Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
В Руководстве обобщены рациональные приемы совершенствования функциональной и архитектурно-планировочной взаимосвязи близко расположенных производственных и жилых зон. В Руководстве рассмотрены вопросы формирования структуры производственной зоны промышленно-селитебных районов с учетом входящих в ее состав промышленных узлов, а также вопросы планировки жилых районов и предзаводских территорий. Руководство рассчитано на широкий круг проектировщиков-градостроителей.
Предисловие
1. Общие положения
2. Производственная зона промышленно-селитебного района
3. Жилая зона промышленно-селитебного района
4. Стыковая зона промышленно-селитебного района
5. Архитектурно-композиционная взаимосвязь производственной и жилой зон промышленно-селитебного района
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | ЦНИИП градостроительства | ||
Издан | Стройиздат | 1978 г. | |
Утвержден | ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОСГРАЖДАНСТРОЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ ПРОМЫШЛЕННОСЕЛИТЕБНЫХ РАЙОНОВ
МОСКВА 1978 |
щем количестве мест приложения труда промышленно-селитебного района составляла не менее 40%.
2.3. В целях повышения эффективности использования территории и как средство упорядочения планировочной структуры производственных зон желательно использовать подземное пространство для промышленного строительства. К размещению в подземном пространстве может быть рекомендована следующая номенклатура объектов:
при соответствии подземного размещения требованиям технологии производства — предприятия по изготовлению светочувствительных материалов, холодильники, охлаждаемые хранилища; производства, не допускающие вибрацию;
при отсутствии необходимости в естественном освещении для функционирования производств и небольшом по времени и периодическом пребывании обслуживающего персонала — склады сырья, готовой продукции, комплектующих изделий и материалов; архивы; помещения инженерно-технического обслуживания; трансформаторные подстанции (с сухими трансформаторами), электрораспределительные устройства, пункты теплогазоснабжения, очистные сооружения, насосные, гаражи; полностью автоматизированные производства.
2.4. В зависимости от местных условий района, технологических и планировочных особенностей промышленных предприятий и других мест приложения труда производственная зона района может иметь компактное (промышленный район или узел) или рассредоточенное решение (отдельные предприятия).
Рассредоточенное решение предусматривает размещение отдельных промышленных предприятий IV и V класса вредности по санитарной классификации, а также непромышленных мест приложения труда, в жилой зоне промышленно-селитебного района, руководствуясь при этом указаниями главы СНиП 11-60-75, п. 3.5 о размещении промышленных предприятий в пределах селитебной территории. Такое решение улучшает условия расселения трудящихся, способствует вовлечению в производство женского труда, уменьшает затраты на транспортное обслуживание.
Компактное решение промышленной зоны является наиболее эффективным для производства и дает большие экономические преимущества, обеспечивая кратчайшие производственные взаимосвязи между предприятиями, централизацию учреждений культурно-бытового и научно-технического назначения, сокращение территории, уменьшение протяженности подъездных железнодорожных путей, автодорог, инженерных коммуникаций.
Объединение предприятий промышленных районов независимо от ведомственной принадлежности и характера производства (когда это экономически целесообразно) в группы предприятий, проводимо^ в соответствии с главами СНиП 11-60-75, п. 3.6 и СНиП Н-М.1-71*, пп. 2.1—2.3, создает условия для комплексного решения архитектурно-планировочных и функциональных задач, повышает качество архитектурно-планировочного решения производственной зоны, способствует сокращению территории до 9—10%, протяженности железнодорожных путей до 18—20%, автодорог до 10—15 и снижению сметной стоимости строительства в среднем на 3—5% по сравнению с обособленным возведением отдельных объектов. На территории промышленного района могут быть размещены одна или несколько групп промышленных предприятий.
И
Целесообразные размеры и структура производственной зоны должны быть в каждом конкретном случае экономически обоснованы исходя из совокупной эффективности затрат при комплексном решении всех городских проблем (организация транспорта, охрана окружающей среды, очередность освоения территорий и др.).
2.5. Для рассредоточения в промышленно-селитебном районе людских и транспортных потоков при создании производственной зоны, состоящей из нескольких промышленных районов, узлов и отдельных предприятий, целесообразно в наиболее крупном промышленном районе сосредоточивать не более 40—50% трудящихся, занятых в промышленности. С этой целью для предприятий местной промышленности, складских, пищевых и транспортных объектов следует предусматривать отдельную промышленно-коммунальную группу.
Промышленные районы, входящие в состав производственной зоны промышленно-селитебного района, следует формировать в соответствии с главой СНиП П-60-75, п. 3,2, исходя из общего количества трудящихся в одном промышленном районе не более 30 тыс. человек.
