ГОСТ 30747-2001 (ИСО 789-1-90)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Тракторы сельскохозяйственные
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ЧЕРЕЗ ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ
И мание официальное
М^^ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ГК 275 «Тракторы»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протоказ № 20 от I ноября 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартинии |
Азербайджанская Республика Республика Армения Республика Беларусь Грузия
Республика Казахстан Кыргы зская Республика Республика Молдова Российская Федерации Республика Таджикистан Туркменистан Республика Узбекистан Украина |
Л «госстандарт Арм госстандарт Госстандарт Беларуси Груэстандарт
Госстандарт Республики Ка захстан Кыргы эстанларт Молловасгандарг Госстандарт России Таджике ганларт
Главгосслужба «Туркмеистанлартлары• У «госстандарт Госстандарт Украины |
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст ИСО 789-1:1990 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть. I. Определение мощности» и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации но стандартизации и метрологии от 27 мая 2002 г. № 206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30747-2001 (ИСО 789-1—90) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с I января 2003 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов. 2002
Настоящий стандарт нс может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального ихдания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России
ГОСТ 30747-2001
Содержание
1 Область применения....................................................... I
2 Нормативные ссылки...................................................... I
3 Обозначения и сокращения..................................................2
4 Подготовка к испытаниям и условия их проведения...............................2
5 Средства измерений.......................................................3
6 Порядок проведения испытаний..............................................4
7 Обработка результатов испытаний.............................................5
8 Оформление результатов испытаний...........................................5
9 Допускаемые погрешности измерений..........................................5
Приложение А Основные показатели эталонного топлива............................6
Приложение В Перечень средств измерений......................................6
Приложение В Форма протокола испытаний трактора через ВОМ.....................7
III
ГОСТ 30747-2001 (ИСО 789-1-90)
МЕЖГОСУДАРСТВЕН II Ы Й СТАНДАРТ
Тракторы сельскохозяйственные
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ЧЕРЕЗ ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ
Agricultural tractors.
Measurement of characteristics tested through the power take-off shaft
Дата введения 2003—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные тракторы тяговых классов 0.6 и выше, тракторные самоходные шасси и сельскохозяйственные модификации промышленных, лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов (далее — тракторы). b;lt отбора мощности которых механически связан с коленчатым валом дизеля и нс является синхронным, и устанавливает методы испытаний через вал отбора мощности.
Стандарт пригоден для целей сертификации.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты.
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104—94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405—88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры. тягомеры и тяго-напоромеры. Общие технические условия
ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового чиста ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013—74е) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения. начала кристаллизации и кристаллизации
ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа ГОСТ 6321 —92 (ИСО 2160—85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле ГОСТ 9144-79 Топливо для двигателей. Метод определения термической стабильности в статических условиях
ГОСТ 13384-93 Преобразователи измерительные для термоэлектрических преобразователей и термопреобра зова гелей сопротивления. Общие технические требования и методы испытаний ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в дампе ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615—93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Кон-ралсона
ГОСТ 22520-85 Датчики давления, разрежения и разности давлений с электрическими аналоговыми выходными сигналами ГСП. Общие технические условия
• В части метола А.
И илинг официальное
3 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применяют следующие обозначения и сокращения:
ВОМ — вал отбора мощности;
А/цом — крутящий момент ВОМ.Н м;
Л/вом max- максимальный крутящий момент ВОМ.Н м;
/»вом — частота вращения хвостовика ВОМ.мин;
6'г — расход топлива.кг/ч;
Gj ,,ou — расход топлива на режиме номинальной мощности, кг/ч;
Лжр — атмосферное давление.кПа;
Wp — температура окружающего воздуха, *С;
Ф«жр —относительная влажностьокружающего воздуха. %;
/\, — давление моторного масла.МПа;
fr — температура топлива. °С;
/,жр — температура воздуха перед входом в воздухоочиститель. *С; гА — температура охлаждающей жидкости. *С;
/„ — температу ра цилиндров дизеля воздушного охлаждения, *С;
/г „ — температура головок цилиндров дизеля воздушного охлаждения. *С;
/м — температура моторного масла, ‘С;
т — продолжительность работы дизеля.ч (мин.с);
Лвом — мощность на ВОМ.кВт;
/Vbom max — максимальная мощность на ВОМ.кВт;
Мк — крутящий момент на маховике дизеля. Н м;
/?вом — удельный расход топлива.опрслслснный через ВОМ. г/(кВт-ч): п — частота вращения коленчатого вала дизеля.мин"';
Фом — передаточное число от дизеля к хвостовику ВОМ;
КПД — коэффициент полезного действия;
П|юх( — КПД передачи от дизеля к хвостовику ВОМ.
