Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

42 страницы

Купить ГОСТ 30871-2002 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования безопасности к конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию напольного безрельсового транспорта.

  Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения .

2 Нормативные ссылки

3 Номенклатура и классификация

4 Определения

5 Маркировка

6 Устойчивость. Требования и испытания

7 Тормоза. Требования к функционированию

8 Направление движения. Органы управления

8.1 Общие требования

8.2 Стороны машины и направление движения вперед

8.3 Органы управления

8.4 Органы пуска в ход и остановки

8.5 Органы управления вилами погрузчика

9 Символы управления

10 Требования к силовым системам и вспомогательным установкам

11 Системы и устройства для подъема, наклона и других перемещений

12 Защитные устройства

13 Эргономические условия и другие факторы окружающей среды

14 Правила техники безопасности и практические указания по использованию машин

14.1 Правила для потребителя

14.2 Правила для водителя

15 Техническое обслуживание

Приложение А Карточка периодического осмотра технического состояния

Приложение Б Библиография

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ГОСТ 30871-2002 (ИСО 3691:1980)

ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ

Требования безопасности

ТРАНСПАРТ ПАДЛОГАВЫ БЯЗРЭЙКАВЫ

Патрабаванж бяспеш

(ISO 3691:1980, MOD)

Издание официальное

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации

Минск

ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (ЕАСС)

EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (EASC)

ГОСТ

^ЕАСС#

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

30871-

СТАНДАРТ

2002

(ИСО 3691:1980)

ТРАНСПАРТ ПАДЛОГАВЫ БЯЗРЭИКАВЫ

Патрабаванш бяспеш

ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ

Требования безопасности

ISO 3691:1980 Powered industrial trucks - Safety code (MOD)

Издание официальное

Минск

Госстандарт Республики Беларусь 2004


б) тележка с подвижной грузовой платформой


Рисунок 12


Рисунок 13


в) тележка с неподвижной грузовой платформой


Рисунок 14


г) погрузчик с поднимающимся местом водителя


Рисунок 15


8.2.3.3 Машины, управляемые с пола

Машины с расположением груза сзади при движении вперед: а) тележка для перевозки поддонов



б) тележка с подвижной грузовой платформой


1ХН»


Рисунок 17


7


ГОСТ 30871-2002

в) вилочный погрузчик с противовесом

С

К.

Рисунок 18

Рисунок 19


г) тягач

8.3 Органы управления

8.3.1    Рулевое управление. Машины с располагающимися на них водителями

Все органы рулевого управления должны быть расположены внутри контура машины в плане и иметь защиту для того, чтобы исключить всякую возможность травмы водителя.

Когда управление машиной осуществляют с помощью только одной руки, кнопки управления изменением направления движения должны быть установлены внутри окружности рулевого колеса и должны быть приняты все меры, чтобы исключить возможность травмы рук водителя.

Если при некоторых условиях эксплуатации имеется риск возникновения ударов в системе рулевого управления, то передача их на рулевое колесо должна быть такой, чтобы исключить всякую опасность для руки или плеча водителя.

При использовании рулевого колеса с кнопкой его конструкция должна быть такой, чтобы уменьшить риск опасности, вызываемой быстрым возвратом рулевого колеса после поворота, или рулевой механизм должен быть сконструирован так, чтобы препятствовать всякому быстрому возврату рулевого колеса.

Рекомендуется использовать кнопки изменения направления движения такого типа, чтобы их можно было привести в действие и внутри окружности рулевого колеса.

8.3.1.1    Управление поворотом колес

Рисунок 20


Рисунок 21


8.3.1.1.1    На всех машинах, на которых водитель расположен лицом по направлению движения и которыми он управляет с помощью рулевого колеса (горизонтального, наклонного или вертикального), вращение рулевого колеса по часовой стрелке должно, при движении вперед, поворачивать машину направо (рисунки 20 и 21).

П р и м е ч а н и е — Значительное число машин, указанных в 8.2.3.1.2, перечисление а и 8.2.3.2.2, сконструированы с системой рулевого управления по обратному принципу. Использовать такие машины можно при условии, что точно указан способ маневрирования.