Научно-технические объекты, административно-управленческие здания, профессионально-технические училища, научно-исследовательские комплексы не следует без необходимости размещать на территории промышленных районов (узлов, предприятий) производственной зоны. Целесообразно приближать эти объекты к границе жилой зоны, активно включать их в состав жилых образований, чтобы использовать преимущества комплексного расселения трудящихся.
2.6. Промышленные узлы, размещаемые в производственной зоне промышленно-селитебных районов, могут быть специализированными (состоящими из предприятий одной отрасли или близких по производственным признакам отраслей) и многоотраслевыми.
При формировании специализированных промышленных узлов легче решаются вопросы кооперирования предприятий, утилизации отходов и другие стороны их функциональной и архитектурной организации. При этом необходимо учитывать, что специализация производства может предусматривать применение труда лишь определенных профессиональных демографических групп трудящихся, например, преимущественно мужского (или женского) труда; в этом случае необходимо дополнительно размещать в производственной зоне промышленно-селитебного района места приложения труда, обеспечивающие трудовую занятость и других профессиональных, квалификационных и демографических групп населения.
При формировании многоотраслевых промышленных узлов трудовая занятость всех групп населения промышленно-селитебного района обеспечивается, как правило, самим разнообразием мест приложения труда по отраслям и видам производства. Основной задачей при этом является тщательное обоснование включения разноотраслевых предприятий в состав промышленных узлов с целью обеспечения оптимальных технологических требований, санитарно-гигиенических условий и рациональности архитектурно-планировочных решений.
2.7. В соответствии с главой СНиП 11-М. 1-71 * п. 3.4 территория промышленных узлов должна быть разделена на зоны: площадок предприятий; общественных центров; общих объектов вспомогательных и подсобных производств и хозяйств; складов.
12
Функциональное зонирование территорий промышленных узлов, размещаемых в производственной зоне промышленно-селитебных районов, должно предусматривать такую планировочную организацию, при которой к жилой застройке обращена и максимально приближена зона общественных и научно-технических центров.
б
Рис. 1. Пример производственной зоны промышленно-селитебного района в виде промышленного узла |
Г
А — схема архитектурно-планировочной организации; Б — схема функционального зонирования; / — жилая застройка; 2 — общественные центры; 3 — предприятия; 4 — резервная территория; 5 — жилая зона; 6 — стыковая зона; 7 — входы на предприятия; 8 ~~ зона общественных центров; 9 — зона площадок предприятий с наибольшим числом трудящихся; 10 — зона общих вспомогательных и подсобных объектов; И — зона складов
13
входных групп и бытовых помещений. За этой зоной последовательно размещаются зоны предприятий в зависимости от удельного числа трудящихся и зона вспомогательных и подсобных производств и хозяйств. В тыловой части площадки целесообразно располагать территории складов и транспорта. В этом случае наилучшим образом организуются людские и грузовые потоки, концентрируются транспортные пути в складской зоне, создаются условия для оптимального решения застройки промышленного узла с размещением наиболее выразительных по своей архитектуре производственных корпусов ориентированно на селитебную территорию (рис. 1).
2.8. При организации производственной зоны в целях экономии городских территорий, следует рассматривать возможность освоения площадок с неблагоприятными топографическими, геологическими и гидрологическими условиями и принимать объемно-пространственные решения, предусматривающие повышение этажности застройки, компактное размещение зданий и сооружений, сокращение количества отдельно стоящих зданий за счет блокирования зданий, объединения и кооперирования производств в соответствии с технологическими, санитарными, противопожарными и другими нормами. Такие решения, уменьшая размеры промышленных территорий, улучшают транспортную и пешеходную доступность мест приложения труда, т. е. увеличивают эффективность всей планировочной структуры промышленно-селитебного района.
В промышленно-селитебном районе необходимо стремиться к максимальному ограничению применения железнодорожного транспорта за счет использования на внешних и внутриузловых перевозках автомобильного, трубопроводного, пневматического и других видов транспорта. Это способствует экономии территории и созданию рациональной транспортной схемы промышленной зоны, при которой сведены к минимуму пересечения людских и грузовых потоков и облегчено устройство пересечений в разных уровнях.
В соответствии с главой СНиП 11-60-75, п. 3.7 для предприятий, промышленных узлов и промышленных районов с протяженностью территории более 2000 м и шириной более 800 м следует предусматривать глубинные вводы линий общественного транспорта на их территории.
3.1. Жилая зона промышленно-селитебного района располагается с соблюдением санитарно-гигиенических требований в непосредственной близости к его производственной зоне и служит для расселения преобладающей части трудящихся района.
