Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

11 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Дата введения18.11.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021
ОпубликованФГУП "Стандартинформ"
Дополняет:СП 298.1325800.2017

Организации:

17.05.2019УтвержденМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации285/пр
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11

Изменение № 1 к СП 298.1325800.2017 ОКС 91.140.30

Изменение № 1 к СП 298.1325800.2017 «Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования»

Утверждено и введено в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 17 мая 2019 г. № 285/пр

Дата введения — 2019—11—18

Содержание

Раздел 6. Наименование. Изложить в новой редакции:

«6 Правила проектирования и методика расчета продольной схемы вентиляции».

Раздел 7. Наименование. Изложить в новой редакции:

«7 Правила проектирования и методика расчета поперечной схемы вентиляции».

Раздел 8. Наименование. Изложить в новой редакции:

«8 Правила проектирования и методика расчета продольно-поперечных схем вентиляции автодорожных тоннелей».

Введение

Дополнить абзацем в следующей редакции:

«Авторы разработки изменения № 1 — ООО «СанТехПроект» (канд. техн. наук А Я. Шарипов). АС «СЗ центр АВОК» (д-р техн. наук А.М. Гримитлин). Санкт-Петербургский горный университет (д-р техн. наук С. Г. Гендпер). ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» (В.А. Соколов).».

2    Нормативные ссылки

Дополнить нормативными ссылками в следующей редакции:

«СП 7.13130 2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;

«СП 60.13330.2016 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

«ГН 2.2.5.3532—18 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

Нормативную ссылку СП 51.13330.2011 изложить в новой редакции:

«СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума» (с изменением № 1)».

3    Термины и определения

Пункт 3.3. Заменить слово: «дымоудаления» на слова: «вытяжной системы противодымной вентиляции».

Пункт 3.31. Дополнить пунктом 3.31а в следующей редакции:

«3.31а система противодымной вентиляции тоннеля (аварийная вентиляция): Комплекс устройств, обеспечивающий при возникновении пожара удаление продуктов горения из его очага и прилегающих к нему участков тоннеля, который может включать вентиляционное оборудование, используемое для общеобменной вентиляции и функционирующее в специальных режимах, которое, в случае необходимости, дополняется каналами и вентиляторами вытяжной системы противодымной вентиляции. или содержать самостоятельную систему каналов и вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции».

Пункт 3.34. Изложить в новой редакции:

«3.34 схема вентиляции тоннеля: Схема движения по тоннельным выработкам (транспортным и сервисным) и расположенным в них вентиляционным каналам поступающих (свежих) и исходящих (загрязненных) воздушных потоков с указанием направлений их перемещения и расходов воздуха. Схемы вентиляции тоннелей подразделяют на продольную, поперечную и продольно-поперечную ».

Пункт 3.34.1. Изложить в новой редакции:

«3.34.1 продольная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая использование в качестве вентиляционного канала для движения поступающих и исходящих воздушных струй собственно транспортную выработку при условии, что направления их перемещения по всей длине этой выработки параллельны ее продольной оси ».

Пункт 3.34.3. Изложить в новой редакции:

«3.34.3 продольно-поперечная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая поступление свежего воздуха в транспортную выработку по одним вентиляционным каналам или выработкам и удаление из нее исходящей воздушной струи по другим вентиляционным каналам или выработкам, причем направления движения поступающей и исходящей струй по длине транспортной выработки могут быть как параллельны, так и перпендикулярны ее продольной оси.

Примечание — Разновидностями продольно-поперечной схемы вентиляции автодорожных тоннелей являются

-    схема вентиляции с полной или частичной заменой воздуха через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки;

-    схема вентиляции, основанная на подаче свежего воздуха или в вентиляционные каналы, расположенные подлине транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную параллельно ей. поступлении воздуха в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками, удалении исходящей воздушной струи из транспортной выработки через порталы тоннеля.

-    блоковая схема вентиляции, предполагающая разделение тоннеля на обособленные участки, на каждом из которых воздух подается через порталы (стволы, штольни) или в вентиляционные каналы, расположенные подлине участка транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную параллельно ей. поступление воздуха в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками и его удаление из транспортной выработки через вентиляционные стволы, штольни или порталы »

4    Обозначения

Пункт 4.2. Дополнить после обозначения и определения индекса «л.гр.Д» следующими индексами с соответствующими определениями:

«л. эл — легковые и легкие грузовые автомобили с электрическим двигателем;

л. гр. эл — легкие грузовые автомобили с электрическим двигателем;

авт. эл — автобусы с электрическим двигателем;».

