Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

168 страниц

Купить Выпуск 5 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит директивные письма и указания Госстроя СССР, а также консультации по сметным вопросам и ценообразованию в строительстве. Предназначен для инженерно-технических работников строительно-монтажных и проектных организаций, а также организаций-заказчиков, связанных с разработкой, рассмотрением и приемкой сметной документации

 Скачать PDF

Оглавление

СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТ

     1. О договорных ценах в строительстве

     2. О сметной стоимости работ, выполняемых строительными кооперативами

     3, О составлении сметной документации при оказании услуг населению

     4. О расчетах за готовую строительную продукцию

     5. Сводные сметные расчеты и сводки затрат

     Затраты, связанные с освоением новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд

     О затратах на временные здания и сооружения

     Нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время

     О затратах, связанных с выплатой единовременного вознаграждения за выслугу лет и предоставлением дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы

     О средствах на возмещение затрат по перевозке работников строительно-монтажных организаций автомобильным транспортом

     О средствах на возмещение затрат, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве

     О средствах на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов

     Затраты, связанные с организованным набором рабочих

     О содержании дирекции и техническом надзоре строящегося предприятия

     Резерв средств на непредвиденные работы и затраты

     6. Объектные и локальные сметы

     7. Оформление, рассмотрение и утверждение сметной документации

ПРИМЕНЕНИЕ СМЕТНЫХ НОРМ

     1. Элементные сметные нормы и расценки

     2. Сметные цены на материалы, изделия и конструкции

     3. Нормы накладных расходов и плановых накоплений

     4. Другие сметные вопросы

Приложение. Перечень изменений и дополнений, которые необходимо внести в выпуски 1 - 4 "Консультаций по сметным вопросам и ценообразованию в строительстве"

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанГосхимпроект Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1991 г.
УтвержденГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственный строительный комитет СССР

(Госстрой СССР)

Консультации

по сметным вопросам

и ценообразованию в строительстве

Выпуск 5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР (ГОССТРОЙ СССР)

Консультации по сметным вопросам

и ценообразованию в строительстве

Выпуск 5

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 199!

Об оплате плановых накоплений при строительстве объектов, осуществляемых артелями старателей

Госстрой СССР с участием Минфина СССР и Промстройбанка СССР рассмотрел вопрос о включении в сметную документацию плановых накоплений по объектам строительства, осуществляемого артелями старателей, и сообщает.

Действующий типовой устав, утвержденный постановлением Совета Министров от 10 марта 1975 г. № 198 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 3 мая 1984 г. N? 393), разрешает артелям на основании соглашений, заключенных с горно-добывающими предприятиями, геологическими организациями, исполкомами местных Советов народных депутатов, осуществлять строительные работы по действующим государственным нормам и расценкам.

В связи с этим на них распространяется установленный Госстроем СССР (письма от 27 апреля 1988 г. к° Л Б-1644-21 и от 5 сентября 1988 г. № ЛБ-3280-21) порядок определения сметной стоимости работ, выполняемых строительными кооперативами по прямым (генеральным) договорам с государственными организациями и жилищно-строительными кооперативами.

В соответствии с указанным порядком при определении сметной стоимости строительства плановые накопления учитываются в сметах в размере, установленном для государственных организаций, т. е. 8 % от сметной стоимости прямых затрат и накладных расходов.

Одновременно Госстрой СССР отмечает, что, поскольку артель представляет собой специфическую разновидность кооператива, то в соответствии с Законом о кооперации в СССР часть ее дохода, полученного от выполнения строительно-монтажных работ, должна вноситься в доход бюджета в порядке, установленном для строительных кооперативов.

Письмо Госстроя СССР от 15 марта 1989 г.

ЛЗ-871-9

О сметной стоимости объектов общего пользования

При строительстве кооперативных гаражей и стоянок для транспортных средств следует иметь в виду, что согласно СНиП 1.02.01—85, пункт 4.19, сметная стоимость работ по объектам общего пользования определяется по ценам, нормам и в порядке, установленном для определения сметной стоимости государственного строительства.

К объектам общего пользования при строительстве кооперативных гаражей следует относить: автодорожный подъезд к гаражу; работы по благоустройству территории и дренажным устройствам на участке гаража; вводы в гараж от городских сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, электроснабжения, связи; посты мойки автомобилей и технического обслуживания в случае расположения их вне здания гаража на территории отведенного участка и другие объекты, связанные с размещением гаража и выполняемые в соответствии с условиями отвода участка для его строительства по требованию исполкомов Советов народных депутатов.

