Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

29 страниц

300.00 ₽

Купить РД 50-348-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания устанавливают основные принципы, типовые положения, порядок и единые требования к разработке пятилетних и годовых планов стандартизации министерств (ведомств).

 Скачать PDF

Отменен без замены

Информация об отмене/замене документа в соответствии с "Каталогом замененных нормативных документов в области метрологии (по состоянию на 1 сентября 2008 года)"

Оглавление

1 Общие положения

2 Разработка пятилетних планов стандартизации

3 Разработка годовых планов стандартизации

4 Организация и порядок разработки, согласования и утверждения пятилетних и годовых планов стандартизации

5 Контроль, учет и отчетность о выполнении планов стандартизации.

Приложение 1 (рекомендуемое) Формы пятилетнего плана стандартизации Министерств (ведомств)

Приложение 2 (рекомендуемое) Формы годового плана стандартизации Министерств (ведомств)

 
Дата введения01.07.1983
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.06.1988
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

06.08.1982УтвержденГосстандарт3097
РазработанВНИИМС
РазработанВНИИС (Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации)
ИзданИздательство стандартов1986 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУААЕНТОЗ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ


СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ

МОСКВА — 1986

Первая часть проекта пятилетнего плана должна включать задания по:

разработке систем общетехннческнх и организационно-методических стандартов межотраслевого значения;

комплексной стандартизации важнейших видов продукции;

унификации промышленной продукции и типизации технологических процессов;

метрологическому обеспечению отраслей народного хозяйства и промышленности.

2.5.    Структуру второй части пятилетнего плана стандартизации министерств (ведомств) устанавливает каждое министерство (ведомство), исходя из характера проводимых работ по стандартизации и метрологическому обеспечению внутриотраслевого значения,, особенностей, специфики и требований производства отрасли.

2.6.    Вторую часть плана по отраслевой стандартизации разрабатывают по формам рекомендуемого приложения 1 на основе соблюдения единых для всех министерств (ведомств) требований к структуре плана. В общем случае вторая часть плана должна включать следующие задания.

2.6.1.    Задания по разработке систем общетехннческих и организационно-методических НТД отраслевого значения, которые определяют, в первую очередь, на основе отраслевых программ по созданию этих систем, а также другие задания, не предусмотренные программами, в которых должно намечаться решение задач по дальнейшему совершенствованию управления производством в отрасли и организации работ по улучшению качества выпускаемой продукции, обеспечению безопасности труда, совершенствованию системы отраслевой стандартизации и др.

2.6.2.    Задания по стандартизации продукции, которые должны предусматривать, в первую очередь, нормативно-техническое обеспечение целевых комплексных отраслевых программ и реализацию отраслевых программ стандартизации продукции и программ метрологического обеспечения, а также должны включать не предусмотренные программами предложения производственных объединений (предприятий), управлений, всесоюзных производственных объединений министерства (ведомства) и предложения — заявки министерств (ведомств) смежных отраслей.

По всем заданиям по стандартизации продукции следует указывать направления работ (оптимизация параметрических рядов, типоразмеров, установление прогрессивных сбалансированных требований к качеству продукции и оборудованию, сырью, материалам для производства продукции, нормам точности контроля, испытаний, измерений, методам испытаний, правилам упаковки и хранения, консервации, транспортирования, обслуживания и ремонта), а также показатели, обеспечивающие снижение массы изделий, уменьшение расхода топлива, энергии, сырья и материалов, охраны природы и безопасности труда, повышение надежности и экономичности, максимальное использование вторичного сырья и сти-114

мулирование его использования во всех отраслях народного хозяйства.

2.6.3.    Задания по повышению уровня унификации изделий машиностроения и других отраслей промышленности.

Уровень унификации изделий в пятилетних планах стандартизации министерств (ведомств) определяют по установленной министерством (ведомством) номенклатуре изделий на основе программ унификации и специализации производства, которые разрабатывают по ГОСТ 26197-84. Показатель уровня унификации (коэффициенты применяемости и межпроектной унификации) рассчитывают по РД 50—33—80.

В машиностроении и приборостроении предусматривают также работы внутриотраслевого значения по повышению урозней внедрения ЕСТПП по трем показателям:

уровень применения типовых технологических процессов; уровень применения стандартной переналаживаемой технологической оснастки;

уровень применения стандартного переналаживаемого и агрегатного оборудования.