ГОСТ 30871-2002




8.3.1.1.2 На всех машинах, на которых водитель расположен боком к направлению движения и которыми он управляет с помощью рулевого колеса (горизонтального, наклонного или вертикального), вращение рулевого колеса по часовой стрелке должно поворачивать машину по часовой стрелке, когда машина перемещается с грузом, расположенным сзади (рисунки 22, 23).

8.3.1.2 Рукоятки управления

8.3.1.2.1 Рукоятки управления с перемещением по горизонтали

На тележках, управляемых с помощью рукоятки управления, перемещающейся по горизонтали и в нейтральном положении параллельной продольной оси тележки, или управляемых с помощью рукоятки управления, поворачивающейся на валу, параллельном продольной оси тележки, и становящейся вертикально головкой вверх в нейтральном положении, когда водитель располагается лицом к направлению движения, перемещение рукоятки управления направо должно поворачивать тележку в правую сторону от водителя (рисунки 24, 25).



8.3.1.2.2 Рукоятки управления с перемещением в вертикальной плоскости На тележках с подвижной грузовой платформой (8.2.3.2.2, перечисление б) и с неподвижной грузовой платформой (8.2.3.2.2, перечисление в), которыми стоящий водитель управляет с помощью

рукоятки управления, расположенной справа от водителя и перемещающейся в вертикальной плоскости, отклонение рукоятки вверх (поворот по часовой стрелке) должно поворачивать тележку направо при ее движении вперед (рисунок 26).

9

ГОСТ 30871-2002

Рисунок 26


8.3.2 Дышло. Тележки с ручным управлением

8.3.2.1    На дышле должна быть предусмотрена соответствующим образом оформленная рукоятка для защиты рук водителя от травм, которые могут быть нанесены створчатыми дверями, стенами, колоннами и т. п.

8.3.2.2    Перемещение дышла по часовой стрелке соответствует повороту тележки в том же направлении, при этом груз расположен сзади.

8.3.3 Поворачивающиеся органы управления

Рисунок 28


Рисунок 27


На тележках, управляемых с помощью органа управления, поворачиваемого ногами (рисунок 27) или рукой (рисунок 28), поворот этого органа управления по часовой стрелке при положении водителя лицом в направлении движения вперед должен приводить к повороту тележки вправо.

8.4 Органы пуска в ход и остановки

Все машины должны быть оснащены рабочим и стояночным тормозами (или механизмами). Стояночный тормоз (или механизм) должен быть приводимым в действие вручную или автоматически и должен оставаться зажатым до его преднамеренного отпускания.

10

ГОСТ 30871-2002

Машины должны быть оснащены устройствами, с помощью которых могут быть включены или отключены цепи управления (в случае машин с электроприводом) и цепи зажигания и (или) устройства для запуска двигателя (в случае машин с ДВС).

8.4.1    Машины с сидящим водителем

8.4.1.1    Педали

Педали акселератора, тормоза и, если имеется, сцепления у машин с сидящим водителем должны быть расположены согласно рисунку 29.

1    2    3

Вид от сиденья 1 — сцепление; 2 — тормоз; 3 — акселератор

Рисунок 29

Когда расположение педалей отличается от представленного на рисунке 29, их назначение должно быть четко указано в инструкции по вождению и на самой машине.

8.4.1.2    Рычаги переключения передач

Позиции рычагов переключения передач должны быть четко указаны.

8.4.1.3    Рычаги переключения направления движения

Рычаги переключения направления движения на машинах с ДВС и рычаг реверсивного переключателя на машинах с электроприводом должны быть расположены таким образом, чтобы направление их перемещения совпадало с желаемым направлением движения (рисунок 30).

Рисунок 30

8.4.1.4 Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с электроприводом

Должно быть предусмотрено устройство для автоматического отключения тяговой цепи, когда водитель сходит с машины.

Управление поступательным движением должно быть предусмотрено таким образом, чтобы машина не могла трогаться с места и двигаться, пока не включены реверсивный переключатель и

11

ГОСТ 30871-2002

рычаг (педаль) переключения скоростей. При отсутствии нейтрального положения реверсивного переключателя машина не должна перемещаться без включения переключателя скоростей.

