Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

127 страниц

665.00 ₽

Купить ОДМ 218.4.027-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве, содержащим методику определения грузоподъемности мостовых сооружений с учетом технического состояния элементов их конструкций. Методический документ рекомендуется для применения при определении грузоподъемности мостовых сооружений, эксплуатируемые на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации. В остальных случаях методический документ может использоваться по решению органов управления автомобильных дорог субъектов РФ. Положения настоящего методического документа предназначены для применения проектными и специализированными организациями, выполняющими работы по диагностике, обследованию, испытаниям и оценке технического состояния мостовых сооружений, а также мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами при организации и приемке обследовательских работ в соответствии с правилами применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Расчет грузоподъемности металлических пролетных строений

     4.1 Общие положения

     Расчетные характеристики материалов и соединений

     Учет ограниченных пластических деформаций

     Особенности создания расчетных схем

     Расчетные длины элементов

     4.2 Расчеты по прочности

     Расчет центрально растянутых и центрально сжатых элементов

     Расчет изгибаемых элементов

     Расчет элементов при действии сжатия с изгибом

     Расчеты по поперечной силе и приведенным напряжениям

     4.3 Расчеты по устойчивости

     Расчет при плоской форме потери устойчивости

     Расчет при изгибно-крутильной форме потери устойчивости

     Расчет по устойчивости полок и стенок без ребер жесткости

     Расчет по устойчивости стенок с ребрами жесткости

     4.4 Определение грузоподъемности элементов ортотропной плиты

     Общие положения

     Расчет по прочности продольных ребер

     Расчет по прочности поперечных ребер

     Расчет по прочности листа настила

     Расчет по местной устойчивости

     Расчет по общей устойчивости

     Расчет по прочности на смятие опорными частями

     4.5 Расчеты соединений

     Расчет болтовых соединений

     Расчет сварных соединений

     Расчет заклепочных соединений

5 Расчет грузоподъемности сталежелезобетонных пролетных строений

     5.1 Общие положения

     5.2 Учет ползучести бетона и обжатия поперечных швов

     5.3 Учет усадки бетона и разности температур

     5.4 Расчет на положительный изгибающий момент

     5.5 Расчет на отрицательный момент

     5.6 Расчет объединения железобетонной плиты со стальной конструкцией

     5.7 Прочие расчеты

Библиография

Приложение А. Особенности составления конечно-элементных расчетных моделей металлических и сталежелезобетонных конструкций мостов

     А.1 Особенности моделирования сталежелезобетонных балочных пролетных строений

     А.2 Расчетные модели металлических ортотропных плит

     А.2.1 Модель ортотропной плиты при совместной работе с главными балками

     А.2.2 Модель ортотропной плиты при работе плиты на местную нагрузку

Приложение Б. Примеры расчетов грузоподъемности

     Б.1 Расчет грузоподъемности металлического пролетного строения

     Пример 1. Грузоподъемность пролетного строения со сквозными фермами

     Пример 2. Грузоподъемность пролетного строения со сплошными балками

     Б.2 Расчет грузоподъемности ортотропной плиты

     Б.3 Расчет грузоподъемности сталежелезобетонного пролетного строения

     Б.4 Учет ползучести при расчете неразрезного сталежелезобетонного пролетного строения

Приложение В Определение механических свойств стали

     Образцы для лабораторных испытаний металла и способы их изъятия

Приложение Г. Пример определения изгибающих моментов в сечениях неразрезного сталежелезобетонного пролетного строения с учетом регулирования усилий

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

роспвтсэлор

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕН ИЮ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2016

Предисловие

I РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения».

2.    ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3.    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 09.11.2016 № 2326-р .

4 ИМЕЕТ рекомендательный характер

5. ВВЕДЕН взамен ОДН 218.0.032-2003 Временное руководство по определению грузоподъемности мостовых сооружений на автомобильных дорогах.

© Издательство ФГУП «Информавтодор», 2016

II

ОДМ 218.4.027-2016

4.1.5    При одновременном действии в сечении нескольких силовых факторов F\% /*2, ... Fn, невыгодное положение временной нагрузки на сооружении определяется в соответствии с рекомендациями п 5.4.3 [2].

