Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

88 страниц

607.00 ₽

Купить СП 298.1325800.2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Свод правил распространяется на проектирование систем вентиляции автодорожных тоннелей всех типов, в том числе использующих струйные вентиляторы или их комбинацию с тоннельными вентиляторами.

 Скачать PDF

Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) 19.09.2017 г.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения

5 Общие положения

6 Правила проектирования продольной схемы вентиляции

7 Правила проектирования поперечной схемы вентиляции

8 Правила проектирования комбинированных схем вентиляции автодорожных тоннелей

9 Правила сбора исходных данных для проектирования систем вентиляции автодорожных тоннелей

10 Последовательность проектирования вентиляции автодорожных тоннелей

11 Правила монтажа и контроль за выполнением работ по созданию систем вентиляции автодорожных тоннелей

12 Правила и порядок проведения пусконаладочных работ

13 Контроль выполнения работ

14 Порядок сдачи системы техническому заказчику

15 Правила эксплуатации систем вентиляции автодорожных тоннелей

Приложение А. Базовые значения выбросов оксида углерода СО для показателя Э1 в 2010 г.

Приложение Б Базовые значения выбросов NО2 для показателя Э1 в 2010 г.

Приложение В Базовые значения выбросов взвешенных частиц выхлопного происхождения (сажи) для показателя Э1 в 2010 г.

Приложение Г Поправочные коэффициенты на значения выбросов загрязняющих веществ

Приложение Д Значения выбросов частиц невыхлопного происхождения диаметром 2,5 мм

Приложение Е Методика расчета необходимого количества воздуха

Приложение Ж Расчет потерь давления при движении воздуха по тоннелю

Приложение И Пример расчета продольной схемы вентиляции автодорожного тоннеля

 
Дата введения11.01.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

10.07.2017УтвержденМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации983/пр
РазработанООО СанТехПроект
РазработанАС СЗ Центр АВОК
РазработанСанкт-Петербургский горный университет
РазработанОАО НИПИИ Ленметрогипротранс
ИзданС сайта:

Ventilation systems of highway tunnels. Design rules

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНСТРОЙ РОССИИ)

ПРИКАЗ

от " А? "    201^г.

Москва

Об утверждении свода правил «Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования»

В соответствии с Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624, подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, пунктом 73 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2016 г. и плановый период до 2017 г., утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 марта 2016 г. № 128/пр, приказываю:

1.    Утвердить и ввести в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа прилагаемый свод правил «Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования».

2.    Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры:

а)    в течение 15 дней со дня издания приказа направить утвержденный свод правил «Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования» на регистрацию в национальный орган Российской Федерации по стандартизации;

б)    обеспечить опубликование на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста утвержденного свода правил «Системы вентиляции тоннелей автодорожных. Правила проектирования» в электронно-цифровой форме

2

в течение 10 дней со дня регистрации свода правил национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

М.А. Мень

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.

Министр

СП J9& .1325800.2017

3.15    критическая скорость воздуха, м/с: Скорость воздушного потока, при которой в случае пожара исключается распространение дыма от очага пожара в сторону, противоположную направлению движения воздуха.

3.16    механический КПД вентилятора: Отношение полезной мощности вентилятора N/., т. е. мощности воздушного потока, выходящего из вентилятора, к механической мощности N на валу вентилятора.

3.17    полный КПД вентилятора с электроприводом: Отношение полезной мощности вентилятора N/ (т. е. мощности воздушного потока, выходящего из вентилятора) к мощности М,, потребляемой электродвигателем.

3.18    нереверсивный вентилятор: Вентилятор, сконструированный с возможностью подачи воздушной струи только в одном направлении.

3.19    ниша: Выемка (или специально выгороженное пространство) в боковой части или своде автодорожного тоннеля, имеющая заданные размеры и форму и предназначенная для размещения струйных вентиляторов.

3.20    подшивной потолок: Вентиляционный канал, по которому дымовые и пожарные газы удаляются из очага пожара.

