Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
В документе рассмотрена пространственно-связевая система размещения учреждений и предприятий общественного обслуживания. Дан пример расчета численности тяготеющего к обслуживанию населения для города на 1,5 млн жителей. Для инженерно-технических работников и проектировщиков научно-исследовательских и проектных организаций.
Предисловие
1. Пространственно-связевая система размещения учреждений и предприятий общественного обслуживания
2. Модель перераспределения и расчета численности тяготеющего к обслуживанию населения
3. Применение расчета пространственно-связевой системы размещения учреждений и предприятий общественного обслуживания
Приложение. Пример расчета для города на 1,5 млн жителей с использованием ЭВМ
I. Подготовка исходных данных
II. Расчет численности тяготеющего к обслуживанию населения с использованием ЭВМ
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 21.05.2015 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры | ||
Издан | Стройиздат | 1989 г. | |
Утвержден | ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ЦНИИЭП учебных зданий Госком архитектуры
по расчету и размещению
учреждений
системы
общественного
обслуживания
с учетом
культурно-бытовых связей в городе
Москва 1989
Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений
(ЦНИИЭП учебных зданий) Госкомархитектуры
по расчету и размещению
учреждений
системы
общественного
обслуживания
с учетом
культурно-бытовых связей в городе
Москва Стройиздат 1989
б) |
Рис. 3. Сопоставление реальных культурно-бытовых связей с радиусами зон обслуживания традиционных центров на пршпцшпадихой схеме а — сопоставление с зоной обслуживания жилого района; б — сопоставление с зонами обслуживания совмещенного центра жилого и планировочного районов; 1, 2 — прямые и обратные трудовые и культурно-бытовые связи; 3 — границы жилых районов; 4 — границы производственных территорий; 5— границы зон обслуживания жилого района; 6 — граница зоны обслуживания планировочного района; 7— центры жилых районов; 8— центр планировочного района |
значения следует размещать общегородские общественные здания, вблизи магистральных улиц районного значения - совмещенные комплексы периодического и повседневного обслуживания и вдоль жилых улиц - преимущественно комплексы частопосещаемых (повседневных) учреждений и предприятий.
1.10. Все культурно-бытовые связи, определяющие структуру размещения и типы общественных зданий в системе элементов городской застройки, необходимо намечать между этими зданиями (или их комплексами) и зонами нахождения населения (рис. 4). Эти зоны намечаются для двух основных ситуаций распределения дневного населения на городской территории:
в рабочее время, когда население распределяется между всеми элементами городской застройки и, прежде всего, между местами жительства и приложения труда;
в послерабочее время, когда население распределяется в жилой и общественной застройке.
1.11. Границы зон нахождения населения целесообразно принимать таким образом, чтобы они охватывали три принципиально различных типа городских территорий (рис. 5.):
10
Рис. 4. Культурно-бытовые связи в рабочее и внерабочее время а — для ситуации распределения людей в рабочее время; б — для ситуации распределения людей во внерабочее время; 1 — комплексы обслуживания; 2 — преобладающая жилая застройка; 3 — производственные и складские территории; 4- культурно-бытовые связи |
11
Рис. 5. Определение границ зон нахождения населения с учетом специфики городской застройки
1 — территории, занятые преимущественно жилой застройкой; 2 — территории, занятые производственной застройкой;
3— границы планировочных районов; 4 — границы зон нахождения населения
преимущественно жилая застройка с отдельными местами приложения труда, с небольшой численностью работающих (до 1—3 тыс. чел.);
преимущественно производственная застройка (промышленные узлы, производственные зоны);
смешанная застройка, сочетающая жилые массивы и сравнительно небольшие производственные узлы и зоны.
1.12. Посещаемость различных учреждений и предприятий во многом зависит от дальности передвижений к ним. На основании исследований, произведенных в различных городах нашей страны, были получены коэффициенты посещаемости в зависимости от дальности передвижений, выраженной в минутах (табл. 1), которые характеризуют рациональность культурно-бытовых связей.
