Купить ГОСТ 20058-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на летательные аппараты тяжелее воздуха, в основном самолеты.
Стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины, определения, обозначения осей координат и буквенные обозначения величин, относящиеся к динамике летательных аппаратов в атмосфере Земли и других планет.
Общие понятия
Инерциальная и земные системы координат
Подвижные системы координат
Углы, определяющие направление скорости летательного аппарата в связанной системе координат и в системе координат, связанной с пространственным углом атаки
Углы между осями связанной и нормальной систем координат
Углы между осями скоростной и нормальной систем координат
Траекторные углы
Углы, определяющие направление ветра
Скорости
Угловые скорости
Массовые и инерционные характеристики летательного аппарата
Углы отклонения органов управления
Силы, действующие на летательный аппарат
Моменты сил, действующие на летательный аппарат
Перегрузки летательного аппарата
Коэффициенты сил
Коэффициенты моментов
Характерные аэродинамические точки
Нейтральные центровки
Параметры устойчивости и управляемости
Алфавитный указатель терминов
Приложение 1 Основные углы, используемые в механике полета
Приложение 2 Матрицы преобразования величин из одной системы координат в другую
Приложение 3 Соответствие обозначений осей координат и буквенных обозначений величин, установленных в данном стандарте и МС ИСО 1151.ч.I-V
Дата введения | 01.07.1981 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
30.07.1980 | Утвержден | Госстандарт СССР | 3913 |
---|---|---|---|
Издан | Издательство стандартов | 1981 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
Цена 20 коп.
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Группа Д00
к ГОСТ 20058-80 Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения
| ||||||||||||||
(ИУС № 12 1986 г.) |
УГЛЫ МЕЖДУ осями СКОРОСТНОЙ И НОРМАЛЬНОЙ систем КООРДИНАТ (Справочное приложение 1, черт. 3) Фа 28. Скоростной угол рыскания Угол между осью OXg нормальной системы координат и проекцией скоростной оси ОХа на горизонтальную плоскость OX gZg нормальной системы координат |
Скоростной угол рыскания следует считать положительным, когда ось OXg совмещается с проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость OXgZg поворотом вокруг оси OYg по ча- ГОСТ 20058-80 Стр. >0
ТРАЕКТОРНЫЕ УГЛЫ (Справочное приложение 1, черт. 4)
Угол пути следует считать положительным, когда ось OXg совмещается с направлением путевой скорости поворотом вокруг оси О У g по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси Угол найлона траектории следует считать положительным, когда проекция земной скорости на ось ОYg положительна |
Зак. 2632
| ||||||||||||
СКОРОСТИ |
Угол ветра следует считать положительным, когда ось OXg совмещается с проекцией скорости ветра на горизонтальную плоскость OXgZg поворотом вокруг оси OYg по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси
Наклон ветра следует считать положительным, когда проекция скорости ветра на ось ОУ^ нормальной системы координат положительна
35. Скорость летательного аппарата
Скорость
V
Скорость (начала О связанной системы координат относительно среды, не возмущенной летательным аппаратом
li. При применении термина к конкретному виду летательного аппарата следует заменять слова «летательного аппарата» на термин конкретного вида летательного аппарата, например, «скорость самолета».
2. Составляющие скоростей по -осям различных систем координат следует обозначать соответственно V, VKi с индексом
соответствующей оси, например, VKX составляющая земной ско-
|
Стр. 12 ГОСТ 20058-80 |
Термин |
Обозначение |
-* | |
41. Угловая скорость |
(0 |
летательного аппа | |
рата | |
Угловая скорость | |
42. Скорость крена | |
43. Скорость рыскания |
toy |
44. Скорость тангажа |
|
ГОСТ 20058—8р Стр. 13 |
Масса является одной из характеристик материального объекта и определяет его инертные и гравитационные свойства. Масса механической системы — это сумма масс материальных точек, образующих систему
|
Ixy=Uydm lyz—Syzdm 1гх= Szxdm < |
1х=!(Уг+г2) dm Iy—S (zJ+*2) dm lz~! (хг+Уг) dm
Стр. 14 ГОСТ 20058-80
49. Угол отклонения органа управления тангЬжом
Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента тангажа (п. 75), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов- отклонений нескольких органов управления
1. При применении термина к конкретным видам органов управления танга жом следует заменять слова «органа управления тангажом» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения руля высоты» (ов), «угол отклонения ста билиз атора» (<р).
2. Угол отклонения органа управления тангажом осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать бь
3. Углы отклонения органов управления следует считать положительными при поворотах органов управления по часовой стрелке, если смотреть в направлении соответствующей оси связанной системы координат. При этом предполагается, что оси вращения органов управления креном и тангажом условно минимальными по-ворота;ми приведены в положение, параллельное поперечной оси, а ось вращения органа управления рысканием — в положение, параллельное нормальной оси, и знак угла отклонения органа управления креном определяется
50. Угол отклонения органа управления креном
|
Стр. 16 ГОСТ 20058-80 |
51. Угол отклонения органа управления рысканием
|
ГОСТ 20058-80 Стр. 17 |
|
Стр. 18 ГОСТ 20058-80 |
УДК 001.4:629.7.015:006.354 Группа ДОШ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АТМОСФЕРЕ
Термины, определения и обозначения
Aircraft dynamics in atmosphere. Terms, definitions .and symbols
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 июля* 1980 г. № 3913 срок введения установлен
с 01.07. 1981 г.
