Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

760.00 ₽

Купить ГОСТ Р 57523-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Разработан для применения в системах менеджмента бережливого производства и других системах менеджмента, но не ограничивает организации в использовании иных подходящих для них моделей систем подготовки персонала. Требования стандарта являются общими и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции или услуги.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Основные положения и принципы

     4.1 Назначение системы подготовки персонала

     4.2 Принципы системы подготовки персонала

     4.3 Модель системы

5 Компетентность в области бережливого производства

     5.1 Общие положения

     5.2 Уровни компетенции

     5.3 Состав компетенции

Приложение А (справочное) Базовый состав компетенции в области бережливого производства.

Приложение Б (справочное) Состав компетенции в области бережливого производства по уровням подготовки

Библиография

 
Дата введения01.01.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

30.06.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии648-ст
РазработанГосударственная корпорация Росатом
РазработанООО Управляющая компания Группа ГАЗ
РазработанИркутский авиационный завод - филиал ОАО Корпорация ИРКУТ
РазработанООО ЛинСофт
РазработанГК Оргпром
РазработанООО ПензТИСИЗ
РазработанУдмурский государственный университет
РазработанООО СМЦ Приоритет
РазработанАО Вертолеты России
РазработанООО Национальные системы менеджмента
РазработанАО РСК МиГ
РазработанООО Центр Приоритет
РазработанМАДИ
РазработанАО Выксунский Металлургический Завод
РазработанПАО КаМАЗ
РазработанАО НЗ 70-летия Победы
РазработанАО ОСК
РазработанООО Респект-Инфо
РазработанЧОУ ДПО Высшая школа менеджмента и лидерства
РазработанАНО ДПО Академия менеджмента
РазработанПАО ТМК
РазработанАО ГосНИИП
РазработанАО Росэлектроника
ИзданСтандартинформ2017 г.
РазработанАО Концерн ВКО Алмаз-Антей

Lean production. Guide for personnel training system

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

57523-

2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Бережливое производство

РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2017


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН ООО «Центр «Приоритет» совместно с рабочей группой в составе:

АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»; АО «Вертолеты России»; АО «Выксунский Металлургический Завод»; Иркутский авиационный завод — филиал ПАО «Научно-производственная корпорация «ИРКУТ»; ПАО «КАМАЗ»; ООО «ЛинСофт»; «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»; АО «РСК «МИГ»; ООО «Национальные системы менеджмента»; АО «НЗ 70-летия Победы»; АО «ОСК»; ООО «ПензТИСИЗ»; ООО «Респект-Инфо»; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; ООО «СМЦ «Приоритет»; Удмуртский государственный университет; ЧОУ ДПО «Высшая школа менеджмента и лидерства»; АНО ДПО «Академия менеджмента»; ПАО «ТМК»; ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ»; ГК «Оргпром»; АО «ГосНИИП»; АО «Росэлектроника»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2017 г. № 648-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 57523—2017

Приложение А (справочное)

Базовый состав компетенции в области бережливого производства

Таблица А 1

Компонент

компетенции

Впадение компетенцией

Знание и понимание

Умение и применение

1 Преимущества БП

Понимает преимущества применения БП

Выявляет и использует преимущества БП для улучшения своей деятельности

2 Ценность для потребителя

Знает понятия ценности, потребителя ценности Отличия деятельности создающей и несоздающей ценности

Может выделять деятельность, создающую ценность, и определять потребителя ценности

3 Поток создания ценности

Знает, что такое ПСЦ Понимает значение ПСЦ для конкретного потребителя

4 Потери в ПСЦ

Знает виды потерь Осознает необходимость сокращения потерь

Может выявлять потери в своей работе

5 Совершенствование ПСЦ

Знает понятие совершенствование, цель совершенствования ПСЦ Понимает важность деятельности по совершенствованию ПСЦ с точки зрения сокращения всех видов потерь и удовлетворения требований потребителя

