Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

122 страницы

Купить НПБ 101-2005* — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы устанавливают общие технические требования, методы испытаний основных пожарных автомобилей (автоцистерны пожарные, автомобили насосно-рукавные, автомобили воздушно-пенного тушения, автомобили порошкового тушения и автомобили комбинированного тушения, созданных на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью от 2 до 12 т) и применяются при сертификации пожарных автомобилей на соответствие требованиям пожарной безопасности. Требования настоящих Норм обязательны для всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

 Скачать PDF

2-е издание с изменениями и дополнениями

Оглавление

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Классификация, обозначения и сокращения

Раздел III. Основные параметры

Раздел IV. Общие технические требования

     Глава 1. Требования назначения

     Глава 2. Требования надежности

     Глава 3. Требования к шасси

     Глава 4. Требования к компоновке

     Глава 5. Требования к салону

     Глава 6. Требования к кузовам

     Глава 7. Требования к сосудам для огнетушащих веществ

     Глава 8. Требования к насосной установке

     Глава 9. Требования к стационарным лафетным стволам

     Глава 10. Требования к дополнительному электрооборудованию

     Глава 11. Требования стойкости к внешним воздействиям

     Глава 12. Требования эргономики

     Глава 13. Конструктивные требования

     Глава 14. Требования к комплектности

     Глава 15. Требования к маркировке

     Глава 16. Требования к упаковке

     Глава 17. Требования безопасности

     Глава 18. Требования охраны окружающей среды

Раздел V. Правила приемки

     Глава 19. Виды испытаний и требования к автомобилям, предъявляемым на испытания

     Глава 20. Предварительные испытания

     Глава 21. Приемочные и квалификационные испытания

     Глава 22. Сертификационные испытания

     Глава 23. Предъявительские испытания

     Глава 24. Приемо-сдаточные испытания

     Глава 25. Периодические испытания

     Глава 26. Контрольные испытания на надежность

     Глава 27. Типовые испытания

     Глава 28. Эксплуатационные испытания

     Глава 29. Специальные испытания

Раздел VI. Методы испытаний

     Глава 30. Условия испытаний

     Глава 31. Средства испытаний

     Глава 32. Отбор и приемка автомобилей

     Глава 33. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки

     Глава 34. Определение эргономических показателей

     Глава 35. Определение показателей массы

     Глава 36. Определение удельной мощности

     Глава 37. Определение размерных параметров

     Глава 30. Определение скоростных свойств

     Глава 39. Определение эффективности тормозной системы

     Глава 40. Определение угла поперечной устойчивости

     Глава 41. Определение параметров насосной установки

     Глава 42. Испытания вакуумной системы

     Глава 43. Испытания водопенных коммуникаций

     Глава 44. Испытания стационарного лафетного ствола

     Глава 45. Испытания системы обогрева салона

     Глава 46. Испытания системы дополнительного охлаждения двигателя

     Глава 47. Испытания на топливную экономичность

     Глава 48. Определение внешнего шума

     Глава 49. Определение внутреннего шума

     Глава 50. Определение уровня загазованности в кабине и на рабочем месте оператора

     Глава 51. Определение уровня вибрации

     Глава 52. Определение конструктивной прочности

     Глава 53. Определение показателей надежности

     Глава 54. Определение уровня освещенности

     Глава 55. Определение параметров порошковой установки

     Глава 56. Испытания на непрерывную шестичасовую работу насоса

     Глава 57. Оценка цветографической схемы, специальных световых и звуковых сигналов

Раздел VII. Транспортирование и хранение

Раздел VIII. Указания по эксплуатации

Раздел IХ. Гарантии изготовителя

Приложение 1. Термины и определения

Приложение 2. Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в настоящих Нормах

Приложение 3. Структура обозначения основного пожарного автомобиля

Приложение 4. Основные параметры пожарных автомобилей

Приложение 5. Перечень технических требований, обязательных при сертификации основных пожарных автомобилей для выдачи "Одобрения типа транспортного средства" сроком действия 1 и 3 года

Приложение 6. Максимальные допускаемые значения погрешностей измерения

Приложение 7. Протокол испытаний пожарного автомобиля

Приложение 8. Оборудование для замера расхода воды через рукавные линии

Приложение 9. Операционная карта городского ездового цикла для пожарных автомобилей в режиме выезда "по тревоге"

Приложение 10. Количество пожарных автомобилей для контроля гамма процентных показателей в соответствии с принятыми величинами