Акселератор, управляемый ногой, должен находиться под воздействием правой ноги и должен увеличивать скорость движения при надавливании на него сверху.

Рабочие тормоза, управляемые ногой, приводят в действие нажатием на педаль.

Если используют только одну педаль для управления двумя указанными выше операциями (ускорением и торможением), то она должна находиться под воздействием правой ноги. Нажатием на педаль отпускают тормоза и увеличивают скорость движения, наоборот, отпуская педаль, уменьшают скорость движения и включают тормоза.

8.4.1.5 Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с ДВС

Управление поступательным движением должно быть предусмотрено таким образом, чтобы машина не могла трогаться с места и двигаться, пока не включены рычаги переключения передач и направления движения.

Рабочие тормоза, управляемые ногой, приводят в действие нажатием на педаль.

Если используют комбинированную педаль для сцепления и тормоза, то она должна находиться под воздействием левой ноги. Начальное движение педали должно выключать сцепление, а нажатие на педаль до отказа — приводить в действие тормоза.

Рисунок 31

Акселератор, на который воздействуют ногой, должен увеличивать скорость движения при надавливании на него сверху.

Если используют комбинированную педаль для управления акселератором и тормозами, то она должна находиться под воздействием правой ноги. При нажатии на ее акселераторную часть должна увеличиваться скорость движения, а при нажатии на тормозную часть должны быть приведены в действие тормоза.

Если используют педаль сцепления, то для включения сцепления на нее нажимают левой ногой.

8.4.2 Машины со стоящим водителем

8.4.2.1 Педали

Нажатие на педаль, на которой нога водителя должна оставаться в течение всего времени движения машины, должно отпускать тормоза и разрешать поступательное движение машины (рисунок 31). Рабочий тормоз должен быть приведен в действие при снятии ноги с педали.

8.4.2.2 Рычаги

Устройства, указанные в 8.4.1.2 и 8.4.1.3, применяют также и кмашинам со стоящим водителем.

В случае, когда используют рычаг, нажатие на рычаг (опускание рычага), на котором рука водителя должна оставаться в течение всего времени движения машины, должно освобождать тормоз, что позволяет машине перемещаться (рисунок 32, положение 2). При отпускании рычага (подъем рычага) должен быть включен тормоз (рисунок 32, положение 7).

Рисунок 32


ГОСТ 30871-2002

8.4.2.3 Нажимные кнопки

8.4.2.3.1 Когда направление движения выбирают нажимая на кнопки, расположенные вертикально одна над другой, верхняя кнопка должна соответствовать направлению движения машины вперед, как оно определено в 8.2.3 (рисунок 33).

Рисунок 33

8.4.2.3.2    Когда направление движения выбирают нажимая на кнопки, расположенные горизонтально, направления движения, выбираемые с помощью каждой из кнопок, должны быть четко обозначены.

8.4.2.3.3    Все кнопки выбора направления движения должны возвращаться в нейтральное положение, как только после нажатия их отпускают.

8.4.2.4    Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с электроприводом

Должно быть предусмотрено устройство для автоматического отключения тяговой цепи, когда водитель сходит с машины.

Должно быть предусмотрено такое устройство, чтобы напряжение к тяговой цепи подавалось только при отпускании ручного тормоза и после повторного воздействия на орган управления скоростью движения и(или) орган переключения направления движения, когда водитель займет рабочее положение.

8.4.2.5    Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с ДВС

Акселератор, на который воздействуют ногой, должен увеличивать скорость движения, когда

на него нажимают правой ногой.

Управление поступательным движением должно быть предусмотрено таким образом, чтобы машина не могла трогаться с места и двигаться, пока не включены органы управления скоростью движения и направлением движения.