2.6.4.    Задания по метрологическому обеспечению отрасли включают в общем случае следующие работы:

разработку систем отраслевых стандартов, регламентирующих метрологическое обеспечение отрасли, в том числе отраслевых стандартов, составляющих нормативно-методическую основу подсистемы метрологического обеспечения КС УКП в отрасли;

создание и внедрение образцовых средств измерений и поверочного оборудования, необходимых для градуировки и поверки средств измерений отраслевого назначения;

проведение государственных приемочных и контрольных испытаний средств измерений, разрабатываемых и (или) выпускаемых в отрасли;

разработку, изготовление и метрологическую аттестацию не-стандартизованных средств измерений и испытательного оборудования;

создание фонда стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов по номенклатуре отрасли;

проведение анализа состояния измерений в отрасли; проведение аттестации головных и базовых организаций метрологической службы;

разработку и унификацию методик выполнения измерений.

2.7. Для разработки проекта пятилетнего плана по отраслевой стандартизации (вторая часть плана) в рекомендуемом приложении 1 приведены формы:

по разработке систем общетехнических и организационно-методических стандартов отраслевого значения, комплексной стандартизации продукции и метрологическому обеспечению отраслей — табл. 1;

по повышению уровня унификации изделий машиностроения и других отраслей промышленности — табл. 2;

115

по внедрению ЕСТПП по трем показателям — табл. 3.

2.8. Головные (базовые) организации по стандартизации должны обеспечить в течение планируемой пятилетки проверку в соответствии с ГОСТ 1.15-85 всех действующих НТД (по закрепленной номенклатуре продукции) в целях обновления стандартов и технических условий, не отвечающих современным требованиям народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта.

3. РАЗРАБОТКА ГОДОВЫХ ПЛАНОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ

3.1.    Проекты годовых планов стандартизации министерств (ведомств) разрабатывают, исходя из их пятилетних планов стандартизации на основе:

заданий программ комплексной стандартизации продукции, программ по созданию систем общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого и отраслевого значения, программ метрологического обеспечения отрасли;

постановлений правительства и решений других директивных органов;

предложений всесоюзных объединений Минвнешторга по повышению конкурентоспособности продукции, изготовляемой на экспорт;

предложений ГКНТ, Академии наук СССР и Госкомизобрете-ний о перспективных достижениях науки и техники, новейших отечественных и зарубежных изобретениях для использования при разработке стандартов на продукцию и технологические процессы;

перечня подлежащих проверке устаревших стандартов и технических условий на продукцию в соответствии с ГОСТ 1.15-85 с учетом дифференцированных нормативов сроков обновления продукции;

заданий, переходящих из плана предыдущего года.

При разработке годовых планов стандартизации министерств (ведомств) должны быть учтены:    предложения — заявки мини

стерств (ведомств)-смежников; предложения головных (базовых) организаций по стандартизации и головных (базовых) организаций метрологической службы или главных управлений (всесоюзных промышленных объединений) по решению отраслевых проблем стандартизации и метрологического обеспечения; результаты изучения передового опыта разработки, внедрения и применения государственных, отраслевых стандартов и технических условий на предприятиях отрасли; предложения организаций, осуществляющих государственный надзор или ведомственный контроль за качеством выпускаемой продукции; предложения научно-технических обществ и других общественных организаций.

3.2.    Годовые планы стандартизации министерств (ведомств) должны состоять из двух частей.

3.2.1. Разработку первой части проекта годового плана стандартизации министерств (ведомств) — задания плана государст-

венной стандартизации — осуществляют по формам Госстандарта в соответствии с РД 50—375—82.

Первая часть проекта годового плана стандартизации министерств (ведомств) включает:

разработку систем общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения;

разработку и пересмотр НТД на важнейшую продукцию промышленности и сельского хозяйства;

разработку и пересмотр НТД на экспортную продукцию; повышение уровня унификации изделий машиностроения и других отраслей промышленности;

повышение уровней применения типовых технологических процессов, стандартной переналаживаемой технологической оснастки, стандартного переналаживаемого и агрегатного оборудования; разработку и применение стандартов СЭВ; унификацию государственных стандартов и других НТД СССР с аналогичными документами социалистических стран, в которых участвуют организации министерства (ведомства);

разработку международных стандартов ИСО, МЭК и рекомендаций Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и применение (использование показателей, норм и требований при разработке отечественных НТД) международных стандартов;

внедрение государственных стандартов;

метрологическое обеспечение отраслей народного хозяйства.

