Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

78 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассмотрены центры городов, поселков и сельских населенных мест как элементы единой системы культурно-бытового обслуживания и общественных центров. Сформулированы социальные и градостроительные требования к формированию центров, разработаны методические рекомендации по их проектированию. Дана классификация центров населенных мест в зависимости от их роли в системе расселения, величины и функционального профиля. Рассмотрены вопросы размещения, архитектурно-планировочной структуры, композиции, организации транспорта центров поселков, городов, сельских населенных мест, а также жилых и планировочных районов. Приведены технико-экономические показатели и расчеты центров городов, предложения по первой очереди строительства. Для архитекторов-градостроителей, а также для работников архитектурно-планировочных и плановых органов.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Социальные и градостроительные требования к формированию общественных центров населенных мест

     1. Социально-функциональные закономерности развития центров

     2. Функции центров и развитие системы общественного обслуживания

     3. Современные требования к формированию системы общественных центров

     4. Методические требования к проектированию центров

II. Общегородской центр

     5. Размещение центра в структуре города

     6. Состав и функциональное зонирование центров

     7. Архитектурно-планировочная и пространственная структура центра

     8. Транспортное и пешеходное движение в центрах городов

     9. Технико-экономические обоснования и расчеты

III. Центры городских районов

     10. Размещение центров городских районов в структуре города

     11. Архитектурно-планировочная и пространственная структура центров городских районов

IV. Центры сельских населенных мест

     12. Состав и размещение центров

     13. Планировочная и пространственная структура центров

Приложение. Состав учреждений центра поселка

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданСтройиздат1984 г.
УтвержденЦНИИП градостроительства Госгражданстроя
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя

Руководство

по проектированию общественных центров городов, поселков и сельских населенных мест

Москва 1982


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА) ГОСГРАЖДАНСТРОЯ

Руководство

по проектированию общественных центров городов, поселков и сельских населенных мест

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1982


a

Рис. 1. Влияние системы расселения на формирование центров городов

а — региональный уровень; 6 — уровень группою* системы населенных мест; • — уровень ядра системы; г — размещение центров города с учетом системы расселения


учет суммарной потребности всего населения системы в общественном обслуживании при определении состава и расчетных показателей культурно-бытовых учреждений каждого населенного пункта;

обеспечение широкого набора услуг повседневного спроса во всех населенных пунктах и целесообразного распределения состава учреждений периодического и эпизодического обслуживания преимущественно в городах-центрах в соответствии с .их величиной, ролью и местом в системе расселения;’

комплексность обслуживания, а также рациональное укрупнение н специализацию культурно-бытовых учреждений;

взаимодополняющее развитие сети стационарных объектов, выездных форм и передвижных средств обслуживания.

3.3. Основными элементами единой системы обслуживания являются общественные центры населенных мест. В свою очередь их можно классифицировать по следующим признакам:

1) по раигу — месту в системе расселения;

а) общесоюзного значения;

б)    регионального (республиканского, межобластного, областного значения);

в)    местного (межрайонного, районного значения);

2)    по категории населенного места-

а)    центры городов (малых, средних, больших, крупных и крупнейших);

б)    центры поселков;

в)    центры сельских населенных мест;

3)    по месту в структуре города (структурные центры):

а)    общегородской центр;

б)    центры городских районов;

4)    по функциональному назначению:

а)    комплексные;

б)    специализированные (спортивные, учебные, научные, медицинский и др.);

5)    по времени формирования;

а) центры сложившихся, реконструируемых городов (особую группу представляют города, имеющие статус «историческихв);

6)    центры новых городов.

3.4. Вопросы развития общественных центров горо-

10



дов. поселков и сельских населенных мест должны решаться последовательно на двух стадиях: на стадии разработки схем и проектов районной планировки и на стадии планировки населенных мест (рнс. 1).

При разработке единой системы обслуживания, на стадии районной планировки, в пределах проектируемых групповых систем населенных мест необходимо определить населенные места-центры, уточнить их структурную «(подчиненность и зоны влияния, а также состав учреждений культурно-бытового обслуживания.

Определение населенных мест-центров необходимо проводить с учетом их народнохозяйственных и культурных функций, величины и размещения в группе населенных мест.

3.5. Большое влияние на характер межселенных функций центров оказывают региональные особенности страны. Так. для условий Сибири с ее малой освоенностью северных территорий особенно важно преодолевать автономность отдельных населенных мест н включать их в единую систему расселения. Поэтому в условиях Сибири целесообразно, исходя из народнохозяйственных и социальных потребностей, считать регион в границах экономических районов с различной степенью связей: интенсивными в южной и слабыми в северной частях, выделяя соответственно Тюменскую. Новосибирскую. Красноярскую и Иркутскую региональные системы населенных мест (РСНМ). Региональные города Сибири вынуждены обслуживать дальние обширные малоосвоенные территории, являясь опорными городами, промышленными, культурными, научными и учебными центрами.

Промежуточной ступенью иерархического построения городов-центров является центр системы расселения, находящейся в составе региона, —его подсистемы и по своим территориальным размерам превышающей параметры системы группового расселения. В региональных подсистемах роль центра принадлежит наиболее крупному городу, обладающему системой управления, социально-культурным потенциалом, имеющему развитую производственную сферу и транспортные связи. Функции регионального подиентра может выполнять базовый горох играющий роль плацдарма для народнохозяйственного освоения северных территорий. Следующими типами центров являются: центр системы группового рас-

Таблица I

Примерная величина центров и зоны их влияния в перспективных групповых системах населенных мест

Примера**

в«-.1*чяя».

тыс. чел.

Расчет*** «он* вляячя*

Н*ямеяо»акмс

И«*тр*

пр**>еряыЯ

P»AHyc/*M

времен***

гр**кц*/ма*

Региональный

центр

Более 500

Принимается в зависимости от конкретных условий

Цензд крупной

Центру средней

Центр малой ГСНМ

Более 500

100-120

до 120

100—500

60-80

до 90

50—100

20-40

До 60

Подиеитры групповых систем

10-500

Принимается в зависимости от конкретных условий

Центры и под-центры местных систем расселения

2-50

10-30

до 60

селения, а также его подцентры — городские и ссльсхие поселения. Только в подобной интерпретации групповых, региональных систем н подсистем, а также локальных городов имеется возможность охватить влиянием крупных сложившихся городов-центров малоосвоенные удаленные районы Сибири, где расстояние между региональными центрами достигает 600—1000 км. между областными— 156—825 км. В условиях Сибири областные (краевые) города могут выполнять функции региональных центров и подцентров, средние и малые — межрайонных и районных, причем каждый из них может в свою очередь быть центром системы группового расселения.

З.в. Значительную межселемиую нагрузку несут центры средних и малых городов, число которых преобладает в нашей стране. Например, для условий Украины (по данным ЦСУ УССР) города этой категории составляют 90% всех городских поселений и в них проживает 60% всего городского населения республики. Общественные центры средних городов выступают в роли межселенных центров межрайонного значения, а малых городов — межселенных центров местного и районного значения, а также специализированных, культурных и туристических центров.

Анализ показал, что города этого типа обладают несравненно большей по величине зоной трудового и культурно-бытового тяготения, чем той же численности города промышленного типа.

3.7.    Влияние факторов расселения и развития интенсивных межселенных передвижений населения особенно сильно проявляется при формировании центров обслуживания сельского населения. Сельские населенные пункты из-за их малой величины располагают ограниченными возможностями организации общественного обслуживания своего населения собственными силами. Все они в той или иной мере ориентируются на обслуживание учреждениями и предприятиями, размещаемыми в городах. При этом по мере развития транспорта и улучшения условий доступности городов интенсивность связей села с городом возрастает.

