Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

72 страницы

449.00 ₽

Купить СНиП II-К.2-62 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы настоящей главы распространяются на проектирование новых, расширение и реконструкцию существующих городов и других населенных мест

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Общая организация территории населенного места и пригородной зоны

     Определение перспектив развития населенного места и расчетной численности населения

     Выбор территории для строительства нового и развития существующего населенного места

     Функциональная организация территории

     Сеть улиц, дорог и организация транспорта

     Пригородная зона

3. Территории промышленные и складские

     Территории промышленных районов и сельских производственных зон

     Территории складов

4. Территории внешнего транспорта

     Общие указания

     Территории железнодорожного транспорта

     Территории водного транспорта

     Территории внешнего автомобильного транспорта

     Территории сооружений воздушного транспорта

5. Селитебная территория

     Общие указания

     Общественные центры

     Планировка и застройка микрорайонов

6. Учреждения культурно-бытового обслуживания

     Общие указания

     Детские ясли-сады

     Учебные заведения

     Учреждения здравоохранения

     Дома-интернаты для престарелых

     Учреждения массового отдыха

     Физкультурные и спортивные сооружения

     Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания

     Административные и общественные учреждения

     Коммунальные предприятия

7. Зеленые насаждения общего пользования

     Общие указания

     Парки и сады

     Питомники древесных и кустарниковых растений и цветочные хозяйства

8. Улицы, дороги, проезды и площадки

     Общие указания

     Проезжая часть улиц и дорог

     Тротуары, пешеходные дороги, велосипедные дорожки

     Разделительные полосы

     Переезды и пешеходные дороги в микрорайонах

     Открытые автомобильные стоянки

9. Инженерное оборудование

     Общие указания

     Водоснабжение и канализация

     Очистка населенных мест

     Энергоснабжение

     Теплоснабжение

     Газоснабжение

     Инженерные подземные сети

10. Инженерная подготовка территорий

Приложения:

     1. Перечень нормативных и других документов, подлежащих учету при планировке и застройке населенных мест

     2. Методические указания по определению проектной численности населения сложившихся городов и поселков городского типа

     3. Баланс территории города и поселка

     4. Баланс территории сельского населенного места

     5. Укрупненные показатели площади участков учреждений культурно-бытового и коммунального обслуживания микрорайона

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II, раздел К

Г лава 2

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СНиП П-К.2-62

Москва — 1967

Издание официальное


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II, раздел К

Глава 2

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СНиП II-K.2-62


Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 7 мая 1966 г. по представлению Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва — 1967

районами, местами приложения труда и местами отдыха.

Суммарные затраты времени на передвижение от мест проживания большинства трудящихся до мест приложения труда и других мест массового посещения, как правило, не должны превышать в один конец:

40 мин— в крупнейших и крупных городах, а также в других населенных местах, где места приложения труда размещены на значительном расстоянии от жилых районов;

30 мин — в остальных населенных местах.

2.15.    Сеть улиц и дорог должна представлять единую систему путей сообщения города и его пригородной зоны, обеспечивающую удобные транспортные связи в пределах населенного места и прилегающей территории зоны отдыха, а также с автомобильными дорогами общей сети СССР.

Примечание. При расчете пропускной способности сети улиц, дорог и транспортных узлов, а также открытых автомобильных стоянок количество легковых автомобилей следует принимать на перспективу из расчета 150—180 автомобилей на 1000 человек.

2.16.    Сеть магистральных улиц и дорог должна быть возможно простой по их трассировке и удобно связаннной с. внешними автомобильными дорогами, а также с устройствами внешнего транспорта.

2.17.    Транспортное обслуживание населенных мест следует предусматривать исходя из преимущественного использования пассажирского общественного транспорта.

Примечание. Для городов и поселков, располагаемых в I климатическом районе и во ПА климатическом подрайоне при расстояниях от мест расселения трудящихся до мест приложения труда более 1 км, следует предусматривать пассажирский общественный транспорт.

2.18.    Выбор видов пассажирского общественного транспорта и распределение объема перевозок между ними следует осуществлять на основе технико-экономических расчетов и сравнения вариантов исходя из ориентировочных показателей провозной способности и скорости сообщения отдельными видами общественного транспорта, приведенных в табл. 2.

2.19.    Выбор видов массового общественного транспорта следует производить с учетом размеров населенного места и характера пассажирских потоков:

в малых и средних городах, а также в поселках в качестве основного вида массового общественного транспорта следует принимать автобусный транспорт;

в больших городах, наряду с автобусным транспортом, допускается применение троллейбусного транспорта, а при наличии потоков в 8—10 тыс. и более пассажиров в часы пик в одном направлении целесообразно предусматривать устройство трамвайных линий (применение более двух видов массового общественного транспорта не рекомендуется);

в крупнейших и крупных городах кроме видов транспорта, предусмотренных для больших городов, следует проектировать скоростные виды транспорта по направлениям основных транспортных связей;

в крупнейших городах с расчетной численностью населения более 1 млн. чел. допускается предусматривать строительство метрополитена при соответствующих технико-экономических обоснованиях.

2.20.    Скоростной рельсовый пассажирский транспорт следует, как правило, применять наземного типа. В центральных районах городов, при пересечении городских транспортных узлов и в сложных условиях рельефа при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается устройство скоростного рельсового транспорта в тоннелях мелкого или глубокого заложения.

2.21.    Расстояния между магистральными улицами с массовым пассажирским транспортом следует принимать, как правило, от 600 до 1000 м\ для I климатического района и для ПА климатического подрайона — до 400 м, а

Таблица 2 Ориентировочные показатели провозной способности и скорости сооощения отдельных видов общественного транспорта

Общественный транспорт

Средняя скорость сообщения в км/ч

Провозная способность одной линии или маршрута тыс.

человек в час в одном направлении

1. Автобус......

20—25

3—4

2. Автобус-экспресс . .

25—35

6—8

3. 1роллеиб>с . . . .

18—20

4-~6

4. Трамвай......

18—20

10—12

5. Скоростной трамвай .

25-35

15—20

6. Метрополитен . . .

35—50

(при двухвагонных поездах (oib-шой емкости) 25—50

7. Электрифицированная линия железной дороги ........

40-70

(в зависимости от частоты движения, состава поезда и др.)

25-50


в условиях IV климатического района — от 500 до 800 м.

2.22.    Пешеходные подходы от места жительства или работы до остановок массового пассажирского транспорта не должны превышать 500 м; указанное расстояние допускается уменьшать в I климатическом районе и во НА климатическом подрайоне — до 200 м, а в IV климатическом районе — до 400 м.

2.23.    Расстояния между остановками общественного пассажирского транспорта следует принимать не менее 300 м и не более 500 м. Для скоростного транспорта расстояния между остановками следует увеличивать в зависимости от местных условий.

2.24.    На территории населенного места и в зонах отдыха необходимо предусматривать систему стоянок автомобильного транспорта. Стоянки для различных видов транспорта следует, как правило, предусматривать раздельными и размещать в соответствии с потребностью обслуживания жилых и промышленных районов, мест отдыха, зданий и сооружений массового посещения населением. Следует также предусматривать соответствующие участки для размещения автовокзалов, трамвайных, троллейбусных и автобусных парков и станций обслуживания автомобильного транспорта.

Пригородная зона

2.25.    Вокруг городов следует создавать пригородные зоны, необходимые для последующего развития этих городов, организации массового кратковременного и длительного отдыха населения, улучшения микроклимата, воздушного бассейна и санитарно-гигиенического состояния городов, а также удовлетворения их хозяйственных потребностей. Планировка пригородной зоны должна быть увязана с планировкой города, а система регулирования строительства в пригородной зоне должна быть подчинена требованиям планировки и застройки города.

2.26.    При планировке пригородной зоны организацию мест массового отдыха и мест лечебно-оздоровительного назначения следует предусматривать на удобных, здоровых и живописных территориях, а также учитывать потребности города в разных видах хозяйственного обслуживания и снабжения населения молочными продуктами, овощами и фруктами.

2.27.    При определении границ пригородной зоны следует учитывать резервные территории для последующего развития города, местные 2*

природные условия (леса, лесопарки, водоемы, рельеф местности и т.п.), существующие и предполагаемые к размещению места массового отдыха населения, трудовые и культурно-бытовые связи пригородных населенных мест с городом и между собой, расположение пригородных совхозов и колхозов, современное состояние и перспективы развития транспортных связей и др.

