ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ УНИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ИЗДЕЛИЙ
РД 50-33-80
Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1 982
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
РД
50-33-80
Взамен РД 33—74
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ УНИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ИЗДЕЛИЙ
Утверждены Постановлением Госстандарта от 30 января 1980 г. № 488 Срок введения установлен с 1 января 1981 г.
Настоящие методические указания устанавливают систему показателей уровня унификации и стандартизации изделий и порядок их расчета.
Методические указания распространяются на изделия машиностроения, приборостроения и других отраслей народного хозяйства, кроме изделий, разрабатываемых по заказам или в обеспечение заказов Министерства обороны СССР.
На основе настоящих методических указаний министерства (ведомства) при необходимости разрабатывают отраслевые нормативно-технические документы, учитывающие специфические особенности изделий отрасли или группы отраслей.
Отраслевые нормативно-технические документы должны быть согласованы с Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Под унификацией изделий понимают приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей.
1.2. Под уровнем унификации изделия понимают насыщенность изделия унифицированными составными частями.
Примечание. Составной частью может быть любое изделие (деталь, сборочная единица, комплекс, комплект) — по ГОСТ 2.101-68.
Переиздание. Апрель 1982 г.
© Издательство стандартов, 1982
1
Унифицированной составной частью данной группы изделий называют взаимозаменяемые составные части двух или более изделий данной группы или комплекса.
1.3. Под уровнем стандартизации изделия понимают насыщенность изделия стандартными составными частями.
К стандартным относятся составные части, изготовляемые по государственным и отраслевым стандартам, на которые имеется ссылка в спецификации конструкторской документации.
1.4. Уровень унификации и стандартизации изделий или их составных частей определяют с помощью системы показателей:
коэффициента применяемости Кщ>;
коэффициента повторяемости /Сп;
коэффициента межпроектной (взаимной) унификации Км у-
1.5. Для оценки уровня унификации и стандартизации конкретного изделия применяют коэффициент применяемости и коэффициент повторяемости.
1.6. Для оценки уровня унификации группы изделий применяют коэффициент межпроектной (взаимной) унификации.
г. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОЗНЯ УНИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
ИЗДЕЛИЙ
2.1. Коэффициент применяемости определяется как отношение количества типоразмеров составных частей в изделии (без оригинальных) к общему количеству типоразмеров составных частей в изделии в процентах. Этот коэффициент характеризует уровень конструктивной преемственности составных частей в разрабатываемом изделии и вычисляется по формуле
А'п„ = Ю0%. (1)
где п— общее количество типоразмеров составных частей в изделии;
п0 — количество оригинальных типоразмеров составных частей в изделии.
Под типоразмером изделия понимают изделие данного типа и исполнения с определенными значениями параметров (число типоразмеров соответствует числу наименований составных частей в спецификации конструкторской документации).
К оригинальным относят составные части, разработанные впервые для данного изделия.
Примечание. Как правило, коэффициент применяемости рассчитывается по количеству типоразмеров. По согласованию заказчика с разработчиком коэффициент применяемости дополнительно может быть рассчитан по составным частям (в штуках), стоимости, массе н трудоемкости. В качестве стоимости данных составных частей изделия, изготовляемых на данном предприятии, используют заводскую себестоимость, а для покупных составных частей — от-вускную цену.
2
При расчете /(прПО стандартным составным частям вместо л—л0 подставляется общее число типоразмеров стандартных составных
частей.
2.2. Коэффициент повторяемости определяется как отношение повторяющихся составных частей изделия к общему количеству составных частей изделия (насыщенность изделия повторяющимися составными частями) в процентах. Этот коэффициент характеризует уровень внутрипроектной унификации изделия и взаимозаменяемость составных частей внутри данного изделия и вычисляется по формуле
Кп = —100%, (2)
где N — общее количество составных частей в изделии.
Примечание. При необходимости определения средней повторяемости составных частей в изделии используют формулу
о)
2.3. Коэффициент межпроектной (взаимной) унификации определяется как отношение количества сокращенных за счет взаимной унификации типоразмеров составных частей к максимально возможному сокращению количества типоразмеров составных частей группы совместно изготовляемых или эксплуатируемых изделий в процентах, вычисляется по формуле
общее количество рассматриваемых проектов (изделий);
количество типоразмеров составных частей в t-м проекте (изделии);
максимальное количество типоразмеров составных частей одного проекта (изделия);
общее количество типоразмеров составных частей,
применяемых в группе из Н проектов (изделий); количество типоразмеров составной части /-го наименования;
общее количество наименований составных частей рассматриваемых проектов (изделий).
В случае когда общее количество наименований составных частей рассматриваемых проектов (изделий) т больше лгааг расчет производится по формуле
(5)
Пример расчета коэффициента межпроектной унификации приведен в справочном приложении 1.