Письмо Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР от 4 августа 1989 г. ЛЗ 9-687

3. О СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

О порядке составления смет и возмещения строительно-монтажным организациям стоимости услуг, оказываемых населению

ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений по вопросам, связанным с расширением сферы платных услуг населению, в том числе по строительству индивидуальных жилых домов, сооружению построек для садоводческих товариществ и других строений, принадлежащих гражданам. В связи с поступающими запросами о применении этого законодательства и в целях обеспечения выполнения установленных заданий по услугам Госстрой СССР, по согласованию с Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомстатом СССР и Госкомцен СССР, разъясняет порядок составления сметной документации и возмещения строительно-монтажным организациям стоимости услуг, оказываемых населению.

Сметная документация по строительству индивидуальных жилых домов, гаражей, построек для членов садоводческих товариществ, стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, и других строений по заказам населения составляется в порядке, установленном СНиП 1.02.01 —85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий п сооружений», т. е. на основе сметных норм и цен для государственного строительства, с указанием за итогом объектных смет, после на-

числения средств на покрытие лимитированных затрат и возвратных сумм, разницы между стоимостью материалов по розничным и оптовым ценам, а также разницы в тарифах на перевозку грузов по сравнению с едиными тарифами на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые населению, при определении объема услуг, оказываемых населению.

Оплата выполненных строительно-монтажных работ по указанному строительству осуществляется в общем порядке. При этом из стоимости работ, подлежащих оплате, исключается стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, предоставляемых заказчиком. Отчет о выполнении этих работ в соответствии с Инструкцией о порядке составления периодической и годовой статистической отчетности по капитальному строительству представляется строительно-монтажными и ремонтно-строительными организациями по форме Кя 1-кс и Кя 1-кс(ИЖС). Разница между действующими розничными и оптовыми ценами на строительные материалы, изделия и конструкции, а также разница в тарифах на перевозку грузов по сравнению с едиными тарифами на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые населению, вносятся в доход союзного бюджета.

Положение о расчетах с населением за услуги по ремонту жилищ (квартир, домов), строительству индивидуальных жилых домов, построек для садоводческих товариществ, гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, и других строений, утвержденное Минфином СССР и Госкомцен СССР 17 декабря 1985 г. № 212/10-17/4236 по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР, а также прейскуранты на ремонтно-строительные работы по заказам населения, утвержденные государственными комитетами цен союзных республик (в том числе прейскурант Кя Б66-01-1978 и дополнительные прейскуранты № Б-66-01-1978/2—6, утвержденные Госкомцен РСФСР), распространяются на строительные, строительно монтажные, ремонтные и другие организации, для которых оказание услуг населению является основной деятельностью.

Письмо Госстроя СССР от 3 июня 1988 г. М 21-Д

О строительных услугах, оказываемых населению

По вопросам, возникшим при применении письма Госстроя СССР от 3 июня 1988 г. № 21-Д «О порядке составления смет и возмещения строительно-монтажным организациям стоимости услуг, оказываемых населению», Управление разъясняет.

1. Ответственность за правильное определение разницы между

розничными и оптовыми ценами на материалы, а также разницы в транспортных тарифах лежит на организации, составляющей сметную документацию. Эта ответственность установлена п. 4 19 СНиП 1.02.01—85, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 23.12.85 г. № 253.

2.    Разница между действующими и оптовыми ценами на строительные материалы, изделия и конструкции, а также разница в тарифах на перевозку грузов по сравнению с едиными тарифами на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые населению, вносится в доход союзного бюджета организацией, которая заключает договор с индивидуальными застройщиками (гражданами) и садоводческими товариществами. Как правило, это генподрядные строительные организации. Однако это может быть и другая организация (например, производственное объединение «Мособлгаз», осуществляющее с гражданами расчеты за газификацию жилых домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности).

3.    При расчете разницы по транспортным тарифам следует принимать расстояние от базы комплектации подрядчика до объекта строительства.

4.    Стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, которые приобретаются самим заказчиком по розничным ценам и предоставляются им исполнителю работ, исключается из бухгалтерского счета на оплату услуг.

