Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

487.00 ₽

Купить ГОСТ 25478-91 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на грузовые и легковые автомобили, автобусы, автопоезда, находящиеся в эксплуатации, предназначенные для движения на автомобильных дорогах СССР общего пользования. Стандарт устанавливает: требования к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС) и их составных элементов в части, относящейся к обеспечению безопасности движения; предельно допустимые значения параметров АТС и их составных элементов в части, относящейся к обеспечению безопасности движения; методы проверки, используемые при контроле технического состояния АТС в эксплуатации. Стандарт не распространяется: на АТС, максимальная скорость которых, установленная предприятием-изготовителем, не превышает 25 км/ч; на АТС с двигателем, имеющие менее четырех колес, если их полная масса не превышает 1 т; на АТС с установленной нагрузкой на ось свыше 10 т.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Требования к техническому состоянию автотранспортных средств

2 Методы проверки

Приложение 1 (справочное) Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте

Приложение 2 (обязательное) Классификация автотранспортных средств

Приложение 3 (справочное) Схема тормозной диаграммы

Приложение 4 (обязательное) Методика пересчета нормативов тормозного пути для различной начальной скорости торможения автотранспортного средства

Приложение 5 (обязательное) Определение значения показателей эффективности торможения и устойчивости автотранспортных средств при торможении по результатам испытаний

Приложение 6 (справочное) Сводные таблицы

 
Дата введения01.07.1993
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2002
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

02.12.1991УтвержденКомитет стандартизации и метрологии СССР1851
РазработанТК 278 Безопасность дорожного движения
ИзданИздательство стандартов1992 г.

Motor vechicles. Requirements for technical condition, regarding to road safety. Methods of inspection

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПО УСЛОВИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

37 руб. БЗ 7-91/729

ГОСТ 25478-91

Издание официальное

КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР Москва

УДК 629.114:658.382.3:006.354    Группа    Д08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСТ 25478—91

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПО УСЛОВИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ Методы проверки

Motor vehicles. Requirements for technical condition regarding to road safety.

Methods of inspection

ОКП 45 000

Дата введения 01.07.93

Настоящий стандарт распространяется на грузовые и легковые -автомобили, автобусы, автопоезда, находящиеся в эксплуатации (далее — автотранспортные средства), предназначенные для движения на автомобильных дорогах СССР общего пользования.

Стандарт устанавливает:

требования к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС) и их составных элементов в части, относящейся к обеспечению безопасности движения;

предельно допустимые значения параметров АТС и их составных элементов в части, относящейся к обеспечению безопасности движения;

методы проверки, используемые при контроле технического состояния АТС в эксплуатации.

Стандарт не распространяется:

на АТС, максимальная скорость которых, установленная пред-приятием-изготовителем, не превышает 25 км/ч;

на АТС с двигателем, имеющие менее четырех колес, если их полная масса не превышает 1 т;

на АТС с установленной нагрузкой на ось свыше 10 т.

Издание официальное ★

© Издательство стандартов, 1992 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта СССР

^1000 кд — в направлении 3 ° вниз от положения верхней светотеневой границы.

1.4.13.    Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях.

1.4.14.    Сила света светосигнальных огней (фонарей) в направлении оси отсчета должна быть в пределах, указанных в табл. 6.

Таблица 6

Наименование огня

Сила света, кд

не менее

не более

Габаритные огни (в том числе верхние)

Передние

2

60

Задние

1

12

Сигналы торможения

С одним уровнем

20

100

С двумя уровнями

днем

ночью

20

5

520

80

Указатели

поворота

Передние

80

7010

Задние

С одним уровнем

40

200

С двумя уровнями

днем

ночью

40

110

400

100

1.4.15.    Сила света парных (передних или задних) фонарей автотранспортного средства одного функционального назначения не должна отличаться более чем в два раза.

1.4.16.    Габаритные огни и опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме.

1.4.17.    Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на соответствующие органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.

1.4.18.    Фонарь заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода.

1.4.19.    Указатели поворотов и боковые повторители указателей должны работать в проблесковом режиме со следующими параметрами:

частота следования проблесков должна находиться в пределах 90±30 проблесков в минуту (1,5±0,5) Гц;

время от момента включения указателей поворотов до появления первого проблеска не должно превышать 1,2 с;

соотношение длительности горения источника света ко времени цикла должно находиться в пределах 30 ... 75 %.