2.4. Для проведения расчетов показателен уровня унификации и стандартизации разработчик по согласованию с заказчиком выбирает один или несколько уровней расчета. Расчет проводят на уровне деталей или сборочных единиц1.
2.5. На основании спецификации изделия (ГОСТ 2.102-68) н спецификаций составных частей делят изделие на составные части на выбранном уровне (детали или сборочные единицы).
2.6. При определении показателей уровня унификации и стандартизации в расчет не включают детали согласно рекомендуемому приложению 2 и детали, не входящие в составные части изделия на принятом уровне расчета. Для этих деталей показатели уровня унификации и стандартизации вычисляют отдельно по тем же формулам, что и для составных частей изделий на выбранном уровне расчета.
2.7. На основании данных таблицы (справочное приложение 3) по формулам (1), (2), (3) вычисляют коэффициенты применяемости и повторяемости (справочное приложение 4).
2.8. На стадии разработки эскизного и технического проектов, когда отсутствует спецификация изделия, расчет показателей уровня унификации производят ориентировочно по результатам рассмотрения конструкторских документов на изделие — по ГОСТ 2.119—73 и ГОСТ 2.120-73.
2.9. Результаты расчетов показателей уровня унификации с обоснованием включают в конструкторскую документацию (пояснительная записка — по ГОСТ 2.106-68, карта технического уровня и качества продукции — по ГОСТ 2.116-71).
Исходные данные и расчет показателей уровня унификации изделий включают в материалы расчетов (РР) — по ГОСТ 2.102—68.
2.10. При модернизации изделий расчет показателей уровня унификации проводят только для тех составных частей (узлов, агрегатов), модернизация которых предусмотрена техническим заданием, а при необходимости — для изделия в целом.
1 Перечень уточняется и конкретизируется разработчиком по согласованию с заказчиком применительно к специфике изделий отрасли.
4
ПРИЛОЖЕНИЕ I Справочное
ПРИМЕР РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА МЕЖПРОЕКТНОЙ (ВЗАИМНОЙ) УНИФИКАЦИИ ГРУППЫ АВТОМОБИЛЕЙ |
»
3
3
Я
о |
Наименование составных частей (узлов). П7 |
.Модели автомобилей |
Количество типоразмеров составных частей одного наименования
<П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Пг |
пг |
|
"ч |
”5 |
"6 |
П7 |
|
1 |
Двигатель |
+ |
+ |
+ |
+ |
-f |
А |
А |
+ |
3 |
2 |
Сцепление л коротка передач |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
3 |
Карданный вол основной |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
4 |
Карданный ear. к среднему мосту |
— |
— |
д |
— |
+ |
+ |
— |
А |
3 |
5 |
Карданный вал х переднему мосту |
А |
— |
— |
А |
+ |
+ |
Л |
А |
5 |
6 |
Водуший мост передний |
А |
— |
— |
А |
+ |
+ |
А |
А |
5 |
7 |
Ведущий мост средний |
— |
— |
А |
— |
А |
+ |
— |
+ |
3 |
8 |
Ведущий мост ла.тхяЛ |
+ |
+ |
4- |
+ |
+ |
+ |
+ |
А |
2 |
9 |
Центральный редуктор |
+ |
+ |
А |
+ |
А |
+ |
+ |
+ |
3 |
10 |
Колесная передачт |
+ |
+ |
А |
+ |
А |
+ |
+ |
+ |
3 |
11 |
Передняя ось |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
12 |
Подвеска передняя |
+ |
А |
+ |
+ |
+ |
+ |
-4- |
+ |
2 |
13 |
Подвеска задняя |
+ |
+ |
+ |
+ |
А |
А |
А |
А |
5 |
14 |
Ступица передняя |
+ |
+ |
+ |
+ |
А |
+ |
+ |
+ |
2 |
15 |
Ступина линял |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
+ |
1 |
16 |
Колеса |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
17 |
Шины |
+ |
+ |
А |
+ |
А |
+ |
+ |
+ |
3 |
18 |
Рулевой механизм |
+ |
+ |
О |
+ |
+ |
+ |
О |
О |
2 |
19 |
Гидроусилитель рулевого механизма |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
4- |
А |
2 |
20 |
Тормоза колесные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
+ |
1 |
21 |
Тормоза стояночные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
+ |
1 |
22 |
Электро обору доз за;‘.а |
+ |
О |
+ |
+ |
О |
+ |
+ |
+ |
2 |
23 |
Кабина |
+ |
+ |
+ |
+ |
4- |
Л |
д |
I
8 |
5 |
24 |
Платформ^ |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
|
А |
3 f |
|
И того: |
22 |
19 |
22 |
22 |
23 |
23 |
22 |
24 |
т
Z = бз |
|
И |
Примечание. Знаками «-{-» и «О» обозначены одинаковые типоразмеры составных частей одного наименования, применяемые в различных моделях автомобиля. Знаком «А» обозначены различные типоразмеры составных частей одного наименования автомобиля. Знаком «—» обозначено отсутствие данной составной части в данной модели автомобиля.
