Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

35 страниц

487.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автомобильные транспортные средства пассажирские и грузовые, имеющие двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием как с карбюраторной системой питания, так и с системой впрыска топлива и двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и двухтопливной системой питания (газодизели), и устанавливает порядок и процедуры методов контроля установки на них газобаллонного оборудования. Установку газобаллонного оборудования производят в целях использования в двигателях внутреннего сгорания в качестве моторного топлива автомобильных марок сжиженных углеводородных газов: марки ПА и ПБА - или компримированного природного газа по ГОСТ 27577

Введен впервые (ИУС № 09-2014)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Технические требования

5 Методы и объемы контроля установки газобаллонного оборудования

6 Документация на установку газобаллонного оборудования на автомобильные транспортные средства и проведение испытаний

Приложение А (обязательное)

Приложение Б (обязательное)

Приложение В(обязательное)

Приложение Г (обязательное)

Приложение Д (обязательное)

Приложение Е (обязательное)

Приложение Ж (обязательное)

Приложение И (обязательное)

Приложение К (обязательное)

Приложение Л (обязательное)

Приложение М (обязательное)

Библиография

Показать даты введения Admin

Страница 1

межгосударственный советпо стандартизаций метрологии и сершфикации

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГОСТ

СТАНДАРТ

31972—

2013

Автомобильные транспортные средства

ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРЫ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ УСТАНОВКИ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Издание официальное

Москва

Стандортннформ

2013

Страница 2

ГОСТ 31972-2013

- испытания на функционирование газотопливных систем питания при работе на КПГ или СНГ и жидком топливе, включая испытания по определению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в отработавших газах двигателей при работе на КПГ или СНГ и жидком топливе.

4.1.4 Испытания газотопливных систем питания на герметичность, опрессовку соединений и функционирование при работе на газе проводят по единой технологии согласно 5.2, 5.3 и приложения А —В.

42 Технические требования к автомобильным транспортным средствам для установки на них газобаллонного оборудования

4.2.1    Установка ГБО производится на базовые АТС пассажирские и грузовые, отечественного и зарубежного производства, находящиеся в эксплуатации и отвечающие требованиям 4.2.2—4.2.12.

4.2.2    АТС, предназначенные для установки ГБО, должны быть технически исправны и укомплектованы в соответствии с техническими условиями и документацией пред приятия-изготовителя АТС.

4.2.3    АТС, принимаемые для установки ГБО, должны быть чистыми. Особенно тщательно должны быть вымыты места крепления ГБО (моторный отсек, багажник, рама автомобиля, днище кузова).

4.2.4    Места крепления ГБО не должны иметь трещин, ослабленных соединений и механических повреждений.

4.2.5    В зонах крепления ГБО не допускается наличие следов ремонта (дополнительных сварочных швов, отверстий, накладок).

4.2.6    Для АТС: багажные отделения легковых автомобилей и автобусов, грузовые отделения фургонов, грузовые платформы грузовых автомобилей должны быть освобождены от предметов, не относящихся к комплектности автомобиля

4.2.7    В местах установки и крепления ГБО не должно быть загрязнений.

4.2.8    Система питания двигателей АТС, направляемых для установки ГБО, должна быть отрегулирована на показатели базовых значений содержания ВВ в ОГ для данного типа транспортного средства.

4

Страница 3

ГОСТ 31972-2013

4.2.9    Искровая система зажигания АТС должна быть в технически исправном состоянии.

4.2.10    Сдаваемое АТС для установки ГБО должно иметь запас топлива в топливном баке в количестве от 5 до 15 литров.

4.2.11    Для установки ГБО принимают легковые автомобили независимо от типа кузова при условии, что пред приятие-изготовитель ГБО рекомендует в своей технической документации установку его на эти АТС с гарантией обеспечения отвода возможной утечки газа из зоны размещения газового баллона за пределы ГБТС.

4.2.12    При сдаче (приемке) АТС, принадлежащих заказчику, физическому или юридическому лицу, независимо от его организационно-правовых форм и форм собственности, для установки ГБО, оформляют приемо-сдаточный акт (см. приложение Г).

Акт подписывают и заверяют печатью представителем заказчика или владельцем АТС и представителем исполнителя, осуществляющего установку ГБО на АТС, и скрепляется печатью предприятия - исполнителя работ.

Приемо-сдаточный акт оформляется в 2-х экземплярах, один из которых остается у Исполнителя работ, второй экземпляр выдается владельцу (собственнику) АТС или его представителю. Оба акта имеют одинаковую юридическую силу.

В случае отказа Исполнителя в приемке АТС на установку ГБО в акте делается соответствующая запись, а АТС возвращается владельцу.

4.3 Технические требования к газобаллонному оборудованию, устанавливаемому на автомобильные транспортные средства

4.3.1    ГБО, устанавливаемое на АТС, должно соответствовать требованиям

пнп

4.3.2    Устанавливаемое на АТС ГБО или его составные элементы должны иметь сертификаты соответствия требованиям [ 1]—[3].

4.3.3    Выполнение требований по 4.3.1 подтверждают наличием сертификата соответствия на комплект ГБО для конкретного типа АТС.

Страница 4

ГОСТ 31972-2013

4.3.4    Допускается применение в составе ГЪО функциональных элементов, изготовленных различными предприятиями и отвечающих требованиям 4.3.1 и имеющих сертификат соответствия

4.3.5    Газовые баллоны для КПГ и СНГ, входящие в состав ГБО, должны соответствовать требованиям [1 ] и [2]

4.3.6    Маркировка паспортных данных газовых баллонов для КПГ и ГСН, наносимая на наружной поверхности, должна соответствовать требованиям [1] и [2]

4.3.7    Неотъемлемой частью ГБО, подлежащего установке на АТС, является следующая документация, которую должен представить изготовитель комплекта исполнителю по установке ГБО:

а)    сертификат соответствия на ГБО на конкретный тип АТС согласно требованиям 4.3.3;

б)    в отношении установки на конкретный тип АТС руководство по эксплуатации ГБО в соответствии с требованиями [3];

в)    инструкция по установке ГБО на конкретный тип АТС в соответствии с требованиями [3] (или монтажные чертежи).

