или других подобных операций при совместном воздействии внешних факторов и эксплуатационных нагрузок, не выходящих за пределы соответствующих расчетных значений;

состояние штормового отстоя — состояние ПБУ при воздействии на нее максимальных расчетных внешних нагрузок, при ко-тором предполагается прекращение производства буровых работ;

состояние перегона — состояние, связанное с перемещением ПБУ/МСП из одного географического района в другой.

Суда, участвующие в морских операциях:

судно-перевозчик — все суда, непосредственно соприкасающиеся с перевозимым сооружением или его частью, например, баржи; если сооружение или его часть обладают плавучестью, то этот термин означает саму плавучую конструкцию;

транспортирующее судно — все суда, используемые при создании движущей силы для перемещения сооружения или его части, например, тянущие или толкающие буксиры, ледоколы, танкеры и т. п.;

транспортная система — судно (суда) — перевозчик(и) и транспортирующее судно (суда), работающие вместе как система, например, буксир с буксирным канатом и сооружением;

дополнительные требования — не предусмотренные Правилами ПБУ/МСП требования, предъявляемые Российским морским регистром судоходства2 при осуществлении классификационной деятельности.


2 КЛАСС ПБУ/МСП

2.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.1 На ПБУ/МСП распространяются требования 2.1 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

2.2 СИМВОЛ КЛАССА

2.2.1    Присваиваемый Регистром ПБУ/МСП класс состоит из основного символа и дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна или плавучего сооружения.

2.2.2    Основной символ присваиваемого Регистром ПБУ/МСП класса состоит из знаков:

КМ®, КМ^, (КМ)^ — для самоходных ПБУ;

КЕ®, КЕ^, (КЕ)'А' — для несамоходных ПБУ и МСП с суммарной мощностью первичных двигателей более 100 кВт.

2.2.3    В зависимости от того, по каким Правилам и под надзором какого классификационного органа построено судно или плавучее

сооружение, основной символ класса устанавливается следующим образом:

.1 ПБУ/МСП, построенным по Правилам и под техническим наблюдением Регистра, присваивается класс с основным символом: КМ® или КЕ®;

.2 ПБУ/МСП, которые полностью (либо их корпус, или механическая установка, или механизмы, или оборудование) построены и/или изготовлены по Правилам и под надзором другого признанного Регистром классификационного органа, при их классификации Регистром присваивается класс с основным символом: КМ^ ИЛИ КЕ^;

.3 ПБУ и МСП, которые полностью (либо их корпус, или механическая установка, или механизмы, или оборудование) построены и/или изготовлены без надзора признанного Регистром классификационного органа или вообще без надзора классификационного органа, при их классификации Регистром присваивается класс с основным символом: (КМ)^ ИЛИ (КЕ)^.

2.3 ЗНАКИ ДЕЛЕНИЯ НА ОТСЕКИ

2.3.1 Деление ПБУ на отсеки считается удовлетворительным при выполнении требований части V «Деление на отсеки», к посадке и остойчивости


поврежденной ПБУ в случае затопления одного из отсеков при повреждениях, указанных в 3.2 настоящей части. Знак деления на отсеки в этом случае к символу класса не добавляется.

2.3.2 По желанию заказчика ПБУ может получить в символе класса один из знаков: Ш или 12. В этом случае ПБУ должна удовлетворять также требованиям части V «Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов.

2.4 ЗНАК АВТОМАТИЗАЦИИ

2.4.1 Если оборудование автоматизации главной механической и/или электроэнергетической установки ПБУ или МСП соответствует требованиям части XIV «Автоматизация», то к основному символу класса ПБУ/МСП добавляется один из знаков автоматизации, в зависимости от объема автоматизированных функций и особенностей применяемых средств автоматизации, а именно:

AUT1 — объем автоматизированных функций обеспечен традиционными средствами и позволяет эксплуатацию механической (пропульсивной) и/или электроэнергетической установки без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и в центральном посту управления (ЦПУ);

AUT2 — объем автоматизированных функций обеспечен традиционными средствами и позволяет эксплуатацию механической (пропульсивной) и/или электроэнергетической установки одним оператором из центрального поста управления в МО, без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях;

AUT1-C или AUT2-C — автоматизированные функции, как указано для знаков автоматизации AUT1 или AUT2 соответственно, реализованы с применением компьютеров или программируемых логических контроллеров, удовлетворяющих соответствующим требованиям разд. 5 части XIV «Автоматизация»;

AUT1-ICS, AUT2-ICS — автоматизированные функции, как указано для знаков автоматизации AUT1 ИЛИ AUT2 соответственно, реализованы с применением компьютерной интегрированной системы управления и контроля, удовлетворяющей соответствующим требованиям разд. 5 части XIV

«Автоматизация». При этом представляемая обслуживающему персоналу электронная информация и функции управления на постах управления реализованы с применением средств единой резервированной информационной сети.

2.5 СЛОВЕСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В СИМВОЛЕ КЛАССА

2.5.1    Если ПБУ/МСП имеет конструкцию, в основном аналогичную одной из конструкций, определенных в 1.2 настоящей части, и удовлетворяет соответствующим требованиям Правил ПБУ/МСП, то в зависимости от конструкции ПБУ к символу класса добавляется одна из следующих словесных характеристик:

MODU self-elevating — ПБУ самоподъемная;

MODU semi-submersible — ПБУ полупогружная;

MODU submersible — ПБУ погружная;

MODU tension leg — ПБУ на натяжных связях;

Drilling ship — буровое судно;

Drilling barge — буровая баржа;

FOP gravity — МСП гравитационная;

FOP pile — МСП свайная;

FOP mast — МСП мачтовая;

Ice-resistant — ледостойкая.

Словесная характеристика в символе класса записывается на английском языке. По желанию судовладельца она может записываться на двух языках: английском и русском.

2.5.2    Если конструкция ПБУ/МСП имеет принципиальное отличие от конструкций, определенных в 1.2 настоящей части, то определение ее типа и словесной характеристики, добавляемой к символу класса, в каждом отдельном случае является предметом специального рассмотрения Регистром.

2.6 ОБОЗНАЧЕНИЕ РАЙОНА И УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

2.6.1 Если ПБУ/МСП предназначена для эксплуатации в определенном районе и спроектирована с учетом максимально возможных в данном районе нагрузок в зависимости от ветра, волнения, льда и течения, то эти районы, нагрузки и ледовые усиления указываются в Классификационном свидетельстве.


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

3 ПРОВЕДЕНИЕ И ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

3.1 ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

3.1.1    Первоначальные освидетельствования.

Регистром устанавливаются следующие виды первоначальных освидетельствований ПБУ/ МСП:

освидетельствования, проводимые при постройке ПБУ/МСП под техническим наблюдением Регистра;

освидетельствования ПБУ/МСП, построенных под надзором другого классификационного органа или иной компетентной организации.

3.1.2    Периодические освидетельствования.