8.4.3    Машины с водителем, перемещающимся летком

8.4.3.1    Машины с электроприводом

8.4.3.1.1    Направляют движение вперед или назад или выбирают нужное направление с помощью легкодоступного устройства управления. Это устройство управления должно функционировать по одному из следующих способов:

а)    орган управления направлением движения должен быть перемещен вперед для движения машины вперед и назад — для движения назад;

б)    орган управления направлением движения должен состоять из двух нажимных кнопок, располагаемых сверху рычага управления, когда дышло примерно вертикально, причем кнопка, отвечающая направлению движения вперед, находится спереди 2, а отвечающая направлению движения назад, находится сзади 1 (рисунок 34);

в)    орган управления направлением движения должен обладать вращательным движением, причем направление его перемещения должно соответствовать направлению вращения колес (рисунок 35).

13

ГОСТ 30871-2002

1 2




Орган управления направлением движения должен быть маркирован. Маркировка должна быть четкой и прочной.


8.4.3.1.2 Дышло должно быть наклоняемым в вертикальной плоскости. Когда тормоз имеет механический привод, а дышло занимает вертикальное 1 или горизонтальное 3 положение, тормоз должен быть зажат, а ток разомкнут, если он уже не был разомкнут ранее выключателем хода (рисунок 36).

1 — тормоз зажат, ток разомкнут; 2 — тормоз отпущен, под током; 3 — тормоз зажат, ток разомкнут

Рисунок 36

В случае электрического привода тормозов оставление водителем дышла или переключение выключателя хода должно вызывать размыкание тока в тяговой цепи и торможение (принцип «мертвого человека»), каково бы ни было положение дышла.

Примечание — Условия, указанные в 8.4.3.1.2, не препятствуют свободному качению колес, когда энергия отключена.

8.4.3.2 Машины с ДВС

Дышло должно быть наклоняемым в вертикальной плоскости. При механической передаче между двигателем и колесами тормоз должен срабатывать, а двигатель отсоединяться от колес, когда дышло перемещается в положение выше или ниже горизонтального (положения 1 и Т на рисунке 37).

ГОСТ 30871-2002

Ini' — тормоз зажат, сцепление выключено; 2 — тормоз отпущен, сцепление включено

Рисунок 37


8.4.4    Машины с поднимающимся местом водителя

8.4.4.1    Должно быть предусмотрено, чтобы органы управления отключались, когда водитель сходит с машины.

Должны быть предусмотрены устройства, которые не допускают одновременного управления подъемной платформой с разных пультов.

Должно быть разрешено одновременное использование только одного из пультов управления.

Должны быть предусмотрены устройства, позволяющие водителю, находящемуся на подъемной платформе, остановить двигатель машины.

Органы управления поступательным движением должны быть расположены таким образом, чтобы машина могла перемещаться только при включенных органах управления направлением движения и скоростью движения. Скорость перемещения должна быть такой, чтобы при всех высотах подъема платформы были выполнены условия устойчивости, определенные государственными стандартами.

8.4.5    Торможение — в соответствии с разделом 7.

8.5    Органы управления вилами погрузчика

8.5.1    Управление с помощью рычагов

8.5.1.1    Размещение

Рекомендуется рычаги располагать так, чтобы они были приводимыми в действие правой рукой водителя и были четко отделенными от органов управления движением машины.

Рычаги управления должны быть ясно маркированы для указания их назначения. Используемые графические символы должны соответствовать ГОСТ 25940. Каждый символ должен быть нанесен на рычаге управления или на установленной рядом с рычагом табличке.

8.5.1.2    Вертикальные рычаги

8.5.1.2.1 Когда рычаги управления расположены в вертикальной плоскости, как показано на рисунке 38, ближайший к водителю рычаг 1 должен служить для подъема и опускания вил, следующий 2 — для наклона грузоподъемника вперед и назад, другие рычаги 3 — для управления дополнительным оборудованием (грузозахватными приспособлениями).

Примечание — Эти требования не применяют к вилочным погрузчикам, оборудованным выдвижными грузоподъемником или вилами.

15

ГОСТ 30871-2002

8.5.1.2.2 При использовании одного рычага порядок маневрирования им должен быть таким же, как и в 8.5.1.2.1 (рисунок 39).

