МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР
РУКОВОДСТВО-ПО ВОЕННЫМ, НИЗКОВОДНЫМ МОСТАМ
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБСРОНЫ СССР •МОСКВА-1965
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР
УТВЕРЖДЕНО
Врио Начальника инженерных войск МО 5 ноября 1964 г.
РУКОВОДСТВОпо ВОЕННЫМ НИЗКОВОДНЫМ МОСТАМ
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР МОСКВА — 1965
ки, не должна превосходить 1 :500 в вертикальной плоскости и I:250 в горизонтальной плоскости балки;
— местная кривизна балки, определяемая отношением стрелки местного выгиба (вмятины) к его длине, не должна превосходить для поясов 1 : 200 и для стенки 1 :100; при большей кривизне (общей и местной) надлежит выправлять балки до начала изготовления мостовых конструкций;
— поражение балок (рельсов) ржавчиной не должно превышать 1 мм, при большем поражении ржавчиной, но не свыше 2 мм производят пересчет несущей способности прогона;
— трещины и местные повреждения (рванины) в балках не допускаются;
— износ головок железнодорожных рельсов не должен превышать 15 .м.н по высоте;
— не могут применяться балки (рельсы), подвергавшиеся действию пламени, если в них имеются деформации, пережоги и трещины; признаками пережога металла являются оплавленные места и пленки окалины. Данные по прокатным двутавровым и швеллерным балкам, а также железнодорожным рельсам широкой колеи приведены в приложении 2.
18. Металлические поковки (штыри, скобы, хомуты), необходимые для соединения элементов мостовых конструкций, изготавливают из круглой, квадратной и полосовой стали.
Необходимые данные о металлических поковках, а также о круглой стали и гвоздях приведены в приложении 4.
Данные о пеньковых канатах и стальных тросах приведены в приложении 5.
ГЛАВА 2
ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА РАЙОНА ПОСТРОЙКИ МОСТА
19. Целью инженерной разведки района постройки моста является получение данных, обеспечивающих возможность:
— выбора места постройки моста (если оно не задано) п подходов к нему;
— определения мест заготовки материалов и элементов моста;
— выбора путей подвоза заготовленных материалов и элементов моста;
— составления схемы моста;
— определения количества необходимых материалов и элементов;
— принятия решения по организации работ.
20. Инженерной разведкой устанавливают:
— основные особенности преграды и места постройки моста (характер грунта дна, берегов и подходов, профили берегов и подходов к мосту, наличие и состояние подходящих к мосту дорог и т. п.);
— профили живого (поперечного) сечения водной или другой преграды в местах, возможных для постройки моста;
— режим водной преграды в районе постройки моста (скорость и особенности течения, горизонты меженной воды, возможные колебания горизонта воды в период эксплуатации моста);
— наличие плотин, шлюзов и других гидротехнических сооружений и характер возможного влияния их на
11
работу возводимого моста в случаях пропуска воды или разрушения этих сооружений;
— наличие в районе постройки моста необходимых строительных материалов (леса на корню, складов готовых лесных материалов, металлических балок, металла для поковок, материалов различных строений и пр.);
— наличие производственных предприятий, которые могут быть использованы для изготовления элементов мостов и поковок;
— наличие и состояние путей подвоза материалов и элементов моста от места заготовки к преграде;
— необходимые маскировочные мероприятия в местах заготовки материалов и элементов, в месте постройки моста, а также места постройки ложных мостов;
— характер и объем работ по устройству укрытий для расчетов, средств механизации и материалов от возможных воздействий противника (отрывка окопов, щелей и т. п.);
— наличие и характер заграждений на водной преграде и на подходах к ней.
21. Для проведения инженерной разведки назначают в зависимости от ширины водной преграды дозор в составе:
— при ширине преграды не более 50 м — до одного отделения во главе с офицером, причем сержанта с двумя— тремя солдатами выделяют на разведку материалов, а офицер, возглавляющий разведку, с остальными солдатами производит разведывательные работы на водной преграде;
— при ширине преграды более 50 м — до взвода с двумя офицерами; офицер, возглавляющий разведку, с солдатами ведет разведывательные работы на водной преграде; другого офицера с солдатами выделяют на разведку материалов.