3.1.2.1    Очередные освидетельствования, проводимые для возобновления класса в каждый 5-летний срок эксплуатации ПБУ/МСП. В отношении начала, подготовки и проведения очередных освидетельствований к ПБУ в полной мере относятся требования 2.4 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации. Для МСП, погружных ПБУ Регистром, проектантом и судовладельцем на этапе проектирования и постройки разрабатывается Программа освидетельствований, описывающая все действия по освидетельствованиям МСП или отдельных ее элементов в течение запланированного срока эксплуатации. Программа должна включать следующие основные части:

принципиальное описание освидетельствований со ссылкой на соответствующие части Правил;

продолжительность и методы освидетельствований;

время и частота освидетельствований;

процедуры сообщений, накопления данных и регистрации;

процедуры оценки зафиксированных сообщений;

процедуры модернизации.

3.1.2.2    Ежегодные освидетельствования, проводимые каждый календарный год в пределах + 3 мес от предписываемой даты очередного освидетельствования.

3.1.2.3    Доковые освидетельствования ПБУ должны проводиться при очередных освидетельствованиях. Кроме того оно может быть потребовано после аварий и в особых случаях как внеочередное освидетельствование.

Освидетельствование подводной части МСП, погружной ПБУ должно проводиться один раз в 10 лет после завершения буровых работ и является частью Программы освидетельствований, производится с помощью водолазной техники и инстру

ментальных средств оценки технического состояния корпуса, свайных оснований, железобетонных конструкций и др. Возможность эксплуатации МСП возрастом более 25 лет определяется в каждом конкретном случае по согласованию между Регистром, проектантом и судовладельцем.

3.1.2.4    Промежуточные освидетельствования производятся взамен второго или третьего ежегодного освидетельствования по желанию судовладельца.

3.1.2.5    По просьбе судовладельца Регистр устанавливает для ПБУ/МСП систему непрерывного освидетельствования установок. В части проведения непрерывного освидетельствования применимы требования 2.6 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

3.1.3    Внеочередные освидетельствования.

Внеочередные освидетельствования ПБУ/

МСП или отдельных их элементов производятся во всех других случаях кроме первоначального и периодических освидетельствований. Внеочередные освидетельствования производятся для контроля выявленных недостатков или повреждений после аварии, в том числе ликвидации последствий выброса фонтана или после прихвата бурового инструмента, а также в других случаях, описанных в 3 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, применимых к ПБУ/МСП.

3.1.4    Специальные освидетельствования.

К специфическому разделу освидетельствований для ПБУ/МСП следует отнести освидетельствования при морских операциях. Это связано с тем, что ПБУ/МСП могут строиться в готовом виде или в виде отдельных элементов (сборочных модулей) за тысячи миль от мест будущей эксплуатации. Процесс транспортировки ПБУ/МСП к месту установки или их отдельных элементов, монтажа на месте установки, перехода или перемещения на новое место эксплуатации, определение безопасных условий выполнения этих операций, с обоснованием допустимого риска, описан в части XVI «Морские операции». При морских операциях проектантом, строителем объекта, судовладельцем выполняются и согласовываются с классификационным обществом специальные программы освидетельствования, в которых должны быть отражены следующие моменты:

сборка буровой платформы на плаву на верфи-строителе;


19


подготовка места установки; доставка отдельных элементов или буровой платформы в собранном виде к месту установки (эксплуатации);

установка объекта на месте эксплуатации; съемка с места эксплуатации; переход (или перестановка) к новому месту эксплуатации (в установленном или в неустановленном районе плавания).

3.2 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ПРИ ПОСТРОЙКЕ

3.2.1    К первоначальному освидетельствованию для принятия ПБУ/МСП под техническое наблюдение Регистра предъявляются ПБУ/МСП, построенные без технического наблюдения Регистра или органа, уполномоченного Регистром к замещению, или имеющие класс другого классификационного органа или иной компетентной организации. К первоначальному освидетельствованию предъявляются также ПБУ/МСП, ранее имевшие класс Регистра, но утратившие его по разным причинам.

3.2.2    Первоначальное освидетельствование ПБУ/МСП заключается в детальном осмотре, проверках, испытаниях и замерах, объем которых устанавливается в зависимости от возраста ПБУ/ МСП, их технического состояния, наличия технической документации и документов признанных компетентных органов надзора. Объем первоначального освидетельствования устанавливается в объеме очередного освидетельствования в соответствии с возрастом объекта, включая освидетельствование в доке. Для МСП должны быть представлены данные технического состояния подводной части, опирающиеся на инструментальные методы определения износа конструкций в подводной части, в районе переменных ватерлиний и в районе ледового износа. Должны быть представлены данные по оценке эффективности протекторной защиты, результаты водолазного освидетельствования подводной части.

3.2.3    При наличии Классификационного свидетельства признанного классификационного органа объем первоначального освидетельствования может быть уменьшен до объема промежуточного освидетельствования, а срок следующего очередного освидетельствования установлен в соответствии со сроком действия имеющегося Классификационного свидетельства. Сроки действия периодических освидетельствований назначаются с учетом срока действия Классификационного свидетельства иного классификационного общества.

3.2.4    При первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП должно быть проверено соответствие их корпусов, судовых устройств, оборудования и снабжения, механической установки и систем, электрического оборудования требованиям Правил ПБУ/МСП.

3.2.5    При первоначальном освидетельствовании корпуса ПБУ/МСП должно быть проверено соответствие его требованиям части II «Корпус» в отношении выбора материала, сварных соединений и обеспечения прочности в зависимости от района эксплуатации и всех эксплуатационных состояний, оговоренных в Инструкции по эксплуатации ПБУ/МСП.

При техническом освидетельствовании корпуса должны быть проверены величины износа конструктивных элементов, наличие повреждений, качество сварных соединений и обеспечение непроницаемости.

3.2.6    Владельцы ПБУ/МСП при первоначальном освидетельствовании корпуса ПБУ/МСП должны представить Регистру техническую документацию в объеме, необходимом для проверки выполнения требований части II «Корпус», а также документы классификационных и других компетентных органов надзора, заводские сертификаты и т. п.

Перечень технической документации представляется владельцем ПБУ/МСП Регистру при первоначальном освидетельствовании.

3.2.7    Оценка прочности конструкций корпуса ПБУ осуществляется:

у буровых судов — сравнением требуемых частью II «Корпус» размеров связей с размерами по чертежам с учетом обеспечения прочности связей от усилий, возникающих вследствие бурения, постановки на якоря и других операций. При необходимости может быть потребован сравнительный расчет момента сопротивления поперечного сечения корпуса бурового судна и площади поперечного сечения верхней палубы;

у самоподъемных, полупогружных и погружных ПБУ/МСП — проверкой соответствия расчетов прочности конструкций корпуса ПБУ/МСП требованиям части II «Корпус».

При наличии класса признанного классификационного органа оценка прочности может ограничиваться выборочной проверкой отдельных основных связей корпуса ПБУ, исходя из степени эквивалентности правил классификационного органа и правил Регистра.