Границы пригородной зоны допускается принимать на расстоянии от центра города: для городов с населением более 1 млн. человек—до 60 км, для городов с населением 0,5—1 млн. человек —до 40 км, для городов с населением менее 0,5 млн. человек (исключая города, расположенные в пригородной зоне более крупного города) —до 20 км.

2.28. В пределах пригородной зоны следует размещать:

а)    лесопарки, загородные парки, заповедники, плодовые сады, питомники и другие виды зеленых насаждений;

б)    дома и городки отдыха, пансионаты, мотели и кемпинги, пляжи, физкультурные и спортивные сооружения и устройства, туристские, охотничьи, рыболовецкие базы, молодежные лагеря отдыха, пионерские лагеря, летние детские дачи, лесные школы и другие учреждения и устройства, предназначаемые для обслуживания отдыха населения;

в)    пригородные населенные пункты;

г)    лечебные учреждения и санатории (при наличии соответствующих природно-лечебных факторов);

д)    высшие и специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения;

е)    сельскохозяйственные предприятия;

ж)    транспортные устройства и сооружения (аэродромы, железнодорожные сортировочные станции и т. п.);

з)    электроподстанции и высоковольтные линии электропередачи;

и)    сооружения водопровода, канализации, очистки и др.

При соответствующем обосновании в пригородной зоне вне лесопаркового пояса допускается размещать:

промышленные предприятия, преимущественно непосредственно связанные с обслуживанием города, а также предприятия, имеющие технологическую связь с предприятиями, расположенными в городе, или использующие имеющиеся на территории зоны месторождения полезных ископаемых, при устранении отрицательного влияния предприятий на сани-


тарно-гигиенические качества зоны и на перспективы ее развития;

склады государственных резервов, базисные склады продовольствия, фуража, промышленных товаров, перевалочные базы, склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывоопасных и ядовитых веществ;

прочие сооружения, предназначаемые для обслуживания города и безвредные в санитарном отношении.

При отводе (выделении) участков для сельскохозяйственных предприятий и комплексов, транспортных устройств и сооружений, подстанций и высоковольтных линий электропередачи, сооружений водопровода, канализации и очистных сооружений необходимо учитывать требования п. 2.4 настоящей главы в отношении занятия под строительство сельскохозяйственных угодий.

Примечания: 1. Реконструкция существующих промышленных предприятий, расположенных в пригородной зоне, допускается без увеличения концентраций производственных вредностей.

2. Склады государственных резервов, базисные склады, склады взрывоопасных и ядовитых веществ, городские больницы, школы-интернаты, санатории, учреждения отдыха и пионерские лагеря круглогодичного использования надлежит размещать с учетом требований специальных норм.

2.29. Вокруг крупнейших и крупных городов следует предусматривать лесопарковый пояс шириной 5—10 км в зависимости от местных условий.

При отсутствии на территории пригородной зоны природных лесов, водоемов, необходимых для организации лесопаркового пояса, следует предусматривать создание новых лесных массивов и водоемов на землях, не используемых в сельском хозяйстве.

В пределах лесопаркового пояса не допускаются все виды строительства, за исключением отдельных зданий и сооружений, предназначаемых для массового отдыха, занятий физкультурой и спортом, зданий и сооружений, обслуживающих пригородное лесное и сельское хозяйство, железнодорожных и автомобильных подъездов к городу, подстанций и линий электропередачи.

Примечания: 1. В IV климатическом районе вместо лесопаркового пояса следует предусматривать садово-виноградные или другие посадки зеленых насаждений, размер территории которых устанавливается по местным условиям.

2. Для городов и других населенных мест, располагаемых в безлесных районах, при неблагоприятных климатических условиях следует пpeдvcмaтpивaть с наветренной стороны для ветров преим>щественного направления создание защитной полосы зеленых насаждений

шириной не менее: для крупнейших, крупных и больших городов — 500 м, для других городов и поселков — 100 м, а для сельских населенных мест — 40 м.

3. Для населенных мест в I климатическом районе и во ПА климатическом подрайоне, а также в местностях с часто повторяющимися ветрами скоростью более 6 м/секу вместо лесопаркового пояса, следует, где это возможно, устраивать ветро- и снегозащитные полосы зеленых насаждений шириной не менее 25 м с интервалами между полосами в 50—100 м, располагая полосы перпендикулярно направлению зимних ветров преимущественного направления, число полос должно быть не менее двух. В местностях, где нет условий для создания указанных полос, следует предусматривать ветро- и снегозащитные устройства и сооружения.

2.30.    Лесопарки, загородные парки и места массового отдыха населения следует, как правило, устраивать в лучших лесных массивах и наиболее живописных местах пригородной зоны по возможности вблизи водоемов, пригодных для водного спорта и купания.

Наиболее ценные в природном отношении места массового отдыха в пригородной зоне должны быть удобно связаны с городом, для чего следует использовать по возможности существующие автомобильные и железные дороги, а также водные пути.

Площадь территории лесопарков допускается принимать из расчета на одного жителя: для крупнейших и крупных городов — 200 м2, для больших городов — 100 м2 и для других городов — 50 м2.

2.31.    При планировке пригородной зоны следует предусматривать размещение и вместимость учреждений и мест массового отдыха исходя из расчетной численности населения города и пригородной зоны, демографического состава населения, климатических и санитарно-гигиенических условий.

2.32.    Дома отдыха, пионерские лагеря и санатории не следует размещать в непосредственной близости к местам массового отдыха. Между местами массового отдыха и санаториями необходимо предусматривать озелененные полосы шириной не менее 500 м.

2.33.    Учреждения отдыха следует располагать группами с объединением их единой системой обслуживания, инженерного оборудования и транспорта.

2.34.    Санатории и учреждения отдыха не допускается размещать с подветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к ближайшим промышленным предприятиям, теплоэлектроцентралям, очистным сооружениям городской канализации, полям ассенизации и ниже по течению реки относительно источников загрязнения водоемов.

2.35.    Размещение, планировка и застройка


населенных мест в пригородной зоне не должны приводить к загрязнению воздушного бассейна, рек и водоемов, почв и нарушению природной красоты ландшафта пригородной зоны.

2.36.    В пригородной зоне следует предусматривать устройство автомобильных дорог для въезда с автомобильных дорог общей сети СССР в город, минуя его центральную часть, а также возможность в необходимых случаях объезда города.

2.37.    Автомобильные дороги I и II категории и железнодорожные линии не должны пересекать территорий населенных мест.

Въезды и выезды из населенных мест на автомобильные дороги I и II категории следует предусматривать, как правило, без пересечений потоков транзитного транспорта в одном уровне.

Застройка автомобильных дорог I и II категории с двух сторон запрещается. Застройка с одной стороны дороги должна быть расположена не ближе 200 м, а в сельских населенных местах —100 м от края проезжей части дороги, с использованием этих полос для сельского хозяйства, в том числе для посадки одного ряда фруктовых деревьев и двух-трех рядов кустарников.

2.38.    Загородные туристические автомобильные, велосипедные и пешеходные дороги следует трассировать по наиболее живописным местам с учетом обеспечения удобного доступа к расположенным в пригородной зоне памятникам культуры, заповедникам и местам крупных исторических событий.

2.39.    При планировке пригородной зоны необходимо предусматривать мероприятия по инженерной подготовке территорий, намечаемых к использованию под застройку, и по улучшению санитарного состояния, озеленению и благоустройству всей территории зоны — расчистку русл и регулирование малых рек и водоемов, устройство прудов, осушение заболоченных территорий и др.

2.40.    Лучшие по своим природным качествам территории пригородной зоны, включая места исторических событий и участки памятников культуры, следует выделять в зону охраны ландшафта с режимом заповедника, обеспечивающим сохранение природной красоты и особенностей места и памятников.

При разработке и осуществлении мероприятий по охране природы на территории пригородной зоны следует руководствоваться законами союзных республик «Об охране природы».

3. ТЕРРИТОРИИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ И СКЛАДСКИЕ

Территории промышленных районов и сельских производственных зон

3.1.    Промышленные предприятия и связанные с ними транспортные, энергетические, складские и другие объекты следует размещать на территориях промышленных районов, а в седьских населенных местах — на территориях производственных зон.