22. Данные инженерной разведки заносятся в карточку инженерной разведки (приложение 7) и на карту в масштабе 1:100 000—1:500000. К карточке инженерной разведки прилагают профиль живого сечения преграды по оси моста (приложение 7).
На карте наносят: ось моста, подходы к нему, места заготовки лесоматериала и мостовых конструкций, пути подвоза материалов и элементов от места заго-
12
товки к месту постройки, расположение заграждений и гидротехнических сооружений с указанием их характера.
На вычерченном профиле живого сечения преграды указывают: скорость течения, возможные изменения горизонта воды в период эксплуатации моста, характер грунта дна и берегов, уклоны берегов.
23. Дозор, выделенный в инженерную разведку, должен иметь карту, компас, саперный дальномер, бинокли, полевую гидрометрическую вертушку или гидроспидометр, инженерный разведывательный эхолот (ИРЭЛ) или аппарат разведки реки (АР-2), донные щупы, гиревой ударник, мерные ленты или трассировочные шнуры, тонкий трос или проволоку, рейки или вешки с делениями, уровень, отвес, шанцевый инструмент, плавательные костюмы, лодки. Кроме того, дозор должен быть вооружен средствами разведки и преодоления заграждений, а также одной — двумя бронированными разведывательными машинами (БРДМ) и средствами связи.
24. При проведении инженерной разведки применяют в зависимости от обстановки и характера водной преграды следующие способы для получения необходимых данных:
— профиль живого сечения водной преграды снимают инженерно-разведывательным эхолотом (ИРЭЛ), аппаратом разведки реки (АР-2) и непосредственными промерами;
— ширину водной преграды определяют саперным дальномером, биноклем, теодолитом, геометрическим методом и непосредственным промером;
— скорость течения воды измеряют гидрометрической вертушкой, гидроспидометром или поплавком;
— характер грунта дна, берегов и подходов устанавливают донным щупом, а плотность грунта берегов— гиревым ударником;
— профили берегов и подходов снимают нивелировкой или ватерпасовкой.
25. При выборе места постройки моста учитывают следующие тактические требования:
— располагать мосты по возможности, особенно подводные, в излучинах или на отделенных перекатами участках реки, отличающихся повышенными защитными
13
свойствами в отношении действия поверхностных волн от ядерного взрыва;
— не следует строить мосты с целью уменьшения воздействия на них авиации противника вблизи населенных пунктов, особенно крупных и расположенных на железнодорожных линиях, складов, баз и т. п.;
— расстояние между соседними мостами с целью исключения возможности одновременного поражения одним ядерным взрывом нескольких мостов должно быть не меньше двукратного безопасного расстояния, отвечающего наибольшей вероятной мощности ядерного боеприпаса;
— выбираемые для моста подходы должны отличаться скрытностью, но обеспечивать движение машин без задержек и заторов;
— район постройки моста должен допускать устройства укрытий для расчетов, механизмов, заготовленных элементов и материалов.
26. При выборе места постройки моста следует учитывать также следующие технические требования:
— располагать мост по возможности на участке реки с наименьшими шириной и глубиной воды, с плавным изменением глубин и приемлемыми грунтовыми условиями;
— створ моста желательно размещать на прямолинейном участке реки с правильным прямоструйным течением;
— надо назначать ось моста перпендикулярно направлению течения, а при недостаточно правильном движении потока — перпендикулярно направлению течения в основной, наиболее глубокой части русла;
— при необходимости постройки моста вблизи устья притока удалять мост не менее чем на 100—150 м от устья притока вниз по течению или не менее чем на 30 м вверх по течению;
— следует избегать таких мест для постройки мостов, которые требуют значительных работ по устройству подходов и не обеспечивают удобного размещения заготовленных элементов и материалов для постройки моста.