Если по результатам освидетельствования установлено наличие значительного износа, инспектор должен потребовать проведения замеров остаточных толщин конструктивных элементов корпуса ПБУ для сравнения допустимых износов.


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

3.2.8    При первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП должно быть проверено соответствие требованиям Правил ПБУ/МСП состава объектов судовых устройств, оборудования и снабжения, их комплектности, конструкции, расположения и установки, а также регламентированных характеристик (мощности, производительности, скорости и т. д.).

3.2.9    Устройства, оборудование и снабжение буровых судов в полной мере должны удовлетворять требованиям части III «Устройства, оборудование и снабжение» Правил классификации и постройки морских судов и специально оговоренным требованиям Правил ПБУ/МСП.

3.2.10    Выполнение требований Правил классификации и постройки морских судов и Правил ПБУ/МСП, а также надлежащее техническое состояние закрытий отверстий, рулевого, якорного, швартовного и буксирного устройств, устройств для подъема и спуска корпуса СПБУ, устройств для подъема и спуска погружных насосов забортной воды, средств защиты экипажа, помещений ПБУ/МСП и аварийного снабжения удостоверяются при первоначальном освидетельствовании. Должно быть проверено выполнение требований в отношении конструкции мачт и стоячего такелажа и обеспечения их прочности.

3.2.11    Обеспечение непотопляемости ПБУ во всех ее эксплуатационных состояниях на плаву проверяется при первоначальном освидетельствовании по результатам расчетов в соответствии с требованиями части V «Деление на отсеки».

3.2.12    Информация об аварийной остойчивости и посадке должна отражать все случаи состояния ПБУ, требуемые частью V «Деление на отсеки».

3.2.13    При первоначальном освидетельствовании самоподъемных и погружных ПБУ Регистру должны быть представлены расчеты устойчивости элементов корпусных конструкций ПБУ в рабочем состоянии.

3.2.14    Для обеспечения противопожарной защиты ПБУ/МСП при первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП проверяется выполнение требований Правил ПБУ/МСП для предусмотренного назначения объектов с учетом их конструкции и размеров в отношении:

расположения и оборудования помещений, станции пожаротушения и пожарных постов;

обеспечения безопасной эвакуации людей из жилых и служебных помещений;

разделение корпусов жилых помещений (жилых модулей) на главные противопожарные вертикальные зоны и защиты помещений внутри противопожарных зон;

применение соответствующих огнестойких и огнезадерживающих конструкций и закрытий отверстий в них;

установки самозакрываюгцихся противопожарных дверей, их систем дистанционного управления и автоматики;

закрытия помещений с избыточным давлением воздуха;

закрытий дверей, шахт, вентиляционных каналов, кольцевых пространств дымовых труб, световых люков и других отверстий машинных и насосных помещений и их приводов, а также заделки пространств за подволоком панелями и зашивкой;

обеспечения обязательного состава активных средств борьбы с пожаром;

технических характеристик и расположения механизмов систем, материала и конструкции трубопроводов, их соединений и арматуры, прокладки и крепления трубопроводов;

для ПБУ/МСП, работающих при отрицательных температурах, наличие изоляции или средств, обеспечивающих незамерзание участков водопожарной магистрали на открытых палубах;

приводов дистанционного управления клапанами и механизмами систем;

системы водозабора от погружных насосов забортной воды;

комплектности противопожарного снабжения, запасных частей и инструментов;

сигнализации обнаружения пожара и сигнализации предупреждения;

контрольно-измерительных приборов; наличия вывешенных в ЦПП, рулевой рубке и на видных местах в коридорах и вестибюлях планов размещения на судне постов управления, разделения судна на отсеки, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, средств доступа в отсеки и путей эвакуации;

наличия свидетельств и/или результатов анализов применяемых огнетушащих составов (пенообразователей и других составов) и их количества согласно проектным расчетам.

3.2.15 При первоначальном освидетельствовании механических установок и механизмов, а также котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением должно выполняться следующее.

3.2.15.1 При первоначальном освидетельствовании объектов механической установки, котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением ПБУ/МСП объем освидетельствования и условия его проведения устанавливаются в соответствии с требованиями 1.2.4 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.


К разделу вспомогательных механизмов относятся:

погружные насосы забортной воды;

механизмы подъема и спуска корпуса СПБУ;

механизмы подъема и спуска погружных насосов забортной воды;

вентиляторы закрытых помещений с избыточным давлением воздуха.

3.2.15.2 При первоначальном освидетельствовании техническому наблюдению Регистра подлежат теплообменные аппараты для бурового оборудования. При периодических освидетельствованиях этих аппаратов может применяться система надзора компетентных органов, определенная владельцем.

Воздухохранители, воздухосборники в составе бурового оборудования должны предъявляться Регистру также после существенного ремонта или замен.

3.2.16    При первоначальном освидетельствовании систем автоматизированного и автоматического управления должно обеспечиваться следующее.

3.2.16.1    При первоначальном освидетельствовании систем автоматизированного и автоматического управления ПБУ/МСП в полной мере применяются положения 1.2.7 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

3.2.16.2    На всех ПБУ, независимо от наличия знака автоматизации, должны быть проверены:

системы стабилизации ПБУ на месте стоянки;

системы дистанционного управления подъемом и спуском корпуса ПБУ;

системы дистанционного управления насосами и клапанами балласта осушительной системы (кроме СПБУ);

системы защиты и АПС (контроля положения корпуса ПБУ в рабочем состоянии, контроля воздушной среды и вентиляции закрытых помещений с избыточным давлением воздуха).

3.2.17    При первоначальном освидетельствовании систем и трубопроводов должно выполняться следующее.

3.2.17.1    При первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП проверяется соответствие состава систем и трубопроводов, а также систем и трубопроводов механической установки с арматурой и контрольно-измерительными приборами, их конструкции, расположения и установки требованиям Правил ПБУ/МСП. При этом освидетельствовании определяется техническое состояние систем и трубопроводов.

3.2.17.2    Все требования 3.2.17.1 относятся также к:

гидравлическим приводам механизмов подъема и спуска корпуса ПБУ;

гидравлическим приводам подъема и спуска колонн погружных насосов забортной воды;

системе снабжения забортной водой СПБУ;

манифольдам бурового раствора, тампонажного раствора и системе пневмотранспорта порошкообразных материалов;

системе вентиляции закрытых помещений с избыточным давлением воздуха.

3.2.18    При первоначальном освидетельствовании электрического оборудования должно выполняться следующее.

3.2.18.1    При первоначальном освидетельствовании проверяется соответствие состава электрического оборудования ПБУ/МСП, его конструкции, расположения, установки, технических характеристик требованиям Правил ПБУ/МСП и определяется техническое состояние оборудования.

3.2.18.2    Электрическое оборудование бурового назначения техническому наблюдению Регистра не подлежит за исключением:

электрического оборудования во взрывозащищенном исполнении, размещаемого во взрывоопасных помещениях и пространствах;

подключаемых кабелей;

средств защиты, изоляции и заземляющих устройств.

