ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ШИНЫС РЕГУЛИРУЕМЫМ ДАВЛЕНИЕМ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 13298-90
Издание официальное
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
УДК 629.114.012.55:006.354 Группа Л62
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ШИНЫ С РЕГУЛИРУЕМЫМ ДАВЛЕНИЕМ
Технические условия
Tyres with regulated pressure. Specifications
ОКП 25 2114
Дата введения 01.07.91
Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины (покрышку, камеру и ободную ленту) с регулируемым давлением, предназначенные для эксплуатации на автомобилях высокой проходимости преимущественно в условиях бездорожья, на мягких грунтах, а также на дорогах всех категорий во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от минус 60 до плюс 55 °С.
Настоящий стандарт не распространяется на шины радиальной конструкции и бескамерные.
Обязательные требования к продукции, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды, изложены в пп. 1.2.3, 1.2.5, 1.3.2, 1.3.3, 1.3.5, 1.5 настоящего стандарта для шин, эксплуатируемых со скоростью 80 км/ч и выше.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Шины должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
★
q © Издательство стандартов, 1990
© ИПК Издательство стандартов, 1997 Переиздание с Изменениями
ГОСТ 13298-90 С. 2
1.2. Основные параметры и размеры
1.2.1. Термины и определения основных параметров и размеров шин — по ГОСТ 22374.
1.2.2. Шины должны иметь рисунок протектора повышенной проходимости.
1.2.3. Обозначения, основные параметры и размеры шин приведены в табл. 1.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.2.4. Шины с регулируемым давлением изготовляют двух типов: обычного профиля и широкопрофильные.
Шины обычного профиля имеют дюймовое обозначение, широкопрофильные — миллиметровое.
Примеры условных обозначений:
Шина обычного профиля 12,00—18, где 12,00 — условная ширина профиля;
18 — условный посадочный диаметр обода. Широкопрофильная шина 1300x530—533, где 1300 — условный наружный диаметр;
530 — условная ширина профиля;
533 — условный диаметр обода.
Камера 12,00—18,
где 12 — условная ширина профиля соответствующей покрышки;
18 — условный диаметр обода.
Ободная лента 205—457, где 205 — ширина ленты;
457 — условный диаметр обода.
1.2.5. Нормы эксплуатационных режимов приведены в табл. 2.
1.2.6. На труднопроходимых участках пути допускается кратковременное снижение внутреннего давления. При этом максимальный пробег и максимальная скорость не должны превышать значений, указанных в табл. 3.
1.2.7. Допускается увеличение размеров новых шин от указанных в табл. 1:
по ширине профиля за счет рисок, ребер и применяемых материалов — до 3 % включительно;
по наружному диаметру и статическому радиусу — до 1,5 % включительно от номинала.
В эксплуатации допускается увеличение ширины профиля, указанной в табл. 1, до 4 % включительно, и при применении нетермо-обработанного корда — до 8 % включительно.
1.2.8. При механическом повреждении шины при размере сквозного отверстия не более 8 мм шина должна сохранять работоспособ-
Обо мочение шины |
Норма
елейности |
Обомичение
обола |
Суммарная ширина двух бортов (в поперечном сечении). мм |
12.00-18 |
8 |
465-228
(228Г-457) |
72*3 |
13.00-18 |
8 |
465-228 (228 Г-457) |
7013 |
12.00-20 |
8 |
514-228
(228Г-508) |
72±3 |
14,00-20 |
10 |
515-254
(254Г-508) |
8014 |
16.00-20 |
10 |
515-292 (292- 508) |
82*4 |
1200x600- 508 |
10 |
514—400
(400Г-508) |
— |
1220x400-533 |
10 |
533-310
(310-533) |
— |
1300x530-533 |
12 |
533-440
(440-533) |
— |
1500x600-635 |
10
14 |
500-635 |
— |
1600*600-685 |
24 |
500-685 |
- |
Таблица I |
Рдгмеры шины, мм |
Масса шины. кг. ие боасе |
Наружный л на метр |
Ширина профиля, ие более |
Статический
радиус |
6е> ободной ленты |
с ободной лентой |
108418 |
337 |
505*5 |
72,0 |
75.0 |
1132±8 |
351 |
525*5 |
78.0 |
- |
114218 |
335 |
53015 |
82.0 |
85.0 |
1260110 |
390 |
58315 |
115.0 |
120.0 |
1384*10 |
460 |
63215 |
158.0 |
165.0 |
1177115 |
481 |
54017 |
1Ш) |
1Ш |
1200115 |
418 |
56017 |
— |
112.0 |
1280115 |
525 |
58517 |
152.0 |
160.0 |
1500115 |
610 |
68O1IO |
|
221Д
240.0 |
1590115 |
600 |
725110 |
~ |
310.0 |
|
Продолжение табл I |
Обозначение
шины |
Обозначение
камеры |
Размеры камеры, мм |
Обозначение
ободной
ленты |
Размеры ободной ленты. |
ММ |
Длина внутреи-ней полуокружности плоскосложен ной камеры |
Ширима
плоско-
сложен
ной
камеры |
Двойная толщина стенки, ие менее |
Длина
ленты.
