Всесоюзное помышлвнное объединение "Союзтезшром-автоматизацая" Миясельхоз-
мялгя.
письмо от 13*09.83 № 9-2-22-1933
Указанием Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 27,.0?tg3___№Jjb_
КРАНЫ-ШАБЕЛЕРЫ СТЕЛЛАЖНЫЕ Общие технические условия ОСТ 24 *090,39-83
Заместитель
НачальникаТехнического управления Минтяжмаша
Начальник отдела стандартизации и метрологии Технического управления Минтяжмаша
Специальное конструкторское бюро складского оборудования,механизации и автоматизации окладов -----
За-*. Главный инженер
Заведующий базовым от, стандартизация
Заведующий отделом края -штаоелеров
Заведующий отделом конструкторских расчетов * технологичности, надежности и внедрения оборудования окладов
Б.И.Певзнер .М.Тупотилов В.Я .Перекаляя
Руководитель темы Исполнитель
В. Г .Гришков Л,Б «Берестова Л.П.Угарова
КРШ-ШТАБМЕШ СТИгДЙмв
ОСЯ 24*090*39-63 Взамен
ОСЯ 24*090.39-78
(3tea т»х**ч«6хи*^еловкя
ОКЕ 31 7612
Утверждено указанием Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 27 сентября 1983 г* Л Ш-002Д0862
срок действия установлен
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на электрические опорные стеллажные краны-штабелеры исполнений СК, GA и САД по ГОСТ 16553-82, изготавливаемые для нужд народного хозяйства и для поставки на экспорт.
Краны-штабелеры выпускаются в климатических исполнениях УХ1 и Т категории 4 (дня СА и СК) и исполнений У категорий 2.1; 3, исполнения Т категории 4 (для САД) по ГОСТ 15150-69 и предназначены для работы в помещениях, класс пожароопасности которых не выше Д-XIa в соответствии с требованиями "Правил устройства электроустановок* (ПУЭ-76).
Стандарт не распространяется на краны-штабелеры, предназначенные для работы на складах, где находятся легковоспламеняе-мне и взрывоопасные грузы, а также химически активные и ядовитые вещества.
Стандарт соответствует СТ СЭВ 1724-79, СТ СЭВ 1725-79.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
(Г о с с т a F? £ я р т) |
|
Издание официальное
Б
QCT__24*090.39-83 Ctp.IQ Продолжение табл. 4 |
Наименование
отклонении |
Эскиз |
Значение
отклонения,
мм |
Отклонение от плоскостности (вогнутость или выпуклость) в коробчатых балках на участках между диафрагмами |
|
Ч> |
|
<4? |
Отклонение от общей плоскости тор-дев ходовых колес |
<5- |
|
й |
Отклонение от вертикальной плоскости торцевых поверхностей ходовых колес |
|
-2—л
Ъ 1000и |
Радиальное биение рабочей поверхности тормозных шкивов после установки на вал |
- |
Не более половины допуска на диаметр шкива и вала |
Разность диаметров
нарезки нескольких
барабанов одного механизма подъема, разность диаметров
правой и левой нарезок одного барабана |
— |
Допуск на контролируемый диаметр
hn по
СТ СЭВ 144--75 |
|
QG3L2A.Q9Q.39h83 Ctd.II
2*7. Требования к конструкции
2.7,1* Требования к конструкции долины соответствовать требованиям ГОСТ 12*2.053-81 и ОСТ 24.090.68-82.
2*7.2. Канаты, используемые дом подъема груза вместе с кабиной оператора иди отдельно кабины, должны быть исполнения ГД
(грузодюдские).
2.7.3. Статическое отклонение свободного конца колонны под
действием момента от массы грузоподъемника с номинальным грузом не должно превышать 10 мм*
2.7.4. В качестве тормозного шкива на механизме подъема груза допускается использовать полумуфту соединения электродвигателя с редуктором, находящуюся на валу редуктора.
2.8. Требования к покрытиям
2.8.1. Класс покрытий и группа условий эксплуатации должны
соответствовать указанным в табл. 5.