5    Общие положения

Пункт 5.5. Заменить слово: «комбинированной» на «продольно-поперечной».

Пункт 5.7. Заменить слово: «комбинированная» на «продольно-поперечная».

Пункт 5.11. Второй абзац. Изложить в новой редакции:

«Среднее значение ПДК азота оксидов (в пересчете на азота окислы) для всех транспортных ситуаций не должно превышать 5 мг/м3 в соответствии с ГН 2.2.5.3532 ».

Пункт 5.13 Изложить в новой редакции:

«5.13 Производительность вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции следует определять с учетом нормативного времени эвакуации людей и стратиграфии воздушного потока на путях эвакуации, гарантирующей высоту незадымленного пространства тоннеля не менее 2,5 м и зависящую от конвективной мощности пожара (см. таблицу 5.2).

Двигатели вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции для удаления газовоздушной шеей с температурой 400 °С—600 °С должны быть рассчитаны на безаварийную и эффективную работу в течение 2 ч в соответствии с ГОСТ ISO 5802 ».

Пункт 5.13. Таблица 5.2. Изложить в новой редакции:

«Таблица 5 2 — Данные, характеризующие мощность пожара в тоннеле при возгорании транспортных средств различного типа

Тип транспортного средства

Максимальная мощность пожара. МВт

Время достижения максимальной мощности пожара, мин

Легковой автомобиль

5

10

Несколько легковых автомобилей

15

20

Технический редактор В Н Прусакова Корректор МВ Бучиая Компьютерная верстка ПА Круговой

Сдано а набор 20 06 2019 Подписано в печать 03 07 2019 Формат 60*84Ve. Гарнитура Ариал

Услпечл. 1,40 УЧ-иэд л. 1.12.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком свода правил

Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для комплектования Федерального информационного фонда стандартов. 117418 Москва. Нахимовский пр-т. д 31. к 2. gostinfo ru info@gostinfo ru

Окончание таблицы 5 2

Тип транспортного средства

Максимальная мощность пожара, МВт

Время достижения максимальной мощности пожара, мин

Автобус

30

15

Тяжелый грузовой автомобиль

150

15

Автомобиль-цистерна

3001

Автомобили с электрическим приводом

_2

Легковой автомобиль с газобаллонным оборудованием

6

Автобус с газобаллонным оборудованием

25

1    Не допускается вьезд в тоннели автомобилей, перевозящих легко воспламеняющиеся вещества с максимальной мощностью пожара, превышающей 100 МВт,

2    Максимальная мощность пожара от автомобилей на электрической тяге должна определяться на основании натурных испытаний

Пункт 5.19. Заменить слово: «комбинированной» на «продольно-поперечной».

Дополнить раздел подразделом 5.34 и пунктом 5.35 в следующей редакции:

«5.34 Тип системы лротиводымной вентиляции следует выбирать в зависимости от схемы проветривания автодорожного тоннеля.

5.34.1    Противодымная вентиляция при продольной схеме проветривания осуществляется за счет подачи воздуха в один портал тоннеля и вытеснении продуктов горения через другой портал.

5.34.2    Противодымная вентиляция при поперечной схеме проветривания реализуется с помощью приточно-вытяжной схемы путем подачи воздуха к очагу пожара в транспортном отсеке через клапаны или сбойки по одним выработкам (каналам) и удалении (вытяжки) продуктов горения через огнезащитные клапаны (сбойки), соединяющие транспортный отсек с параллельными выработками (каналами).

5.34.3    Противодымная вентиляция при продольно-поперечной схеме проветривания основана на использовании приточно-вытяжной системы, предполагающей подачу воздуха к очагу пожара в транспортном отсеке лоодним выработкам и удалении продуктов горения по другим выработкам, которые могут быть как параллельны, так и перпендикулярны выработкам с поступающей вентиляционной струей.

5.35 Определение параметров лротиводымной вентиляции или совмещенных с ними систем общеобменной вентиляции автодорожного тоннеля должно выполняться с учетом требований СП 7.13130 ».

Раздел 6. Наименование. Изложить в новой редакции:

«6 Правила проектирования и методика расчета продольной схемы вентиляции»

Дополнить раздел пунктом 6.13 в следующей редакции:

«6.13 Использование продольной схемы для лротиводымной вентиляции ограничено длиной тоннеля 300 м. При расчетном обосновании допускается применение продольной схемы проветривания для лротиводымной вентиляции в случае однонаправленного движения транспортных средств при длине тоннелей, достигающей 1000 м.

Вытеснение продуктов горения из транспортного отсека осуществляется с помощью вентиляционного оборудования, расположенного в тоннеле за пределами зоны влияния очага пожара.