Особенно большая нагрузка по обслуживанию сельского населения падает на центры местных систем расселения. функции которых выполняют в основном малые города, поселки городского типа и крупные сельские поселки. В связи с этим перспективная организация общественных центров этих городов и поселков во многом обусловлена перспективами развития сельского расселения. направленностью и степенью интенсивности поездов сельского населения в местный центр, численностью населения. проживающего на территории, тяготеющей к местному центру.

На стадии планирования малых городов, поселков городского типа и сельских поселков их общественные центры необходимо рассматривать как элементы местных сметем общественного обслуживания и прежде всего системы районного уровня, в пределах которой обеспечивается наиболее тесное взаимодействие города и деревни.

3.8.    При организации системы общественных центров с учетом факторов межселенных связей необходимо выделять характерные пояса расселения.

В качестве примера рассматривается трехпоясное деление зоны влияния города-центра как наиболее характерное в системах расселения.

Первый пояс расселения объективно выделяется по наиболее интенсивным трудовым и культурно-бытовым взаимосвязям населенных мест с городом-центром. Интенсивность поездок населения из этого пояса к общест-венным центрам города незначительно отличается от аналогичных поездок населения периферийной части города. В дальнейшем можно ожидать усиление взаимосвязей между городом-центром и населенными пунктами этого пояса. Исходя из этого при проектировании снсте-

II



мы общественных центров город и взаимосвязанные с ним населенные пункты этого пояса необходимо рассматривать как единое городское образование с рассредоточенной структурой. При этом основные функции обслуживания населения этого пояса выполняют общественные центры города. С изменением величины тяготеющих населенных мест необходимо перераспределение между ними функций обслуживания. Например, при малой величине населенных мест, преимущественно сельских, в их общественных центрах сохраняются лишь функции общественно-административного обслуживания (сельский совет, контора хозяйства) и отдельные объекты повседневного обслуживания (детские сады. ясли, магазины). Все виды периодического, эпизодического и отдельные виды повседневного обслуживания сельского населения, расселяемого в населенных пунктах этого пояса. целесообразно размещать в общественных центрах города.

Второй пояс расселения включает населенные пункты в радиусе 60-минутной транспортной доступности центра системы. Культурно-бытовые связи направлены к главному центру системы и к ближайшему населенному пункту, расположенному в этом поясе и выполняющему функции подцеитра. При малой величине подцеитра преобладают поездки населения к главному центру системы. Такая направленность поездок обусловлена значительными различиями в составе учреждений обслуживания центров. Однако с ростом величины подцентра и увеличением состава учреждений периодического и эпизодического обслуживания происходит распределение связей. Жители населенных мест этого пояса большую часть потребностей в услугах общего характера удовлетворяют в ближайшем подцентре. При этом интенсивность связей с учреждениями специализированного обслуживания центра системы увеличивается. Рост взаимосвязанности центра и подцентров является предпосылкой к формированию центральной подсистемы. В этом случае целесообразна специализация городов по отдельным видам обслуживания. Различия в интенсивности и направленности связей с изменением величины городов необходимо учитывать при формировании их общественных центров. В этих условиях определение состава и размещения учреждений обслуживания в населенных пунктах необходимо проводить с учетом существующего и прогнозируемого уровней развития общественного обслуживания сопряженных городов, а также развития транспортных коммуникаций. Для рлределения структуры межгородских связей в конкретных условиях необходимо пользоваться данными транспортной доступности и натурных обследований.

Третий пояс включает населенные пункты, расположенные в радиусе 60—120-минутной транспортной доступности центра системы. Городские и сельские поселения имеют интенсивные трудовые и культурно-бытовые связи с ближайшим городом, центром местной системы населенных мест (подсистемы ГСНМ). Поездки в главный город-центр менее интенсивны и направлены в основном к учреждениям эпизодического (уникального) обслуживания. В поселениях-центрах, расположенных в этом поясе, должен предусматриваться развитой набор учреждений культурно-бытового обслуживания. Однако при определении состава учреждений эпизодического обслуживания необходимо учитывать первоочередность посещения ими главного города-центра. Это необходимо для обеспечения высокого качественного уровня этого вида обслуживания. В свою очередь, важное значение для обслуживания жителей сельских поселков в пределах этого пояса расселения должны приобрести передвижные формы обслуживания, заключающиеся в доставке на места к потребителю различного рода услуг, предоставляемых районным центром в сфере культуры, просвещения, торговли, бытового обслуживания и т. п.

3.9. Решающим фактором выполнения городом-центром функций межгородского обслуживания является транспортная инфраструктура системы населенных мест; ее функционирование и развитие во многом определяют условия доступности населения общественных центров. Транспортная доступность определяется полными затратами времени населения на передвижение с использованием массового пассажирского транспорта, включая подходы к остановкам, ожидание и поездку.

При проектировании сястсмы общественного обслуживания для определения транспортной доступности центров необходимо руководствоваться следующими нормативами:

для 80% трудовых передвижений населения в город-центр и подцентры —не более 60 мин в крупнейших и крупных городах и не более 40 мин — в других городах;

для культурно-бытовых передвижений к общественным центрам городов —не более 90 мин. а в климатических подрайонах IA. 1Б, 1Г — нс более 60 мин.

Для определения возможной загрузки отдельных магистральных направлений ГСНМ центростремительными потоками при различных величинах подвижности населения и транспортных условий расселения нужно руководствоваться данными, приведенными в табл. 2.

Исходные данные для определения возможиой загрузки магистральных направлений я групповых системах населенных мест1

Таблица 2

Подвнж • ■ость жителе* аиеппев

ЗОЛЫ ■

город-центр, кол-яо поездок ■а жителя ■ год

Численность населения, тяготеющего к одной трая-спортяой магястраля. тыс. чел

Среднесуточный пассажиропоток а город-центр |>0 одной транспортной магистрали, тыс. чел

Доля часа «ПИК» по прибытию В город.

иентр. %

Пассажиропоток а час «пика

в город-центр, тыс. чел.

70

500

200

150

100

50

30

20

10

95

39

29

19

9.5

5.7

3.8

1.9

25

25

25

25

25

25

30

30

24,0

9.8

7.4

4.8

2.4

200

27

25

6.8

150

21

25

5.2

100

И

25

3.5

50

50

6.8

25

30

4.1

25

20

2.7

25

10

1.4

25

5

0.7

30

100

5.5

20

1,4

50

2.7

25

0,67

30

1,7

25

20

20

1.1

25

10

0,55

30

5

0,27

30

3

0.16

30

1

0.05

30


Принципы развития системы общественных центров городов

Рис. 2. Система центров в структуре города

/ — модель системы центром / - идро. 7 — общегородское центр; 3- центры планировочных ркйоио»; 4 — специализированные центры: // — типы центров, / — структурные; 2— сне-цикли тированные; 3 - юродские; 4— местные; а — промышленный раВои; б — планировочный район:    «    —    жилой    район;

г — ндро; III — компактно расчленении» структура:    /    —    ядро

центра; 7 —центры планировочных вок; IV — расчленеянак структура; / — общегородской центр: 7. 3 — центры планировочных районов

3.10. Создание системы общественных центров в городах преследует ряд социальных и градостроительных целей.

Важнейшие из них;

максимальное удовлетворение потребности населения города в учреждениях культурно-бытового обслуживания;

создание благоприятной пространственной среды для развития общественно-политической жизни, управления, культуры и просвещения;

обеспечение формирования выразительных архитектурных ансамблей.

3.11. Рассмотренные выше факторы развития взаимосвязанной системы центров населенных мест на региональном уровне показывают, что элементы системы центров собственно города во многом определены этим уровнем. Это подтверждается фактами складывающейся системы уже в малых городах — специализированных центрах туризма, науки, рекреации и т. п. (проекты центров г. Истры, Верея, Зарайск). В большинстве случаев проектные схемы системы общественных центров следует разрабатывать начиная со средних по величине городов.