Таблица 5 |
Вид поверхности |
класс
покрытия
по
ГОСТ 9.032--74 |
йакро! чески! и кате размен
тот |
шшати-i район яория зения по [5150-69 |
Группа условий эксплуатации по ГОСТ 9.104--79_ |
район |
катего
рия |
СА;СК |
САД |
Наружные и внутренние поверхности металлических конструкций, механизмов, сборочных единиц с электрооборудованием, включая электрошкафы и внутренние поверхности редукторов и корпусных деталей |
У1 |
УЗД |
4 |
УЗД4 |
- |
У |
2.1; 3 |
- |
У2 |
т |
4 |
Е |
3 |
Наружные и внутренние поверхности кабины оператора |
У |
УЗД |
4 |
УЗД4 |
- |
У |
2.1; 3 |
- |
У2 |
т |
4 |
тз |
|
J&T,34,«Q9Qt?9-$3_ЙИШ
2.8.2. Предприятие-изготовитель производит грунтовку металлических конструкций крана-штабелера, транспортируемых без упаковки. Сборочные единицы, транспортируемые упакованными (кроме мягких сборочных единиц и деталей металлоконструкций) .полностью окрашиваются предприятием-из го товителем.
2.8.3. Окончательную окраску металлических конструкций кра-на-штабелера,транспортируемых без упаковки, производит потребитель на месте монтажа в соответствии с рабочими чертежами и инструкцией по эксплуатации.
2.8.4. Краны-штабелеры экспортного исполнения должны поставляться потребителям полностью окрашенными.
2.8.5. Краны-штабелеры окрашиваются в золотисто-желтый цвет согласно указаниям рабочих чертежей. Допускается окраска кра -нов-штабелеров в серый цвет.
2.8.6. Места смазки, корпуса и кожухи токосъемников должны окрашиваться в красный цвет.
2.8.7. Механически обработанные детали и метизы должны иметь антикоррозийные покрытия.
Допускается оставлять без покрытий детали, работавшие в среде густой или жидкой смазки.
2.8.8. Направляющие колонн, тормозные шкивы, рабочие поверхности ходовых колес и направляющих роликов не окрашиваются и должны быть подвергнуты консервации.
2.8.9. Подготовка поверхности для нанесения лакокрасочных покрытий и нанесение покрытий производится но ОСТ 24.090.01-76, подготовка поверхности для нанесения металлических и неметаллических покрытий - по ГОСТ 9.301-78,
C>qT,34>Q9Q«39-a2, ..Сур,и
2*8*10* Внутренние поверхности корпусов редукторов, карте* ров должны иметь покрытия, отвечающие условиям эксплуатации 6/1.
2*9* Требования к электромонтажу
2*9*1* Монтаж электрооборудования на кранахчвтабелерах должен выполняться в соответствии с требованиями рабочих чертежей и "Правил устройства электроустановок (ПУЭ-76)".
2*10* Требования к надежности
2*10*1* Требования к надежности приведены в табл* 6.
Таблица 6
Наименование показателей |
Исполне! |
те квана-штабелега |
СК |
СА; САД |
Коэффициент готовности,не менее |
0,97 |
0,95 |
Наработка на отказ ,ч, не менее |
300 |
60 |
Удельная суммарная оперативная продолжительность устранения отказов, чед»ч. , не более тыс.ч* |
30 |
50 |
Удельная суммарная оперативная
трудоемкость текущих ремонтов,
^*4» , не более тыс*ч* |
42 |
54 |
2*11* Удельная металлоемкость кранов-штаб елеров по ГОСТ 16553*82
2*12* Коэффициенты удельной энергоемкости приведены в справочном приложении
ОСТ 24.090.39-83 . Сто.14
3* ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСШ
3.1. Краны-штаб ел еры должны быть оборудованы устройствами и приборами безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12*2*053-81 и ОСТ 24*090.68-82 ж табл* 7, а такие блокировочными устройствами согласно табл* 8.
Таблица? |
Наименование устройств и приборов безопасности |
Исполнен!