4.1.6    Грузоподъемность элементов металлических конструкций определяют:

При /мечете изгибаемых элементов (стошные главные балки и балки проезжей части пролетных строений):

-    по условию обеспечения прочности по нормальным напряжениям: в сечениях в середине пролетов, в надопориых зонах для консольных и неразрезных конструкций, в местах изменения сечения балок, в стыках элементов балок, в местах наибольших ослаблений сечений дефектами, в других необходимых случаях;

-    по условию обеспечения прочности по касательным напряжениям: по нейтральной оси балок в опорных сечениях, в местах наибольших ослаблений сечений дефектами, в других необходимых случаях,

-    по условию обеспечения прочности поясных заклепок (болтов) или сварных швов объединения поясов со стенкой балки: на приопорных участках, а также в начале участков с увеличенным шагом заклепок или с уменьшенным сечением сварных швов, в других необходимых случаях;

-    по условию обеспечения общей устойчивости сжатого пояса: в сечениях в середине свободной длины сжатого пояса в местах приближенных к середине пролетов, а так же над опорами - для консольных и неразрезных конструкций, а так же в местах изменения сечения балок и свободной длины сжатого пояса, и в других необходимых случаях;

-    по условию обеспечения местной устойчивости стенки балки или отсека стенки балки, ограниченного вертикальными, горизонтальным ребрами жесткости и поясами: при отсутствии ребер жесткости для стенок балок при И > 50 6, при наличии ребер жесткости, расставленных на расстоянии более 2h или 2 м, а также во всех случаях при И > 80 6 - для стенок из углеродистой стали и /; > 65 б - для стенок из низколегированной стали (здесь /; -расчетная высота стенки, принимается для сварной балки равной полной высоте стенки, а для клепаной балки - расстоянию между ближайшими к оси балки рисками поясных заклепок, б - толщина стенки балки);

-    по условию обеспечения прочности прикрепления балок проезжей части, по прочности сечения и прикрепления «рыбок» (при их наличии).

При расчете элементов сквозных ферм:

-    по условию обеспечения прочности сечений и прикреплений элементов решетки фермы;

6

ОДМ 218.4.027-2016

-    по условию обеспечения устойчивости работающих на сжатие элементов решетки фермы

При расчете элементов ортотропных плит необходимо выполнить проверки, предусмотренные п. 4.4.

При расчете элементов пролетных строений рамных и прочих сложных систем положение расчетных (наиболее нагруженных) сечений с учетом их ослабления дефектами может быть определено по огибающим эпюрам соответствующих усилий.

4.1.7    Для элементов, ослабленных отверстиями под обычные болты, при определении несущей способности по прочности принимают сечения нетто, по устойчивости - сечения брутто. Геометрические характеристики сечения нетто элементов конструкций принимают в местах с наибольшими ослаблениями.

Несущую способность элементов с фрикционными соединениями на высокопрочных болтах при расчете на устойчивость принимают по сечению брутто, а при расчете по прочности - по сечению нетто с учетом того, что половина усилия, воспринимаемая болтами в рассматриваемом сечении, уже передана силами трения на накладки (фасонкн).

Расчетные характеристики материалов и соединений

4.1.8    При известной марке стали расчетные сопротивления проката для различных видов напряженных состояний принимают по нормам проектирования мостовых сооружений (п 8.8 (3]). Характеристики стали Ст.З, М16С, литого железа допускается принимать как для стали марки 16Д. Для сталей, сведения о марках которых отсутствуют в действующих нормах проектирования мостовых сооружений, нормативные значения предела текучести Ryn и временного сопротивления Run принимают:

-    для сталей, у которых приведенные в сертификатах или полученные при испытаниях значения предела текучести и временного сопротивления соответствуют требованиям действовавших на момент строительства моста государственных стандартов или технических условий на сталь - по минимальному значению, указанному в этих документах;

-    для сталей, у которых приведенные в сертификатах или полученные при испытаниях значения предела текучести и временного сопротивления ниже предусмотренных государственными стандартами или техническими условиями на сталь, действовавшими на момент строительства моста - по минимальному значению предела текучести из приведенных в сертификатах или полученных при испытаниях

Если типовым проектом допускалось изготовление несущих конструкций из различных марок стали, но документальные сведения о конкретно примененной марке отсутствуют, в предварительных расчетах следует использовать меньшие из соответствующих возможных

7

значений расчетных сопротивлений. Если определенная таким образом грузоподъемность конструкции окажется недостаточной, следует установить фактическую марку стали проведением испытаний, и. при необходимости, произвести перерасчет.