8.5.1.2.3 На погрузчиках с выдвижными грузоподъемником или вилами первый рычаг 1 должен служить для подъема и опускания груза, второй 2 — для перемещения грузоподъемника или вил, третий 3 — для наклона грузоподъемника, если он предусмотрен, а следующие 4 — для управления грузозахватными приспособлениями (рисунок 40).

1

2

3 4

п

\ Г' Г'

п

'П Т1

i i

i i i i

/.Н

и i-i7l

V

Рисунок 40

8.5.1.3 Горизонтальные рычаги

8.5.1.3.1 Когда рычаги управления расположены горизонтально (например, под рулевым колесом), как показано на рисунке 41, то верхний 1 должен служить для подъема и опускания груза, находящийся под ним 2 — для наклона грузоподъемника, а находящиеся еще ниже 3 — для управления грузозахватными приспособлениями.

8.5.1.3.2    При использовании одного рычага порядок маневрирования им должен быть в соответствии с 8.5.1.3.1.

8.5.1.3.3    На погрузчиках с выдвижными грузоподъемником или вилами первый рычаг 1 должен служить для подъема (опускания) груза, второй рычаг 2 — для перемещения грузоподъемника или

16

ГОСТ 30871-2002

Предисловие

Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 48 «Безрельсовый электрифицированный транспорт»

2    ВНЕСЕН Госстандартом России

3    ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 22 от 6 ноября 2002 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК(ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азгосстандарт

Армения

AM

Армгосстандарт

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдовастандарт

Российская Федерация

RU

Госстандарт России

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Туркменистан

TM

Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Украина

UA

Госстандарт Украины

4    Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ИСО 3691:1980 «Самоходные погрузочно-транспортные тележки. Требования по обеспечению безопасности труда» (ISO 3691:1980 «Powered industrial trucks - Safety code »). При этом разделы (подразделы, пункты, приложения) настоящего стандарта, за исключением 10.1.3.5,13.1 - 13.4, идентичны ИСО 3691:1980.

5    ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 49 непосредственно в качестве государственного стандарта Республики Беларусь с 1 января 2005 г.

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Республики Беларусь без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

ГОСТ 30871-2002

вил, третий рычаг 3 — для наклона грузоподъемника, если он предусмотрен, а следующие 4 — для управления дополнительным оборудованием (грузозахватными приспособлениями) (рисунок 42).

----1

-2
I--------3
I г-------4

I I I I I I

Рисунок 42

8.5.1.4 Направление маневрирования

8.5.1.4.1 При расположении рычагов в соответствии с 8.5.1.2 и 8.5.1.3 подъем груза производят перемещением рычага 1 на себя, а опускание — перемещением его от себя; наклон назад производят перемещением рычага 2 на себя, а наклон вперед — перемещением его от себя (рисунок 43).

1 — опускание; Г — подъем; 2 — наклон вперед; 2' — наклон назад Рисунок 43

8.5.1.4.2 При использовании одного рычага, расположенного под рулевым колесом и перемещаемого крестообразно (рисунок 44), его перемещение в вертикальную плоскость соответствует управлению вертикальным перемещением грузоподъемника или вил (вверх 1 — для подъема и вниз 2 — для опускания), а перемещение в горизонтальную плоскость — наклону (берут рычаг на себя 3 для наклона назад и отводят его от себя 4 — для наклона вперед).

Рисунок 44

17

ГОСТ 30871-2002

Содержание

1    Область применения...................................................... 1

2    Нормативные ссылки..................................................... 1

3    Номенклатура и классификация............................................. 1

4    Определения............................................................ 2

5    Маркировка............................................................ 2

6    Устойчивость. Требования и испытания....................................... 4

7    Тормоза. Требования к функционированию.................................... 4

8    Направление движения. Органы управления.................................... 4

8.1    Общие требования.................................................... 4

8.2    Стороны машины и направление движения вперед............................ 4

8.3    Органы управления.................................................... 8

8.4    Органы пуска в ход и остановки.......................................... 10

8.5    Органы управления вилами погрузчика..................................... 15

9    Символы управления..................................................... 20

10    Требования к силовым системам и вспомогательным установкам................... 20