6СМБП

Знает о стандартах ГОСТ Р серии БП и, в частности, о ГОСТ Р 56404 Знает понятие, цели и назначение СМБП

7 Методы и инструменты БП

Знает наименования основных методов и инструментов БП. используемых в организации и. в частности, описанных в ГОСТ Р 56407 Понимает их назначение и возможности применения

Может применять методы и инструменты БП в своей деятельности

7.1 Стандартизованная работа

Знает назначение стандартизации, основные параметры, используемые в стандартах работы Понимает необходимость работы по стандартам и их влияние на качество выполнения работы

Использует СОК в своей работе Дает предложения по стандартизации собственной работы, своего рабочего места Участвует в разработке СОК

7.2 Организация рабочего пространства

Знает назначение и шаги 5S Понимает преимущества 5S

Применяет 5S на своем рабочем месте

7 3 Визуализация

Знает и понимает назначение визуализации Знает объекты визуализации, способы разметки и маркировки

Может выбирать объекты визуализации на своем рабочем месте и применять к ним визуализацию Использует элементы визуализации для наглядного восприятия и возможности анализа состояния производственных процессов

8 Предложения по улучшению

Знает и понимает назначение и важность предложений по улучшению Знает способы оформления и подачи предложений по улучшению

Подает предложения по улучшению

7

Приложение Б (справочное)

Состав компетенции в области бережливого производства по уровням подготовки

Таблица Б1 —Состав компетенции для уровня лин-прзктик

Компонент

компетенции

Критерий

выполнения

Доказательство

понимания

Доказательство

применения

Доказательство

управления

Доказательство

проведения

подготовки

1 Преимущества БП

Понимание ожидаемых результатов применения БП

Умение объяснить преимущества применения БП. включая такие идеи, как сокращение времени производства, времени цикла, операционных издержек, рост мощностей, производительности. уровня качества

Доведение преимуществ БП до команды, занимающейся действиями по улучшению, например. сокращения времени производства, времени цикла, операционных издержек; роста мощностей, производительности и уровня качества

1.1 Применение знаний и практик

Умение переносить преимущества БП на конкретные условия Демонстрация с использованием данных, того, каких улучшений можно достигнуть

Умение объяснять. какие преимущества может дать БП в конкретных условиях, что может дать применение БП организации и ее потребителям, заинтересованным сторонам

Свидетельства получения преимуществ от БП для организации в количественных значениях, например. улучшение времени цикла, сокращений переделок, достигнутое за счет сокращений незавершенного производства или дефектов

Управление

ресурсами

процессов для

удовлетворения

потребностей

потребителя

2 Принципы БП

Понимание принципов БП

Умение описать принципы БП. определение ценности, понятия потока и ПСЦ. «вытягивания*, постоянного улучшения, «стремления к совершенству»

Свидетельства реализации принципов БП в конкретной ситуации

Управление процессами и/ или командами, используя принципы БП

Компонент

компетенции

Критерий

выполнения

Доказательство

понимания

Доказательство

применения

Доказательство

управления

Доказательство

проведения

подготовки

2.1 Ценность

Понимание ценности

Умение описать ценность с точки зрения потребителя в терминах продукции и услуг

Свидетельства определения потребителя(ей) процесса и их требований(ценности). Например, с помощью интервью или опросов потребителей, или метода структурирования функции качества

2.1.1 Потери

Понимание действий недобавляющих ценности (потерь)

Умение определить и описать добавляющие и недобавляющие ценность действия, например, используя понятие потерь от транспортировки, запасов, перемещений, ожидания, перепроизводства, излишней обработки, дефектов

Свидетельства определения действий. не добавляющих ценности, определения приоритетов(например. используя диаграмму Парето) и устранения потерь Использование показателей для измерения улучшений

2.2 Поток

Понимание потока

Умение описать поток и его ограничения («узкие» места)