Промышленные районы следует, как правило, проектировать исходя из общего количества трудящихся в районе не более 30 тыс. человек. Большая численность трудящихся в промышленном районе допускается в случае когда списочный состав работающих на основном предприятии и связанных с ним объектах превышает 30 тыс. человек.

Размещение промышленных предприятий должно соответствовать генеральному плану населенного места и требованиям «Положения о порядке выбора района и пункта строительства новых промышленных предприятий и об основных показателях технико-экономических обоснований размещения предприятий».

3.2.    На территории промышленного района следует размещать:

а)    промышленные предприятия, электростанции, линии электропередачи, склады, гаражи, инженерные сооружения, а также коммунально-бытовые учреждения и пожарные депо;

б)    подъездные железнодорожные пути, станции, грузовые причалы и пристани и другие транспортные сооружения для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок;

в)    улицы и дороги, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные связи;

г)    общественный центр района;

д)    предзаводские площади промышленных предприятий;

е)    зеленые насаждения.

Примечание. Линии электропередачи, входящие в общие энергетические системы, размещать на территории городских промышленных районов не допускается.

3.3.    В производственной зоне сельских населенных мест следует размещать: животноводческие, птицеводческие и звероводческие фермы; комплексные сооружения по приготовлению кормов; ветеринарно-лечебные учреждения; машинно-тракторные и ремонтно-механические мастерские; склады и тара-


жи; строительные и хозяйственные дворы; теплично-парниковые хозяйства; предприятия по первичной обработке и переработке продуктов сельского хозяйства; предприятия по производству строительных материалов и изделий; дороги и проезды, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные связи зоны.

3.4.    Предприятия промышленных районов (производственных зон) следует объединять в группы путем кооперирования основных и вспомогательных производств, создания общих энергетического, ремонтного и складского хозяйств, транспортных устройств, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей и сооружений, жилищного и общественного строительства и материально-технической базы строительства. Кооперирование следует предусматривать как между предприятиями района (зоны), так и с инженерными, транспортными и другими сооружениями и устройствами населенного места.

Примечание. Объединение промышленных предприятий следует производить в соответствии со схемой генерального плана группы предприятий.

3.5.    При размещении городских промышленных районов (зон) необходимо обеспечивать:

а)    наиболее благоприятные условия для производственной деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также трудовой деятельности населения;

б)    удобные транспортные и пешеходные связи между местами расселения трудящихся и местами приложения труда с устройством в пределах промышленных предприятий дорог (проездов), хорошо связанных с проходными пунктами и с городскими магистралями, а для предприятий с протяженностью территорий более 1,5—2 км предусматривать внутризаводской пассажирский транспорт;

в)    выполнение санитарных требований по предохранению воздушного бассейна, почв и водоемов от загрязнения производственными вредностями.

3.6.    Промышленные районы (производственные зоны), а также отдельные предприятия, выделяющие производственные вредности (газ, дым, копоть, пыль, неприятные запахи, шум), не разрешается располагать по отношению к ближайшему жилому району и местам массового отдыха с наветренной стороны для ветров преобладающего направления и надлежит отделять от жилых и общественных зда

ний санитарно-защитными зонами (разрывами).

Промышленные районы (производственные зоны) с предприятиями, вызывающими загрязнение поверхностных вод, следует размещать по течению реки ниже селитебных территорий и санаторно-курортных мест.

Примечание. Санитарно-защитной зоной следует считать территорию между местами выделения в атмосферу производственных вредностей и жилыми и общественными зданиями, расположенными в населенном месте.

3.7.    Выбор площадок для отдельных предприятий, отнесение предприятий к соответствующим классам в зависимости от выделяемых вредностей, указанных в п. 3.6 настоящей главы, технологического процесса, а также установление ширины санитарно-защитной зоны (разрыва) следует осуществлять в соответствии с требованиями глав СНиП II-M.1-62 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования», СНиП П-Н. 1-62 «Генерачьные планы сельскохозяйственных предприятий. Нормы проектирования» и «Санитарных норм проектирования промышлен ных предприятий» (СН 245-63).

Примечание. При определении предельно допустимых уровней звукового давления учреждения здравоохранения надлежит приравнивать к здравпунктам промышленных предприятий.

3.8.    В зависимости от характера производства и величины грузооборота промышленных предприятий, располагаемых на территории промышленного района (производственной зоны), надлежит предусматривать следующее размещение этих районов (зон):

а)    в удалении от селитебных территорий — районы (зоны), предназначенные для размещения предприятий, относимых по выделению производственных вредностей к I и II классу, а также для групп предприятий, которые могут создавать большие концентрации различных вредностей и оказывать особо неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения, а также на зеленые насаждения, независимо от грузооборота предприятий;

б)    около границ селитебной территории — районы (зоны), предназначенные для размещения предприятий, относимых по выделению производственных вредностей к III и IV классу, независимо от грузооборота, а также предприятий V класса и предприятий, не выделяющих производственных вредностей, но с


грузооборотом более 10 условных вагонов в сутки;

в) в пределах селитебной территории — районы (зоны), предназначенные для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, а также предприятий, относимых к V классу с неогнеопасными и невзрывоопасными процессами производства, не производящих шума, с грузооборотом менее 10 условных вагонов в сутки и без подъездных железнодорожных путей.

3.9.    При необходимости выделения участков для отвалов или отходов с учетом переработки или утилизации последних, такие участки надлежит располагать на неудобных для другого использования территориях за пределами площадок предприятий, населенных мест и охранных зон источников водоснабжения по согласованию с местными Советами, органами Государственного санитарного надзора и органами по использованию и охране водных ресурсов. При этом необходимо предусматривать соответствующие меры по предотвращению загрязнения отходами поверхностных и подземных вод.

Места для сбора и хранения отходов производства, содержащих возбудителей заболеваний, сильно действующие химические или радиоактивные вещества, не подвергшиеся предварительной нейтрализации, обезвреживанию и дезодорации, должны быть обеспечены санитарно-защитными зонами и устройствами, полностью исключающими загрязнение открытых водоемов, почвы, подземных вод и атмосферного воздуха, и изолированы от доступа посторонних лиц.

3.10.    Территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий должны быть благоустроены и озеленены.

Со стороны селитебной территории следует предусматривать полосу древесных насаждений шириной не менее 40% части зоны между жилыми и общественными зданиями и площадками промышленных предприятий и других объектов, размещаемых в пределах санитарнозащитной зоны.

При размещении в санитарно-защитной зоне производственных зданий и сооружений между жилыми, общественными зданиями и производственными зданиями и сооружениями должна быть предусмотрена полоса древесных насаждений шириной не менее 50 м. Ширина полосы насаждений может быть сокращена до 20 м при ширине санитарно-защитной зоны менее 100 м.

На территории зоны по согласованию с органами Государственного санитарного надзора допускается располагать питомники древеснокустарниковых растений, парниковые хозяйства, плодовые сады и огороды.

3.11.    В санитарно-защитной зоне между жилыми, общественными зданиями жилого района и промышленными предприятиями допускается размещать:

а)    промышленные предприятия, производственные здания и сооружения с меньшим классом вредности при условии, что между ними и жилыми и общественными зданиями будет сохранена требуемая для предприятий, зданий и сооружений с меньшим классом вредности санитарно-защитная зона;

б)    пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, склады (кроме продовольственных), административно-служебные здания, магазины, столовые, амбулатории и т. п., а также помещения для аварийного персонала и охраны предприятий по установленному списочному составу и, кроме того, стоянки для общественного и индивидуального автомобильного транспорта, обслуживающие трудящихся предприятий промышленного района.

Перечисленными выше предприятиями и другими объектами, размещаемыми на территории санитарно-защитной зоны, допускается занимать до 50% ее площади.

В санитарно-защитной зоне не разрешается размещать предприятия, производственные здания и сооружения с меньшим классом вредности в тех случаях, когда производственные вредности, выделяемые одним из предприятий, производственным зданием или сооружением, могут оказывать вредное воздействие на трудящихся или привести к порче оборудования, материалов и готовой продукции на соседних предприятиях.

Примечание. Возможность размещения в санитарно-защитной зоне иных объектов должна быть согласована с органами Государственного санитарного надзора.