Примечание - Сооружают в сводовой части тоннеля путем установки продольной перегородки из негорючего материала, отделяющей подсводовое пространство от остальной части автодорожного тоннеля.

3.21    пожар: Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства.

3.22    пожарный отсек: Часть сооружения, отделенная от других его частей противопожарными преградами.

3.23    полоса движения: Часть проезжей части автодорожного тоннеля, имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств в один ряд.

3.24    полуограниченная струя (настилающаяся струя): Воздушная струя, развивающаяся вдоль твердой поверхности.

3.25    портал тоннеля: Архитектурно оформленный въезд или выезд из тоннеля.

3.26    поршневой эффект транспортных средств, Па: Разность давлений (депрессия), возникающая в тоннеле вследствие движения по нему транспортных средств со скоростью, превышающей скорость перемещения воздушного потока.

3.27    приведенная интенсивность движения транспортных средств при их нормальной или замедленной скоростях, уел. лег. авт./ч: Интенсивность движения транспортных средств различного типа (легковые и

В НАьОР


4


СП1325800.2017

грузовые автомобили и автобусы), приведенная к интенсивности движения только легковых автомобилей.

3.28    приведенное количество транспортных средств при полной остановке движения, уел. лег. автУкм.пол: Количество транспортных средств всех типов, находящихся в тоннеле на каждой полосе движения при полной остановке движения, приведенное к количеству только легковых автомобилей.

3.29    прнтоннелыюе сооружение: Подземное или наземное сооружение, предназначенное для расположения технологических или эксплуатационных обустройств, обеспечивающих жизнедеятельность и обслуживание тоннеля.

3.30    проезжая часть тоннеля: Элемент автодорожного тоннеля, предназначенный для движения транспортных средств.

3.31    сервисный тоннель:    Выработка, пройденная параллельно

основному тоннелю и предназначенная для его обслуживания.

3.32    струйный вентилятор: Вентилятор, реализующий принцип работы, основанный на передаче энергии от полуограниченной струи, исходящей из выходного отверстия вентилятора, к окружающему воздуху.

3.33    струйный вентилятор реверсивный: Струйный вентилятор, сконструированный с возможностью подачи воздушной струи в противоположных направлениях при равных значениях импульса.

3.34    схема вентиляции тоннеля: Схема распределения по тоннельным выработкам (транспортным и сервисным) и расположенным в них вентиляционным каналам поступающих (свежих) и исходящих (загрязненных) воздушных потоков с указанием направлений их движения и расходов воздуха, подразделяющаяся на продольную, поперечную и комбинированную.

3.34.1    продольная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая использование в качестве вентиляционного канала для движения поступающих и исходящих воздушных струй собственно транспортную выработку при условии, что направления их перемещения по всей длине этой выработки параллельны ее продольной оси.

Примечание - Продольная схема вентиляции в случае пожара может быть преобразована в продольную схему с массовой вытяжкой пожарных газов и дыма через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки.

3.34.2    поперечная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, основанная на поступлении свежего воздуха в транспортную выработку по одному вентиляционному каналу или выработке и удалении из нее исходящей струи через клапаны или сбойки по другому вентиляционному каналу или

В НАБОР


5


ю

СП W .1325800.2017

выработке, причем направления движения поступающей и исходящей струй перпендикулярны продольной оси транспортной выработки.

3.34.3 комбинированная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая поступление свежего воздуха в транспортную выработку по одним вентиляционным каналам или выработкам и удаление из нее исходящей воздушной струи по другим вентиляционным каналам или выработкам, причем направления движения поступающей и исходящей струй по длине транспортной выработки могут быть как параллельны, так и перпендикулярны ее продольной оси.