Приложение 11. Режимы часовой работы насосной установки

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

М1Н1СТЭРСТВА ПА НАДЗВЫЧАЙНЫХ С1ТУАЦЫЯХ РЭСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАГАД

08 ноября № 145

МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРИКАЗ


г. Мшск

г. Минск

О внесении изменений и дополнений в нормы пожарной безопасности Республики Беларусь

На основании пункта 25 Правил разработки, оформления, утверждения и издания норм и правил пожарной безопасности Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16 августа 2000 г. № 19,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь «Автолестницы пожарные и их составные части. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 100-2005», утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 14 марта 2005 г. № 42, следующие изменения:

1.1.    пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. По согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь допускается изготовление автолестниц с иными параметрами, отраженными в техническом задании для данного типа технического средства.»;

18.2


2,55


ширина


1.2.    позицию 18.2 приложения 4 к данным Нормам изложить в следующей редакции

2. Внести в Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь «Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 101-2005», утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 18 марта 2005 г. № 48, следующие изменения и дополнения:

2.1. пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Настоящие Нормы устанавливают общие технические требования, методы испытаний основных пожарных автомобилей, созданных на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью от 2 до 12 т и могут применяться при сертификации пожарных автомобилей на соответствие требованиям пожарной безопасности.»;

2.2.    предложение второе пункта 3 изложить в следующей редакции: «Требования к этим автомобилям, а также к основным пожарным

автомобилям, не отраженным в разделе 3 настоящих Норм, устанавливаются в ТИПА на конкретные модели.»;

2.3.    в пунктах 5 и 9 слово «сертификационных» исключить;

2.4.    пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Продукция, импортируемая белорусским потребителям, допускается к проведению испытаний на соответствие требованиям пожарной безопасности, если она сопровождается эксплуатационной документацией, удовлетворяющей требованиям заказчика.»;

2.5.    пункт 16 дополнить предложением следующего содержания:

«По согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям

Республики Беларусь допускается изготовление автомобилей с иными параметрами, отраженными в техническом задании для данного типа технического средства.»;

2.6.    пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17. Основные параметры пожарных автомобилей, не представленные в приложении 4 к настоящим Нормам, устанавливаются в ТИПА на конкретные модели.»;

2.7.    предложение третье пункта 21 изложить в следующей редакции: «При определении массы боевого расчета исходят из массы одного

человека 75 кг по СТБ 1877, включая водителя, плюс 10 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета.»;

2.8.    пункт 22 изложить в следующей редакции:

«22. Пожарные автомобили полной массой до 3500 кг должны иметь удельную мощность (отношение номинальной мощности двигателя к полной массе пожарного автомобиля) более 20 кВт/т, полной массой до 7500 кг — не менее 15 кВт/т.

Пожарные автомобили полной массой до 14 000 кг должны иметь удельную мощность не менее 11 кВт/т, полной массой свыше 14 000 кг — не менее 9,5 кВт/т.»;

2.9.    пункт 23 дополнить предложением следующего содержания:

«По согласованию с Заказчиком допускаются иные значения

вместимости цистерны для воды и пенобака.»;

2.10.    пункт 24 дополнить предложением следующего содержания: «По согласованию с Заказчиком допускаются иные значения массы

вывозимого порошка.»;

2.11.    пункт 42 изложить в следующей редакции:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Разработаны: Учреждением «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Подготовлены к утверждению и внесены: Учреждением «Научно-исследовательски институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Срок введения в действие с 1 июля 2005 года Разработаны впервые

* с изменениями и дополнениями согласно приказу МЧС №174 от 12.12.2007

Настоящие нормы не могут быть тиражированы и распространены без разрешения Главного государственного инспектора Республики Беларусь

по пожарному надзору_

Изданы на русском языке

III

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.....................................................1

РАЗДЕЛ II. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И

СОКРАЩЕНИЯ.......................................................................................2

РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ.............................................4

РАЗДЕЛ IV. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.......................4

Глава 1. Требования назначения......................................................4

Глава 2. Требования надежности......................................................6

Глава 3. Требования к шасси.............................................................7

Глава 4. Требования к компоновке..................................................12

Глава 5. Требования к салону.........................................................16

Глава 6. Требования к кузовам........................................................20

Глава 7. Требования к сосудам для огнетушащих веществ..........23

Глава 8. Требования к насосной установке....................................26

Глава 9. Требования к стационарным лафетным стволам...........31

Глава 10. Требования кдополнительному

электрооборудованию......................................................................32