Следует предусмотреть резервирование вентиляторов в случае попадания части из них в очаг пожара».

Раздел 7. Наименование. Изложить в новой редакции:

«7 Правила проектирования и методика расчета поперечной схемы вентиляции»

Пункт 7.4 Изложить в новой редакции:

«7.4 В вентиляционных каналах по длине тоннелей должны быть выполнены проемы для установки двух типов клапанов Через первые осуществляется подача свежего воздуха и отбор загрязнен-

ного воздуха в эксплуатационных режимах, через вторые — удаление продуктов горения. Клапаны, используемые в эксплуатационных режимах вентиляции, должны иметь площадь сечения не более 1.5—2.5 м2 и устанавливаться на расстояниях 10—40 м друг от друга.

Площадь сечения клапанов для удаления продуктов горения может достигать 10—15 м2 с увеличением расстояния между ними до 100 м. Уточненный выбор размеров клапанов для удаления продуктов горения и расстояния между ними следует осуществлять на основании математического моделирования процесса распространения продуктов горения, зависящего от расчетной мощности пожара, температуры окружающей среды и горнотехнических параметров тоннеля. Все клапаны должны быть снабжены механизмами для их автоматического закрытия (открытия) и иметь пределы огнестойкости, соответствующие EI 120 (вытяжная противодымная вентиляция) и EI 90 (приточная противодымная вентиляция).

Внешний вид типового клапана показан на рисунке 7.3а.

Рисунок 7 За — Внешний вид конструкции противопожарного клапана»

Пункт 7.6. Рисунок 7.5. Подрисуночная надпись. Заменить слово: «дымоудаления» на слова: «удаление газовоздушной смеси».

Пункт 7.7. Изложить в новой редакции:

«7.7 При удалении дыма с помощью вентиляторов, используемых в эксплуатационных режимах для общеобменной вентиляции, необходимо осуществлять оценку их работоспособности при изменении температуры газовоздушной среды в течение всего периода эвакуации людей и тушения пожара. При этом аэродинамические характеристики вентиляторов должны быть скорректированы с учетом температуры воздушной среды ».

Дополнить пунктом 7.7а в следующей редакции:

«7.7а Тоннели между собой и от эвакуационной штольни следует отделять противопожарной преградой. выполненной в сбойках в виде тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре ».

Раздел 8. Наименование изложить в новой редакции:

«8 Правила проектирования и методика расчета продольно-поперечных схем вентиляции

автодорожных тоннелей».

Пункты 8.1—8.7. Изложить в новой редакции:

«8.1 Продольно-поперечные схемы вентиляции сочетают в себе элементы продольной и поперечной схем вентиляции, использование которых возможно как в различные периоды времени, так и одновременно.

8.2 В период эксплуатации при длине автодорожных тоннелей 1000—2000 м. а в случае движения транспорта в противоположных направлениях при длине 600—1000 м, а также при возникновении пожара может быть использована приточно-вытяжная система (противодымная вентиляция) с массовой вытяжкой загрязненного воздуха или продуктов горения (рисунок 8.1).

1 — вентилятор вытяжной системы противодыммой вентиляции. 2 — канал вытяжной системы противодыммой вентиляции;

3 — струйные вентиляторы; 4 — очаг пожара

-► — направление движения воздуха при нормальном режиме вентиляции,

♦-----►    -    направление движения воздуха при аварийных режимах вентиляции.

------ь- — направление движения пожарных и дымовых газов при аварийных режимах вентиляции

Рисунок 8.1 — Приточно-вытяжная схема вентиляции автодорожного тоннеля с массовой вытяжкой загрязненного

воздуха или продуктов горения

8.3 В тоннелях длиной, превышающей 1000—2000 м, и при однонаправленном движении транспорта при наличии выработок, связывающих центральную часть тоннеля с поверхностью, и возможности размещения в этих выработках нагнетательных и всасывающих вентиляторов допускается применять схему вентиляции, основанную на полной или частичной замене воздуха по длине тоннеля (рисунок 8.2). Для предотвращения циркуляции воздуха расстояние между местом сопряжения с тоннелем выработки, по которой свежий воздух нагнетается в тоннель, и местом сопряжения с тоннелем выработки, по которым загрязненный воздух удаляется в атмосферу, должно превышать 30—50 м.