Примечание - Комбинированная схема вентиляции тоннелей включает:

-    продольную схему с массовой вытяжкой пожарных газов и дыма через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки;

-    продольную схему с полной или частичной заменой воздуха через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки;

-    продольно-поперечную схему проветривания, основанную на подаче свежего воздуха или в вентиляционные каналы, расположенные по длине транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную параллельно ей, поступлении его в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками и удалении исходящей воздушной струи из транспортной выработки через порталы тоннеля, причем направление движения поступающей воздушной струи перпендикулярно продольной оси транспортной выработки, а исходящей струи -параллельно ей;

-    реверсивную продольно-поперечную схему проветривания - продольно-поперечную схему, в которой сеть нагнетания (вентиляционные каналы или выработки), полностью или частично, может быть преобразована в сеть вытяжки для дымоудаления путем реверсирования работы вентиляторов, работающих на эту сеть;

-    блоковую схему проветривания, когда свежий воздух подастся в транспортную выработку или через ее порталы (или стволы, штольни) и удаляется из нее через противоположные порталы и другие стволы (штольни), причем направление движение поступающей (исходящей) струи в местах сопряжения транспортной выработки со стволами (штольнями) перпендикулярно продольной оси транспортной выработки.

3.35    транспортная выработка: Основная часть объема тоннеля или часть комплексного подземного сооружения с расположенными в ней дорожным полотном, другими элементами строительных конструкций, а также с эксплуатационным оборудованием, необходимым для использования тоннеля в качестве транспортного сооружения.

3.36    эвакуационная штольня (штольня безопасности): Штольня, предназначенная для эвакуации людей из эксплуатируемых подземных сооружений в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации.

3.37    эжекция: Увлечение потоком с более высоким давлением, движущимся с большой скоростью, среды с низким давлением.

В НАБОР


н

СП 1325800.2017

3.38 эффективность работы вентилятора: Отношение импульса силы вентилятора к механической мощности потребляемой вентилятором, Н/кВт.

4 Обозначения

4.1 В настоящем своде правил применены следующие обозначения:

А - интенсивность движения легковых автомобилей, л/ч;

Б - интенсивность движения легких грузовых автомобилей, л.гр/ч;

В - интенсивность движения тяжелых грузовых автомобилей, т.гр/ч;

С - концентрация, мг/м3;

Ся - коэффициент лобового сопротивления автомобиля;

FT - площадь поперечного сечения тоннеля, м2;

Dr - гидравлический диаметр тоннеля, м;

fh - поправочный коэффициент, учитывающий изменение значений выбросов загрязняющих веществ в зависимости от высоты расположения тоннеля над уровнем моря;

fn - поправочный коэффициент, учитывающий изменение значений выбросов загрязняющих веществ в зависимости от массы транспортных средств;

fi - поправочный коэффициент, учитывающий изменение значений выбросов загрязняющих веществ в период 2010-2030 гг. относительно 2010 г.;

/ст - поправочный коэффициент, учитывающий изменение значения выбросов загрязняющих веществ для технологических показателей Э2 и ЭЗ относительно показателя Э1;

G - объемный расход воздуха, м3/с;

i - дорожный уклон, %;

к\, к2, &з, fo, кь - поправочные коэффициенты к значению импульса силы, развиваемой струйным вентилятором;

L - длина, м;

nj- количество вентиляторов;

пя - количество легковых автомобилей в тоннеле;

Яхт, - количество легких грузовых автомобилей в тоннеле;

/7ф - количество тяжелых грузовых транспортных средств и автобусов в тоннеле;

Ллол - количество дорожных полос в тоннеле;

Q - выбросы загрязняющих веществ, м3/с (м3/ч);

Qn - расчетная мощность пожара, кВт;

<7баэ - выделение загрязнений одним автомобилем, г/(ч тр.ср), м2/(ч. ср);

5М - площадь лобового сопротивления автомобиля, м2;_

7

В НАБОР

л

СП J9S .1325800.2017

Т- абсолютная температура. К;

V- скорость, м/с (км/ч);

АН- разница высот между порталами тоннеля, м;