-штабелет |
ie крана-fa |
СК |
СА; САД |
I. Ловители кабины оператора |
+ |
+ |
2* Ограничитель скорости опускания |
|
|
кабины оператора |
+ |
+ |
3* Ограничитель грузоподъемности |
+ |
|
4. Ограничитель слабины грузовых |
|
|
канатов |
+ |
+ |
5. Упоры и буферные устройства, ограничивающие перемещение: |
|
|
крана-штабелера |
+ |
+ |
грузоподъемника |
+ |
+ |
грузозахватного органа3 |
+ |
+ |
6* Механические ловители (подхваты) |
|
|
крана-штабелера |
+ |
+ |
7* Тормоза механизмов: |
|
|
передвижения крана-штабелера |
+ |
+ |
подъема груза |
+ |
+ |
выдвижения грузозахватного |
|
|
органа3 |
+ |
+ |
8. Звуковой сигнал |
|
+ |
9* Заземление |
+ |
+ |
|
ОСТ 24.090.39-83 CTO.I5 Продолжение табл. 7
Наименование устройств и приборов безопасности |
Исполнен!
..штабелем |
ie крана-
i ... |
СК |
СА; САД |
10.Устройство для натяжения каната (струнн) привода центробежного ограничителя скорости |
+ |
+ |
II.Выключатели,ограничивающие крайние (рабочие) положения:
крана-штабелера |
+ |
+ |
грузоподъемника |
+ |
+ |
грузозахватного органа5 |
+ |
+ |
12.Выключатель грузозахватного органа в среднем положении5 |
+ |
+ |
13 .Переключатели для перехода с рабочих скоростей на установочные скорости механизмов:
передвижения крана-штабелера |
+ |
|
подъема груза |
+ |
+ |
выдвижения грузозахватною органа55 |
+ |
+ |
14.Аварийный выключатель для снятия напряжения силовой цепи и цепи управления, установленный на пульте управления |
+ |
+ |
15.Аварийный выключатель верхнего положения грузоподъемника |
+ |
+ |
16.Выключатель питания с замочным устройством установленный на пультах управления |
+ |
+ |
17.Выключатель,контролирующий закрытие двери кабины оператора |
- |
+ |
ОСТ 34.090.39-83 Стр.16 Продолжение табл. 7
Наименование устройств и приборов безопасности |
Исполнение крана-штабелера _ |
СК |
СА; СМ |
18.Выключатель,контролирующий натяжение каната (струны) привода центробежного ограничителя скорости |
+ |
+ |
19.Выключатель, контролирующий срабатывание ловителей кабины оператора |
+ |
+ |
20.Световой индикатор включения питания, установленный на пультах управления |
+ |
+ |
21.Устройство для "занятости" рук оператора при включенных механизмах передвижения иди подъема |
+ |
|
22.Устройство для контроля занятости
ячейки стеллажа |
- |
|
23 .Устройство для контроля наличия груза на грузоподъемнике |
- |
+ |
24.Устройство для контроля положения груза на грузоподъемнике |
- |
+ |
25 .Устройство для контроля положения грузозахватного органа относительно адреса по вертикали и горизонтали |
- |
+ |
х Для кранов-штабелеров, оборудованных приводными грузозахватными органами при скорости выдвижения свыше 0,2 м/с;
^При скорости выдвижения грузозахватного органа свыше 0,125 м/с
МХ-2Щ0,39-ез Qml7
Таблица 8
Вид блокировок |
Ис
коанг |
шолнение i-штаб елеш |
|
Cft |
СА; САД |
I.Блокировки,не допускающие включение всех механизмов:
если дверь кабины оператора не закрыта2 |
|
+ |
если ослаблен "канат (струна; привода», центробежного ограничителя скорости |
+ |
+ |
если сраоотал аварийный выключатель^ верхнего положения грузоподъемника |
+ |
+ |
за исключением механизма подъема груза при включении вверх, если появилась слабина грузового каната-или сработали ловители кабины операторам |
+ |
+ |
за исключением механизма подъема груза при включении вниз, если сработал ограничитель грузоподъемности* |
+ |
+ |
2•Блокировки не допускающие включение:
механизма выдвижения грузозахватного органа, если включен механизм подъема или передвижения |
+ |
+ |
механизма передвижения и подъема на рабочей скорости при смещенном относительно среднего положения грузозахватном органе |
+ |
|
механизмов передвижения и подъема:
если обе руки оператора не находятся на рукоятках управления |
+ |
|
если груз неправильно лежит на грузозахватном органе, находящемся в среднем положении |
_ |
+ |
механизма включения грузозахватного органа, если шунты и датчики точной остановки по вертикали и горизонтали не совпали |
- |
+ |
|
2 Только при управлении с наладочного пульта на установочной скорости |
ОСТ _24 «090 *39-83 Стр.18
3.2. Механизм передвижения крана-штабелера при движении на
рабочей скорости должен переключаться на установочную скорость при приближении крана-штаб елера к концевым упорам на расстояние
не менее пути торможения крана-штабелера.