Глава 11. Требования стойкости квнешнимвоздействиям..........34

Глава 12. Требования эргономиж...................................................35

Глава 13. Конструктивные требования...........................................37

Глава 14. Требования к комплектности..........................................40

Глава 15. Требования к маркировке................................................41

Глава 16. Требования к упаковке....................................................42

Глава 17. Требования безопасности...............................................43

Глава 18. Требования охраны окружающей среды........................45

РАЗДЕЛ V. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ.....................................................46

Глава 19. Виды испытаний и требования к автомобилям,

предъявляемым на испытания........................................................46

Глава 20. Предварительные испытания.........................................46

Глава 21. Приемочные и квалификационные испытания..............47

Глава 22. Сертификационные испытания.......................................47

Глава 23. Предъявительские испытания........................................48

Глава 24. Приемо-сдаточные испытания........................................49

Глава 25. Периодические испытания..............................................49

IV

Глава 26. Контрольные испытания на надежность........................51

Глава 27. Типовые испытания.........................................................51

Глава 28. Эксплуатационные испытания........................................52

Глава 29. Специальные испытания.................................................52

РАЗДЕЛ VI. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ...............................................52

Глава 30. Условия испытаний..........................................................52

Глава 31. Средства испытаний........................................................53

Глава 32. Отбор и приемка автомобилей.......................................54

Глава 33. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и

отделки..............................................................................................55

Глава 34. Определение эргономических показателей..................56

Глава 35. Определение показателей массы..................................57

Глава 36. Определение удельной мощности.................................58

Глава 37. Определение размерных параметров............................59

Глава 38. Определение скоростных свойств..................................60

Глава 39. Определение эффективности тормозной системы.......60

Глава 40. Определение угла поперечной устойчивости................62

Глава 41. Определение параметров насосной установки.............63

Глава 42. Испытания вакуумной системы.......................................66

Глава 43. Испытания водопенных коммуникаций..........................68

Глава 44. Испытания стационарного лафетного ствола...............70

Глава 45. Испытания системы обогрева салона............................71

Глава 46. Испытания системы дополнительного охлаждения

двигателя...........................................................................................72

Глава 47. Испытания на топливную экономичность......................73

Глава 48. Определение внешнего шума.........................................73

Глава 49. Определение внутреннего шума....................................74

Глава 50. Определение уровня загазованности в кабине и

на рабочем месте оператора...........................................................74

Глава 51. Определение уровня вибрации......................................74

Глава 52. Определение конструктивной прочности.......................74

Глава 53. Определение показателей надежности.........................75

Глава 54. Определение уровня освещенности..............................77

Глава 55. Определение параметров порошковой установи........77

Глава 56. Испытания на непрерывную шестичасовую работу

насоса................................................................................................79

Глава 57. Оценка цветографической схемы, специальных

световых и звуковых сигналов.........................................................80

РАЗДЕЛ VII. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ....................81

РАЗДЕЛ VIII. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ..............................81

РАЗДЕЛ IX. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ.......................................83

Приложение 1....................................................................................84

Приложение 2....................................................................................87

Приложение 3....................................................................................94

Приложение 4....................................................................................95

Приложение 5....................................................................................96

Приложение 6....................................................................................98

Приложение 7..................................................................................100

Приложение 8..................................................................................101

Приложение 9..................................................................................105

Приложение 10................................................................................107

Приложение 11................................................................................108

VI

стр. 1

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.    Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь «Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ101 -2005% (далее — Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили (далее — пожарный автомобиль), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.

2.    Настоящие Нормы устанавливают общие технические требования, методы испытаний основных пожарных автомобилей (автоцистерны пожарные, автомобили насосно-рукавные, автомобили воздушно-пенного тушения, автомобили порошкового тушения и автомобили комбинированного тушения, созданных на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью от 2 до 12 т) и применяются при сертификации пожарных автомобилей на соответствие требованиям пожарной безопасности.

3.    Настоящие Нормы не распространяются на основные пожарные автомобили с грузоподъемностью базового шасси менее 2 и более 12 т. Требования к этим автомобилям, а также к основным пожарным автомобилям, требования к общим параметрам которых не отражены в разделе 3 настоящих Норм, устанавливаются в нормативно-технической документации на конкретные модели.

4.    Требования настоящих Норм обязательны для всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

5.    Продукция, изготавливаемая отечественными предприятиями, допускается к проведению сертификационных испытаний на соответствие требованиям пожарной безопасности, если она в установленном порядке прошла все стадии и этапы разработки, предусмотренные СТБ972 все виды испытаний (включая межведомственные приемочные), имеет полный комплект конструкторской документации на серийное производство согласованной с Государственным заказчиком пожарно-технической продукции.

