Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

127 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Дополнение к Правилам распространяется на экранопланы типа А водоизмещением (взлетной массой) до 50 т

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Корпусные конструкции

3 Остойчивость. Непотопляемость. Надводный борт

4 Устойчивость. Управляемость. Маневренность

5 Энергетическая установка и системы

6 Системы

7 Устройства и снабжение

8 Кабина экипажа, ее оборудование и посты управления

9 Электрическое оборудование и средства связи

Приложение 1. Системы координат

Приложение 2. Типовой перечень технической документации, представляемой на рассмотрение речному регистру

Приложение 3. Прогнозирование отказов функциональных систем

Приложение 4. Типовой перечень параметров, измеряемых в процессе испытаний головного экраноплана

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР

ПРАВИЛА

5

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ

(ПКПС)

Часть IX «Требования к судам, переводящим опасные груды»

Часть XI •Лопо.1н»гге.1ьные требования к судам, эксплуатация которых предполагается на европейских внутренних водных путях*

Часть XII «Требования к судам, испольэуюпшм компримированный природный газ в качестве топлива»

Часть XIII «Оборудование пассажирских судов для перевозки па них лиц с ограниченной способностью к передвижению*

Дополнение I «Правила классификации и постройки экранопланов»

МОС КВА 2015

УДК 629.12.002.00133 (470)

Российский Речной Регистр. Прайма (в 5-и томах). Т. 5.

В настоящий том включены Правила классификации и постройки судов: ч. IX «Требования к судам, перевозящим опасные грузы».

ч. XI «Дополнительные требования к судом, эксплуатация которых предполагается на европейских внутренних водных путях»,

ч. XII «Требования к судам, использующим компримированный природный газ в качестве топлива»,

ч. XIII «(Хюрудовапие пассажирских судов для перевозки на них лиц с ограниченной способностью к передвижению».

дон. 1 -Правила классификации и постройки экранопланов».

Правила классификации и постройки судов (НКНС) утверждены Приказом Федерального автономного учреждения Российский Речной Регистр от 09.02.2015 №35-11 и вступают в силу с латы вступления в силу распоряжения Минтранса России об отмене распоряжений Минтранса России от 11.11.2002 № HC-137-p и от 22.11-2002 № IIC-140-p.

Выпушено но заказу ФЛУ «Российский Речной Регистр»

Ответственный за выпуск II. Л. Ефремов

Оригинал-макет Е. Л. Багров

ISBN 978-5-905999-83-3 ISBN 978-5-905999-90-1 (т. 5)

llHi.at.aii часть настоящею издания не может .и* целей продажи воспроизводиться. зажиливаться и поисковую систему иди передаваться в любой форме или любыми средствами, включая электронные, механические, фотоконировжшсые или иные средства, без получения предварительного письменного разрешения фелсрадько-го автономного учреждения •Российский 1Учной Регистр».

«5 Российский Речной Регистр, 2016

ПКПС. Допашение I •Прави м к-юссификации и постройки жранопюнов*

.17 Л и нс р 1C н и и я — явление аэро-унруюсти, котла пол действием аэродинамических сил несущая поверхность (кры-ло. оперение) или пилон навески двигагге-ля закручивается вплоть до разрушения.

.18 Линам и чес кая воздушная подушка — область повышенного давления воздуха между несущими поверхностями (крыльями) экраноплана и опорной поверхностью (поверхностью экрана), создаваемая набегающим воздушным потоком при ;шижении экраноплана с опреде-ленной скорости) и некоторым утлом ата-ки но отношению к поверхности экрана.

.19 Зона действия экранного эффекта — высота нижней точки аэродинамической несущей системы над опорной поверхностью, изменяющаяся на различных режимах движения экранопла-на от высоты, характерной для стартового режима, до максимальной высоты, на которой проявляется экранный эффект.

.20 Кабина экипажа — помещение (отсек фюзеляжа) экраноплана. предназначенное для размещения экипа-жа. органов управления экранопланом и двигателями, приборных iiihikob и панелей. а также другого оборудования.

.21 Конфигурация экрано-н л а на — определенное сочетание положений аэродинамических органов управления и органов управления тяюй и поддувом.

.22 Коэффициент безопасности — коэффИ!1ИС1ГГ, на который умно-жаются заданные эксплуатационные на-I ручки, коюрые рассматриваются как внешние нагрузки на конструкцию экра-ноплана.

.23 Механизация крыла — закрылки. предкрылки или но;юбные им устройства, предназначенные для увеличения подъемной силы.

.24 Минимальный экипаж — минимальный но составу экипаж экрано-1ыана. при наличии которого на борту может быть обеспечена безопасная эксплуатация экраноплана на всех сю специфика ционных режимах.

.25 Нормальная эксплуатация — эксплуатация экраноплана. двигателей. систем в установленных проектом эксплуатационных пределах и условиях, включая запуск и остановку двигателей, испытания, работу на эксплуатационных режимах, бункеровку, техническое обслуживание. ремонт и ;ipyiyio связанную с перечисленным выше деятельность.

.26 О г н с н с п ро н и на с м а я конструкция (изделие, деталь) — конструкция (элемент конструкции), изделие или деталь, способные выдерживать с сохранением основных функциональных свойств воздействие открытого пламени с температурой 1100± 50 °С как минимум в течение 15 мин.