5
Коэффициент межпроектной унификации восьми моделей автомобилей вычисляют по формуле (4):
8 24
2П|_2‘71
i=i-±i-.100%= -у——- • 100% =74,5%.
—Птах
1-1
6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТАЛЕЙ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ПОДСЧЕТЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ УНИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ИЗДЕЛИЙ
1. Крепежные детали (болты и винты всех видов, шпильки, заклепки, штифты, шплинты, гужоны, нагели, штыри, шурупы и гвозди).
2. Пробки и заглушки.
3. Детали соединения трубопроводов и арматуры (муфты, ниппели, накидные гайки, переходные патрубки, трубки).
4. Ганки ралнчных видов; установочные, подкладные и резьбовые кольца; шайбы для металла и дерева всех видов.
5. Шпонки всех видов.
6. Крючки, подвески, ушки, рым-болты.
7. Электромонтажные деталл (лепестки, наконечники, кабельные скобы), наконечники проводов, перемычки, лампочки.
8. Прокладки, накладки, планки, платики, обечайки, бобышки, прнварыши, наклепыши, пломбы.
9. Слесарно-сборочный инструмент и принадлежности (отвертки, гаечные ключи, выколотки, молотки, масленки).
10. Детали, выпускаемые без чертежей по ГОСТ 2.109-73.
11. Детали тары и упаковки.
12. Кольца установочные, регулировочные, подкладные.
7
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ УНИФИКАЦИИ ИЗДЕЛИИ
Показатели уровня унификации
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Справочное
ПРИМЕР РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТОВ ПРИМЕНЯЕМОСТИ И ПОВТОРЯЕМОСТИ АВТОМОБИЛЯ
|
|
Количество типоразмеров, ед. |
Количество деталей, шт. |
Стогмость деталей, руб. |
Поввтатели |
уровни унификации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
£ |
* |
* |
|
|
|
к* |
|
|
|
0
с |
|
|
* |
|
|
У |
|
8 |
8 |
8 |
|
|
8 |
|
Наименование |
|
|
|
|
* |
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
составныж частей |
|
а
=
л |
|
|
а
=
4 |
|
|
3
5 |
|
• I
Т е |
С
*
1 |
% |
| |
•J |
* . |
е
I |
т |
|
|
с |
3 |
|
>. |
*1
п |
|
«о |
т |
|
«г 1 |
|
VJ |
|
> |
> |
я
г |
|
V
1 |
S
■
1 |
0 «:
1
1 с |
1
1 |
я
я
=
§■ |
с |
1 |
п
в-
1 |
0
V»
1 |
1
а
'■< |
л
ж |
И &
V |
О.
V |
1
■
< |
1 |
•У |
3 |
« |
5 |
6 |
7 |
» |
9 |
10 |
II |
. 11 |
13 |
м |
-12- |
-12- |
10
11 |
Двигатель Система пита- |
321
306 |
8
1 |
313
305 |
1334
877 |
10
1 |
1324
876 |
352—60
55-98 |
4—00
0-60 |
348 -60 55-38 |
97.5
99.8 |
99.1
99.9 |
99.0
99.0 |
4.15
2,87 |
75.9
65.1 |
12 |
НИИ
Система выпус- |
36 |
3 |
33 |
72 |
3 |
69 |
4-71 |
1-71 |
3-00 |
91.7 |
95.8 |
63.7 |
2.00 |
50.0 |
13 |
ка газа Система охлаж- |
N2 |
— |
142 |
483 |
— |
483 |
34-06 |
— |
34-06 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
3.40 |
70.6 |
|
лени я |
|
|
57
98 |
439
250 |
|
439
245 |
9-26
77-31 |
|
9-26 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
7.71 |
87.0 |
16
17 |
Сцепление Коробка пере- |
57
103 |
5 |
5 |
3—81 |
73-50 |
95.2 |
98.0 |
95.1 |
2,43 |
58.8 |
18 |
дач
Раздаточная |
166 |
II |
155 |
378 |
12 |
366 |
88—42 |
14-17 |
74-25 |
93.3 |
96.8 |
84.1 |
2,28 |
56.1 |
|
коробка |
|
|
|
562 |
|
558
459
320 |
86-66 110-08 79-47 |
■ а КГ. |
7^—11 108—22 |
94.7
96.8 |
99.5
98.8 |
83.3 |
7.50
5.00 |
86.7
80.0 |
22 |
КарданиыЛ вал |
75 |
4 |
71 |
4 |
14
2 86 |
96.7 |
23
21 |
Передний мост Задний мост |
93
68 |
3 |
90
68 |
465
320 |
С |
|
79-47 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
4.71 |
78.8 |