4 Подготовка к испытаниям и условия их проведения
4.1 Трактор, предъявляемы!! на испытания, должен быть укомплектован и отрегулирован в соответствии с требованиями предприятия-и зготовителя.
4.2 Трактор, прс;п>яатяемый на испытания, должен иметь наработку нс менее 60 ч, в том числе при работающем под нагру зкой ВОМ нс менее 10 ч.
4.3 Перед испытаниями трактор должен быть устаноазсн и зафиксирован от смещения на площадке с бетонным основанием или покрытием, нс уступающим ему по плотности.
Нсплоскостносп» поверхности площадки в пределах габаритов трактора должна был» нс более 5 мм. Отклонение от горизонтального положения плоскости при тех же габарзгглх должно быть нс более 2\
4.4 Хвосговик ВОМ должен быть соединен с нагружающим устройством или редуктором нагружающего устройств;! двухшарнирным карданным валом. Угол между хвостовиком ВОМ и трубой карданного ваза, а также угол межу трубой карданного вала и валом нагружающего устройства или редуктор;! должны быть нс более 2*.
4.5 Составные части трансмиссии, не предназначенные для передачи мощности нагружающему устройству, и оборудование, нс предназначенное для обеспечения работы дизеля (насосы гидросистем, генераторы, компрессоры тормозной системы, вентиляторы охлаждения масла гилрогрансмиссии и лр.), должны быть отключены. Если отключение нс предусмотрено конструкцией трактор;!, указанные составные части трансмиссии и оборудование должны работать бе з нагру зки.
4.6 Давление в месте подсоединения к выпускной системе трактор;! стендового устройства для отвода отработанных газов при испытаниях всех видов, кроме приемочных и сертификационных, не должно отличаться от атмосферного более чем на 1000 Па, а при приемочных и сертификационных испытаниях — более чем на 740 Па.
Давление проверяют при работе трактора в режиме максимальных мощности и крутящего момента на ВОМ.
4.7 Марки дизельного топлив;! и моторного масла, а также вид и (или) марка охлаждающей жидкости, применяемые во время испытаний, должны соответствовать требованиям технических условий на испытуемый трактор и (или) установленный на нем дизель.
ГОС Т 30747-2001
Рекомендуется во время испытаний применять эталонное дизельное топливо. Основные показатели эталонного топлива прнвеленм в приложении А.
4.8 Температура окружающего воздуха при приемочных и сертификационных испытаниях должна быть (23 ± 7) 'С. а атмосферное давление — не менее %.6 кПа, если другие значения температуры и давления нс указаны в программе испытаний тракторов конкретных моделей.
При испытаниях через ВОМ, которые проводят ло начата тяговых испытаний и после их окончания, температура окружающего воздуха нс должна отличаться от средней температуры воздуха за время тяговых испытаний более чем на 5’.
4.9 Температура охлаждающей жидкости и моторного масла во время испытаний должна соответствовать указанной в инструкции по эксплуатации трактора конкретной модели. При отсутствии таких указаний температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля или на входе в радиатор и моторного масла в поддоне дизеля или перед масляным радиатором должна находиться в диапазоне от 85 до 95 'С.
4.10 Питание дизеля топливом осуществляют из топливных баков трактора или испытательного стенда.
Во время испытаний топливный бак должен быть заполнен нс менее чем на 60 %.
Температура топлива на входе в топливо подкачивающий насос должна соответствовать температуре. устанавливающейся в топливном бакс трактора после 2 ч его работы при полной нагрузке.
Топливо в топливных баках трактора и испытательного стенда должно быть одной марки с плотностью, отличающейся нс более чем на 0.005 т/м’.
Присоединение устройств для измерения расхода топлива нс должно изменять давление перед топливополкачиваюшим насосом более чем на 10 кПа.
5 Средства измерений
5.1 Измеряемые параметры и пределы основных погрешностей средств измерений приведены в гибли не I.