.27 Органы управления —расположенные в кабине экипажа органы (рычат) уираазения ДДУ, элеронами (по крену), рулем направления (по рысканию). рулем высоты (по тангажу).

.28 Остойчивость —способность экраноплана в водоизметающем режиме без хода или в режиме малого хода противостоять действию крепящего или лиф [repel иующего момента от внешних сил или их комбинации и возвращаться к исходным шачениям параметров посадки (крен, лиф|и;рс1п. осадка) после прекращения действия лих сил.

.29 Отказное состояние —неработоспособное состояние системы в целом. характеризуемое конкретным нарушением ее функций и определяемое применительно к каждой системе через последствия, проявляющиеся при функционировании этой системы, друтх систем и экраноплана в целом.

.30 Ошибка — событие, заключающееся в неправильных действиях экипажа при эксплуатации экраноплана или персонала при техническом обслуживании экраноплана.

.31 Перегрузка экраноплана — отношение результирующей силы, действующей на экраноплан. к произведению ею массы на ускорение силы тяжести.

.32 Переходный режим — промежуточный режим от режима подоит-


мешающего к режиму глиссирования и наоборот.

.33 Нневмооболочки — упругие наивные конструкции (пошивки) обтекаемой формы. укрепленные (расположенные) пол днищем жесткого ютрнуса (центральная пневмооболочка) и пилонами сксгов (боковые нневмооболочки) эк-раиопланов с взлетной массой до 5 т.

.34 Поворотное сопло — устройство для управления вектором силы тяж газотурбинного двигателя (далее —

1ТД).

.35 Поддув — нашстанис воздуха и (или) газов направленными струями (по-токами) под несущие 1ювсрхности экра-нонлана с целью сформирования статической воздушной подушки между несущей поверхностью экраноплана и поверхностью экрана.

.36 Положение «прямая тяга* — основное эксплуатационное положение ПОВОРОТНОГО COILU, при котором направление реактивной струи плов, выходящей и I сопла, совпадает с осью ГТД.

.37 11 о м п а ж — срывной режим работы ГТД. нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающееся хлопками в воздухозаборнике всме летние противотока газов, дымностью вы11>'скнмх газов двигателя. резким падением тяги и мошной вибрацией, которая способна разрушить 1ТД. В зависимости от т ина компрессора помлаж может возникать вследствие мощных срывов потоков жоздуха с пере;и1их К|х>мок лопаток рабочего колеса и лопаточного диффузора или же срыва потока с лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата.

.38 Посадка — этап завершения ■юлета экраноплана, состоящий из предпосадочного торможения и пробега экра-ноплана но повсрхносп1 воды, выполняемых без маневрирования но курсу.

.39 Предпосадочное торможение — этап полета экраноплана от момента начала переводе взлетно-посадочной механизации из крейсерского положения в посадочное до момента дос-Iижения скорости посадки.

.40 Пробег — этап движения экра-нонлана в контакте с поверхтиктыо экрана от момента лж-тижения с кюре ости посадки ДО скорехгти безопасного маневрирования. Дистанция пробега определяется от точки достижения скорехли посадки до точки достижения скорости безопасного маневрирования.

.41 Пульсация полного давления — отношение амплитуды пульсаций полного ;ивлсния потока к ос редис иному во времени полному давлению потока. Обычно выражается в процентах.

.42 Разбег — этап движения ->кра-ноплана в контакте с поверхностью экрана. на к«от\ором происходит его разгон от скорости маневрирования до скорости отрыва. Дистанция разбега определяется от точки, соответствующей выводу главных двигателей на максимальный (взлетный) режим работы до отрыва от поверхности экрана последнего элемента корпуса.

.43 Расчетная    мощность

двигателя экраноплана (двигателя. предназначенного для установки на экранонлан) — мощность, развиваемая двигателем при расчетных условиях окружающей среды, то есть при определенных значениях температуры и ашжности наружного воздух;!, атмосферного давления и сопротивления на всасывании и выпуске. принятых при проектировании двигателя.

Рекомендуется принимать расчетные условия окружающей среды следующими:

температура воздуха на входе в двигатель — +15 °С;

относительная влажность воздуха — 60%;

атмосферное давление — 100 кПа.

.44 Реверс органов управления — явление аэроупругости, обуслов-лсшюс потерей •х|м|>ективности аэродинамических органов управления и обращением их действия.

.45 Реверсивная вооруженность экраноплана — параметр, определяющий э<||<|>екгинность применения реверсирования тяж для торможения экраноплана. представляет собой отношс-


ПКПС. Дополнение I •Правша к.юссчфикащш и nocmpoiiKii жраноп.юное»

нис суммарной обратной тяги двигателей с РУ экраноплана к его весу.

.46 Реверсивная тяга двигателя — обратная тяга, направленная противоположно напраатснию полету и развиваемая 1ТД при включенном реверсивном устройстве.

.47 Реверсивное устройство (РУ) — устройство для полного или частичного обращения нанрааления вектора

СИЛЫ ТЯ1И.

.48 Регулятор воздушного винта — агрегат двигателя а миллионного тина, упраатяншшй изменением шага воздушного НИ1ГГ.1 и автоматически поддерживающий «данную частоту его вращения.

.49 Режим глиссирования — устойчивый режим эксплуатации -жрано-плана на водной поверхности, при кото-ром его вес поддерживается, главным образом, гидродинамическими силами.