3.12.    Планировку и застройку промышленного района (производственной зоны) как части населенного места надлежит решать с учетом градостроительных требований, вытекающих из планировки и застройки населенного места в целом, и увязки с планировкой прилегающих жилых районов, с системой улиц, дорог и инженерных сетей.

Планировка и застройка промышленного района (производственной зоны) должны обеспечивать:


а)    наиболее благоприятные условия для труда и для производственной деятельности предприятий;

б)    рациональное использование территории района (зоны) и отдельных промышленных площадок для нужд производства с наиболее высокими технико-экономическими показателями, в том числе коэффициентами застройки и использования территории;

в)    производственную взаимосвязь смежных предприятий и возможность размещения родственных производств или предприятий в блокированных зданиях;

г)    унификацию объемно-планировочных и строительных решений для предприятий и связанных с ними объектов;

д)    удобную планировочную и транспортную связь с другими районами населенного места;

е)    комплексное решение сети железнодорожных подъездных путей, автомобильных дорог, грузовых пристаней и причалов;

ж)    рациональное инженерное оборудование, благоустройство и озеленение территории района;

з)    возможность последующего расширения предприятий с выделением необходимых для этого резервных территорий;

и)    осуществление строительства по очередям и по единому плану.

3.13.    Для предварительного определения размеров территории промышленного района допускается принимать:

территории, занимаемые промышленными предприятиями и связанными с ними производственными и обслуживающими объектами, — 50—60%;

территории, занимаемые транспортными сооружениями и устройствами, — 7—10%;

общественные центры, научно-технические центры — 3—5%;

прочие территории, в том числе резервные и озелененные, — 30—35%.

3.14.    Промышленные предприятия с огнеопасными процессами производства, со складами легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и материалов, предприятия, на которых изготовляются или хранятся взрывчатые вещества, следует располагать за пределами населенного места в соответствии со специальными требованиями.

3.15.    Предприятия, более вредные в санитарном и более опасные в пожарном отношении, следует располагать в отдаленной от жилых районов части промышленного района и

с подветренной стороны относительно других предприятий.

3.16.    В промышленном районе следует предусматривать общие для групп промышленных предприятий:

специализированные и вспомогательные производства, в том числе литейные, кузнечные и тарное хозяйство;

ремонтное хозяйство (с приближением его к наиболее крупному предприятию в районе);

материально-техническую базу строительства;

энергетическое хозяйство, системы электро-тепло- и газоснабжения;

транспортное хозяйство (объединенные пункты примыкания к железнодорожным путям Министерства путей сообщения и автомобильным дорогам общего пользования, обменные парки, подъездные пути и обслуживающие устройства: депо, пункты технического осмотра, транспортно-ремонтные мастерские, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д.);

автомобильные дороги, автотранспортные и авторемонтные хозяйства;

инженерные сооружения (мосты, путепроводы, причальные устройства);

мероприятия по инженерной подготовке территории (понижение уровня грунтовых вод, укрепление оврагов, противооползневые сооружения, защиту от затопления и т. п.);

внешние инженерные сети и сооружения (водопровод, канализацию и др.);

водозаборные, канализационные и другие инженерные сооружения;

территории отвалов и предприятий по переработке и утилизации отходов и отвалов производства;

предзаводские площади; учреждения культурно-бытового и коммунального обслуживания, научные и административно-хозяйственные учреждения и учебные заведения.

Примечание. Организация транспортных хозяйств для отдельных предприятий района допускается в исключительных случаях, когда это вызывается особыми требованиями технологического процесса производства.

3.17.    На территории промышленного района (производственной зоны) рекомендуется предусматривать один или несколько общественных и научно-технических центров, имея в виду размещение в них общих для района зданий административных и общественных учреждений и организаций, учреждения здравоохранения (поликлинику, амбулаторию, аптеку


и др.), предприятия торговли и общественного питания, предприятия бытового обслуживания, стоянки для автотранспорта и т. п.

Общественные центры района должны быть связаны с магистралями для массового пассажирского транспорта.

3.18.    Транспортная схема промышленного района должна быть увязана с генеральным планом населенного места.

Для внешних перевозок сырья, топлива и продукции предприятий района (зоны) необходимо выбирать наиболее рациональный вид транспорта. При этом для предприятий, перевозка грузов которых может быть осуществлена безрельсовым транспортом, не следует проектировать железнодорожные пути.

Железнодорожные подъездные пути для предприятий допускается проектировать только в случаях прибытия и отправления грузов в вагонах общесетевого парка при общем грузообороте, как правило, не менее 10 условных вагонов в сутки, а также для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных и специальных грузов.

3.19.    Для группы предприятий или отдельных предприятий, обслуживаемых железнодорожным транспортом, необходимо обеспечивать:

а)    минимальную протяженность путей при соблюдении допустимых руководящих уклонов и радиусов кривых;

б)    возможность развития сети железнодорожных путей и станций в соответствии с перспективами развития данного промышленного района (зоны);

в)    экономичные примыкания подъездных железнодорожных путей отдельных предприятий к станциям и путям общего пользования;

г)    устройство железнодорожных вводов на территорию предприятия, как правило, со стороны расположения зданий и сооружений с наибольшим грузооборотом;

д)    наименьшее количество пересечений с другими путями сообщения, а при неизбежности пересечений — осуществление их в разных уровнях;

е)    рациональную очередность строительства станций, путей и сооружений.

3.20.    При реконструкции промышленных районов необходимо обеспечивать улучшение условий труда на предприятиях, санитарно-гигиенических условий в районе и на прилегающих территориях, упорядочение планировки и застройки района и его транспортных связей, улучшение кооперирования между предприя-3-994

тиями с объединением мелких производств и объектов обслуживания.

Необходимо предусматривать ликвидацию малодеятельных (менее 10 условных вагонов в сутки) подъездных железнодорожных путей, а также путей, пересекающих магистральные улицы и проходящих по жилым районам, набережным и местам отдыха.

3.21.    Для существующих промышленных предприятий, выделяющих производственные вредности и расположенных в пределах селитебной территории, необходимо предусматривать:

применение наиболее эффективных средств и установок по улавливанию или устранению производственных вредностей, а также применение более совершенной технологии производства для уменьшения количества выделяемых производственных вредностей;

изменение профиля производства с учетом размера существующей санитарно-защитной зоны;

создание для предприятий необходимых санитарно-защитных зон (разрывов) с выводом из них детских, лечебно-оздоровительных учреждений и жилых зданий.

Если не может быть обеспечено выполнение указанных выше требований, следует предусматривать ликвидацию или перемещение предприятий за пределы селитебной территории.

Территории складов

3.22.    Склады, предназначаемые для обслуживания городов, следует размещать вне селитебной территории в специально организуемых коммунально-складских районах.

Склады государственных резервов, лефте-перевалочные базы, склады первой группы легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; взрывоопасные склады и базисные склады сильно действующих ядовитых веществ; базисные склады продовольствия, фуража и промышленного сырья; лесоперевалочные базы, базисные склады строительных материалов; базисные склады, обслуживающие другие населенные места, надлежит размещать за пределами населенного места.

3.23.    На территории коммунально-складских районов допускается размещать склады торговые — общетоварные, специализированные и прочие.

3.24.    При реконструкции населенных мест необходимо предусматривать перемещение за пределы селитебной территории складов, не


— 18 —

СНиП II-K-2-62

отвечающих санитарным, противопожарными технологическим требованиям, если не представляется возможным и целесообразным приведение этих складов в соответствие с указанными требованиями.

3.25.    Нормы и расчетные показатели для складов, предназначаемых для обслуживания населенных мест, следует принимать по табл. 3 и 4.

Для предварительного определения размеров территории складов, предназначаемых для обслуживания населенных мест, допускается принимать 3—4 м2 территории на одного жителя.

Примечание. Для поселков и сельских населенных мест следует предусматривать централизованные склады для обслуживания группы населенных мест, располагая склады преимущественно в районных центрах, в пристанционных поселках или при отдельных центральных поселках сельских хозяйств.

3.26.    Площади участков складов на территории коммунально-складского района должны занимать не менее 60% площади района.