4.3.8    В состав ГБО должны входить элементы, предназначенные для работы на СНГ и КПГ, в соответствии [1]и [2]:

а)    газовый(ые) баллон(ы) для СНГ или КПГ,

б)    вспомогательное оборудование баллона, которое может быть при необходимости оснащено газонепроницаемым кожухом,

в)    регулятор давления (может быть оснащен предохранительным клапаном),

г)    испаритель (может быть совмещен с регулятором давления);

д)    заправочный блок;

е)    газовый смеситель,

ж)    газовый инжектор,

и) газовый дозатор;

к) датчик давления,

Страница 5

ГОСТ 31972-2013

л) датчик температуры, м) электронный блок управления; н) газовый фильтр;

п) система переключения вида топлива и электрическая система; р) дополнительный автоматический клапан (может быть выполнен в одном узле с регулятором давления); с) трубопроводы:

-    гибкие трубопроводы (шланги),

-    жесткие трубопроводы

По перечислению б) вспомогательное оборудование баллона для СНГ должно быть оснащено:

-    восьмидесятипроцентным стопорным клапаном;

-    указ ател е м ур овня;

-    предохранительным клапаном (разгрузочным клапаном);

-    дистанционно-регулируемым рабочим клапаном с ограничительным

клапаном.

Вспомогательное оборудование баллона для КПГ должно быть оснащено:

-    ручным вентилем;

-    манометром,

-    предохранительным клапаном,

-    предохранительным устройством,

-    автоматическим клапаном баллона (дистанционно-регулируемым рабочим клапаном);

-    ограничительным устройством.

По перечислению д) конструкция и размеры соединительного участка заправочного блока для СНГ должны соответствовать указанным на рисунках Д. 1 - Д. 5 (приложение Д).

Заправочный блок для КПГ с обратным клапаном для пассажирских и грузовых АТС представлен на рисунке Д.6 и Д.7 (приложение Д):

4.4 Требования безопасности при выполнении работ по монтажу

Страница 6

ГОСТ 31972-2013

газобаллонного оборудования на автомобильных транспортных средствах

4.4.1    Установку ГБО и всех его агрегатов и узлов на АТС выполняют в соответствии с требованиями [1]—[3].

4.4.2    ГБО устанавливают так, чтобы была обеспечена его защита от механических повреждений, в том числе от перевозимого груза.

Все элементы ГБО закрепляют на АТС надлежащим образом в соответствии с [1]—[3].

4.4.3    Габаритные размеры ГБТС за счет установки ГБО не должны выходить за пределы базовых моделей.

Допускается увеличение габаритных размеров ГЕТС по высоте за счет установки газовых баллонов.

Допускается выступание за внешние габариты ГБТС горловины заправочного устройства не более 10 мм.

4.4.4    Все агрегаты и узлы ГБО, в том числе баллоны, располагаемые в зоне пола, не должны уменьшать клиренс АТС, передний и задний углы свеса.

4.4.5    Смонтированное на ГБТС ГБО, не должно затруднять доступ к устройствам и агрегатам двигателя, АТС, и к агрегатам комплекта ГБО при проведении работ по их техническому обслуживанию, ремонту и контролю герметичности, а также доступ к запасному колесу и его установке.

4.4.6    Размещение агрегатов и узлов ГБО осуществляют на расстоянии не менее 100 мм от системы выпуска отработавших газов ГБТС.

При невозможности соблюдения этого условия между агрегатами ГБО и системой выпуска установи ив ают теплозащитный экран.

4.4.7    Размещение и крепление газовых баллонов на ГБТС выполняют в соответствии с [1]—[3].

4.4.8    Запрещена установка на АТС газовых баллонов:

-    неисправной расход но-запор но-наполнитель ной и предохранительной арматурой;

-    поврежденным корпусом (трещины, вмятины, коррозия, измененная форма).

Страница 7

ГОСТ 31972-2013

4.4.9    Баллоны, побывавшие в дорожно-транспортных происшествиях и не получившие повреждений от удара во время столкновения, могут быть использованы впредь. В противном случае баллон возвращают на переосвидетельствование.

Баллоны, подвергнутые воздействию огня, подвергают визуальной проверке на предмет изменений, указанных в 4.4.8. Если баллоны не получили никаких повреждений, они могут быть использованы впредь. В противном случае баллоны возвращают на переосвидетельствование.

4.4.10    Каждый баллон для Kill', устанавливаемый на АТС, независимо от их общего числа баллонов, должен иметь автоматический клапан на вентиле, позволяющий отключать его от газотопливной системы питания, в том числе при проведении технического обслуживания, ремонтных работ, хранении ГБТС в закрытом помещении и в других случаях.

4.4.11    При установке газовых баллонов на АТС каждый баллон должен быть закреплен к установочной раме с помощью не менее двух ленточных металлических хомутов, исключающих возможность его проскальзывания, вращения или смещения.

При установке не допускается:

-    крепление газовых баллонов с использованием стальных тросов;

-    использование сварки для присоединения крепежных деталей к корпусу баллонов.

4.4.12    Баллоны, устанавливаемые на АТС, должны быть свободны от газового топлива.

4.4.13    При размещении внутри багажного отделения (кузова) АТС газовые баллоны совместно с арматурой и присоединительными элементами должны быть заключены в герметичный газонепроницаемый отсек либо горловины баллонов, вентили и соединения газопроводов должны быть заключены в индивидуальный герметичный (газонепроницаемый) кожух по [1]и [2].

9

Страница 8

ГОСТ 31972-2013

4.4.14    Газонепроницаемый отсек (газонепроницаемый кожух) должен обеспечить возможность доступа к баллонным вентилям для их открытия и закрытия

Допускается располагать рукоятку баллонного вентиля внутри газонепроницаемого отсека (газонепроницаемого кожуха) или пропускать через его стенку.