Письмо Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР от 14 февраля 1989 г. А$ 9-96

Отдельное разъяснение по сметному вопросу

Положение о составлении сметной документации на основе сметных норм и цен для государственного строительства, а также о возмещении соответствующих затрат по строительству, осуществляемому по заказам населения в качестве оказания услуг, распространяется на все государственные строительно-монтажные предприятия, оказывающие строительные услуги, за исключением тех, для которых оказание услуг является основной деятельностью (как правило, это организации жилищно-коммунального хозяйства).

Письмо Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР от 6 сентября 1989 г. 9-802

Отдельное разъяснение по сметному вопросу

Сметная документация на строительство гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, должна быть оформлена в соответствии с письмом Госстроя СССР от 3 июня 1988 г. № 21 -Д «О порядке составления смет и возмещения строительно монтажным организациям стоимости услуг, оказываемых населению». При этом по объектам и сооружениям общего пользования (наружные сети энергоснабжения и водоснабжения и т. п.) сметная стоимость определяется в порядке, установленном для государственного строительства, т. е. с учетом оптовых цен на материалы, изделия и конструкции.

Письмо Управления ценообразования и смет о строительстве Госстроя СССР от 2 октября 1989 г. № 9-879

Об определении сметной стоимости работ, выполняемых по заказам населения

Управление рассмотрело вопрос о порядке определения сметной стоимости работ по ремонту квартир и строительству зданий и сооружений, выполняемых государственными и кооперативными организациями по заказам населения, и разъясняет.

Порядок определения сметной стоимости ремонта и строительства индивидуальных жилых домов, построек для садоводческих товариществ, гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, и других строений, а также расчетов за выполненные работы установлен по поручению ЦК КПСС и Совета Министров СССР (пункт 14 постановления от 7 марта 1985 г. Лв 217) Минфином СССР и Госкомцен СССР по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР.

Этот порядок изложен в Положении о расчетах с населением за услуги по ремонту жилищ (квартир, домов), строительству индивидуальных жилых домов, построек для садоводческих товариществ, гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, и других строений.

В соответствии с этим Положением сметная стоимость ремонта жилищ (квартир, домов) и строительство индивидуальных жилых домов, построек для садоводческих товариществ, гаражей и стоянок для транспортных средств и других строений, возводимых по заказам населения и осуществляемых па территории РСФСР, государственными подрядными организациями должна определяться по прейскуранту Б-66-01-1978 на ремонтно-строительные работы по заказам населения, утвержденному постановлением Госкомцен РСФСР от 27 июля 1978 г. Кя 597.

При этом стоимость основных материалов, конструкций определяется по действующим розничным ценам. При отсутствии утвержденных в установленном порядке розничных цен их стоимость определяется в соответствии с порядком, установленным Госкомцен СССР.

Сметная стоимость строительства, осуществляемого строительными кооперативами, определяется:

для государственных организаций в порядке, установленном письмом Госстроя СССР от 27 апреля 1988 г. № ЛБ-1644-21; для индивидуальных владельцев — по соглашению сторон. Одновременно сообщается, что определение сметной стоимости строительства, осуществляемого государственными организациями для индивидуальных владельцев и кооперативными организациями для государственных организаций, в ценах 1969 г. не допускается.

Письмо Управления сметных норм и* ценообразования в строительстве Госстроя СССР от 4 мая 1988 г. М 21-360

О составлении сметной документации при оказании услуг населению

Сметная документация на строительные услуги, оказываемые населению государственными строительно-монтажными организациями, составляется с учетом особенностей (в части разницы между стоимостью материалов по розничным и оптовым ценам, а также разницы в тарифах), предусмотренных письмом Госстроя СССР от 3 июня 1988 г. № 21-Д, но общий порядок ее составления соответствует порядку, установленному СНиП 1.02.01—85 для государственного строительства, т. е. в главу «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стройки (в графу «Прочие затраты») должны включаться средства для компенсации подрядчику соответствующих затрат, в том числе связанных с применением аккордно-премиальной оплаты труда, выплатой единовременного вознаграждения за выслугу лет, предоставлением дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы, перевозкой работников строительства автомобильным транспортом на расстояние свыше 3 км, подвижным и разъездным характером работ и т. п.

Письмо Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР от 21 февраля 1989 г. № 9-111

О затратах эксплуатационных служб городского хозяйства, связанных с оказанием ими услуг, необходимых для строительства объектов

В связи с поступающими запросами о порядке и источниках возмещения затрат эксплуатационных служб городского хозяйства, связанных с оказанием ими услуг, необходимых для проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию объектов, Госстрой СССР по согласованию с Госпланом СССР, Минфином СССР, Промстройбанком СССР и Жилсоцбанком СССР разъясняет.

