ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
ИНСТРУКЦИЯ
РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ СОСТОЯНИЯ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
РД 50-103-83
Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1984
РАЗРАБОТАНА Всесоюзным Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)
Научный руководитель проблемы — директор ВНИИС А. В. Гличев
ИСПОЛНИТЕЛИ:
М. И. Алексеева, Ф. А. Амирджанянц, С. Г. Атамась, Е. А. Авсиевич, Л. И. Брославский, М. Е. Голант, С. Я. Гутник, Ю. Г. Давлятов, Е. Ф. Коптев, В. В. Курицина, В. С. Кузнецов, Э. М. Логинова, Н. И. Мазина, А. А. Мироненко, Н. Г. Павлюченкова, Г. О. Рабинович, И. Н. Чиннов, Б. Л. Хомицкий, Л. С. Шустеров, И. В. Яковлев, М. М. Синицын
В работе принимали участие специалисты отраслей промышленности и организаций Госстандарта:
В. П. Артамонов, М. Д. Зотова, В. А. Конюхова, Н. М. Мясникова, Е. А. Но-выш, Э. Ф. Огарышева, М. П. Усова, А. Я. Шелягов, В. В. Чванов, Ю. И. Ядевский
ВНЕСЕНА Техническим управлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР
Начальник Технического управления М. А. Довбенко
УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта от 14 июля 1983 г. № 3196
ИНСТРУКЦИЯ
Взамен РДИ 103—77, РД 50-192—80
Регистрация и учет состояния разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем управления качеством продукции
Утверждена Постановлением Госстандарта от 14 июля 1983 г. № 3196 Срок введения установлен с 1 января 1984 г.
Инструкция устанавливает порядок регистрации и учета состояния разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП), а также разработки и внедрения комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы (КС ПЭП и КР) в объединениях, на предприятиях, в научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организациях1.
Инструкция распространяется на предприятия, организадаи, разрабатывающие и изготовляющие продукцию, а также министерства (ведомства) СССР и союзных республик, и головные и базовые организации, на организации и органы Госстандарта, осуществляющие согласование, регистрацию и учет документов КС УКП, КС ПЭП и КР и аналогичных систем2.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В процессе регистрации этапов разработки, внедрения, совершенствования3 и развития4 комплексных систем головные и базовые организации по КС УКП министерств и ведомств5, а также Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС) и территориальные органы Госстандарта осуществляют учет зарегистрированных документов.
1.2. Регистрация и учет осуществляются в целях: обеспечения разработки, внедрения, совершенствования и
развития комплексных систем на единой научно-методической основе;
осуществления контроля за ходом разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем на предприятиях, организациях;
анализа эффективности внедренных комплексных систем.
1.3. Регистрации и учету подлежат следующие документы: отраслевые руководящие нормативные и методические документы6, регламентирующие порядок разработки, внедрения, совершенствования и развития комплексных систем;
типовые проекты комплексных систем групп однородных предприятий, организаций;
технические задания (ТЗ) на разработку комплексных систем, технические задания на совершенствование и развитие КС УКП;
рабочие проекты (РП) комплексных систем, рабочие проекты совершенствования и развития КС УКП;
акты внедрения комплексных систем, акты совершенствования и развития КС УКП7.
1.4. Отраслевые документы, типовые проекты комплексных систем, технические задания и рабочие проекты комплексных систем, технические задания и рабочие проекты совершенствования и развития КС УКП предприятий, организаций подлежат регистрации в ГО и БО.
ГО и БО несут ответственность за своевременное осуществление регистрации упомянутых документов, объективность принимаемых решений и за качество зарегистрированных документов.
1.5. Акты внедрения комплексных систем подлежат обязательной государственной регистрации в территориальных органах Госстандарта.
Территориальные органы Госстандарта несут ответственность за своевременное осуществление государственной регистрации актов внедрения комплексных систем и объективность принимаемых решений
1.6. Учету подлежат документы, зарегистрированные в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Учет зарегистрированных документов осуществляют ГО и БО отраслей промышленности и территориальные органы Госстандарта.
1.7. В ТЗ на разработку комплексных систем предприятий, организаций должно быть предусмотрено выполнение заданий, вытекающих из Продовольственной программы. Для предприятий, организаций, внедривших КС УКП, такие показатели должны быть включены в ТЗ на совершенствование и развитие системы.
В актах внедрения комплексных систем, актах совершенствования и развития КС УКП должны быть приведены показатели, характеризующие выполнение заданий Продовольственной программы.