4.1 9 При определении характеристик и механических свойств сталей неизвестных марок следует руководствоваться Приложением В

4.1.10 В случае определения расчетного сопротивления стали по результатам испытаний коэффициенты надежности по материалу принимают:

-    для конструкций, запроектированных по нормам СНнП 2.05.03-84* и более поздним -по нормам проектирования мостовых сооружений [3];

-    для конструкций, запроектированных по более ранним нормам - элементов из углеродистой стали по ГОСТ 6713-91 ут = 1,15, из низколегированной стали 15ХСНД по ГОСТ 6713-91 ут = 1,228, из низколегированной стали 10ХСНД по ГОСТ 6713-91 ут = 1,18, из низколегированной стали с пределом текучести до 39 кгс/см2 по ГОСТ 19281-89. ут = 1,10, свыше 39 кгс/см* - ут~ 1,15.

4 1.11 Расчетные сопротивления сварных соединений, болтовых стыков и соединений, работающих на срез, смятие и растяжение, принимают в соответствии с нормами проектирования мостовых сооружений (таблицы 8.8, 8.9 и 8.10 [3]).

4.1.12    Значения коэффициента трения р по контактным поверхностям элементов во фрикционных соединениях и соответствующих коэффициентов надежности уы, принимают в соответствии с нормами проектирования мостовых сооружений (таблица 8.12 [3]). Способ обработки контактных поверхностей принимают по технической документации, а при ее отсутствии - как наиболее вероятный в момент строительства или (в запас прочности) дающий наихудшие значения несущей способности соединения

4.1.13    Расчетные сопротивления заклепочных соединений при расчете на срез и смятие определяют по расчетному сопротивлению металла соединяемой конструкции Ry с использованием коэффициентов перехода (таблица 4 1.1). Расчетное сопротивление заклепочных соединений при расчете на отрыв головок принимают с переходным коэффициентом 0,6 к расчетному сопротивлению металла заклепки.

4.1.14    Модуль упругости Е и модуль сдвига G прокатной стали, стального литья, пучков и канатов принимают в соответствии с нормами проектирования мостовых сооружений (таблицы 8.13, 8.14 [3]). Модули упругости канатов, сведения о которых отсутствуют в нормах проектирования мостовых сооружений [3], определяют по технической документации или, при возможности, по испытаниям.

ОДМ 218.4.027-2016


Таблица 4. /. 1 Коэффициенты перехода

Тип соединения

Характер

работы

Коэффициенты перехода к сопротивлениям заклепочных соединений по отношению к сопротивлению металла конструкции R для марок стали

заклепок

Ст.2 (Ст.З) 09Г2

конструкции

углеродистой

низколегированной

Заводское

Срез

0.80

0,55

0.80

Смятие

2,00

2,00

2,00

Монтажное

Срез

0,70

0,50

0,70’

Смятие

1,75

1,75

1.75

Примечание. *При отсутствии данных о материале заклепок принимать


соответственно 0.55 и 0,50

Учет ограниченных пластических деформации

4.1.15    Расчет грузоподъемности изгибаемых элементов и элементов, подверженных действию осевой силы и изгибу, как правило, следует выполнять с учетом ограниченных пластических деформаций, учитываемых коэффициентом ж согласно указаниям норм проектирования мостовых сооружений (п. 8.26 [3]). Допускается принимать ге = 1,0 в случаях, когда это приводит к запасу прочности. Если определенная таким образом грузоподъемность конструкции окажется недостаточной, следует установ»гть фактическое значение ж и произвести перерасчет. При определении значения коэффициента ж допускается учитывать рекомендации п. 4.1.3.

Примечание. Если суммарные касательные напряжения от постоянных и временной нагрузок в рассматриваемом сечении не превышают 0.25Л,. где R, = 0.5Щу - предел прочности стати на сдвиг, то коэффициент ж 'зависит только от состава сечения элемента. Как правило, это бывает справедливым для сечений изгибаемых элементов в середине пролета при загружении подвижными нагру зками по схеме АК.