11    Системы и устройства для подъема, наклона и других перемещений................. 22

12    Защитные устройства..................................................... 23

13    Эргономические условия и другие факторы окружающей среды.................... 24

14    Правила техники безопасности и практические указания по использованию машин.....    25

14.1    Правила для потребителя.............................................. 25

14.2    Правила для водителя................................................. 28

15    Техническое обслуживание................................................ 33

Приложение А Карточка периодического осмотра технического состояния.............. 35

Приложение Б Библиография................................................ 36

III

ГОСТ 30871-2002 (ИСО 3691:1980)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ Требования безопасности

Powered industrial tracks. Safety code

Дата введения 2005-01-01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции, эксплуатации и техническому обслуживанию напольного безрельсового транспорта (далее — машины).

К напольному безрельсовому транспорту относят самоходные колесные безрельсовые машины, применяемые для транспортировки, буксировки, штабелирования различных грузов и погрузочно-разгрузочных работ.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16215-80 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия ГОСТ 18962-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 24282-97 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Методы испытаний

ГОСТ 25940-83 (ИСО 3287-78) Машины напольного транспорта. Маркировка и символы ГОСТ 29249-2001 (ИСО 6055-97) Транспорт напольный безрельсовый. Защитные навесы. Техническая характеристика и испытания

ГОСТ 30013-2002 (ИСО 2328-93, ИСО 2330-95, ИСО 2331-74) Транспорт напольный безрельсовый. Плиты грузовые, вилы. Технические условия

ГОСТ 30867-2002 (ИСО 5767:1992) Транспорт напольный безрельсовый. Погрузчики и штабелеры, работающие с наклоненным вперед грузоподъемником. Дополнительные испытания на устойчивость

ГОСТ 30868-2002 (ИСО 6292:1996) Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования

ГОСТ 31202-2003 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Рабочее место водителя. Общие эргономические требования

ГОСТ 31203-2003 (ИСО 5766:1990) Машины напольного транспорта. Штабелеры и погрузчики с платформой с большой высотой подъема. Методы испытания на устойчивость

3    Номенклатура и классификация

3.1    Номенклатура и классификация машин — в соответствии с ГОСТ 16215 и ГОСТ 18962.

3.2    Дополнительно в настоящем стандарте применяют следующие определения и классификацию:

- погрузочная машина с подъемом груза на малую высоту: Тележка, снабженная механизмом для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения (далее — тележка);

Издание официальное

ГОСТ 30871-2002

- погрузочная машина с подъемом груза на большую высоту: Погрузчик, снабженный подъемным механизмом для обеспечения штабелирования и укладки груза на стеллажи, или погрузчик с поднимающимся местом водителя, снабженный аналогичным подъемным механизмом (далее — погрузчик).

4    Определения

4.1    Номинальная грузоподъемность транспортной тележки

Определение номинальной грузоподъемности транспортной тележки — в соответствии с ГОСТ 18962.

4.2    Номинальная грузоподъемность погрузчиков

4.2.1    Для вилочных погрузчиков с противовесом

Определение номинальной грузоподъемности вилочного погрузчика с противовесом — в соответствии с ГОСТ 18962.

Номинальное значение грузоподъемности погрузчика зависит от положения центра тяжести груза на вилах погрузчика и высоты подъема груза.

4.2.2    Для погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами

Номинальной грузоподъемностью погрузчика с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую погрузчик может поднять на высоту 3,3 м при расстоянии D между центром тяжести груза и спинкой вил.

Расстояние D должно быть 400, 500 или 600 мм.

4.2.3    Для штабелеров и погрузчиков с платформой

Номинальной грузоподъемностью штабелера и погрузчика с платформой является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую машина может поднять при расстоянии D, измеряемом между центром тяжести груза и спинкой вил или упором платформы, на высоту 2,5 м для машины шириной межвилочного расстояния или шириной платформы до 690 мм включительно и на высоту 3,3 м для машины шириной межвилочного расстояния или шириной платформы более 690 мм.

Расстояние D должно быть 400, 500 или 600 мм.