Таблица I — Погрешности средств измерении |
Параметр |
Значение, нс более |
1 Максимальный крутящий момент на ВОМ. Н м |
0.01 .(/„ом |
2 Частота вращении хвостовика ВОМ, мин-1 |
0.005 /»вом |
3 Расход топлива (массовый), кг/ч |
0.005 г;, |
4 Атмосферное давление, кПа |
0.2 |
5 Температура окружающего воздуха. *С |
1 |
Ь Относигсльная влажность окружающего воздуха, %
7 Давление моторного масла в точке, указанной в технической ло- |
3 |
кументаиии предприятии — и погони гели трактора и (или) дизеля. МПа 8 Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля жидкостного |
0.02 |
охлаждения, *С
9 Температура моторного масла в поддоне или перед масляным ра- |
3 |
лнатором ли теля воздушного охлаждения, *С |
3 |
10 Продолжительность работы ли теля, ч |
0.2 |
Примечание—Расход топлива определяют как разность масс топлива, подведенного к дизелю и |
перепускаемого от топливного насоса высокого давлении и форсунок в топливный бак. При этом, ести |
используют отдельное устройство лля измерении расхода перепускаемого топлива, допускается погрешность измерении расхода топлива дизелем увеличить в 2 раза. |
|
Перечень используемых при испытаниях средств измерений приведен в приложении Б.
5.2 Атмосферное давление, температуру и влажность окружающего воздуха измеряют перед трактором на расстоянии 2—2,5 м от него на высоте 1.5—2 м от поверхности площадки.
5.3 При измерениях крутящий момент на хвостовике ВОМ. частота вращения хвостовика ВОМ и температура охлаждающей жидкости (для дизеля с воздушным охлаждением — температура в контрольной точке, указанной предприятием — изготовителем дизеля) и (или) моторного масла не должны изменяться более чем на 1.0 %, 0.5 % и 2.0 ‘С соответственно в течение не менее 5 мин.
5.4 При испытаниях трактора через ВОМ. кроме проверки параметров, указанных в таблице I. возможно измерение других параметров дизеля из чиста регламентированных ГОСТ 18509. Условия
измерений этих параметров — по ГОСТ 18509. Перечень измеряемых параметров должен быть приведен в программе испытаний трактора конкретной модели.
6 Порядок проведения испытаний
6.1 Параметры трактора, а также дизеля, установленного на тракторе, определяют метолом торможения хвостовика ВОМ при неподвижном тракторе.
6.2 Измерения следует проводить после работы дизеля в заданном режиме нс менее 5 мин.
6.3 Испытания по определению максимальной мощности на ВОМ проводят при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, и частоте вращения хвостовика ВОМ. соответствующей максимальной мощности на ВОМ. Продолжительность испытаний при работе трактора в установившемся режиме — 2 ч. Измерения следует проводить нс менее шести раз (в том числе в начале и копне испытаний) с интервалами между измерениями продолжительностью нс менее 20 мин.
Испытания повторяют, если значение мощности, полученное хотя бы при одном измерении, отличается от среднего арифметического значения всех измерений более чем на 2 %. Повторные испытания являются окончательными, при этом наибольшее значение отклонения указывают в протоколе испытаний.
6.4 Испытания по определению мощности на ВОМ при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, указанной в технических условиях на трактор и (или) дизель конкретной модели, проводят при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, и частоте вращения хвостовика ВОМ. соответствующей номинальной частоте вращения коленчатого вата дизеля. Продолжительность испытаний — I ч. Правила измерений и условия их проведения (кроме числа измерений) — по 6.3.
Испытания нс проводят, если частота вращения коленчатого вала дизеля при испытаниях по 6.3 отличается от номинального значения менее чем на 2 %.
6.5 Испытания по определению показателей на ВОМ в зависимости от частоты вращения хвостовика ВОМ следует проводить при положении органов управления регулятором частоты вращения. соответствующем полной подаче топлива. Измерения проводят при последовательном уменьшении частоты вращения, начиная с частоты вращения хвостовика ВОМ. соответствующей максимальной мощности на ВОМ. до частоты вращения, меньшей или равной 85 % частоты вращения при максимальном крутящем моменте ВОМ. через интервалы, нс превышающие 10 % частоты вращения хвостовика ВОМ. соответствующей максимальной мощности на ВОМ.