1.8. Для предприятий и организаций министерств и ведомств, разрабатывающих и внедряющих отраслевые системы управления качеством продукции (ОС УКП), цели и задачи, устанавливаемые в техническом задании на комплексную систему, должны быть увязаны с целями и задачами ОС УКП.
1.9. На регистрацию документы представляются после их согласования и утверждения.
Отраслевые документы, а также типовые проекты комплексных систем, разработанные для групп однородных предприятий, организаций, согласовываются:
министерств и ведомств СССР — с ВНИИС, головной организацией Госстандарта по вопросам разработки и внедрения комплексных систем;
союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик — с соответствующей головной организацией союзно-республиканского министерства, ведомства СССР и республиканским управлением Госстандарта;
республиканских министерств, ведомств — с республиканским управлением Госстандарта.
1.10. Технические задания и рабочие проекты комплексных систем, технические задания и рабочие проекты совершенствования и развития КС УКП предприятий, организаций подлежат согласованию с соответствующими базовыми организациями.
1.11. Согласование и регистрацию документов комплексных систем базовых организаций осуществляет головная организация.
1.12. Если в отрасли не назначены базовые организации, то согласование и регистрацию осуществляет головная организация.
1.13. Если в отрасли не назначены головные и базовые организации, то согласование, регистрацию и учет документов комплексных систем осуществляет подразделение министерства, ведомства, назначенное приказом руководителя этого министерства, ведомства.
1.14. Согласование и регистрацию документов комплексной системы головных организаций осуществляют управления министерств, ведомств, которым подчинены эти организации.
1.15. Документы направляются на согласование в двух экземплярах (копия и оригинал). Один экземпляр документа (копия) остается в организации, проводящей согласование.
1.16. Технические задания и рабочие проекты комплексных систем, технические задания и рабочие проекты совершенствования и развития КС УКП, акты внедрения комплексных систем, акты совершенствования и развития КС УКП представляют на регистрацию вместе с бланк-сигналом (обязательное приложение 1).
1.17. Представляемые на регистрацию и учет документы должны быть разработаны и оформлены в соответствии с требованиями
3
руководящих нормативных и методических документов Госстандарта по комплексным системам и отраслевых документов, согласованных с Госстандартом, требованиями Государственной системы стандартизации и настоящей Инструкции.
1.18. При представлении на регистрацию отраслевых документов, типовых проектов комплексных систем, технических заданий и рабочих проектов комплексных систем, технических заданий и рабочих проектов совершенствования и развития КС УКП на титульном листе документа, представляемого на регистрацию, должны быть подписи руководителей согласующей и утверждающей организаций, заверенные печатью.
Регистрацию оформляют записью в инвентарной книге (рекомендуемые приложения 2—3), а в правом нижнем углу титульного листа регистрируемого документа указывают наименование организации, проводящей регистрацию, номер и дату записи, должность и фамилию регистрирующего лица, а также его подпись.
2. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ОТРАСЛЕВЫХ РУКОВОДЯЩИХ НОРМАТИВНЫХ
И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ РАЗРАБОТКИ,
ВНЕДРЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ
2.1. Регистрацию отраслевых документов осуществляет головная организация министерства (ведомства) по КС УКП.
2.2. Порядок регистрации отраслевых документов (количество экземпляров представляемых документов, комплектность, сроки регистрации и т. п.) устанавливает министерство (ведомство).
2.3. Учет зарегистрированных отраслевых документов осуществляют головные организации министерств (ведомств), ВНИИС и республиканские управления Госстандарта.
2.4. Организации-разработчики отраслевых документов министерств (ведомств) СССР направляют для учета копии зарегистрированного документа во ВНИИС. Требования по оформлению копии — по ГОСТ 1.19-75.
2.5. Организации-разработчики отраслевых документов союзно-республиканских министерств (ведомств) союзных республик и республиканских министерств (ведомств) направляют для учета в республиканское управление Госстандарта копию зарегистрированного документа.
2.6. Головные организации министерств (ведомств) ведут учет отраслевых документов по записи регистрации (учета) в инвентарной книге (рекомендуемое приложение 2).
2.7. ВНИИС и республиканские управления Госстандарта ведут учет отраслевых документов по копиям зарегистрированных документов.
3. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ТИПОВЫХ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ
3.1. Организация-разработчик типового проекта комплексной системы, утвержденного соответствующим министерством (ведом-
4
ством), представляет на регистрацию в головную организацию три экземпляра документа (оригинал и две копии).