В новых, средних и больших по размерам городах (Шевченко. Сумгаит, Нижнекамск), наряду с общего-

13



ролек нм центром, создается более развитая соподчиненная группа общественно-обслуживающих центров с выделением центров жилых районов (Шевченко, Сумгаит) н даже центров планировочных районов (Нижнекамск). В случае когда основу плана составляет несколько самостоятельных районов, отделенных естественными рубежами (Братск, Полоцк-Новолипсик), требуется созда-мне местных общественно-обслуживающих центров.

В условиях нового крупного города (Тольятти, Набережные Челны) неизбежно возникает вопрос о проектировании системы главного центра и дополнительных центров (подцентров), располагаемых на стыке жнЛых районов на транспортных коммуникациях, на стыке жилых районов и промышленной зоны, а также целого ряда специализированных центров.

3.12. На территории крупных н особенно крупнейших городов число алементов системы общественных центров достигает своей максимальной величины. Они могут быть объединены в следующие подсистемы.

Основными частями системы первого уровня являются две подсистемы—структурные (комплексные) и специализированные центры.

В свою очередь структурные центры подразделяются на две подсистемы — общегородской центр и центры городских районов. К последним также относятся центры жилых районов — микрорайонов, центры промышленных районов, центры производственно-селитебных районов, центры в зонах массового отдыха.

Общегородской центр — главное звено в системе общественных центров, важнейший планировочный комплекс города, обладающий наибольшим числом связей со всеми его частями (рис. 2).

В состав планировочных комплексов 2-го (местно го) уровня входят:

Центры местного значения

Центры

Центры

«илы» районов

микрорайонов

В состав планировочных комплексов центров — 1-го уровня входят:

Дифференциация по уровням элементов системы центров позволяет методически правильно подойти к их роли в планировочной структуре города, удельному весу в системе обслуживания, значению в пространственной композиции.

3.13. На теоретической модели показано взаимодействие подсистем: структурные и специализированные

центры на 1-м уровне, где устанавливаются варианты связей элементов с ядром центра (главным системообразующим элементом) и зоной развития общегородского центра (см. рнс. 2). Характер структуры многофункциональных, интегрированных ядер крупнейших городов говорит об ограниченных возможностях специализации здесь комплексов. Однако на территории ядра такие варианты возможны. Специализированные центры предусматриваются главным образом на новых направлениях развития общегородского центра, в составе центров планировочных районов (здесь они могут положить начало формированию такого центра). В этих случаях поддерживается тесная связь специализированных центров с ядром. По признаку «связности* с элементами городской структуры выделяются следующие группы специализированных центров.

Классификация и состав специализированных центров

3.14.    Градостроительное понятие специализированных центров как структурных единиц в системе городского центра означает комплексы территориально объединенных и функционально взаимосвязанных сооружений и открытых пространств. Многофункциональность является характерной чертой специализированных центров и выражается в их сложном н расширенном функциональном составе. Среди общественных комплексов специализированные центры выделяются по концентрации основной ведущей функции, которая должна быть представлена в них наиболее широко и полно. Все другие функции, входящие в их состав, должны иметь сопутствующий или обслуживающий характер.

В отечественной градостроительной практике наиболее распространены следующие типы специализированных центров:    административно-деловые,    культурные,

торговые, научные, учебные, спортивные, отдыха, туризма, медицинские.

3.15.    Важным требованием является дифференцированный подход к проектированию специализированных центров. Он предусматривает необходимость их внутриотраслевой градостроительной классификации по следующим признакам:

функциональному назначению и степени специализации;

уровню обслуживания;

общественному значению;

структуроформирующей роли в системе городских центров.

В зависимости от функционального назначения и степени специализации необходимо различать центры с широким охватом видов деятельности в рамках ведущей функции (административно-деловые, торговые, спортивные центры, центры культуры универсального типа) и центры с ярко выраженной специализацией, ориентированные на определенный вид деятельности (научные, учебные, медицинские центры, центры искусств, мемориальные, музейные, выставочные и т. д.).

3.16.    Деление специализированных центров по уровню обслуживания должно отвечать социальным заказам города и общества на создание архитектурно-пространственной среды для проведения международных, общесоюзных, республиканских, областных и общегородских мероприятий в различных сферах народного хозяйства к общественного обслуживания (образования, здравоохранения. культуры, спорта, медицины и т. д.).

По этому признаку необходимо различать две основные группы центров:

1)    местные, лохальные центры, в организации которых преобладает признак «доступности»;

2)    общегородские центры, где большое значение приобретают признаки «уникальности* и «избирательности*.

14



3.17.    Важным является дифференциация специализированных центров по их струкгуроформирующей роли в системе городских центров. Но этому признаку они классифицируются на <|к>рмируютис общегородской центр, центры планировочных, жилых н промышленных районов, зон отдыха, научных н учебных зон и центры, которые могут формировать самостоятельные узлы притяжения населения.

3.18.    Наибольшее типологическое разнообразие специализированных центров характерно для городов столичного ранга. В них происходит дальнейшее развитие исторически сложившихся торговых, театрально-зрелищных, учебных центров и формирование новых перспективных видов специализированных центров (центр информации на Профсоюзной улице в Москве, новые типы культурно-просветительных центров на базе общества «Знание» в Киеве и Душанбе, административно-деловые центры республиканского и городского значения в Киеве и Ташкенте, объединенные учебно-научные комплексы в Риге и Киеве, центры искусств в Тбилиси и Вильнюсе. детскне центры искусств в Тбилиси, детские центры в Баку и Москве, молодежные — в Ереване, Кишиневе и Таллине).

Номенклатура специализированных центров сужается с уменьшением численности населения города и изменением его административно-политического статуса. В проектной практике крупных и больших городов имеют место, как правило, все основные типы специализированных центров, однако число разновидностей внутри каждого типа сведено к минимуму (Смоленск, Чебоксары. Владимир, Иркутск, Серпухов и другие исторически сложившиеся города, новые города — Тольятти, Шевченко).

Тенденция формирования специализированных центров (медицинских, спортивных и других) находит свое применение в проектной градостроительной практике малых и средних городов (Истра, Воскресенск. Ступино). В условиях малых и средних городов существенное влияние на формирование специализированных центров оказывает функциональный профиль города (туристические и музейные центры в Суздале и Ростове Великом).

3.19.    Создание системы специализированных центров, стоящей над структурно-территориальным подходом к формированию центров обслуживания и рассчитанной на население города в целом и тяготеющей к нему системы расселения, отвечает объективным закономерностям социального развития общества, когда все большее число его членов предъявляет повышенные требования прежде всего к уровню обслуживания. Фактор территориальной близости объекта обслуживания в этом случае отступает на второй план.

Систему общественных центров нового города рекомендуется формировать как систему структурных центров. соответствующих планировочному расчленению городской территории и специализированных, имеющих определенную функциональную характеристику (медн-цннсхий, учебный, спортивный, выставочный центр и др.). Последовательность формирования системы общественных центров необходимо осуществлять с учетом поэтапного се усложнения в функциональном и пространственном отношениях, возрастания рати специализированных центров, распространяющих свое влияние не только на данный город, но и на прилегающие города н поселки в зоне транспортной доступности (около 1,5—2 ч). Предложения по размещению специализированных центров обслуживания следует включать в состав проекта районной планировки, исходя из характера расселения (групповое, централизованное, линейное и др.), величины городов, их градообразующей базы н особенностей природного окружения.