Целесообразным архитектурно-планировочным приемом, позволяющим рационально организовать планировочную структуру района и обеспечить возможность его развития на перспективу, является параллельное расположение производственной и жилой зон. Такой прием обеспечивает близость жилья к местам приложения труда жителей, дает возможность развития как жилой, так и производственной зон, позволяет осуществить строительство района по частям, вводя в строй относительно законченный в функциональном и планировочном отношении промышленно-селитебный элемент района.
3.2. Наиболее распространены три характерных приема решения селитебных территорий промышленно-селитебных районов (рис. 2).
Схема А. Жилая зона развивается вдоль оси, ведущей к центральной проходной на предзаводской площади. В этих условиях организуются достаточно удобные транспортные связи, число пешеходных передвижений к местам приложения труда сокращается.
Схема Б. Параллельное размещение жилой и производственной зон, при котором создаются благоприятные условия для организации пешеходного передвижения к местам приложения труда.
Схемы В и Г. Конфигурация жилой зоны примерно соответствует форме зоны пешеходной доступности мест приложения труда через центральную проходную.
При равных размерах промышленно-селитебных районов их планировка оказывает существенное влияние на организацию тру-
Рис. 2. Схемы планировки промышленно-селитебных районов с разной формой селитебной территории А — вытянутой вдоль магистрали, ведущей к предзаводской площади; Б — вытянутой вдоль промышленной территории; В и Г — близкой к форме территории зоны пешеходной доступности промышленных предприятий; / — промышленные территории; 2 — жилые территории; Я — радиус 1500—1700 м, обеспечивающий пешеходную доступность мест приложения труда до 2000 м |
15
довых передвижений населения. Объем транспортной работы, суммарные затраты времени населения на трудовые передвижения могут меняться на 15—30% в зависимости от планировки района. Наиболее предпочтительной является компактная, близкая к форме зоны пешеходной доступности селитебная территория (см. рис. 2, В и Г), с радиусом пешеходной доступности производственной зоны, не превышающим 1700—2000 м. При такой конфигурации селитебной территории по сравнению с прямоугольной, размещенной перпендикулярно производственной зоне, средняя дальность трудовой поездки сокращается на 17—19%, а объем транспортной работы снижается на 24—27% с уменьшением потребности в транспортном подвижном составе и значительном увеличении пешеходной доступности предприятий.
Конфигурацию межмагистральных территорий необходимо выбирать с учетом направления основных трудовых потоков. Средняя длина поездок к месту работы в районе при межмагистральных территориях, вытянутых вдоль направления основных трудовых потоков, ниже, чем при межмагистральных территориях, вытянутых поперек этого направления. Соотношение сторон межмагистральных территорий может быть принято от 1:1,5 до 1:2,5. При более вытянутой форме межмагистральных территорий увеличивается средняя дальность поездок по району и к местам приложения труда. При расположении промышленных предприятий с двух-трех сторон селитебной зоны, когда не удается выделить главного направления трудовых потоков, наиболее рациональной для межмагистральных территорий является квадратная форма, создающая относительно равные условия связи с различными местами приложения труда (предельный размер 1X1 км).
3.3. При проектировании жилой зоны необходимо предусматривать рациональное пространственное распределение функциональных связей, что достигается:
размещением общественного центра промышленно-селитебного района в удобной связи с направлением главных трудовых потоков в производственную зону;
зонированием плотности жилого фонда с учетом доступности основных центров трудового и культурно-бытового тяготения;
дифференцированным решением системы магистралей и транспорта, в частности усилением значимости среднего класса магистралей с общественным транспортом.
ЗА При размещении учреждений культурно-бытового обслуживания следует учитывать направление трудовых потоков к промышленным предприятиям, являющимся местом приложения труда для населения, на обслуживание которого эти учреждения преимущественно рассчитаны. Если промышленные предприятия района размещены с разных сторон жилой зоны, а трудовые потоки рассредоточены по нескольким направлениям, из которых невозможно выделить главное, общественные центры следует располагать, как правило, примерно в центре жилой зоны. При параллельном расположении жилой и производственной зон, когда регулярные трудовые потоки имеют одно главное направление от жилой зоны, а санитарно-защитный разрыв имеет небольшую величину, как правило, следует предусматривать приближение общественных центров к стыковой зоне района.