3.27.    Санитарно-защитные зоны (разрывы) между картофелехранилищами, овощехранилищами и жилыми и общественными зданиями в городах и поселках следует принимать не менее 50 м, а между открытыми складами угля, торфа и других пылящих материалов и

жилыми и общественными зданиями — не менее 300 м. Эти разрывы должны быть озеленены.

Таблица 3-

Нормы и расчетные показатели для общетоварных и специализированных торговых складов

Расчетные показатели на 1000 человек1

Площадь участка в м* на 1000 человек

Склады

при 9 м1 жило» площади на 1 человека

на перспективу

при 9 м‘ жилой плошали на 1 человека

на перспективу

I. Общетоварные:

Из расчета хранения товарных запасов на однодневную потребность населения:

а) продовольственных товаров

1,2 м2 площади складов

1,5 м" площади складов

2,4

3

б) промышленных товаров

2,4 м2 площади

3 м2 площади

4,8

6

складов

складов

2. Специализированные:

Независимо от сроков хранения:

а) холодильники распределительные (для хранения мяса, мясных продуктов, масла, животного жира, молочных продуктов, яиц и фруктов)

20 г

35 г

20

35

б) картофелехранилища

25 т

25 т

25

25

в) овощехранилища

40 т

40 г

80

80

1 См. п. 5 10 настоящей главы.

Примечание Размеры товарных запасов на соответствующие количества дней потребности населения для общетоварных складов устанавливаются министерствами торговли союзных республик.


Таблица 4

Площади земельных участков для прочих складов

Норма площади участков в М' на 1000 человек4

Склады

при 9 мЛ жилой площади на 1 человека

на перспективу

1. Строительных материалов (потребительские) ....

200

300

2. Угля, дров, торфа:

а) с преимущественным использованием угля . .

250

300

б) с преимущественным использованием дров . .

350

500

1 См. п. 5.10 настоящей главы.

Примечание. Площади участков для складов твердого топлива (при отсутствии центрального отопления в жилых домах) в I климатическом районе и во JIA климатическом подрайоне следует принимать с коэффициентом 1,5, а в IV климатическом районе — с коэффициентом 0,5—0,7.


3.28. Противопожарные разрывы от зданий и сооружений складов для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до жилых и общественных зданий должны быть:

от складов емкостью более

30 тыс. м3........ не    менее    200    м

от складов емкостью до

30 тыс. м3......... »    »    100    »

4. ТЕРРИТОРИИ ВНЕШНЕГО ТРАНСПОРТА

Общие указания

4.1.    Внешний транспорт следует проектировать как комплексную систему вместе с транспортом населенного места, обеспечивающую высокий уровень комфорта междугородных и пригородных сообщений, а также рациональность местных и транзитных грузовых перевозок.

При размещении вокзалов, подъездных путей и станций необходимо предусматривать обеспечение удобств для пересадок пассажиров внешнего и городского транспорта.

4.2.    В полосе отвода внешнего транспорта, а также в резервной зоне, отводимой для будущего развития сооружений и устройств внешнего транспорта, допускается строительство только транспортных зданий и сооружений.

Территории железнодорожного транспорта

4.3.    Железнодорожные вокзалы следует размещать со стороны основной части селитебной территории, обеспечивая удобные транспортные связи с центром населенного места и его жилыми и промышленными районами.

4.4.    Пассажирские станции следует проектировать преимущественно проходного типа.

Проектирование тупиковых пассажирских станций допускается в отдельных случаях, в зависимости от местных условий (расположение населенного места на берегу моря, в горных районах и т. п.), при соответствующих технико-экономических обоснованиях.

4.5.    На железнодорожных линиях с пригородным и внутригородским пассажирским движением следует предусматривать остановочные пункты вблизи крупных жилых районов, крупных предприятий, мест массового отдыха, спортивных центров и других мест массового посещения.

3*

4.6.    Пересадку пассажиров метрополитена на железнодорожный транспорт следует предусматривать с применением совмещенных платформ или коротких пешеходных переходов между платформами разного назначения.

4.7.    Новые сортировочные станции следует размещать за границами населенных мест с учетом требований специальных норм. Расширение существующих сортировочных станций в пределах селитебной территории не допускается.

В крупнейших и крупных городах, расположенных на главных железнодорожных магистралях, следует предусматривать обходные железнодорожные линии для пропуска транзитных грузовых поездов без захода в город.

В указанных городах не допускается размещать парки для резервного железнодорожного подвижного состава.

4.8.    Грузовые станции и грузовые дворы для навалочных и пылящих грузов следует размещать вне селитебной территории с приближением их к основным грузоотправителям и грузополучателям.

4.9.    Склады и площадки для навалочных грузов долгосрочного хранения, находящиеся на территории существующих грузовых станций, расположенных в пределах селитебных территорий, подлежат постепенному перемещению в коммунально-складские районы. Устройство новых складских зданий для долгосрочного хранения грузов на территории грузовых станций, расположенных в пределах селитебной территории, как правило, не допускается.

4.10.    Железнодорожные линии для грузовых перевозок и подъездные пути не допускается размещать в пределах жилых районов, мест лечебно-оздоровительного назначения и массового отдыха, если эти линии и пути не обслуживают указанные места.

4.11.    Железнодорожные линии и станции следует отделять от жилой застройки городов защитной зоной шириной не менее 100 м, а поселков — 50 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. Не менее 50% ширины защитной зоны должно быть озеленено. В защитной зоне допускается размещать автомобильные дороги, транспортные устройства и сооружения.

4.12.    Пересечения железных дорог общей сети со скоростными дорогами и магистральными улицами следует осуществлять в разных уровнях.

Развязки железнодорожных линий I, II и


УДК 711.4.001.2(063.75)

Глава II-K2-62 СНиП «Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования» разработана ЦНИИП градостроительства Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии госстроев союзных республик, ЦНИИЭП учебных зданий, ЦНИИЭП жилища, ЛенЗНИИЭП, КиевНИИП градостроительства, Гипрониисельхоза, Института санитарии и гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Академии коммунального хозяйства МКХ РСФСР, Гипрогора, Гипрограда, Мосгражданпроекта, Гипроторга, Союзспортпроекта и Гипропроса.

С введением в действие настоящей главы утрачивают силу глава П-В.1 СНиП издания 1954 г. и «Правила и нормы планировки и застройки городов» (СН 41-58).

Редакционная комиссия: Н. В. БАРАНОВ (председатель), А. О. КУДРЯВЦЕВ, Б. Д. ПЛЕССЕЙН, В. А. ШКВАРИКОВ.

Редакторы — инж. В. Д. НЕСОВ (Госстрой СССР), инж. Л. 3. КАПЛАН, арх. Д. В. КУЛАКОВ (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР), канд. архитектуры В. И. ЛУКЬЯНОВ (ЦНИИП градостроительства), инж. А. И. Лубнин (НТС Госстроя СССР).

3—2—4_

План 1 кв. 1965 г., № 3/4

ГОССТРОЙ СССР

СНиП И-К.2-62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования

* * *

Стройиздат Москва, Третьяковский проезд, д. 1 * * *

Редактор издательства Т. А. Дрозд Технический редактор В. М. Родионова Корректор Г. А. Лебедева

Сдано в набор 25/VII 1966 г.    Подписано    к печати 24/XI 1966 г.

Бумага 84x108*/™—2 бум. л.

6,72 уел. печ. л, (7,74 уч.-изд. л.)

Тираж 55000 экз. Йзд. № XI1-565. Зак. № 994. Цена41 коп.

Владимирская типография Главполиграфпрома Комитет-a по печати при Совете Министров СССР Гор. Владимир, ул. Победы, д. 18-6

III    категории между собой в разных уровнях следует предусматривать за пределами населенных мест, а железнодорожных линий

IV    категории — за пределами селитебной территории.

Территории водного транспорта

4.13.    При новых морских портах селитебная территория должна быть расположена в стороне от причальных линий порта. Территория порта должна быть улобно связана с населенным местом, а также с обшей сетью железных и автомобильных дорог.

4.14.    Между границами территорий морских портов и жилыми и общественными зданиями необходимо предусматривать разрывы:

не менее 100 м »    »    1000 »

»    »    300    »

от границ территории

порта .......

от границ рыбного района ........

от границ района перегрузки и хранения пылящих грузов . .    .    .

