V
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 328
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
2. Завершить реализацию подпрограммы "Развитие отечественного
станкостроения и инструментальной промышленности"
на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011г. №531
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. № 54".
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации;
2
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить в Правительство Российской Федерации согласованные с Министерством финансов Российской Федерации предложения по уточнению предельных расходов федерального бюджета на 2017 - 2020 годы, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной настоящим постановлением, основанные на оценке вклада мероприятий в сфере реализации указанной государственной программы Российской Федерации, финансируемых в том числе за счет средств федерального бюджета в 2008 - 2014 годах, в увеличение объемов ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017 - 2020 годах.
4. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря
2012 г. № 2539-р (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 8043);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января
2013 г. №91-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 462);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 850-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 22, ст. 2850);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. №997-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3360);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1535-р (Собрание законодательства Российской Федерации,
2013, № 37, ст. 4713).
Д. Медведе в
9
Этапы и сроки
реализации
подпрограммы
Объемы
бюджетных
ассигнований
подпрограммы
- 2012 - 2020 годы, в том числе:
первый этап - 2012 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы
объем финансирования за счет федерального бюджета составляет 795567534,2 тыс. рублей, в том числе:
Ожидаемые
результаты
реализации
подпрограммы
на 2012 год - 13509734 тыс. рублей; на 2013 год - 1130375,7 тыс. рублей; на 2014 год - 99251604,1 тыс. рублей; на 2015 год - 106272498,7 тыс. рублей; на 2016 год - 106738231,1 тыс. рублей; на 2017 год - 110740333,5 тыс. рублей; на 2018 год - 112855292,6 тыс. рублей; на 2019 год - 115820545,1 тыс. рублей; на 2020 год - 119075519,4 тыс. рублей
обеспечение объемов российского производства автомобильной техники в натуральном выражении: легковых автомобилей - 3136 тыс. штук в год; легких коммерческих автомобилей -240 тыс. штук в год;
грузовых автомобилей - 116 тыс. штук в год; автобусов - 28 тыс. штук в год; увеличение к 2020 году доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до уровня: легковых автомобилей - 76 процентов; легких коммерческих автомобилей - 75 процентов; грузовых автомобилей - 56 процентов; автобусов - 71 процент;
насыщение парка легковых автомобилей до уровня 363 автомобилей на 1000 человек населения
10
ПАСПОРТ
Ответственный
исполнитель
подпрограммы
(соисполнитель
Программы)
Участники
подпрограммы
Программно
целевые
инструменты
подпрограммы
Цели
подпрограммы
подпрограммы 2 "Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности' государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
не предусматриваются
не предусматриваются
повышение уровня конкурентоспособности отрасли, обеспечение сельского хозяйства современной сельскохозяйственной техникой, произведенной на территории Российской Федерации, пищевой и перерабатывающей промышленности - современным российским оборудованием в количестве и составе, достаточном для реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года
создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, отвечающих современным требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
11
I {елевые индикаторы и показатели подпрограммы
Этапы и сроки
реализации
подпрограммы
Объемы
бюджетных
ассигнований
подпрограммы
- индекс промышленного производства к предыдущему году;
индекс производительности труда к предыдущему году
2013 - 2020 годы, в том числе: первый этап - 2013 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы
не предусматриваются.
Ожидаемые
результаты
реализации
подпрограммы
Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета могут быть предусмотрены при корректировке расходов, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы
к 2020 году объем производства составит: тракторов сельскохозяйственного назначения -около 10 тыс. штук в год; зерно- и кормоуборочных комбайнов - около 7,1 тыс. штук в год;
машин и оборудования для изготовления пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий -10 млрд, рублей в год в сопоставимых ценах 2013 года
12
ПАСПОРТ
подпрограммы 3 "Машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника)" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Ответственный - Министерство промышленности и торговли
исполнитель Российской Федерации
подпрограммы
(соисполнитель
Программы)
Участники - не предусматриваются
подпрограммы
Программно- - не предусматриваются
целевые
инструменты
подпрограммы
Цели - развитие конкурентоспособности машиностроения
подпрограммы специализированных производств и обеспечение
народно-хозяйственных потребностей и нужд обороны в современной строительно-дорожной и наземной аэродромной технике по количеству и составу
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
создание отечественных конкурентоспособных образцов продукции машиностроения специализированных производств, отвечающих современным требованиям эксплуатации, современным технологиям, безопасности труда и использования, путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в научно-исследовательские и опытноконструкторские работы
индекс промышленного производства к предыдущему году;
индекс производительности труда к предыдущему году
13
Этапы и сроки
реализации
подпрограммы
Объемы
бюджетных
ассигнований
подпрограммы
2012 - 2020 годы, в том числе: первый этап - 2012 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы
не предусматриваются.