сложен
ной
вдвое |
Ширина |
Толщина средней части ленты |
Толщина по кромке, не бблее |
а беговой части |
а баи-лаж мой части |
12,00-18 |
12,00-18 |
730 |
378 |
5.5 |
5.5 |
205-457 |
740 |
205 |
7.5*1 |
2.0 |
13,00-18 |
13,00-18 |
735 |
410 |
5.5 |
5.5 |
_ |
— |
— |
_ |
— |
12,00-20 |
12,00-20 |
810 |
368 |
5.5 |
5.5 |
205-508 |
830 |
205 |
7.5±1 |
2.0 |
14.00-20 |
14,00-20 |
807 |
440 |
6.0 |
7.0 |
300-508 |
830 |
300 |
7.5*1 |
2.0 |
16,00-20 |
16,00-20 |
825 |
515 |
6.0 |
6.0 |
340-508 |
830 |
340 |
7.5*1 |
2.0 |
1200*600- 508 |
1200*500- 508 |
810 |
508 |
7.0 |
8.5 |
475-508 |
830 |
475 |
7.5*1 |
2.0 |
1220*400-533 |
1220*400- 533 |
840 |
440 |
7.0 |
8.0 |
340- 533 |
855 |
340 |
8.0*1 |
2.0 |
1300*530-533 |
1300*530- 533 |
835 |
580 |
5.5 |
5.5 |
475-533 |
830 |
475 |
7.5*1 |
2.0 |
1500*600-635 |
1500*600-635 |
1045 |
645 |
5.0 |
5.0 |
525-635 |
1010 |
525 |
7.5*1 |
2.0 |
1600*600-685 |
1600*600-685 |
1080 |
640 |
5.0 |
5.0 |
510-685 |
1060 |
510 |
7.5*1 |
2-0 |
|
Примечания:
1. Нормы суммарной ширины бортов нс распространяются на шины, эксплуатируемые на ободах без распорных колеи.
2. Для шин 12,00—18, эксплуатируемых на автомобилях старых марок, допускается применять ободья 9x18. 8.0РВ-18. 8.SPB-I8, 203СУ-457 (8.00СУ-18).
3. Ободные ленты шин 12.00—18, 12,00— 20, 14,00— 20, 16,00—20, 1200*500— 508 применяют на ободьях с тороидальными полками.
4. По согласованию изготовителя с потребителем допускается утолщение оболной ленты по месту вентильного отверстия.
5. Размеры камер и ободных лент я&тяются справочными. Дтина внутренней полуокружности плоскосложенной камеры и длина ободной ленты, стоженной вдвое, ширина плоскосложенной камеры и ширина ободной ленты обеспечиваются пресс-формой.
Таблица 2 |
Обомочение шины |
Норма сдой н ости |
Максимально допускаемая НЭГру»-ка на шину, при которой не допускается снижение дажтеиия при движении по бездорожью. Н (кгс) |
Давление в шине, соответствующее максимально допускаемой нагрузке. МПа (кгс/см:) |
Максимальная скорость движения по усовершенствованным дорогам, км/ч |
Максимально допускаемая нагру )-ка на шину, при которой допускается снижение давления при движении по бездорожью. Н (кгс) |
Давление в шине, соответствующее максимально допускаемой нагрузке на шину, при которой допускается снижение давления при движении по бездорожью.