27. Снятие профиля живого сечения реки инженерным разведывательным эхолотом ИРЭЛ производят в соответствии с указаниями Описания ИРЭЛ и Инструк-
14
цией по его эксплуатации, а аппаратом разведки реки АР-2 — в соответствии с указаниями приложения 8.
28. Для получения профиля живого сечения реки непосредственным промером производят измерение ширины и одновременно определяют глубину воды в соответствии с указаниями ст. 29 и 30.
29. Непосредственное измерение ширины реки производят перетягиванием с одного берега на другой троса, трассировочного шнура, веревки, проволоки, снабженных метками через 1—2 м. В ночное время для обеспечения видимости к ним подвязываются лоскуты белой материи. На крупных водных преградах используют стальные тросы, натягиваемые с помощью лебедок, воротов или плавающей машины. В целях устранения значительного провисания трос поддерживают буйками или лодками.
30. Непосредственный промер глубин производят с помощью шеста, багра, рейки или лота, причем одновременно с измерением шйрины реки. Промер ведется с плавающей машины или лодки, передвигающейся вдоль троса по намеченной оси моста. Расстояния между точками промера глубин назначают в зависимости от ширины водной преграды (5 м на реках шириной до 100 ж и 7—10 м на более широких реках) и с учетом наличия значительных местных изменений глубин, требующих дополнительных промеров.
При строительстве мостов на рамных опорах глубину воды измеряют в местах установки опор, при этом в трех точках по оси моста и по концам лежней.
|
Рис. 2. Измерение ширины реки с помощью бинокля |
31. Измерение ширины реки саперным дальномером производят в соответствии с указаниями Инструкции по работе с саперным дальномером и приложения 8.
32. При измерении ширины реки биноклем им визируют со стоянки А (рис. 2) на два желательно вертикальных предмета, находящихся у уреза противоположного берега, и получают по шкале дальномера бинокля число делений пь помещающееся между этими предметами. Затем
15
С изданием настоящего Руководства утрачивает силу Наставление для инженерных войск «Низководные мосты», изд. 1955 г.
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Руководство по военным низководным мостам содержит указания по строительству низководных и подводных мостов и путепроводов на жестких опорах, возводимых из местных материалов.
2. Мосты на жестких опорах из местных материалов строят на путях движения войск через различного вида преграды:
— для замены мостов из табельных переправочных средств с целью быстрейшего высвобождения их и выдвижения на последующие преграды;
— в комбинации с наплавными мостами через широкие водные преграды;
— в случаях когда применение табельных средств невозможно или нецелесообразно;
— при восстановлении разрушенных постоянных мостов.
3. К военным мостам на жестких опорах относят низководные и подводные мосты, путепроводы, а также высоководные мосты.
Низководные мосты строят без учета возможности пропуска под ними сильного ледохода, высоких вод и судов (на судоходных реках). Эти мосты имеют небольшие пролеты, простейшую конструкцию и небольшой срок эксплуатации.
Подводные мосты отличаются от низководных тем, что проезжая часть их в период эксплуатации находится под водой, что способствует большей скрытности и повышенной живучести их при воздействии ядерного взрыва.
3
Путепроводы возводят на пересечении дорог с интенсивным движением с целью обеспечения движения нагрузок в двух уровнях.
Высоководные мосты строят с учетом эксплуатации их длительное время, возможности пропуска под ними высоких вод, ледохода и судов (на судоходных реках). Эти мосты имеют значительные по величине пролеты, большую высоту опор и относительно сложную конструкцию.