Однако Регистр должен предъявить необходимые требования к любому электрическому оборудованию, если при освидетельствовании обнаружено, что действие или техническое состояние этого электрического оборудования может оказать влияние на нормальную работу или привести к выходу из строя регламентированного электрического оборудования, а также представляет опасность для человеческой жизни или может служить причиной возникновения пожара или взрыва.

3.2.19    Освидетельствования, проводимые при постройке ПБУ/МСП.

3.2.19.1    При постройке ПБУ/МСП подвергается освидетельствованиям в объеме, предписанном Правилами ПБУ/МСП и Руководством по техническому наблюдению за постройкой ПБУ и МСП и изготовлением материалов и изделий изделий, техническим проектом и рабочей документацией.

3.2.19.2    Датой освидетельствования ПБУ/МСП по окончании постройки является дата фактического завершения освидетельствования и выдачи на ПБУ/МСП Классификационного свидетельства и судовых документов.

При первоначальном освидетельствовании ПБУ/МСП присваивается регистровый номер и выдается Свидетельство о годности к плаванию для установок с флагом Российской Федерации.


СОДЕРЖАНИЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОСТРОЙКА ПБУ/МСП

ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ

2

Общие принципы проектирования

конструкций...............

46

1

Общие положения...........

14

2.1

Общие требования............

46

1.1

Область распространения.......

14

2.2

Внешние условия.............

46

1.2

Определения и пояснения........

14

2.3

Расчетные режимы и нагрузки......

50

2

Класс ПБУ/МСП............

16

2.4

Критерии прочности...........

53

2.1

Общие требования...........

16

2.5

Положения по расчетам прочности . . .

57

2.2

Символ класса.............

16

3

Специальные вопросы прочности

2.3

Знаки деления на отсеки........

16

платформ.................

60

2.4

Знак автоматизации..........

17

3.1

Самоподъемные ПБУ..........

60

2.5

Словестная характеристика

3.2

Полупогружные ПБУ..........

69

в символе класса............

17

3.3

Морские стационарные платформы. . .

74

2.6

Обозначение района и условий

3.4

Железобетонные и сталебетонные

эксплуатации ..............

17

конструкции МСП............

89

3

Проведение и объем освидетель-

3.5

ПБУ на натяжных связях.......

100

ствований ................

18

4

Устойчивость СПБУ/МСП на грунте .

112

3.1

Виды и периодичность освидетель-

4.1

Общие требования...........

112

ствований ................

18

4.2

Устойчивость СПБУ на грунте ....

113

3.2

Первоначальные освидетельствования

4.3

Устойчивость МСП на грунте.....

113

и освидетельствования, проводимые

Приложение 1. Характеристики ветро-

при постройке..............

19

волновых условий...........

116

3.3

Периодические освидетельствования. .

22

Приложение 2. Требования к расчетным

3.4

Ежегодные освидетельствования....

22

моделям, базирующимся на методе

3.5

Очередные освидетельствования ....

31

конечных элементов..........

119

3.6

Система непрерывного освидетель-

ствования ................

33

3.7

Освидетельствования для выдачи

ЧАСТЬ III. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ

конвенционных документов......

34

И СНАБЖЕНИЕ ПБУ/МСП

4

Техническая документация.......

36

4.1

Документация технического проекта

1

Общие положения............

123

в постройке ...............

36

1.1

Область распространения.......

123

4.2

Документация технического проекта при

1.2

Определения и пояснения.......

123

переоборудовании или восстановлении

38

1.3

Объем технического наблюдения . . .

124

4.3

Рабочие чертежи для ПБУ/МСП

2

Рулевое устройство...........

125

в постройке ...............

38

2.1

Общие требования...........

125

5

Классификация ПБУ/МСП с классом другого

3

Якорное устройство...........

125

классификационного органа.......

39

3.1

Общие требования...........

125

3.2

Характеристика снабжения......

126

3.3

Якоря, цепи и тросы для якорей,

ЧАСТЬ II. КОРПУС

якорное оборудование и механизмы .

127

4

Системы удержания ПБУ /МСП

в точке бурения/позиционирования

1

Общие положения............

40

и их элементы.............

128

1.1

Область распространения.......

40

4.1

Общие требования...........

128

1.2

Определения и пояснения........

40

4.2

Якорные системы...........

128

1.3

Объем технического наблюдения . . .

40

4.3

Конструкция ..............

129

1.4

Конструктивные элементы.......

41

4.4

Оборудование .............

132

1.5

Материалы...............

43

4.5

Якорные линии.............

133

1.6

Износ конструктивных элементов . . .

45

4.6

Якоря..................

133

1.7

Сварные конструкции и соединения . .

46

4.7

Контроль качества...........

133

Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ1МСП

3.3 ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

3.3.1 Объем периодических освидетельствований и промежутки времени между ними должны соответствовать указанным в табл. 3.3 в той степени, насколько это применимо к данной ПБУ/МСП. Освидетельствование объектов буровых судов и аналогичных судовым объектам элементов ПБУ/ МСП должно производиться в объеме и в сроки, указанные в табл. 2.1.1 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

3.4 ЕЖЕГОДНЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

3.4.1    Корпус.

3.4.1.1    Обобщенный объем освидетельствований конструктивных элементов корпуса ПБУ, буровых судов и МСП при ежегодном освидетельствовании приведен в табл. 2.1.1 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации и табл. 3.3 настоящей части.

При этом освидетельствовании обязательному освидетельствованию изнутри подлежат помещения буровых и цементировочных насосов, цистерны химических реагентов для бурового и тампонажного растворов, цистерны для сбора нефти при опробовании скважины, помещения системы очистки бурового раствора и компрессорной станции.

Балластные танки подвергаются внутреннему освидетельствованию ежегодно после второго очередного освидетельствования в случае, если защитные окрасочные покрытия танков не наносились с постройки, а также в случае отсутствия в танках протекторной защиты.

При наличии в балластных танках защитного окрасочного покрытия либо протекторной защиты их освидетельствование изнутри производится при каждом втором ежегодном освидетельствовании после второго очередного.

При каждом третьем ежегодном освидетельствовании осмотру изнутри подлежат цистерны (отсеки) для хранения бурового раствора и шахты для прохода опорных колонн, колонн погружных насосов забортной воды и бурового инструмента с их подкреплениями.

Остальные конструкции корпуса ПБУ, буровых судов и морских стационарных платформ подлежат осмотру (С) только с наружной стороны. Осмотр их изнутри производится по усмотрению инспектора Регистра в случае необходимости.

3.4.1.2    Осмотр (С) опорных колонн СПБУ и стабилизирующих колонн с раскосами и распорами полупогружных и погружных ПБУ производится при каждом втором ежегодном освидетельствовании, совмещаемом с освидетельствованием подводной части ПБУ. При этом освидетельствовании должны быть особо тщательно осмотрены рейки и сварные швы соединения реек между собой и с опорными колоннами, а также сварные швы раскосов и распоров в местах их соединения со стабилизирующими колоннами.