При величине касательных напряжений больше 0.25R, (например, для сечений в четвертях пролетов, над опорами неразрезных баток. в серединах пролетов при загружении нагрузками по схеме НК) коэффициент ж зависит от уровня нагрузок и может оказаться понижающим (меньше 1,0). В этом случае неучет ограниченных пластических деформаций может привести к необоснованном) завышению классов элементов по грузоподъемности.

4.1.16    Расчет на прочность без учета ограниченных пластических деформаций может быть допущен для элементов, воспринимающих усилия разных знаков (при ж > 1,0) при соблюдении условия

(4.1.1)

9

+3(т,— x2f > 1,8 Ryт,

ОДМ 218.4.027-2016

где Стах, Отт ~ соответственно расчетные максимальные и минимальные (со своими знаками) нормальные напряжения в проверяемой точке от суммарных постоянных и временной нагрузки, вычисленные в предположении упругой работы материала; Т|, Тг - касательные напряжения в проверяемой точке (с учетом их знаков), вычисленные соответственно от тех же нагрузок, что и Оцих И Omin

Особенности создания расчетных схем

4.1.17    Расчетная схема конструкции должна отражать действительные условия ее работы, при этом строительный подъем и деформации под нагрузкой допускается не учитывать (кроме пилонов вантовых мостов).

При определении усилий в элементах конструкций соединения элементов следует рассматривать как неподатливые. Жесткие соединения в узлах решетчатых схем допускается принимать шарнирными, если при этом конструкция сохраняет свою неизменяемость, а отношение высоты сечения элементов к их длине не превышает 1:15.

При определении положения центра тяжести сечения его ослабление болтовыми или заклепочными отверстиями допускается не учитывать При смешении нейтральной оси элемента относительно линии, соединяющей центры узлов геометрической схемы ферменной конструкции, эксцентриситет учитывают в расчете, если он превосходит: для П-образных, коробчатых, двухшвеллерных и двутавровых элементов - 1,5 % высоты сечения, для тавровых и Н-образных элементов - 0.7 % высоты сечения

4.1.18    При численном моделировании методом конечных элементов, как правило, следует использовать пространственные расчетные схемы. При создании расчетной модели рекомендуется использовать стержневые балочные конечные элементы общего вида В случае необходимости построения поверхностей влияния для компонент напряженно-деформированного состояния плоских конструктивов (например, листа настила ортотропной плиты), возможно применение плитных (пластинчатых) конечных элементов. Геометрические характеристики сечений элементов рассчитываемой конструкции при определении усилий и перемещений следует принимать без учета ослаблений болтовыми (заклепочными) отверстиями и перфорациями.

Расчетные длины элементов

4.1.19    Расчетную длину 1с} элементов решетки ферм принимают по таблице 4.1.2.

4.1.20    Расчетную длину сжатого пояса главной балки или фермы в пролетном строении «открытого» типа (не имеющему продольных связей в уровне сжатого пояса) из плоскости фермы определяют по формуле

Ю

ОДМ 218.4.027-2016

Таблица 4.1.2- Расчетная длина элемента решетки ферм

Направление продольного изгиба

Расчетная длина 1с(

поясов, опорных раскосов и опорных стоек

прочих элементов решетки

В плоскости фермы

/

0,8/

В направлении, перпендикулярном плоскости фермы (из плоскости фермы)

/.

/.

Примечание. / - геометрическая /шина элемента (расстояние между центрами

узлов) в плоскости фермы; /\ — расстояние между узлами, закрепленными от смещения из плоскости фермы

V ц/,    (4.1.2)

где / - длина пояса, равная расчетному пролету для балок и ферм с параллельными поясами, полной длине пояса для балок с криволинейным верхним поясом и ферм с полигональным верхним поясом; р - коэффициент расчетной длины (таблица 4 1.3). зависящий от параметра %

4 = _ /4

S \6ddElu .    (4.1.3)

где </ - расстояние между рамами, закрепляющими пояс от поперечных горизонтальных перемещений (длина панели фермы); 1„ - момент инерции сжатого пояса балки или фермы относительно вертикальной оси (среднее значение по длине пролета); 6 - наибольшее горизонтальное поперечное перемещение верхнего узла неопорной наиболее нагруженной гибкой полурамы от силы /**=1,0 кН, приложенной в этом узле.