3.20.    Современная тенденция к расчленению территории крупнейшего города на отдельные крупные плани

ровочно-структурные части со своими центрами, интенсивными внутренними и внешними связями требует глубоко обоснованного решения системы общественных центров города. На всех ее уровнях чрезвычайно важен учет всей совокупноти конкретных н многообразных условий формирования городов. Так, сопоставление схемы развития центра с установленными характеристиками структуры города показало, что в проектной практике нс всегда обеспечивается соответствие схемы развития центра типу структуры и размерам территории города. Например, для городов, обладающих компактной, радиальной структурой, но нс сопоставимых ни по размерности. ни по уровню развития центральных функций (.Москва — более 8 мли. жителей, территории — около 90 тыс. га; Минск — около I млн. жителей, территория — около 15 тыс. га), предполагается одинаковая па1ицсн-тричсская схема центра. В то же время для Перми, города с расчленеино-протяжснной структурой и наиболее крупными размерами территории (более 72 тыс. га), формирование подцентров в удаленных районах не предусмотрено и сохраняется моноцснтрнческая структура.

3.21. Размещение структурных элементов системы общественных центров должно учитывать:

расчленение территории на крупные планировочные зоны с включением различных функциональных зон (крупных жилых районов, промышленно-научных, рекреационных и ир.);

формирование филиалов общегородского центра,, объединенных или удобно связанных с транспортно-коммуинкационными узлами (ТКУ).

В планировочной структуре современного города все более заметную роль начинают играть центры обслуживания, возникающие на основе распределительных и обменно-распределительных транспортных узлов. Они могут размешаться на территории города в качестве агломерационных центров межгородских связей или в срединной зоне в непосредственной близости от ядра, выпазняя роль «перехватывающих* узлов.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЦЕНТРОВ

I. Основы методического подхода

4.1. С точки зрения системного подхода городской центр следует рассматривать в исследовании и проектировании на трех уровнях: как часть более крупной структуры (города, агломерации на верхнем уровне), как целое на основном уровне и как взаимодействие его крупных частей на нижнем уровне.

Процесс проектирования включает в качестве необходимой предпосылки информацию об условиях и факторах развития конкретного городского центра, постановку целей и задач, решение их на различных стадиях проектирования, реализацию проектных решений в соответствии с ресурсами по этапам.

Проект начинается с анализа существующего положения и выявления на этой основе комплекса нерешенных проблем. Проектирование городского центра как составная часть управления его развитием прежде всего связано с получением к накоплением информации, без которой око невозможно. Информация относится к разным областям жизнедеятельности центра. Для такого объекта проектирования, как городской центр, это означает прежде всего анализ тенденций развития, которые выявляются при сопоставлении с ранее составлявшимися проектами и состоянием их выполнения (реализации). Если обнаруживаются систематические отклонения (замедление, ускорение), то должны быть выявлены их причины и сделаны выводы о сохранении или пересмотре позиций. Продолжение действия тех же теиден-

15



12


УДК 7IIJ5I


Рекомендовано к изданию научно-методической секцией НТС ЦНИИП градостроительства.

Руководство по проектированию общественных цеитров городов, поселков и сельских населенных мест/ЦНИИП градостроительства. —М.: Стройнздаг, 1982.—79 с.

Рассмотрены центры городов, поселков и сельских населенных мест как элементы единой системы культурно-бытового обслуживания и общественных центров. Сформулированы социальные н градостроительные требования к формированию центров, разработаны методнчесхие рекомендации по их проектированию.

Дана классификация центров населенных мест в зависимости от их роли в системе расселения, величины и функционального профиля. Рассмотрены вопросы размещения, архитектурно-планировочной структуры, композиции, организации транспорта центров поселков, городов, сельских населенных мест, а также жилых и планировочных районов. Приведены технико-экономические показатели и расчеты центров городов, предложения по первой очереди строительства.

Для архитекторов-градостроителей. а также для работников архитехтурно-планиро-вочиых и плановых органов.

Табл. 15, ил. 29.

Ивстр) (т.-аормат., I

ааотоаооо»-»™

047(01 >-«

С Строввмат. IM2

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития нашего общества встают новые задачи по формированию общественных центров населенных мест. Они обновлены расширением масштабов строительства общественных зданий и реализацией проектов детальных планировок, повышением роли конкурсных проектов в процессе проектирования. новым подходом к проектированию центров на основе современной градостроительной науки.

Разработанная в ЦНИИП градостроительства концепция групповой системы населенных мест стала важной методической базой проектирования городов и их центров. Она позволяет рассматривать в тесном народнохозяйственном. транспортном, функциональном, социально-экономическом взаимодействии населенные места различной величины и профиля с организацией единой системы культурно-бытового обслуживания и общественных центров.

Усиление значения сферы культуры, возрастание роли свободного времени для всестороннего развития человеческой личности создают объективные предпосылки для повышения значимости, общественного престижа самой проблемы центров населенных мест, сосредоточения внимания на целом ряде нерешенных вопросов. При этом важно иметь в виду, что проектирование, формирование, строительство новых к реконструкция сложившихся центров будут эффективны лишь в том случае, когда в них будут отображены реальные закономерности развития центров с учетом жизнедеятельности населения, роли и общественной значимости центров.

Сегодня еще существует разрыв между проектированием центров и их реальным строительством. Вследствие медленной реализации проектов центры многих городов все еще не получили своего завершения. Многие серьезные недостатки проектов центров объясняются разрывом между активизацией, усложнением общественной жизни н се материальным воплощением в проектах центров, слабой изученностью функционирования центров, отсутствием анализа реализации их планов детальной планировки (ПДП).

К основным недостаткам практики проектирования н строительсгва центров относятся:

отсутствие реалистичности в проектах первоочередного и перспективного развития центра, преувеличение объемов строительства общественных зданий, экономическая необоснованность решений;

составление проекта центра, его функционального зонирования и состава без учета влияния региональных факторов, роли города и центра в системе расселения.

1

без учета его функциональных и пространственных связей со всей системой центров города;

отсутствие идейно-образной характеристики центра, схематизм пространственных композиций, потеря мас-штабностм, архитектурной индивидуальности города, нарушение силуэта центров, особенно исторических городов.

В этой связи целью Руководства является внедрение в проектную практику результатов научных исследований проблем формирования общественных центров, опыта их проектирования и строительства с позиций широкого градостроительного и системного подхода.

Руководство имеет методическую направленность н поэтому не претендует на детальное освещение всех вопросов, связанных с проектированием центров населенных мест.

В настоящее время в научной литературе нет единой терминологии, связанной с проблемой общественных центров н в том числе центра города. Широко распространены и употребляются как синонимы общественный центр, центр города, центральный район, центральная зона, главный центр и т. п. Поэтому в рамках данной работы принимаются следующие, не претендующие на исчерпывающую полноту определения.

Общественный центр — место концентрации общественной, политической и культурной жизни населения (города, села), где размещаются учреждения общественного обслуживания, здания которых связаны между собой в функциональном, планировочном и композиционном отношениях.

Центр города (общегородской центр)—главный общественный и идейно-политический центр города, включающий учреждения городского и внегородского значения (административные, деловые, культурно-просветительные, торговые и др.). Здания и сооружения центра формируют главные архитектурные ансамбли города. Центр города является центром его композиции.

Центральный район — главный планировочный район города, на территории которого размещается общегородской центр. Границы центрального района (9— 10% территории города) н центра, как правило, не совпадают. В центральном районе размещаются также непрофильные для центра элементы: промышленность, склады, слсцтерритории и т. д. Значительную часть центрального района занимают жилые кварталы (30—50%). Он является главным транспортным районом города.

Ядро центра*. Важнейшая часть общегородского

Подробные характеристики приводятся в главах.

3


центра (20—30% его территории), место наивысшей концентрации уникальных учреждений общественного обслуживания, наиболее представительных ансамблей н крупных общественных зданий и сооружений города.

Работа опирается на ряд исследований по планировке городов н их центров, выполненных в ЦМИИП градостроительства. КневНИИП градостроительства. Лен-НЙИП градостроительства, а также в типологических институтах Госгражданстроя.

Руководство разработано отделом сетей учреждений культурно-бытового обслуживания и планировки общественных центров ЦНИИП градостроительства с участием отделов реконструкции городов, новых городов. городского и внешнего транспорта, экономики градостроительства, группы социологических исследований ЦМИИП градостроительства.