В условиях близкого расположения производственной и жилой зон целесообразным является объединенное решение сетей культур-
16
но-бытового обслуживания этих зон. В комплекс учреждений объ-единенного обслуживания трудящихся и жителей промышленно-селитебных районов могут входить следующие виды обслуживания: культурно-массовое (клубные учреждения с библиотеками, кабинеты политического просвещения, спортивные сооружения и площадки) ;
здравоохранение (медико-санитарные части с поликлиниками, здравпунктами, станция скорой помощи, санатории-профилактории, аптечные киоски);
общественное питание (заготовочные предприятия, рестораны, кафе, закусочные, столовые и буфеты);
торговое и бытовое обслуживание (магазины, комбинаты бытового обслуживания и их приемные пункты, ателье по пошиву одежды, отделения связи и сберегательные кассы);
коммунальное обслуживание (прачечные и химические чистки, мастерские по ремонту одежды и обуви, остановочные павильоны общественного транспорта и др.).
С этой целью следует предусматривать на стыке зон систему единых общественных центров. Комплексная организация объединенных общественных центров позволяет повысить уровень обслуживания населения за счет расширения номенклатуры и укрупнения обслуживающих учреждений, снизить стоимость строительства и эксплуатационные расходы суммарно на 10—12% по сравнению с раздельным решением центров. Предельная величина радиуса доступности учреждений объединенного общественного центра промышленно-селитебного района может составлять 1500 м. При больших размерах района, когда радиус доступности его центра выходит за пределы 1500 м, возникает необходимость в создании дополнительных обслуживающих подцентров.
Функциональная взаимосвязь элементов системы общественных центров должна быть обеспечена путем соответствующего расчета каждого из них по составу, мощности и размещению учреждений обслуживания с тем, чтобы центры взаимно дополняли друг друга в обслуживании трудящихся и населения района путем рационального сочетания своих универсальных и специализированных частей.
3.5. В структуре жилой зоны промышленно-селитебного района могут быть размещены промышленные предприятия в соответствии с перечнем, приведенным в табл. 1, п. 1, а также научно-исследовательские и проектные учреждения. Доля трудящихся, которую целесообразно занять в таких местах приложения труда, может составить до 20—25% общего количества трудящихся, занятых в районе.
3.6. В полосе жилой зоны, прилегающей к стыковой зоне, куда тяготеют главный и другие общественные центры района, следует предусматривать расположение гостиниц, общежитий, жилых домов гостиничного типа для малых семей и одиночек, увеличивать этажность и плотность застройки до показателей более высоких, чем в среднем по жилой зоне района. Плотность населения в зоне массовой пешеходной доступности в радиусе до 500—600 м от станций и остановок скоростного транспорта, размещаемых в наиболее активных местах общественных центров, может составлять до 380—400 чел/га. При норме жилой площади 15 м2/чел это соответствует плотности жилого фонда микрорайонов «брутто» в 5500— 6000 м2/га. Наиболее ценная в градостроительном отношении территория, непосредственно прилегающая к станциям и остановкам
17
транспорта в радиусе до 150—200 м, требует еще большей плотности населения и максимального удельного числа трудящихся в местах приложения труда.
3.7. В жилой зоне района должна быть развита достаточно мощная по пропускной способности и разветвленная система пешеходных дорог всех видов, пешеходных площадей и зон. Пешеходные пути, обслуживающие трудовые передвижения, целесообразно Прокладывать по кратчайшим, расстояниям, фокусируя пути у мест входа в производственную зону. Фокусирующие приемы расположения пешеходных дорог следует применять по отношению ко всем общественным центрам промышленно-селитебного района, добиваясь тем самым планировочного выявления мест общественных центров в системе застройки и уменьшения затрат времени на пешеходные передвижения в районе.
На территории предзаводских площадей, во внутреннем пространстве главного общественно-делового центра, а также в центрах планировочных и жилых районов следует предусматривать зоны пешеходного движения, полностью свободные от регулярного движения наземного транспорта. Эти зоны являются местом наиболее интенсивного движения трудовых потоков и посетителей общественных центров и могут включать в себя площадки перед входом в предприятия, научные и проектные учреждения, учреждения общественного обслуживания, торговые улицы, пешеходные аллеи и бульвары, скверы и другие объекты и места отдыха. Важнейшим требованием к системе пешеходных дорог является непрерывность, последовательное ее продолжение по всей территории района, включая его производственную и жилую зоны.
4.1. Стыковая зона промышленно-селитебного района предназначена для выполнения санитарно-защитных функций, а также транспортного, инженерного, административного, культурно-бытового и других видов совместного обслуживания зон района.
Удельный вес стыковых территорий по отношению к величине территории промышленных образований обычно составляет (%): для отдельных предприятий 8—12, для промышленных узлов 9—13, для промышленных районов 10—15. Стыковые зоны между промышленными и жилыми районами составляют в среднем около 1% земельного баланса в сложившихся и от 0,5 до 3% в новых городах.