ГОСТ 25478—М С. 11

1.4.20.    Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхрон-ное включение всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме.

1.4.21.    Фонарь освещения номерного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями.

1.4.22.    Задние противотуманные фонари должны включаться при включенных габаритных огнях и работать в постоянном режиме.

1.5,    Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям вет~ рового стекла

1.5.1.    Автотранспортное средство должно быть оснащено предусмотренными конструкцией стеклоочистителями и стеклоомывате-лями ветрового стекла.

1.5.2.    Частота перемещения щеток по мокрому стеклу в режиме максимальной скорости стеклоочистителей должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту.

1.5.3.    Угол размаха щеток по мокрому стеклу на максимальной скорости стеклоочистителей должен быть не менее предусмотренного в технической и нормативно-технической документации.

1.5.4.    Щетки стеклоочистителей должны вытирать очищаемую зону не более чем за 10 двойных ходов для автобусов, и не более чем за 5 двойных ходов для других автотранспортных средств так, чтобы общая ширина невытертых полос по краям зоны очистки не превышала 10 % длины щетки. При этом стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла в количестве, достаточном для смачивания стекла.

1.6.    Требования к шинам и колесам

1.6.1.    Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

для легковых автомобилей — 1,6 мм;

для грузовых автомобилей — 1,0 мм;

для автобусов — 2,0 мм;

для прицепов и полуприцепов — тех же значений, что и для тягачей.

1.6.2.    Шины не должны иметь местные повреждения (пробои, порезы сквозные и несквозные), которые обнажают корд, а также

местные отслоения протектора.

Не допускается наличие инородных предметов между сдвоенными колесами.

1.6.3.    Давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, установленным Правилами эксплуатации автомобильных шин, утверждейными в установленном порядке, или значениям, установленным руководством по эксплуатации автотранспортного средства.

Для измерения давления воздуха в шинах и их подкачивания, сдвоенные -колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены.

Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.

1.6.4.    Автотранспортные средства должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями Правил эксплуатации автомобильных шин, утвержденными в установленном порядке, или в соответствии с руководством по эксплуатации автотранспортного средства.

Не допускается установка:

на одну ось автобусов, легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозо-стойких и неморозостойких;

на одну ось грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с различными типами рисунков протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких.

1.6.5.    На автотранспортных средствах не допускается установка;

шин, восстановленных по I классу, на передней оси междугородных автобусов;

шин, восстановленных по II классу, на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, на передней и средней осях немеждугородных автобусов;

шин, восстановленных по классу «Д», на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, на передней и средней осях автобусов, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов;

шин с отремонтированными местными повреждениями на передней оси автобусов, грузовых и легковых автомобилей.

1.6.6.    Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление момента их затяжки не допускается.

1.6.7.    Наличие трещин на дисках и ободьях колес не допускается.

1.7.    Требования к двигателю, его системам

1.7.1.    Предельно допустимое содержание токсичных веществ в отработавших газах автотранспортных средств с бензиновыми двигателями — по ГОСТ 17.2.2.03.

1.7.2.    Предельно допустимый уровень дымности отработавших газов автотранспортных средств с дизелями — по ГОСТ 21393.

1.7.3.    Система питания бензиновых и дизельных двигателей не должна иметь подтеканий топлива.

Запоры топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть в работоспособном состоянии.

ГОСТ 25478-9! С. 13

1.7.4.    Газовая система питания газобаллонных автотранспортных средств должна быть герметична. Не допускается использование на газобаллонных автотранспортных средствах баллонов с истекшим сроком периодического их освидетельствования.

1.7.5.    Элементы и соединение в системе выпуска отработавших газов должны находиться в исправном состоянии.

1.8. Требования к прочим элементам конструкции.

1.8.1.    Автотранспортное средство должно быть оборудовано предусмотренными конструкцией зеркалами заднего вида, стеклами, 'звуковым 1СИ1ГШЛОМ, лротл1В|ОС,олнечны1МИ козырьками (шторами).

На автопоезде в составе тягача и двух или более прицепов (полуприцепов) с правой стороны кабины должны быть установлены дополнительные зеркала заднего вида, обеспечивающие видимость дороги в зоне колес наиболее удаленной оси прицепа (полуприцепа) при повороте автопоезда на угол 90° с наружным габаритным радиусом 12,5 м.