4.4.15    Выход вентиляционного канала должен находиться на расстоянии не менее 100 мм от системы выпуска ОГ АТС или иного источника тепла и должен быть направлен вниз - при работе АТС на СНГ, или вверх - при работе АТС на КПГ.

4.4.16    Размещение газовых баллонов внутри салона пассажирских АТС по [5] и [6] категорически запрещено. Газовые баллоны для СНГ могут быть расположены под днищем Газовые баллоны для КПГ могут быть расположены как под днищем так и на крыше.

4.4.17    Металлопластиковые или композитные баллоны, расположенные на крыше АТС, должны быть защищены от прямого солнечного излучения, осадков (снега, дождя) специальным кожухом, который может служить одновременно обтекателем воздуха и обеспечивать доступ к вентилям на баллонах при проверке герметичности.

4.4.18    Крепление заправочного блока должно исключать его проворачивание и обеспечивать его защиту от грязи и влаги.

4.4.18.1    При размещении газового баллона для КПГ в салоне или в багажном отделении пассажирских АТС заправочный блок должен быть размещен с внешней стороны АТС или в моторном отсеке.

4.4.18.2    При размещении газового баллона для СНГ в салоне или в багажном отделении пассажирских АТС заправочный блок должен быть размещен с внешней стороны.

4.4.19    Размещение жестких и гибких газопроводов на АТС должно быть выполнено в соответствии с [2], [3].

При этом должны быть соблюдены следующие требования:

Страница 9

ГОСТ 31972-2013

а)    любой газопровод, проходящий через пассажирский салон или грузовой отсек, должен иметь дополнительную герметичную газонепроницаемую и вентилируемую оболочку,

б)    внутри пассажирского салона или замкнутого пространства грузового отсека не должно быть никаких соединений газопроводов, кроме подсоединения к газонепроницаемому отсеку (газонепроницаемому кожуху) газового баллона и соединения между газопроводом и заправочным устройством,

в)    при размещении под днищем ГБТС газопровод должен быть защищен от абразивного и ударного воздействия путем использования элементов шасси или иным способом,

г)    газопровод должен быть размещен в доступных местах;

д)    в точках крепления между элементом крепления и газопроводом должна быть защитная прокладка,

е)    газопроводы высокого давления должны иметь компенсаторы для предотвращения их повреждений в случае возникновения деформации при перекосах рамы ГБГС;

ж)    число соединений газопровода должно быть минимально и к ним должен быть обеспечен свободный доступ для технического осмотра, ремонта и проверки герметичности;

и) жесткие газопроводы следует крепить так, чтобы они не были подвержены внешним нагрузкам;

к) в точке крепления гибкие или жесткие газопроводы следует устанавливать так, чтобы была исключена возможность контактов металлических деталей между собой;

л) жесткие и гибкие газопроводы не должны быть размещены в местах, предназначенных для установки домкрата;

м) соединения газопроводов с переходниками, вентилями и другими элементами ГБО должны быть выполнены с помощью беспрокладочных ниппельных или других соединений, обеспечивающих герметичность при многократных монтажных и демонтажных работах,

Страница 10

ГОСТ 31972-2013

н) для соединений элементов ГБО: должны соответствовать следующим требованиям

-    паяные или сварные соединения, а также зубчатые соединения обжатием не допускаются,

-    трубки из нержавеющей стали должны быть соединены только с помощью деталей из нержавеющей стали,

-    распределительные переходники должны быть из стойкого к коррозии материала

4.4.20    Электрооборудование, входящее в состав ГБО, должно иметь напряжение питания, не более напряжения питания бортовой сети АТС.

4.4.21    Электрооборудование, входящее в состав ГБО, должно быть защищено от перегрузок. На питающем кабеле должно быть предусмотрено наличие не менее одного размыкающего предохранителя.

4.4.22    Все элементы электрооборудования, включая газопроводы, должны быть подсоединены и изолированы так, чтобы исключать прохождение электрического тока через узлы, по которым проходит газ.

45 Требования к газобаллонным автомобильным транспортным средствам, выпускаемым, после установки газобаллонного оборудования

4.5.1    ГБТС после установки ГБО должно быть испытано на герметичность соединений агрегатов и узлов для КПГ в соответствии с разделом 5.

4.5.2    При положительных результатах испытаний газотопливной системы питания и ГБО по 4.5.1 должны быть проведены регулировочные работы газовой топливной аппаратуры в соответствии с руководством по эксплуатации предприятия-изготовителя ГБО.

Если при проведении регулировочных работ на газе используют внешний источник газового топлива (аккумуляторная батарея для КПГ, баллон для ГСН, передвижная газозаправочная установка), то он должен быть расположен вне здания на открытой площадке.

12

Страница 11

ГОСТ 31972-2013

4.5.3    ГБО, установленное на двигатель АТС, должно обеспечить показатели концентрации ВБ в ОГ не более соответствующих показателей базового двигателя АТС.

4.5.4    Проверка перевода работы двигателя с газового топлива на нефтяное и обратно должны быть выполнена на отрегулированной системе питания ГБТС.

4.5.5    Переход работы двигателя с одного вида топлива на другое должен быть в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве по эксплуатации пред приятия-изготовителя (разработчика) ГБО.

4.5.6    После проведения работ по регулировке уровня содержания ББ, регулировочные элементы, кроме элементов регулировки оборотов холостого хода, должны быть опломбированы или окрашены краской.

4.5.7    Результаты о соответствии требованиям в части уровня содержания ББ в ОГ двигателя ГБТС оформляют свидетельством по приложение Б, форма 2а), выдаваемом владельцу ГБТС.

4.5.8    Узлы и детали АТС, снятые при проведении работ по установке ГБО, должны быть возвращены владельцу ТС.