Участниками работы были также: ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, ЦНИИЭП учебных зданий, ЦНИИЭП торгово-бытовых и турист-ких комплексов, ЦНИИЭПграждансельстрой.

Работа выполнена под научным руководством кандидатов архнт. В. А. Васильченко и Л. И. Соколова.

Участниками работы (по главам) являются: предисловие — В. А. Васильченко. Л. И. Соколов глава I—Л. В. Коган. Е. С. Шпакоаскак; глава 2 — Л. И. Соколов. Н. Af. Зеликина, В. Л. Кулага. И.Р. Федосеева, В. А. Машинский. И. 3. Кретова при участии Л. В. Макаренко; глава 3 — В. А. Васильченко. Л. И. Соколов. Н. М. Зеликина. Т. В. Устенко. Е. Е. Водзин-ский, В. П. Бутузова, Е. С. Нестеренко при участии

А. А. Скалабана; глава 4 —Л. И. Соколов, О. К. Куд

рявцев при участии Л. И. Кубецкой; глава 5 — В. А. Васильченко. Л. И. Соколов. Т. В. Устенко. Н. //. Тимофеева. Р. П. Гикало, Е. 3. Меркулова при участии П. Н. Давыденко. Е. А. Розанова. Р. И. Хамецкого; глава 6 —

A.    В. Васильченко. Л. И. Соколов. Н. М. Зеликина.

B.    Т. Зайцев. Л. И. Сейтхали.*ов при участии В. А. Ли-холат; глава 7 — Л. И. Соколов. //. //. Тимофеева.

C.    К. Регамз. Т. В. Устенко, Е. Е. ВодзинскиО при участии Е. А. Заславского. Р. И. Хамецкого; глава 8 — А. А. Агасьянц. Б. В. Черепанов при участии С. С. Кра-кович; глава 9 — Т. Н. Чистякова, Л. И. Соколов. Э. М. Крейдин, А. К. Иванова. Е. Е. Нестеренок при участии А. А. Шуберт, Н. А. Скрипки; глава 10 и И (ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, ЦНИИЭП учебных зданий)—в. Л. Кулага, И. Т. Привалов, А. И. Г ришин, Г. П. Г икало, И. А. Жаворонкова при участии Т. А. Тукановой. Э. А. Кальниц-кой, О. Н. Кравченко. Л. Af. Алабяна и И. А. Сердюкова; главы 12 и 13 (ЦНИИЭПграждансельстрой) — С. Б. Моисеева. 3. А. Банников, при участии Е. М. Маркова. В. П. Бутузовой. М. А. Мироненко. В. В. Рыбина. Иллюстрации выполнены архитекторами ЦМИИП градостроительства Н. П. Володиной. Н. Af. Зеликиной, Н. Н. Тимофеевой. Е. А. Розановым. В. В. Ермаковым. О. А. Ушаковой, а также институтами ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, ЦНИИЭПграждансельстрой, БелНИИП градостроительства. Леи-НИИГ1 градостроительства, КневНИИП градостроительства, КиевЗНИИЭП, УзНИИГ! градостроительства, Таш-генплан и СибЗМИИЭП.


I. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ♦ОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

I. СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ

1.1.    Закономерности формирования центров населенных мест обусловлены в первую очередь их социальной природой, динамикой н разнообразием форм общественной жизни в социалистическом обществе. Центры советских городов и сел сочетают в себе функции важнейшего идейно-политического и духовного форума, концентрируют самые разнообразные виды деятельности, связанные с управлением, культурно-бытовым обслуживанием, бытом и отдыхом людей. Природа центров раскрывается и в особых архитектурно-художественных качествах их среды, эстетике ансамблей и общественных пространств.

1.2.    Понимание н глубокое осознание социально-функциональных закономерностей развития центров населенных мест является обязательным условием разработки градостроительных требований, предъявляемых к их формированию. Учет этих закономерностей повышает эффективность проектирования, усиливает научную базу всего процесса управления развитием городов. В этой связи возрастает роль предпросктной информации о реальных процессах функционирования учреждений центра, их посещаемости населением, характере и частоте взаимосвязей зоны центра со всеми районами города.

1.3.    Анализ процесса урбанизации показывает, что в центрах крупных и крупнейших городов в наиболее развитой форме содержатся те основные функциональные н пространственные характеристики, которые в различной степени присущи центрам меньших по величине населенных мест. Тенденция укрупнения сел. все более активного включения их в системы группового расселения способствует стиранию граней между городом н деревней, приданию сельским центрам черт городского типа. Стремление людей к повышению своего общеобразовательного, культурного и профессионального уровня усиливает роль «городских2 образцов культуры, а также эстетических качеств городской среды.

1.4.    Данные социологических обследований ряда крупных городов убедительно показали, что следует поддерживать высокий социально-культурный потенциал главного, общегородского центра, чье влияние распространяется на весь город и тяготеющие к нему населенные места. Стремление к центру объясняется нс только возможностью удовлетворить здесь самые разнообразные запросы, но н общей ориентацией человека на центр как таковой во всей широте этого понятия.

1.5.    Степень центральности как критерий оценки уровня развития районов, зон и отдельных частей города является на современном этапе одним из важнейших критериев. Поэтому, проектируя центры, важно исследовать их прямые и обратные связи с другими районами города, мотивы посещения центра жителями города и агломерации. Исследования показали, что эти связи в крупных городах устойчивы и многоплановы. Процесс развития города, роста его периферийных и других районов осуществляется при непосредственном влиянии центрального района, элементов системы общегородского центра. Население вновь формирующихся районов строит свои повседневные связи в значительной степени через общегородской центр, который в этом случае позволяет компенсировать времени)» ограничен

ность городской среды в новых районах, способствует ускорению процесса адаптации жителей в новом для них месте города. При создании в последующем новых центров планировочных и жилых районов сохранится роль общегородского центра как главного звена всей системы общественных центров города.

Обследования подтверждают положение об исключительной роли системы общегородского центра в социально-культурной жизни. При этом должна учитываться роль центра и как средоточия мест труда2.

1.6.    В процессе взаимодействия центра города с другими его районами происходит:

усложнение и дифференциация составляющих его элементов, создание «филиалов» центра в городских районах:

постоянное развитие функциональной структуры, специализация н интеграция его учреждений.

1.7.    Качественные и количественные сдвиги в функциональной организации центра приводят к его пространственным изменениям. Эта изменения проявляются в постепенном увеличении удельного веса застроенной территории, усложнении архитектурно-пространствен-ных решений, повышении плотности транспортной сети, использовании подземного пространства и т. д. Сложный процесс перестройки, дифференциации функций центра на собственно центральные (наиболее уникальные) н более массовые обусловливает образование центрального ядра и другой, относительно периферийной зоны центра.

1.8.    Разделение территории городского центра на две составляющие части — ядро н периферию позволяет охарактеризовать неоднородное по своей функциональной загруженности пространство центра крупного города. Такое разделение, хотя и достаточно условное, позволяет строже разграничить явления, характерные для каждой из этих зон. Ядро играет ведущую роль в процессе насыщения центральных районов уникальными учреждениями всех видов обслуживания и отличается наиболее высокими показателями по основным характеристикам — плотности общественной застройки, интенсивности посещений на единицу территории и т. д. Периферия центра постепенно становится местом активного формирования новых групп общественных сооружений многофункционального характера, возникающих в результате перемещения части учреждений нэ центрального ядра по мере его функционального и пространственного насыщения.

