Устанавливает классификацию масел для двигателей внутреннего сгорания (в табличной форме) для использования в следующих двигателях внутреннего сгорания:
a) бензиновые двухтактные двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием с системами картерной продувки, используемые в транспортных средствах, средствах для отдыха и бытового применения (таких как мотоциклы, снегоходы), цепных пилах;
b) бензиновые четырехтактные двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием с общим поддоном картера, содержащим смазочный материал для двигателя и цепи привода/стартера/коробки передачи скоростей, для мотоциклов, мотороллеров, вездеходов (АТV) и аналогичного оборудования.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Объяснение применяемых символов
5 Детальная классификация
Библиография
12 страниц
Дата введения | 14.11.2013 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ЕАСС)
EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
(EASC)
Часть 15
Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания) (ISO 6743-15:2007, IDT)
Издание официальное
Минск
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Предисловие
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации Республики Казахстан ТК 58 «Нефть, газ, продукты их переработки, материалы, оборудование и сооружения для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности»
2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан
3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 44-2013 от 14 ноября 2013 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИС0 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИС0 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узстандарт |
UZ |
Узстандарт |
4 Настоящий стандарт идентичен ISO 6743-15:2007 Lubricants, industrial oils and related products (class L). Classification. Part 15: Family E (Internal combustion engine oils) (Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Классификация. Часть 15. Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания).
Международный стандарт разработан Подкомитетом SC 4 «Классификация и технические условия» Технического комитета ISO/TC 28 «Нефтепродукты и смазочные материалы» Международной организации по стандартизации (ISO).
Перевод с английского языка (ел).
Степень соответствия - идентичная (ЮТ).
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных (государственных) органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация также будет опубликована в сети Интернет на сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории указанных выше государств принадлежит национальным (государственным) органам по стандартизации этих государств
II
[1] Международный стандарт ISO 6743-4:1999
[2] Международный стандарт ISO 24254
Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L) - Классификация - Часть 99: Общие положения Смазки, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания). Технические условия для масел, применяемых в четырехтактных бензиновых двигателях мотоциклов и связанных с ними трансмиссиях (категории ЕМА и ЕМВ)
8
УДК 621.89.09 МКС 75.100 ЮТ
Ключевые слова: смазочные материалы, индустриальные масла, продукты класса L, классификация, группа Е, масла для двигателей внут-реннего сгорания._
9
Серия международных стандартов ISO 6743 устанавливает общую классификацию смазочных материалов, индустриальных масел и аналогичных продуктов класса L.
В пределах класса L определено 18 групп продуктов согласно области применения каждой группы так, чтобы охватить весь диапазон применения смазочных материалов, индустриальных масел и аналогичных продуктов.
Серия международных стандартов ISO 6743, разработанная Подкомитетом SC 4 «Классификация и технические условия» Технического комитета ISO/TC 28 «Нефтепродукты и смазочные материалы», направлена на достижение сохранности машин и механизмов промышленного оборудования, систем гидроуправления и других механизмов.
Международный стандарт ISO 6743 состоит из следующих частей под общим наименованием «Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Классификация»:
- Часть 1. Группа А (системы общих потерь);
- Часть 2. Группа F (подшипники шпинделя, подшипники и муфты);
- Часть 3. Группа D (компрессоры);
- Часть 4. Группа Н (гидравлические системы);
- Часть 5. Группа Т (турбины);
- Часть 6. Группа С (зубчатые передачи);
- Часть 7. Группа М (металлообработка);
- Часть 8. Группа R (временная защита от коррозии);
- Часть 9. Группа X (смазки);
- Часть 10. Группа У (смешанная);
- Часть 11. Группа Р (пневматические инструменты);
- Часть 12. Группа Q (жидкие теплоносители);
- Часть 13. Группа G (направляющие);
- Часть 14. Группа V (термообработка);
- Часть 15. Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания);
- Часть 99. Общие положения.