»    »    200 »

»    »    100 »

от резервуаров и сливо-наливных устройств в районах перегрузки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей: на складах I категории »    »    II    и    III    »

4.15.    Площадь береговой части морского порта для предварительных расчетов следует принимать на 1 пог. м причальной линии: при пирсовой системе 150—170 м2 и при линейной системе причалов 200—250 м2.

Примечание. В приведенные нормы не входят зоны судоремонтных заводов, судоподъемных сооружений и мастерских.

4.16.    Речные порты следует размещать за пределами селитебной территории и зон санитарной охраны основных водозаборных сооружений, как правило, по течению реки ниже жилой застройки с обеспечением удобного обслуживания железнодорожным и автомобильным транспортом.

4.17.    На территориях специализированных районов морского или речного порта от складов лесных материалов, твердого топлива, торфа, сена, волокнистых веществ и т. п. необходимо предусматривать разрывы до резервуаров и сливоналивных устройств не менее 100 м на складах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей I категории и 50 м — на складах II и III категории.

Районы речного порта, предназначенные для размещения складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны быть расположены ниже населенного места по течению реки на расстоянии не менее 300 м от участков, предназначаемых для использования реки населением, а также от пристаней, речных вокзалов, гидроэлектростанций, промышленных предприятий (в том числе судоремонтных заводов) и мостов. При невозможности размещения этих районов порта ниже по течению реки от указанных выше объектов допускается их размещение выше по течению реки от этих объектов на расстояниях не менее 5000 м для складов I категории и не менее 3000 м для складов II и III категории.

От границ рыбных районов портов следует предусматривать разрыв до жилых и общественных зданий не менее 1000 м.

На территории порта следует предусматривать съезды к реке и площадки для забора воды пожарными автомашинами.

4.18.    Площади береговой части речного порта для предварительных расчетов следует принимать на 1 пог. м причальной линии: для портов общего назначения — 250—300 м2, для пристаней — 100—150 м2, для специализированных портов (предназначенных для перегрузки массовых грузов с организацией баз долгосрочного их хранения) — 300—400 м2.

4.19.    Судоремонтные предприятия речного транспорта следует размещать вне селитебной территории, ниже по течению реки, с удалением от водозаборов и мест отдыха населения в соответствии с санитарными требованиями.

4.20.    При реконструкции портовых городов, в которых береговая полоса находится в ведении порта, следует предусматривать выходы к берегу реки или моря из центральной части города и его основных жилых районов через территорию порта, не занятую капитальными соооужениями.

4.21.    Между границами территорий морских или речных портов и жилыми и общественными зданиями необходимо предусматривать озелененный разрыв шириной не менее 50 л« с проездом общего пользования.

Территории внешнего автомобильного транспорта

4.22.    Пассажирские автовокзалы междугородных автомобильных дорог в крупнейших и крупных городах следует предусматривать вне центра города с обеспечением удобной связи с вокзалами других видов внешнего транспор-


3


Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


Строительные нормы и правила


СНиП II-K.2-62


Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования


Взамен главы П-В.1 СНиП издания 1954 г. и СН 41-58


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Нормы настоящей главы распространяются на проектирование новых, расширение и реконструкцию существующих городов и других населенных мест.

Примечания: 1. При проектировании населенных мест, наряду с требованиями настоящей главы, следует также руководствоваться требованиями других глав СНиП, нормативными и другими документами, перечень которых приведен в приложении 1.

2.    Нормы настоящей главы предназначаются для разработки проектов планировки и застройки населенных мест и не распространяются на определение конкретных объемов строительства и их финансирование, устанавливаемые в соответствии с народнохозяйственным планом.

3.    Госстрой союзных республик, Мосгорисполком и Ленгорисполком в случае необходимости могут издавать по согласованию с Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, органами Государственного санитарного надзора и органами Государственного пожарного надзора дополнительные указания к настоящей главе, учитывающие местные условия.

1.2.    Строительство новых, расширение и реконструкцию существующих населенных мест следует производить в соответствии с утвержденной в установленном порядке технической документацией.

1.3.    В целях дифференциации норм населенные места подразделяются на следующие группы:

Круп нейшие города ... с населением

более 500 тыс. чел.

Крупные    »    ...    с населением

от 250 до 500 тыс. чел.


Большие города . . .

с населением от 100 до 250 гыс. чел.

Средние » ...

с населением от 50 до 100 тыс. чел.

Малые » ... Поселки промышленные

с населением до 50 тыс 'чел.

и курортные......

с населением по местным условиям

Сельские населенные места

с населением более 5 тыс. чел.

с населением от 2 до 5 тыс. чел.

с населением от 1 до 2 тыс. чел. с населением до 1 тыс. чел.


1.4. Проектирование населенных мест следует производить на основе перспективных планов развития народного хозяйства с учетом размещения производительных сил и расселения, предусмотренных в проектах (схемах) районной планировки.

Новые промышленные комплексы и предприятия следует, как правило, размещать в малых и средних городах, имеющих благоприятные условия для развития промышленности и расселения. При этом не следует в указанных городах допускать сосредоточения промышленности, которое может привести к превращению их в крупные города с численностью населения более 300 тыс. чел.


Внесены

Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР


Утверждены

Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 7 мая 1966 г.


Срок введения 1 января 1967 г.


Примечание. Проекты планировки и застройки сельских населенных мест следует разрабатывать только при отнесении этих мест к категории перспективных поселков.

1.5.    В крупнейших и крупных городах строительство новых и расширение существующих промышленных предприятий и других объектов градообразующего значения не допускаются, за исключением предприятий и объектов, непосредственно связанных с обслуживанием населения и строительством города (коммунально-бытовых, пищевых, строительной индустрии и др.).

При технической необходимости и экономической целесообразности строительства новых промышленных предприятий и объектов градообразующего значения, имеющих производственные связи с данным городом, их следует размещать в образуемых для этой цели городах-спутниках.

Расширение промышленных предприятий и других объектов градообразующего значения в крупнейших и крупных городах может быть допущено только в тех случаях, когда это не вызывает увеличения численности градообразующих кадров города в целом.

1.6.    Сельские населенные места, подлежащие развитию и реконструкции, надлежит постепенно преобразовывать в населенные места городского типа с благоустроенными жилыми домами, коммунальным обслуживанием, бытовыми предприятиями, культурными и медицинскими учреждениями, а также с необходимым инженерным оборудованием и благоустройством территории.

1.7.    При планировке населенных мест следует комплексно решать социально-экономические, архитектурно-строительные, санитарно-гигиенические и инженерно-технические задачи с учетом очередности строительства населенного места и развития его на перспективу.

Перспективный срок строительства и развития городов и поселков следует принимать 25—30 лет, а для сельских населенных мест — 15—20 лет в соответствии с организационнохозяйственными планами.

Срок первой очереди строительства в соответствии с народнохозяйственными планами следует принимать 5 лет. При этом должна быть предусмотрена возможность дальнейшего развития населенного места с учетом использования территорий, прилегающих к населенному месту.

1.8* Планировка городов должна осуществляться совместно с планировкой их пригородных зон с учетом проекта (схемы) районной планировки, имея в виду использование территорий пригородных зон преимущественно для нужд городов.

1.9.    При проектировании населенных мест необходимо предусматривать создание наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения. При этом должны быть обеспечены:

а)    создание четкой планировочной структуры населенного места и зонирование территории по видам ее использования — для размещения промышленности, сельскохозяйственных производственных комплексов и других производственных и складских объектов, объектов внешнего транспорта, жилой застройки и отдыха населения;

б)    организация удобных и безопасных внешних транспортных связей и связей между всеми частями населенного места, а также максимальное снижение непроизводительных затрат времени на передвижение между ними;

в)    всестороннее обслуживание населения на основе размещения учреждений культурно-бытового обслуживания и отдыха, в том числе предприятий торговли, общественного питания, складов, плодоовощных баз и холодильников, в виде единой системы, охватывающей все части населенного места;

г)    уровень инженерного оборудования и благоустройства, способствующий созданию наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для жизни населения и производственной деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

д)    повышение экономической эффективности капитальных вложений путем наиболее целесообразного использования территорий, объединения промышленных предприятий в группы, применения рациональной в архитектурном и экономическом отношении этажности застройки, осуществления индустриального строительства зданий и сооружений, очередности осуществления строительства, комплекса мероприятий по инженерной подготовке, инженерному оборудованию и благоустройству территорий.