Примечание:

Допускается применение зеркал заднего вида, обеспечивающих большие зоны обзорности, чем предусмотрены в технической и нормативно-технической документации.

1.8.2.    Наличие трещин на ветровых стеклах автотранспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя не допускается.

1.8.3.    Не допускается использовать дополнительные предметы или наносить покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол и влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.

Примечания:

1.    В верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов может прикрепляться полоса прозрачной цветной пленки шириной не более 1410 мм. Для автотранспортных средств категорий М3, N2, N3, допускается увеличение ширины пленки до размера, не превышающего минимальное расстояние между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Допускается применять тонированные стекла, светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727.

2.    При наличии жалюзи и штор на задних стеклах легковых автомобилей необходимо наружные зеркала устанавливать с обеих сторон.

3.    На боковых и задних окнах автобусов допускается применение занавески.

1.8.4.    Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сиденья водителя и пассажира, аварийный выключатель на автобусах, аварийные выходы автобусов и устройства приведения их в действие, привод управления дверями, сигнализация работы дверей и сигнал требования остановки, звуковой сигнал, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонное устройство должны быть в работоспособном состоянии.

1.8.5.    Аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования.

С. 14 ГОСТ 25478-91

Не допускается оборудование дополнительными элементами конструкции салона автобуса, ограничивающими свободный допуск к аварийным выходам.

1.8.6.    Спидометровое оборудование, а также предусмотренные конструкцией автотранспортных средств тахографы должны находиться в работоспособном состоянии и быть опломбированы в установленном порядке ( кроме автотранспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам).

1.8.7.    Детали подвески и карданной передачи автотранспортных средств не должны иметь ослабления момента затяжки.

Рессоры автотранспортных средств не должны иметь разрушений коренного листа.

1.8.8.    Автотранспортное средство должно иметь предусмотрен* ные конструкцией заднее защитное устройство (ЗЗУ) и' грязезащитные фартуки.

1.8.9.    Жгуты проводов и отдельные провода системы электрооборудования должны быть надежно закреплены и не иметь не предусмотренного конструкцией контакта с деталями автотранспортных средств. Изоляция электропроводов должна исключать возможность возникновения коротких замыканий.

1.8.10.    Сцепное устройство тягача и прицепа (полуприцепа), а также предусмотренные конструкцией страховочные тросы, должны быть исправны.

1.8.11.    Предельно допустимый износ сопрягаемых рабочих поверхностей тягового крюка, сцепной петли и сцепного шкворня полуприцепа не должен превышать установленного руководством по эксплуатации автотранспортного средства.

1.8.12.    Эксплуатация прицепа (полуприцепа) с тягачом, не указанным в руководстве по эксплуатации прицепа (тягача) или без согласования уполномоченной на то организации не допускается.

1.8.13.    Ремни безопасности и места их крепления должны соответствовать ГОСТ 18837 и ГОСТ 21015. Ремни безопасности подлежат замене при наличии следующих дефектов:

надрывов на лямке, видимых невооруженным глазом;

замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после !нажатия на кнопку замыкающего устройства;

лямка не вытягивается или не втягивается в инерционную катушку;

при экстренном торможении автотранспортного средства с начальной скоростью торможения 15—20 км/ч не происходит блокирования лямки в инерционной катушке.

1.8.14.    Автотранспортные средства категорий М3, N2, N3 должны быть оснащены противооткатными упорами (не менее двух), а все автотранспортные средства — огнетушителями, укомплектованной медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки (или мигаю-

ГОСТ 25478-91 С. 15

щим красным фонарем). Использование огнетушителей без пломб и с истекшими сроками годности не допускается.

В автобусе и грузовом автомобиле, предназначенном для перевозки людей, один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, второй—© пассажирском салоне (кузове).

Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами.

1.8.15.    Буферы, поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, огнетушители, медицинская аптечка, номерные знаки должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией автотранспортного средства.

1.8.16.    Дополнительное оборудование автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, должно соответствовать установленным требованиям.

2. МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

2.1.    Методы проверки эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении

2.1.1.    Общие требования

2.1.1.1.    Эффективность торможения и устойчивость автотранспортного средства при торможении проверяют методом дорожных или стендовых испытаний.