3.2.2. Содержание второй части годового плана (отраслевая стандартизация) устанавливают министерства (ведомства), исходя из характера проводимых работ по стандартизации внутриотраслевого значения, с учетом специфики, особенностей и требований производства каждой отрасли.

3.3. Проект годового плана стандартизации (вторая часть) разрабатывают по формам рекомендуемого приложения 2 на основе соблюдения единых для всех министерств (ведомств) требований к структуре плана. Проект плана в общем случае включает следующие задания.

3.3.1.    Задания по разработке новых и пересмотру действующих общетехнических и организационно-методических НТД отраслевого значения, предусмотренных в отраслевых программах, утвержденных министерством (ведомством), или предлагаемых объединениями (предприятиями) и организациями отрасли.

3.3.2.    Задания по разработке отраслевых программ комплексной стандартизации продукции отраслевого применения. В разработке и реализации этих программ должны участвовать только подведомственные организации и предприятия отрасли.

3.3.3.    Задания по разработке (пересмотру или внесению изменений) НТД на продукцию. В проект плана должны включаться сначала НТД, обеспечивающие выполнение заданий пятилетнего плана отраслевой стандартизации, реализацию отраслевых программ комплексной стандартизации и метрологического обеспечения, а затем задания, не предусмотренные программами.

117

По каждому заданию на разработку (пересмотр иди внесение изменений) НТД в плане указывают основные показатели технического уровня и качества стандартизуемой продукции. Величину основных показателей технического уровня и качества стандартизуемой продукции устанавливают на основе:

результатов проверки стандартов в соответствии с ГОСТ 1.15-85;

перспективных требований государственных стандартов на группы однородной продукции;

карт технического уровня, разрабатываемых министерствами (ведомствами) к плану развития науки и техники;

предложений по стандартизации, внесенных министерствами (ведомствами)-потребителями;

показателей лучших отечественных и зарубежных образцов аналогичных изделий;

результатов аттестации продукции по категориям качества; показателей международных стандартов; требований экспорта.

Основные показатели технического уровня и качества продукции должны устанавливать перспективные нормы и требования и характеризовать наиболее важные свойства продукции и главные направления ее улучшения (технико-эксплуатационные свойства в соответствии с назначением изделий, надежность, долговечность и др.).

Задания по разработке (пересмотру или внесению изменений) НТД па продукцию должны предусматривать достижение мирового уровня техники и технологии, снижение массы изделий, удельных норм расхода сырьевых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также унификацию изделий, узлов и деталей.

3.3.4.    Задания по повышению уровня унификации промышленной продукции отраслевого применения включаются в годовой план по номенклатуре, установленной в пятилетием плане отраслевой стандартизации. Уровень унификации рассчитывают в соответствии с РД 50—33—80.

3.3.5.    Работы но планированию уровней внедрения ЕСТПП определяют в машиностроении и приборостроении, исходя из заданий, предусмотренных в пятилетием плане стандартизации отрасли.

Уровни применения типовых технологических процессов, стандартной переналаживаемой технологической оснастки, стандартного переналаживаемого и агрегатного оборудования рассчитывают в соответствии с РДМУ 93—77.

3.3.6.    Задания по внедрению отраслевых стандартов и других НТД отраслевого значения. В план включаются все отраслевые стандарты и ТУ с датой введения в действие во втором полугодии планируемого года и в первом полугодии года, следующего за планируемым. Основанием для внедрения отраслевых стандартов должны быть утвержденные планы основных организационно-технических мероприятий по ГОСТ 1.0-85.

118

3.3.7.    Задания по проведению ведомственного контроля за внедрением и соблюдением отраслевых стандартов и технических условий на продукцию, в том числе задания по контролю за качеством поставляемых материалов, сырья, комплектующих изделий или претензий (рекламаций) по результатам эксплуатации, ремонта и технического обслуживания, транспортирования и хранения продукции на предприятиях министерств-смежников или потребителей.