Для организаций, эксплуатирующих городские инженерные сети и сооружения, выдача исходных данных для проектирования и строительства, проведение необходимых согласований предпро-сктной и проектной документации, а также оказание других услуг, связанных с проектированием, строительством и приемкой в эксплуатацию объектов, входят в круг их обязанностей и должны выполняться без дополнительной оплаты. Затраты, связанные с оказанием этих услуг, относятся на результаты основной деятельности указанных организаций. При переводе этих организаций на хозрасчет стоимость оказываемых ими услуг -должна быть учтена в экономически* нормативах, определяющих показатели их работы в новых условиях.

Письмо Госстроя СССР от 22 сентября 1989 г.

№ ЛЗ-2796-9

4. О РАСЧЕТАХ ЗА ГОТОВУЮ СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Об относительной стоимости некоторых видов проектных работ для строительства

В Госстрой СССР и Госкомархитектуры поступают запросы и предложения, связанные с тем, что в Сборнике цен на проектные работы для строительства не выделена относительная стоимость некоторых видов работ, вошедших в общую цену.

Учитывая, что согласно п. 2 11 Общих указаний по применению Сборника цен стоимость видов проектных работ может уточняться руководством проектной организации в пределах общей стоимости по каждой стадии проектирования, Госстрой СССР рекомендует проектным организациям на основании Сборника цен разработать таблицы уточненной относительной стоимости частей

проекта и видов проектных работ по тематике разрабатываемых ими проектов, руководствуясь фактическими соотношениями объемов и трудоемкости различных видов работ независимо от того, представлены они или нет в соответствующих таблицах Сборника цен, а также при необходимости уточнять указанную относительную стоимость по конкретным объектам проектирования.

Письмо Госстроя СССР от 20 ноября 1989 г. № 30-Д

Об утверждении Положения об организации строительства объектов «под ключ»

Государственный строительный комитет СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.    В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1989 г. ЛЬ 809 утвердить согласованное с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Жилсоцбанком СССР, Промстройбанком СССР и Агропромбанком СССР прилагаемое Положение об организации строительства объектов «под ключ».

2.    Установить, что министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госстроем СССР могут утверждаться особенности применения настоящего Положения, вытекающие из региональных условий и отраслевой специфики строительства.

3.    В целях ускорения перехода к строительству объектов «под ключ» и повышения эффективности применения нового вида подряда рекомендовать проводить необходимую организационную, структурную и функциональную перестройку деятельности участников инвестиционного процесса при участии и под непосредственным руководством Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов

4.    Признать утратившим силу Положение об организации строительства объектов «под ключ», утвержденное Госстроем СССР, Госпланом СССР и Госснабом СССР 3 февраля 1987 г. № 3-Д.

Постановление Госстроя СССР от 10 ноября 1989 г. № 147

ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Госдтроя СССР от 10 ноября 1989 г. № 147

ПОЛОЖЕНИЕ об организации строительства объектов «под ключ»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Положение регламентирует организационно-экономические взаимоотношения между участниками иивестицпон-ного процесса при строительстве «под ключ» жилых домов и других объектов социальной сферы, а также объектов производственного назначения (в первую очередь строящихся по типовым и повторно применяемым проектам), в том числе объектов трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта, связи, электроэнергетики, мелиорации и водного хозяйства.

1.2.    Метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование — выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, ввод в эксплуатацию).

1.3.    Участниками инвестиционного процесса при строительстве объектов «под ключ» являются:

единые заказчики в городах, на территории автономных республик, краев и областей или отдельные предприятия (организации)-заказчики по строительству объектов социальной сферы, а также действующие предприятия или дирекции строящихся предприятий, осуществляющие производственное строительство, в дальнейшем именуемые «заказчики»;

генеральные подрядные организации — проектно-промышленно-строительные    (проектно-строительные),    производственные

строительно-монтажные объединения, строительно монтажные тресты, домостроительные комбинаты н т. д., посреднические организации и фирмы, в дальнейшем именуемые «генподрядчики». Генподрядчик несет экономическую ответственность перед заказчиком за выполнение договорных обязательств по осуществлению комплекса работ на всех стадиях инвестиционного цикла;

субподрядные строительные организации — специализнроваи-

ные строительные, строительно-монтажные, пусконаладочные и другие организации, привлекаемые на договорных началах для выполнения предусмотренных проектами специальных видов работ, в дальнейшем именуемые «субподрядчики». Субподрядчик несет экономическую ответственность перед генподрядчиком за своевременное и качественное выполнение работ, обусловленных договором субподряда;

проектные, проектно-технологические, проектно-конструкторские, научно-исследовательские организации, привлекаемые генподрядчиком на договорных началах для выполнения необходимых проектных и научных работ и несущие перед ним экономическую ответственность за выполнение договорных обязательств.