5 Методы и объемы контроля установки газобаллонного оборудования

5.1    Общие требования

5.1.1    Системы питания ГБТС должны быть испытаны на:

а)    содержание ББ в ОГ;

б)    герметичность соединений, их опрессовку и функционирование в соответствии с приложениями А, Б и Б.

5.1.2    Испытаниям на герметичность и опрессовку соединений систем питания должны быть подвергнуты:

а) ГБТС, на которые выполнена первичная установка или замена ГБО;

13

Страница 12

ГОСТ 31972-2013

Пр едисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации Стандарты межго суд арстве иные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТВС 56 «Дорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 43-2013 от 07 июня 2013 г.)

За принятие стандарта голосовали

Краткое на именование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 2166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Казахстан

KZ

Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргыз стандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Росстандарт

Украина

UA

Г о спотре б стандарт Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. № 1400-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31972-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2014 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта пубткуется в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарпы».

Информация об изменениях к настоявшему стандарту губликуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Нащоналъные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информащонных указателях «Нащональные стандарпы». В случае пересмотра или отмены наспюящ.его стандарта соответствующая

II

Страница 13

ГОСТ 31972-2013

б)    ГБТС, имеющие повреждения, связанные с необходимостью замены газовых баллонов, соединительных газопроводов, запор но-расходной и предохранительной аппаратуры;

в)    ГБТС с нарушенной в эксплуатации герметичностью газовой системы на линии высокого давления.

5.1.3 Сдачу (приемку) ГБТС на испытания газотопливных систем питания оформляют актом приемо-сдачи в соответствии с приложением Ж

5.1.3.1    Акт приемо-сдачи оформляется в 2-х экземплярах, один из которых остается на предприятии, производящем испытание ГБТС, второй - выдается собственнику ГБТС или его представителю.

Оба акта имеют одинаковую юридическую силу.

5.1.5 Испытания комплекта ГБО, установленного на конкретный тип АТС, допускается проводить по методикам, разработанным предприятием-изготовителем комплекта ГБО с учетом требований типовых методик настоящего стандарта в соответствии с приложениями А, Б и В.

В этом случае методики испытаний должны быть приведены в инструкции по монтажу ГБО на АТС.

52 Испытания г аз о топливных систем газобаллонных автомобильных транспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном газе

5.2.1    Испытания газотопливных систем на герметичность и прочность соединений (опрессовку) ГБТС, работающих на СНГ, следует проводить сжатым воздухом или инертным газом при давлении (1,60 ± 0,05) МПа.

5.2.2    Испытания газотопливных систем на функционирование и проведение регулировочных работ следует проводить непосредственно сжиженным нефтяным газом на открытой площадке под навесом или в специальном помещении (боксе), перед въездом в которое проверяют герметичность газовой системы питания автомобиля течеискателем

5.2.3    Испытания по определению содержания ВВ в ОГ 1ЬТС проводят в соответствии с методиками, разработанным пред приятием-изготовителем комплекта ГБО.

14

Страница 14

ГОСТ 31972-2013

5.2.4 Испытания на герметичность, опрессовку соединений газотопливной системы и ее функционирование на СНГ проводят в соответствии с приложением А.

5.3 Испытания г аз о топливных систем газобаллонных автомобильных транспортных средств, работающих на компримированном ггрир одном газе

5.3.1    Испытания газотопливных систем на герметичность и опрессовку соединений газопроводов ГБГС, работающих на Kill', могут проводить сжатым воздухом инертным газом или непосредственно КПГ при следующих фиксированных значениях давления: 1,0 (проверкагерметичности); 2,5; 4,9; 9,8 и 19,6 (опрессовка) МПа.

5.3.2    Испытания газотопливных систем питания ГБТС на функционирование включают в себя следующие виды работ:

а)    проверка работоспособности и регулировка ГБО при работе двигателя на КПГ,

б)    испытания газотопливных систем питания ГБТС с искровой системой зажигания на недопущение одновременной работы двигателя на КПГ и бензине,

г)    испытания на функционирование системы переключения вида топлива;

д)    испытания по определению содержания ВВ в ОГ ГБТС.

5.3.3    Испытания газотопливных систем на герметичность и опрессовку соединений ГБГС, работающих на КПГ, проводят в соответствии с приложением Б.

5.3.4    Испытания газотопливных систем на функционирование на КПГ проводят в специальном помещении (боксе), перед въездом в которое проверяют герметичность газовой системы питания автомобиля тече искателе м.

5.3.5    Испытания газотопливных систем на функционирование проводят в соответствии с приложением В.

15

Страница 15

ГОСТ 31972-2013

6 Документация на установку газобаллонного оборудования

на автомобильные транспортные средства и проведение

испытаний

6.1 После установки ПЮ на АТС организация, проводившая установку ГБО, должна передать владельцу АТС следующие документы:

-    заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию ТС (см. приложение К), оформленное юридическим лицом пли индивидуальным предпринимателем,

-    заверенную (предприятием-изготовителем ГБО, поставщиком или продавцом) в установленном порядке копию сертификата соответствия на комплект ГБО в отношении его установки на конкретный тип ТС с приложениями о составе ГБО, с указанием обозначения документации на комплектующие и их соответствие требованиям безопасности, т.е. требованиям

[1]-[3];

-    заверенное в установленном порядке свидетельство формы 2а (см. приложение Е) о соответствии АТС с установленным на него ГБО требованиям безопасности;

-    заверенное в установленном порядке свидетельство формы 26 (приложение И) о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на АТС.

Установщик заполняет свидетельство формы 26 (см. приложение И) после выполнения требований к АТС, находящимся в эксплуатации.

Свидетельства по формам 2а и 26 оформляют в трех экземплярах. Один экземпляр каждого свидетельства остается на предприятии, проводившем установку ГБО и испытания газотопливных систем питания. Два экземпляра каждого свидетельства выдают владельцу (собственнику) ГБТС.