3.3.8.    Задания по метрологическому обеспечению отраслей в общем случае должны включать:

разработку системы отраслевых стандартов, регламентирующих метрологическое обеспечение отрасли, в том числе отраслевых стандартов, составляющих нормативно-методическую основу подсистемы метрологического обеспечения КС УКП в отрасли;

разработку методических указаний на методы и средства поверки средств измерений отраслевого назначения, на проведение метрологической аттестации нестандартизованных средств измерений и испытаний, методик измерений и испытаний, отраслевых стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, разрабатываемых и находящихся в обращении в отрасли;

проведение анализа состояния измерений в объединениях, на предприятиях, в организациях с целью разработки программ дальнейшего развития метрологического обеспечения отрасли;

создание и внедрение образцовых средств измерений и поверочного оборудования, необходимых для градуировки и поверки средств измерений и контроля отраслевого назначения;

проведение государственных приемочных и контрольных испытаний средств измерений, разрабатываемых и (или) выпускаемых в отрасли;

разработку, изготовление и метрологическую аттестацию нестандартизованных средств измерений и испытательного оборудования;

разработку и метрологическую аттестацию методик выполнения измерений и испытаний параметров качества продукции и технологических процессов на предприятиях отрасли;

разработку и метрологическую аттестацию отраслевых стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

создание фонда стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов по номенклатуре отрасли;

аттестацию головных и базовых организаций ведомственных метрологических служб;

аттестацию измерительных, испытательных и аналитических лабораторий организаций и предприятий отрасли;

разработку программы метрологического обеспечения отрасли на следующее пятилетие. В разработке и реализации программы метрологического обеспечения участвуют только подведомственные организации и предприятия.

И»

Объективные закономерности развития социалистического общества предопределяют существенное увеличение возможностей стандартизации в решении проблем развития экономики, укрепления научно-технического прогресса, повышения технического уровня и улучшения качества выпускаемой продукции.

В этой связи принципиальное значение приобретает формирование единой целостной системы планирования стандартизации, направленной на комплексное нормативно-техническое обеспечение целевых комплексных народнохозяйственных и общесоюзных научно-технических программ.

В настоящий сборник включены основные положения системы планирования стандартизации в СССР, методические документы по планированию стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством: государственном, отраслевом, республиканском и на уровне производственных объединений (предприятий), а также включено Положение о порядке подготовки пятилетних и годовых планов государственной стандартизации и государственных планов по разработке и внедрению стандартов СЭВ.

Методические документы, вошедшие в сборник, разработаны в соответствии с ГОСТ 1.0-85, устанавливают организационно-методическое единство планирования стандартизации в стране и направлены на решение задач, поставленных XXVII съездом КПСС, обязательны для применения министерствами (ведомствами) СССР, Госпланами союзных республик н производственными объединениями (предприятиями) при разработке пятилетних и годовых планов стандартизации.

Методические документы РД 50—375—82, РД 50—354—82, РД 50—348—82 и РД 50—335—82 разработаны с учетом изменения Ns 1, утвержденного в декабре 1985 г.

Методические документы разработаны коллективом авторов ВНИИС и ВНИИМС под научным руководством д-ра эконом, наук А. В. Гличева и канд. эконом, наук. Ф. А. Амирджанянца.

© Издательство стандартов, 1986

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВ (ВЕДОМСТВ]. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РД 50-348-82

РАЗРАБОТАНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам ИСПОЛНИТЕЛИ

Ф. А. Амирджанянц, Б. А. Лапин (руководители темы); М. М. Агеева; И. В. Жданова; Е. А. Заец; А. Н. Лебедев; А. П. Ларичев; Э. В. Лескова; Н. Е. Цегельник

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам

Начальник Технического управления М. А. Довбенко

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 6 августа 1982 г. № 3097

УДК 389.6.003

РД

50-348-82

Введены

впервые

РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Разработка планов стандартизации министерств (ведомств). Основные положения

Утверждены Постановлением Госстандарта от 6 августа 1982 г. № 3097, срок введения установлен

с 01.07.83

Настоящие методические указания распространяются на все министерства, государственные комитеты и ведомства 1 и предназначены для разработки планов стандартизации министерств (ведомств), а при наличии специфики производства отрасли — для разработки отраслевых нормативно-технических документов 2, регламентирующих порядок, методику и организацию разработки этих планов.

Методические указания распространяются на планирование объектов стандартизации, установленных ГОСТ 1.0-85.

Методические указания устанавливают основные принципы, типовые положения, порядок и единые требования к разработке пятилетних и годовых планов стандартизации министерств (ведомств).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Планирование стандартизации в министерствах (ведомствах) является составной частью перспективного и текущего планирования экономического и социального развития отраслей и должно обеспечивать согласованность и координацию деятельности всех организаций отрасли, проводящих работы по стандартизации и метрологическому обеспечению.