.50 Режим экранный (режим экранного э<|х]>скгл) — режим полета экране плана при наличии экранного эффекта в диапазоне высот, на которых обеспечивается самостабилишпия 1ю высоте и крену.

Примечание. 11олет рассматривается с момента начата движения жрлнои.мна при взлете до окончания пробега по воде при посадке экраноплана.

.51 Сила тяги (тяга) — внешняя сила, служащая для перемещения экрано-пиша, реали <усман с помощью ДДУ. Источником силы тяги является кинстиче-ская энергия воздушной струи, отбрасываемой воздушным винтом ДДУ, или кинетическая энергия реактивной струи рабочего тела реактивного двигателя (последний случай в настоящем дополнении к Правилам не рассматривается).

.52 Система автоматизированного управления движением — система, предназначенная для автоматизированного управлении и стабилизации параметров полета экраноплана: геометрической высогы полета, углов тангажа, крена, курса, скорости полета, поддержании значений высоты налета, углов

тангажа и крена в пределах установленных ограничений.

.53Систсма улучшения устойчивости — система, предназначенная для улучшении характеристик ус-тойчивости и управляемости экраноплана в полете.

.54 Система управления шагом воздушного винта — система. предназначенная ятя управлении положением лопастей (шагом) воздушного винта и включающая в себя регуляторы, узлы изменения шага, фиксаторы шага, механические упоры, элсмсты систем флюгирования и реверсировании и другое необходимые элементы.

.55 Скорость безопасного маневрирования — скорость, при которой экранонлан может безопасно осуществлять маневры на режимах движения в контакте с водой при выходе в точки взлета, стоянки, базировании и т. д.

.56 Скорость отрыва — скорость. при которой происходит отрыв эк-ранонлана от поверхности экрана.

.57 Скорость посадки — скорость, при которой происходит контакт поверхности волы с любым элементом корпуса экраноплана.

.58 Статическая воздушная подушка — область повышенного давлении воздуха между несущими поверхностями экраноплана (крыл1>и и предкрылки) и поверхностью экрана, создаваемая соответствующим образом направленными потоками выпускных газов 1ТД П1и воздушными струями воздушных винтов. Формируется у экранонланов, еще нс начавших движение (стартовый режим), в результате поддува.

.59Суммарный параметр неоднородности потока W на входе в ГТД — параметр, определяемый по формуле, %:

^=(Л50+е),

где До0 — параметр окружной неравномерности потока на входе в двигатель, %;

— относительная амплитуд! пульсаций полного давления на входе в двигатель, %.


229

/ Общие положения

.60 Управляемость — свойство экраноилана реагировать на отклонении рыча пт!» управления соответствующими изменениями кинематических параметров движения.

.61 Устойчивость — свойство эк-ранонлана возвращаться к исходному режиму полета после прекращения действия на него возмущения.

.62 Флаттер — явление аэроунруго-сти. одна из разновидностей вибрации, незатухающих упругих колебаний частей экраноплаиа. возникающих в полете при скорости, достигшей некоторого определенного значении (критической скорости флаттера).

.63 Флюгирование воздушного винта — поворот (во время полета экринонлана) лопастей воздушного винта в такое положение, при котором предотвращается авторотания винта, а лобовое сопротивление экраноплана уменьшается. Флк>1 ированне иоадушно| о ниша применяется при вынужденной остановке двигателя в полете.

.64 Фу н к ц ио на л Ы1 а я система зк рано II л а на — совокупность взаи-мосвязанных элементов. узлов (блоков) и aipeiaTOB, предназначенных для выполнении заданных общих функций. Перечень функциональных систем и их состав устанавливаются проект-аштом.

.65 Э кран н ы й э <|> <|> с к т — создание динамической воздушной подушки, образуемой ПОД аэродинамической несущей системой зкранонлана путем нагне-тании в эту область воздуха набегающим потоком, 'по при разрежении нал верхней плоскостью воздушных крыльев создаст повышенное давление под их нижней плоскостью, возможное на высотах от нескольких сантиметров до нескольких метров нал водной или иной поверхностью, когда возмущения, приводящие к росту давления, достигают земли (воды). отражаются и успевают дойти до крыльев.

.66 Экра поила и типа А — многорсжимнос судно на динамическом воздушной подушке, которое в своем основном эксплуатационном режиме летит с

использованием «экранного эффекта» нал волной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъемной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе, или их частях (аэродинамическая несущая система), которые предназначены для использования действия «экранного эффекта*.

.67 Э л с ктро д и с та н ц и о иная система управления — система, предназначенная для дистанционного управления рулевыми поверхностями по электрическим сигналам от рычагов управлении пилота-судоводитсля к рулевым приводам

1.3 УСЛОВИЯ КЛАССИФИКАЦИИ

1.3.1    Порядок классификации судов изложен в Положении о классификации и об освидетельствовании судов. Общие положения, относящиеся к назначению класса судов, в том числе экраноиланов. и структуре формулы класса, указан в 3 ч. 0 Правил.

1.3.2    Типовой перечень технической документации, представляемой Речному Ре-I истру. приведен и приложении 2.