Свидетельства улучшения потока, например, идентификация и устранение «узких» мест или перепланировка рабочего места для улучшения потока

2 3 Поток создания ценности

Понимание ПСЦ

Умение описать ПСЦ и его границы

Свидетельства построения карты текущего состояния ПСЦ или материального и информационного потоков с соответствующими процессами и характеристиками Свидетельства построения карты будущего состояния ПСЦ или материального и информационного потоков

Умение анализировать карту текущего состояния ПСЦ или материального и информационного потоков Умение толковать различия в картах текущего и будущего состояния ПСЦ материального или информационного потока

9

Компонент

компетенции

Критерий

выполнения

Доказательство

понимания

Доказательство

применения

Доказательство

управления

Доказательство

проведения

подготовки

2 4 «Вытягивание»

Понимание принципа «вытягивания»

Умение описать принцип «вытягивания» (как противоположный «выталкиванию»)

Свидетельства создания «вытягивающего» процесса Использование инструмента канбан для передачи сигнала от потребителя в процесс

2.5 «Стремление к совершенству»

Понимание термина «стремление к совершенству»

Умение описать «стремление к совершенству» — постоянный поиск возможностей для улучшения, постоянные улучшения в области сроков, качества и затрат

2.5.1 Улучшения

Деятельность по улучшению процесса

Свидетельства улучшения процессов

2 5 2 Стандартизация

Стандартизация лучшей практик

Свидетельства применения стандартизированных улучшений, лучшей практики выполнения деятельности

2 5 3 Возможности для улучшений

Поиск возможностей для улучшений

Свидетельства поиска возможностей для улучшений, например, предложения по улучшению, предложения по результатам работы Кайдзен групп

3 Управление

заинтере

сованными

сторонами

Наличие знаний о методах управления заинтересованными сторонами с целью достижения операционных целей

Умение выделить и описать заинтересованные стороны, подходящие методы для управления заинтересованными сторонами

10

Компонент

компетенции

Критерий

выполнения

Доказательство

понимания

Доказательство

применения

Доказательство

управления

Доказательство

проведения

подготовки

3.1 Коммуникативные навыки

Понимание важности использования и развития навыков персонала

Умение описать важность применения коммуникативных навыков при внедрении БП и последствия плохой коммуникации персонала

Свидетельства использования соответствующих способов коммуникаций в командах и с отдельными работниками

3.2 Изменения на индивидуальном уровне

Умение описать личностные изменения

Умение объяснить логику личностного изменения работника и реакцию на любое изменение. включая внедрение БП

3 3 Изменение на организационном уровне

Умение описать изменения культуры

Умение объяснить влияние процесса улучшений БП на культуру организации

4 Измерение процесса улучшений

Выбор и сбор данных для улучшений процесса

Умение описать факторы, которые важны при сборе данных, например размер выборки, частота и метод взятия выборки

Свидетельства выбора и сбора подходящих данных

4 1 Показатели улучшений

Использование и взаимосвязь показателей, используемых при внедрении БП

Умение описать показатели, используемые при диагностике текущего состояния и планировании рабочей загрузки — как собрать и проанализировать требуемые данные; например, заказ потребителя, время цикла, такта, требования к ресурсам, уровень качества. отказы, переделка

Свидетельства расчета показателей и их использование для улучшения процессов и количественной оценки улучшений

Компонент

компетенции

Критерий

выполнения

Доказательство

понимания

Доказательство

применения

Доказательство

управления

Доказательство

проведения

подготовки

5 Креативное мышление

Понимание потребности в применении ПОДХОДОВ креативного мышления для достижения целей БП

Умение описать разные виды мышления (например, креативное и аналитическое)

Свидетельства использования подходов креативного мышления в деятельности по БП

6 Визуальный

менеджмент

Умение использовать методы визуального менеджмента для передачи информации и улучшения процессов

