ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
КАРАВАНЫ И ЛЕГКИЕ ПРИЦЕПЫ
РАСЧЕТ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ СТАЛЬНОГО ДЫШЛА
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56
«Дорожный транспорт».
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13.08.93 № 196
3 Стандарт подготовлен на основе применения аутентичного
текста международного стандарта ИСО 7641 — 1—83 «Транс
порт дорожный. Караваны и легкие прицепы. Расчет механической прочности дышла. Часть 1. Стальные дышла»
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
(6) Издательство стандартов, 1993
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта России
II
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дорожные транспортные средства
КАРАВАНЫ И ЛЕГКИЕ ПРИЦЕПЫ
Расчет механической прочности стального дышла
Road vecicles. Caravans and light trailers. Calculation of the mechanical strength of the steel drawbar
Дата введения 1995—01—01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает упрощенный способ расчета механической прочности дышла для караванов и легких прицепов*, у которых вертикальная статическая нагрузка на сцепной шар не превышает значений, установленных ИСО/ТО 4114—79.
Расчеты приведенные в настоящем стандарте, распространяются на стальные дышла сварной конструкции или изготовленные другим способом.
Для сварного дышла используют марки стали, содержащие не более 0,22% углерода, свариваемость которых гарантирована предприятием изготовителем.
Стандарт распространяется на дышла для караванов и легких прицепов, проектирование которых начато после введения в действие настоящего стандарта.
* Категории Ог и Ог по ГОСТ 22895-77.
Издание официальное
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств Нормативы эффективности Общие технические требования
ИСО/ТО 4114—79 (ОСТ 37 001484—89) Дорожные транспортные средства Караваны и легкие прицепы Статическая нагрузка на шаровые шарниры
ИСО 7237—81 (ОСТ 37 001 476—88) Дорожные транспортные средства Массы и размеры караванов Термины и определения
3 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Условные обозначения размеров — в соответствии с рисунком 1 / — расстояние от вертикальной оси сцепного шара до ближайшей точки крепления дышла к раме прицепа или платформы к дышлу, м,
1Х — расстояние от вертикальной оси сцепного шара до сечения дышла, соответствующего уровню максимальной нагрузки, м,
е — расстояние по вертикали от центра сцепного шара до нейтрального волокна сечения в местах ближайшего крепления дышла к раме или платформы к дышлу, м, ех — расстояние от горизонтальной оси сцепного шара до нейтрального волокна дышла в поперечном сечении, соответствующем уровню максимальной нагрузки, м,
D — величина, рассчитываемая для продольных сил, действующих между тягачом и прицепом, Н, по формуле
ГОСТ Р ИСО 7641-1-9$
Г1 лЧ / ^ииидг
22000+Р
где Р — максимальная полная расчетная масса прицепа по ОСТ 37.001.476, Н; q — гравитационное ускорение, м/с2.
к— коэффициент для тягового дышла длиной более 2,5 м, рассчитываемый по формуле
£=1,25—0,1 /, при этом £mm=^0,6.
4 РАСЧЕТ ПРОЧНОСТИ
Расчет прочности проводят по всей длине I дышла с учетом величин 1Х и еХу для того, чтобы определить максимальный уровень нагрузки.
Уровень нагрузки должен быть проверен в месте максимального изгибающего момента при 1=1Х и е = ех.
4.1 Расчет максимального изгибающего момента (Mfmax = Mf) в ньютонометрах для дышла при е//<0,15 и ех/1х<0,15
Для расчета во внимание принимают только изгиб.
4.1.1 Дышла длиной, равной или менее 2,5 м:
для прицепов, оборудованных тормозами
Mf=09dbPqlx для прицепов, не оборудованных тормозами Mf*=0,24Pqlx.
4.1.2 Дышла длиной более 2,5 м:
для прицепов, оборудованных тормозами
Л4^=0,36 Pqklx для прицепов, не оборудованных тормозами Mf=0,24 Pqklx.
4.2 Расчет максимального изгибающего момента в
ньютонометрах для дышла при е//>0,15 и е*//*>0,15
Для расчета во внимание принимают только изгиб.
Должны быть определены три изгибающих момента Mf, MfD и
MfR.
Для определения максимального напряжения должен быть взят наибольший из этих трех моментов (Mfmax).
4.2.1 Дышла длиной, равной или менее 2,5 м:
3
ГОСТ Р ИСО 7641-1-93
для прицепов, оборудованных тормозами
М^—0,36 PqlXJ
0,8 DeXi
MfR=0y75(Mf+MfD)t
для прицепов, не оборудованных тормозами
Mf=Q,24Pqlx,
Mf£>= 1,0 Dexf
MfR=0975 (Mf+MfD)
4.2.2 Дышла длиной более 2,5 м:
для прицепов, оборудованных тормозами
Му=—0,36 Pqklx,
MfD—0,8DeXJ
MfR=0J5(Mf+MfD)
для прицепов, не оборудованных тормозами
М/=0,24 Pqklx,
MfD=l}0Dex,
MfR—0,75 (Mf-\-MfD).
4.3 Оценка прочности дышла по расчетному напряжению а
Расчетное напряжение а в ньютонах на квадратный миллиметр рассчитывается по формуле
Mf
-fff- ХЮ6,
где Ijy — момент сопротивления изгибу для сечения дышла, соответствующего максимальному изгибающему моменту, м3.
Это напряжение должно удовлетворять условию <т^ас, где Ос — допустимое напряжение.
4.3.1 Для дышел, отличных от сварной конструкции, ас опре деляют как наименьшее из двух значений в соответствии с ри сунком 2
ас=0,8 os и ac=0,6aBmin, где <7s —предел текучести;
(тв — предел прочности.
4
Дои>С1имыс напряжения |
|
Рисунок 2 |
4 3 2. Для дышел сварной наименьшее из двух значений
(тс^=0,65 аь
конструкции ас Ц (7 0,45 Ов nun
УДК 629.1.001.24:006.354 Д25
Ключевые слова: караваны, легкие прицепы, дышла стальные, расчет прочности
ОКСТУ 45] О
Редактор J С Шеко Технический редактор О И Никитина Корректор Н И Гаврищук
Сдано в наб, 30 08.93. Подо, в неч 15.10.93 Уел. п л. 0,58. Уел. кр -отт. 0,58.
Уч.-изд л. 0,35. Тир. 389 экз С 703
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14. Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 1817