Для отдельных промышленных предприятий с территорией до 100—300 га величину стыковой территории следует принимать из ориентировочного расчета 0,5—0,9 га на 1000 трудящихся списочного состава. Для промышленных узлов с территорией 200—500 га величину стыковой зоны следует принимать из ориентировочного расчета 0,9—1,2 га, для промышленных районов с территорией до 1500 га из расчета 1, 1—2 га на тысячу трудящихся списочного состава.
4.2. Санитарная характеристика производств — важный фактор, который определяет возможность размещения предприятия и промышленного узла в промышленно-селитебном районе, их местоположение по отношению к жилым территориям, влияет на величину и характер решения стыковой зоны района.
При санитарно-гигиенической необходимости между границей производственной зоны и границей жилой зоны промышленно-селитебного района должна быть предусмотрена санитарно-защигная зона, обеспечивающая изоляцию жилой зоны от неблагоприятного влияния промышленности. В зависимости от класса вредности предприятий санитарно-защитная зона может быть меньше стыковой зоны или совпадать с ее границами.
При формировании промышленно-селитебного района на основе отдельного промышленного предприятия или рассредоточенно размещенных предприятий санитарно-защитную зону между промышленной и жилой территорией следует принимать в соответствии с санитарными нормами проектирования промышленных предприятий СН 245-71.
При групповом размещении предприятий ширину санитарно-защитной зоны необходимо устанавливать путем расчета в соответствии с «Указаниями по расчету рассеивания в атмосфере выбросов предприятий» СН 369-74 с учетом производственно-технических характеристик производств, гигиенических норм предельно допустимых концентраций (ПДК) 1 вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест, а также местных метеорологических и топографических особенностей района строительства. Когда по условиям, сложившимся в городе, ширина санитарно-защитной зоны должна быть ограничена, необходимо соблюдать нормы предельно допустимого выброса (ПДВ) 2 по всем видам вредных веществ для всех источников производственно-технологических вредностей промузла с учетом местных природно-климатических условий, суммации вредных веществ и фоновой концентрации.
4.3. На территории санитарно-защитной зоны помимо озеленения могут быть размещены здания, транспортные сооружения, инженерные коммуникации и другие элементы стыковой зоны промышленно-селитебного района. Строительные объекты и планировочные элементы, которые рекомендуются для размещения на территории санитарно-защитной зоны в зависимости от ее величины, приведены в табл. 2.
При использовании территории санитарно-защитной зоны целесообразно придерживаться следующего ориентировочного баланса ее территории:
30—40% — озеленение древесно-кустарниковыми породами общей шириной не менее 20 м при величине санитарно-защитной зоны до 100 м, в других случаях не менее 50 м;
10—30% — автодороги (улицы) местного значения, тротуары, велосипедные дорожки;
40—50% — застройка административно-техническими и коммунально-бытовыми объектами, транзитные пути сообщения, прокладка инженерных коммуникаций.
4.4. Подбор зеленых насаждений для санитарно-защитных зон
1 В санитарной классификации.
2 Под ПДВ понимается количество (г/с) выбрасываемого в атмрсферу вредного вещества, при котором с учетом рассеивания и самых неблагоприятных метеорологических условий на любом расстоянии от источника не будет создаваться в приземном слое атмосферы превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) этого вещества, установленной Министерством здравоохранения СССР (СН 245-71).
Ширина зон, |
м | |||
№ п.п. |
Строительные объекты и планировочные элементы |
50 |
100 |
300 |
1 |
Озеленение и благоустройство Деревья и кустарники |
+ |
+ |
+ |
2 |
Газон и цветники |
+ |
+ |
+ |
3 |
Питомники растений |
+ |
+ | |
4 |
Места отдыха для работающих |
+ |
+ |
+ |
5 |
на предприятиях Транспортные сети Автодороги, улицы |
+ |
+ |
+ |
6 |
Развязка автодорог в разных |
— |
— |
+ |
7 |
уровнях Пешеходные дорожки |
+ |
+ |
+ |
8 |
Велосипедные дорожки |
+ |
+ |
+ |
9 |
Стоянки авто-мото-велотра нс- |
+ |
+ |
+ |
10 |
порта Железнодорожные пути |
+ |
+ |
+ |
И |
Инженерные коммуникации Газопроводы, инженерные, сети |
+ |
+ |
+ |
12 |
коммуникаций ЛЭП от 20 до ПО кВ |
_ |
___ |
+ |
13 |
ЛЭП от ПО до 220 кВ |
— |
— |
+ |
14 |
Здания административнослужебные, научно-технические, учебные Административно-служебные зда |
+ |
+ |
+ |
15 |
ния предприятий Помещения для аварийного пер |
+ |
+ |
+ |
16 |
сонала и охраны предприятий, проходные Здания научно-технического наз |
+ |
+ |
■Ь |
17 |
начения для предприятий Профессиональные училища, профшколы, техникумы и др. Здания торговые и коммунального назначения Торговые здания |
— |
+ |
+ |
18 |
+ |
+ |
+ | |
19 |
Столовые, кафе, закусочные |
+ |
+ |
+ |
20 |
Поликлиники, амбулатории |
— |
+ |
+ |
21 |
Пожарное депо |
+ |
+ |
+ |
22 |
Бани, прачечные |
— |
+ |
+ |
23 |
Гаражи |
+ |
+ |
+ |
24 |
Котельные (на газовом топливе) |
■—• |
+ |
+ |
25 |
Киоски |
+ |
+ |
+ |
26 |
Склады (кроме продовольствен |
— |
+ |
+ |
ных) |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОСГРАЖДАНСТРОЯ (ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА)
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ ПРОМЫШЛЕННОСЕЛИТЕБНЫХ РАЙОНОВ
МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1978 |
по характеру защитного действия древесно-кустарниковых пород, газонных трав и цветочных растений следует осуществлять в соответствии с ассортиментом, рекомендованным «Техническими указаниями по проектированию и содержанию зеленых насаждений в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий». Москва, 1973.