3.4.1.3    При освидетельствовании подводной части корпуса ПБУ, совмещаемом с ежегодным освидетельствованием, производится наружный осмотр конструкций и подводной части корпуса ПБУ. При этом для возможности освидетельствования конструктивные элементы опорных колонн, обшивка понтонов в местах осмотра, об шивка цистерн опорных колонн, стенки шахт для прохода опорных колонн, обшивка стабилизирующих колонн и их раскосы и распоры, элементы протекторной защиты должны быть очищены от грязи, ржавчины и старой непрочно держащейся краски.

3.4.1.4    При освидетельствовании подводной части СПБУ проверяется корпус установки в поднятом на опорных колоннах над водой состоянии с обеспечением возможности нормального доступа к находящимся над водой конструкциям. Подводная часть опорных колонн освидетельствуется с применением современных технических средств: подводного телевидения, подводной фотосъемки, специального оборудования и инструмента.

Освидетельствование подводной части полупогружных, погружных ПБУ и МСП производится с применением современных технических средств, указанных выше.

Освидетельствование подводной части буровых судов производится согласно соответствующ им требованиям 2.2.2 и табл. 2.1.1 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

3.4.2 Устройства, оборудование и снабжение.

3.4.2.1 На закрытия отверстий в корпусе ПБУ/ МСП и буровых судов: закрытия горловин и люков на открытых участках палуб, наружные водонепроницаемые двери, иллюминаторы, сходные, световые и вентиляционные люки, крышки вентиляционных каналов — в полной мере распространяются положения табл. 2.1.1 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации применительно к периодичности ежегодных освидетельствований.


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

3.3 Требования к диаграмме статической

4.8    Посты управления...........

4.9    Системы динамического позиционирования ПБУ..............

5    Причальные и посадочные устройства .

6    Буксирное устройство..........

6.1    Общие требования...........

6.2    Буксирный трос.............

6.3    Якорные цепи..............

6.4    Буксировка с помощью нескольких

буксиров ................

6.5    Специальные устройства........

7    Сигнальные мачты...........

7.1    Общие требования...........

8    Устройство и закрытие отверстий

в корпусе, надстройках и рубках ....

8.1    Общие требования...........

8.2    Комингсы................

8.3    Устройство и закрытие отверстий

в переборках деления на отсеки ....

8.4    Крышки люков.............

8.5    Горловины...............

9    Устройство и оборудование помещений .

9.1    Общие требования...........

9.2    Выходы, двери, коридоры, наклонные

и вертикальные трапы.........

9.3    Леерное ограждение, фальшборт. . . .

10    Устройство подъема и спуска колонн погружных насосов забортной воды. . .

10.1    Общие требования...........

10.2    Специальные требования........

11    Устройство подъема и спуска корпуса СПБУ

11.1    Общие требования...........

11.2    Специальные требования........

12    Аварийное снабжение..........

12.1 Общие требования...........

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1    Общие положения............

1.1    Область распространения.......

1.2    Определения и пояснения........

1.3    Объем технического наблюдения . . .

1.4    Общие технические требования . . . .

1.5    Опыт кренования............

2    Общие требования к остойчивости . . .

2.1    Система удержания. Опирание о грунт

2.2    Варианты нагрузки...........

2.3    Кривые восстанавливающих моментов

2.4    Кривые наклоняющих моментов. . . .

2.5    Расчетные внешние (природные)

условия .................

3    Критерии остойчивости.........

3.1    Общие требования...........

3.2    Расчетная амплитуда качки......

остойчивости.............. 157

3.4 Дополнительные требования

к остойчивости............. 157

Приложение 1. Расчет остойчивости

объекта................. 159

Приложение 2. Типовая инструкция по

кренованию ПБУ/МСП и их модулей. 160 П риложение 3. Методика расчета ветровой нагрузки, действующей на объект при круговом изменении направления ветра. 181 Пр иложение 4. Методика расчета ветрового наклоняющего момента полупогружного и погружного объекта с прямоугольным

верхним корпусом........... 181

П риложение 5. Значения экстремальных скоростей ветра и высот волн, возможных один раз в 50/100 лет......... 184

ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

1    Общие положения............ 187

1.1    Область распространения....... 187

1.2    Определения и пояснения....... 187

1.3    Объем технического наблюдения . . .    188

1.4    Общие технические требования ....    188

1.5    Общие требования к делению на отсеки    189

2    Посадка и остойчивость поврежденного

объекта................. 189

2.1    Общие требования........... 189

2.2    Размеры и зоны расчетных

повреждений.............. 190

2.3    Коэффициенты проницаемости ....    191

2.4    Число затапливаемых отсеков..... 191

2.5    Требования к элементам посадки и остойчивости поврежденных объектов ...    191

2.6    Дополнительные требования к посадке

и остойчивости поврежденных полупо-гружных установок........... 192

2.7    Условия достаточности плавучести и остойчивости поврежденных

модулей МСП............. 192

ЧАСТЬ VI. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

1    Общие положения............ 194

1.1    Область распространения....... 194

1.2    Определения и пояснения....... 194

1.3    Чертежи и схемы............ 195

2    Конструктивная противопожарная

защита................. 196

2.1    Общие требования........... 196


2.2

Расположение помещений.......

201

1.3

Объем технического наблюдения . . .

213

2.3

Средства обеспечения вертолетов . . .

201

1.4

Защита и изоляция трубопроводов . .

213

2.4

Помещения для производства

1.5

Сварка и неразрушающие методы

сварочных работ. Стационарная система

контроля ................

214

для кислорода и ацетилена.......

203

1.6

Механизмы, оборудование и средства

3

Противопожарное оборудование

автоматизации.............

214

и системы................

203

2

Общие требования к системам

3.1

Общие требования...........

203

трубопроводов .............

214

3.2

Водопожарная система.........

204

2.1

Металлические трубопроводы.....

214

3.3

Система водяного орошения......

205

2.2

Трубопроводы из пластмасс......

214

3.4

Система водяных завес.........

205

2.3

Шланги.................

214

4

Системы пожарной сигнализации ....

206

2.4

Арматура................

214

4.1

Сигнализация обнаружения пожара . .

206

2.5

Прокладка трубопроводов.......

214

4.2

Ручная пожарная сигнализация ....

206

2.6

Испытания систем трубопроводов . .

215

4.3

Системы и оборудование для контроля

3

Требования к системам трубопроводов

воздушной среды............

206

в зависимости от их назначения ....

215

5

Противопожарное снабжение, запасные

3.1

Системы трубопроводов общего

части и инструмент...........

207

назначения...............

215

5.1

Общие требования...........

207

3.2

Системы, обслуживающие энергетическую

установку................

218

3.3

Системы специальные.........

