Нормативные
документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Серия
10
Документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в области надзора за подъемными сооружениями
Выпуск
31
ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ
Сборник
документов
3-е
издание, исправленное и дополненное
Москва
ЗАО НТЦ ПБ
2010
Ответственные
составители:
B.C. Котельников, В.А. Сушинский, Н.А. Шишков
В Сборник включены извлечения из Правил устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ
10-382-00), раздел 9 «Эксплуатация»; типовые инструкции для специалистов и
персонала по обслуживанию стреловых кранов, с изменениями; Типовая программа и
экзаменационные билеты для переподготовки и аттестации крановщиков (машинистов)
автомобильных кранов; Требования к регистраторам параметров грузоподъемных
кранов (РД
10-399-01). Помещены Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных
машин (РД 10-525-03);
Рекомендации по применению РД
10-399-01 «Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов» (РД
СМА-001-03); Типовая
инструкция для специалистов по обработке информации регистраторов параметров
грузоподъемных кранов; информационное письмо Госгортехнадзора России от
09.09.03 № 12-01/105 и Управления технического надзора Ростехнадзора от
19.10.04 № 03/9-01/376 (об оснащении грузоподъемных машин приборами
безопасности) и др.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 1
1. Общие положения. 3
2. Обязанности. 5
3. Права. 6
4. Ответственность. 7
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Грузоподъемные стреловые краны (автомобильные,
пневмоко-лееные, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничные,
тракторные) находят все более широкое применение по сравнению с другими
грузоподъемными машинами в промышленности, аграрном секторе и у индивидуальных
предпринимателей.
С помощью стреловых кранов ведется строительство
промышленных и жилых зданий, дач, коттеджей, гаражей, дорог, мостов,
электростанций, газовых и нефтедобывающих объектов. Стреловые краны применяют
для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в портах, причалах, на складах и
базах, строительных и монтажных площадках. Они участвуют в процессе монтажа
промышленного оборудования и магистральных трубопроводов, с их помощью
производят работы по ремонту линий электропередачи, мостов, зданий, сооружений
и других объектов.
Производство работ стреловыми кранами связано с повышенной
опасностью. В процессе производства работ стреловыми кранами, как правило,
принимает участие значительное количество работающих (специалисты, крановщики,
стропальщики, монтажники , сварщики). Опасность ддя работающих и авари и кранов
воз-никают при подъеме, перемещении, опускании и установке груза кранов из-за
неправильных действий крановщиков; допуска к обслуживанию кранов неопытных или
неквалифицированных крановщиков и стропальщиков; неисправности механизмов и
приборов безопасности крана; неправильной установки крана на участке
производства работ; неисправности грузозахватных приспособлений и тары;
несоблюдения требований безопасности при работе крана вблизи линии
электропередачи; недостаточных знаний или нарушений обслуживающим персоналом и
специалистами инструкций, эксплуатационных документов и требований промышленной
безопасности.
Обеспечение безопасности при эксплуатации стреловых кранов
во многом зависит от специалистов и персонала, обслуживающего краны, хороших
знаний и соблюдения ими требований правил, руководств по эксплуатации стреловых
кранов, должностных (типовых) и производственных инструкций, проектов
производства работ кранами, технологических карт и других регламентов по
промышленной безопасности.
Соблюдение требований правил и других нормативных
документов, включенных в настоящий Сборник, позволит специалистам и
обслуживающему персоналу правильно и безопасно эксплуатировать стреловые краны
без аварийности и травматизма на производстве.
После принятия документов,
включенных в Сборник, произошли изменения в законодательстве Российской
Федерации, например, указами Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314
и от 20.05.04 № 649
функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора
России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзору). Сведения о таких изменениях приведены в
примечаниях издателя, которые не являются составной частью документов Сборника.
|
Утверждена
постановлением
Госгортехнадзора
России
от 26.11.93 № 42.
Внесены
Изменения № 1,
утвержденные
постановлением
Госгортехнадзора
России
от 06.10.00 № 59 [РДИ 10-388(40)-00]
|
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
РД
10-40-93
Согласно Правилам организации и осуществления
производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на
опасном производственном объекте, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 10.03.99 № 263,
каждая эксплуатирующая организация разрабатывает Положение о производственном
контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о
производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации
при обязательном согласовании с территориальными органами Госгортехнадзора
России*.
________________
*
Далее - органы госгортехнадзора.
Ответственность за организацию и осуществление
производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и
лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Во исполнение Правил
организации и осуществления производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте,
Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ
10-382-00)**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.99
№ 98, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов
(ПБ
10-257-98)**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.98
№ 79, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ
10-256-98)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 24.11.98 №
67**, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ
10-157-97)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.11.97 №
44, разработаны Изменения № 1 к Типовой инструкции для инженерно-технических
работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
________________
* Далее - правила
безопасности.
**
В настоящее время действуют Правила устройства и безопасной эксплуатации
подъемников (вышек) (ПБ
10-611-03), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03
№ 87, зарегистрированным Минюстом России 18.06.03 г., регистрационный № 4717. (Примеч.
изд.)
Настоящая инструкция является типовой, на основании которой
владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную
инструкцию для инженерно-технического работника по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин.
Должностная инструкция должна содержать: основные указания
настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных
условий эксплуатации грузоподъемных машин с учетом численности и структуры
службы надзора.