3.2. Головная организация после регистрации оставляет у себя копию документа, а оригинал и другую копию возвращает организации-разработчику.
3.3. Организация-разработчик типового проекта комплексной системы, разработанного для группы однородных предприятий, организаций министерств (ведомств) союзного подчинения, копию зарегистрированного документа направляет для учета во ВНИИС.
3.4. Организация-разработчик типового проекта комплексной системы, разработанного для группы однородных предприятий, организаций министерств (ведомств) республиканского подчинения, копию зарегистрированного документа направляет для учета в республиканское управление Госстандарта.
3.5. Головные организации министерств (ведомств) ведут учет типовых проектов по записям в инвентарной книге (рекомендуемое приложение 2).
3.6. ВНИИС и республиканские управления Госстандарта ведут учет типовых проектов комплексных систем по копиям зарегистрированных документов.
4. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И РАБОЧИХ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
4.1. Предприятие, организация-разработчик представляет согласованные и утвержденные техническое задание и рабочий проект комплексной системы на регистрацию в базовую организацию в двух экземплярах (оригинал и копия) и заполненный бланк-сигнал.
4.2. Организации, осуществляющие согласование и регистрацию технических заданий и рабочих проектов комплексных систем, технических заданий и рабочих проектов совершенствования и развития КС УКП предприятий, организаций проводят их экспертизу на соответствие руководящим нормативным и методическим документам Госстандарта, и отраслевым документам, согласованным с Госстандартом.
Примечание. При отсутствии отраслевых документов, согласованных с Госстандартом, экспертиза документов комплексных систем ведется только на соответствие руководящим нормативным и методическим документам Госстандарта.
4.3. Базовая организация после регистрации оставляет у себя копию технического задания и рабочего проекта комплексной системы, а оригинал технического задания и рабочего проекта вместе с бланк-сигналом возвращает разработчику.
4.4. Предприятие, организация-разработчик в 15-дневный срок со дня регистрации направляет бланк-сигнал для учета в территориальный орган Госстандарта, в районе деятельности которого находится.
5
4.5. Учет зарегистрированных технических заданий и рабочих проектов комплексных систем предприятий, организаций осуществляют базовые организации и территориальный орган Госстандарта, в районе деятельности которого находятся эти предприятия, организации.
При постановке на учет территориальный орган Госстандарта имеет право затребовать техническое задание и рабочий проект комплексной системы на экспертизу.
4.6. При регистрации технического задания, рабочего проекта КС ПЭП и КР им присваивают тот же номер, который был дан при регистрации КС УКП этого предприятия, организации с добавлением индекса «ЭФ».
S. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ АКТОВ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ
5.1. Предприятие, организация извещает министерство (ведомство) о завершении работ по внедрению комплексной системы и ходатайствует о назначении комиссии по приемке комплексной системы8.
5.2. Состав комиссии утверждается в установленном министерством (ведомством) порядке.
В комиссию включаются представители:
министерства (ведомства), которому подчинено предприятие, организация9;
головной и (или) базовой организации;
предприятия, организации, внедрившей комплексную систему;
партийной, профсоюзной и комсомольской организации района, города, области (по согласованию с этими организациями).
К работе в комиссии могут быть привлечены специалисты научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций в качестве экспертов по отдельным вопросам разработки комплексных систем.
5.3. Комиссия проводит свою работу непосредственно на предприятии, организации.
5.4. Предприятие, организация представляет комиссии следующие документы:
приказ об организации работ по разработке и внедрению комплексной системы и о создании координационно-рабочей группы;
программу и результаты анализа состояния дел на предприятии, в организации по управлению качеством продукции;
техническое задание и рабочий проект комплексной системы, зарегистрированные в установленном порядке;
расчет экономической эффективности системы10;
справку о результатах ведомственного контроля и государственного надзора за качеством продукции на предприятии, в организации за последние два года.
5.5. Акт внедрения комплексной системы составляет комиссия. При приемке комплексной системы комиссия должна: проверить представленные материалы комплексной системы на соответствие руководящим нормативным и методическим документам Госстандарта и отраслевым документам, согласованным с Госстандартом, и техническому заданию на разработку системы;
проверить по актам внедрение стандартов предприятия комплексной системы и их соблюдение;
проанализировать показатели, характеризующие качество продукции, за период от начала разработки комплексной системы до составления акта внедрения*.
При приемке КС ПЭП и КР и аналогичных систем также оцениваются результаты внедрения системы по плановым и фактическим показателям производственно-хозяйственной деятельности предприятия, организации.