Таблица 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Магазины: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
13
Рве. 6. Пркнцшшныюе рвздетжя*« зов размещения кугьтурво-быгоиых учреждений н предприятий в зависимости от дальности передвижений к ним
1 — границы зоны 10—25-минутной доступности, в которой размещаются массовые учреждения и предприятия; 2 — граница зоны 5-минутной пешеходной доступности; 3— учреждения и предприятия периодического посещения; 4 — частопосе-щаемые учреждения и предприятия обслуживания
1.13. Коэффициенты, приведенные в табл. 1, определяют долю всех передвижений, которую могут взять на себя учреждения или предприятия рассматриваемого профиля, расположенные на определенном расстоянии от обслуживаемого населения. Таким образом, доля передвижений, приходящихся на культурно-бытовые учреждения и предприятия, размещаемые в жилой застройке в пределах пешеходной доступности (500 м), определяется как остаток от всех культурно-бытовых передвижений в год, приходящихся на одного городского жителя, за вычетом доли, размещаемой в районной и общегородской сети. На рис. 6 показано принципиальное разделение зон размещения культурно-бытовых учреждений и предприятий в зависимости от дальности передвижений к ним.
1.14. На основании коэффициентов Ь^, а также рис. 6, в габл. 2 приведены соотношения чисел передвижении к учреждениям и предприятиям, размещаемым в комплексах обслуживания за пределами 10-минутной доступности, а также в пределах 10-минутной доступности.
1.15.Образование культурно-бытовых связей практически зависит от двух взаимодействующих показателей: от потребности в определенной частоте пользования учреждениями и предприятиями в рассматриваемых комплексах обслуживания (см. табл. 2) и от дальности передвижений к ним (см. табл. 1)
1.16. В процессе функционирования и развития, уже сложившихся городов возникает необходимость как в реорганизации существующих скоплений общественных зданий, так и в формировании новых комплексов обслуживания. Реорганизацию и формирование необходимо производить на основе определения культурно-бытовых связей с различными элементами городской застройки и расчета численности населения, тяготеющего к учреждениям и предприятиям в указанных скоплениях и комплексах на расчетный срок развития рассматриваемого города и для промежуточных этапов.
1.17. Исходя из специфики пространственных культурно-бытовых связей и в зависимос-
Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ти от конкретного размещения среди элементов городской застройки предлагается следующая классификация комплексов культурно-бытового обслуживания:
многосвяэевые регионально-городские комплексы (преимущественно общегородской центр, подцентр и комплексы у главных въездов в город возле крупных транспортных узлов);
15
УДК 711®
Рекомендованы к изданию решением Научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры.
Рекомендации по расчету и размещению учреждений системы общественного обслуживания с учетом культурно-бытовых связей в городе/ЦНИИЭП учебных зданий.- М. : Стройиздат, 1989.- 48 с.
Рассмотрена пространственно-связевая система размещения учреждений и предприятий общественного обслуживания. Дан пример расчета численности тяготеющего к обслуживанию населения для города на 1,5 млн жителей.
Для инженерно-технических работников и проектировщиков научно-исследовательских и проектных организаций.
Табл. 15, ил. 10
047(01) - 89
4902030000 - 217 Р- Инструкт.-норыат., I выл,—169—88
© Стройиздат, 1989
ПРЕДИСЛОВИЕ
На протяжении последних десятилетий наибольшее распространение в практике проектирования и строительства нашла ступенчатая система построения сети культурно-бытовых учреждений.
В качестве основного принципа этой системы выдвигается, с одной стороны, приближение повседневного обслуживания к жилым комплексам, учреждениям и предприятиям, а с другой — концентрация учреждений, не связанных с их повседневным посещением, в более крупных городских образованиях.
Существуют различные варианты ступенчатой планировочной структуры жилого района, предусматривающие формирование его из микрорайонов или жилых групп, включающих в себя микрорайонные функции, а также разделение на жилые районы меньшей величины. Конкретное размещение культурно-бытовых учреждений и предприятий имеет самые разнообразные варианты.
Большое значение для теоретических разработок и практической организации ступенчатой системы имеет ориентировочное распределение передвижений между культурно-бытовыми объектами, размещаемыми в структурных центрах обслуживания и рассредоточенными в городской застройке.