1.9.    Наблюдения показывают, что изменение пропорций отдельных функций в центре направлено в сторону увеличения уникальных, специализированных учреждений, в том числе уникальных объектов культуры (театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, выставочных залов, специализированных кинотеатров и т. л.). Эта тенденция отражается на пространственном распределении функций по территории центра, которое идет по двум направлениям:

внутреннее развитие сопровождается повышением интенсивности использования территории центра, усложнением архитектурно-пространственных решений его отдельных зон и узлов, внедрением принципа кооперации н многофункциональности;

внешнее территориально-пространственное развитие происходит в результате выделения из сложившегося центра определенной части социально-культурных функций по мере увеличения пространственной насыщенности среды и повышения уникальности содержания его застройки.

1.10.    При решении вопроса о выносе тех или иных учреждений за пределы сложившегося центрального


ядра должна учитываться зависимость между спецификой городской среды и функциональным назначением учреждений. Исследования показывают, что наиболее центрально ориентированными группами являются административная и культурно-зрелищная, эффективное функционирование которых связано с обязательным включением в сложившуюся городскую среду ядра центра. Культурное назначение функции непосредственно предполагает и определенную среду, которая окружает это учреждение, историческую преемственность этой среды.

1.11.    Изучение социальных закономерностей функционирования центров выдвигает на важное место человеческий фактор, учет процессов освоения человеком среды города и центра. Интегральная оценка населением центра может быть представлена показателем его популярности, полученным в результате опроса посетителей. Данные по ряду городов показывают, что предпочтение отдается тем зонам центра, где высокая концентрация уникальных функций обслуживания, мест труда, учреждений культуры. Показатели этой концентрации находятся в прямой зависимости от качества планировки центра, плотности уличной сети, разнообразия пространственных ситуаций.

1.12.    В процессе развития центра важно учитывать привлекательность территорий, расположенных н за пределами исторического ядра города, но непосредственно с ним связанных. По некоторым параметрам функционирования объекты, расположенные на этих территориях, отличаются большей центральностью, чем расположенные даже в историческом ядре. Анализ этой ситуации показывает, что центральное ядро поддерживает примыкающие к нему территории, во многом обеспечивая их высокую «центральность» и их общегородскую роль.

Именно эту функцию исторического ядра —поддерживать ближайшее окружение —и следует особо Ьыделнть и закрепить путем его максимального функционального насыщения н реконструкции. Общегородской центр и его зона находятся в постоянном развитии, изменяется состав их компонентов, величина н структура. Некоторые функции уходят в подцентры городских районов, образуя филиалы главного центра. Но в то время как одни виды деятельности перестают «принадлежать* центру, он приобретает еще более широкие и разнообразные функции. В результате удельный вес н значение центра не только не снижаются, но неуклонно возрастают.

2. ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

2.1.    Центры населенных мест выполняют ряд важнейших социальных, утилитарных и эстетических функций, которые связаны с историей возникновения и формирования города или села, их административным и народнохозяйственным значением, а также характером и качеством материально-пространственной среды. Функ-ции управления, информации и культурно-бытового обслуживания определяют содержание центров и обусловлены развитием сферы общественного обслуживания, которая включает 5 групп: административно-общественного управления, социально-культурного обслуживания (воспитание, образование, культура), торгово-бытового обслуживания, лечебно-оздоровительного обслуживания (медицина, физкультура, спорт), обслуживания массового отдыха.

Наиболее полно названные группы представлены в центрах городов особенно крупных и крупнейших (с высоким социально-культурным потенциалом).

2.2.    Функции центров целесообразно ранжировать по их градостроительной значимости на основные н дополнительные. Основные функции являются обязатель

ными для центра населенного места любой величины и профиля.

К основным относятся:

административно-политические; деловые; культурно-просветительные; торгово-бытовые.

К дополнительным относятся:

физкультурно-спортивные; научные; учебные; медицинские; историко-мемориальные и др.

В ряде городов специального профиля наука и образование включаются в группу основных функций (Дубна, Пущино, Зеленоград и др.).

Особую группу образует жилая функция центра, которую нельзя рассматривать в отрыве от основных функций.

Группировка функций во многом носит условный характер, так как они в современных условиях городов тесно взаимодействуют друг с другом. Тенденция специализации центров сочетается с их интеграцией, открытостью и широкой сферой влияния. Речь идет о преодолении отраслевой специализации и возникновении сложного сочетания внутри одного комплекса функций, взаимно дополняющих друг друга. При этом повышается жизнедеятельность центра, сокращаются затраты времени на удовлетворение различных потребностей. Многофункциональность центра и широкая специализация дают разносторонность социально-профессиональной и демографической структуры, расширяют сферу общения, повышают его общую эффективность.

2.3.    В краткой характеристике основных и некоторых допо.жигельных функций должно быть учтено следующее:

Административно-политические функции осуществляются в населенных местах государственными учреждениями и общественными организациями. В селах, поселках и городах здания этих учреждений относятся к числу уникальных и должны формировать главную административную площадь и отдельные административные комплексы. Особое значение и масштабы эта функция приобретает в столицах республик, где могут возникнуть административные центры городского, областного и республиканского значения.

В крупных городах, где имеются планировочные районы, формируются местные административные центры на базе районных советских и партийных организаций.

В процессе реконструкции центральных районов крупнейших и в первую очередь столичных городов СССР возникает необходимость формировать административные зоны и комплексы республиканского значения, к планировке и застройке которых должны быть предъявлены повышенные градостроительные требования.

2.4.    Деловые функции осуществляются учреждениями экономического (хозяйственного) управления на местном и региональном уровнях.

Функции отличаются динамичностью, так как связаны с темпами развития экономики, научно-технического прогресса. Возрастающая автоматизация производства. перераспределяющая трудовые ресурсы в непроизводственную сферу, огромный рост потоков информации, усложнение всей системы народного хозяйства увеличивают численность работников административных учреждений. Эти тенденции должны учитываться при составлении генеральных планов городов и разработке проектов общегородского центра.

Наиболее широко административные функции городов представлены на региональном уровне (столицы республик, областные центры).

Управление в пределах административных границ здесь совмещается с руководством экономическими н информационными комплексами систем расселения, региональных групп. «Индустрия информации», так же как

6



н другие отрасли непроизводственной сферы, становится ведущим цснтрообраэукмцим фактором. Исследование административного статуса городов выявило наличке прямой связи между социально-культурным потенциалом (СКП) и административным статусом города, а также тенденцию усиления связи между СКП и величиной города с повышением его административного статуса. Отсюда следует, что в городах одинакового административного ранга (столицы республик, областные центры) административные центры будут там более развиты, где выше социально-культурный потенциал и «центральность* города.

2.5.    Пространственная организация учреждений сферы управления в населенных местах имеет свои особенности. Они состоят в необходимости концентрации учреждений в главном центре села или городов, которая должна происходить путем организации административно-деловой зоны н отдельных деловых комплексов с учетом функциональных взаимосвязей учреждений и их общественного значения. В крупнейших юродах возможно включение деловых комплексов в состав центров планировочных районов или специализированных центров.

2.6.    Культурно-просветительные функции связаны с разнообразными видами культурно-просветительной деятельности. искусства, всей сферой досуга и выполняют ведущую роль в формировании системы общественных центров городов. Развитие этих функций идет все более быстрыми темпами, отражая рост духовных потребностей общества.

Основной пространственной формой локализации функций культуры являются сложные н разветвленные сети культурно-просветительных и зрелищных учрежде-ний. Взаимосвязь функций культуры со всеми сферами жизнедеятельности населения (трудом, бытом, отдыхом) обусловливает размещение сети культурно-просветительных и зрелищных учреждений в пространствен* ной структуре всего города и ее организацию в виде единой отхрытой системы, предусматривающей взаимосвязи между отдельными элементами. Важным условием является взаимодействие сети с системой пешеходно-транспортных коммуникаций, с озелененными пространствами, с системой общественных центров. При этом наибольшей концентрации эти учреждения достигают в условиях функционально насыщенной среды общегородского центра.