6.    Продукция, импортируемая российским потребителям,

допускается к проведению сертификационных испытаний на соответствие требованиям пожарной безопасности, если она сопровождается    эксплуатационной    документацией,

удовлетворяющей требованиям Государственного заказчика.

7.    Определения терминов, используемых в настоящих Нормах, следует принимать согласно приложению 1 к настоящим Нормам.

8.    Нормативные до^менты, на которые даны ссылки по тексту настоящих Норм, приведены в перечне согласно приложению 2 к настоящим Нормам.

9.    Экспертиза конструкторской документации обязательна при организации и проведении сертификационных испытаний на соответствие требованиям пожарной безопасности.

РАЗДЕЛ II.

КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

10.    Основные пожарные автомобили в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:

10.1    АА — автомобили аэродромного тушения;

10.2    АБР— автомобили быстрого реагирования;

10.3    АВ — автомобили воздушно-пенного тушения;

10.4    АГВТ — автомобили газоводяного тушения;

10.5    АКТ — автомобили комбинированного тушения;

10.6    АНР— автомобили пожарные насосно-рукавные;

10.7    АП — автомобили порошкового тушения;

10.8    АСА— аварийно-спасательный автомобиль;

10.9    АУ — автомобили углекислотного тушения;

10.10    АЦ— автоцистерны пожарные;

10.11    ПНС — автомобильная пожарная насосная станция.

11.    Структура обозначения основных пожарных автомобилей приведена в приложении 3 к настоящим Нормам.

стр. 3

12. В качестве    главных    параметров, определяющих

функциональное назначение пожарного автомобиля, используются:

12.1 вместимость цистерны для воды или раствора пенообразователя, м3 (АЦ,АВ, АА);

12.2    вместимость пен нога ба ка, м3 (АКТ, АНР);

123    масса вывозимого порошка, кг (АП, АКТ, АА);

124    масса огнетушащего газа, кг (АУ);

12.5 подача насоса при номинальном числе оборотов, л/с (АНР, АБР);

12j6 напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст. (АБР);

12.7 суммарный расход газоводяной смеси через насадки, кг/с (АГВТ).

13.    Примеры условных обозначений имеют следующий вид:

13.1    АЦЗ 0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ. Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX, модификация XX (с комбинированным насосом).

13.2    АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ. Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация XX модели XXX.

133    АВ63*40 (5557) модель XXX. Автомобиль воздушнопенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси Урал 5557 и насосом с подачей 40 л/с, модель XXX.

134    АКТ 2 0/2000-40/60 (4310) модель XXX. Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2J0 м3, массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лаф етного ствола 60 кг/с, модель XXX.

14.    *Во всех приведенных примерах при серийном производстве в обозначениях пожарных автомобилей должен быть отражен номер ГОСТа или технических условий, оформленных в соответствии с ТКП 1.3-2004 (04100).

РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

15.    В настоящих Нормах устанавливаются основные параметры и общие технические требования к основным пожарным автомобилям (АЦ, АНР, АКТ, АП, АВ) в соответствии с разделом I настоящих Норм.

16.    Основные параметры пожарных автомобилей следует выбирать из рядов, приведенных в приложении 4 к настоящим Нормам.

17.    Основные параметры пожарных автомобилей, не представленные в приложении 4 к настоящим Нормам, устанавливаются «Типажом пожарных автомобилей», а также нормативно-технической документацией на конкретные модели.

18.    Тип базового шасси конкретной модели пожарного автомобиля определяется нормативно-технической документацией на эту модель исходя из выбранных из приложения 4 к настоящим Нормам значений основных параметров и общих технических требований, устанавливаемых настоящими Нормами.

19.    Число мест для боевого расчета определяется по нормативно-технической документации на конкретную модель пожарного автомобиля исходя из его тактического назначения и конструктивного исполнения базового шасси.

РАЗДЕЛ IV.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Глава 1. Требования назначения

20.    Номенклатура показателей назначения — согласно ГОСТ 4.332.

21.    Величина полной массы пожарного автомобиля не должна превышать 95% от величины максимальной массы, установленной для базового шасси. Для пожарных автомобилей, технические условия на которые утверждены до введения настоящих Норм, допускается использование полной массы по согласованию с изготовителем базового шасси. При определении массы боевого расчета исходят из массы одного человека (80 кг),

стр. 5

включая водителя, плюс 10 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета.