Один экземпляр каждого свидетельства, владелец ГБГС затем предоставляет в уполномоченные организации государств-членов Таможенного союза.

16

Страница 16

ГОСТ 31972-2013

6.2    Внесение изменений в конструкцию конкретного типа АТС и последующую оценку его соответствия проводят по разрешению и под контролем уполномоченных организаций государств-членов Таможенного союза по месту регистрационного учета АТС (территориального подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения).

Владелец АТС должен обратиться с заявлением о внесении изменений в конструкцию АТС (приложение Л) независимо от наличия сертификата соответствия на комплект ГБО в составе конкретного типа АТС или его отсутствия) и получить решение по нему уполномоченной организации о выдаче «Заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств». Такое заключение должно быть выдано уполномоченными организациями государств-членов Таможенного союза в соответствии с перечнем организаций, уполномоченных на выдачу таких заключений.

6.3    Владелец АТС представляет документы в соответствии с 6.1 и 6.2 в соответствующую организацию государства-члена Таможенного союза, уполномоченную выдавать свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

6.4    По результатам рассмотрения представленных документов уполномоченная организация государства-члена Таможенного союза оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии ТС, с внесенными в его конструкцию изменениями, требованиям безопасности по форме, приведенной в приложении М, или отказывает в его выдаче с указанием причин.

17

Страница 17

ГОСТ 31972-2013

Приложение А (обязательное)

Типовая методика испытаний газобаллонного оборудования на герметичность, опрессовку соединений газопроводов с его агрегатами и узлами и функционирование газобаллонных автотранспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном газе

А.1 Подготовка газобаллонных автомобильных транспортных средств к испытаниям газотопливной системы питания

А.1.1 У стан авливают ГБТС на рабочее место для проведения испытаний.

А.1.2 Проводят наружный осмотр всего газобаллонного оборудования Особое внимание обращают на соединения трубопроводов и шлангов.

А.1.3 Проверяют возможность открытия и закрытия наполнительного, расходных и магистрального вентилей. Должно отсутствовать давление газа в баллоне (баллонах).

А.1.4 Закрывают расходные вентили на баллоне и магистральный газовый клапан

А.1.5 Снимают предохранительный колпачок с заправочного устройства и подсоединяют шланг подачи сжатого воздуха (инертного газа).

А.2 Проверка газовой системы питания на герметичность, опрессовка соединений газопроводов

А.2.1 Подают с пульта управления поста сжатый воздух, доводят его давление до (1,60 ± 0,05) МПа Проверяют путем обмыливания или специальным прибором герметичность соединения воздушного шланга с заправочным устройством и герметичность магистрали до наполнительного вентиля

В случае негерметичности снижают давление воздуха до нулевого значения, подтягивают резьбовые соединения или заменяют уплотнитель и повторяют испытания.

А.2.2 Открывают наполнительный вентиль и наполняют газовый баллон (баллоны) воздух ом до давления (1,60 ±0,05) МПа, контролируя: давление поста подачи сжатого воздуха по манометру.

В случае срабатывания предохранительного клапана на баллоне или в блоке арматуры при давлении воздуха менее (1,60 ± 0,05) МПа проводят его замену на исправный клапан и продолжают испытания

А.2.3 При достижении давления в баллоне (баллонах) (1,60 ± 0,05) МПа прекращают подачу воздуха, закрывают наполнительный вентиль и по истечении 2—3 мин начинают проверку газ отопливной системы питания на герметичность.

18

Страница 18

ГОСТ 31972-2013

А.2.4 Проверяют герметичность расходных вентилей путем о омылив ания При отсутствии утечек продолжают испытания При о бн аружении утечек устраняют неисправность, предварительно снизив давление воздух а в баллоне до нулевого значения

А.2.5 Открывают расходный вентиль и наполняют газотопливную систему питания сжатым в оз дух ом до магистрального газового клапана.

Проверяют с о единения г азопровод а, магистральный клапан (в некоторых конструкциях ГБО магистральный газовый клапан совмещен с газовым фипьтроьф. При обнаружении негерметичности закрывают расходный вентиль, сбрасывают давление и устраняют негерметичность. П осле чего цикл работ по А.2.5 повторяют.

А.2.6 Открывают магистральный клапан и путем обмылив ания проверяют герметичность соединений газопровода между магистральным клапаном и газовым редуктором.

Если магистральный клапан, газовый фильтр, газовый испаритель в комплекте ГБО выполнены отдельными агрегатами, то проверяют герметичность соединений газопроводов между ними

Примечания

1    При понижении давления в баллоне вследствие утечек воздуха до (1,00 ± 0,05) МПа, после устранения утечки давление следует довести до (1,60 ±0,05) МПа.

2    При разрывах и вспучивании неметаллических шлангов их следует заменить и повторить испытания по А.2.5, А.2.6.

А.2.7 После окончания испьпаний на герметичность и опрессовки соединений газотопливной системы питания закрывают наполнительный вентиль, отсоединяют шланги подачи воздуха, предварительно сбросив давление в шланге подачи воздух а

Проверяют внутреннюю герметичность наполнительного вентиля и вентиля выпуска воздуха.

А.2.8 Оформляют свидетельство по форме 26 (см. приложение И).

А.2.9 Перемещают ГБ ТС на площадку хранения

А3 Испытания на функционирование газо топливной системы питания на сжиженном нефтяном газе

А.3.1 Заправляют ГБ ТС сжиженным нефтяным газ ом.

А.3.2 Устанавливают ГБТС в помещение (пост) для проверки и регулировки работы двигателя на СНГ. Прогревают двигатель на бензине до температуры (70 — 80) °С.

А.3.3 Открывают расходный вентиль. Переводят двигатель на газ согласно руководству по эксплуатации ГБО, установленного на ГБТС.

19

Страница 19

ГОСТ 31972-2013

А.3.4 В соответствии с руководством по эксплуатации ГБО производят регулировку системы питания

А.3.5 Проверяют работу двигателя на холост ом ходу на всех режимах от минимальных до максимальных оборотов коленчатого вала. При этом рас гон двигателя должен происходить без «провалов» и <ослопков».