1 — всасывающий вентилятор, 2 — нагнетательный вентилятор

-► — свежий воздух,

-ь- — загрязненный воздух

Рисунок 8 2 — Схема вентиляции при полной или частичной замене воздуха по длине тоннеля

8.4 Противодымная вентиляция в случае возникновения пожара в тоннеле для схемы, представленной на рисунке 8.2, осуществляется по одной из выработок, связывающей тоннель с атмосферой. Для этого используется приточно-вытяжная система с массовой вытяжкой продуктов горения. Струйные вентиляторы, расположенные справа и слева от ствола, выполняют вспомогательные функции, блокируя распространение дыма к порталам тоннеля (рисунок 8.3).

А

------->    _ направление движения гаэовоздушной смеси.

♦-► — направление подачи воздуха струйными вентиляторами

Рисунок 8 3 — Приточно-вытяжная схема вентиляции автодорожного тоннеля с массовой вытяжкой

газовоздушной смеси

8.5 Для удаления продуктов горения из транспортного отсека при наличии сервисного тоннеля, проходящего параллельно основному тоннелю и соединенного с ним сбойками, следует использовать вентиляторы, расположенные на порталах сервисного тоннеля (рисунок 8.4). Струйные вентиляторы, как и для схемы, приведенной на рисунке 8.3. выполняют вспомогательные функции.

При эксплуатационных режимах вентиляции в случае невысоких значений интенсивности движения транспортных средств вентиляцию тоннеля следует осуществлять по продольной схеме. При высокой интенсивности движения транспорта схема вентиляции, изображенная на рисунке 8.4. легко перестраивается в продольно-поперечную схему, приведенную на рисунке 8.5. при которой свежий воздух подается вентиляторами, расположенными на портале в сервисный тоннель, а из него через сбойки поступает в тоннель с возможностью движения по нему в противоположных направлениях.

— направления подачи воздуха струйными вентиляторами и движения воздуха при удалении га эо воздушной смеси, -► — направление движения гаэоеоэдушной смеси при аварийных режимах вентиляции

Рисунок 8 4 — Приточно-вытяжная схема вентиляции автодорожного тоннеля с рассредоточенной вытяжкой

RRRRRPFPAPAR


► — направление движения свежего воздуха;

-------►    —    направление    движения    загрязненного    воздуха

Рисунок 8 5 — Продольно-поперечная схема вентиляции автодорожного тоннеля при эксплуатационных режимах проветривания

1 — тоннель. 2 — подающий канал; 3 — ствол; 4 — нагнетательный вентилятор; 5 — струйные вентиляторы

-► — направление движения свежего воздуха.

■ы- — направление движения загрязненного воздуха


8.6 Максимальная протяженность тоннеля, при которой целесообразно применение продольнопоперечной схемы вентиляции, использующей выполненный в пределах сечения тоннеля вентиляционный канал, устанавливается аналогично поперечной схеме (см. 7.8) и, как правило, не превышает 5 км. Область применения продольно-поперечной схемы вентиляции (максимальная протяженность тоннеля) может быть расширена за счет использования струйных вентиляторов, способствующих обеспечению необходимого распределения воздушных потоков по крыльям тоннеля или увеличивающих расход воздуха, поступающего в тоннель (рисунок 8.6).

Рисунок 8 6 — Продольно-поперечная схема вентиляции с использованием струйных вентиляторов

8.7 Проветривание тоннелей с длиной, превышающей 5 км, рекомендуется осуществлять на основе блоковой схемы вентиляции, предполагающей разделение тоннеля на обособленные участки, на каждом из которых может использоваться один из вариантов продольно-поперечной схемы вентиляции (см. 3.34.3).

Для этого могут быть использованы выработки, имеющие аэродинамическую связь с поверхностью (стволы, штольни и т. л ), и система прилегающих к этим выработкам вентиляционных каналов (выполненных в подшивном потолке, находящихся под проезжей частью и т. п.).».

9 Правила сбора исходных данных для проектирования систем вентиляции автодорожных тоннелей

Пункт 9.4. Шестой абзац и перечисления, относящиеся к нему. Изложить в новой редакции:

«- структура транспортного потока (интенсивность движения транспортных средств различного

типа):

легковой автомобиль Ал (с бензиновыми Ал б, электрическим Ал g,,, дизельным Ал д двигателями); легкий грузовой транспорт Бл гр (с бензиновым Бл ф б. электрическим Бл ф дизельным Бл гр д двигателями) массой до 3,5 т;

тяжелый грузовой транспорт (с дизельным двигателем) Вгр:

-    массой до 15 т — Вгр1 (грузовые автомобили и автобусы с электрическим двигателем В,р1

-    массой до 32 т (грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом) — ВФ2*

11    Правила монтажа и контроль за выполнением работ по созданию систем вентиляции автодорожных тоннелей

Пункт 11.1.1. Заменить слово: «дымоудаления» на слова: «вытяжной системы противодымной вентиляции».