1.4.    Договор подряда на строительство объекта «под ключ», заключаемый между заказчиком и генподрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла «проектирование — строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные СНиП 3.01.04—87, — сдача объекта в эксплуатацию».

Строительство «под ключ» объектов и сооружений, относящихся к государственному заказу, подлежит включению в планы работ субподрядчиков и проектных организаций в первоочередном порядке.

1.5.    В своей работе участники инвестиционного процесса при сооружении объектов «под ключ» руководствуются действующими нормативными актами в области капитального строительства, а также настоящим Положением.

2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ «ПОД КЛЮЧ»

2.1.    Переход к строительству «под ключ» жилых домов и других объектов социального назначения, а также однотипных производственных объектов и сооружений осуществляется, как правило, по территориальному принципу [союзные (без областного деления) и автономные республики, края, области, города] на основе перевода работы по этому методу участников инвестиционного процесса данной территории.

2.2.    Переходу к строительству «под ключ» жилых домов и других объектов социального назначения предшествует необходимая организационная, структурная и функциональная перестройка деятельности участников инвестиционного процесса. При этом в целях повышения эффективности управления инвестиционным процессом целесообразно обеспечить;

создание в городах служб единого заказчика и сосредоточение в распоряжении этих служб капитальных вложений на соору-

УДК 69.003.12

Консультации по сметным вопросам и ценообразованию в строительстве. Вып. 5/Госстрой СССР. — М.: Строй-издат, 199 J. — 176 с.

Содержат директивные письма и указания Госстроя СССР, действующие в настоящее время, а также консультации по сметным вопросам и ценообразованию в строительстве.

Включенные консультации соответственно относятся к сметной документации, разработанной по СНиП 1.02.01—85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования- и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Для инженерно-технических работников строительно-монтажных и проектных организаций, а также оргаиизаций-заказчиков, связанных с разработкой, рассмотрением и приемкой сметной документации.

Подготовлены институтом Госхимпроект Госстроя СССР и рассмотрены Управлением ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР.

Редакторы — инженеры А. Д. Бобров, Н. К. Арзамасцева (Госстрой СССР), Ю. Б. Б об о вич, Н. Н. Смирницкая (Госхимпроект).

3301010000—484 047(01)—91

Замечания и предложения направлять по адресу: 117835, Москва, ул. Власова, д. 55, Госхимпроект Госстроя СССР.

Каталог инструкт.-нормат.—114—91

© Госстрой СССР, 1991

жение жилых домов и других объектов социального назначения, предусмотренных в планах исполкомов Советов народных депутатов, предприятий и организаций;

создание в регионе проектно-промышленно-строительных (проектно-строительных) объединений — организационной формы управления, способной самостоятельно осуществлять весь цикл от разработки проектной документации до сдачи заказчикам объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг:

упорядочение системы материально-технического снабжения и комплектования ^строек технологическим оборудованием и др.

2 3. Переход к строительству «под ключ» объектов трубопроводного, железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, энергетики, водохозяйственного строительства осуществляется по отраслевому принципу на основе перевода на работу по этому методу подрядных и других организаций отрасли. В зависимости от избранного масштаба на новый вид подряда могут быть переведены специализированные строительные министерства, специализированные строительные объединения, проектно-строительные объединения, строительно-монтажные (специализированные) тресты и др. Одновременно осуществляется необходимая организационная, структурная и функциональная перестройка деятельности участников инвестиционного процесса отрасли (предприятия, объединения), а также с участием заинтересованных Советов народных депутатов — урегулирование вопросов взаимодействия с подведомственными им организациями.

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКАМИ И ГЕНПОДРЯДЧИКАМИ

3.1. Система строительства объектов «под ключ» предусматривает следующее распределение основных функций между заказчиками и генподрядчиками.