4. К низководным и подводным мостам, а также к путепроводам, возводимым из местных материалов, предъявляют следующие основные требования:
— высокие темпы производства работ, обеспечивающие постройку мостов в заданные, как правило, короткие сроки;
— возможно меньшая трудоемкость работ, выполняемых на преграде, способствующая сокращению требуемых расчетов и времени на постройку мостов;
— надежность мостовых конструкций, обеспечивающая многократный пропуск расчетных нагрузок;
— живучесть мостов, обеспечивающая по возможности равнопрочность отдельных частей и креплений при воздействии ядерного взрыва, а также возможность пропуска нагрузок при повреждении отдельных элементов и быстрого восстановления моста при частичном разрушении;
— быстрота освоения расчетами способов изготовления мостовых конструкций и способов постройки мостов в различных условиях.
Выполнение указанных требований обеспечивают:
— организацией работ широким фронтом с максимальным использованием средств механизации для всех видов работ;
— широким использованием заранее изготовленных элементов и блоков, приспособленных для перевозки их к месту постройки и обеспечивающих возможность производства на преграде в основном только сборочных работ;
— применением простых мостовых конструкций, допускающих широкое использование средств механизации при изготовлении и сборке мостов на преграде.
4
5. Военный низководный мост на жестких опорах (рис. 1) состоит из пролетного строения и опор. Пролетное строение образуется из проезжей и несущей частей. Проезжая часть, по которой происходит движение нагрузок, передает их давление на несущую часть. Несущая часть воспринимает давление от пропускаемой по мосту нагрузки и собственный вес пролетного строения и передает их опорам.
Опоры, поддерживая пролетное строение, передают давления от пропускаемых нагрузок и собственного веса моста на грунт. Опоры, расположенные на берегах, называют береговыми, а остальные — промежуточными.
6. Пролетное строение низководных и подводных мостов и путепроводов принимают простейшей балочной разрезной системы. Конструкцию его образуют из:
— отдельных прогонов различного типа (простых, сложных, составных), поддерживающих проезжую часть из досок;
— блоков различного типа (колейных блоков и блоков прогонов с щитами проезжей части).
7. В военных мостах применяют следующие основные определения и обозначения (рис. 1):
— Lp — ширина реки по расчетному горизонту;
— длина моста L — расстояние между осями береговых опор;
— пролет моста /0 — расстояние между осями смежных опор;
— расчетный пролет I изгибаемых элементов — расстояние между осями их опирания;
— ширина проезжей части Вт — расстояние между внутренними гранями наружных колесоотбоев;
— высота опоры Н — расстояние от грунта до верха насадки;
— с0 — ширина опоры;
— строительная высота пролетного строения h — расстояние от низа пролетного строения до верха проезжей части;
— подмостовая высота h0 — расстояние от расчетного горизонта воды до низа пролетного строения;
— ось моста — линия, проходящая вдоль моста посередине ширины проезжей части;
5
IПролетное строение Береговая' ‘
0П0Ра, Л\ I Г-yJ Г
1 I 1' L^l 1 1 rTZlbb |
|
Расчетный' горизонт воды
Промежуточная опора |
Проррая
часть
Несущая^ \ л
часть' 1 'г 1 |
|
ЕЭ
У1иния крайних свай
Рис. I. Схема низководиого моста
— ось опоры — линия, проходящая посередине ширины опоры и перпендикулярная к оси моста;
— линия крайних свай (стоек) опор — линия, проходящая вдоль моста по осям крайних свай (стоек) промежуточных опор.
8. В конструкциях, приведенных в Руководстве, учитывают воздействие на мост следующих нагрузок:
— собственного веса элементов моста;
— подвижной гусеничной или колесной нагрузки;
— горизонтального давления ветра;
— поперечной силы от разворота подвижной нагрузки на мосту;
— тормозной силы от подвижной нагрузки;
— ударной волны ядерного взрыва.
9. Грузоподъемность низководных мостов характеризуется наибольшим весом единичной гусеничной нагрузки, пропускаемой по мосту.
Для этих мостов на жестких опорах из местных материалов установлены две грузоподъемности — 60 п 25 т.
По мостам грузоподъемностью 60 т можно пропускать:
— гусеничные нагрузки весом до 60 г;
— колесные нагрузки с давлением на колесо до 8,0 г;
— автопоезда в виде тягача с большегрузным прицепом общим весом до 90 т.