Хтр - коэффициент сопротивления трения о стены;

£ - коэффициент местного сопротивления; р - плотность, кг/м3, г/м3, г/см3;

4.2 В настоящем своде правил применены следующие обозначения индексов:

л - легковой автомобиль;

л.б - легковой автомобиль с бензиновым двигателем; л.д - легковой автомобиль с дизельным двигателем; л.гр - легкий грузовой автомобиль;

л.гр.б - легкий грузовой автомобиль с бензиновым двигателем; л.гр.д - легкий грузовой автомобиль с дизельным двигателем; гр - тяжелый грузовой автотранспорт (с дизельным двигателем); гр1 - тяжелые грузовые автомобили массой до 15 т и автобусы; гр2 - тяжелые грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом массой до 32 т.

5 Общие положения

5.1    Автодорожные тоннели по особенностям организации вентиляции подразделяют в зависимости от места расположения - на городские и находящиеся вне города; от количества полос движения - на однополосные, двухполосные, трехполосные, четырехполосные; от направления движения транспортных средств - с односторонним, двухсторонним движением транспорта.

5.2    Система вентиляции автодорожных тоннелей представляет собой комплекс объемно-планировочных и инженерно-технических решений, направленных на обеспечение:

нормативных параметров воздушной среды (концентрация загрязняющих веществ, температура, относительная влажность) при любых режимах эксплуатации тоннелей: движение транспорта с установленной скоростью, в том числе в час пик (режим «А»); ежедневное замедленное движение транспорта со скоростью менее 20 км/ч (режим «Б»); исключительное замедленное движение транспорта (прерывистое движение) со скоростью менее 10 км/ч (режим «В»), транспортная пробка (режим «Г»), проведение в тоннеле плановых ремонтных работ;

В HAdOP


8


СП ДО. 1325800.2017

-    безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара по выработкам, свободным от пожарных и дымовых газов, с одновременным удалением по другим выработкам продуктов горения;

-    благоприятных условий для тушения пожара.

5.3    Для проветривания тоннеля могут использоваться: естественная тяга,

поршневой эффект транспортных средств, а также принудительная (механическая) вентиляция на основе вентиляторов различного типа и конструкций:    струйные    вентиляторы,    высоконапорные осевые или

центробежные вентиляторы.

5.4    Использование естественной вентиляции допускается в тоннелях с длиной, не превышающей 350 м при однонаправленном движении транспортных средств. В случае движения транспорта в противоположных направлениях положительное решение вопроса об использовании естественной вентиляции следует применять после дополнительного обоснования, выполненного на основе анализа данных натурных измерений.

5.5    Для механической вентиляции допускается использовать нагнетательный, всасывающий или нагнетательно-всасывающий способы, реализуемые с помощью продольной, поперечной или комбинированной схем проветривания.

Вентиляцию площадок для остановки аварийного транспорта следует осуществлять воздухом, обеспечиваемым принятой схемой проветривания тоннеля.

5.6    Продольную схему вентиляции с подачей или вытяжкой воздуха только через порталы рекомендуется использовать в тоннелях длиной до 0,5 (1,0) км; поперечную схему вентиляции, использующую только вентиляционные каналы (например, подшивной потолок), - до 2,0 (3,0) км.

Примечание - Значения, приведенные в скобках, относятся к тоннелям с однонаправленным движением транспорта.

5.7    Для механического проветривания тоннелей длиной более 2-3 км необходимо дополнительное устройство вентиляционных стволов или штолен для подачи свежего и удаления загрязненного воздуха (поперечная или комбинированная система вентиляции).

Примечание - Выбор наиболее эффективной системы вентиляции следует выполнять на основании технико-экономического сравнения вариантов, предполагающих использование разных систем вентиляции, а в наиболее сложных случаях и на базе специальных исследований.

5.8    Для проветривания одного и того же тоннеля при эксплуатационных режимах допускается использовать продольную схему вентиляции, а в случае возникновения пожара - продольную схему с массовой вытяжкой пожарных газов и дыма или реверсивную продольно-поперечную схему.