219

ЧАСТЬ VII. МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

И МЕХАНИЗМЫ

ЧАСТЬ IX. КОТЛЫ, ТЕПЛООБМЕННЫЕ АППАРАТЫ

1

Общие положения............

208

И СОСУДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

1.1

Область распространения.......

208

1.2

Определения и пояснения........

208

1

Область распространения........

221

1.3

Объем технического наблюдения . . .

208

2

Общие положения............

221

2

Механические установки........

209

3

Котлы.................

221

2.1

Общие требования...........

209

4

Теплообменные аппараты и сосуды под

2.2

Условия окружающей среды......

209

давлением................

221

2.3

Расположение механизмов и оборудования.............

209

2.4

Посты управления...........

210

ЧАСТЬ X. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

2.5

Средства связи.............

210

2.6

Машинные помещения.........

210

2.7

Вибрация механизмов и оборудования

211

1

Общие положения............

222

2.8

Холодильные установки........

211

1.1

Область распространения.......

222

3

Механизмы...............

211

1.2

Определения и пояснения.......

222

3.1

Общие требования...........

211

1.3

Объем технического наблюдения . . .

223

3.2

Двигатели внутреннего сгорания. . . .

211

1.4

Техническая документация.......

224

3.3

Г азотурбинные двигатели.......

212

2

Общие требования...........

225

3.4

Вспомогательные механизмы.....

212

2.1

Условия работы............

225

3.5

Палубные механизмы.........

212

2.2

Электромагнитная совместимость . .

227

3.6

Механизмы подъема и спуска.....

212

2.3

Материалы...............

229

3.7

Приводы гидравлические........

212

2.4

Конструктивные требования и степень

3.8

Передачи, разобщительные и упругие

защиты электрического оборудования

230

муфты..................

212

2.5

Защитные заземления нетоковедущих металлических частей электрического оборудования .............

232

ЧАСТЬ VIII. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

2.6

Молниезащитные устройства.....

233

2.7

Размещение электрического оборудования .............

234

1

Общие положения............

213

2.8

Специальные электрические

1.1

Область распространения.......

213

помещения...............

235

1.2

Определения..............

213

2.9

Взрывоопасные зоны..........

235

Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

2.10 Отверстия, условия доступа и вентиляция, влияющие на расширение взрывоопасных

зон....................236

2.11    Электрическое оборудование и кабели во

взрывоопасных зонах..........237

2.12    Антистатическое заземление......238

3    Основной источник электрической энергии 239

3.1    Состав и мощность основного источника

электрической энергии.........239

3.2    Электрические агрегаты........239

3.3    Число и мощность трансформаторов . 240

3.4    Питание от внешнего источника

электрической энергии.........240

3.5    Системы соединений агрегатов основного источника электрической энергии . . . 240