Умение описать назначение визуального менеджмента и ожидаемые результаты от его применения

Свидетельства применения визуального менеджмента в процессах

7 Оптимизация рабочего места

Умение оптимизировать планировку рабочего места для выполнения деятельности

Умение описать влияние маркировки рабочего пространства на эффективность процесса

Свидетельства использования методов для улучшения рабочих мест, например. 5S, карта процесса, «диаграмма спагетти»

8 Улучшения процесса, основанные на командной работе

Максимально возможное использование навыков команды в улучшении процесса

Умение объяснить важность вовлечения всех работников в деятельность по улучшению, участия в работе Кайдзен групп

Свидетельства проведения анализа динамики команды (например, анализ ролей) и выполнение соответствующих действий(например, распределение ролей)

9 Внедрение БП

Дорожная карта внедрения БП

Умение описать структурированный подход для внедрения улучшения процесса с помощью БП, например, цикл РОСА

Свидетельства реализации внедрения БП, например, с использованием дорожной карты, диаграммы Гантта

91 Планирование внедрения

Управление

внедрением

Умение описать важность соблюдения запланированного графика мероприятий (например, использование плана внедрения БП)

Свидетельства составления и использования плана внедрения БП

Свидетельства управления деятельностью по внедрению БП. соблюдения временных рамок плана

12

ГОСТ P 57523—2017


Содержание

1    Область применения................................................................ 1

2    Нормативные ссылки................................................................ 1

3    Термины, определения и    сокращения.................................................. 1

4    Основные положения и принципы ...


4.1    Назначение системы подготовки персонала.........................................

4.2    Принципы системы подготовки персонала...........................................

4.3    Модель системы................................................................

5 Компетентность в области бережливого производства....................................

5.1    Общие положения..............................................................

5.2    Уровни компетенции.............................................................

5.3    Состав компетенции.............................................................

по уровням подготовки.................................................... 8

Библиография.......................................................................29


Приложение А (справочное) Базовый состав компетенции в области бережливого производства ... Приложение Б (справочное) Состав компетенции в области бережливого производства

Введение

Настоящий стандарт содержит руководящие указания по подготовке персонала в области бережливого производства. Стандарт дополняет и раскрывает требования стандартов ГОСТ Р серии «Бережливое производство» в части управления знаниями, компетентностью персонала, обеспечением его осведомленности.

Стандарт разработан на основе подхода, изложенного в международном стандарте (1) и предусматривающего разработку структуры и содержания компетенции: знаний, навыков и развиваемых на их основе способностей и готовности к выполнению профессиональной и иных видов деятельности в рамках системы менеджмента бережливого производства.

Настоящий стандарт опирается на руководящие указания по обучению, изложенные в ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению», в части использования общих терминов и определений, улучшения согласованности деятельности по обучению и подготовки персонала в различных предметных областях. Любые ссылки на «подготовку» в настоящем стандарте подразумевают все применимые для этого способы.

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бережливое производство РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА

Lean production Guide for personnel training system

Дата введения — 2018—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт разработан для применения в системах менеджмента бережливого производства (далее — СМБП) и других системах менеджмента, но не ограничивает организации в использовании иных подходящих для них моделей систем подготовки персонала

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции или услуги.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 10015 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению ГОСТ Р ИСО 10018-2014 Менеджмента качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности

ГОСТ Р 56020 Бережливое производство. Основные положения и словарь ГОСТ Р 56404 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента ГОСТ Р 56407 Бережливое производство. Основные методы и инструменты

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56404, ГОСТ Р 56020 и ГОСТ Р ИСО 9000. а также следующие термины с соответствующими определениями:

Издание официальное

3.1.1    компетенция (competency): Формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. знаниям и качествам работников организации, программам реализации, способам и алгоритмам действий, имеющим отношение к определенной предметной области.