4.5. При архитектурно-планировочной организации стыковой зоны промышленно-селитебного района должно быть проведено четкое функциональное зонирование ее территории. Основными функциональными частями стыковой зоны являются:
территории застройки — участки административно-деловых, научно-исследовательских и проектных, учебных, культурно-бытовых и других обслуживающих учреждений — 9—18%;
территории транспортного движения — магистрали и дороги, улицы, проезды, развязки, автостоянки и т. д.— 30—40%;
территории пешеходного движения—посадочные площадки у остановок общественного транспорта, пешеходные площади, пути пешеходного движения максимальной, средней и малой интенсивности, площадки отдыха, ожидания и т. д —8—16%;
озеленение и резервные территории — 40—50% общей территории стыковой зоны.
Удельными расчетными показателями для ориентировочного определения величины основных функциональных частей стыковой зоны отдельного предприятия являются:
территории застройки — 0,6 га на 1000 трудящихся наибольшей смены;
территории транспортного движения — 0,4 га на 1000 трудящихся наибольшей смены, в том числе озеленение — 50%;
территории пешеходного движения — 0,2 га на 1000 трудящихся наибольшей смены, в том числе озеленение — 50%;
резервные территории — 30% всей территории стыковой зоны; санитарно-защитная зона (ее часть, не занятая упомянутыми выше частями стыковой зоны) — в соответствии с расчетом.
Территории специализированных административных, научно-технических и других центров, возникающих в стыковой зоне между производственной и жилой территориями, рассчитываются индивидуально в каждом конкретном случае.
4.6. При определении состава застройки стыковой зоны промышленно-селитебного района следует исходить из ориентировочного перечня основных групп учреждений и объектов:
административно-деловой комплекс управления — генеральная дирекция (совет директоров предприятий, входящих в производственную зону района), заводоуправление, блок центральных проходных и т. д.;
научно-технический центр — центральная заводская лаборатория, инженерный центр, научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, вычислительный центр и т. д.;
учебный центр — завод-втуз, техникумы, профессионально-технические училища, школы рабочей молодежи, учебно-курсовой комбинат и т. д.;
общественный центр культурно-бытового обслуживания — столовые, кафе, торговые учреждения, учреждения коммунально-бытового обслуживания, гостиницы и т. д.;
медицинский центр — поликлиническое отделение медико-санитарной части, профилакторий и т. д.;
21
УДК 711.554
Рекомендовано секцией НТС ЦНИИП градостроительства по проблеме «Реконструкция городов».
Руководство по проектированию городских промышленно-селитебных районов / ЦНИИП градостроительства. — М.: Стройиздат, 1978. — 30 с.
В Руководстве обобщены рациональные приемы совершенствования функциональной и архитектурно-планировочной взаимосвязи близко раслсложенных производственных и жилых зон. В Руководстве рассмотрены вопросы формирования структуры производственной зоны промышленно-селитебных районов с учетом входящих в ее состав промышленных узлов, а также вопросы планировки жилых районов и предзаводских территорий.
Руководство рассчитано на широкий круг проектировщиков-гра-достроителей.
Табл. 2, рис. 6.
30213—457 047(01)—78
Инструкт.-нормат. II вып. — 28—78
© Стройиздат, 1978
Организация городских промышленно-селитебных районов в соответствии с главой СНиП 11-60-75, п. 2.7 допускается при размещении в городах промышленных предприятий, не выделяющих в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, не создающих повышенных уровней шума, вибрации и электромагнитных излучений.