С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовое
положение для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на
предприятиях и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией
подъемных сооружений, утвержденное Госгортехнадзором СССР 25.11.67 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с правилами безопасности руководители
организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных машин,
грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители
организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные
машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору
за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных
приспособлений, крановых путей и тары.
1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться
владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества, условий эксплуатации и
согласовываться с органом госгортехнадзора. Функции службы надзора за
грузоподъемными машинами должны быть изложены в Положении о производственном
контроле на опасном производственном объекте организации.
1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то
по согласованию с органом госгортехнадзора исполнение обязанностей
инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной
организации.
1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний
им правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием
представителя органа госгортехнадзора.
1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического
работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна
проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора
госгортехнадзора.
1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру
(техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике
безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц
подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется
владельцем по согласованию с органами госгортехнадзора.
1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному
должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать
мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника
по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору
должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.
1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной
эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.
1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других
случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору исполнение его
обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего
соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.
1.10. Инженерно-технический работник по надзору за
безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:
1) правила безопасности;
2) Правила эксплуатации
электроустановок потребителей и Правила
техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей
(требования для грузоподъемных машин с электроприводом);
3) должностную инструкцию;
4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных
машин предприятий-изготовителей;
5) должностные инструкции для инженерно-технических работников,
ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц,
ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные
инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;
6) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и
монтажом подъемных сооружений;
7) методические указания по обследованию грузоподъемных
машин, отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письма и другие указания органов
госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации
грузоподъемных машин.
2. ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:
1) осуществлять надзор за техническим состоянием и
безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных
приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению
нарушений правил безопасности;
2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и
выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных правилами
безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не
регистрируемых в органах госгортехнадзора грузоподъемных машин и съемных
грузозахватных приспособлений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены
на других лиц;
3) контролировать выполнение выданных органами
госгортехнадзора и своих предписаний, а также других указаний органов
госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации
подъемных сооружений;
4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических
обслуживании и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и
осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;
5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической
проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке
знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание
грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ
кранами;
6) проверять соблюдение установленного правилами
безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а
также знания персонала на рабочем месте;
7) контролировать наличие и выполнение инструкций
обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными
за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное
производство работ кранами;
8) проверять выполнение требований правил безопасности,
проектов производства работ и технологических карт при производстве работ
грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:
правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников
при их работе;
соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи
линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных
кранов;
правильность применяемых способов строповки грузов и выбора
съемных грузозахватных приспособлений и тары;
соблюдение габаритов складирования грузов;
применение работающими правильных приемов работы и
соблюдение ими мер личной безопасности;
9) контролировать проведение в установленные сроки
обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы,
специализированными организациями;
10) проверять на участке работ наличие технической
документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствие правилам
безопасности;
11) контролировать соблюдение установленного правилами
безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;
12) проверять соблюдение установленного владельцем порядка
выделения и направления стреловых кранов и
кранов-манипуляторов на объекты;
13) проводить не реже одного раза в 3 мес собрания
(совещения) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками,
связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам состояния
аварийности и травматизма, а также с анализом нарушений при эксплуатации грузоподъемных
машин на предприятии;
14) присутствовать при обследованиях состояния технической
безопасности грузоподъемных машин представителями органов госгортехнадзора или
специалистами инженерного центра, имеющего соответствующее разрешение
(лицензию) на проведение таких работ.
2.2. Инженерно-технический работник по
надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их
работу, если при проверке он установил, что:
1) обслуживание грузоподъемной машины ведется
неатгестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;
2) не назначены инженерно-технические работники,
ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за
безопасное производство работ кранами;
3) истек срок технического освидетельствования
грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей
нормативный срок службы;
4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора
предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;
5) на грузоподъемной машине выявлены технические
неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений
в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств
безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков,
канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность кранового
пути, неисправность заземления или электрооборудования;
6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых
грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;
7) работы ведутся без проектов производства работ,
технологических карт, нарядов-допусков;
8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ,
изложенные в проектах производства работ, технологических картах,
нарядах-допусках;
9) отсутствуют, утеряны паспорт грузоподъемной машины или
сведения о ее регистрации в органах госгортехнадзора;
10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с
опасными нарушениями правил и инструкций, что может привести к аварии или
травмированию людей.
3. ПРАВА
3.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:
1) посещать в любое время в соответствии с установленным на
предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их
техническое состояние, условия эксплуатации, а также соблюдение
инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил
безопасности и производственных инструкций;
2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъемных
машин в случаях, указанных в п. 2.2
настоящей Типовой инструкции;
3) требовать от технических служб предприятия,
инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных
машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами,
предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией
грузоподъемных машин;
4) давать обязательные для администрации цехов, участков
предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушении;
5) ставить вопрос перед администрацией предприятия
(организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и
неаттестованных лиц, а также лиц, нарушающих правила безопасности и инструкции;
6) ставить вопрос о наказании работников, ответственных за
нарушения правил безопасности и инструкций.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин несет ответственность в соответствии с
действующим законодательством за:
1) нарушения им правил безопасности и невыполнение
должностной инструкции;
2) непринятие им мер по предупреждению работы грузоподъемных
машин с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, которые могут
привести к аварии или травмированию людей.