2Л. 1.2. При торможении рабочей тормозной системой проверяют эффективность торможения и устойчивость автотранспортного средства при торможении. При торможении стояночной и вспомогательной тормозной системой проверяют эффективность торможения автотранспортного средства.

2.1.1.3.    При торможении рабочей тормозной системой эффективность торможения и устойчивость прицепа (полуприцепа) при торможении проверяют в составе автопоезда.

2.1.1.4.    Во время испытаний проводят не менее двух измерений определяемых параметров.

2.1.2. Условия проведения испытаний

2.1.2.1.    Автотранспортное средство подвергают испытаниям при полной массе или в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира (испытателя) и при «холодных» тормозных механизмах.

2Л.2.2. Шины автотранспортного средства, проходящего проверку, должны быть чистыми и сухими.

2.1.2.3. Стендовые и дорожные испытания (кроме испытаний вспомогательной тормозной системы) проводят с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах, если это предусмотрено конструкцией автотранспортного средства.

С 16 ГОСТ 25478-91

2.1.2.4.    Дорожные испытания проводят на прямой, ровной, горизонтальной, сухой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием, не имеющем на поверхности масла, сыпучих и других материалов.

При проведении испытаний торможение рабочей тормозной системой осуществляют в режиме экстренного, полного торможения при однократном воздействии на орган управления.

Время приведения в действие органа управления тормозной системы должно быть не более 0,2 с.

2.1.2.5.    При дорожных испытаниях в процессе торможения рабочей тормозной системой не допускается корректировка траектории движения автотранспортного средства (если этого не требует обеспечение безопасности испытаний).

2.1.2.6.    Погрешность измерения не должна превышать при определении:

тормозного пути    ±5,0 %

линейного отклонения    ±5,0 %

начальной скорости торможе-    ±1,5 км/ч

ния

тормозной силы    ±5,0 %

силы на органе управления    ±5,0 %

времени срабатывания тор- ±0,03 с мозной системы времени срабатывания тор- ±0,03 с мозного привода времени запаздывания тор- ±0,03 с мозной системы времени нарастания замедле- ±0,03 с ния

установившегося замедления ±4,0 %

Примечание. Требование к погрешности измерения тормозного пути не распространяется в случае определения данного показателя расчетным способом.

2.1.2.7.    Общая масса средств измерений, применяемых при дорожных испытаниях, не должна превышать 25 кг.

2.1.2.8.    Испытания по определению показателей эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении могут проводиться методами и способами, эквивалентными установленным настоящим стандартом методами и способами, если они регламентированы нормативно-техническими документами.

2.1.3. Проверка рабочей тормозной системы

2.1.3.1. Показателями эффективности торможения рабочей тормозной системой при дорожных испытаниях для автотранспортных средств в снаряженном состоянии являются значения тормозного пути и установившегося замедления, для автотранспортных средств полной массы — значениями тормозного пути.

ГОСТ 25478-91 С. 17

2.1.3.1 .а. Значения тормозного пути могут быть найдены расчетным методом, указанном в обязательном приложении 5, на ос-нове измерения значений установившегося замедления, времени запаздывания тормозной системы и времени нарастания замедления.

2.1.3.2.    Показателем устойчивости автотранспортного средства при торможении в процессе дорожных испытаний является значение линейного отклонения автотранспортного средства.

2.1.3.3.    Дорожные испытания проводятся путем торможения автотранспортного средства рабочей тормозной системой с указанными в табл. 1 и 2 начальной скоростью и силой на органе управле-ния. При оценке устойчивости автотранспортного средства при торможении автотранспортное средство испытывается при начальной скорости торможения 40 км/ч и: любой его загрузке.

Примечание. При испытаниях по определению эффективности торможения рабочей тормозной системой и устойчивости автотранспортного средства при торможении отклонение начальной скорости торможения от установленного в табл. 1 и 2 значения должно быть не более ±4 км/ч. При этом должны быть пересчитаны нормативы эффективности торможения автотранспортного средства по методике, изложенной в приложении 4.

2.1.3.4.    Показателями эффективности торможения рабочей тормозной системой при стендовых испытаниях являются значения времени срабатывания тормозной системы и общей удельной тормозной силы.