Особая роль в распределении передвижений населения принадлежит центральному району города. Изучение конкретных данных показало, что посещаемость центральных районов городов в несколько раз выше, чем остальных районов. Большинство городских жителей (свыше 70%) несколько раз в месяц или чаще посещают центральную часть города. Помимо связей с городским центром, на передвижение населения большое влияние оказывают трудовые связи. Например,с переездом в новые жилые районы только приблизительно 20% из переехавших меняют место работы. Таким образом, городское пространство оказывается как бы "пронизанным" трудовыми связями. На загрузку различных культурно-бытовых учреждений влияет доля населения, приезжающего на работу из других районов города, что также необходимо учитывать при проектировании. В практике проектирования вместимости культурно-бытовых учреждений и предприятий определяются перемножением численности жителей в пределах контуров планировочных элементов на соответствующие нормы. Такая трактовка функционального назначения большинства учреждений и предприятий, входящих в состав общественных центров микрорайонов,
3
жилых и планировочных районов, оказалась несостоятельной и не соответствующей реальному процессу их функционирования.
Часть людей, проживающих на территориях различных планировочных элементов, перераспределяется в дневное время на городской территории, уезжая в различные районы на работу и по другим надобностям. Люди, посещающие культурно-бытовые объекты непосредственно с территории какого-либо рассматриваемого планировочного элемента, направляются к объектам, расположенным не только в пределах этого элемента, но и на других территориях. Кроме того, учреждения и предприятия в указанных выше центрах посещаются из других районов или специально, или попутно от расположенных рядом мест приложения труда. Наиболее связаны с планировочной структурой здания учебно-вспомогательных учреждений, размещаемые в жилой группе (детские ясли-сады) и в микрорайоне (общеобразовательная школа).
Учреждения, предусмотренные ступенчатой системой в общественных центрах микрорайонов жилых и планировочных районов, весьма различны. По назначению они не связаны друг с другом, их посещения не определяются традиционными радиусами обслуживания. Поэтому отдельными специалистами ступенчатая система была как бы отделена от границ планировочных элементов и представлена в виде схемы взаимного размещения культурно-бытовых учреждений и предприятий с определенными зонами обслуживания . Была предложена дифференциация расчетных показателей по категориям потребителей
(для жителей, работающих и транзитных), находящихся в расчетный момент времени в
2
пределах зон, очерченных радиусами обслуживания . Эта дифференциация была развита специалистами ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов для функциональной системы построения сети торгово-бытового обслуживания .
Однако далеко не все потребители, находящиеся в пределах какой-либо зоны обслуживания, посещают размещаемые в ней учреждения. Многие пользуются аналогичными учреждениями выехав за пределы границ этой зоны в другие районы города и, наоборот, культурно-бытовые объекты, расположенные в рассматриваемой зоне обслуживания посещают люди, находящиеся за ее пределами. Кроме того, дифференциация градостроительных нормативов по категориям потребителей производится в зависимости от меняю -
Анисимов Б.П., Гусев В.К. Оптимальная сетка ступенчатой организации обслуживания // Городское хозяйство Москвы. 1969. № 4. С 32-35.
2
Анисимов А.В., Кастель И.Н. Дифференцированный расчет сетей обслуживания//Городское хозяйство Москвы. 1969. № 4. С 29—31.
3
Орлов М.А., Федосеева И.Р., Хайт В.Л. и др. Проектирование сети предприятий торговобытового обслуживания в городах.— М.: Стройиздат, 1975.—160 с.
щихся ролей, в которых выступает один и тот же человек. При этом содержание понятий "работающие, "транзитные" и "жители” неустойчиво.
С точки зрения процесса культурно-бытового обслуживания населения, категория "работающих”, пользующихся общедоступными учреждениями, вообще не существует. Есть люди, вышедшие с места работы и оказавшиеся в прилегающей городской застройке или уехавшие в другие районы города. Но тогда они становятся "транзитными" и "жителями”. "Транзитные" потребители по существу являются и "работающими” и "жителями”, находящимися в определенное время суток на городской территории вне места работы и жительства и проживающими в пределах города или приехавшими из пригорода и агломерации.