Настоящее Руководство направлено на проектирование промышленно-селитебных районов в относительно обособленных (преимущественно периферийных) территориальных частях больших, крупных и крупнейших городов, не предрешая специфики многообразных производственно-селитебных связей в сложившихся центральных частях этих городов.
Основная задача Руководства — обобщение рациональных приемов планировки близко расположенных производственных и жилых территорий в части совершенствования их функциональной и архитектурно-планировочной взаимосвязи. Руководство разработано применительно к стадии проекта детальной планировки жилого района и проекта планировки промышленного района для использования в проектировании возможностей комплексного решения промышленно-селитебных районов с учетом требований Инструкции СН 345-66.
Руководство состоит из 5 разделов:
1. Общие положения.
2. Производственная зона промышленно-селитебного района.
3. Жилая зона промышленно-селитебного района.
4. Стыковая зона промышленно-селитебного района.
5. Архитектурно-композиционная взаимосвязь производственной и жилой зон промышленно-селитебного района.
При составлении Руководства учтены основные предшествующие работы по организации промышленно-селитебных районов’ в том числе работы ЦНИИП градостроительства, ЦНИИпромзданий, ЦНИИ теории и истории архитектуры, Харьковского инженерностроительного института, КиевНИИП градостроительства, НИиПИ Генплана г. Москвы, Московского архитектурного института, Московского Промстройпроекта. При составлении Руководства использованы материалы БелгосНИИП градостроительства Госстроя БССР.
Руководство разработано ЦНИИП градостроительства Госграж-данстроя (Ю. П, Бочаров, О. В. Кудинов, В. П. Ломаченко при участии Н. Ю. Григорьевой, Т. П. Голубевой, Т. В. Тайхберг) и ЦНИИпромзданий Госстроя СССР (Е. С. Матвеев, О. П. Метляева, Е. А. Сельянова при участии О. С. Бутаева, Д. А. Лейкиной).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Промышленно-селитебный район — это относительно обособленный район города, где предприятия III—V классов вредности по санитарной классификации, а также предприятия непромышленного профиля образуют с жилой зоной единую планировочную структуру и инфраструктуру района, с пешеходными и транспортными связями между местами приложения труда и расселения трудящихся, с некоторыми общими объектами культурно-бытового обслуживания производственных кадров и населения жилой зоны. В промышленно-селитебном районе сочетаются основные социальные функции: труд, жилище и обслуживание.
1.2. В процессе формирования и развития города последовательное создание промышленно-селитебных районов обеспечивает более устойчивую взаимосвязь основных функциональных зон и относительную законченность планировочной структуры города на каждом этапе строительства. При этом обеспечивается более равномерное распределение мест приложения труда на территории города, улучшается доступность основных промышленных зон и центров обслуживания населения путем пространственной и функциональной взаимосвязи мест приложения труда, жилищ и учреждений обслуживания.
В новых и сложившихся крупных городах при создании расчлененной планировочной структуры промышленно-селитебные районы целесообразно формировать в границах городских планировочных районов, разделенных естественными рубежами (лесные массивы, реки и т. д.) и коммуникационными коридорами. Главным в функционально-планировочной организации нового города с расчлененной структурой должно стать обеспечение относительного баланса мест труда и трудоспособного населения в промышленно-селитебных районах с тем, чтобы предотвратить вынужденные дальние поездки населения к месту работы.
1.3. На основе анализа затрат на строительство и эксплуатацию общественных центров, обеспеченности культурно-бытовыми учреждениями, условий транспортного и пешеходного сообщения с промышленными предприятиями, а также с учетом участия в производстве и общественном обслуживании персонала разной профессионально-демографической структуры, рекомендуются следующие средние1 размеры промышленно-селитебных районов, которые следует учитывать при разработке проектов планировки:
в больших городах —550—1100 га селитебной территории (50—100 тыс. жителей, 20—30 тыс. трудящихся);
в крупных городах — 650—1500 га селитебной территории (65— 150 тыс. жителей, 30—50 тыс. трудящихся).
1.4. Основными функциональными зонами промышленно-селитебного района являются:
производственная, жилая, стыковая зона между производственной и жилой территориями.
1.5. Промышленно-селитебный район должен представлять со-
бой рациональную комплексную организацию составляющих его функциональных зон с целью обеспечить:
компактность производственной зоны, формируемой в виде промышленного района, промышленного узла, крупного предприятия, группы научных учреждений или других мест приложения труда;
пропорциональное использование мужского и женского труда с широким выбором вида трудовой деятельности;
время, затрачиваемое на передвижение к месту работы для большей части трудящихся района, не превышающее 25—30 мин в одну сторону;
сокращение количества транспортных передвижений и увеличение роли пешеходных связей;
удобное расселение населения относительно мест труда и центров обслуживания;
повышение уровня экономических показателей культурно-бытового обслуживания путем объединения учреждений обслуживания производственной и жилой зон;
высокие эстетические качества планировки и застройки.