1.3.3    Головные экранопланы серии классифицируются на класс Российскою Речного Решетрв по схеме, учитывающей требования Правил технического наблюдения за постройкой судов и изютоплени-см материалов и изделий для судов:

.1 Речному Регистру представляется на согласование техническая документация, предусмотренная приложением 2 к настоящему дополнению к Правилам, в том числе результаты расчетов прочности и устойчивости, подтвержденные результатами выполненных в процессе проектировании испытаний на прочность основных узлов конструкции корпуса и крыльевого устройства, материалы и документы, подтверждающие безопасность эксплуатации аппарата, а также результаты испытаний моделей конструктивных узлов или всего


ПКПС Лополнение / -Прави м к юссификотш и noanpot'iKU жраноп юнов»


головного экраноплана. выполненных но специальной программе, согласопанной с Речным Регистром. Организация, выполнявшая ггроегсгиронанис экранонлагго» на класс Речного Регистра, ;юлжна иметь Свидетельство о признании орган и пиши, выполняющей работы в соответствии с требованиями Правил Речного Pciистра;

.2 постройка экранопланов осугнеств-ляется в организациях, имеющих Свидетельство о признании Речного Регистра, удостоверяющее, что организация изготавливает продукцию, выполняет работы и (или) оказывает услуги в соответствии с требованиями Правил Речного Регистра;

.3 организация, имеющая (получившая) признание Речного Регистра на строительство экранопланов, заключает договор с Речным Рег истром на техническое наблюдение за постройкой 'жранота но» или подаст заявку на техническое наблюдение;

.4 после устранения замечаний, выставленных Речным Регистром но результатам швартовных и ходовых испытаний, владелец 'жрагнныана направляет в Речной Регистр заявку гга проведение первоначального освидетельствования и постановку экраноплана гга классифигсацион-ный учет.

1.3.4    Серийные суда классифицируются по схеме, предусмотренной в 1.3.3.2 -1.3.3.3.

1.3.5    В случае положительных результатов технического наблюдения за постройкой 'жраноплапов и первоначального освидетельствования Речной Регистр выдает докумеггты, указанные в Положении о класси(|>икации и об освидстельсттювании судов.

1.4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К КОНСТРУКЦИИ ЭКРАНОПЛАНА

1.4.1 Экраногиган должен быть спроектирован таким образом, чтобы:

.1 выдерживать любые вибрации и бафтиггг. которые могут возникнуть в экс-гыуата I гиог гг гых условиях;

.2 выдержикззъ действующие гга конструкцию вибрации, если они являются следствием таких повреждений, отказов или нарушений функционирования системы управления экратюнлана;

.Здля всех его конфи1урлций и при всех расчетных условиях как при исходном варианте конструкции, гак и при возможном изменении определяющих явление параметрах гге возникало аэроунру-гой неустойчивости гга всех предусмотренных режимах его работы;

.4 нс имелось технической возможности выхода за пределы эксплуатационной области режимов движения в зоне действия эффекта экрана.

1.4.2    Конструктивные элементы экра-нонлана должны выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления опасных остаточных деформаций. При всех нагрузках, вплоть до экс1ьгуатацио1гиых, дс<формации элементов конструкции не должны влиять гга безопасность эксплуатации эк-рапогиана.

1.4.3    Конструкция экраношана должна быть такой, чтобы даже ггри повреждении экраноплана в условиях аварийной посад-ки на землю ши на воду обссггсчивалась безопасность всех пассажиров и членов экипажа.

1.4.4    Экраноплал до.гжен безонаегю упранлягься и выполнять необходимые маневры при:

движении к месту старта;

разбеге;

взлете;

крейсерском полете по маршруту в экранном режиме;

посадке;

пробеге;

движении к месту стоянки.

1.4.5    Конструкция экраноплана и органов управления должны обеспечивать:

.1 управляемость и ба.гапсиро»ку эк-раноплагга на всех перечисленных в 2.2 режимах с учетом эксплуатационных ограничений, в том числе и в случае отказа одного ши всех двигателей;


231

/ Общие положения

.2 безопасное движение и маневрирование но относительно ровной поверхности с фунтом заданной прочности, но мелководью и по заданному уклону;

.3 маневрирование и движение в амфибийном режиме любым заданным курсом к ветру, балльность которого соответствует предельному сненификационному волнению;

.4 остойчивосп> на амфибийных режимах. чтобы суммарный креп or циркуляции. уклона и действия ветра, сила контрою соответствовала наихудшим условиям эксплуатации, не приводил к опасным ситуациям;

.5 амфибийные качества при всех весах и петровках, соответствующих предусмотренным условиям эксплуатации;

.6 плавный переход от режима разбега к другому режиму;

.7 безопасное управление на режимах разбега и пробега при:

состояниях водной поверхности от спокойною до самою неблагоприятного, предусмотренных условиями эксплуатации;

скоростях, которые возможны при эксплуатации на воде;

скоростях ветра, течениях, волнах и качке, которые возможны при эксплуатации на воде;

внезапном отказе двигателя в любой момент при ко1гтактс с водной поверхностью;

боковой (под углом 90° к диаметральной плоскости экранонлана) составляющей скорости ветра равной 46 км/ч. до которой обеспечивается безопасность движения при всех состояниях водной поверхности, которые возможны в нормальных условиях эксплуатации

1.4.6 В режиме крейсерскою полета конструкция экранонлана, органов его управления и триммирующих устройств должны обеспечивать:

.1 невозможность непроизвольного вывода его за эксплуатационные ограничения, установленные в Инструкции по эксплуатации;

.2 сбалансированность но скорости полета при максимальных режимах работы двигателей на высотах, нс превышающих о|рыничсния эксплуатационной об;ысти режимов полета;

.3 во всех случаях прямолинейного полета и с отказавшим двигателем балансировку экранонлана но усилиям.