Таким образом, как в соответствии со ступенчатой, так и функциональной системами, вместимость различных культурно-бытовых учреждений и предприятий, входящих в какой-либо центр обслуживания, определяют перемножением соответствующих норм на одну и ту же численность населения, проживающего в пределах рассматриваемого планировочного элемента или дифференцированных норм на одну и ту же численность "жителей”, "работающих" и "транзитных" потребителей в пределах какой-либо зоны обслуживания. Такой расчет не учитывает конкретного взаимного размещения культурно-бытовых объектов, их целевую и попутную посещаемость, т. е. взаимодействия населения с элементами городской застройки и конкретное количество и размещение этих элементов.
Чтобы учесть специфику, вытекающую из величины города и его роли в системе расселения, специалистами ЦНИИЭП торглво-бытовых зданий и туристских комплексов были разработаны нормативы расчета сети предприятий торговли и общественного питания, дифференцированные для городов с населением от 50 тыс. до 1 млн. жителей и выше, в зависимости от того, являются или не являются эти города центрами малых или средних систем расселения и какие административные функции они несут или не несут (функции районных, областных центров, центров союзных и автономных республик) . В этих методиках дифференцируются только суммарные общегородские нормативы в зависимости от ориентировочных, общих признаков, характеризующих рассматриваемый город (в том числе и от возможного притока приезжего населения). Такая дифференциация нормативов не позволяет учесть конкретные культурно-бытовые связи населения, находящегося в различных местах городской застройки, с конкретными учреждениями и предприятиями обслуживания и определить их вместимость.
Методические указания по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения сети предприятий различной торговли и общественного питания в развитии генеральных планов городов/ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов.— М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1982.—88 с.
5
Следовательно,требуется внедрение в практику проектирования новых принципов формирования вероятно посещаемых культурно-бытовых объектов и комплексного расчета их вместимости на основе культурно-бытовых связей. Такая методика расчета разработана ЦНИИЭП учебных зданий1 и применена для различных городов при расчете вместимости учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания, посещение которых носит вероятностный характер.
Появившийся опыт и дополнительные исследования позволили разработать принципы формирования пространственно-связевой системы размещения учреждений и предприятий общественного обслуживания, дать развернутую модель перераспределения и расчета численности тяготеющего к обслуживанию населения и показать широкие возможности в применении разработанных предложений.
Настоящие Рекомендации позволят специалистам обеспечить максимальное соответствие проектируемой сети и типов общественных зданий реальным культурно-бытовым связям.
Рекомендации разработаны ЦНИИЭП учебных зданий (канд. архит. БЛ. Анисимов, инж. К.А. Пушкин - разд. II приложения).
Методика вероятностного расчета вместимости культурно-бытовых учреждений на основе действующих норм /ЦНИИЭП учебных зданий.- М.: Стройиздат, 1983.-17 г.
1. ПРОСТРАНСТВВННО-СВЯЗЕВАЯ СИСТЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Формирование типов и комплексов общественных зданий, предназначенных для обслуживания городского населения, во многом определяется рациональными культурно-бытовыми связями. Основу классификации этих связей составляет функциональная специфика взаимодействия между культурно-бытовыми объектами и местами нахождения людей на городской территории.
1.2. По характеру можно выделить следующие группы культурно-бытовых связей:
с учреждениями, сопутствующими месту жительства (детские ясли-сады, общеобразовательные школы, спортивные площадки, залы, кружковые помещения в жилой застройке и т. п.);
ограниченные преимущественно пешеходной доступностью от различных мест нахождения людей, но не связанные непосредственно только с местом жительства и посещаемые различными контингентами населения (предприятия общественного питания, магазины продовольственных товаров, аптеки, отделения связи и т. п.);
с учреждениями и предприятиями, посещаемыми преимущественно периодически и эпизодически, различными контингентами населения, размещаемыми в пределах от 3 до 5 тыс. м друг от друга (магазины непродовольственные, рестораны, кафе, кинотеатры, клубы и т. п.);
с единичными, специализированными и уникальными учреждениями, предприятиями и сооружениями.
13. Учреждения и предприятия, сопутствующие месту жительства, целесообразно размещать в глубине жилой застройки соразмеряясь в основном с пешеходными путями и внутренними проездами в микрорайонах.