6.6 Испытания по определению показателей на ВОМ при частичных нагрузках следует проводить при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, и следующих скоростных режимах:
- при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля;
- при частоте вращения хвостовика ВОМ. равной 540 и (иди) 1000 мин '.
Последовательность значений крутящего момента ВОМ на каждом скоростном режиме должна
быть следующей:
а) крутящий момент на ВОМ при номинальной частоте вращения коленчатого вала или при частоте вращения хвостовика ВОМ, равной 540 (1000) мин ';
б) 85 % крутящего момента, указанного в перечислении а\
в) 75 % крутящего момента, указанного в перечислении б:
г) 50 % крутящего момента, указанного в перечислении б:
л) 25 % крутящего момента, указанного в перечислении б:
с) холостой ход при отсоединенном нагружающем устройстве.
Допускается нагружающее устройство не отсоединять, если момент сопротивления не превышает 5 % крутящего момента, указанного в перечислении б.
Продолжительность работы в каждом режиме должна быть (20 ± 0.5) мин.
6.7 В случае, если ВОМ нс предназначен для передачи максимальной мощности дизеля, испытания по 6.3—6.6 следует заменять испытаниями, состоящими из повторяющихся шестиминутных циклов. Продолжительность испытаний — 2 ч. Каждый никл состоит из следующих режимов:
а) мощность на ВОМ и частота его вращения, соответствующие установленным в технической документации предприятия — изготовителя тракторов, в течение 5 мин;
б) мощность на ВОМ. превышающая на 20 % указанную в перечислении а (при невозможности получении указанной мощности испытания следует проводить при положении органов управле-
4
ГОС Т 30747-2001
имя регулятором частоты вращения, соответствующем пашой подаче топлива), при частоте вращения. указанной там же, — в течение 1 мин.
6.8 В случаях, предусмотренных программой испытаний трактора конкретной модели, определяют показатели работы дизеля путем испытаний трактора через ВОМ. механически связанный с дизелем и допускающий передачу полной его мощности.
6.9 Правила определения регуляторных, частичных регуляторных и нагрузочных характеристик. мощности нетто, характеристик холостого хода и устойчивости, а также расхода масла на угар должны соответствовать ГОСТ 18509.
7 Обработка результатов испытаний
7.1 Показатели на ВОМ
Мощность на ВОМ определяют по формуле
Максимальную мощность на ВОМ определяют как среднее арифметическое значение на основании всех измерений при испытаниях но 6.3.
Удельный расход топлива, определяемый через ВОМ. рассчитывают по формуле
*вом= дГ-10'- <2>
"ВОМ
7.2 Показатели дизеля, установленного на тракторе, определяют по ГОСТ 18509. При этом частоту вращения коленчатого вата п и крутящий момент на маховике ди зеля рассчитывают по формулам:
П — 'вом^вом* (3)
, (4)
'ВОМ 9 ВОМ
Значения передаточного числа и КПД передачи — по техническим условиям на трактор конкретной модели.
7.3 Показатели гракгор;! на ВОМ и дизеля, полученные во время испытаний, приводят к стандартным атмосферному давлению, температуре и влажности окружающего во здуха, температуре и плотности топлива, если эти показатели не используют в расчетах тяговых показателей фактора. Правила и формулы приведения к стандартным условиям, а также значения поправочных коэффициентов— по ГОСТ 18509.
Температуру топлив;! принимают равной температуре окружающего воздуха.
Если испытания проходили при температуре окружающего воздуха ниже 0 *С. поправочные коэффициенты следует принимать по ГОС Т 18509, а давление водяных паров — равным нулю.
8 Оформление результатов испытаний
8.1 Оформление результатов испытаний в части показателей гракгора на ВОМ — по приложению В. а также в виде графиков зависимости мощности, кругяшего момента, часового и удельного расхода топлива от частоты вращения хвостовика ВОМ и мощности на ВОМ.
8.2 Оформление результатов испытаний в части показателей ди зеля — по ГОСТ 1850*).
9 Допускаемые погрешности измерений
9.1 Пределы основных абсолютных погрешностей средств измерений, используемых при испытаниях. приведены в таблице I.
9.2 Пределы основных абсолютных погрешностей средств измерений, используемых для определения показателей дизеля. — по ГОСТ 18509.