12    Правила и порядок проведения пусконаладочных работ

Пункт 12.7. Заменить слова: «режим дымоудаления» на «режим удаления продуктов горения». Пункт 12.11. Заменить слово: «дымоудаления» на слова: «противодымной вентиляции».

Пункт 12.13. Изложить в новой редакции:

«12.13 Результаты работ, выполненных при испытаниях и пусконаладочных работах, следует оформлять актом приемки ».

Приложение Д Значения выбросов частиц невыхлопного происхождения диаметром 2,5 мм

Таблица Д.1. Дополнить примечанием в следующей редакции:

«Примечание — Для автотранспорта с электрическими двигателями значения, приведенные в настоящей таблице, следует увеличить на 13,5 % .».

Приложение Е Методика расчета необходимого количества воздуха

Пункт Е.1.1. Изложить в новой редакции:

«Е. 1.1 При известных значениях интенсивности движения транспортных средств различного типа в час пик по всем полосам легковые автомобили Ал (с бензиновым Ал е. электрическим АЛ)Ли дизельным Ал д двигателями), легкий грузовой транспорт массой до 3.5 т Бл ф (с бензиновым Бл ф б. электрическим Бл ф эл и дизельным Бл фд двигателями); тяжелый грузовой транспорт (с дизельным и электрическим двигателями) Вф массой до 15т — Вф1 (грузовые автомобили и автобусы с электрическим двигателем); массой до 32 т — Bfp2 (грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом) — количество автомобилей различного типа п. одновременно находящихся в тоннеле длиной Ц, при скоростях движения легковых автомобилей 1/л, легкого грузового Vn ф и тяжелого грузового автотранспорта, включая автобусы. Уф вычисляют по формулам

Скорости движения транспортных средств задают только для режима движения «А». Для замедленного режима движения скорость транспортных средств принимают равной, например. 10 км/Ч Для этого значения скорости и определяют количество транспортных средств различного типа, находящихся в тоннеле ».

Лф2 = Вф2^гр

(Е.1) (Е 2) (Е 3) (Е 4) (Е 5) (Е6)

Пункт Е.1.2. Перечисление с). Изложить в новой редакции

АС и OOTP^-W» А„6чпмкует<1 *ОТС)(1 + 010ад1

(Е8)

* ~ 0.01« Аяя-Счтжуст^

(Е.9)

„ (1 - O.OteA, „ „ (1 - 0.0140-;^.

(ЕЮ)

с С /4 п л*т 0,0001ус

Ьлгря-Сц пик уст 0 °-0Г¥\^00чу

<Е 11)

Вф1 = 0,0001чгрСчпжусТ,

(Е 12)

Вф2 = 0.01м(1 -0.01р)Сч пи. уст

(Е 13)*


«с) интенсивность движения типов транспортных средств вычисляют по формулам

Приложение Ж Расчет потерь давления при движении воздуха по тоннелю

Дополнить пунктом Ж. 10 в следующей редакции:

«Ж 10 Потери давления при входе в вентиляционный канал через клапан вычисляют по формуле

где \Р^

4«л

(Ж14)

потеря давления на входе в клапан канала вытяжной системы противодымной вентиляции. Па;

коэффициент местного сопротивления на входе в клапан канала вытяжной системы противодымной вентиляции через клапан с„, учитывает все местные сопротивления начального участка вентиляционного канала сужение потока газа при входе в сеть: изменение направления потока, сужение и аэродинамика потока внутри клапана, расширение потока в воздуховоде, поворот потока на 90° при боковом входе потока Значения коэффициентов местного сопротивления с,^, определяются по данным завода-изготовителя Для ориентировочной оценки они могут быть приняты составляющими 1,7—2,25

Рг„

плотность воздушного потока, поступающего в вентиляционный канал, кг/м3; расход воздушного потока, поступающего в вентиляционный канал, м3/с, площадь сечения вентиляционного канала. мг »

Ключевые слова. Изложить в новой редакции:

«Ключевые слова: транспортный поток, интенсивность движения, режимы движения, продукты сгорания, выбросы, концентрация, схема вентиляции, струйные вентиляторы, пожар, противодымная вентиляция, количество воздуха».

УДК 697.92:624.19    ОКС    91.140.30

Ключевые слова: транспортный поток, интенсивность движения, режимы движения, продукты сгорания. выбросы, концентрация, схема вентиляции, струйные вентиляторы, пожар, противодымная вентиляция. количество воздуха

Ю