22.    Отношение номинальной мощности двигателя к полной массе пожарного автомобиля (удельная мощность) должно быть не менее 11 кВт/т. Для пожарных автомобилей, технические условия на которые утверждены до введения настоящих Норм, допускаются иные значения удельной мощности, но не менее 8,8 кВт/г.

23.    Вместимости цистерны для воды и пенобака выбираются из параметрических рядов в соответствии с приложением 4 к настоящим Нормам. Отклонение вместимости цистерны и бака от номинальной не должно превышать:

23.1    от -2,0 до -»5    % — для    вместимости до 2,0 м3;

23.2    от -1,6 до +4    % — для    вместимости от 2,0 до    6,0 м3;

233 от -1,0 до +3 % — для вместимости свыше 6,0 м3.

24.    Масса вывозимого на автомобилях типа АП, АКТ порошка выбирается из параметрических рядов, приведенных в приложении 4 к настоящим Нормам. Отклонение массы порошка от номинальной не должно превышать:

24.1    от -2,0 до -»5    % — для    массы до 2000 кг;

24.2    от -1,6 до +4    % — для    массы от 2000 до 4000    кг;

243 от -1,25 до +3 % — для массы свыше 4000 кг.

25.    Подача насоса при номинальном числе оборотов - в соответствии с приложением 4 к настоящим Нормам при напоре:

25.1 100 м ±5 % — ступени низкого давления;

252 400 м ±5 % — ступени высокого давления.

26.    Забор воды вакуумной системой насоса должен обеспечиваться с высоты не менее 75 м за время не более 40 с присоединением всасывающей линии длиной 8 м.

27.    Подача насосной установки с максимальной геометрической высоты всасывания должна быть не менее 50 % от номинальной, а напор — не менее 95 % от номинального.

28.    Расход водяного, пенного и порошкового лафетных стволов выбирается из параметрических рядов, приведенных в приложении 4 к настоящим Нормам.

29.    Дальность струи огнетушащих веществ и угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости при его минимальном

наклоне устанавливаются по нормативно-технической документации на конкретную модель пожарного автомобиля. Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости должен быть 360°, в вертикальной — от -15 до 75°.

30.    По согласованию с заказчиком допускается использование лафетных стволов с другими параметрами углов поворота.

31.    Количество мест для боевого расчета в салоне — в соответствии с пунктом 19 настоящих Норм.

32. Габаритные    размеры    автомобиля    —    согласно

ГОСТ 22748 и нормативно-технической документации на конкретную модель.

33.    Дорожный просвет пожарного автомобиля — не менее величины дорожного просвета базового шасси.

34.    Для создания пожарных автомобилей используются неполноприводные и полноприводные шасси. Скоростные и тяговые характеристики неполноприводных базовых шасси — согласно ГОСТ 21398. Скоростные характеристики полноприводных базовых шасси — по нормативно-технической документации на конкретную модель шасси.

35.    Углы свеса пожарных автомобилей на

неполноприводных шасси должны быть не менее: передний —20°, задний —    15    е Углы свеса пожарных автомобилей на

полноприводных шасси должны быть не менее: передний — 25°, задний — 25°.

36.    Угол поперечной устойчивости пожарного автомобиля должен быть не менее 30°.

Глава2.Требования надежности

37. Надежность пожарных автомобилей должна характеризоваться следующими показателями безотказности и долговечности:

37.1    гамма-процентная (у=80%) наработка спецагрегатов и их привода до отказа;

37.2    гамма-процентный (у = 80 %) ресурс агрегатов пожарного автомобиля до первого капитального ремонта;

«42. Срок службы пожарного автомобиля не менее расчетного, в соответствии с требованиями Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 №37/18/6 (ред. от 02.12.2009) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 149, 8/21041).»;

2.12.    пункт 93 изложить в следующей редакции:

«93. Форма цистерны выбирается исходя из компоновочных особенностей конкретной модели пожарного автомобиля. При этом высота расположения центра тяжести цистерны с водой должна обеспечивать угол поперечной устойчивости пожарного автомобиля не менее 30°.»;

2.13.    в пункте 106 слова «Правила ЕЭК ООН №52 (01)/Пересмотр 2» заменить словами «Правила ЕЭК ООН №29»;

2.14.    пункт 108 исключить;

2.15.    пункт 110 изложить в следующей редакции:

«110. Лестницы для подъема на крышу или площадку должны иметь ступени шириной не менее 150 мм, глубиной не менее 180 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 300 мм. Высота первой ступени над землей не более 600 мм. Ступени лестниц должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни поднимающегося. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы диаметром от 20 до 40 мм и высотой не менее 100 мм от плоскости кузова. В технически обоснованных случаях тетивы лестницы могут служить поручнями.»;

2.16.    подпункт 117.2 пункта 117 изложить в следующей редакции:

«117.2. ширина - 2,55 м.»;

2.17.    пункт 121 изложить в следующей редакции:

«121. Каждая кабина, образующая салон, должна иметь не менее двух дверей, не считая дверей штатной кабины базового шасси. Предпочтительно использование дверей, аналогичных дверям штатной кабины базового шасси, с соответствующими размерами дверного проема. При отсутствии технической возможности использования дверей штатной кабины ширина изготавливаемого дверного проема при поперечном (относительно продольной оси шасси) расположении сидений должна быть не менее 650 мм, а при продольном (вдоль рамы шасси) - не менее 1100 мм. Высота дверного проема - не менее 1350 мм.»;

2.18.    пункт 124 изложить в следующей редакции:

«124. Высота салона «в свету», замеренная на расстоянии 250 мм от внутренней обшивки боковой стенки, должна быть не менее 1400 мм.

стр. 7

37J полный средний срок службы до списания.

38.    Гамма-процентная (у = 80%) наработка пожарного насоса и его привода до отказа, не менее:

38.1 для насоса типа ПН-40 УВ— 150 ч;

382, для насоса типа НЦП—200 ч.

39.    Гамма-процентная (у = 80%) наработка до отказа огнетушащей порошковой установки (с пневматическим приводом) -не менее 70 срабатываний.

40.    Гамма-процентный (у=80%) ресурс специальных агрегатов пожарного автомобиля до первого капитального ремонта -не менее 1500 ч.

41.    Гамма-процентный (у = 80%) ресурс огнетушащей порошковой установки (с пневматическим приводом) до первого капитального ремонта — не менее 600 срабатываний.

42.    Срок службы пожарного автомобиля до списания — в соответствии с действующими «Нормами амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства».

Глава 3. Требования к шасси

43.    Для изготовления пожарных автомобилей используются, как правило, стандартные автомобильные шасси в исполнении, со ответствующе м требованиям настоящих Норм. В случае необходимости использования специального шасси (модификации базового шасси, ранее не выпускавшейся) требования к нему согласовываются с изготовителем шасси и устанавливаются в нормативно-технической документации на данное шасси.

44.    Тип привода (колесная формула) шасси, его скоростные и тяговые характеристики — в соответствии с пунктом 34 настоящих Норм. На полноприводные шасси должны устанавливаться шины, допускающие движение автомобиля как по грунтовым дорогам, так и по дорогам с твердым покрытием. Конструкция шасси должна допускать возможность установки цепей противоскольжения на ведущих колесах, в том числе на каждое колесо при двухскатной ошиновке.

Расстояние от подушки (плоскости) сиденья до крыши салона, замеренное под углом 8° к вертикали, - не менее 950 мм.»;

2.19.    пункт 135 изложить в следующей редакции:

«135. Пожарные автомобили должны быть оборудованы подножками и поручнями, если высота низа проема двери салона более 400 мм от уровня дороги (земли). Подножка для доступа в салон должна быть расположена на высоте не более 550 мм. Ширина подножки у двери - не менее 250 мм. Расстояние между ступенями - не более 400 мм. Элементы конструкции автомобиля не должны препятствовать установке ноги на глубину не менее 150 мм. Подножки должны изготавливаться из материала, предотвращающего скольжение, с рифами высотой от 1 до 2,5 мм, просечкой и т.п. Если подножки выступают за элементы кузова, они должны быть скошены к этим элементам. В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм.»;

2.20.    пункт 155 изложить в следующей редакции:

«155. Открытые при стоянке двери кабины, а также двери отсеков и выдвижные полки для размещения оборудования, увеличивающие габариты автомобиля, должны быть оборудованы световозвращающими элементами или другими сигнальными устройствами.»;

2.21.    пункт 159 изложить в следующей редакции:

«159. Над рабочим местом оператора, расположенным вне кабины автомобиля допускается размещение устройства (козырек, откидная дверь насосного отсека и так далее), защищающего его от попадания атмосферных осадков и не препятствующего свободному доступу к оборудованию для его эксплуатации, обслуживания и ремонта.»;