Таблица 4.1.3 - Коэффициент расчетной длины р

4

0

1

5

10

15

30

60

И

0,6%

0,662

0,524

0,433

0,3%

0,353

0,321

4

100

150

200

300

500

1000 и более

И

0,290

0,268

0,246

0,225

0,204

С.П4-М

Примечание При промежуточных значениях £ коэффициент р определяют по линейной интерполяции

Величину 5 определяют из пространственного расчета фермы (балки). Для конструкций с двумя главными фермами (балкам) значение б допускается определять по формуле

ф/, 2/J.


5 =


(4.14)

11


ОДМ 218.4.027-2016

Содержание

1    Область применения.............................................................................................................1

2    Нормативные ссылки............................................................................................................2

3    Термины и определения.......................................................................................................2

4    Расчет грузоподъемности металлических пролетных строений......................................5

4.1    Общие положения.........................................................................................................5

Расчетные характеристики материалов и соединении................................................7

Учет ограниченных пластических деформаций..........................................................9

Особенности создания расчетных схем......................................................................10

Расчетные длины элементов........................................................................................10

4.2    Расчеты по прочности.................................................................................................12

Расчет центрально растянутых и центрально сжатых элементов............................12

Расчет изгибаемых элементов.....................................................................................12

Расчет элементов при действии сжатия с изгибом....................................................13

Расчеты по поперечной силе и приведенным напряжениям....................................14

4.3    Расчеты по устойчивости............................................................................................15

Расчет при плоской форме потери устойчивости......................................................15

Расчет при нзгнбно-крутнльной форме потери устойчивости.................................18

Расчет по устойчивости полок и стенок без ребер жесткости.................................21

Расчет по устойчивости стенок с ребрами жесткости..............................................23

4.4    Определение грузоподъемности элементов ортотропной    плиты...........................27

Общие положения.........................................................................................................27

Расчет по прочности продольных ребер.....................................................................28

Расчет по прочности поперечных ребер.....................................................................29

Расчет по прочности листа настила............................................................................30

Расчет по местной устойчивости................................................................................30

Расчет по общей устойчивости...................................................................................30

Расчет по прочности на смятие опорными частями..................................................31

III

4.5 Расчеты соединении....................................................................................................31

Расчет болтовых соединении.......................................................................................31

Расчет сварных соединении.........................................................................................34

Расчет заклепочных соединении.................................................................................37

5 Расчет грузоподъемности сталежелезобетонных пролетных строений........................38

5.1    Общие положения.......................................................................................................38

5.2    Учет ползучести бетона и обжатия поперечных швов............................................43

5.3    Учет усадки бетона и разности температур..............................................................49

5.4    Расчет на положительный изгибающий момент......................................................51

5.5    Расчет на отрицательный момент...............................................................................57

5.6    Расчет объединения железобетонной плиты со стальной конструкцией..............58

5.7    Прочие расчеты...........................................................................................................62

Библиография.........................................................................................................................63

Приложение А Особенности составления конечно-элементных расчетных моделей металлических и сталежелезобетонных конструкций мостов....................................................64

А. 1 Особенности моделирования сталежелезобетонных балочных пролетных строений.......................................................................................................................................64

А.2 Расчетные модели металлических ортотропных плит............................................65

А.2.1 Модель ортотропной плиты при совместной работе с главными балками .. 65

А.2.2 Модель ортотропной плиты при работе плиты на местную нагрузку..........65

Приложение Б Примеры расчетов грузоподъемности.......................................................68

Б. I Расчет грузоподъемности металлического пролетного строения..........................68

Пример 1. Грузоподъемность пролетного строения со сквозными фермами........68

Пример 2. Грузоподъемность пролетного строения со сплошными балками........76

Б.2 Расчет грузоподъемности ортотропной шипы........................................................82

Б 3 Расчет грузоподъемности сталежелезобетонного пролетного строения...............91

109

Б 4 Учет ползучести при расчете неразрезного сталежелезобетонного пролетного строения.....................................................................................................................................102

Приложение В Определение механических свойств стали

IV

Образцы для лабораторных испытаний металла и способы их изъятия...............110

Приложение Г Пример определения изгибающих моментов в сечениях неразрезного сталежелезобетонного пролетного строения с учетом регулирования усилий......................Ill

V

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружении на автомобильных дорогах общего пользования Металлические и сталежелезобетонные конструкции.