9

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации    /

от « -10 » <и<лл*л 2017 г. № 98Ъfnp

СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ ТОННЕЛЕЙ АВТОДОРОЖНЫХ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Издание официальное

Москва 2017

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПШ .1325800.2017


СВОД ПРАВИЛ


СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ ТОННЕЛЕЙ АВТОДОРОЖНЫХ


ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Издание официальное


РОССТАНДАРТ

ФГУП

-СГАНЛАРТИНФОРА!»

ф£Д£.’АЛЬНЫЙ MH^OFU*Д4ЭННЫЙ % ONД СТАНДАРТОВ




Москва 2017


5набор]


CTlJSi .1 325800.2017

Предисловие

Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛИ - ООО «СанТехПроект», АС «СЗ Центр АВОК»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4    УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 июля 2017 г. № 983/пр и введен в действие с 11 января 2018 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет.

О Минстрой России, 2017

Настоящий свод правил на может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минстроя России

В НАБОР


СП ^.1325800.2017

Содержание

1    Область применения.................................................................................

2    Нормативные ссылки...............................................................................

3    Термины и определения...............................................................

4    Обозначения ........................................................................

5    Общие положения.....................................................................................

6    Правила проектирование продольной схемы вентиляции................

7    Правила проектирования поперечной схемы вентиляции...............

8    Правила проектирования комбинированных схем вентиляции

автодорожных тоннелей............................................................

9    Правила сбора исходных данных для проектирования систем

вентиляции автодорожных тоннелей............................................

10    Последовательность проектирования вентиляции автодорожных

тоннелей ...............................................................................

11    Правила монтажа и контроль за выполнением работ по созданию

систем вентиляции автодорожных тоннелей..................................

12    Правила и порядок проведения пусконаладочных работ................

13    Контроль выполнения работ...................................................

14    Порядок сдачи системы техническому заказчику........................

15    Правила эксплуатации систем вентиляции автодорожных тоннелей Приложение А Базовые значения выбросов оксида углерода СО для

показателя Э1 в 2010 г............................................................

Приложение Б Базовые значения выбросов NO2 для показателя Э1 в

2010 г.............................................................................................................

Приложение В Базовые значения выбросов взвешенных частиц

выхлопного происхождения (сажи) для показателя 31 в 2010 г...........

Приложение Г Поправочные коэффициенты на значения выбросов

загрязняющих веществ..............................................................

Приложение Д Значения выбросов частиц невыхлопного

происхождения диаметром 2,5 мм.....................................................

Приложение Е Методика расчета необходимого количества воздуха .... Приложение Ж Расчет потерь давления при движении воздуха по

тоннелю................................................................................

Приложение И Пример расчета продольной схемы вентиляции

автодорожного тоннеля...........................................................................

Библиография................................................................................

в НАБОР


ш


Cn.W.1325800.2017


Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 29 декабря 2014 г. №    190-ФЗ

«Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 22 июля 2008 г. №    123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной

безопасности», от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В своде правил изложены общие требования и правила проектирования систем вентиляции автодорожных тоннелей для обеспечения их безопасной эксплуатации при различных транспортных ситуациях, а также при возникновении в тоннелях пожара.

Настоящий свод правил разработан впервые с учетом европейского и передового отечественного опыта проектирования и последующей эксплуатации автодорожных тоннелей.

Авторский коллектив: ООО «СанТехПроект» (канд. техн. наук А.Я. Шарипов), АС «СЗ Центр АВОК» (д-р техн. наук, проф. А.М. Гримитлин), Санкт-Петербургский горный университет (д-р техн. наук, проф. С.Г. Гендлер), ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» (главный технолог В. А. Соколов).


IV


В НАоОР


*


СПА'. 1325800.2017


$


СВОД ПРАВИЛ


СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ ТОННЕЛЕЙ АВТОДОРОЖНЫХ.

ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Ventilation systems of highway tunnels.

Design rules


Дата введения-2018-ОМ 1


1    Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование систем вентиляции автодорожных тоннелей всех типов, в том числе использующих струйные вентиляторы или их комбинацию с тоннельными вентиляторами.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ ISO 5802-2012 Вентиляторы промышленные. Испытания в условиях эксплуатации

ГОСТ Р 56521-2015 Тоннели автомобильные. Требования безопасности СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» (с изменением № 1)

СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума»

СП 122.13330.2012 «СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные» (с изменением № 1)


Издание официальное


В НАБОР


1


СП № .1325800.2017

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    аварийная ситуация в тоннеле: Опасное техногенное происшествие (пожар, прорыв воды, разрушение крепи, выброс ядовитых и взрывоопасных веществ и т. п.), создающее в тоннеле и прилегающей к нему территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению конструкций тоннеля, нарушению движения транспорта, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

3.2    автодорожный тоннель: Подземное (или подводное) инженерное сооружение, предназначенное для пропуска (проезда) автотранспортных средств в целях преодоления высотных или контурных препятствий.

3.3    вентилятор дымоудаления:    Вентилятор    высоконапорный,

сохраняющий работоспособность при температуре перемещаемого воздуха 400 °С - 600 °С в течение 2 ч и предназначенный для удаления дымовых и пожарных газов из очага пожара.

3.4    взвешенные частицы невыхлопного происхождения: Частицы пыли, как правило, диаметром 2,5 мм, образующиеся в результате разрушения дорожного полотна, тормозных колодок и т. п.

3.5    видимость, м: Отношение светового потока, прошедшего в воздухе без изменения направления путь, равный 1 м, к световому потоку, вошедшему в воздух в виде параллельного пучка.

6


В НАоОР


2


It-

СП ^.1325800.2017

3.6    выбросы загрязняющих веществ, г/ч (м2/ч): Количество загрязняющих веществ различной химической и физической природы, выделяющихся в единицу времени при движении транспортных средств по тоннелю.

3.7    габарит приближения строений и оборудования автодорожных

тоннелей (габарит приближения):    Предельное    поперечное

(перпендикулярное оси проезжей части) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и строительных конструкций, всех видов оборудования и устройств (устройства вентиляции, электроснабжения, освещения, сигнализации, связи, направляющие, дренажные, водоотводные, противопожарные и др.) с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж.

3.8    дефлекторы: Пластины, устанавливаемые на выходе воздушного потока из струйного вентилятора и отклоняющие воздушный поток на заданный угол от линии, параллельной оси тоннеля.

3.9    дорожный уклон тоннеля, %: Отношение разности высот начала и конца рассматриваемого участка тоннеля к проекции длины этого участка на горизонтальную плоскость.

3.10    естественная тяга, Па: Перепад давлений (депрессия), создаваемый вследствие разности средней температуры воздуха в тоннеле и температуры атмосферного воздуха у портала с меньшей высотной отметкой относительно уровня моря; разности средних температур столбов атмосферного воздуха, имеющих высоту, соответствующую высоте приземного слоя атмосферы у порталов тоннеля; ветрового напора.

3.11    импульс струйного вентилятора, Н: Реактивная сила, равная произведению массового расхода воздуха, подаваемого вентилятором, на среднюю скорость воздуха в его входном сечении.

3.12    интенсивность движения транспортных средств: Количество транспортных средств различного типа, проходящих через тоннель в единицу времени (с, ч, сут).

3.13    коэффициент ослабления, м'1: Потери интенсивности светового потока относительно начальной интенсивности светового потока у источника после прохождения им единичного расстояния через воздушную среду в тоннеле.

3.14    количество движения (импульс), кг*м/с: Векторная физическая величина, равная произведению массы точки на ее скорость.

Пр имечанис - Количество движения является мерой механического движения.

В НАБОР


3