1.2.    Планирование стандартизации в министерствах (ведомствах) должно осуществляться на основе программно-целевого метода, позволяющего целенаправленно сосредоточить работы по стандартизации и метрологическому обеспечению в отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи на решении важнейших проблем развития экономики, обеспечивающего достижение конечных народнохозяйственных результатов и сбалансированность требований к конечной продукции, сырью, материалам, комплектующим изделиям, оборудованию, средствам и методам

контроля основных показателей качества продукции и параметров технологических процессов.

Сроки разработки планов стандартизации министерств (ведомств) устанавливают министерства (ведомства) в соответствии с постановлениями Госплана СССР и методическими указаниями Госстандарта.

1.3.    Министерства (ведомства) при планировании стандартизации должны обеспечить:

концентрацию работ по стандартизации и метрологии на нормативно-техническом и метрологическом обеспечении целевых комплексных народнохозяйственных программ (ЦКП) и общесоюзных научно-технических программ, на выполнении программ комплексной стандартизации продукции, программ унификации и специализации производства, программ метрологического обеспечения и отраслевых программ;

разработку и реализацию программ комплексной стандартизации продукции, программ унификации и специализации производства, программ по разработке систем общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения и программ метрологического обеспечения;

опережающее создание и своевременное введение в действие НТД по стандартизации, повышение уровней унификации изделий и типизации технологических процессов, агрегатирование оборудования и оснастки, совершенствование метрологического обеспечения отраслей в целях повышения эффективности производства, технического уровня и качества выпускаемой продукции, рост производительности труда и совершенствование организации и управления производством, создание гибких автоматизированных производств, широкой автоматизации технологических процессов;

регистрацию во Всесоюзном научно-исследовательском центре по материалам и веществам (ВНИЦ МВ) Госстандарта важнейших выпускаемых и намечаемых к выпуску материалов и веществ.

Решение этих задач должно осуществляться на основе широкого и всестороннего использования научно-технического потенциала отраслевых научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических организаций и высших учебных заведений.

1.4.    Министерства (ведомства) разрабатывают пятилетние планы стандартизации в составе пятилетних планов повышения технического уровня отраслей и годовые планы стандартизации в составе отраслевых планов развития науки и техники.

Главной формой планирования стандартизации в министерствах (ведомствах) является пятилетний план.

Задания пятилетних цланов стандартизации министерств (ведомств) реализуются в годовых планах. Утверждаемые показатели годовых планов должны быть не хуже утвержденных показателей пятилетних планов.

Для обеспечения выполнения заданий планов стандартизации министерства (ведомства) должны предусматривать целевое вы-110

деление необходимых финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

1.5. К основным показателям планов стандартизации министерств (ведомств) относятся:

технико-экономические требования, нормы, параметры, размеры и другие показатели, подлежащие стандартизации по конкретным видам продукции;

уровень унификации изделий (по номенклатуре, установленной министерством (ведомством);

уровень применения типовых технологических.процессов; уровень применения стандартной переналаживаемой технологической оснастки;

уровень применения стандартного переналаживаемого и агрегатного оборудования;

сроки разработки и утверждения НТД;

сроки выполнения обязательств СССР в СЭВ и других международных организациях по стандартизации и метрологии;

наименования объединений (предприятий) и организаций — исполнителей работ;

наименования предприятий, на которых должны быть внедрены НТД;

требования к точности методов и средств контроля качества сырья, комплектующих изделий и конечной продукции, параметров производственных процессов на предприятиях отрасли;

объем ремонтно-поверочных работ, выполняемых органами ведомственной метрологической службы (количество единиц средств измерений);

расчетный годовой экономический эффект от реализации предложений к проекту плана.

Технико-экономические требования и нормы, подлежащие стандартизации, определяются в соответствии с номенклатурой показателей качества по группам однородной продукции, устанавливаемой государственными стандартами (ГОСТ СПКП) по РД 50—64—84 и в соответствии с государственными стандартами с перспективными требованиями на группы однородной продукции (ГОСТ ОТТ).

1.6. В целях установления сбалансированности требований к объектам стандартизации и развитию метрологического обеспечения производства для комплексного решения народнохозяйственных и отраслевых проблем все задания пятилетних и годовых планов стандартизации должны быть увязаны по номенклатуре, основным показателям технического уровня и качества стандартизуемой продукции, срокам проведения работ и исполнителям с другими разделами плана экономического и социального развития отрасли. Увязка осуществляется с разделами планов: производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, экспорта — импорта, научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, освоения производства новых видов промышленной продукции, внедрения прогрессивной технологии, ме-

111

109

ханизации и автоматизации производственных процессов, разработки и пересмотра цен, мероприятий по развитию социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ.