1.4.7    Конструкция экранонлана должна обеспечивать безаварийное завершение полета или совершение безаварийной вынужденной посадки в случае повреждения экранонлана в результате:

столкновения с птицей весом 17.65 II;

улара, нанесенного элсмаггам экрано-плана фрагментами нслокалиэованного ра «рушения деталей экрапоплана. а также обладающими большой кинетической энергией обломками двигателя или агрегатов с роторами, разлетающимися в результате нелокалиэованного разрушения этих объектов.

1.4.8    В конструкции экранонлана должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность попадания песка. ■ альки и других посторонних предметов со стартовых площадок или водной поверхности в каналы воздухозаборников главных и вспомогательных двигателей на всех режимах эксплуатации аппарата.

1.4.9    Конструкция экранонлана должна быть проверена в отношении возможных отказов функциональных систем. При прогнозировании отказов рекомендуется использовать вероятностный подход, отдельные положения которого приведены в приложении 3.

1.5 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Общие положения

1.5.1 Должны быть установлены все эксплуатационные о|раничсния. необходимые для безопасной эксплуатации экране плана. Эти ограничения подразделяются на:


('одержание


СОДЕРЖАНИЕ


ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ СУДОВ

Часть IX ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ, ПЕРЕВОЗЯЩИМ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

1    Общие положения

1.1    Область распространении.............. 10

1.2    Термины и их определения........... 10

2    Общие требования

2.1    Система водотушения.................... 16

2.2    Системы объемного

пожаротушении.............................. 16

2.3    Оборудование защищаемых

поме шенин..................................... IX

2.4    Системы сишалюации.................. 19

2.5    1(ротивопожариое снабжение....... 19

3 Суда, перевтяшие опасные груш

навалом или в таре

3.1    Груювыс помещении..................... 20

3.2    Вентиляции..................................... 20

3.3    Дшнатели и га юиыпускные тру-

бопронолы....................................... 21

3.4    Тонлинные цистерны..................... 21

3.5    Система осушении......................... 21

3.6    Система пожаротушении............... 22

3.7    Система обнаружения пожара...... 23

3.8    Дополнительные требования

иожаробсэопасности...................... 23

3.9    Электрическое оборудование........ 23

3.10    Мсжлуборпюс расстояние............ 24

3.11    Запасный выход............................. 24

3.12    Непотопляемость........................... 24

3.13 Объем требований, определяемый классом перевозимого опасного груза........................................ 25

4 Суда внутреннего плавания, перевшяшие опасные груш наливом

4.1    Общие положения......................... 27

4.2    Материалы...................................... 27

4.3    Зашита от проникновении газов.. 28

4.4    Трюмные помещения и грузовые

ганки............................................... 29

4.5    Ве1гтиляция..................................... 31

4.6    Служебные и жилые помещении. 32

4.7    Ко<|и|)ср;1амы.................................. 33

4.8    Отверстия грузовых танков........... 33

4.9    Остойчивость и непотопляемость 34

4.10    Машинные помещении................. 35

4.11    Испытание на непроницаемость... 35

4.12    Насосы и трубопроводы................ 36

4.13    11истериы для остатков опасного

груза и отстойные цистерны......... 37

4.14    Система водораспылснии.............. 37

4.15    Двигатели и га ювыпуекпые

трубопроводы................................. 38

4.16    Осушительные и балластные

насосы............................................. 38

4.17    Дополнительные требования пожаробезопасности .......................... 39

4.18    Система инертных газов............... 39

4.19    Система подогрева опасного груза 39

4.20    Система охлаждении опасного

груза................................................ 40

4.21    Средства измерений...................... 42

4.22    Электрическое оборудование........ 43

4.23    Душевая и умывальник................. 45

4.24    'Запасный выход............................. 45


Правило Российского Речного Регистра. Том 5


5 Суда смешанного (река - море) плавания, ггеревогягцие опасные грузы наливом

5.1    Общие положения.......................... 46

5.2    Митсриалы...................................... 46

5.3    Бортовые сливные отверстия........ 47

5.4    Грузовые танки............................... 47

5.5    Вентиляция в грузовой зоне......... 47

5.6    Жилые, служебные, машинные помещения и посты управления.. 48

5.7    Доступ в помещения, расположенные в грузовой зоне................ 49

5.8    11с110топлясмосп............................ 49

5.9    Системы осушения и

балластировки................................ 51

5.10    Грузовая система............................ 51

5.11    Газоотводная система.................... 52

5.12    Дегазация грузовых танков........... 53

5.13    Системы регулирования

температуры груза.......................... 53

5.14    Регулирование состава атмосферы |рузонон> танка......................... 54