Настоящий стандарт распространяется на летательные аппараты тяжелее воздуха, в основном самолеты.
Стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины, определения, обозначения осей координат и буквенные обозначения величин, относящиеся к динамике летательных аппаратов в атмосфере Земли и других планет.
Стандарт следует применять совместно с ГОСТ 22833-77 к ГОСТ 22281-78.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической,, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять, если исключена возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
Если необходимые и достаточные признаки понятия содержаться в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе «Определение» поставлен прочерк.
Издание официальное ★
Для отдельных понятий стандартизованные термины отсутствуют и, соответственно, в графе «Термин» поставлен прочерк.
Перепечатка воспрещена
Термин |
Обозначение |
65. Аэродинамическая подъемная сила Подъемная сила |
Уа |
66. Аэродинамическая боковая сила Боковая сила | |
67. — | |
68. — | |
69. — |
?п |
динат, взятая с противоположным злаком
Составляющая аэродинамической силы планера RA по оси О У а скоростной системы коор динат
Составляющая азродинамичес-кой силы планера RA по оси OZa скоростной системы координат
Составляющая аэро динамичес-
—^
кой силы планера RA по оси 0Хп системы координат, связанной с пространственным углом атаки, взятая с противоположным знаком
ГОСТ 20058-80 Стр. t»
Составляющая аэродинамической силы планера RA по оси OYп системы координат, связанной с пространственным углом атаки
!
1 Составляющая аэродинамической силы планера RA по оси OZa системы координат, связанной с пространственным углом ат ш
В стандарте (Приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В справочном приложении 1 приведены чертежи основных углов, используемых в динамике летательных аппаратов в атмосфере, в справочном приложении 2—матрицы преобразования величин из одной системы координат в другую, в справочном приложении 3 — таблица соответствия обозначений осей координат и буквенных обозначений величин, установленных в данном стандарте и МС ИСО 1151, ч. I—V.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая фррма — светлым.
Зак. 2632
1. Динамика летательных аппаратов в атмосфере
Раздел механики, в котором изучается движение летательных аппаратов в атмосфере
Термин «летательный аппарат» в данном стандарте относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, оснащенным, как правило, установкой для создания тяги (п. 53) например, самолет, ракета, вертолет
|
ГОСТ 20058-80 Стр, |
|
Стр. 4 ГОСТ 20058-80 |
со | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ 20058-80 Стр. |
Термин |
Обозначение |
14. Полусвязанная система координат |
,OXeYeZe |
15. Связанная с пространственным углом атаки система координат |
OXnYaZa . |
16. Скоростная систе-тема координат | |
- |
Подвижная система координат, ось которой ОХе совпадает с проекцией скорости летательного
Стр. 6 ГОСТ 200S8—8Q
аппарата V (п. 35) на плоскость OXY связанной системы координат, ось OYe — с осью подъемной аилы OYa (п, 18), а ось OZ е— с поперечной осью
Подвижная система координат, ось ОХ п которой совпадает с продольной -осью, а ось ОУп лежит в плоскости, - образованной продольной осью и направлением скорости летательного аппарата
V (п. 35), и направлена противоположно ■ проекции скорости на плоскость, перпендикулярную продольной оси
Подвижная система координат, ось ОХ которой совпадает с направлением скорости летательного аппарата (п. 35), а ось OY лежит в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат О помещено вне плоскости симметрии, и направлена к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей
/
|
ГОСТ 20058-80 Стр. |
ч__———---
Стр. 8 ГОСТ 20058-80
УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СВЯЗАННОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ И В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ, СВЯЗАННОЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ УГЛОМ АТАКИ
(Справочное приложение 1, черт. 1)
21. Угол атаки |
а |
Угол между^* продольной осью ОХ и проекцией скорости летательного аппарата V (п. 35) на плоскость OXY связанной системы координат |
Угол атаки следует считать положительным,"если проекция скорости летательного аппарата на нормальную ось отрицательна |
22. Угол скольжений , |
р |
Угол между направлением скорости летательного аппарата V (п. 35) и плоскостью OXY связанной системы координат |
Угол скольжения следует считать положительным, если проекция скорости летательного аппарата на поперечную ось положительна |
23. Пространственный угол атаки |
«п ♦ |
Угол между продольной осью ОХ и направлением скорости летательного аппарата V (п. 35) |
Пространственный угол атаки всегда является положительным |
24. Аэродинамический угол крена |
?п(<ра) |
Угол между нормальной осью О У и осью ОУп системы координат, связанной с пространственным углом атаки |
Аэродинамический угол крена следует считать положительным, когда ось ОУпсовмещается с нормальной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении продольной оси |