3.3. При срабатывании выключателей крайних положений последующее включение соответствующего механизма должно быть возможно только для движения в обратном направлении.
3.4* Конструктивные части электрических машин и аппаратов»
а также металлические конструкции, которые шхут оказаться под напряжением вследствие повреждения изоляции, должны быть заземлены в соответствии с требованиями и указаниями "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ-76). Сопротивление заземления должно быть не более 4 Ом, сопротивление изоляции электропроводок не менее 0,5 мОм.
3.5, Сигнальные цвета и знаки безопасности кранов-штабелеров
должны соответствовать ГОСТ 12.4.026-76, символы органов управления - ГОСТ 12.4.040-78. Предупредительная окраска наносится в соответствии с указаниями в рабочих чертежах.
3*6. Технические требования к кабине и рабочему месту оператора по ОСТ 24.090.61-80.
3.7. Уровни звукового давления в октавных полосах частот и уровень звука на рабочих местах должны соответствовать
ГОСТ 12Л.003-76 и не превышать значений,приведенных в табл. 9.
3.8. Среднеквадратичные значения виброскорости (логарифми -ческие уровни виброскорости) в октавных полосах частот на рабочих местах должны соответствовать ГОСТ 12.1.012-78 и не превы -шать значений,приведенных в табл.10.
3.9. Измерения вибраций кранов-штабелеров,воздействующих на человека на рабочих местах «должны отвечать общим требованиям к проведению измерений механических колебаний по ГОСТ 13731-68.
Направление измеряемых вибраций должно соответствовать ГОСТ I2.I.0I2-JT8.
3.10. Требования безопасности при монтаже, эксплуатации и техническом обслуживании кранов-штабелеров должны быть приведены в инструкции по эксплуатации.
Таблица 9 |
Рабочие места |
Уровни э со сшль |
шуковох
югеомез |
х> давления в октавных noj ’шческиш частотами в Гп |
юсах
,лБ |
Уровни звука и эквивалентные |
|
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
:зооо |
уровни звука,дЕА |
I. Кабина оператора или рабочая зона для кранов-шта-б ел еров, управляемых с нола |
99 |
92 |
86 |
83 |
80 |
78 |
76 |
74 |
85 |
2. Кабина дистанционного управления: без речевой связи по телефону |
94 |
87 |
82 |
78 |
75 |
73 |
71 |
70 |
80 |
с речевой связью по телефону |
83 |
74 |
68 |
63 |
60 |
57 |
55 |
54 |
65
о
о
н |
|
I. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТР
1.1,1. Основные параметры кранов-штабелеров должны соответствовать ГОСТ 16553-82.
1.2* Механизмы кранов-штабелеров должны быть оборудованы приводами, обеспечивающими работу на установочных скоростях, не превышающих значений, приведенных в табл. I.
Таблица I |
|
у становочная скорость иеханд |
[змов. м/с |
Способ
управления |
подъема грузозахватною органа |
передвижения
крана-штабе-
лера |
тюдюикетиг
грузозахватною органа |
Ручной из кабины |
0,125 |
ОД |
0,125 |
Автоматический |
0,063 |
0,03 |
0,063х |
|
х До 0Х.0Х.85 допускается скорость 0,125 м/с
для кранов-штабелеров, оборудованных односкоростными электродвигателями привода выдвижения грузозахватного органа
1.3. Пример условного обозначения электрического опорного стеллажного комплектовочною крана-штаб елера грузоподъемность» 0,5 т с высотой подъема грузозахватною органа 15,8 м для переработки грузов с размерами в плане 0,6 х 0,8 м климатическою исполнения УХД категории 4.