2.22.    пункт 177 изложить в следующей редакции:

«177. Для обеспечения осмотра и технического обслуживания сосуды вместимостью более 500 л должны иметь люк с внутренними размерами, позволяющими вписать окружность диаметром не менее 450 мм. Он должен быть расположен таким образом, чтобы доступ в сосуд обеспечивался без значительного демонтажа надстройки или снятия пожарно-технического вооружения.»;

2.23.    в пункте 193 слова «или применением подогрева пенообразователя от бортовой электросети или выхлопной системы автомобиля и т.п.» исключить;

2.24.    в пункте 195 слова «МНПАГПАН-5.01.98» заменить словами «ТИПА»;

2.25.    пункт 223 изложить в следующей редакции:

«223. Во всем диапазоне условий эксплуатации должна обеспечиваться непрерывная работа насосной установки/ступени

нормального давления на номинальном режиме в течение не менее 6 ч, насосов/ступени высокого давления - не менее 2 ч.»;

2.26.    пункт 229 и 230 исключить;

2.27.    пункт 239 изложить в следующей редакции:

«239. Лафетные стволы с расходом огнетушащих веществ более 20 л/с (кг/с) должны иметь дистанционное (в зависимости от расположения лафетного ствола из кабины или насосного отсека) или ручное управление.»;

2.28.    пункт 257 изложить в следующей редакции:

«257. Автомобили, имеющие насосные установки, должны быть оборудованы счетчиком времени наработки насоса с погрешностью измерения не более +4 %.»;

2.29.    предложение шестое пункта 263 изложить с следующей редакции «Заземляющее устройство должно соответствовать требованиям «Правил устройства электроустановок», «Межотраслевых правил по охране труда при работе в электроустановках» и ТКП 181.»;

2.30.    пункт 276 изложить в следующей редакции:

«276. Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символику согласно ГОСТ 26336. Допускается применение дополнительных символов, не установленных ГОСТ 26336, которые отражают специфику назначения и работы пожарного автомобиля и его специальных агрегатов.»;

2.31.    пункт 294 изложить в следующей редакции:

«294. Окраска автомобилей должна соответствовать цветографическим схемам согласно СТБ 11.13.01. Для покрытия поверхностей должна применяться эмаль марки МЛ-152 согласно ГОСТ 18099 или другие эмали того же цвета, по защитным свойствам не хуже указанной. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием - согласно ГОСТ 9.402.»;

2.32.    пункт 295 исключить;

2.33.    пункт 301 изложить в следующей редакции:

«301. Поручни кабины, кузовов, решетки пеналов для рукавов, ручки замков дверей кабины и кузова должны иметь защитно-декоративное покрытие согласно ГОСТ 9.303.»;

2.34.    пункт 306 изложить в следующей редакции:

«306. Пожарные автомобили должны быть укомплектованы пожарным, аварийно-спасательным оборудованием в соответствии с Нормами положенности пожарной, аварийно-спасательной техники, оборудования, снаряжения и имущества, утвержденными приказом МЧС Республики Беларусь от 14.12.2006г. № 178 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2007 г. №28,    8/15587).

Окончательная номенклатура комплектующего оборудования

определяется заказчиком. Общая масса предлагаемого к размещению на пожарном автомобиле оборудования не должна превышать 95 % от величины максимальной массы, установленной для базового шасси.»;

2.35.    пункт 309 изложить в следующей редакции:

«309. На каждом пожарном автомобиле на свободном видном месте должна быть установлена маркировочная пластинка согласно СТБ 984, дополнительно содержащая:

309.1    условное обозначение типа пожарного автомобиля согласно требованиям пунктов 11-14 настоящих Норм;

309.2    обозначение технических условий или другого нормативного документа, по которым выпускается пожарный автомобиль;

309.3    дату выпуска;

309.4    страну-изготовитель пожарного автомобиля.»;

2.36.    пункт 347 изложить в следующей редакции:

«347. В случае обязательной сертификации, поставке потребителю подлежат пожарные автомобили, прошедшие сертификацию с выдачей сертификатов соответствия (заключения) на пожарную надстройку и «Одобрения типа транспортного средства». Знак соответствия должен быть на изделии и сопроводительной документации. Наличие «Одобрения типа базового шасси» при сертификации пожарного автомобиля является обязательным.»;

2.37.    пункт 349 дополнить предложением следующего содержания:

«Объем испытаний определяется производителем техники по

согласованию с Заказчиком. В ходе испытаний проверяется работоспособность и исправность основных систем и агрегатов.»;