Примечание — В контексте настоящего стандарта термин «компетентность* используется применительно к результату подготовки, а термин «компетенция* — для описания структуры и содержания знаний и навыков в области БП.

3.1.2    компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

Примечания

1    Продемонстрированная компетентность иногда рассматривается как квалификация — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

2    Компетентность подразумевает наличие мотивационного, этического, социального, эмоционального и поведенческого компонентов, определяющих личностное отношение работника к своей деятельности

3.2    Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

5S — организация рабочего пространства;

PDCA — цикл «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй»

ОЕЕ — общая эффективность оборудования;

SMED — быстрая переналадка;

ТРМ — всеобщее обслуживание оборудования;

БП — бережливое производство;

ПСЦ — поток создания ценности:

СМБП — система менеджмента бережливого производства;

СОК — стандартная операционная карта.

4 Основные положения и принципы

4.1    Назначение системы подготовки персонала

Система подготовки персонала предназначена для создания и поддержания требуемого уровня компетентности персонала в области БП на основе единого подхода, принципов, модели, состава компетенции для решения задач по постоянному улучшению деятельности, ее результативности и эффективности в соответствии с концепцией БП (ГОСТ Р 56020).

4.2    Принципы системы подготовки персонала

Система подготовки персонала основана на следующих принципах:

а)    целенаправленность

Система подготовки персонала в области БП способствует достижению целей СМБП. установленных в организации;

б)    согласованность

Система подготовки персонала в области БП является частью общей системы подготовки персонала в организации и согласуется с другими направлениями подготовки;

в)    многоуровневость

Система подготовки персонала охватывает весь персонал организации для обеспечения владения базисными понятиями БП и формирования бережливого мышления, а для отдельных категорий персонала — участников проектов по БП — владения дополнительными компетенциями.

Многоуровневость реализуется через каскадную форму подготовки — передачу знаний и навыков от прошедших подготовку работников другим работникам.

Подготовка персонала проводится сверху вниз, начиная с высшего руководства, по программам, разработанным с учетом роли и требуемого уровня компетенции персонала, участвующего в работах по БП.

Примечание — Персонал, участвующий в деятельности по СМБП, может выполнять разные роли лидер команды по улучшению, участник команды, эксперт и др.;

г)    сбалансированность

ГОСТ P 57523—2017

Подготовка персонала включает как необходимую теоретическую, так и соответствующую практическую части.

Система подготовки персонала включает в себя различные формы обучения и их сочетание (например. подготовка на рабочих местах, обучение действием, обучение в специализированных учебных центрах и т. д);

д)    регулярность

Система подготовки персонала предусматривает периодическую подготовку и переподготовку персонала в области БП для поддержания необходимого уровня компетентности;

е) вовлеченность

Вовлеченность достигается личным участием высшего руководства в программах подготовки и демонстрацией повышения собственной компетентности, а также созданием среды для результативной подготовки персонала.

4.3 Модель системы

4.3.1 Система подготовки персонала опирается на рекомендации, приведенные в руководящих указаниях по обучению, изложенных в ГОСТ Р ИСО 10015. и конкретизирует их в части требуемых компетенций для подготовки в области БП.

Система подготовки персонала в области БП представлена в виде модели, приведенной на рисунке 1. и рассматривается как часть общей системы подготовки персонала, направленной на реализацию целей и задач в области БП.

Рисунок 1 — Модель системы подготовки персонала

Модель направлена на удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон в компетентном персонале.

4.3.2 Организация должна установить требования заинтересованных сторон и на их основе установить цели по подготовке персонала в области БП.

Примечание —В качестве заинтересованных сторон можно выделить следующих участников процесса подготовки:

-    заказчиков подготовки.

-    работников (обучаемых);

-    тренеров/наставников (обучающих).

-    организаторов подготовки.