1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ. Рекомендации) является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве, содержащим методику определения грузоподъемности мостовых сооружений с учетом технического состояния элементов их конструкций.

Настоящий методический документ рекомендуется для применения при определении грузоподъемности мостовых сооружений, эксплуатируемые на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации В остальных случаях методический документ может использоваться по решению органов управления автомобильных дорог субъеетюв РФ

Положения настоящего методического документа предназначены для применения проектными и специализированными организациями, выполняющими работы по диагностике, обследованию, испытаниям и оценке технического состояния мостовых сооружений, а также мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами при организации и приемке обследовательских работ в соответствии с правилами применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства [ 1 ]. Настоящий методический документ включает следующие тома (книги):

ОДМ 218.4.025-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Общая часть.

ОДМ 218.4.026-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Бетонные и железобетонные конструкции.

ОДМ 218.4.027-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъёмности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Металлические и сталежелезобетонные конструкции

ОДМ 218.4.028-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъёмности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Опорные части, опоры и фундаменты

1

ОДМ 218.4.029-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Определение грузоподъемности конструкции деревянных мостов.

При определении грузоподъемности допускается использование иных от приведенных в настоящем методическом документе алгоритмов и программ Обоснованность применения таких алгоритмов и программ должна быть подтверждена сертификатом их соответствия действующим нормам проектирования мостовых сооружений, выданным уполномоченным органом, либо предыдущим успешным опытом применения при проведении технических экспертиз соответствующей направленности по заданиям Федерального дорожного агентства.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

СП 16 13330.2011. Свод правил Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНнП 11-23-81*;

СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНнП 2.05.03-84*;

ОДМ 218 1.001-2010 Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере в дорожного хозяйства;

ОДМ 218.4.025-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Общая часть;

ОДМ 218.4.026-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Бетонные и железобетонные конструкции;

ОДМ 218.4.003-2009 Рекомендации по объединению металлических балок с монолитной железобетонной плитой посредством непрерывных гребенчатых упоров в сталежелезобетонных пролетных строениях мостов;

ОДМ 218.2.044-2014 Рекомендации по выполнению приборных и инструментальных измерений при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах.

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

ОДМ 218.4.027-2016

временная вертикальная нагрузка: Произвольное транспортное средство (средства), расположенное в пределах ездового полотна мостового сооружения

воздействие от нагрузки: Усилия, напряжения, деформации, перемещения в конструкции (элементе конструкции), возникающие от действия внешних нагрузок (постоянных, временных, температурных и пр ).

грузоподъемность: Характеристика (показатель) технического состояния мостового сооружения, соответствующая максимальному воздействию временной вертикальной нагрузки, при котором не наступает предельное состояние первой группы ни в одной из основных несущих конструкций сооружения

Примечание. Грузоподъемность сооружения в    целом    определяется

грузоподъемностью наиболее слабой из основных несущих конструкций

дефект в мостовом сооружении (дефект): Каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении установленным требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации

допустимый класс нагрузки: Мера экстремально допустимого воздействия временной вертикальной нагрузки определенной структуры, которое не вызывает наступление предельного состояния первой группы в несущих конструкциях при нормальной эксплуатации сооружения.

Примечания

1.    Для эталонных нагрузок по схемам АК и НК допустимые классы нагрузки выражаются безразмерными величинами Адк ” Лик как отношение величины экстремального воздействия от эталонной нагрузки к воздействию от аналогичной единичной эталонной нагрузки класса А' = 1.

2.    Для нагрузок от колонн автомобилей допустимый класс нагрузки соответствует допустимой массе отдельного автомобиля из состава колонны.

класс грузоподъемности:    Мера    грузоподъемности сооружения (конструкции,

элемента конструкции), выраженная значением допустимого класса или массы рассматриваемой временной вертикальной нагрузки.

конструкция:    Часть    мостового    сооружения, состоящая из конструктивно

объединенных элементов, выполняющая определенные функции (несущие, ограждающие, защитные и (или) другие).