По мостам грузоподъемностью 25 т можно пропускать:
— гусеничные нагрузки весом до 25 г;
— колесные с давлением на колесо до 4,0 г.
Данные о расчетной подвижной нагрузке приведены
в табл. 1.
10. Собственный вес мостовых конструкций определяют по запроектированным размерам или по таблицам, приведенным в приложении 17.
При определении собственного веса мостовых конструкций принимают следующие расчетные объемные веса дерева и металла:
— сосна, ель, тополь — 600 кг/м3\
— лиственница, береза, бук — 700 кг/м3\
— дуб — 800 кг/м3;
— пихта сибирокая — 500 кг/м3;
— сталь — 7850 кг/м3.
7
Таблица 1
Данные о расчетной подвижной нагрузке |
|
Примечание. Расчетные нагрузки по характеру воздействия на конструкцию (по весу и схеме приложения) перекрывают все действительные войсковые нагрузки с учетом возможного их изменения в течение срока эксплуатации моста. |
11. Низководные и подводные мосты, а также путепроводы строят, как правило, однопутными; двухпутными возводят только низководные мосты на дорогах с интенсивным движением в две полосы. Двухпутные мосты строят грузоподъемностью 60 т.
Ширину проезжей части военных мостов на жестких опорах принимают:
— для однопутных мостов грузоподъемностью 60 г — 4,2 м\
— для однопутных мостов грузоподъемностью 25 г — 3,8 м;
— для двухпутных мостов — 6,0 м.
По однопутным мостам разрешается пропускать подвижные нагрузки со смещением вплотную к одному из колесоотбоев.
По двухпутным мостам все колесные и гусеничные нагрузки весом 25 г и менее пропускают двумя колоннами, а нагрузки общим весом более 25 т — одной колонной со смещением относительно оси моста не более 0,75 м.
12. При постройке низководных мостов на реках с действующими на них флотилиями при необходимости предусматривают устройство выводных звеньев для пропуска судов.
13. Для строительства мостов из местных материа-
8
лов используют лесные материалы, стальные прокатные балки, железнодорожные рельсы широкой колеи, поковки (болты, штыри, хомуты, скобы), гвозди, а также различные вспомогательные материалы.
14. Лесные материалы заготавливают в лесу, используют обнаруженные на складах, а также получают от разборки различных строений.
Наиболее широкое применение для постройки мостов имеют сосна и ель.
Необходимые данные о лесоматериале приведены в приложении 1.
15. К лесным материалам, идущим на строительство военных мостов, предъявляют следующие требования:
— гниль, червоточина (кроме поверхностной, от короеда), свилеватость, рыхлые и табачные сучки не допускаются;
— сучки здоровые допускаются диаметром не более '/4 диаметра бревна или ширины бруса и доски;
— трещины допускаются глубиной не более */з диаметра бревна или толщины бруса и доски на протяжении каждая не более '/з длины элемента;
— косослой допускается не более 15% в бревнах и 8% в брусьях и досках.
Наиболее прямослойный и с наименьшим количеством сучков и трещин лесной материал отбирают для крайних прогонов, поперечного настила, насадок и лежней опор. Для свай и стоек рамных опор используют прямослойные бревна, но допускают также использование бревен с сучками и трещинами.
16. В случае возникновения сомнений в качестве лесных материалов, предназначенных для строительства мостов, их действительную прочность на изгиб устанавливают при помощи пистолета Макарова огнестрельным методом, описанным в приложении 6.
Определяемый этим методом действительный предел прочности на изгиб пригодного для использования в строительстве мостов лесоматериала не должен быть менее 250 кг/см2.
17. Прокатные балки и рельсы, применяемые для мостов, должны удовлетворять следующим требованиям:
— общая кривизна балки (рельса), определяемая отношением максимальной стрелки выгиба к длине бал-
9