-    поставщиков/партнеров (сторонние организации, специализированные учебные центры, корпоративные центры, собственные подразделения организации и др );

-    руководителей (потребителей подготовки)

3

4.3.3    Деятельность по подготовке персонала включает в себя следующие этапы: планирование, проведение подготовки, оценка результатов и улучшение.

4.3.4    На этапе планирования организация должна определить:

-    состав компетенции в области БП:

-    методы оценки и текущий уровень компетентности в области БП;

-    потребность в подготовке на основе состава компетенции и текущего уровня компетентности работников, участвующих в СМБП;

-    участников процесса подготовки;

-    перечень программ подготовки в соответствии с составом компетенции;

-    ресурсы, в том числе бюджет подготовки;

-    критерии (требования) к процедуре выбора поставщиков услуг по подготовке персонала;

-    результаты предыдущей деятельности по подготовке персонала:

-    критерии оценки результативности и эффективности системы подготовки.

4.3.5    На этапе проведения подготовки организация должна:

-    разработать планы подготовки по каждой конкретной теме в соответствии с программой подготовки;

-    определить формы и методы подготовки, обеспечивающие ее результативность;

-    выбрать поставщиков подготовки;

-    организовать процесс подготовки;

-    провести подготовку персонала по разработанным учебным планам;

-    обеспечить обратную связь от заинтересованных сторон для получения оперативной информации о результативности выполнения плана подготовки и осуществления оперативных действий.

Примечание — Этап проведения подготовки осуществляется согласно циклу обучения, описанному в ГОСТ Р ИСО 10015

4.3.6    На этапе оценки результатов проводится мониторинг функционирования системы подготовки персонала в области БП. анализ данных, полученных по результатам мониторинга из различных источников, и оценка результативности процесса подготовки.

Основной целью оценки результативности системы подготовки является подтверждение достижения целей подготовки и результатов СМБП.

Оценка должна проводиться на основе критериев, установленных в программе подготовки

4.3.7    На этапе улучшения, исходя из результатов оценки, разрабатываются мероприятия по совершенствованию системы подготовки персонала в области БП.

Организация должна постоянно улучшать результативность системы подготовки персонала и идентифицировать любые дополнительные возможности для сокращения потерь на каждом этапе процесса подготовки.

Деятельность по улучшению следует направить:

-    на актуализацию состава компетенции;

-    обеспечение адекватности установленного состава компетенции соответствующему уровню;

-    повышение результативности и эффективности используемых форм и методов подготовки при достижении запланированных результатов;

-    выявление рисков и возможностей;

-    анализ потерь времени в процессе подготовки;

-    вовлечение персонала в процесс обмена знаниями внутри организации;

-    поддержание инициативы работников к саморазвитию.

5 Компетентность в области бережливого производства

5.1    Общие положения

5.1.1    Организация должна управлять компетентностью персонала, влияющего на результаты СМБП. в том числе:

а)    определять необходимые для работников компетенции;

б)    обеспечивать информирование работников о значимости повышения собственной компетентности и личного вклада в достижение целей СМБП;

в)    проводить подготовку в области БП или предпринимать другие меры для достижения требуемой компетентности в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10015;

4

ГОСТ P 57523—2017

г) управлять рисками, связанными с достижением требуемой компетентности;

в)    поддерживать компетентность работников на соответствующих уровнях;

г)    оценивать результативность предпринятых действий;

е) поддерживать соответствующую документированную информацию о подготовке, компетентности и опыте.

5.1.2    Руководители должны личным примером демонстрировать повышение компетентности и. посредством выявления и устранения демотивирующих факторов, создавать благоприятную среду для:

а)    вовлечения работников в повышение личной компетентности;

б)    развития потенциала работников, в том числе творческого;

в)    накопления знаний и обмена ими внутри организации.

В организации должен быть определен процесс создания, сохранения, распределения и применения знаний в области БП (ГОСТ Р 56404).