МПа (кгс/см-) |
12,0-18 |
8 |
18142 (1850) |
0.34 (3.5) |
80 |
15691 (1600) |
0.29 (3.0) |
13,00-18 |
8 |
18829 (1920) |
0.29 (3.0) |
100 |
18142 (1850) |
0.27 (2.8) |
12,00—20 |
8 |
21575 (2200) |
0.41 (4.2) |
80 |
18142 (1850) |
0.29 (3.0) |
14.00— 20
16.00- 20
1200<500—508 |
10 |
28047 (2860) |
0.38 (3.9)* |
85 |
24517 (2500) |
0.31 (3.2)— |
10
10 |
|
“* |
70
80 |
24517 (2500) 32362 (3300) |
0.25 (2.5) 0.39 (4.0) |
1220*400—533 |
10 |
26164 (2668) |
0.34 (3.5) |
85 |
25595 (2610) |
0.31 (3.2) |
1300*530-533 |
12 |
— |
|
80 |
39227 (4000) |
0.39 (4.0) |
1500*600-635 |
10 |
— |
— |
65 |
49033 (5000) |
0.35 (3.6) |
1500*600-635 |
14 |
61292 (6250) |
0.44(4.5) |
65 |
56388 ( 5750) |
0.37 (3.8) |
1600*600-685 |
24 |
|
— |
45 |
77473 (7900) |
0.43 (4.4) |
|
С. 5 ГОСТ 13298-90 |
Примечание. При эксплуатации шин 14,00—20 в режимах, отмеченных знаками ••• и ••••, на асфальтобетонном покрытии в изношенном состоянии, шоссе с булыжным, щебеночным и гравийным покрытием, а также на указанных грунтовых и снежных дорогах допускается:
для шин, эксплуатируемых при максимальной нагрузке 28047 (2860) Н (кгс), — максимальная скорость не более 60 км/ч;
для шин, эксплуатируемых при максимальной нагрузке 24517 (2500) Н (кгс), — внутреннее давление снижать до 0,25 МПа (2.5 кгс/см2).
Таблица 3 |
|
|
|
Максимальный пробег • течение гарантийного срока службы шин. км |
|
Вил дороги |
Допускаемое сниженное давление. МПа (кгс/см*) |
9 > 5 5
и
£ I -
-ь и |
«О |
во |
2 |
2 |
2 |
S
3
я |
т
v>
I
я |
я
1
8
•
3 |
1500-600-
635 |
V3
3
1 |
|
8
гм |
8
п |
12.00-2 |
\
8
•» |
1
8
■6 |
•
8
гч |
нею |
HCI4 |
1 |
1 |
Тяжелые |
0.05 (0.5) |
15 |
600 |
|
600 |
600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
участки заболо- |
0.07 (0.7) |
15 |
— |
550 |
— |
— |
185 |
— |
|
— |
|
_ |
|
|
ченной местное- |
0.08 (0.8) |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ти, снежной ие- |
0.10(1.0) |
20 |
— |
|
— |
— |
— |
400 |
— |
100 |
100 |
— |
|
|
лнны и сыпучих |
|
25 |
800 |
800 |
800 |
800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
песков |
0.13(1.3) |
20
30 |
|
|
|
|
875 |
|
|
450 |
|
|
|
|
|
0.15(1.5) |
20
30 |
1400 |
1125 |
1400 |
1400 |
— |
1000 |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
0.16(1.6) |
IS
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
450 |
200 |
|
|
|
0.17(1.7) |
20 |
|
|
|
|
|
|
1000 |
|
|
|
|
|
|
0.20 (2.0) |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
450 |
|
|
|
0,30 (3.0) _ |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
650 |
Дороги всех |
В интервале от |
25 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
— |
— |
— |
750 |
типов на период |
наибольшего значе- |
30 |
— |
— |
— |
— |
— |
1000 |
1000 |
700 |
— |
— |
— |
подкачки шин |
ния допускаемого |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
700 |
700 |
|
|
посте тяжелых участков пути |
сниженного давления до давления, соответствующего максимально допускаемой нагрузке на шину, указанной в табл 2 |
40 |
1400 |
1000 |
1400 |
1400 |
1250 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. В период повышения давления в шине при въезде на дорогу с твердым покрытием рекомендуется остановить машину. |
ность на дистанции 50 км при условии соблюдения соотношения между давлением и скоростью, указанных в табл. 3.