А.З.б При обнаружении неисправностей в газотопливной системе или системе зажигания, проводят регулировку или необходимый ремонт, обеспечив нормальную работу двигателя на СНГ.

А.3.7 Проверяют содержание оксида углерода СО и углеводородов СН в ОГ при работе на СНГ и на бензине.

А.3.8 Проверку содержания В В в О Г двигателей с системой впрыска топлива проводят по методикам, разработанным предприятием изготовит ел ем комплект а ГБО.

А.3.9 Проверку содержания ВВ в ОГ газодизелей проводят по методикам, разработанным пр е дприяти ем-изгот ав ит елем ГБО.

А.3.11 Делают отметку о проведенной регулировке газовой аппаратуры и проверке содержания ЗВ в О Г двигателя при оформлении свидетельства по форме 2 а (см приложение Е).

20

Страница 20

ГОСТ 31972-2013

Приложение Б (обязательное)

Типовая методика испытаний газобаллонного оборудования на герметичность, опрессовку соединений газопроводов с его агрегатами и уз лами г аз об аллонных автотранспортных средств, работающих на компримированном природном газе

Б.1 Подготовка к испытаниям газобаллонные автомобильные транспортные средства

Б.1.1 Установливают ГБТС нерабочее место для проведения испытаний

Б.1.2 Закрывают наполнительный вентиль, магистральный клапан и расходные вентили на баллонах.

Б .1.3 П одготавливают пост подачи сжатого воздух а / КПГ к работе.

Б.1.4 Снимают предохранительный колпачок со штуцера заправочного устройства

Б.1.5 Подсоединяют шланг подачи сжатого воздуха/КПГ к заправочному устройству системы питания и шланг, отводящий воздух / КПГ за пределы помещения, к вентилю отвода воздух а/КПГ.

Б.2 Проверка на гер метнчность

Б.2.1 Подают с пульта управления поста сжатый воздух / КПГ под давлением (1,00 ± 0,05) МПа и проверяют путем обмыл ив ания герметичность соединений подающего шланга со штуцер ом заправ очного устройства.

Примечания

1    При обнаружении негерметичности необходимо открыть вентиль сброса воздуха I КПГ на пульте управления и после снижения давления до нуля устранить не герметичность

2    После ^устранения негерметичности операцию по проверке повторяют. Аналогичная технология по сбросу давления воздуха / или КПГ в системе ГБО до нуля при обнаружении негерметичности какого-либо агрггата (узла) или соединения должна быть соблюдена в дальнейшем при пергходе с текущей операции проверки герметичности к последующей.

При наличии давления в системе ГБО подтя&ьа соединений не допускается.

Б.2.2 Открывают наполнительный и расходный вентили на баллонах ГБТС и заполняют газотопливную систему высокого давления воздухом / КПГ до давления (1,00 ± 0,05) МПа, контролируя давление по манометру пульта управления поста подачи сжатого в оздух а или по манометру заправочной колонки автомобильной газонаполнительной компрессорной станции прииспьпаниях КПГ.

21

Страница 21

ГОСТ 31972-2013

Б .2.3 Проверяют путем обмыл ив ания или с помощью течеискателя при испытаниях КПГ герметичность наполнительного вентиля, расходных вентилей,    соединений

газопроводов, переходника манометра высокого давления, при его наличии, и других соединений

Б.2.4 Установливают переключатель вида топлива на панели кабины водителя в положение «ГАЗ» и последовательно проверяют герметичность всех агрегатов и соединительньЕ* газопроводов для карбюраторных системпитания

Б.2.5 Убедившись в герметичности всех соединений и агрегатов ГБО, снижают давление воздуха в газотапливнай системе питания ГБТС до нуля

Б 2.6 Закрывают наполнительный вентиль, магистральный клапан и расходные вентили.

Б .2.7 Ставят переключатель вида топлива в положение «БЕНЗИН».

Б.2.2 Проверяют герметичность и работоспособность электромагнитного клапана бензиновой системы питания ГБТС для карбюраторных систем питания

Б.З Опрессовка соединении газопроводов с агрегатами и узлами газоболло иного оборудование для питания двигателя газообразным топ л ив ом

Б .3.1 Убедившись в герметичности газотопливной системы питания ГБТС при давлении 1,0 МПа, проводят опрессовку соединений газопроводов с агрегатами и узлами ГБО при давлениях: 2,5, 4,9, 9,8 и 19,6 МПа В этих целях для каждого указанного давления повторяют последовательно все операции раздела Б.2 настоящей методики до операции Б.2.4 включительно.

Б.3.2 В случае появления признаков негерметичности в соединениях агрегатов и узлов ГБО при любом из указанных выше значениях давления необходимо приостановить дальнейшую опрессовку, снизить давление воздуха / КПГ до нуля, соединение разобрать, отремонтировать и noBTqanrb испьпания

Б.4 Оформление результате в испытании

Б.4.1 Результаты испьпаний на герметичность и прочность соединений газотопливной системы питания ГБТС вносят в свидетельство по форме 2а(см приложение Е).

Б.4.2 Заводят двигатель на нефтяном топливе и перемещают ГБТС на площадку хранения или для проверки и регулировки работы двигателя на КПГ

' Эта операция производите я только при использовании в качестве рабочего тела сжатого воздуха при проведении испьпания на герметичность При использовании КПГ в качестве рабочего тела данная операция не производится

Страница 22

ГОСТ 31972-2013

Приложение В (обязательное)

Типовая методика испытаний газотопливных систем питания газобаллонных автомобильных транспортных средств на функционирование при работе на компримир ованном природном газе

В.1 Подготовка газобаллонных автомобильных транспортных средств к испытаниям

В.1 1 Устанавливают ГБТС на пост для проверки работоспособности и регулировки работы двигателя на КПГ и фиксируют его ручным тормоз ом.