Заказчики:

представляют генподрядчикам утвержденные проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов, поселков и сельских населенных пунктов, утвержденные техникоэкономические расчеты строительства объектов производственного назначения и отдельных зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения;

передают генподрядчикам лимиты капитальных вложений; передают генподрядчикам полностью или частично ассигнования, предназначенные для содержания служб заказчика, в связи с возложением на генподрядчиков дополнительных функций;

СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТ

1. о ДОГОВОРНЫХ ЦЕНАХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

О договорах подряда

Управление разъясняет, что в соответствии с п. 6.16 СНиП IV-16-84 «Правила определения сметной стоимости строительства» сводный сметный расчет составляется в целом на строительство (титул стройки) независимо от числа генеральных подрядных строительно-монтажных организаций, участвующих в нем. В случае привлечения к строительству двух и более генеральных подрядных организаций общая сметная стоимость определяется с учетом норм накладных расходов и других нормативов, установленных для соответствующих генеральных подрядных строительномонтажных организаций. Сметная стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, оформляется в отдельную ведомость, составляемую применительно к форме сводного сметного расчета.

Как правило, договор подряда заключается в соответствии с титулом стройки, т. е. один. Однако при наличии нескольких генподрядчиков договор подряда заключается с каждым из них. Дополнительные мероприятия подрядных организаций, связанные с организацией строительно-монтажных работ, должны быть отражены в проекте организации строительства и учтены в сводном сметном расчете стоимости.

Письмо Управления сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР от 18 августа 1988 г. М 21-1070

О договорных ценах по работам, выполняемым субподрядными организациями

3

Методические указания по определению, согласованию и применению договорных цен на комплексы монтажных и специальных строительных работ, выполняемых субподрядными специализированными строительно-монтажными организациями, утвержденные Госстроем СССР 20 января 1987 г. № 1-Д, предусматривают, что средства на возмещение затрат по зимним удорожаниям включаются в договорную цену комплекса работ по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-84).

1*

Размер затрат определяется по согласованию сторон в виде среднегодовой нормы, определенной на основе 11 части норм указанного Сборника.

Письмо Управления сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР от 25 апреля 1988 г.

21-339

Отдельное разъяснение по сметному вопросу

Методические указания о порядке определения и применения договорных цен в строительстве, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 13 мая 1988 г. № 80, не предусматривают оплату дополнительных строительно-монтажных работ, возникающих в процессе строительства, за счет экономии от совершенствования проектных решений по другим объектам стройки.

Письмо Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР от 17 апреля 1989 г. № 9-294

О дополнительных затратах, связанных с применением вахтового метода организации работ

Состав дополнительных затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, связанных с применением вахтового метода организации работ, установлен Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметных расчетов н смет, утвержденными Госстроем СССР 12 апреля 1984 г. Хя 17-Д.

Строительство вахтовых поселков учтено нормами затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП IV-9-84, приложение) и при расчете дополнительных затрат, связанных с применением вахтового метода организации работ, не учитывается.

Возмещение дополнительных затрат строительно-монтажным организациям при работе вахтовым методом связано с работой в отдаленных и необжитых местах вдали от мест дислокации и включает в себя: содержание вахтовых поселков и гостиниц в аэропортах; диспетчерских служб по авиаперевозкам; аренду каналов связи; привлечение дополнительных мастеров и других инженерно-технических работников; выплату установленных компенсаций в связи с работой сверхнормативной продолжительности.

Затраты по аренде и содержанию временных зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания работников строительства, почтово-телеграфные и телефонные расходы, по содержанию диспетчерской и радиосвязи, включенные в накладные расходы,

учитывают сложившиеся затраты подрядных организаций в местах се постоянной дислокации и не компенсируют дополнительных затрат, связанных с работой в отдаленных районах.

В связи с этим указанные затраты при применении вахтового метода организации работ следует учитывать дополнительно.

Конкретный размер дополнительных затрат, включаемых в вахтовую надбавку, должен решаться проектом организации строительства исходя из реальных условий осуществления строительства и общих положений, установленных указанными Методическими указаниями

Из письма Управления сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР от 18 августа 1988 г. № 21-1061

О порядке возмещения затрат, связанных с изготовлением железобетонных и столярных изделий малыми партиями

В связи с поступающими запросами о порядке возмещения затрат, связанных с изготовлением железобетонных и столярных изделий малыми партиями для строек, но которым определены договорные цены, Главное управление разъясняет.