1.2.9. Применение шин для новых марок автотранспортных средств — в соответствии с актом приемки или протоколом разрешения применения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Характеристики
1.3.1. Покрышки и камеры всех обозначений должны быть защищены от старения.
1.3.2. Камеры должны быть герметичными. Конструкция, тип и положение вентиля в камерах должны быть согласованы между изготовителем и потребителем.
1.3.3. Показатели внешнего вида должны соответствовать нормативно-технической документации. В покрышках не допускаются:
расслоения в каркасе, брекере и борте;
отслоение протектора и боковины;
гребень по протектору с выпрессовкой ткани;
запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя.
В камерах не допускаются наружные пористость стенок камеры и посторонние включения.
1.3.4. По физико-механическим показателям шины должны соответствовать нормам, указанным в табл. 4.
Таблица 4
Наименование
показателя |
Норма для шин обозначений |
12,00-18
13,00-18 |
12,00-20
14.00- 20
16.00- 20 1200x500—508 1220x400-533 1300x530-533 1500x600-635 1600x600-685 |
Протектор
покрышки |
Камера |
Ободная
лента |
Протектор
покрышки |
Камера |
Ободная
лента |
1. Условное напряжение при удлинении 300 %, МПа (кгс/см2): не менее не более |
6,4(65) |
5,9(60) |
|
6,9(70) |
5,9(60) |
|
ГОСТ 13298-90 С. 8
Продолжение таблицы 4 |
|
|
Норма для шин обозначений |
|
Наименование
показателя |
12,00-18
13,00-18 |
|
12,00-20
14.00- 20
16.00- 20 1200x500-508 1220x400-533 1300x530-533 1500x600-635 1600x600-685 |
|
Протектор
покрышки |
Камера |
Ободная
лента |
Протектор
покрышки |
Камера |
Ободная
лента |
2. Условная прочность при растяжении, МПа (кгс/см2), не менее |
14,7(150) |
13,7(140) |
7,8(80) |
17,6(180) |
13,7(140) |
7,8 |
3. Относительное удлинение при разрыве, %, не менее |
450 |
600 |
|
450 |
600 |
(80) |
4. Относительное остаточное удлинение %, не более |
|
40 |
|
|
40 |
|
5. Сопротивление раз-диру, кН/м (кгс/см), не менее |
49,0(50) |
39,2(40) |
|
63,7(65) |
39,2(40) |
|
6. Твердость, единицы по Шору А, не менее |
55 |
|
45 |
55 |
|
45 |
7. Истираемость м3/ТДж (см3/квт • ч), не более |
97,2(350) |
|
|
90,2(325) |
|
|
|
Продолжение таблицы 4 |
|
Норма для шин обозначений |
Наименование
показателя |
12,00—18
13,00-18 |
12,00-20
14.00- 20
16.00- 20 1200x500-508 1220x400-533 1300x530-533 1500x600-635 1600x600-685 |
|
Протектор
покрышки |
Камера |
Ободная
лента |
Протектор
покрышки |
Камера |
Ободная
лента |
8. Условная прочность при растяжении стыка камеры (при торцевой стыковке), МПа (кгс/см2), не менее |
|
|
6.9(70) |
|
|
6,9(70) |
|
9. Прочность связи резинового основания вентиля с металлическим корпусом, Н (кте), не менее |
|
|
98,1
(Ю,0) |
|
|
98,1
(10,0) |
|
10. Прочность связи резины камеры с резиновым основанием вентиля, кН/м (кгс/см), не менее |
|
|
1,47(1.5) |
|
|
1.47(1,5) |
|
|