4.2.4    Номинальная грузоподъемность погрузчиков с поднимающимся местом водителя без погрузочного устройства — по 4.2.1.

4.2.5    Номинальная грузоподъемность погрузчиков с боковым взятием груза — по 4.2.1.

4.3    Номинальная грузоподъемность погрузочных тележек

Номинальной грузоподъемностью погрузочных тележек является разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, которую тележка может поднять и транспортировать.

4.4    Номинальное тяговое усилие тягача

Определение номинального тягового усилия тягача — в соответствии с ГОСТ 18962.

4.5    Номинальная грузоподъемность навесных (съемных) грузозахватных приспособлений (далее — грузозахватное приспособление)

Номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления — разрешенная изготовителем наибольшая масса груза, с которой это приспособление может функционировать при нормальных условиях эксплуатации.

5    Маркировка

5.1    Напольный безрельсовый транспорт

На всех машинах должна быть закреплена на видном месте фирменная табличка, надписи на которой должны быть четкими и нестирающимися и которая должна содержать следующие основные данные:

5.1.1    Машины с двигателями внутреннего сгорания (далее — ДВС):

а)    товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б)    наименование машины и условное обозначение;

в)    заводской номер или номер серии;

г)    собственная масса машины в рабочем состоянии без грузозахватного приспособления, но с вилами для вилочных погрузчиков и штабелеров;

д)    номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза.

ГОСТ 30871-2002

5.1.2    Машины с электроприводом:

а)    товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б)    наименование машины и условное обозначение;

в)    заводской номер или номер серии;

г)    собственная масса машины в рабочем состоянии без грузозахватного приспособления, но с вилами для вилочных погрузчиков и штабелеров;

д)    номинальная грузоподъемность на максимальной высоте подъема груза;

е)    собственная масса машины без аккумуляторных батарей;

ж)    допустимые максимальная и минимальная массы аккумуляторных батарей с аккумуляторным ящиком;

з)    номинальное напряжение (в вольтах) аккумуляторной батареи, которой снабжена машина.

5.1.3    Машины с грузозахватными приспособлениями

В дополнение к перечисленному в 5.1.1 или 5.1.2 табличка должна содержать следующую информацию:

а)    наименование и обозначение грузозахватного приспособления;

б)    собственная масса машины в рабочем состоянии с установленным грузозахватным приспособлением;

в)    номинальная грузоподъемность машины с грузозахватным приспособлением при максимальной высоте подъема груза.

Примечания

1    Допускается указывать на табличке номинальную грузоподъемность (при высоте подъема груза 3,3 м).

2    Масса поднимаемого груза может быть указана на отдельной табличке.

3    Когда машину или грузозахватное приспособление импортирует не предприятие-изготовитель, а другая фирма, импортер может устанавливать дополнительную табличку с указанием его наименования и данных, перечисленных в 5.1.1—5.1.3, на языке страны импортера.

4    Содержание маркировки допускается дополнять в соответствии с требованиями заказчика

5.2    Грузозахватные приспособления

Каждое грузозахватное приспособление должно иметь отдельную табличку с указанием следующих данных:

а)    товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя (и, если необходимо, фирмы-импортера);

б)    наименование грузозахватного приспособления и его условное обозначение;

в)    заводской номер или номер серии;

г)    масса грузозахватного приспособления и расстояние от его центра тяжести до присоединительной плоскости;

д)    номинальная грузоподъемность грузозахватного приспособления.

Примечание — Действительная грузоподъемность грузозахватного приспособления может быть снижена в зависимости от грузоподъемности машины.

5.3    Аккумуляторные батареи для машин с электроприводом

Тяговые аккумуляторные батареи должны иметь фирменную табличку с указанием следующих данных:

а)    товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;

б)    наименование и условное обозначение;

в)    заводской номер или номер серии (при комплектовании аккумуляторных батарей на предприятии — изготовителе машин указывают дату изготовления аккумуляторов);

г)    номинальное напряжение в вольтах;

д)    масса аккумуляторной батареи в рабочем состоянии вместе с ящиком для быстрой смены батареи, если он имеется.