Примечания

1. В мостовом сооружении конструкции делят на основные, обеспечивающие основные функциональные свойства мостового сооружения, и неосновные (вспомогательные), обеспечивающие, например, защиту и безопасность только в экстремальных ситуациях.

.3

удобство содержания в период эксплуатации и другие вспомогательные функциональные свойства.

2. Из множества основных конструкций выделяют несущие конструкции, основной функцией которых является восприятие воздействий от постоянных и временных нагрузок.

контролируемый режим лвнж'ения:    Режим    движения,    при    котором пропуск

транспортных средств по сооружению осуществляется по специальному разрешению в сопровождении представителей службы эксплуатации и/или ГИБДД и, как правило, в одиночном порядке.

мостовое сооружение: Искусственное сооружение, состоящее из одного или нескольких пролетных строений и опор, предназначенное для пропуска различных видов транспорта и пешеходов, а также водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения, порознь или в различных комбинациях над естественными или искусственными препятствиями

Примечание. К искусственным препятствиям относятся искусственные водоемы, водные каналы, автомобильные и железные дороги, другие инженерные сооружения, а также территории предприятий, городские территории, через которые проходит автомобильная дорога

неконтролируемый режим движения: Режим движения, при котором регулирование пропуска транспортных средств осуществляется техническими средствами организации дорожного движения.

основная несущая конструкция: Конструкция сооружения, предназначенная для восприятия воздействий от постоянных и временных нагрузок, наступление предельного состояния первой группы в которой приводит к утрате работоспособного состояния (жесткости и устойчивости) сооружения в целом.

опора моста: Несущая конструкция мостового сооружения, поддерживающая пролетные строения и передающая нагрузки от них на основание

опорная часть: Несущая конструкция мостового сооружения, передающая нагрузку от пролетного строения на опоры и обеспечивающая угловые и линейные, либо только угловые перемещения пролетного строения.

основание опоры: Массив грунта, в котором размещены собственно строительные конструкции фундамента опоры.

пролетное строение: Несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая все пространство или часть его между двумя или несколькими опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов, и передающая ее на опоры

4

ОДМ 218.4.027-2016

сталежелсзобетонная конструкция: Единая несущая конструкция со стальными и железобетонными элементами, совместно воспринимающими воздействия от нагрузки

Примечание Применительно к сталежелезобетонным пролетным строениям автодорожных мостов конструктивным железобетонным элементом является железобетонная плита проезжен части, объединённая с металлическими несущими элементами главных балок (ферм).

условная несущая способность: Величина максимального воздействия на элемент от временных проектных нагрузок, определяемая в соответствии с указаниями тех норм проектирования, по которым конструкция была запроектирована.

ширина проезда: Расстояние в свету между ограждениями безопасности ездового полотна мостового сооружения.

элемент конструкции:    Составная часть сложного технического объекта,

рассматриваемая как единое целое, не подлежащее дальнейшему разукрупнению, имеющая самостоятельные характеристики, используемые при расчетах, и выполняющая определенную частную функцию в интересах сложного объекта, который по отношению к элементу' представляет собой систему.

Примечание. Элементами могут быть балка, плита, диафрагма, ригель и т.д. эталонные автомобильные нагрузки: Временные вертикальные нагрузки заданной структуры.

4 Расчет грузоподъемности металлических пролетных строений

4.1 Общие положения

4.1.1    Общие положения расчета грузоподъемности изложены в разделах 4 и 5 (2].

4.1.2    Расчет несущей способности элементов металлических пролетных строений производят с учетом их фактического состояния по данным обследования сооружения. Расчетные характеристики материалов принимают согласно указаниям нормам на проектирование мостовых сооружений (3) с учетом положений п.п. 4.1.8 - 4,1 14.

4.1.3 Значения используемых в расчетах коэффициентов а», ае„ ay, \j/, ц/*, vj/>s е, £ допускается определять при невыгодном загружении конструкции фактическими постоянными и схемами тех временных нагрузок, под которые данная конструкция была запроектирована При этом правила расстановки временной нагрузки и значения расчетных коэффициентов принимают в соответствии с [2]

4.1.4    Коэффициенты условий работы т при определении несущей способности элементов конструкций принимают согласно нормам проектирования мостовых сооружений (п. 8.19 [3]).

5