2.7.    Состав культурно-просветительных и зрелищных учреждений зависит от величины и народнохозяйственного профиля города, его культурного потенциала, особенностей исторического развития и ряда других факторов. Наиболее сложный состав учреждений, дифференцированных по функциональному назначению, по контингенту посетителей, по уровню обслуживания и другим признакам, имеют крупнейшие столичные города с многовековой историей и богатым культурным наследием (Москва, Киев, Баку, Тбилиси и другие города). Значительную часть в них составляют уникальные объекты мирового, общесоюзного и республиканского значения. Общее количество объектов культуры уменьшается по мере уменьшения населения города.

Необходимо учитывать тенденцию укрупнения культурно-просветительных и зрелищных учреждений, их интеграцию с учреждениями наухи, образования, отдыха. спорта, туризма, формирования новых типов функционально развитых объектов, комплексов и центров культуры. Активно включаются в застройку городов многозальные комплексы универсальных киноконцертных залов, кинозалов, кооперированных с танцзалами, спортзалами и кафе, дающих возможность многофункционального использования помещений и повышения рентабельности в эксплуатации объектов.

2.8 Представляется целесообразным рекомендовать

для более широкого внедрения в практику градостроительного проектирования центры культуры, объединяющие в комплекс культурно-просветительны* учреждения и дополняющие их деятельность учреждения другого функционального назначения. Формирование таких центров, как показывает уже существующая практика, имеет место в городах различной величины и играет важную социальную рать в идейно-патриотическом и эстетическом воспитании людей, в организации их общения. В малых и средних городах рационален универсальный тип центра культуры, формирующийся в общественном центре и позволяющий в пределах небольших территорий получить значительный градостроительный комплекс. В условиях крупных, крупнейших и даже больших городов появляется возможность формирования системы центров культуры — композиционных акцентов в структуре общественной застройки. Система включает три основных уровня: местный, городской и внегородской. Центры универсального типа могут быть использованы в них на местном и городском уровне при формировании комплексных центров планировочных н жилых районов. На внегородском уровне базой для организации центров культуры преимущественно специализированного типа (центров искусств, народного творчества, детских, молодежных, муэейно-мемориальиых н других) могут служить уникальные объекты театров, музеев, выставок, высших учебных заведений по художественному воспитанию и эстетическому образованию. Дворцов пионеров и т. д.

2.9.    Торгово-бытовые функции связаны с особенностями организации всей системы торгово-бытового обслуживания на территории населенных мест, ростом потребностей различных контингентов населения, его мобильностью, а также научно-техинчесхнм прогрессом в сфере торгового обслуживания.

Важнейшим исходным положением организации системы торгово-бытового обслуживания в городах является принцип ее единства. Поскольку торгово-бытовое обслуживание непосредственно связано со всеми сторонами жизни населения и сопутствует человеку во всех основных сферах его жизнедеятельности (в быту, на производстве, во время отдыха, в процессе культурной деятельности и передвижения), сеть этого обслуживания организуется во всей пространственной структуре города как единая открытая система, учитывающая трудовые и культурно-бытовые связи различных групп населения. Важнейшим условием при этом является тесное взаимодействие сети с пешеходно-транспортными коммуникациями города.

2.10.    В соответствии с функциями обслуживания и с учетом значения фактора времени условно выделяются два вида обслуживания: «стандартное*, повседневное, массовое, удовлетворяющее утилитарные запросы людей, н «избирательное», более индивидуального характера.

Предприятия стандартного обслуживания являются основой формирования местных торговых центров в жилой зоне и могут включаться в общественные центры жилых комплексов и районов.

Сеть местных торговых центров размещается относительно равномерно на территории города в увязке с транспортными магистралями и основными пешеходными путями движения населения (преимущественно у мест выхода к транспортным остановкам) и с учетом расположения мест приложения труда, охватывая жилую зону таким образом, чтобы население могло пользоваться предприятиями с минимальной затратой времени. Такое размещение решает одновременно и проблему организации попутного обслуживания работающей части населения и обеспечивает необходимую пешеходную доступность для остальной, мсиее подвижной части населения.

7



2.11.    К системе избирательного обслуживания, формирующей сеть предприятий городского значения, относятся крупные универсальные и специализированные магазины со сложным ассортиментом товаров, обеспечивающим высокий уровень избирательности. Зона действия предприятия избирательного обслуживания распространяется на город в целом и за его пределы в зависимости от значения города в системе расселения. Разветвленная сеть этих предприятий включается в пространственную композицию общественных центров города, его площадей, проспектов и улиц и решается в тесной и непосредственной связи с городскими транспортными коммуникациями. Главными узлами концентрации предприятий избирательного обслуживания являются общегородской торговый центр, торговые центры планировочных районов и зон и автономные торговотранспортные центры, имеющие, как правило, региональное значение.

2.12.    Торговый центр —это комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, общественного питания н бытового обслуживания. Концентрация крупных универсальных и специализированных предприятий в едином пространственно-организованном организме торгового центра имеет большие социально-экономические преимущества.

Дополнительно к своему основному назначению (предоставлению городскому н тяготеющему населению максимального выбора товаров и разнообразных услуг) этн центры выполняют н функции стандартного обслуживания для жителей прилегающей жилой застройки, для тех, кто работает в зоне центра, н для других контингентов дневного населения.

2.13.    Торговые центры городского значения целесообразно размещать в составе общественных центров, выделяя для них самостоятельные зоны. В тех случаях, когда по ряду конкретных причин (градостроительная ситуация, природные условия, особенности организации территории, особенно в условиях сложившегося центра) это невозможно, следует стремиться создавать удобные связи между торговым центром и общегородским. При этом расширяются сопутствующие функция торговых центров и усиливается роль предприятий общественного питания и различных видов специального и экспресс-обслуживания, которые могут включаться в учреждения иного функционального назначения. Наиболее тесно торговые центры связаны с общественно-деловой и культурно-зрелищной зонами общественного центра.

2.14.    В малых городах целесообразно проектировать один общегородской торговый центр. Это позволяет сосредоточить в одном месте максимальный для таких городов ассортимент товаров и услуг к создать относительно крупный архитектурный объем в центре города.

2.15.    В средних городах при расчлененной планировочной структуре или низкой плотности застройки, в отдаленных или изолированных районах, а также в местах концентрации населения вблизи мест приложения труда могут быть дополнительно размешены в комплексе с местным центром отдельные предприятия торгово-бытового обслуживания городского значения (специализированные непроизводственные магазины, предприятия бытового обслуживания, ресторан) или увеличена вместимость предприятий местного торгового центра благодаря включению в них некоторых товаров и услуг избирательного обслуживания.

2.16 В больших городах могут быть дополнительно к общегородскому торговому центру созданы подценгры городского значения, особенно при расчлененной структуре города, где формируются общественные центры планировочных районов. Создание подцентров (центров планировочных районов) может быть вызвано также условиями очередности строительства.

2.17.    В крупных и крупнейших городах создается сложная полицентрическая система, включающая все виды торговых центров, тесно связанных с планировочной н коммуникационной структурой города н между собой.

Специализированные автономные торговые центры создаются, как правило, в городах, являющихся центрами системы расселения при внешних транспортных коммуникациях в комплексе с железнодорожными вокзалами или автостанциями в расчете на удобное обслуживание приезжего населения, а также в крупнейших городах на узловых пересадочных остановках большой пропускной способности для обслуживания юродских покупателей или в дополнение к развитию общегородского торгового центра.

2.18.    Физкультурно-спортивные функции в современных условиях все больше принимают зрелищный характер и активно взаимодействуют с основными функциями, часто формируя важные архитектурные ансамбли городов.

Массовые спортивные сооружения (жилых районов и планировочных районов) сочетаются с уникальными спортивными и спортивно-зрелищными центрами общегородского и регионального значения.