2.1.3.5.    Показателями устойчивости при торможении одиночного автотранспортного средства при стендовых испытаниях является коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси, автопоезда — коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси, асинхронность времени срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда и коэффициент совместимости звеньев автопоезда.

2.1.3.6.    Стендовые испытания проводятся путем торможения автотранспортного средства рабочей тормозной системой с силой на органе управления, значение которой не должно превышать указанного в табл. 1 и 2.

2.1.3.7.    По результатам испытаний определяют значение указанных в пп. 2.1.3Л, 2.1.3.2 или 2.1.3.4, 2.1.3.5 показателей, используя изложенную в приложении 5 методику.

Автотранспортное средство считается выдержавшим испытания по проверке эффективности торможения и устойчивости-автотранс-портного средства при торможении рабочей тормозной системой, если значения показателей, указанных в пп. 2.1.3.1, 2.1.3.2 или 2.1.3.4, 2.1.3.5 соответствуют приведенным в пп. 1.2.1—1.2.4 нормативам.

2.1.3.7. а. Значение общей удельной тормозной силы при испытании автопоезда допускается определять отдельно для каждого звена автопоезда, оборудованного тормозным управлением. В этом

С. IS ГОСТ 25478-91

-случае нормативами удельной тормозной силы для звеньев автопоезда являются нормативы, установленные в табл. 1и 2 для соответствующей категории одиночного автотранспортного средства, к которой относится тягач.

2.1.4. Проверка стояночной тормозной системы

2.1.4.1.    Показателем эффективности торможения стояночной тормозной системы является значение общей удельной тормозной силы.

2.1.4.2.    Дорожные испытания проводятся путем затормаживания автотранспортного средства стояночной тормозной системой с силой на органе управления и на уклоне, значения которых указаны в п. 1.2.5. Определяется возможность обеспечения неподвижного состояния автотранспортного средства.

2.1.4.3.    Стендовые испытания проводятся путем торможения стояночной тормозной системой с указанной в п. 1.2.5 силой на органе управления. По результатам испытаний определяется значение общей удельной тормозной силы, используя изложенную в обязательном приложении 5 методику.

2.1.4.4.    Автотранспортное средство считается выдержавшим испытания по проверке эффективности торможения стояночной тормозной системой, если общая удельная тормозная сила соответствует приведенным в п. 1.2.5 нормативам или если автотранспортное средство удерживается неподвижно на уклоне дороги, значения которого ппиведены в п. 2.1.5.

2.1.5.    Проверка вспомогательной тормозной системы

2.1.5.1.    Показателем эффективности торможения вспомогательной тормозной системой при дорожных испытаниях является значение установившегося замедления автотранспортного средства.

2.1.5.2.    Дорожные испытания проводятся путем торможения автотранспортного средства вспомогательной тормозной системой в диапазоне скоростей, указанного в п. 1.2.7. При этом в трансмиссии автотранспортного средства должна быть включена передача, обеспечивающая частоту вращения коленчатого вала двигателя, которая не превышает ее максимальное значение. По результатам испытаний определяется значение установившегося замедления.

2.1.5.3.    Автотранспортное средство считается выдержавшим испытания по проверке эффективности торможения вспомогательной тормозной системой, если значение установившегося замедления автотранспортного средства соответствует приведенным в п. 1.2.7 нормативам.

2.1.6.    Показатели эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении для различных типов автотранспортных средств и методов испытания в обобщенном виде представлены в приложении 6.

ГОСТ 25478-91 С. \9

2.2.    Методы проверки рулевого управления

2.2Л. Определение суммарного люфта в рулевом управлении. 2.2.1 Л. Шины управляемых колес при испытаниях рулевого управления должны быть чистыми и сухими.

2.2.1.2.    Управляемые колеса автотранспортного средства должны находиться в нейтральном положении на сухой, ровной горизонтальной асфальто- или цементно-бетоннюй поверхности.

2.2Л.З. Испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводят при работающем двигателе.

2.2.1.4. К нагрузочному устройству динамометра поочередно в обоих направлениях прикладывают следующие усилия, Н (кгс): Собственная масса автомобиля, приходящаяся на управляемые колеса, т:

до 1,60 — 7,35 (0,75)

св. 1,60 до 3,86 — 9,80 (1,00)

св. 3,86 — 12,30 (1,25)

При этом по шкале угломерного устройства определяют фиксг-рованные положения рулевого колеса.