ш
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L)
Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания)
Lubricants, industrial oils and related products (class L). Classification. Part 15: Family E (Internal combustion engine oils)
Дата введения
Настоящий стандарт устанавливает классификацию масел для двигателей внутреннего сгорания (в табличной форме) для использования в следующих двигателях внутреннего сгорания:
a) бензиновые двухтактные двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием с системами картерной продувки, используемые в транспортных средствах, средствах для отдыха и бытового применения (таких как мотоциклы, снегоходы), цепных пилах (далее - масла для двухтактных двигателей);
b) бензиновые четырехтактные двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием с общим поддоном картера, содержащим смазочный материал для двигателя и цепи привода/стартера/коробки передачи скоростей, для мотоциклов, мотороллеров, вездеходов (ATV) и аналогичного оборудования (далее - масла для четырехтактных двигателей).
Настоящий стандарт следует рассматривать с [1].
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа:
ISO 3448:1992 Смазки жидкие промышленные. Классификация вязкости по ISO.
Издание официальное
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 смазывающая способность (lubricity): Способность продукта снижать износ и трение, отличная от чисто вязкостных свойств.
3.2 моющая способность (detergency): Свойства моторного масла предотвращать и/или удалять отложения на поверхностях двигателя, приводящие к степени чистоты внутренних частей двигателя от отложений, таких как нагар и сажа, образующихся из моторного масла или топлива.
3.3 дым выхлопа (exhaust smoke): Видимые выбросы, состоящие из твердых частиц и аэрозольных капель из несгоревшего или частично сгоревшего моторного масла и/или топлива и выходящие из выхлопной трубы.
3.4 блокировка системы выпуска отработавших газов (exhaust system blocking): Накопление отложений, обычно из несгоревших частиц моторного масла и/или топлива, в системе выпуска отработавших газов, состоящей из выпускного канала цилиндра, выхлопной трубы и глушителя.
3.5 зависание в холодном состоянии поршневых колец (cold sticking of piston rings): Условие, при котором кольцо является свободным в его пазу при работающем двигателе, но залипает на холодном поршне, обычно определяемое по отсутствию нагара или других отложений на внешней стороне кольца и отсутствию признаков пропуска газа на юбке поршня.
Примечание - При этом не наблюдается потери мощности.
3.6 зависание в горячем состоянии поршневых колец
(hot sticking of piston rings): Условие, при котором кольцо залипает в его пазу при работающем двигателе, обычно определяемое по нагару или другим отложениям на внешней поверхности кольца, по признакам пропуска газа на юбке поршня, или по обоим данным признакам.
2
Примечание - При этом могут наблюдаться потери мощности.
3.7 коэффициент трения (coefficient of friction): Безразмерное отношение силы трения между двумя телами, F, с осевым усилием, N, сжимающим два тела вместе.
Примечание - Часто делается различие между коэффициентом трения покоя и коэффициентом динамического трения; данные термины связаны с относительным движением тел тангенциальным к осевому усилию.
3.8 фрикционные свойства смазочного материала (lubricant frictional properties): Описание первоначальных коэффициентов трения смазочных жидкостей и поведение их коэффициентов трения в течение периода времени, скорости скольжения и температуры, достигаемые во время срока службы оборудования.
Примечание - Некоторые типы трущихся компонентов в цепях приво-да/стартера и коробки передачи скоростей мотоциклов требуют смазочных материалов с относительно высокими или низкими коэффициентами трения для надлежащей работы. Поддержание коэффициентов трения покоя и коэффициентов динамического трения в смазочных материалах, используемых в компонентах данных цепей привода/стартера и коробки передачи скоростей, работающих в пределах диапазона температур и срока службы, является необходимым.
4.1 Детальная классификация группы Е установлена на основе определения категории продуктов, требуемых для различных применений данной группы.
4.2 Каждая категория обозначается символом из трех букв, составляющих код.