1.6. При проектировании промышленно-селитебных районов на сравнительно обособленных периферийных участках городов целесообразно:
активно использовать в планировочной структуре района благоприятные естественно-природные факторы (рельеф местности, лес, водоемы, реки, направления господствующих ветров и т. д.). Лучшие территории по гигиеническим и ландшафтно-эстетическим качествам отводить для жилой зоны, а производственную зону приближать к железной и грузовой автомобильной дорогам. Для главного общественно-делового центра района выбирать место, наиболее выгодное в архитектурно-композиционном отношении;
производственную зону района формировать с учетом ее функциональной связи с остальными промышленными и непромышленными предприятиями города, используя возможность кооперации объектов инженерного обеспечения для этих предприятий, заготовительных и ремонтных цехов и предприятий;
озеленение стыковой зоны, расположенной между производственной и жилой территориями района, решать в качестве составного элемента единой системы зеленых насаждений города в целом;
систему общественных центров промышленно-селитебного района решать как часть единой общегородской системы общественных центров с учетом их функциональной и композиционно-пространственной взаимосвязи;
сети культурно-бытового обслуживания, состав, мощность и условия размещения учреждений всех видов принимать с учетом относительно обособленного расположения района в городе; применять при расчете мощности учреждений расчетные показатели, учитывающие специфику положения района в городе;
транспортную систему района проектировать как часть единой транспортной системы города, причем учитывать, что по мере укрупнения города возрастает тенденция расселения трудящихся в других районах города, увеличивается значимость скоростной транспортной связи района с остальными частями города; предусматривать разделение грузового и пассажирского движения, создание системы пешеходных и велосипедных дорог; учитывать размещение остановок общественного транспорта, исходя из требований рацио- 2
нального обслуживания как проживающего, так и работающего населения;
использовать благоприятные условия для кооперации объектов и сетей инженерного обеспечения: хозяйственно-питьевого водоснабжения, хозяйственно-бытовой канализации, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, связи и т. п. с прокладкой магистральных инженерных коммуникаций в стыковой зоне района.
2.1. Производственная зона промышленно-селитебного района предназначена для размещения промышленных предприятий и других учреждений, служащих местом приложения труда для преобладающей части трудящихся района.
Производственная зона является важной функциональной частью промышленно-селитебного района, оказывает существенное влияние на формирование его планировочной структуры, архитектурный облик, организацию транспортного, инженерно-технического, культурно-бытового и других видов обслуживания. Производственную зону промышленно-селитебного района целесообразно максимально приближать к местам расселения трудящихся, предусматривая при этом кооперацию с жилой зоной в культурно-бытовом обслуживании населения и трудящихся, в совместном использовании энергетических служб, инженерных сетей, транспортных п складских хозяйств и др.
Основными структурными элементами производственных зон промышленно-селитебных районов могут быть: отдельные предприятия (одно или несколько); промышленный узел; промышленный район.
2.2. Производственную зону промышленно-селитебного района рекомендуется формировать из предприятий III —V класса вредности по санитарной классификации, которые по санитарно-гигиеническим характеристикам практически не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду; характеризуются относительно высоким удельным числом трудящихся \ применением труда производственного персонала различной квалификации, а также возможностью использования на предприятиях женского труда. Учитывая санитарно-гигиенические, социальные и градостроительные требования, в составе промышленно-селитебных районов рекомендуется размещение предприятий машиностроения, радиоэлектроники, точного приборостроения, стройиндустрии, легкой и пищевой промышленности, местной промышленности, предприятий промышленно-коммунального обслуживания, перечень и технико-экономические показатели которых приведены в табл. 1.
При размещении предприятий тяжелой промышленности, на которых преобладающим является мужской труд, в промышленно-селитебных районах следует дополнительно размещать предприятия с преимущественным применением женского труда (легкая, пищевая, местная промышленность) с тем, чтобы доля женского труда в об-
Таблица 1 | ||||||||||||||||||||
|
Продолжение табл. ! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1
При условии затрат не более 25—30 мин на передвижение в одну сторону от места жительства до места работы в районе для преобладающей части населения максимальная численность населения промышленно-селитебного района может достигать 250—300 тыс. человек.
2
1 Удельное число трудящихся — число трудящихся, приходящееся на 1 га территории, занимаемой предприятием, промышленным узлом или другим производственным образованием.