В случае поворота управляемых колес фиксируют положения рулевого колеса, Соответствующие моменту начала их поворота.

2.2Л.5. Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя .зафиксированными положениями по результатам двух или более измерений.

2.2.1.6. Автомобиль считают выдержавшим испытание, если полученные значения суммарного люфта не превышают предельное значение, указанное в п. 1.33.

2.2.2.    Проверка технического состояния деталей рулевого управления и их соединений по п. 1.3.5 осуществляется путем осмотра и опробования нагрузкой.

2.2.2.1.    Осевое перемещение и качание плоскости рулевого колеса, качание рулевой колонки определяется путем приложения к рулевому колесу знакопеременных сил в направлении сси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременных моментов сил в двух взаимо-перпендикуляр-ных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки.

2.2.2.2.    Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф определяются поворачиванием рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40 °... 60 ° в каждую сторону и приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы.

2.2.3. Размеры поперечного сечения обода рулевого колеса с надетой на него оплеткой по п. 1.3.8 определяются путем измерения в нескольких местах наибольшего утолщения оплетки.

С. 2 ГОСТ 25478-91

Требования пп. 1.4.2, 2.1.2.8, 2.1.3.1.а, 2.1.3.7.а, 2.1.6, 2,3.2 и 2.3.4 являются рекомендуемыми, другие требования настоящего стандарта являются обязательными.

Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в приложении 1.

Классификация автотранспортных средств приведена в приложении 2.

1.    Требования к техническому состоянию автотранспортных средств

1.1.    Общие требования

1.1.1.    Рабочие жидкости и детали (включая элементы их крепления) тормозного и рулевого управлений, а также иные составные части автотранспортного средства, требования к которым установлены в настоящем стандарте, не допускается заменять на аналогичные по назначению жидкости и детали, не соответствующие требованиям, установленным к ним в технической и нормативно-технической документации, или без согласования с уполномоченной на то организацией.

1.1.2.    В эксплуатации не допускается исключать предусмотренные или устанавливать не предусмотренные конструкцией элементы тормозного и рулевого управлений, а также иных составных частей автотранспортного средства, требования к которым установлены в настоящем стандарте, без согласования с предприятием-нз-готовителем автотранспортного средства или иной уполномоченной на то организацией.

1.2.    Требования к тормозному управлению

1.2.1. Нормативы эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении рабочей тормозной системой для автотранспортных средств полной массы и автотранспортных средств в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира (испытателя) приведены:

в табл. 1 — для автотранспортных средств, производство которых начато после 01.01.81;

в табл. 2 — для автотранспортных средств, производство которых было начато до 01.01.81.

Нормативы коэффициента неравномерности тормозных сил колес оси Кн для автопоездов категорий М3, N2 и N3 приведены в табл. 3.

Примечания:

L Перечень показателей эффективности торможения рабочей и другими тормозными системами, а также устойчивости автотранспортного средства при торможении для различных типов автотранспортных средств и методов проверки приведен в п. 2.1.

2.    Для автотранспортных средств, оборудованных устройствами регулирования тормозных сил колес передних и задних осей, нормативами эффективности' торможения при любом весовом состоянии автотранспортного средства являются нормативы, установленные для автотранспортных средств полной массы.

С 20 ГОСТ 25478-91

2.3. Методы проверки внешних световых' приборов

2.3.1.    Проверку внешних световых приборов по пп. 1.4.5—1.4.12, 1.4.14, 1.4.15 необходимо проводить при неработающем двигателе на специальном посту, включающем рабочую площадку, плоский экран с матовым покрытием, люксметр с фотоприемником (защищенным от посторонних засветок) и приспособление, ориентирующее взаимное расположение автотранспортного средства и экрана.

Нормативы, приведенные в пп. 1.4.5, 1.4.7, 1.4.11 должны обеспечиваться: для легковых автомобилей при нагрузке массой (70± ±20) кг (человек иди груз) на заднем сиденье, для остальных автотранспортных средств без загрузки.

2.3.1.1.    Рабочая площадка должна быть таких размеров, чтобы при расположении на ней автотранспортного средства расстояние между рассеивателями светового прибора и экраном по оси отсчета было не менее 5 м; неровности рабочей площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.