Ожидаемые
результаты
реализации
подпрограммы
Объемы финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета могут быть предусмотрены при корректировке расходов, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы
доля российских производителей в реализации на внутреннем рынке увеличится: бульдозеров - до 40 процентов в 2020 году; экскаваторов - до 50 процентов в 2020 году; автогрейдеров - до 62 процентов в 2020 году
14
ПАСПОРТ
подпрограммы 4 "Легкая промышленность и народные художественные промыслы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Ответственный - Министерство промышленности и торговли
исполнитель Российской Федерации
подпрограммы
(соисполнитель
Программы)
Участники - не предусматриваются
подпрограммы
Программно- - не предусматриваются
целевые
инструменты
подпрограммы
Цели - обеспечение соответствия объемов производства,
подпрограммы качества и ассортимента продукции совокупному
спросу потребителей на внутреннем рынке путем повышения конкурентоспособности отрасли
Задачи - достижение высокого технико-технологического
подпрограммы уровня производства в легкой промышленности;
обеспечение реализации инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств в сфере текстильной и легкой промышленности, в том числе льняного комплекса; увеличение объемов выпуска инновационной продукции, эффективно решающей задачи интеграции отрасли в мировую технологическую и товарную среду
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Ответственный
исполнитель
Программы |
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Соисполнители
Программы |
- не предусматриваются |
Участники
Программы |
- Министерство образования и науки Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,
Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации,
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта,
Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное космическое агентство. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" |
Подпрограммы
Программы |
- подпрограмма 1 "Автомобильная промышленность";
подпрограмма 2 "Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности"; подпрограмма 3 "Машиностроение специализированных производств (строительнодорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника)"; подпрограмма 4 "Легкая промышленность и народные художественные промыслы"; подпрограмма 5 "Ускоренное развитие обороннопромышленного комплекса"; подпрограмма 6 "Транспортное машиностроение"; подпрограмма 7 "Станкоинструментальная промышленность";
подпрограмма 8 "Тяжелое машиностроение"; подпрограмма 9 "Силовая электротехника и энергетическое машиностроение"; подпрограмма 10 "Металлургия"; подпрограмма 11 "Лесопромышленный комплекс"; подпрограмма 12 "Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений"; подпрограмма 13 "Химический комплекс"; подпрограмма 14 "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них";
подпрограмма 15 "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов"; подпрограмма 16 "Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт";
подпрограмма 17 "Обеспечение реализации государственной программы"; подпрограмма 18 "Промышленные биотехнологии"; подпрограмма 19 "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна"; подпрограмма 20 "Индустриальные парки"; подпрограмма 21 "Индустрия детских товаров" |
3
- создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурносбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету Программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны
- для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации Программы основными являются следующие задачи:
опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей; снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции.
Для развития отраслей промышленности, ориентированных на потребительский рынок, необходимо решить следующие основные задачи: стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования; поэтапное сокращение объемов прямого государственного финансирования отраслей промышленности;
фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса.
Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения следующих основных задач: обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности; стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов; обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;
стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью с учетом ограничений,
4
предусмотренных правилами Всемирной торговой организации; развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний; координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики.
Основной задачей развития обороннопромышленного комплекса является повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.
В сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений требуется:
Целевые индикаторы и показатели Программы
создание в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования; совершенствование национальной системы стандартизации, гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами; обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики; недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России
- индекс промышленного производства к предшествующему году;
индекс промышленного производства к 2011 году; индекс производительности труда к предшествующему году;
индекс физического объема инвестиций в основной
капитал к предшествующему году;
индекс прироста высокопроизводительных рабочих
мест к предшествующему году;
удельный вес затрат на технологические инновации
в общем объеме отгруженных товаров,
5
выполненных работ и услуг организаций промышленного производства; доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве обследованных организаций;
экспорт российских высокотехнологичных товаров; внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (бюджетные и внебюджетные средства);
Этапы и сроки
реализации
Программы
уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами
Объемы
бюджетных
ассигнований
Программы
- 2012 - 2020 годы, в том числе: первый этап - 2012 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы
- общий объем финансирования за счет федерального бюджета составляет 1060159151,4 тыс. рублей, в том числе:
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
на 2012 год - 55712641,7 тыс. рублей; на 2013 год - 50697974,4 тыс. рублей; на 2014 год - 152964360,2 тыс. рублей; на 2015 год - 154405833,6 тыс. рублей; на 2016 год - 158251741,5 тыс. рублей; на 2017 год - 121714200 тыс. рублей; на 2018 год - 120971100 тыс. рублей; на 2019 год - 121083600 тыс. рублей; на 2020 год - 124357700 тыс. рублей
- результатами реализации Программы для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкие и редкоземельные материалы), будут:
6
создание полноценной инфраструктуры, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий;
обеспечение локализации в Российской Федерации инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций;
формирование эффективной системы поддержки спроса;
создание новых высококвалифицированных рабочих мест.
Результатами реализации Программы для отраслей, ориентированных на потребительский рынок (прежде всего автомобилестроение), будут: повышение конкурентоспособности промышленных предприятий; расширение ассортимента и значительный рост объемов выпускаемой продукции; значительный рост инвестиций в расширение производственных мощностей; совершенствование системы регулирования рынков;
формирование спроса на квалифицированную рабочую силу в производственном секторе и непроизводственной экосистеме.
Результатами реализации Программы для отраслей, ориентированных на инвестиционный спрос (машиностроение, станкоинструментальная промышленность и др.), будут: проведение модернизации технологической базы; значительный приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственных мощностей; формирование потенциала для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности;
обеспечение роста производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.
Результатами реализации Программы в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений будут:
завершение разработки технических регламентов и национальных стандартов, что способствует устранению технических барьеров в торговле путем гармонизации национальных стандартов и классификаторов с международными стандартами, а также увеличению количества разработанных, внедренных и запатентованных технологий; достижение гармонизации национальных стандартов с международными к 2015 году на уровне 50 процентов, к 2020 году - 56,5 процента; обеспечение ежегодного обновления фонда национальных стандартов на уровне, соответствующем мировому, на 10 - 12 процентов; повышение экспорта продукции на 5 - 7 процентов вследствие применения современных национальных стандартов и средств измерений; создание необходимых условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки; обеспечение наиболее полного развития потенциала современной российской метрологической инфраструктуры, а также создания эталонов нового поколения.
Реализация Программы в части обороннопромышленного комплекса обеспечит рост эффективности использования потенциала комплекса и развитие научной и технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.
Результатом выполнения Программы в части аналитического обеспечения ее реализации будет создание информационно-аналитического центра, в котором будет формироваться сводная экспертная позиция для всех отраслей промышленности и проводиться работа с конкретными проблемами промышленных предприятий, с которыми они сталкиваются или имеют риск столкнуться при осуществлении внешнеторговой деятельности
ПАСПОРТ
подпрограммы 1 "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Ответственный
исполнитель
подпрограммы
(соисполнитель
Программы) |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Участники
подпрограммы |
Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта |
11рограммно-целевые инструменты подпрограммы |
не предусматриваются |
Цели
подпрограммы |
развитие конкурентоспособной промышленности в условиях стабилизации рынка и формирование внутренних источников инновационного развития |
Задачи
подпрограммы |
формирование нормативной базы для стимулирования локализации высокотехнологичных производств автомобильной техники и автоком понентов;
развитие национальной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
реализация важнейших инновационных и инвестиционных проектов в отрасли; стимулирование спроса на автотранспортные средства |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
индекс промышленного производства к предыдущему году;
индекс производительности труда к предыдущему году |