Примечание 1 - Первая буква кода (Е) идентифицирует группу рассматриваемого продукта. Вторая и третья буквы в определенных случаях масел для двухтактных двигателей связывают категории ISO: EGB, EGC и EGD, с соответствующими категориями JASO: FB, FC и FD, и обозначают предназначенное общее использование категорий. Родственного для масел для четырехтактных двигателей, вторая и третья буквы связывают категории ISO: ЕМА и ЕМВ, с соответствующими категориями JASO: МА и МВ. В определенном случае ISO-L-EMA существуют две категории: ISO-L-EMA1 и ISO-L-EMA2. Данные категории в дальнейшем устанавливают различие в смазочных материалах с относительно высокими коэффициентами трения (ЕМА) в двух раздельных категориях.
Примечание 2- Пользователь настоящего стандарта может выбрать применение ЕМА1 или ЕМА2, или просто применять более широкую категорию ЕМА. В любом случае может использоваться только одно из обозначений. Более подробное описание данных подкатегорий и инструкции по применению приведено в [2]. В пределах ISO-L-EMB не существует аналогичных подкатегорий.
Обозначение каждой категории может быть дополнено числом, означающим класс вязкости смазочного материала в соответствии с ISO 3448.
5.3 В данной системе классификации продукты обозначаются единым способом. Конкретный продукт может быть обозначен полностью: ISO-L-EGD, ISO-L-EMA или ISO-L-EMA1, или сокращенно: L-EGD или EGD, L-EMA или EMA, L-EMA1 или ЕМА1.
Подробная классификация приведена в таблице 1.
4
Таблица 1 - Классификация смазочных материалов, индустриальных масел и родственных продуктов (класс L) - Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания) | |||||||||||||||||
|
СП
Продолжение таблицы 1
Буквенное обозначение |
Общее применение |
Частное применение |
Конкретное применение |
Е |
Двигатели |
Бензиновые |
Двухтактные двигате- |
внутреннего |
двигатели с |
ли | |
сгорания |
искровым | ||
зажиганием |
Состав и свойства |
Символ ISO-L |
Типовое применение |
Базовые смазочные жидкости и моющие, диспергирующие и ингибирующие присадки для получения смазывающей и повышенной моющей способности. Синтетические жидкости добавляются для уменьшения дыма выхлопа и ингибирующей способности, уменьшающей отложения в системе выпуска отработавших газов. Дополнительная моющая способность обеспечивается во избежание зависания поршневых колец при жестких условиях. |
EGD |
Двигатели, требующие защиты против отложений в системе выпуска отработавших газов, и которые могут потребовать пониженного уровня дыма выхлопа. Данные двигатели могут также потребовать использование смазочного материала с повышенной моющей способностью. |
■ы
Буквенное обозначение |
Общее применение |
Частное применение |
Конкретное применение |
Состав и свойства |
Символ ISO-L |
Типовое применение |
Е |
Двигатели внутреннего сгорания |
Бензиновые двигатели с искровым зажиганием |
Четырехтактные двигатели |
Базовые смазочные жидкости и моющие, диспергирующие и ингибирующие присадки для получения смазывающей, противоизносной, антиокислительной и моющей способности. Могут использоваться модификаторы вязкости. Добавки, изменяющие фрикционные свойства, обычно отсутствуют. |
ЕМА/Е МА1/ЕМ А2 |
Двигатели общего исполнения с общим поддоном картера, содержащим смазочный материал для двигателя и компонентов цепи привода/стартера/коробки передачи скоростей. В таких двигателях компоненты цепи привода/стартера/коробки передачи скоростей сконструированы для эксплуатации со смазочными материалами, имеющими относительно высокие коэффициенты трения. |
Базовые смазочные жидкости и моющие, диспергирующие и ингибирующие присадки для получения смазывающей, противоизносной, антиокислительной и моющей способности. Могут использоваться модификаторы вязкости. Добавки, изменяющие фрикционные свойства, также применяются для уменьшения и/или изменения фрикционных свойств масла. |
ЕМВ |
Двигатели общего исполнения с общим поддоном картера, содержащим смазочный материал для двигателя и компонентов цепи привода/стартера/коробки передачи скоростей. В таких двигателях компоненты цепи привода/стартера/коробки передачи скоростей сконструированы для эксплуатации со смазочными материалами, имеющими относительно низкие коэффициенты трения. |