1.7.    Задания по разработке ГОСТ ОТТ, определяющие качество, технический уровень и ассортимент групп однородной продукции на высшем мировом уровне и включаемые в план министерства, разрабатывают в составе (или по результатам выполнения) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ3 по определению перспектив развития групп однородной продукции и увязывают по срокам с соответствующими этапами этих работ по РД 50—375—82.

1.8.    Планирование разработки ГОСТ ОТТ осуществляется:

по перечню видов продукции машиностроения, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение, утвержденному постановлением ГКНТ и Госплана СССР;

по перечню групп однородной продукции, утвержденному постановлением Госстандарта.

НТД на конкретные виды продукции должны разрабатываться на основе требований ГОСТ ОТТ на группы однородной продукции в соответствии с дифференцированными нормативами сроков обновления продукции машиностроения.

Завершение НИОКР по созданию образцов новой техники и типовой прогрессивной технологии должно заканчиваться разработкой и утверждением соответствующих НТД.

1.9.    Общее организационно-методическое руководство планированием стандартизации и метрологического обеспечения в отраслях осуществляют подразделения стандартизации министерств (ведомств).

2. РАЗРАБОТКА ПЯТИЛЕТНИХ ПЛАНОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ

2.1. Проекты пятилетних планов стандартизации министерств (ведомств) разрабатываются на базе:

основных направлений экономического и социального развития СССР на планируемый период;

основных направлений развития стандартизации и метрологии в народном хозяйстве на предстоящую пятилетку;

основных направлений экономического и социального развития отрасли на предстоящую пятилетку;

заданий по нормативно-техническому и метрологическому обеспечению целевых комплексных народнохозяйственных (ЦКП), общесоюзных научно-технических й отраслевых программ;

программ комплексной стандартизации продукции (в том числе программ, предусматривающих взаимоувязанное повышение требований к качеству сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, минеральных удобрений, средств защиты

растений, машин и оборудования, тары и упаковочных материалов), программ унификации и специализации производства и программ метрологического обеспечения, по которым данное министерство (ведомство) является головным разработчиком или в разработке и реализации которых оно участвует, а также отраслевых программ стандартизации и метрологического обеспечения;

заданий в области стандартизации и метрологии, предусмотренных решениями правительства или других директивных органов;

требований перспективных стандартов (ГОСТ ОТТ) на группы однородной продукции;

предложений Минвнешторга по повышению конкурентоспособности продукции, изготовляемой на экспорт;

перспективных планов работ органов СЭВ в области стандартизации и планов работ других международных организаций, связанных со стандартизацией.

В проект пятилетнего плана включаются основные задания из проектов приведенных программ.

2.2.    При разработке проектов пятилетних планов стандартизации министерств (ведомств) следует также учитывать:

результаты работ по координации планов стандартизации СССР с соответствующими планами стран—членов СЭВ;

предложения-заявки министерств (ведомств) — смежников по повышению технического уровня и .качества сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, по созданию общетехнических и организационно-методических стандартов, по унификации продукции и метрологическому обеспечению производства;

основные направления (отраслевые подпрограммы) развития специализации и кооперирования производства между СССР и странами — членами СЭВ на двусторонней основе и соответствующие двусторонние соглашения;

результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в министерстве (ведомстве);

наказы избирателей по выборам в Верховный Совет СССР по повышению технического уровня и качества продукции, выпускаемой дайной отраслью, охране окружающей среды и др.

2.3.    Пятклетние планы стандартизации министерств (ведомств) должны состоять из двух частей:

часть I — задания планов государственной стандартизации, направленные па решение проблем стандартизации и метрологии, как правило, межотраслевого значения (государственная стандартизация);

часть II — задания, направленные на решение отраслевых проблем стандартизации и метрологического обеспечения (отраслевая стандартизация).

2.4.    Первую часть проекта пятилетнего плана стандартизации (задания плана государственной стандартизации) разрабатывают по формам, установленным Госпланом СССР, и в соответствии с РД 50—505—84.

113

1

В дальнейшем — министерства (ведомства).

2

В дальнейшем — НТД.

3

В дальнейшем — НИОКР.