Кранчптабелер СК-0,5-15,8-0,6x0,8-УХЛ4 ОСТ 24.090.39-83
Пример условною обозначения электрическою опорною стеллажною автоматическою крана-штабелера грузоподъемность» 1,0 т с высотой подъема грузозахватною органа 14,8 и для переработки грузов с размерами в плане 0,8x1,2 м; климатическою исполнения УХЛ категории 4.
Таблица 10 |
Средне-
геометри- |
|
Допустимые значения нормируемого параметра, не более |
|
|
|
Обтая вибпапия |
|
|
Локальная вибрация |
|
ческие
полосы |
Среднеквадре |
личные значения |
Логарифмические уровни |
Среднеквадратич |
Логарифми |
частот, |
ВИбТЮСКОРОО' |
?и. м/с • 10 4 |
виотюскотюст: |
[. ДБ |
ные значения |
ческие уровни виброскорости,
ДБ |
ть |
в кабине оператора |
в кабине дис-
тационного
управления |
в кабине оператора |
в кабине дис-
тационного
управления |
виброскорости. М/с -ИГ2 |
2 |
3,5 |
1,3 |
117 |
108 |
|
_ |
|
4 |
х,з |
0,45 |
108 |
99 |
- |
- |
|
8 |
0,63 |
0,22 |
102 |
93 |
2,8 |
115 |
|
16 |
0,56 |
0,20 |
101 |
92 |
1,4 |
109 |
|
31,5 |
0,56 |
0,20 |
101 |
92 |
1.4 |
109 |
|
63 |
0,56 |
0,20 |
101 |
92 |
1.4 |
109 |
|
125 |
|
- |
- |
- |
1.4 |
109 |
|
250 |
- |
- |
- |
- |
1,4 |
109 |
|
500 |
- |
- |
- |
- |
1,4 |
109 |
|
1000 |
|
|
|
|
1.4 |
109 |
в
нЭ
К |
|
ОСТ 24.090.39^83_fiBbS
Кран-штабелер CA-1,0-14,8-0,8x1,2-УХЛ 4 ОСТ 24.090.39-83
Пример условного обозначения электрического опорного стеллажного автоматического крана-штабелера для длинномерных грузов грузоподъемностью 8,0 т с высотой подъема грузозахватного органа 12,2 м доя переработки грузов с размерами в плане 7x1,2 м, климатического исполнения У категории 3.
Краа-штабелер САД-8,0-12,2-7x1,2-УЗ ОСТ 24.090.39-83
2. ТЕШШСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.Х. Краны-штабелеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и "Условиями поставки товаров для экспорта", утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 17 сентября 1980 года № 804, ОСТ 24.002.20-80, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Краны-штабелеры, предназначенные для районов с тропическим климатом, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15151-69.
В части электрооборудования краны-штабелеры должны удовлетворять требованиям ПУЭ-76, утвержденных Главным техническим управлением по эксплуатации энергосети и Государственной инс -лекцией по энергетическому надзору Министерства энергетики и электрификации СССР 15 апреля 1976 года.
2.2. Покупные изделия и метизы, применяемые для изготовления кранов-штабелеров, должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий и доставляться в том же климатическом исполнении,в каком поставляется основное изделие.
2.3. Требования к материалам
2.3.1. Несущие и вспомогательные элементы сварных металлических конструкций кранов-штабелеров должна быть выполнены из
ОСТ 24.090.38-83 Ctd.4
стали шш алюминиевых сплавов в соответствии с РТМ 24.090.52-79»
2.3.2. Основнне детали и сборочные единицы механизмов и грузозахватных органов краиов-штабелеров должны быть изготовлены из заготовок и материалов не ниже марок указанных в табл.2
Таблица 2
ОСТ 24.090.39-83 Ctd.5 Продолжение табл.2
ОСТ 24.090.39-83 Ctd.6 Продолжение табл.2
Примечания: I. в кранах-штабелерах исполнений СА и СК допускается применение вместо низколегированных сталей ВСтЗ сп5 ГОСТ 380-71
2. Только для механизма передвижения я выдвижения грузозахватного органа.