В соответствии с ранее принятыми решениями (письмо Госстроя СССР от 24 октября 1983 г. Кя ВА-5532-4, протокол совещания в Отделе сметных норм и ценообразования в строительстве от 21 сентября 1984 г. Ия 47) возмещение затрат, связанных с изготовлением железобетонных и столярных изделий малыми партиями, должно осуществляться за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты заказчика.

Учитывая, что по обьектам культурно-бытового назначения и другим объектам непроизводственного строительства резерв средств на непредвиденные работы и затраты включен в договорную цену, возможное удорожание, вызванное изготовлением изделий малыми партиями по этим объектам, покрывается подрядной организацией.

По объектам производственного назначения (кроме осуществляемых по типовым проектам), по которым часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты остается в распоряжении заказчика, возмещение указанных затрат осуществляется за счет этого резерва. При строительстве объектов по типовым проектам, учитывая, что предприятия строительной индустрии, как правило, находятся в распоряжении подрядных организаций и могут влиять на формирование заказов сборных конструкций, а также то, что большая часть резерва средств на непредвиденные работы

и затраты включена в договорные цены, дополнительные затраты, вызванные изготовлением изделий малыми партиями, оплачиваются подрядчиком.

Письмо Главного управления экономики и совершен-ствования хозяйственного механизма Госстроя СССР от 9 сентября 1987 г. № 1/1-951

2. О СМЕТНОЙ стоимости работ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ СТРОИТЕЛЬНЫМИ КООПЕРАТИВАМИ

О порядке определения сметной стоимости строительства, осуществляемого строительными кооперативами по заказам

населения

В связи с поступающими запросами о порядке определения сметной стоимости строительства, осуществляемого строительными кооперативами по заказам населения, Госстрой СССР разъясняет.

Стоимость строительства индивидуальных жилых домов, гаражей, построек для членов садоводческих товариществ, стоянок для транспортных средств и других строений, принадлежащих гражданам, определяется по ценам, устанавливаемым кооперативами в соответствии со статьей 19 Закона СССР «О кооперации в СССР».

Считать утратившим силу пункт 5 письма Госстроя СССР от 27 апреля 1988 г. № ЛБ-1644-21.

Письмо Госстроя СССР от 5 сентября 1988 г.

№ ЛБ-3280-21

О сметной стоимости работ, выполняемых строительными кооперативами

В соответствии с письмом Госстроя СССР от 27 апреля 1988 г. № ЛБ-1644-21 «О порядке определения сметной стоимости строительства, осуществляемого строительными кооперативами» по объектам, строительство которых осуществляется кооперативами по прямым (генеральным) договорам с государственными организациями, сметная стоимость этих объектов определяется по нормам и пенам, установленным для государственного строительства. При этом нормы накладных расходов на строительные работы принимаются в размере, установленном для основной подрядной орга* ннзации, ведущей строительство в данном районе, норма плановых

накоплении — о размере 8 % от суммы прямых затрат и накладных расходов, а всех остальных начислений — в соответствии с действующими нормативными и директивными документами Госстроя СССР: стоимость временных здании и сооружений — по Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП IV-9-82); дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время — по Сборнику норм на эти затраты (НДЗ-84 или СНиП IV-7-82); затрат, связанных с выплатой единовременного вознаграждения за выслугу лет и оплатой дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы, — соответственно в размерах 1 и 0,4 % к итогу стоимости строительно-монтажных работ по главам 1—8 сводного сметного расчета стройки — согласно письму Госстроя СССР от 15 января 1985 г. Хя 1-Д; затрат, связанных с применением аккордной оплаты труда рабочих, — в размере 1,5 % — согласно письму Госстроя СССР от 7 сентября 1987 г. №44-Д. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты включается в объективные сметы в порядке, предусмотренном п. 2.28 Методических указаний по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет, утвержденных постановлением Госстроя СССР 12 апреля Хя 17-Д (М., Стройнздат, 1985 г.), т. е. в размере 1 % для жилых и общественных зданий и 1,5% для остальных объектов.

Что же касается объектов капитального ремонта, то при определении их сметной стоимости и, в частности, по размерам начисляемых лимитированных (прочих) затрат следует руководствоваться ведомственными документами по вопросам, связанным с проведением этого ремонта, или консультацией, опубликованной в журнале «Экономика строительства» Хя 8 за 1981 г.

Письмо Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР от 4 сентября 1989 г. М 9-790

О сметной стоимости работ, выполняемых строительными кооперативами

Порядок определения сметной стоимости строительства, осуществляемого строительными кооперативами, установлен письмами Госстроя СССР от 27 апреля 1988 г. Хя ЛБ-1644-21 и от 5 сентября 1988 г. Хя ЛБ-3280-21.