В.1.2 Заводят двигатель на нефтяном топливе и прогревают его при средней частоте вращения до температуры 70 — 80    .

В.1.3 Переводят переключатель вида топлива в положение «0» у ГБТС с карбюраторными системами питания.

В.2 Испытание на функционирование газотоплнвнон системы питания двигателей с искровым зажиганием

В.2.1 Транспортное средство заправляют КПГ (см. руководство по эксплуатации).

В.2.2 Заводят двигатель на газе согласно руководству по эксплуатации ГБО, установленного на ГБТС.

В .2.3 Проводят регулировку минимально-устойчивой частоты вращения коленчатого вала двигателя, установленной заводам-изготовигелем АТС для холостого хода двигателя в соответствии с руководств ом по эксплуатации ГБО.

В.2.4 Проверяют работу двигателя на холостом х еду на всех режимах от минимальных до повьлленньк оборотов коленчатого вала. При этом разгон двигателя должен происходить без «провалов» и «хлопков».

В.2.5 При обнаружении неисправностей в газотоппивнай системе питания или системе зажигания, проводят их регулировку или необходимый ремонт, обеспечив нормальную работу двигателя на КПГ.

В.З Проверка содержания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в отработавших газах двигателя газобаллонных автомобильных транспортных средетв при работе на к омпр нмнр о ванном природном газе н нефтяном топливе

В.3 .1 Проверяют содержание оксида углерода СО и углеводородов СН в ОГ при работе двигателя на бензине и КПГ и при необходимости регулируют топливную систех^ на минимальное содержание СОиСНвОГ.

23

Страница 23

ГОСТ 31972-2013

инфсрмация будет огубпикована в ежемесячно издаваемом информационном, указателе «Национальные стандарты»

О Стандартинформ 2013

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Ф едерального агентства по техническому регупиров анию и метрологии

III

Страница 24

ГОСТ 31972-2013

В .3.2 Проверку содержания В В в ОГ двигателей с системой впрыска топлива проводят по методикам, ра-з раб отанным предприятием юг от овит ел ем к омплект а ГБО

В 3.3 Проверку содержания ВВ в ОГ газодизелей проводят по методикам разработанным предприятием-изготавителем ГБО В.4 Оформление результатов не п ытаннн

В 4.1 Делают записи в свидетельствах по формам 2а и 26 (см приложения Е и И соответственно) о результатах проведенных испытаний

24

Страница 25

ГОСТ 31972-2013

Приложение Г (обязательное)

Форма акта приаую-сдачи автомобильного транспортного средства на установку газобаллонного оборудования для работы на газовом топливе (форма Г.1)

Форма Г. 1

А К Т №

лр немо-еда чн автотранспортного средетва на установку газобаллонного оборудования для работы на_

вид газового топлива

Г ород__Дата_

Собственник АТС (фамилия, имя и отчество) (юридическое лицо)_ Адрес_

Модель транспортного средства

Регистрационные данные транспортного средства:

номер VIN_; номер кузова (кабины)

номер шасси_; номер двигателя_

число шин_, с ери иные номера

запасное кшесо (серийный номер)_

Государственньш регистрационный знак Техническое состояние АТС

кузова, рамы, кабины, крыши и др.

Особые отметки:

указать

Предприятие, осуществляющее установку ГБ О_

найме нов акте предприятия, адрес, телефон, факс Решение предприятия по установке ГБО_

АТС принято / не принято, если не принято, то указать конкретные причины

С обственник АТС (автовладелец)___

инициалы, фамилия    личная    подпись

Представитель предприятия_ _ _

должность    личная    подпись    инициалы,    фамилия

МП.

Страница 26

ГОСТ 31972-2013

Приложение Д (обязательное)

Конструкция и размеры соединительного участка заправочного блока для сжиженного нефтяного газа и для компримированного природного газа

Конструкция нразмеры соединительного участка заправочного блока для СНГ представлены на рисунках Д.1 -Д5, для КПГ — на рисунках Д.6 — Д.7

• 595

Рисунок Д.1- Соединительный участок заправочного блока байонетного типа.


0 51


г и


Рисунок Д .2 - С оединительный участок заправочного блока тарельчатого типа.


26

26

Страница 27

Н33х2

[у Iso00)0

Р исун ок Д. 3 - С о единит ел ьный участ ок з апр ав очного бл ока евр отипа для АТС пассажирских и грузовых, имеющих максимальную общую массу менее 3500 кг.


27

Страница 28

Рисунок Д .4 - С о единит ельный участок з аправ очного блока может использовать ся на АТС пассажирских и грузовых, имеющих максимальную общую массу более 3500 кг.


28

Страница 29

ГОСТ 31972-2013

OSS 8 -0.1

V

Rj 12

1S*


00.05


Обозначения:

1 — уплотняемая поверхность, 2 —минимальное перемещение клапана; 3 — общий допуск.

Рисунок Д 5 - С оединительный участок заправочного блока еврогипа только для АТС пассажирских и грузовых, имеющих максимальную общую массу более 3500 кг.

29

Страница 30

ГОСТ 31972-2013

Р взмеры в мм Ш ероховатость поверхности: Ra 3,2 мкм

О

Твердость материала: минимум 75 ед. по шьале Роквелла Обозначения:

^    ' - в данной зоне не должно находиться никаких элементов,

1 - уплотняемая поверхность эквивалентна размерам кольцевого уплотнения указанного в [2]:

(9,19 ±0,127) мм- внутренний диаметр,

(2,62 ±0,076) мм-по ширине.

‘-минимальная длина (блока) узла без учета креплений (блока) узла либо предохранительных колпаков.

Рисунок Д.6 - Конструкция и размеры заправочного блока (узла) 20 МПа для КП Г для АТС пассажирских и грузовых (исполнение 1)

30

Страница 31

ГОСТ 31972-2013

Размеры в мм Шероховатость поверхности: Ra3,2 мкм

Чистота обработки уплотняемой поверхности: 0,80-0,05 мкм.