5.15    'Электрическое оборудование........ 54

5.16    Система ггожлро|угнсния............... 54

5.17    Запала персонала.......................... 56

5.18    Специальные требования.............. 57

6 Суда смешанного (река - море) плавания, псрсвогягцис сжиженные га ты наливом

6.1    Общие положения.......................... 66

6.2    Конструкция корпуса.................... 66

6.3    Грузовые танки............................... 66

6.4    Дополнительный барьер................ 73

6.5    Изоляция футовых танков............ 74

6.6    Изготовление и испытание гру-

зовьгх танков................................... 75

6.7    Расчеты прочности........................ 77

6.8    Конструктивная

противопожарная зашита.............. 85

6.9    Непотопляемость........................... 86

6.10    Посты управления.......................... 88

6.11    Обнаружение паров опасного

груза (газа)...................................... 89

6.12    Расположение объектов знерге-

тической установки и систем...... 90

6.13    Система подогрева конструкций

корпуса............................................ 92

6.14    Трубопроводы и арматура систем.. 93

6.15    Грузовая система............................ 97

6.16    Система понижения лааления...... 98

6.17    Дополнительная система пони

жения давления для регулирования уровня жидкости.................... 99

6.18    Система защиты от вакуума......... 101

6.19    Размеры предохранительных

клапанов......................................... 102

6.20    Пределы заполнения грузовых

танков.............................................. 102

6.21    Газоотводная система.................... 103

6.22    Система регулирования давления

и температуры фута...................... 104

6.23    Осушительная система для от

качки протечек фуга и балластная система..................................... 104

6.24    Система вентиляции...................... 105

6.25    Противопожарные системы.......... 107

6.26    Система инертных газов............... 111

6.27    Испытания систем......................... 113

6.28    Защита персонала.......................... 114

6.29    Электрическое оборудоватгие........ 115

6.30    Специальные требования.............. 119

Приложения

1    Опасные жидкие гругы и специ

альные технические требования к судам внутреннего плавания, которые их перевозит............................... 130

2    Опасные жидкие гругы (кроме сжиженных газов) и специальные

технические требования к судам смешанного (река - морс) плавания. которые их перевозят.............. 142

3 Сжиженные газы и специальные технические требовании к судам смешанного (река - морс) нлагга-ния. которые их перевозят.............. 161

Часть XI ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ НА ЕВРОПЕЙСКИХ ВНУГРЕННИХ ВОДНЫХ ПУГЯХ

1 Общие положения

1.1 Область распространения, порядок применения............................. 166


Содержание

2 Корте и его оборудование

2.1    Конструкция корпуса.................... 167

3 Остойчивость. Непотопляемость. Надводный борт. Маневренность

3.1    Остойчивость пассажирских судов 168

3.2    Остойчивость судов-котгтсйнсро-

воэов................................................ 170

3.3    Требования к аварийной посадке и остойчивости пассажирских

судов при затоплении отсеков...... 172

3.4    Грузовая марка............................... 174

3.5    Надводный борт и расстояние

безопасности................................... 174

3.6    Маневренность судов.................... 177

4 Противопожарная ташита

4.1    Нормы противопожарною снабжения............................................... 180

5 Энергетическая установка и системы

5.1    Энергетическая установка............. 181

5.2    Системы.......................................... 181

6 Судовые устройства и снабжение

6.1    IVicboc устройство........................ 182

6.2    Якорное устройство....................... 182

6.3    Спасательные средства.................. 183

6.4    Специальное оборудование рулевой рубки для управления судном одним человеком с использованием радиолокационной установки.. 183

6.5    Сигнальные средства..................... 185

7 Электрическое оборудование

7.1 Измеритель скорости поворота.... 186

Часть XII

ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ.

ИСПОЛЬЗУЮЩИМ компримированный ПРИРОДНЫЙ газ в качестве ТОПЛИВА

1.1 Область применении

210

1 Общие положения

188

1.2    Термины и их определения.......... 188

1.3    Инсгруктин1М-и1и|и>рмациониыс

материалы....................................... 189

2 Корпус и надстройка га ютоплнвного судна

2.1    Общие требования......................... 190

3 Емкости КПГ

3.1    Общие требования......................... 192

4 Оборудование для подачи КПГ потребителям

4.1    Общие требоиании......................... 194

5 Потребители КПГ

5.1    Главные и вспомогательные

двигатели........................................ 199

5.2    Автономные котлы........................ 200

6 Вентиляция помещений

6.1    Помещения, обслуживаемые

персоналом..................................... 202

6.2    Редко посещаемые и другие помещения.......................................... 203

7 Контроль мгатованности помещений

7.1    Общие требования......................... 204

8 Противопожарная ташита

8.1    Общие требования......................... 205

9 Электрооборудование

9.1    Общие требования......................... 206

10 Защита персонала

10.1    Общие требования......................... 208

Часть XIII

ОБОРУДОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПА НИХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННО!) СПОСОБНОСТЬЮ К ПЕРЕДВИЖЕНИЮ

1 Общие положения

1.1 Область распространения


1.2    Термины и их определения........... 210

1.3    Информационное обеспечение .... 210

2 Проходы, двери, пороги и комингсы

2.1    Требования    к проходам................. 212

2.2    Требования    к днерям..................... 212

2.3    Трсбопаиия    к порогам и комингсам........................................... 213