Допускается применение других материалов в соответствии С РТМ 24.090.52-79.
Qi3L2A.Q90.3JM3 Сто.7
2.3.3. Марка и качество материалов должны быть подтверждены сертификатом предприятия-изготовителя, а при отсутствии его -лабораторными испытаниями или документом, подтверждающим их пригодность*
2*4* Требования к прокату» отливкам, поковкам, штамповкам и сварным соединениям
2*4*1* Требования к проказу, геометрическим формам соединений и сварным соединениям должны соответствовать ОСТ 24.090*63-61.
2.4.2* Требования к отливкам из серого чугуна - по ГОСТ 1412-79, отливкам из конструкционной стали - по ГОСТ 977-75, поковкам из конструкционной стали - по ГОСТ 8479-70.
2.5* Требования к механической обработке
2*5.1. Шероховатость поверхностей основных деталей должна
быть не грубее указанной в табл* 3. |
Таблица 3 |
Наименование поверхностей деталей |
Шероховатость до ГОСТ 2789-73 |
Рабочая поверхность тормозного шкива |
Ра 1,6 |
Посадочные поверхности отверстий ходовых колес, зубчатых колес» барабанов,блоков, муфт, валов |
Ра 3,2 |
Поверхности катания ходовых колес, поверхности канавок барабанов и блоков |
Ra 6,3 |
Шероховатость поверхностей под подшипники качения -по ГОСТ 3325-55.
ОСТ 24,090.39-83 Стр.й
2.5.2. Резьба должна выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 9150-81. Поле допуска на резьбу для болтов - 8
для гаек - 7Н по ГОСТ 16093-81, выход резьбы, сбеги, проточки и фаски - по ГОСТ 10549-80.
2.5.3. Срывы резьбы, неполная или дробленая резьба не допускаются» Допускаются местные срывы резьбы общей протяженности не более половины витка,
2.5.4. Твердость рабочих поверхностей после термической обработки должна быть:
для стального тормозною шкива НРС - 40...45
на глубине закалки 2...3 мм
для стальною ходовою колеса по ГОСТ 3569-74
2.5.5. Детали после термообработки должны быть очищены от окалины и масла. Наличие трещин и следов пережогов на деталях не допускается. Допуск неравномерности твердости - ±Ъ%,
2.6. Требования к сборке
2.6.1. Все детали и сборочные единицы, поступивщие на сборку,должны иметь клеймо ОТК иди документ, удостоверяющий их пригодность.
2.6.2. Перед сборкой все детали должны быть очищены от загрязнений и коррозии.
2.6.3. Места посадок подшипников, трущиеся поверхности пальцев и осей, резьбовые поверхности должны быть смазаны тонким слоем смазки ЩАТИМ-203 ГОСТ 8773-73 или Литол-24
ГОСТ 21150-75.
2.6.4. При оборке не допускается попадание влаги, грязи, стружки и других посторонних предметов в подшипниковые узды, на трущиеся поверхности и в полости редукторов.
flgr.3*tQg0.9fr«_ОЗЯА
2.6.5» Резьбовые соединения должны быть надежно затянуты и
предохранены от самоотвинчивания.
2.6.6» Металлические конструкции, перемещаемые с помощью
подъемно-транспортных средств, должны иметь приспособления для их строповки или специально обозначенные места, предназначенные для зацепления грузозахватными устройствами.
2.6.7. Отклонения от номинальных размеров, форм и взаимного расположения поверхностей основных деталей и сборочных единиц металлоконструкций и механизмов краначптабелера не должны превышать значений, указанных в табл» 4.
Таблица 4
Наименование
отклонения |
Эскиз |
Значение
отклонения,
мм |
Отклонение от прямолинейности коробчатых балок и ферм |
|
|
|
2000 |
|
|
|
|
L |
|
|
Скручивание коробчатых балок и ферм |
|
Т|
1
t |
/ - L
1500 |
Отклонение от вертикали боковых стенок по высоте балок и ферм |
ri |
щ
Ы |
£*A-
°> 125 |