3.6    Источники бесперебойного

питания (ИБП).............241

4    Распределение электрической энергии. . 241

4.1    Системы распределения и допустимые

напряжения...............241

4.2    Питание ответственных устройств . . . 242

4.3    Питание электрических и электронных

систем автоматизации.........243

4.4    Питание объединенных пультов

управления...............243

4.5    Распределительные устройства.....244

5    Электрические приводы механизмов и

устройств................249

5.1    Общие требования...........249

5.2    Блокировка работы механизмов .... 249

5.3    Отключающие устройства безопасности. 249

5.4    Коммутационная и пускорегулирующая

аппаратура...............249

5.5    Электрические приводы насосов .... 250

5.6    Электрические приводы якорных и

швартовных механизмов........250

5.7    Электрические приводы вентиляторов. 250

5.8    Электрические приводы спасательных

шлюпочных лебедок..........251

5.9    Электрические приводы водонепроницаемых и противопожарных дверей . . 251

5.10    Электрические приводы рулевых устройств

самоходных ПБУ............251

5.11    Электрические приводы топочных устройств котлов и инсинераторов. . . 252

6    Освещение................253

6.1    Общие требования...........253

6.2    Питание цепей основного освещения . 253

6.3    Аварийное освещение..........254

6.4    Выключатели в цепях освещения. . . . 254

6.5    Светильники ламп накаливания

и газоразрядные светильники.....255

6.6    Штепсельные розетки..........256

6.7    Освещенность..............256

6.8    Прожекторы и дуговые лампы.....256

7    Внутренняя связь и сигнализация. . . .    257

7.1    Машинные электрические телеграфы

самоходных ПБУ........... 257

7.2    Служебная внутренняя связь..... 258

7.3    Авральная сигнализация........ 258

7.4    Сигнализация обнаружения пожара. .    260

7.5    Сигнализация предупреждения о пуске

системы объемного пожаротушения .    261

7.6    Сигнализация закрытия водонепроницаемых и противопожарных дверей .    261

7.7    Аварийно-предупредительная сигнализация

механической установки в помещениях механиков............... 261

7.8    Сигнально-отличительные фонари . .    262

7.9    Сигнализация обнаружения взрывоопасных

концентраций газов.......... 262

7.10    Светосигнальные и осветительные

средства вертолетных площадок . . .    263

8    Устройства электрической защиты. . .    264

8.1    Общие требования........... 264

8.2    Защита генераторов.......... 264

8.3    Защита электрических двигателей ...    265

8.4    Защита электроприводов

рулевых устройств ПБУ........ 266

8.5    Защита трансформаторов....... 266

8.6    Защита аккумуляторов......... 266

8.7    Защита измерительных приборов и приборов управления и контроля...... 267

8.8    Защита силовых полупроводниковых

устройств................ 267

8.9    Устройства защитного отключения

(УЗО).................. 267

9    Аварийные электрические установки . .    268

9.1    Общие требования........... 268

9.2    Помещения аварийных источников

электрической энергии......... 268

9.3    Аварийные источники электрической

энергии................. 269

9.4    Распределение электрической энергии

от аварийных источников....... 270

9.5    Пусковые устройства аварийных дизель-

генераторов .............. 271

9.6    Аварийные посты и система аварийного

отключения электрического оборудования.............. 271

10    Электрические машины......... 272

10.1    Общие требования........... 272

10.2    Клеммные коробки, контактные кольца,

коллекторы и щетки.......... 272

10.3    Подшипники.............. 273

10.4    Датчики температуры......... 273

10.5    Генераторы переменного тока..... 273

10.6    Генераторы постоянного тока..... 274

10.7    Электродвигатели........... 274

10.8    Электромагнитные тормоза...... 275


11    Трансформаторы............275

11.1    Общие требования...........275

11.2    Перегрузка, изменение напряжения

и параллельная работа.........275

12    Силовые полупроводниковые устройства. 276

12.1    Общие требования...........276

12.2    Допустимые параметры искажения

напряжения...............276

12.3    Системы управления и сигнализация . 276

12.4    Измерительные приборы........277

13    Аккумуляторы.............277

13.1    Общие требования...........277

13.2    Размещение аккумуляторов......277

13.3    Обогрев.................278

13.4    Вентиляция...............278

13.5    Зарядка аккумуляторных батарей . . . 278

13.6    Установка электрического оборудования в

аккумуляторных помещениях.....278

13.7    Электростартерный пуск двигателей

внутреннего сгорания..........279

14    Электрические аппараты

и установочная арматура........279

14.1    Электрические аппараты........279

14.2    Установочная арматура........280

15    Электрические нагревательные

и отопительные приборы........281

15.1    Общие требования...........281

15.2    Отопительные приборы........281

15.3    Нагревательные устройства для

нефтепродуктов.............282

15.4    Устройства с применением кабеля

нагрева.................282

16    Кабели и провода............283

16.1    Общие требования...........283

16.2    Жилы..................283

16.3    Изоляционные материалы.......283

16.4    Оболочки................284

16.5    Защитные покрытия...........284

16.6    Маркировка...............284

16.7    Монтажные провода..........284

16.8    Кабельная сеть.............284

17    Гребные электрические установки

самоходных ПБУ............292

17.1    Область распространения и знак

в символе класса.............292

17.2    Определения и пояснения........292

17.3    Структура ГЭУ..............293

17.4    Шинопроводы ГЭУ...........295

17.5    Электромагнитная совместимость

(ЭМС)ГЭУ...............295

17.6    Первичные двигатели генераторов ГЭУ . 295

17.7    Генераторы ГЭУ.............296

17.8    Распределительные щиты ГЭУ......297

17.9    Силовые трансформаторы ГЭУ......297

17.10    Полупроводниковые преобразователи

ГЭУ...................298

17.11    Фильтрация гармонических

составляющих.............. 299

17.12    Гребные электрические двигатели

(ГЭД).................. 299

17.13    Специальные требования к погружным

поворотным гребным электрическим двигателям (ППГЭД).......... 300

17.14 Системы управления ГЭУ....... 302

18    Требования к электрическому оборудованию на напряжение свыше 1000 В

до 15000 В............... 305

18.1    Общие требования........... 305

18.2    Проектирование системы....... 305

18.3    Электрические машины (требования

к конструкции)............. 307

18.4    Силовые трансформаторы....... 308

18.5    Кабели................. 309

18.6    Распределительные устройства

и щиты управления.......... 309

18.7    Размещение (монтаж)......... 310

19    Запасные части............. 311

19.1    Общие требования........... 311

19.2    Нормы запасных частей........ 312

Пр иложение............... 313

ЧАСТЬ XI. ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ 1 Общие положения............ 315

ЧАСТЬ XII. МАТЕРИАЛЫ

1    Общие положения............ 316

1.1    Область распространения....... 316

1.2.    Определения и пояснения....... 316

1.3    Объем технического наблюдения ...    317

2    Методы испытаний........... 319

2.1    Общие требования........... 319

2.2    Испытания на CTOD......... 319

2.3    Испытания падающим грузом для

определения температуры нулевой пластичности.............. 321

2.4    Испытания для определения температуры

вязко-хрупкого перехода ТкЬ...... 322

3    Выбор материала............ 323

3.1    Общие требования........... 323

3.2    Выбор категории стали........ 323

4    Прокат для стальных конструкций . .    324

4.1    Общие требования........... 324

4.2    Химический состав........... 325

4.3    Механические свойства........ 326

4.4    Состояние поставки.......... 326

4.5    Отбор проб............... 326


Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

4.6    Объем испытаний...........

4.7    Осмотр и маркировка........

4.8    Документы..............

5    Сталь для котлов, теплообменных

аппаратов и сосудов, работающих под давлением ...............

5.1    Общие требования..........

5.2    Испытания..............

6    Стальные трубы............

6.1    Общие требования..........

7    Стальные поковки и отливки.....

7.1    Общие требования..........

ЧАСТЬ XIII. СВАРКА

1    Общие положения............

1.1    Область распространения.......

1.2    Определения и пояснения........

1.3    Объем технического наблюдения . . .

1.4    Техническая документация.......

2    Технологические требования к процессам

изготовления сварных конструкций ПБУ/МСП...............

2.1    Общие требования...........

2.2    Технологические процессы сварки . . .

2.3    Производственный персонал.

Квалификация сварщиков.......

2.4    Основной материал. Свариваемость . .

2.5    Сварочные материалы.........

2.6    Типы швов сварных соединений.

Общие рекомендации..........

2.7    Сварка корпусов и оборудования

ПБУ/МСП...............

2.8    Особенности сварки конструкций

из сталей высокой прочности.....

2.9    Сварка плакированной стали......

2.10    Сварка конструкций механизмов и

механических установок........

2.11    Сварка паровых котлов и сосудов,

работающих под давлением......

2.12    Сварка трубопроводов.........

2.13    Сварка отливок и поковок.......

2.14    Сварка чугуна..............

2.15    Сварка алюминия и его сплавов . . . .

2.16    Сварка меди и ее сплавов, тяжелых

металлов и других нежелезных материалов ...............

3    Контроль сварных соединений.....

3.1    Общие требования...........

3.2    Объем контроля............

3.3    Оценка качества сварных соединений .

4    Сварочные материалы.........

4.1    Общие требования...........

4.2    Дополнительные требования к

сварочным материалам.........

ЧАСТЬ XIV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1    Общие положения............ 367

1.1    Область распространения....... 367

1.2    Определения и пояснения....... 367

1.3    Объем технического наблюдения . . .    368

1.4    Техническая документация....... 368

2    Конструкция систем автоматизации . .    369

2.1    Общие требования........... 369

2.2    Требования к элементам и устройствам. 370

2.3    Общие требования к автоматизированным системам управления механизмами

и установками............. 371

2.4    Системы аварийно-предупредительной сигнализации, защиты, индикации

и регистрации............. 372

3    Питание систем автоматизации..... 375

3.1    Общие требования........... 375

4    Автоматизированные механизмы

и установки............... 376

4.1    Общие требования........... 376

4.2    Автоматизированные пропульсивные

установки................ 376

4.3    Автоматизированные котельные

установки................ 382

4.4    Автоматизированные электроэнергетические установки........... 383

4.5    Автоматизированные компрессорные

установки................ 384

4.6    Автоматизированные насосные

установки................ 385

4.7    Автоматизированные осушительные

установки................ 385

4.8    Автоматизированные холодильные

установки................ 385

5    Компьютеры и компьютерные системы

автоматизации............. 386

5.1    Область распространения....... 386

5.2    Определения и пояснения....... 386

5.3    Конструкция компьютерных систем

контроля и управления........ 386

5.4    Аппаратное обеспечение (HARDWARE) 387

5.5    Программное обеспечение

(SOFTWARE)............. 387

5.6    Конфигурация компьютерных систем.    387

5.7    Интерфейс пользователя........ 388

5.8    Обучение персонала (тренинг)..... 390

5.9    Испытания и проверки компьютерных

систем................. 390

6    Установки со знаком автоматизации

в символе класса............ 390

6.1    Общие требования........... 390

6.2    Устройства на главном посту управления

(ГПУ).................. 391

6.3    Устройства в машинных помещениях. .    391


6.4 Устройства в жилых помещениях    часть    XV.    оценка    безопасности    пбу/мсп

механиков................