3 Трапы, сходни, пандусы, лифты

3.1    Трсбонаиия    к трапам..................... 214

3.2    Трсбонаиия    к лестницам............... 214

3.3    Трсбонания    к сходням................... 214

3.4    Требования    к пандусам................. 214

3.5    Требования    к лифтам.................... 215

4 Ограждения и поручни

4.1    Общие трсбонания......................... 216

5 Требования к помещениям

5.1    Обшис трсбонания......................... 217

5.2    Туалеты и туалетные комнаты...... 217

6    Меры безопасности

6.1    Общие трсбонания......................... 219

7    Сигнализация и связь

7.1    Общие требования......................... 221

Дополнение I ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ

II ПОСТРОЙКИ ЭКРАНОПЛАНОВ

2.3    Корпусные конструкции жрано-

планов взлетной массой до 5 т..... 238

2.4    llaiручки основных элементов

конструкции 'жранонлана............ 253

2.5    Расчеты дополнительных нагрузок 259

2.6    Нагрузки на поверхности и систему управления............................. 261

2.7    Гидродинамические нщружи....... 267

2.8    Требования к конструкции при

аварийной посадке......................... 272

2.9    Оценка усталостной прочности.... 273

2.10    Проектирование и конструкция . 275

3 Остойчивость. Непотопляемость. Надводный борт

3.1    Остойчивость.................................. 279

3.2    Непотопляемость........................... 281

3.3    Надводный борт............................. 283

3.4    Азрогидродинамичсскис свойства

'Жранонлана.................................... 284

4 Устойчивость. Управляемость. Маневренность

4.1    Амфибийный режим. Режим

взлета и посадки............................ 285

4.2    Режим 'жранного полета............... 286

4.3    Лстные характеристики................. 286

4.4    Управляемость и маневренность. 287

4.5    Балансировка.................................. 287

4.6    Устойчивость и управляемость.... 288

5 Энергетическая установка и системы


I Общие положения

1.1    Область распространения.............. 224

1.2    Термины и их определения........... 224

1.3    Условия (стассификлции............... 229

1.4    Общие требования к конструкции'жранонлана............................ 230

1.5    Эксплуатационные ограничения.. 231

2 Корпусные конструкции

2.1    Общие указания............................. 236

2.2    Условия достаточной прочности.. 237

5.1    Обшис указания............................. 290

5.2    Сертификация и испытания двигателей............................................. 290

5.3    Газотурбинные двигатели.............. 291

5.4    Системы энергетической установки............................................... 295

5.5    Органы управления........................ 300

5.6    Приборы контроля параметров....    300

5.7    Движители...................................... 301

5.8    Валопроиоды жранопланов с

поршневыми двигателями внутреннею сгорания........................... 305


('одержание


5.9    Редукторы экранонламов с

поршневыми двигателями внут-реннего сгорания........................... 305

5.10    Муфта сцепления........................... 305

5.11    Насадка........................................... 306

6 Системы

6.1    Осушительная система.................. 307

6.2    Система отопления и вентиляции    307

6.3    Система пожаротушения............... 307

6.4    Гидравлические системы приводи*    307

6.5    Система наполнения воздухом

пневмооболочек............................. 308

7 Устройства и снабжение

7.1    Якорное устройство....................... 309

7.2    Шнарговное устройство................ 309

7.3    Буксирное устройство.................... 309

7.4    Амфибийные и взлетно-

посадочные устройства.................. 309

7.5    Устройства управления вектором

тяги.................................................. 312

7.6    Средства и системы управления

экранопланом................................. 315

7.7    Средства пожаротушения.............. 324

7.8    Спасательные средства.................. 324

7.9    Сигнальные средства..................... 324

7.10    Навигационное оборудование...... 325

8 Кабина экипажа, ее оборудование и посты управления

8.1    Обшис требования......................... 327

8.2    Кабина экипажа и пассажирская

кабина............................................. 327

8.3    Обзор из кабины экипажа............ 327

8.4    Органы управления в кабине

экипажа........................................... 328

8.5    Установка приборов и средств

сигнализации.................................. 329

9 Электрическое оборудование и средства святи

9.1    Электрическое оборудование........ 332

9.2    Средства связи............................... 332

Приложения

1    Системы координат.......................... 334

2    Типовой перечень технической

документации, представляемой на рассмотрение речному регистру...... 335

3    Прогнозирование отказов функциональных систем........................... 342

4    Типовой перечень параметров, из

меряемых в процессе испытаний головного экраноплапа..................... 345


Дополнение 1

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ ЭКРАНОПЛАНОВ

ПКПС. Дополнение I •Прави м классификации и noanpot'iKU ткраноптнов-

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Настоящее дополнение к Пропилам распространяется на экранопланы типа Л водоизмещением (взлетной массой) до 50 т. которые:

.1 эксплуатируются в навш анионный период на водных путях, открытых в уста-новяенном 1юрялкс для судоходства и обозначенных навигационными знаками или иными способами;

.2 эксплуатируются в бассейнах разрядов «Л*. «Р», «О*. «М»;

.3 эксплуатируются только в светлое время суток;

.4 перевозят грузы и пассажиров при условии, что все пассажиры обеспечены местами для сидения;

.5 в зависимости от режима волнения и зафуженности судоходных линий могут изменять режимы движения (плавание, глиссирование, экранный полет).