1.10.    Планировка и застройка населенных мест должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям в отношении прямого солнеч-


ного облучения, естественного проветривания в соответствии с природно-климатическими условиями, а также предусматривать проведение мероприятии по санитарной охране воздушного бассейна, водоемов и почв от производственных вредностей промышленных предприятий, по санитарной охране источников водоснабжения и мероприятий по ограничению шума от транспортных средств.

1.11,    Зеленые насаждения должны входить в состав всех зон населенного места и обеспечивать улучшение санитарно-гигиенических условий и формирование архитектурного облика населенного места. Парки, сады и скверы следует объединять в единую систему зеленых насаждений, связывая их между собой и с зелеными массивами пригородной зоны.

1.12,    Реконструкция существующих населенных мест должна обеспечивать всемерное улучшение условий труда, быта и отдыха населения, повышение архитектурных качеств планировки и застройки в соответствии с аналогичными условиями в новых районах.

При реконструкции населенных мест следует предусматривать мероприятия по улучшению их планировочной структуры, упорядочению размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, улучшению санитарно-гигиенических условий, созданию полноценных микрорайонов и жилых районов, постепенному разуплотнению (где это необходимо) сложившейся жилой застройки и выделению необходимых участков для размещения зданий культурно-бытового обслуживания и мест отдыха населения, а также мероприятия по улучшению транспортных связей.

1.13.    Строительство населенных мест следует осуществлять, как правило, индустриальными методами. Предприятия материально-технической базы строительства следует располагать за пределами селитебной территории.

1.14.    Планировка и застройка населенных мест должны обеспечивать создание выразительной объемно-пространственной композиции всего населенного места и его отдельных частей. В архитектурном облике населенного места следует учитывать значение этого места, природные особенности и окружающий ландшафт.

В объемно-пространственной композиции застройки, особенно городских и других центров, следует создавать законченные архитектурные ансамбли.

2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ НАСЕЛЕННОГО МЕСТА И ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ

Определение перспектив развития населенного места и расчетной численности населения

2.1.    Перспективы развития населенных мест следует определять на основе планов развития народного хозяйства с учетом проектов (схем) районной планировки и предложений плановых органов, министерств и ведомств, а также наличия резервных территорий, местных демографических и других особенностей.

Перспективы развития сельских населенных мест следует определять на основе планов развития и специализации сельскохозяйственного производства, а также намеченных в проектах (схемах) районной планировки сельскохозяйственных районов предложений по размещению производственных объектов и расселению в границах хозяйства и района.

2.2.    Население городов и других населенных мест, в зависимости от участия в общественном производстве и характера трудовой деятельности, следует относить к следующим группам:

градообразующей, состоящей из трудящихся предприятий, учреждений и организаций градообразующего значения;

обслуживающей, состоящей из трудящихся предприятий и учреждений культурно-бытового и коммунального обслуживания, административных и других учреждений, обслуживающих данное населенное место;

несамодеятельной, состоящей из детей дошкольного и школьного возрастов, пенсионеров, инвалидов и лиц, занятых в домашнем хозяйстве.

К предприятиям, учреждениям и организациям градообразующего значения относятся:

а) все промышленные, энергетические, сельскохозяйственные предприятия (совхозы, колхозы и др.) и склады, за исключением предприятий и складов, обслуживающих только жителей данного населенного места;


б)    предприятия, учреждения и устройства внешнего транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного и трубопроводного) ;

в)    административные, общественные и хозяйственные учреждения внегородского или внепоселкового значения;

г)    научно-исследовательские учреждения;

д)    высшие и специальные средние учебные заведения;

е)    строительно-монтажные и проектно-изыскательские организации;

ж)    курортные учреждения (санатории, дома отдыха), больницы и другие лечебные учреждения внегородского или внепоселкового значения.

Примечай и е. В состав градообразующих кадров включается весь педагогический и обслуживающий персонал и 50% учащихся высших и специальных средних учебных заведений (без учета учащихся вечерних и заочных учебных заведений), а также персонал курортных учреждений. В населенных местах, в которых высшие и специальные учебные заведения являются основными объектами градообразующего значения, в состав градообразующих кадров включается 100% учащихся.

2.3, Общую расчетную численность населения следует определять исходя из удельного веса градообразующей группы в общей численности населения, принимаемого в зависимости от народнохозяйственного профиля населенного места, возрастной структуры, профессиональной занятости, уровня обслуживания населения и других местных особенностей.

Для вновь строящихся населенных мест удельный вес градообразующей группы населения рекомендуется принимать в пределах 25—35% на перспективный срок и 33—38% на первую очередь строительства.

Для реконструируемых городов удельный вес градообразующей группы населения следует определять по расчету в соответствии с методическими указаниями, приведенными в приложении 2.

Примечай и я: 1. Для новых населенных мест, располагаемых во вновь осваиваемых районах, удельный вес градообразующей группы населения на первую очередь строительства допускается повышать при соответствующем обосновании до 40%

2. Для сельских населенных мест при определении расчетной численности населения следует исходить из максимального вовлечения трудоспособного населения в общественное производство.

Выбор территории для строительства нового и развития существующего населенного места

2.4. Выбор территории для строительства нового и развития существующего населенного места следует производить исходя из рационального размещения мест труда, проживания и отдыха населения на основе изучения и анализа естественных условий территории и сравнения вариантов по технико-экономическим, санитарно-гигиеническим и архитектурно-планировочным показателям.

Территории для строительства новых и развития существующих населенных мест следует выбирать, как правило, не занимая лесные угодья (кроме северных районов), земли, пригодные для сельскохозяйственного производства, поливные и осушенные земли, а также садовые участки и плантации ценных технических культур.

Размещение новых и развитие существующих населенных мест и промышленных предприятий на территориях, занятых ценными сельскохозяйственными угодьями, поливными и осушенными землями, пашнями, лугами, садами и плантациями ценных технических культур, допускается только в виде исключения и в порядке, установленном советами министров союзных республик.

При необходимости размещения строительства на указанных территориях надлежит производить экономическую оценку их по сравнению с такой же оценкой территорий, примыкающих к населенному месту, но относимых к малопригодным или непригодным для строительства (без проведения специальных мероприятий по инженерной подготовке).

Следует отдавать предпочтение освоению малопригодных или непригодных территорий в тех случаях, когда первоначальные расходы на освоение их не превысят размеров компенсации, подлежащей выплате колхозам или совхозам, на освоение новых земель для сельскохозяйственного использования взамен земель, отводимых под строительство.

В случаях необходимости компенсировать затраты колхозов и совхозов на производство подготовительных работ по приведению новых участков в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования (раскорчевка, осушение, орошение, ликвидация эрозии почвы и др.), взамен изъятых у колхозов и совхозов для строительства населенных мест, эти затраты следует определять по методологии, устанавливаемой Министерством сельского хозяй-


Характеристнка природных условий территорий по степени пригодности для жилищного, общественного, промышленного и сельскохозяйственного производственного строительства

Таблица 1

Степень пригодности территорий

Приролные условия

пригодные

ограниченно пригодные

непригодные

1. Рельеф:

а) для жилищного

С уклоном от 0,5 до

С уклоном менее 0,5%; от

С уклоном более 20%, а в

и общественного строительства

10%

10 до 20%, а в горных местностях до 30%

горных местностях более 30%

б) для промыш-

С уклоном от 0,3 до

С уклоном менее 0,3% и

Без уклона, а также с общим

ленного и сельскохозяйственного производственного строительства

3%

от 3 до 5%

уклоном более 5% (за исключением случаев, допускаемых технологическим процессом производства)

2. Грунты

Допускающие возведение зданий и сооружений без устройства искусственных оснований и сложных фундаментов

Требующие устройства экономически целесообразных искусственных оснований и сложных фундаментов для зданий и сооружений

Требующие устройства особо сложных искусственных оснований и фундаментов

3. Грунтовые воды

Допускающие строительство без проведения работ по понижению уровня грунтовых вод или без устройства гидроизоляции

Требующие экономически целесообразного понижения уровня грунтовых вод, устройства гидроизоляции или проведения противокоррозионных мероприятий

Требующие проведения особо сложных инженерных мероприятий по понижению уровня грунтовых вод

4. Заболоченность

Без заболоченности или допускающие возможность осушения территории простейшими методами