Твердость материала: минимум 75 ед . по шкале Роквелла.

Обозначения:

1    - уплотняемая поверхность эквивалентна размерам кольцевого уплотнения указанного в [2]:

(15,47 ± 0,10) мм - внутренний диаметр,

(3,53 ±0,20) мм-по ширине.

2    - в зашгрих ав анной зоне не должно нах одигься никаких элементов

Рисунок Д.7 - Заправочный блок (узел) 20 МПадляКПГ для АТС пассажирских и грузовых

(исполнение 2)

31

Страница 32

ГОСТ 31972-2013

Приложение Е (обязательное)

Форма свидетельства о соответствии транспортного средства с установленным на него газобаллонным оборудованием требованиям

безопасности (форма 2а)

Форма 2 а

Свидетельство

о соответствии транспортного средства с установленным на него газобаллонным оборудованием требованиям безопасности

Город____Дата__

Предприятие, проводившее установку и регулировку газобаллонного оборудования___

нагоне нов агае предприятия, адрес, телефон, факс Модель транспортного средства:

Регистрационные данные транспортного средства:

номер VIN____номер кузова (кабины)____

номер шасси____номер двигателя____

Государственный регистрационный знак_______

Собственник АТС (фамилия, имя и отчество) (юридическое лицо)___

Адрес__________

Транспортное средство укомплектовано газобаллонным оборудованием для работы на ГСН (КПГ) и

имеет комплектацию согласно акту приемо-с дачи Акг№___от___

дата

На транспортное средство улановлено газобаллонное оборудование в соответствии с конструкторской и технологической документацией предприятия-изготовителя газобаллонного оборудования

наименование предприятия, адрес, телефон, факс Сертификаты на газобаллонное оборудование на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»

номер сертификата___дата выдачи__срок действия_до_

Число газовых баллонов____их номера____

Прочность крепления баллонов, агрегатов и узлов газобаллонного оборудования соответствует Правилам ЕЭК ООН №110 и№ 115.

Произведена регулировка газотопливной системы питания при работе двигателя на ГСН (КПГ), проверка и регулировка содержания загрязняющих веществ в ОГ двигателя по Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (приложение 7, пункт б)

дата

Предстаюггельлредггрняткя, проводившего установку н регулировку гаюбалтюнного

оборудования на аранслорткое средство ___

дог.хнос-п    лота*    поклмсг    юаадл    ли,    фмвкпих

МЛ

32

Страница 33

ГОСТ 31972-2013

Свидетельство предъявляют в уполномоченные органы при осуществлении регистрационных действий газобаллонного транспортного средства, предназначенного для работы на сжиженных нефтяных газах и компримированном природном газе.

33

Страница 34

ГОСТ 31972-2013

Содержание

1    Область применения...................................................................

2    Нормативные ссылки..................................................................

3    Термины, определения и сокращения..............................................

4    Технические требования..............................................................

4.1    Общие требования к организации порядка и процедур методов

контроля установки газобаллонного оборудования на базовые автомобильные транспортные средства......................................

4.2    Технические требования к автомобильным транспортным средствам

для установки на них газобаллонного оборудования......................

4.3    Технические требования к газобаллонному оборудованию, устанавливаемому на автомобильные транспортные средства....................

4.4    Требования безопасности при выполнении работ по монтажу газо

баллонного оборудования на автомобильных транспортных средствах...........................................................................

4.5    Требования к газобаллонным автомобильным транспортным

средствам, выпускаемым, после установки газобаллонного оборудования........................................................................

5    Методы и объемы контроля установки газобаллонного оборудования....

5.1    Общие требования.................................................................

5.2    Испытания газотопливных систем газобаллонных автомобильных

транспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном газе.....

5.3    Испытания газотопливных систем газобаллонных автомобильных

транспортных средств, работающих на компримированном природ-номгазе...............................................................................

6    Документация на установку газобаллонного оборудования на автомобильные транспортные средства и проведение испытаний....................

Приложение А (обязательное) Типовая методика испытаний газобаллонного оборудования на герметичность, опрессовку соединений газопроводов с его агрегатами и узлами и функционирование газобаллонных автомобильных транспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном газе........................

Приложение Б (обязательное) Типовая методика испытаний газобаллонного оборудования на герметичность, опрессовку соединений газопроводов с его агрегатами и узлами газобаллонных автомобильных транспортных средств, работающих на компримированном природном газе..............................

IV

Страница 35

ГОСТ 31972-2013

Приложение Ж (обязательное)

Форма акта приемо- сдачи газобаллонных автомобильных тр анспортных средств на испытание газотопливной системы питания на соответствие требованиям безопасности (формаЖ.1)

Форма Ж.1

А К Т №

прнемо-сдачн газобаллонного автотранспортного средства на испытания газо топливной системы питания на соответствие требованиям безопасности

Г ород__Дата_

Собственник АТС (фамилия, имя и отчество) (юридическое лицо)) или предприятие, осуществившее установкуГБО_

Адрес

Модель ГБ ТС

Регистрационные данные транспортного средства:

номер VIN_номер куз ов а (кабины)

номер шасси_ номер двигателя_

число шин_их серийные номера_

запасное колесо (серийныйномер)_

Г о суд ар ст в енный регистрационный знак ГБ ТС укомплектовано ГБ О_

наименование изготовителя, год выпуска, заводской юмер Используемый газ_

Число газовых баллонов    ., их номера_

Причины испытаний ГБО_

О бъ ем испыт аний_

опрессовка, функционирование Предприятие, осуществляющие испытания

наименовагае предприятия, адрес, телефон, факс Р ешение предприятия по результатам испьпаний

ГБТС принята' не принято (указать причини)

Собственник ГБТС (автовладелец)_

личная подпись

Представитель предприятия___

должность    личная    подпись    инициалы,    фамилия

МП.