В соответствии с установленным порядком кооперативам, осуществляющим строительство по прямым (генеральным) договорам с государственными, общественными организациями и жилищно-строительными кооперативами, сметная стоимость объектов

определяется по нормам и ценам, установленным для государственного строительства. Нормы накладных расходов на строительные работы принимаются в размерах, установленных для основной подрядной организации, осуществляющей строительство в данном районе, а плановые накопления — в размере 8 %.

Для кооперативов, работающих на условиях субподряда, сумма накладных расходов и плановых накоплений, оставляемая в распоряжении кооператива, определяется по совместной договоренности между генеральным подрядчиком и кооперативом.

При этом обеспечение кооперативов материалами, конструкциями, энергетическими и другими ресурсами по таким стройкам должно осуществляться заказчиком или генеральной подрядной организацией по государственным оптовым ценам и тарифам с учетом транспортных, заготовительно-складских и других расходов.

В случаях когда заказчик или генеральная подрядная организация не может обеспечить кооперативы материальными ресурсами по оптовым ценам и тарифам, стоимость выполняемых работ в соответствии с Законом о кооперации в СССР устанавливается ими по договоренности с заказчиком или самостоятельно.

Письмо Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР от 18 января 1989 г. Л® 9-22

О сметной стоимости строительства, осуществляемого строительными кооперативами

Порядок определения сметной стоимости строительства, осуществляемого строительными кооперативами, установлен письмами Госстроя СССР от 27 апреля 1988 г. Л» Л Б-1644-21 и от 5 сентября 1988 г. № ЛБ-3280-21.

В связи с поступающими запросами о применении норм накладных расходов строительными кооперативами Госстрой СССР письмом от 22 июня 1989 г. № ЛБ-2028-9 разъяснил, что норма накладных расходов на строительные работы, выполняемые кооперативами, должна приниматься в размере, установленном для основной организации, которая выполняет наибольший объем соответствующих видов строительства, поручаемых кооперативу. Указанный порядок распространяется на кооперативы, работающие по прямым (генеральным) договорам с государственными, общественными организациями.

При работе строительных кооперативов на условиях субподряда отношения сторон регламентируются Положением о взаимоотношениях организаций генеральных подрядчиков с субподрядными организациями.

Лимитированные и прочие затраты могут приниматься в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости строительства, утвержденными Госстроем СССР 12 апреля 1984 г., и последующими директивными указаниями по данному вопросу.

Указанная консультация опубликована в журнале «Экономика строительства» № 4 за этот год.

Письмо Управления ценообразования и смет в строительстве Госстроя СССР от 12 сентября 1989 г. № 9-808.

О порядке определения сметной стоимости строительства, осуществляемого строительными кооперативами

Госстрой СССР с участием Госплана СССР, Минфина СССР, Промстройбанка СССР и Агропромбанка СССР рассмотрел вопрос о порядке определения сметной стоимости строительства, осуществляемого строительными кооперативами, и устанавливает.

1.    По объектам, строительство которых осуществляется кооперативами по прямым (генеральным) договорам с государственными, общественными организациями и жилищно-строительными кооперативами, сметная стоимость объектов определяется по нормам и ценам, установленным для государственного строительства. Нормы накладных расходов на строительные работы принимаются в размерах, установленных для основной подрядной организации, осуществляющей строительство в данном районе.

2.    В случае когда строительный кооператив выполняет работы на условиях субподряда, отношения сторон регламентируются договором субподряда н Положением о взаимоотношениях организаций генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденным постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 3 июля 1987 г. № 132/109. Сумма накладных расходов и плановых накоплении, оставляемая в распоряжении кооператива, определяется по совместной договоренности между генеральным подрядчиком и кооперативом.

3.    Обеспечение строительства, выполняемого кооперативами, материалами, конструкциями, энергетическими и другими ресурсами, осуществляется заказчиком или генеральной подрядной организацией по государственным оптовым ценам и тарифам с учетом транспортных, заготовительно-складских и других расходов.

4.    По объектам общего пользования, строящимся для садоводческих товариществ, сметная стоимость работ определяется в порядке, установленном для определения сметной стоимости государственного строительства.

Из письма Г ос строя СССР от 27 апреля 1988 г. № ЛБ-16/14-21

О