2.3.1.2.    Угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой должен быть 90 °±3 °.

2.3.1.3.    Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку автотранспортного средства таким образом, чтобы ось отсчета светового прибора была параллельна плоскости рабочей площадки и находилась в плоскости, перпендикулярной плоскостям экрана рабочей площадки с погрешностью не более ±0,5°.

2.3.1.4.    Разметка экрана должна обеспечивать выполнение проверок по пп. 1.4.5—1.4.12, 1.4.14, 1.4.15.

2-3.1.5. При проведении работ по пп. 1.4.14, 1.4.15 фотоприемник располагается на расстоянии 3±0,1 м от рассеивателя светового прибора.

2.3.2. Для проверки световых приборов по пп. 1.4.5—1.4.12, 1.4.14,

1.4.15    допускается вместо экрана использовать оптический прибор с ориентирующим приспособлением.

2.3.2а. Требования к неровностям рабочей площадки при этом должны соответствовать п. 2.3.1.1.

2.3.2.1.    Диаметр входного отверстия объектива должен быть не менее габаритов фары.

2.3.2.2.    Оптическая ось прибора должна быть направлена параллельно рабочей площадке с погрешностью не более ±0,25 °.

2.3.2.3.    В фокальной плоскости объектива должен быть установлен подвижный экран с разметкой, обеспечивающей проведение проверок по пп. 1.4.5—1.4.12, 1.4.14, 1.4.15.

2.3.2.4.    Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку оптической оси прибора параллельно продольной плоскости симметрии автотранспортного средства (или перпендикулярно к оси задних колес) с погрешностью не более ±0,5°.

2.3.3. Измерения силы света по пп. 1.4.6, 1.4.9, 1.4.10, 1.4.12, 1.4.14,

1.4.15    должны производиться при помощи фотоприемника, откор-

Таблица 1

Тип

автотранспортного средства

Категория

автотран

спортного

средства

v0, км/ч

V н <юс), не более

S. м,

т

не бсшее

/yd» М/С2,

не менее

vx»

не менее

Кн,

не более

гср,с, не более

Одиночные автотранспортные средства

м»

40**

490 (50)

12,9 (12,2)

6,8

0,64

0,09

0,5

м2

М3

686 (70)

17,0 (13,6)

0,55

0,8

17,4 (16,$)

5,7

0,11

N,

N2

19,0 (15,1)

0-46

0,7

20,1 (17,3)

0,8

N3

19,7 (16,0)

6,2

Автопоезда, тягачами которых являются автотранспортные средства категорий М—N

м,

490 (50)

16,5 (13,6)

5,9

0,47

0,09

0,5

м2

686 (70)

20,6 (15,2)

5,7

0,42

0,8

М3

19,5 [ISA)

5,5

0,51

По табл. 3

0,9

N,

21,8 (17,7)

4,6

0,38

0,11

0-7

Ns

21,3 (18,8)

5,5

0,46

По табл. 3

0,9

iN3

20,8 (18,4)

ГОСТ 25478—91 С.

* Для автотранспортных средств в снаряженном состоянии нормативы тормозного пугги нриведены в скобках. ** Если автотранспортное средство согласно руководсту по эксплуатации не может разнить указанную в табл. 1 начальную скорость торможения, то торможение должно проводиться с максимальной скоростью данного автотранспортного средства.

со


Таблица 2

Тип автотранспортного средства

Категория автотранспортного средства

о0, км/ч

Р„. Н (кгс), не более

ST* м-

не более

/уст, М/С*, не менее

Тср> С,

не более

V

не менее

Одиночные автотранспортные средства и автопоезда

м,

40**

490 (50)

16,2 (14,5)

ел

0,6

0,53

м2

686 (70)

21,2 (18,7)

5,5

1,0

0,46

М3

21,2 (19,.9)

5,0*

Одиночные автотранспортные средства

N,

23,0 (19,0)

5,4

0,41

N2

23,0 (18,4)

5,7

N3

23,0 (17,7)

6,1

Автопоезда, тягана ми которых являются автомобили категорий N

N1

25,0 (22,7)

4,7

1,2

N2

25,0 (22,1)

4,9

N3

25,0 (21,9)

5,0

С. 4 ГОСТ 26478-91

* Для автотранспортных средств в снаряженном состоянии нормативы тормозного пути приведены в скобках.