1.4. Учреждения и предприятия, посещаемые в основном в пределах пешеходной доступности от различных мест нахождения людей, целесообразно размещать относительно равномерно (насколько позволяют конкретные условия) в пределах 1000 м друг от друга. Такое размещение указанных учреждений (независимо от границ планировочных элементов) обеспечивает необходимую доступность к ним различных контингентов населения, в связи с тем, что в дневное время городское население оказывается не только вблизи транспортных узлов, остановок и магистралей, но и внутри жилой застройки, в которой "оседает* до 60% всех жителей. На рис. 1 приведена ориентирующая сетка для размещения наиболее часто посещаемых культурно-бытовых учреждений и предприятий, передвижения к которым не связаны строго с границами планировочных элементов. Эта сетка представляет собой структуру пространственного размещения соответствующих учреждений и предприятий, как бы отделенную от границ планировочных элементов.
li. Учреждения и предприятия, посещаемые периодически и эпизодически, целесообразно размещать на основе указанной оптимальной сетки, образуя, наряду с комплек-
7
Рис. 1. Ориентирующая сетка взаимного размещения культурно-бытовых учреждений и предприятий, посещение которых не связано с границами планировочных элементов 1 — часто посещаемые учреждения, предприятия и комплексы обслуживания; 2 — комплексы совмещенных часто и периодически посещаемых учреждении и предприятий; 3- комплексы совмещенных часто, периодически и эпизодически посещаемых учреждений и предприятий |
сами частопосещаемых (повседневных) учреждений, совмещенные комплексы частопосе-щаемых и периодических учреждений, а также совмещенные комплексы частопосещаемых периодических и эпизодических учреждений.
1.6. Единичные, специализированные и уникальные учреждения и предприятия необходимо размещать с учетом обеспечения к ним целесообразной доступности из всех районов города. Их рекомендуется располагать не только в общегородском центре, но и в комплексах общественного обслуживания, размещаемых в различных планировочных зонах. Такое размещение увеличит число культурно-бытовых связей, повысит эффективность эксплуатации формируемых комплексов и "оттянет” от общегородского центра часть дневного населения, что приведет к улучшению градостроительных и эксплуатационных условий для размещения и функционирования различных объектов в центральной части города. На рис. 2 приведены схемы для различных вариантов размещения единичных специализированных и уникальных учреждений в городской застройке.
1.7. Основным структурообразующим элементом пространственного размещения объектов культурно-бытового обслуживания в системе городской застройки является общегородской центр. Понятие "центр” предполагает обязательную связь со всеми элементами, расположенными в пределах городской территории, на которые распространяются его функции.
1.8. Традиционные центры жилых и планировочных районов не являются центрами, проявляющими свои функции в границах этих планировочных элементов. Фактически это не центры, а комплексы учреждений и предприятий, обеспечивающие своим размещением необходимую доступность (10-25 мин) из различных мест городской территории, и, кроме
Рис. 2, Культурно-бытовые связи при различных вариантах размещения единичных специализированных и уникальных учреждений и предприятий обслуживания
1,2, 3— единичные специализированные и уникальные объекты; 4 — массовые культурно-бытовые объекты; а — размещение единичных объектов в одном комплексе на городской территории; б — размещение единичных объектов по одному в различных комплексах обслуживания; в — размещение по нескольку аналогов единичных объектов в каждом из нескольких комплексов обслуживания
того, гораздо большую доступность, при посещении указанных комплексов от близко расположенных мест приложения труда, исторических памятников, специализированных учреждений, куда многие приезжают из районов, расположенных в пределах часовой доступности. На рис. 3 приведены принципиальные схемы культурно- бытовых связей с традиционно называемыми центрами жилых и планировочных районов. Как видно из приведенных схем, каждое из учреждений и предприятий в рассматриваемых комплексах функционирует специфически, исходя из конкретных условий и взаимодействия с аналогичными учреждениями в окружающей сети.
1.9. Для наиболее эффективного использования транспортных коммуникаций, общественного транспорта и сокращения времени на передвижения к общественным зданиям целесообразно совмещать трудовые и культурно-бытовые передвижения. С этой целью учреждения районного и общегородского значения должны быть приближены к улицам и дорогам соответствующей категории. Так, вблизи магистральных улиц общегородского
9