Требующие выполнения экономически целесообразных специальных работ по осушению

Значительные заболоченности, торфяники слоем более 2 м

5. Затопляемость:

а) для жилищного

Незатопляемые павод-

Затопляемые более чем

Затопляемые более чем на

и общественного

ками 1%-ной обеспе-

на 0,5 м паводками 1%-ной

0,5 м паводками 4%-пой обес-

строительства

ценности (повторяемостью 1 раза в 100 лет)

обеспеченности (повторяемостью 1 раз в 100 лет) и незатопляемые паводками обеспеченности от 1 до 4 % -нон (повторяемостью 1 раз в 25 лет)

печенное ги (повторяемостью 1 раз в 25 лет)

б) для промыш-

Незатопляемые павод-

Затопляемые более чем

Затопляемые паводками бо-

ленного и сельскохозяйственного производственного строительства

ками 1%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 раз в 100 лет) для предприятий большого народнохозяйственного и оборонного значения; для остальных предприятий — 2%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 раз в 50 лет); для предприятий с коротким сроком эксплуатации (10—15 лет) — 10%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 разе 10 лет)

на 0,5 м паводками, указанными в графе для пригодных территорий, требующие проведения экономически целесообразных мероприятий по инженерной подготовке территорий

лее частой повторяемостью

— 8 —

СНнП II-K.2-62

ства СССР по согласованию с Госстроем СССР и Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР.

Примечания: 1. Выбор территории для расселения трудящихся вновь строящихся промышленных предприятий следует производить одновременно с выбором территории для этих предприятий.

2.    Выбор территории для населенных мест-курортов следует производить на основе использования природных (бальнеологических и климатических) факторов местности, благоприятных для лечения и отдыха.

3.    При размещении населенных мест в нижнем бьефе гидротехнических сооружений следует руководствоваться специальными указаниями.

2.5. Территории для строительства нового или расширения существующего населенного места должны иметь:

а)    размеры, достаточные для размещения всех видов строительства, с учетом перспективного развития населенного места;

б)    благоприятный рельеф, допускающий возможность строительства зданий и сооружений, устройства улиц и дорог, отвода поверхностных вод, при наименьших объемах земляных работ;

в)    грунты, допускающие строительство зданий без устройства дорогостоящих оснований, и почвы, пригодные для произрастания зеленых насаждений;

г)    благоприятные условия для устройства водоснабжения, канализации и орошения (в районах Средней Азии).

Оценку территории по степени ее пригодности для размещения жилищного, общественного, промышленного и сельскохозяйственного производственного строительства следует производить согласно табл. 1.

2.6.    Размещение зданий, сооружений и других устройств не допускается:

а)    над местами залегания полезных ископаемых (угля, руды и др.), имеющих промышленное значение, и в зонах обрушения горных выработок и карьеров, а также ближе 100 м от контуров и отвалов пород;

б)    в первом и втором поясах зоны санитарной охраны источников водоснабжения, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством;

в)    в первом и втором поясах зоны санитарной охраны курортов, кроме строительства зданий и сооружений, относящихся к курортам;

г)    на участках, загрязненных вредными для здоровья населения органическими и радиоактивными отбросами, до истечения срока, установленного органами Государственного санитарного надзора;

д)    на территориях археологических и других заповедников, а также охранных зон памятников культуры (архитектуры, искусства, истории и археологии);

е)    на участках, расположенных в зонах интенсивного воздействия селевых потоков, снежных лавин, активных оползней и карста.

Примечание. Размещение зданий, сооружений и других устройств над местами залегания полезных ископаемых или в зонах санитарной охраны может быть разрешено в исключительных случаях, по согласованию с органами Госгортехнадзора или Государственного санитарного надзора — по принадлежности.

Функциональная организация территории

2.7.    Территорию населенного места по назначению следует делить на следующие зоны:

а) промышленную (а в сельских населен-

Продолжение табл. I

Степень пригодности территорий

Природные условия

пригодные

ограниченно пригодные

непригодные

6. Оползни, карст и овраги

Отсутствуют

Имеются недействующие и действующие активные оползни, карст, овраги, требующие выполнения несложных экономически целесообразных инженерных мероприятий

Имеют значительное распространение действующие оползни, карст н овраги, требующие выполнения сложных инженерных мероприятий

Примечание. При выборе территории для промышленного строительства следует дополнительно учитывать требования главы СНиП 11-М.1-62 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования», а для сельскохозяйственного производственного строительства — требования главы СНиП Н-Н.1-62 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Нормы проектирования». В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г следует руководствоваться табл. 2 к п. 1.8 «Указаний но проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне» (СН 353-66).



ных местах — производственную)—для размещения промышленных, энергетических, сельскохозяйственных производственных предприятий и связанных с ними транспортных и других объектов;

б)    селитебную — для размещения жилых районов, микрорайонов, общественных зданий и сооружений;

в)    коммунально-складскую — для размещения складов, гаражей, трамвайных и автобусных парков, автобаз и т. п., предназначаемых для обслуживания населенных мест;

г)    внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений, вокзалов, станций, портов, пристаней и др.;

д)    мест отдыха населения, располагаемых в границах населенного места.

Кроме указанных зон, следует предусматривать участки для размещения санитарнотехнических устройств, подсобных хозяйств, питомников, кладбищ и т. п.

В населенных местах-курортах, кроме того, выделяется курортная зона, в которой размещают лечебно-курортные учреждения, учреждения отдыха и туризма, детские здравницы и учреждения обслуживания.

Примечания: 1. При размещении промышленных предприятий, не оказывающих неблагоприятного воздействия на условия жизни и отдыха населения, допускается создание комплексных селитебно-промышленных районов.

2. В сейсмических районах разделение территории на зоны следует производить с учетом сейсмического микрорайонирования территории при преимущественном использовании под застройку участков с меньшей сейсмичностью.

2.8.    Селитебную зону не следует располагать с подветренной стороны для ветров преобладающего направления, а также ниже по течению рек по отношению к промышленным предприятиям, неблагоприятно воздействующим на санитарно-гигиенические условия жизни населения. Преобладающее направление ветров следует принимать по средней розе ветров летнего и зимнего периодов года на основе многолетних наблюдений ближайших метеорологических станций с учетом указаний главы СНиП II-A.6-62 «Строительные климатология и геофизика. Основные положения проектирования».

2.9.    Промышленные районы (производственные зоны) следует располагать с учетом организации удобных транспортных связей с местами расселения трудящихся, занятых на предприятиях района, рациональных условий обслуживания предприятий внешним и внутри-2-994

городским транспортом (не расчленяя при этом промышленные районы города транзитными железнодорожными путями и автомобильными дорогами I и II категории), обеспечения благоприятного развития прилегающих селитебных территорий, свободного выхода к зеленым массивам и водоемам.

2.10.    Коммунально-складскую зону следует размещать вне селитебной территории преимущественно на ограниченно пригодных для строительсп а землях, по возможности приближая к городским промышленным районам.

2.11.    Отдельные промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и учебные заведения крупнейших и крупных городов при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается размещать в городах-спутниках.

Исходя из численности населения основного города и его народнохозяйственного значения численность населения города-спутника рекомендуется принимать не более 100 тыс. чел.

При выборе территории для размещения городов-спутников следует учитывать, что затраты времени для связи с основным городом при современных видах общественного транспорта не должны превышать 1 ч.

2.12.    Баланс территории населенных мест следует составлять по современному состоянию, на первую очередь строительства и на перспективный срок (применительно к формам, приведенным в приложениях 3 и 4).

2.13.    В планировке и застройке населенных мест надлежит учитывать памятники культуры, имеющие научное, историческое или архитектурно-художественное значение и состоящие под охраной государства. Вокруг памятника или группы памятников культуры следует предусматривать по согласованию с органами охраны памятников культуры охранную зону и зону регулирования застройки.

Возведение новых зданий и сооружений в пределах охранной зоны без особого разрешения органов охраны памятников культуры не допускается.

Сеть улиц, дорог и организация транспорта

2.14.    Сеть улиц и дорог, ее развитие и реконструкция, выбор необходимых видов общественного транспорта и его организация должны обеспечивать быстрое, безопасное и удобное передвижение населения при минимальной затрате времени для связи между жилыми