9.3 Погрешность при расчетах должна быть нс более 0.1 %.
5
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)
Основные показатели зга.зонного топлива
Табл и на A.I |
Наименование показателя |
Норма |
Методы испытании |
Плотность при 15 ‘С. т/м5 |
0.84 ± 0.005 |
ГОСТ 3900 |
Перегонка. ’С: |
|
ГОСТ 2177 |
50 % (по объему), не менее |
245 |
|
90 % (по объему) |
330 ± 10 |
|
Предельная температура кипения. *С. не менее |
370 |
ГОСТ 2177 |
Цетановое число |
51 ±2 |
ГОСТ 3122 |
Кинематическая вязкость при 37.8 °С. мм2с_| |
3 ± 0.5 |
ГОСТ 33 |
Массовая доля серы, %, не более |
0.3 |
ГОСТ 19121 |
Температура вспышки. ‘С. нс менее |
55 |
ГОСТ 6356 |
Температура помутнения, *С, не менее |
-5 |
ГОСТ 5066 |
Содержание коксового 10 %-ного остатка (по Конрадсо- |
|
|
ну). % (по массе), не более |
0.2 |
ГОСТ 19932 |
Содержание юлы. % (по массе), нс более |
0.01 |
ГОСТ 1461 |
Содержание волы, % (по массе), не более |
0.05 |
ГОСТ 2477 |
Испытание на коррозию меди. у.с.. нс более |
1 |
ГОСТ 6321 |
Содержание сильных кислот. мгКОН/г. нс более |
0.2 |
ГОСТ 5985 |
Стабильность против окисления, мг/100 см5, нс более |
2.5 |
ГОСТ 9144 |
Низшая теплотворная способность, ккал/кг |
10250 ± 100 |
— |
Приме ч а н и е — Топливо и зготавливают только на основе продуктов прямой перегонки: оно не должно |
содержать присадок. |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое)
Перечень средств измерений
Таблица Б.1 |
И меряемый параметр |
Средство измерения |
Крутящий момент на ВОМ |
Тензометрическое и (или) динамометрическое устройства |
Частота вращения хвостовика ВОМ |
Электронные тахометры типа ТЭСА |
Расход топлива |
Массовый расходомер ли зольного топлива |
Атмосферное давление |
Барометр, анероид и измерительный преобразователь давления по ГОСТ 22520 |
Температура окружающего воздуха, охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива |
Термометр стеклянный, термопреобра зова те ль сопротивления в комплекте с измерительным прсобразопатслсм по ГОСТ 13384 |
Относительная влажность окружающего воздуха |
Гигрометр пьсзосорбннонный |
Давление масла |
Манометр, мановакууммстр по ГОСТ 2405. измерительный прсобра зопатель по ГОСТ 22520 |
Продолжительность работы дизеля |
Секундомер и хронометр механические и электронные |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное)
Форма
протокола немыIлини трактора через НОМ
Мощность на ВОМ. кВт |
Частота вращения, иин"1 |
|
Удельный расход топлива, г (кВт ч) |
коленчатого вала ли зеля |
хвостовика ВОМ |
Расход топлива, кг/ч |
Максимальная мощность на ВОМ (по 6.3) |
|
|
|
Изменение нагрузки на ВОМ при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля (по 6.3) |
а)
б)
в)
г)
Д) е)
Изменение частоты вращения хвостовика ВОМ при полной нагрузке (по 6.5)
Изменение нагрузки при стандартной частоте вращения хвостовика ВОМ (по 6.6)
а)
б)
в)
г) л) с)
Максимальная частота прашения холостого хода коленчатого вала дизеля, мззн
Крутящий момент на ВОМ при частоте вращения хвостовика, соответствующей номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля. И м
Крутящий момент на ВОМ при работе ди зеля в режиме максимального крутящего момента. Н м
Частота врашенззя хвостовика ВОМ при работе дизеля в режиме максимального крутящего момента, мин 1
Атмосферные условия (средние значения за время испытании): температура окружающего воздуха, *С _ атмосферное давление, кПа
относительная влажность окружающего воздуха, % Максимальная температу ра охлаждающей жидкости. *С Температура моторного масла. *С
Руководитель органи за ни и.
проводящей испытания _
(личная подпись)
Румию пне.II. испытании