Примечание — Под факторами можно понимать, например, время, условия и место подготовки и др , а также использовать перечень, приведенный в ГОСТ Р ИСО 10018-2014 (приложение А)

5.2    Уровни компетенции

5.2.1    В зависимости от выполняемой деятельности (роли) и степени участия в СМБП работники должны обладать соответствующей компетенцией.

5.2.2    Организация должна разработать базовый состав компетенции и проводить соответствующую подготовку в рамках системы подготовки персонала в области БП для всех работников. Базовый состав компетенции в области БП приведен в приложении А.

5.2.3    Для работников, привлекаемых в группы для выполнения специальных работ по реализации БП. организация должна разработать дополнительные требования к их компетентности. В организации можно выделить следующие уровни компетенции в области БП:

1)    лин-практик;

2)    лин-специалист;

3)    лин-экслерт.

Примечание — Организация может использовать собственную градацию уровней компетенции Настоящая градация приводится по аналогии с документом (1)

5.2.4    Для выделенных уровней компетенции организации следует определить функции (критерии) в зависимости от деятельности (роли) работников в реализации БП. целей СМБП конкретной организации. а также вида деятельности и размера организации. Основные функции для выделенных уровней компетенции представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Распределение основных функций работников по уровням компетенции в области БП

Уровень компетенции в области БП

Основные функции

Лин-практик

Является постоянным членом как минимум одной команды (группы) по БП, занимающейся улучшениями на уровне процессов, организационном и/или межорганизационном уровнях

Может являться лидером команды (группы) работников, занимающихся улучшениями на уровне операций, рабочих мест Участвует в подготовке членов своей команды (группы) по БП под руководством лин-специалиста или лин-эксперта

Лин-специалист

Является лидером как минимум одной команды (группы) по БП. занимающейся улучшениями на уровне процессов, организационном и/или межорганизационном уровнях Участвует в подготовке членов своей команды (группы) по БП под руководством лин-эксперта

Проводит базовую подготовку персонала организации в области БП

Лин-эксперт

Может являться лидером команды (группы) по БП. занимающейся улучшениями на уровне организации и/или межорганизационном уровне

Оказывает методическую поддержку лин-практикам. лин-специалистам при решении задач в области БП

При необходимости координирует работу лин-практиков и лин-специалистов Проводит подготовку персонала организации в области БП

Окончание таблицы 1 Примечания

1    Для целей общей координации деятельности по СМБП организация может назначить работника с уровнем компетенции лин-экслерт для выполнения дополнительных функций, таких как:

-    организация и координация работы лин-лрактиков, лин-специалистов и лин-экспертов,

-    координация деятельности по БП в рамках организации,

-    организация разработки и развертывания политики и целей СМБП;

-    планирование, разработка (проектирование) и поддержание СМБП в рабочем состоянии, в том числе определение необходимых ресурсов.

-    предоставление отчетов высшему руководству о функционировании СМБП.

-    организация деятельности по постоянному улучшению СМБП

2    Как правило, данные функции относятся к деятельности представителя руководства по СМБП

5.3 Состав компетенции

Организация должна для каждого уровня компетенции определить состав компетенции в области БП. Состав компетенции для каждого уровня приведен в приложении Б.

Примечание — Организация должна обеспечить соответствие присвоенного работнику уровня компетенции в области БП, согласно составу компетенции, приведенного в приложении Б

Организация может дополнять состав компетенции в зависимости:

-    от уровня зрелости СМБП организации;

-    целей и задач СМБП;

-    вида деятельности организации.

Состав компетенции не должен противоречить требованиям к должностям, нормативным и иным установленным требованиям. Требования к составу компетенции должны быть документированы. Эти требования следует анализировать периодически и по мере необходимости:

-    при изменении вида и условий деятельности (продукции или услуги, технологии, среды, оборудования и т. д.);

-    при изменении требований к потоку(ам) создания ценности;

-    по результатам анализа со стороны руководства;

-    при изменении требований заинтересованных сторон к СМБП.

6