391

6.5

Электроэнергетическая установка . . .

392

6.6

Пропульсивные установки.......

392

1

Общие положения............

404

6.7

Котельная установка..........

392

1.1

Область распространения.......

404

6.8

Компрессорные установки.......

392

1.2

Определения и пояснения.......

404

6.9

Насосные установки..........

392

1.3

Общие принципы управления

6.10

Осушительные системы.........

392

безопасностью платформы......

405

7

Системы динамического позиционирования

393

2

Идентификация рисков.........

406

7.1

Область распространения и знаки

2.1

Концепция анализа аварийных ситуаций

406

в символе класса............

393

2.2

Типы аварийных ситуаций

7.2

Определения и пояснения........

393

на платформах.............

406

7.3

Объем технического наблюдения . . .

394

2.3

Методы анализа аварийных ситуаций.

410

7.4

Техническая документация.......

394

3

Методы количественных оценок риска

7.5

Конструкция систем динамического

(QAR)..................

411

позиционирования, классы.......

394

3.1

Статистические модели аварийных

7.6

Электроэнергетическая система ....

395

ситуаций................

411

7.7

Система пропульсивных (подруливающих)

3.2

Оценка индивидуальных и социальных

механизмов...............

396

рисков.................

412

7.8

Посты управления...........

396

3.3

Рекомендации по оценке риска катастрофы

7.9

Компьютерные системы управления

после получения конструкцией

сдп...................

397

повреждения..............

412

7.10

Системы определения местоположения

3.4

Методы экспертных оценок......

414

(точки) позиционирования.......

398

4

Управление рисками..........

415

7.11

Датчики параметров воздействия на

4.1

Выбор контроля рисков........

415

ПБУ внешних сил...........

398

4.2

Стоимостные оценки, связанные с меро-

7.12

Система аварийно-предупредительной

приятиями по снижению рисков. . . .

419

сигнализации (АПС)..........

398

5

Критерии достаточной безопасности

7.13

Кабельные трассы и трубопроводы

платформ................

420

механизмов и устройств СДП.....

399

5.1

Рекомендации для принятия решения

8

Якорные системы ПБУ.........

400

по снижению риска аварии......

420

8.1

Общие требования...........

400

5.2

Принцип разумно осуществимого

8.2

Системы управления..........

400

уровня .................

421

8.3

Вспомогательные подруливающие

5.3

Пренебрежимые и недопустимые уровни

устройства для якорных систем ....

400

риска..................

422

9

Балластные системы полупогружных

Пр

иложение 1. Общие рекомендации к

и погружных ПБУ............

401

составлению и использованию опросного

9.1

Общие требования...........

401

листа опорно-подъемного устройства

9.2

Балластные насосы...........

401

самоподъемной буровой установки

9.3

Системы управления и контроля. . . .

401

СПБУ 6500/100.............

423

9.4

Система внутренней связи.......

402

Приложение 2. Примеры деревьев

9.5

Защита против затопления.......

402

событий................

427

10

Устройства подъема и спуска

Приложение 3. Примеры деревьев

самоподъемных ПБУ..........

402

ошибок и неполадок..........

431

10.1

Общие требования к устройствам подъема

Приложение 4. Построение /TV-кривых

434

и спуска .................

402

Приложение 5. Форма представления

10.2

Конструкция ..............

402

информации о повреждениях

10.3

Удерживающие устройства.......

403

конструкций морских платформ,

10.4

Электродвигатели подъемно-спускового

полученных в результате аварии,

устройства ...............

403

и инструкция по ее заполнению ....

435

10.5

Системы управления и контроля. . . .

403

Правила классификации, постройки и оборудования ПБУ/МСП

к разработке и проведению морских операций.................438

1.1    Область распространения.......438

1.2    Определения и пояснения........438

1.3    Основные принципы планирования

морских операций...........439

1.4    Категории морских операций в зависи

мости от их продолжительности и погодных условий...........440

1.5    Предельные состояния при проведении

морских операций...........441

1.6    Естественные условия, прогноз погоды,

изыскания................441

ЧАСТЬ XVI. МОРСКИЕ ОПЕРАЦИИ 1 Основные принципы, критерии и требования

1.7    Проект, организация и руководство

морскими операциями, документация, наблюдения, испытания........ 444

2    Требования к плавучести и остойчивости платформы, сооружения и их элементам

в процессе морских операций...... 446

2.1    Общие требования к плавучести

и остойчивости............. 446

2.2    Дополнительные требования к плавучести

и остойчивости............. 448

3    Требования к конструкциям, системам и

устройствам, обеспечивающим морские операции................ 450

3.1    Устройства и оборудование...... 450

3.2    Конструкции.............. 451


ОБОРУДОВАНИЕ ПБУ/МСП

5 Обеспечение сбора и посадки людей в

спасательные шлюпки, плоты и дежурные

ЧАСТЬ I. СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1    Общие положения............454

1.1    Область распространения.......454

1.2    Определения и пояснения........454

2    Снабжение ПБУ/МСП сигнальными

средствами...............454

3    Конструкция сигнальных средств ....    454

4    Установка сигнальных средств.....455

шлюпки. Места спуска......... 458

6    Установка спастельных шлюпок, плотов

и дежурных шлюпок.......... 459

7    Обеспечение спуска и подъема спасатель

ных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок........... 460

8    Линеметательные устройства...... 461

9    Радиооборудование для спасательных

средств................. 461


ЧАСТЬ II. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЧАСТЬ III. РАДИООБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения............456

2    Коллективные спасательные средства . 456

2.1    Снабжение надводных установок . . . 456

2.2    Снабжение самоподъемных ПБУ, ПБУ со стабилизирующими колоннами

и МСП.................456

2.3    Снабжение буровых судов.......457

3    Снабжение дежурными шлюпками . . . 457

4    Индивидуальные спасательные

средства.................457

4.1    Снабжение ПБУ/МСП, надводных уста

новок и буровых судов спасательными жилетами................457

4.2    Снабжение ПБУ/МСП, надводных уста

новок и буровых судов спасательными кругами.................458

4.3    Снабжение ПБУ/МСП, надводных уста

новок и буровых судов гидротермокостюмами ...............458

1    Общие положения............ 462

1.1    Область распространения....... 462

2    Комплектация ПБУ/МСП радиооборудованием ................ 462

2.1    Подразделение ПБУ/МСП на группы. 462

2.2    Состав радиооборудования...... 462

3    Размещение радиооборудования ....    463

4    Антенные устройства.......... 463

ЧАСТЬ IV. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения............ 464

1.1    Область распространения....... 464

1.2    Определения и пояснения....... 464

2    Состав навигационного оборудования

ПБУ/МСП............... 464

2.1    Общие требования........... 464


1

В дальнейшем — Правила ПБУ/МСП.

2

В дальнейшем — Регистр.