Высший уровень обслуживания включает общегородские спортивные центры, предназначенные почти исключительно для спортивных занятий. Общегородские спортцентры — специализированные спортзалы спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики, бокса, борьбы, тяжелой атлетики н др., крытые и открытые бассейны для плавания, прыжков в воду и водного поло, поля и площадки. В состав спортивных центров могут быть также включены такие сооружения, как катки с искусственным льдом, велотреки, а при наличии соответствующих природных условий также сооружения для лыжного спорта, прыжков на лыжах с трамплина, водных видов спорта.

Зрелищно-спортивные сооружения предусматриваются в основном в общегородских спортцеитрах; в центрах планировочных и жилых районов — лишь весьма ограниченное количество зрительских мест. Поскольку на перспективу нормативами предусматривается значительный рост обеспеченности физкультурно-оздоровительными сооружениями, предполагается рост числа сооружений и в каждом физкультурно-оздоровительном комплексе

2.19.    Система спортивных сооружений трансформируется в зависимости от размеров города. В городах, нс имеющих планировочных районов (как правило, в городах с населением менее 200 тыс. жителей), спортивные центры планировочных районов не создаются: их норма сооружений передается общегородскому спортивному центру. В городах, нс имеющих жилых районов (как правило, города с населением менее 50 тыс. жителей), создается лишь один спортивный центр — общегородской, объединяющий всю норму физкультурно-спортивных сооружений города (кроме микрорай-онных). В крупнейших городах с населением более I млн. жителей может создаваться несколько общегородских спортивных центров.

2.20.    Размещение физкультурно-спортивных центров в городе, помимо соблюдения соответствующих радиусов обслуживания, определяется и рядом других условий: необходимостью их размещения в системе озелененных территорий, удобной связью общегородских спортивных центров и спортивных центров планировочных районов с транспортными магистралями и узлами, а физкультурно-спортивных центров жилых районов — с пешеходными путями, соединяющими эти центры с жилыми микрорайонами, функциональными связями центров с учебными заведениями, культурно-зрелищными, а также торгово-бытовыми учреждениями.

8



2.21.    Учебные и научные3. В эпоху научно-технической революции возрастает роль комплексов вузов, научно-исследовательских институтов в формировании планировочной структуры и архитектуры крупных и крупнейших городов, системы их общественных центров.

Проблема рационального размещения вузов должна решаться в масштабе республик, экономических районов, систем группового расселения. В каждом городе размещать новые к модернизировать существующие учебные центры следует на основе единого плана, взаимоувязанного с генеральным планом города.

2.22.    В настоящее время определились две формы

пространственного развития учебных комплексов в крупных городах:    реконструкция    и    территориальное

расширение сложившегося комплекса, вынос учебного центра на новые территории. Последняя форма находит наибольшее распространение в связи с потребностями в расширении территорий и усложнении учебного процесса (учебные центры в Минске — территория 96 га, в Киеве— 102 га). В то же время сохранение и развитие учебных центров в центральных районах обогащает их социальную структуру и архитектурно-художественный облик (развитие вузовских комплексов в Риге, Волгограде, Фрунзе и др.),

2.23.    При всех формах развития учебных специализированных комплексов необходима их тесная связь с общегородским н другими общественными центрами города. В городах учебного и научного профиля функции образования и науки включаются в состав основных и оказывают решающее влияние на планировку и композицию общегородского центра. Так, центральные ансамбли городов Дубна, Пущино, Протвино и других формируют научные и учебные комплексы; крупный общественный узел в центре Тбилиси создал комплехс политехнического института. В Иркутске важнейшей частью общегородского центра стал Восточно-Сибирский научно-учебный комплекс.

2.24.    Устойчивой тенденцией формирования центров советских городов, от малого до крупнейшего, стало включение в их состав научных учреждений и комплексов. Функция науки все более тесно связывается с такими сферами, как управление, образование и культура. По условиям размещения в сложившихся городах научно-исследовательские учреждения могут быть разделены на следующие группы:

институты и их комплексы, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду и расположенные вне специальных зон (институты гуманитарного профиля, вычислительные центры, центры научно-технической информации и др.);

крупные научные учреждения или их комплексы, размещаемые в специальных научных зонах, которые не имеют производственных вредностей и могут располагаться поблизости от жилой застройки, институты и их комплексы. размещаемые в удалении от жилой застройки.

2.25.    Жилая функция центра. Наличие жилой застройки на территории центра является важным фактором его нормальной жизнедеятельности. Жилье в центральных районах не только соседствует с общественной застройкой, но и выполняет необходимые поддерживающие функция в утилитарном (учреждения обслуживания, озеленение и т. п.) и эстетическом (пространственные структуры) отношениях. В одновременно действующих процессах «оттока3 жилья из центра и возвращения в центр важно правильно установить пропорции между подсистемами «жилье» и «центр». Необходимо помнить, что создание благоустроенных жилых комплексов является важной частью общего решения проблемы реконструкции и обновления центра. Полная

потеря центральной частью города жилых функций, создание безлюдной нежилой зоны привело бы к уменьшению функционально-пространственного многообразия городской среды и в конечном счете к неоправданному н ненужному снижению общего потенциала центра. Концентрация всех видов обслуживающих учреждений, большой выбор мест приложения труда, доступность которых требует минимальных затрат времени, оживленность городской среды привлекают желающих жить в центре. Некоторая дискомфортность жилища в центре компенсируется указанными выше преимуществами.

2.26.    Прогрессивный отечественный и зарубежный опыт показывает пути снятия противоречий и конфликтных ситуаций в случаях размещения жилья в центре. Речь идет о создании специальных интегрированных жилых комплексов, включающих в себя общественные функции. Для таких комплексов характерен особый демографический состав населения (малосемейные), наличие локальных и общегородских культурно-бытовых учреждений, вертикальное зонирование функций, специальные планировочные модули. Объемно-пространственное решение комплексов зависит от градостроительных условий размещения: в составе ядра центра, «в контактной» зоне или иа периферии центрального района.

2.27.    Визуальная привлекательность, оживленность, разнообразие среды, интенсивность использования торговых и обслуживающих учреждений и жилых домов в центре говорят о том, что жилая функция — необходимое условие функциональной комплексности городского центра, и ее убывание может быть связано с «общефункциональной депрессией» центра в целом.

2.28.    Анализ показывает, что социальная и градостроительная эффективность общественных центров обусловливается комплексностью их функций. Тенденция взаимной дополняемости, интеграции функций общественного обслуживания лежит как в основе появления новых типов многофункциональных комплексов, так и в принципах формирования системы центров городов, которые рассматриваются в следующей главе.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

3.1.    Общественные центры населенного места в современных условиях не могут рассматриваться как автономная. замкнутая в его территориальных границах система. Рост потребностей и усиление дифференциации запросов населения в обслуживании, общее повышение требований к разнообразию н качеству услуг способствуют усилению культурно-бытовых взаимосвязей между населенными пунктами. При этом система общественного обслуживания, особенно городских поселений, становится все более «открытой», распространяя свое влияние и на взаимосвязанные населенные места.

Поэтому при формировании общественных центров городских и сельских поселений необходимо учитывать многообразие нс только внутренних (присущих населенному месту), но и внешних факторов. Объективная оценка факторов и их учет возможны при комплексном подходе к развитию системы центров, т. е. на уровне группы населенных мест.

При таком подходе сети учреждений обслуживания города, поселка, сельского населенного места необходимо рассматривать как взаимозависимые и дополняющие друг друга части единой системы общественного обслуживания группы взаимосвязанных населенных мест.

3.2.    При проектировании системы обслуживания и, следовательно, общественных центров необходимо иметь в виду:

9


2-891



5


1

Рекомендации для проектирования транспортных систем групповых систем населенных мест. ЦНИИП градостроительства, М., 1977.

2

Руководство по реконструкции городов, М, Стройиздат, 1979, с. 34.

3

Подробнее в кн.: Проектирование центров обслуживания в крупнейших городах. М-, Стройиздат, 1976.