1.1.2    Настоящее дополнение к Правилам разработано применительно к такой аэрогилродинамичсской компоновке эк-раноплана. которая предполагает:

.1 аэродинамическую «привязку» к экрану (водной поверхности), что ограничивает высоту экранного полета диапазоном, в котором достигается достаточная само* стабилизация но высоте и крену, обеспечивающая безопасность его эксплуатации на всех режимах движения при наличии ветро-волновых возмущений, и делает невозможным осуществление свободного полета;

.2 применение воздушно-амортизирую-щего устройства в виде гибких (надувных) пневмооболочек с изменяемым давлением.

расположенных под корпусом и с кс га ми крыла и обеспечивающих амфибийность (для экранонланов взлетной массой до 5 т).

1.1.3    Проектирование экранонланов с иной но сравнению с описанной в 1.1.1 аэро гидродинамической компоновкой допускается при условии представления дополнительных данных, в том числе результатов экспериментальных исследований напряженного состояния элементов конструкции экранон.тлна.

1.1.4    Настоящее дополнение к Прави

лам может быть использовано при проектировании экранонланов с убираемыми подводными крыльями. В этом случае Речному Регистру представляются результаты    эксгтерименталыю-теорепгюских

исследований но обоснованию компоновочных решений.

1.1.5    В настоящем дополнении к Правилам используются системы координат, приведенные в приложении 1.

1.2 ТЕРМИНЫ II ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1 В настоящем дополнении к Правилам используются следующие термины.

.1 Амфибийный режим —особый режим эксплуатации экраноплана. ко1 да он движется над поверхностью, не являющейся водной (суша. лед. снег, болото и т. д.) со скоростью, изменяющейся в диапазоне от близкой к нулю до минимальной скорости полета с использованием экранного эффекта (далее — экранный полет).

.2 Л э р о г и д р о д и н а м и ч е с к а я компоновка — чертеж экраноплана.


225

/ Общие паюжемия

изображающий форму и размеры корпуса, несущих воздушных крыльев, двиган-л ы ю-лвижитслыюго комплекса, взаимное расположение указанных выше элементов, обеспечивающих скоростные, мореходные, амфибийные, стартовые и посадочные свойства экраноплана.

.3 Л •> р о у п р у I и с явления — явления. возникающие при противодействии элементов конструкции экраноплана аэро-линамнчсским силам (флаттер, ливерн-мния. реверс органов унршисния и лр.).

.4 Ьафтинг — одно из яалений динамической аэроунругости, проявляющееся в вынужденных колебаниях всего экра-нопчана или его частей под действием нестационарных азродинамических сил при срыве потока с несущей поверхности (крыла, оперения) при больших углах атаки с плохо обтекаемых частей аппарата (шасси, отклоненных органов управления и элементов механизации крыла, открытых створок .ЛЮКОВ ИТ. II.).

.5 I)ыстрозанорный кран (клапан) — клапан, предназначенный для быстрого прекращения поступления топлива к двигателям и отключения топливной системы от двигателей.

.6 Взлет — начальная стадия полета экраноплана. включающий в себя разбел и переход в крейсерскую конфшура-пию. В процессе выполнения взлета маневрирование по курсу не допускается.

.7 Внешние воздействия (явления) — события, происхождение которых не связано с конструкцией зкрано-нлана. например, встро-волновые возмущения. обледенение и т. д.

.8 Водой «мешающий режим — состояние покоя пли движения, при котором все экраноплана полностью пли в преобладающей степени поддерживается гидростатическими силами.

.9 Воздушный винт — лопастной движитель для преобразования мощности (крутящего момента) двигателя и силу тяги (ТЯ1У).

.10 Воздушный винт изменяемого (регулируемого) шага — воздушный ВИ1ГГ, шаг лопастей которого

во время работы может изменяться с помощью систем ручного пли автоматического управлении пли комбинации указанных систем.

.11 Воздушный винт с перестановкой ш а г а — воздушный винт, шаг лопастей которого может быть изменен в процессе технического обслуживания перед выходом экраноплана в рейс, но не изменяется при вращении винта.

.12 Воздушный винт фикси-рова н но го ш ага — во «душный винт, шаг лопастей которого нс может быть изменен иначе, как при модернизации винта в условиях специализированного производства.

.13 Вс по могите л ьн ые дни i а -тс л и — двигатели энергетической установки экраноплана, работа которых необходима для запуска главных двигателей и (или) обеспечения раболля aipciaroB, обслуживающих системы экраноплана.

.14 Гилролыжпос устройство — ра и юиил! юсть вэлел ю-1 юсадоч кого устройства, предназначенного для снижения (амортизации) 1илродинимичсских нагрузок, возникающих в элементах корпуса экранопына при взлете с взволнованной поверхности воды пли при посадке экренонлана па такую поверхность.

.15 Главный двигатель —двигатель. предназначенный для приведения экриноплани в движение. Па экранопламах взлетной массой до 20 т главный двигатель чаше всего является одновременно и маршевым. и стартовым. На экранопланах с большей взлетной массой главные .двигатели могут быть разделены на маршевый и стартовый(ыс). Маршевый двигатель является основным и в отличие от стартово-го(ых) имеет большую продолжительность (заботы с меньшей тягой.

.16 Лнигатслыго-движитсл ьная установка (ДДУ) — комплекс элементов экраноплана, которые необхо;шмы для солдания тли и, с помощью когорых осуществляется управление главными двигателями или обеспечивается безопасность главных двигателей в эксплуатации.