5.5.1. Для промышленных предприятий основными показателями, которые должны быть проанализированы при приемке комплексной системы, являются:
повышение удельного веса продукции высшей категории качества (высшего сорта или других показателей, определенных для продукции данной отрасли) в общем объеме производства;
выполнение заданий, обеспечивающих реализацию Продовольственной программы;
уменьшение рекламаций; снижение потерь от брака;
улучшение показателей качества выпускаемой продукции.
При приемке КС ПЭП и КР и аналогичных систем дополнительно анализируются следующие показатели: увеличение объема производства;
снижение затрат на производство и уменьшение или ликвидация непроизводительных потерь; увеличение фондоотдачи;
ускорение оборачиваемости оборотных средств; рост производительности труда; экономия всех видов ресурсов.
Примечание. Для предприятий отраслей общей техники и других отраслей народного хозяйства основные показатели выбираются с учетом отраслевой специфики из числа показателей, установленных в государственной стат-отчетности для данной отрасли.
5.5.2. При приемке комплексной системы организаций должны быть проанализированы;
улучшение показателей качества продукции;
* Показатели, характеризующие качество продукции, должны быть лучше или на уровне средних показателей для однотипных предприятий отрасли.
2—1285
сокращение сроков разработки продукции.
Примечание. В качестве продукции организаций рассматриваются результаты исследований (разработок), оформленные в виде отчетов, нормативно-технической документации или комплектов технической (конструкторской, проектной, технологической и т. д.) документации, а также опытные образцы. В состав показателей, характеризующих качество продукции организации, входят показатели технического уровня исследований (разработок) и качества исполнения документации.
5.3. Приемка комплексной системы оформляется актом, в котором должно быть указано, что комплексная система полностью соответствует требованиям руководящих нормативных и методических документов по разработке и внедрению комплексных систем и приведены показатели, характеризующие результаты внедрения комплексной системы в соответствии с техническим заданием и требованиями настоящей Инструкции. Форма акта внедрения комплексной системы приведена в обязательном приложении 4.
5.4. Комплексная система считается внедренной, если:
разработаны, утверждены и внедрены все стандарты предприятия, предусмотренные техническим заданием на комплексную систему;
разработаны, утверждены и зарегистрированы техническое задание и рабочий проект комплексной системы;
достигнуты цели и решены задачи, поставленные в техническом задании на комплексную систему;
прошел регистрацию акт внедрения комплексной системы.
5.5. Регистрацию акта внедрения комплексной системы предприятий, организаций отраслей промышленности осуществляет территориальный орган Госстандарта (лаборатория государственного надзора, центр стандартизации и метрологии), в районе деятельности которого находятся предприятие, организация11.
5.6. Предприятие, организация в течение 20 дней после окончания работы комиссии представляет на регистрацию в территориальный орган Госстандарта первый и второй экземпляры акта внедрения (подписанные всеми членами комиссии) и бланк-сигнал, подписанный руководителем предприятия, организации.
5.7. При регистрации акта внедрения КС ПЭП и КР и аналогичных систем присваивается тот же номер, который был дан при регистрации акта внедрения КС УКП этого предприятия, организации с добавлением индекса «ЭФ».
5.8. Территориальный орган Госстандарта, проводящий регистрацию акта внедрения комплексной системы, может потребовать от предприятия, организации-разработчика представления документов в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
1
В дальнейшем — предприятиях, организациях.
2
В дальнейшем — комплексных систем.
3
Совершенствование КС УКП предусматривает пересмотр и уточнение задач системы по улучшению качества продукции, а также совершенствование форм, методов и организации управления качеством продукции.
4
Развитие КС УКП предусматривает расширение целей и задач системы, охват системой управления отдельных задач по улучшению использования всех видов ресурсов, по повышению эффективности производства и качества работы (включение в систему элементов КС ПЭП и КР).
5
В дальнейшем — головные и базовые организации (ГО и БО).
© Издательство стандартов, 1984
1
6
В дальнейшем — отраслевые документы.
7
Для предприятий отраслей общей техники перечень материалов, подлежащих регистрации и учету, устанавливается отраслевыми документами, согласованными с Госстандартом
8
В дальнейшем — комиссия.
9
Министерство (ведомство) по его поручению может быть предстазлено в комиссии головной или базовой организацией.
10
По методическим материалам Госстандарта, а при отсутствии их — по отраслевым методическим материалам, согласованным с Госстандартом.
11
Регистрацию актов внедрения комплексных систем предприятий, организаций других отраслей народного хозяйства осуществляют их базовые организации.