2.38.    приложение 1 к данным Нормам дополнить терминами и определениями следующего содержания:

«расстояние между ступенями - расстояние между опорными поверхностями ближайших ступеней;

подножка у двери - первая видимая ступень, расположенная ниже края закрытой двери.»;

2.39.    в приложении 2 к данным Нормам:

пункт 41 изложить в следующей редакции:

«41. СТБ 984-2009 Средства транспортные. Маркировка. Технические требования;»;

пункт 42 исключить;

пункт 79 изложить в следующей редакции:

«79. Правила ЕЭК ООН №29 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства;»;

пункт 90 исключить;

дополнить пунктами 91 и 92 следующего содержания:

«91. СТБ 1877-2008 (ГОСТ Р 52389-2005) Транспорт дорожный. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний;

92. ТКП 181-2009 (02230) Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.».

3. Внести в Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь «Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний НПБ 107-2005», утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 18 марта 2005 г. № 49, следующие дополнения и изменения:

3.1.    пункт 14 дополнить предложением:

«По согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь допускается изготовление автомобилей связи и освещения с иными параметрами, отраженными в техническом задании для данного типа технического средства.»;

3.2.    подпункт 42.1 пункта 42 изложить в следующей редакции:

«42.1. уровню внешнего и внутреннего шумов - в соответствии с

СТБ ГОСТ Р 51616 и Правилами ЕЭК ООН № 51 (02)/Пересмотр 1;»;

3.3.    пункт 70 изложить в следующей редакции:

«70. Уровень внутреннего шума в салоне АСО во время работы электросиловой установки не должен превышать значений указанных в СТБ ГОСТ Р 51616, а уровень шума на рабочих местах не должен превышать значений указанных в Правилах ЕЭК ООН № 51 (02)/Пересмотр Г»;

3.4.    главу 67 изложить в следующей редакции:

«Глава 67. Определение внешнего шума

432.    Определение внешнего шума АСО при движении и во время стоянки должно производиться в соответствии с приложением 3 Правил ЕЭК ООН №51 (02)/Пересмотр 1, а шума, производимого сжатым воздухом, в соответствии с приложением 6 названных Правил.

433.    При измерении внешнего и внутреннего шумов должны применяться шумомеры 1-го класса точности по ГОСТ 17187. Микрофон шумомера должен быть предназначен для измерений в свободном звуковом поле. Акустическая и электрическая калибровка шумомера должна производиться до и после проведения измерений. Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБ ниже измеряемого уровня шума.»;

3.5.    главы 68 и 69 исключить;

3.6.    в пункте 442 слова «ГОСТ 27435» заменить словами «СТБ ГОСТ Р51616»;

3.7.    в пункте 447 слова «на расстоянии 1,2 м от уровня пола» исключить;

3.8.    в пункте 452 слова «ГОСТ 27435» заменить словами «СТБ ГОСТ Р51616»;

3.9.    в приложении 2 к данным Нормам: пункт 92 изложить в следующей редакции:

«92. СТБ ГОСТ Р 51616-2002 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний;»; пункт 93 изложить в следующей редакции:

«93. Правила ЕЭК ООН № 51 (02)/Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом.»;

4. Внести в Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь «Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 109-2005», утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 18 марта 2005 г. № 46, следующие дополнение и изменение:

4.1. пункт 8 дополнить предложением следующего содержания:

«По согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь допускается изготовление автоподъемников с иными параметрами, отраженными в техническом задании для данного типа технического средства.»;

4.2. позицию 15 приложения 3 к данным Нормам изложить в следующей редакции:_______

15. Габариты, м, не более: длина

7,5

9,0

10,0

11,0

11,5

13,0

ширина

2,55

2,55

2,55

2,55

2,55

2,55

высота

2,7

3,0

3,2

3,5

3,6

3,9

5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 декабря 2010 года.

В.В.Карпицкий

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору

Утверждено

Приказ Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 18 марта 2005 г. № 48

Система противопожарного нормирования и стандартизации

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

НПБ 101 - 2005*

2-е издание с изменениями и дополнениями

Издание официальное

Минск 2008

УДК 614JB462 (083.74)

Ключевые слова:

автоцистерна пожарная, автомобиль быстрого реагирования, автомобиль насосно-рукавный пожарный, автомобиль воздушно-пенного тушения, автомобиль порошкового тушения, автомобиль комбинированного тушения_

© Учреждение «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства до чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, 2005

II