Как вариант, обозначение массы аккумуляторной батареи может быть указано на ящике вблизи расположения приспособлений для строповки.

5.4    Использование машин в особых условиях

Если машина предназначена для работы в условиях, отличающихся от нормальных условий эксплуатации, то на ней на видном месте должна быть закреплена табличка со следующими данными:

а)    указание специального(ных) условия(ий) эксплуатации;

б)    грузоподъемность для каждого из специальных условий эксплуатации.

3

ГОСТ 30871-2002

6 Устойчивость. Требования и испытания

6.1    Машины должны удовлетворять требованиям к устойчивости при испытаниях согласно государственным стандартам, указанным в 6.2. Испытания, установленные этими стандартами, позволяют подтвердить, что погрузчики (штабелеры) обладают достаточными характеристиками устойчивости при их правильном использовании в нормальных условиях эксплуатации. Испытания должен проводить изготовитель на опытных образцах, полностью соответствующих серийно выпускаемым погрузчикам (штабелерам).

6.2    Испытания на устойчивость проводят:

-    электропогрузчиков с противовесом — в соответствии с ГОСТ 24282, автопогрузчиков с противовесом — в соответствии с ГОСТ 16215;

-    погрузчиков с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчиков с вилами, расположенными между лонжеронами, — в соответствии с ГОСТ 24282;

-    погрузчиков с платформой или вилами — в соответствии с ГОСТ 31203;

-    погрузчиков, работающих с наклоненным вперед грузоподъемником, — в соответствии с ГОСТ 30867.

7 Тормоза. Требования к функционированию

7.1 Тормоза на машинах должны соответствовать требованиям ГОСТ 30868 и ГОСТ 16215.

8 Направление движения. Органы управления

8.1    Общие требования

Наилучшими органами управления являются те, которые по принципу работы наиболее согласуются с естественными движениями человека. Если направление движения органов управления совпадает с направлением движения машины или ее оборудования, такие органы управления называются дирекционными (направленными). Некоторые команды, такие как «передний ход» или «задний ход», являются очевидными и их легко сделать дирекционными.

Другие перемещения органов управления не являются дирекционными и требуют углубленного исследования, чтобы установить наиболее естественную человеческую реакцию.

Предпочтительные перемещения и расположение органов управления — в соответствии с 8.2—8.5 и рисунками 1—49.

8.2    Стороны машины и направление движения вперед

8.2.1    Передняя сторона

Передней стороной машины является ее сторона, ближайшая к стрелке, указанной на рисунках 1—19.

8.2.2    Задняя, левая и правая стороны

Определения задней, левой и правой сторон машины следуют из определения, данного в 8.2.1.

8.2.3    Направление движения вперед

Направление движения вперед указано стрелкой на рисунках 1—19. На всех рисунках представлен вид машины сверху.

8.2.3.1    Машины, управляемые сидящим водителем

8.2.3.1.1    Машины с расположением груза спереди при движении вперед:


а) вилочный погрузчик с противовесом

<8>

Рисунок 1


б) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами


Г

Ч.


Рисунок 2



в) тягач-толкач




Рисунок 3


8.2.3.1.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:

а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (водитель сидит боком)


Рисунок 4


б) тягач, место водителя спереди

—1 1

к

|Sv-

1 Gl

\/

Ф

г

1

J

_/

Рисунок 5

в) тягач, место водителя сзади

ь

О О

\/

J


О

О


Рисунок 6


5


ГОСТ 30871-2002

Рисунок 7


г) тележка с неподвижной грузовой платформой

8.2.3.2 Машины, управляемые водителем с машины стоя

8.2.3.2.1 Машины с расположением груза спереди при движении вперед



а) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя в центре

Рисунок 9


б) вилочный погрузчик с противовесом, место водителя сзади

N

ШПЕ

V

Рисунок 10


в) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами

8.2.3.2.2 Машины с расположением груза сзади при движении вперед:

а) погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами или с вилами, расположенными между лонжеронами (место водителя стоя боком)

Рисунок 11