** Если автотранспортное средство согласно руководству по эксплуатации не может развить указанную в табл. 2 начальную скорость торможения, то торможение должно проводиться с максимальной скоростью данного автотранспортного средства.

Примечание. Обозначения в табл. 1 и табл. 2: v0 — начальная скорость торможения, Рп —сила на органе управления, ST— тормозной путь, / уст— установившееся замедление, уг— общая удельная тормозная сила, Кн — коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси, tcp — время срабатывания тормозной системы

ГОСТ 25478-91 С. 5

Таблиц»$

Тип автопоезда

Тягач

Первый прицеп

S

Sf

я

Последний прицек

1 ‘Я ОСЬ

последующие оси

1-я ось

последующие оси

с

S

с

1-Я ось

последующие оси.

Двухзвенный

прицепной

0,09

0,13

0,09

0,13

Трехзвенный

прицепной

0,09

0,13

-0,09

0,13

0,11

0,15

Двухзвенный

седельный

0,09

0,13

0,15

_

Трехзвенный сед ельно-прицепной

0,09

0,13

0,13

0,11

0,15

Трехзвенный седельно-прицепной, прицеп которого выполнен на базе полуприцепа

0,09

1

0,13

0,13

0,09

|

0,15

1.2.2.    При торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч линейное отклонение автотранспортного средства должно быть не более:

1,25 м — для автотранспортных средств, габаритные длина и ширина которых равны или менее соответственно 5 м и 2 м;

1,5 м — для автотранспортных средств, габаритная длина которых более 5 м или габаритная ширина которых более 2 м, но не превышает 2,5 м;

1,75 м — для автотранспортных средств, габаритная ширина которых более 2,5 м, но не превышает 3 м.

1.2.3.    Асинхронность времен срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда Дт не должна превышать 0,3 с.

1.2.4.    Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс должно быть не менее 0,9.

1.2.5.    Стояночная тормозная система должна обеспечивать значение общей удельной тормозной силы не менее 0,16 или неподвижное состояние автотранспортного средства полной массы на дороге с уклоном не менее 16 %, для автотранспортных средств в снаряженном состоянии на дороге с уклоном не менее 23 % — категории М и не менее 31 % — категории N. Сила на органе управления стояночной тормозной системы при оценке ее эффективности торможения должна быть не более 392Н (40 кгс) для автотранспортных

С. 6 ГОСТ 25478-91

средств категории Mi и 588 Н (60 кгс) для автотранспортных средств остальных категорий.

1.2.6.    Стояночная тормозная система прицепа (полуприцепа) при отсоединении его от тягача должна обеспечивать неподвижное состояние прицепа (полуприцепа) на уклоне, значения которого установлены в п. 1.2.5 для соответствующей категории одиночного автотранспортного средства, к которой относится тягач.

1.2.7.    Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, должна обеспечивать значение установившегося замедления в диапазоне скоростей 35—25 км/ч не менее 0,5 м/с2 для автотранспортных средств полной массы и 0,8 м/с2 для автотранспортных средств в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира.

Моторный замедлитель должен находиться в работоспособном состоянии.

1.2.8.    Нарушение герметичности пневматического или пневмо-тидравлического тормозного привода не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем двигателе более, чем на 0,05 Мпа (0,5 кгс/см2) от величины нижнего предела регулирования регулятором давления в течение:

30 мин — при свободном положении органов управления тормозной системы;

15 мин — после полного приведения в действие органов управления тормозной системы.

1.2.9.    Давление сжатого воздуха в рессиверах пневматического пли пневмогидравлического тормозного привода должно находиться в пределах, установленных в технической и нормативно-техничес--кой документации.

1.2.10.    Не допускается наличие непредусмотренного конструкцией контакта трубопроводов тормозного привода с элементами автотранспортного средства, подтекание тормозной жидкости, деталей с трещинами и остаточной деформацией.

1.211. Система сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны находиться в работоспособном состоянии.

1.3. Требования к рулевому управлению

1.3.1.    Вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота.

1.3.2.    Самопроизвольный поворот рулевого колеса автотранспортных средств с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при их неподвижном состоянии и работающем двигателе не допускается.

1.3.3.    Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать следующих допустимых значений:

ГОСТ 25478-97 С. 7

Легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые


. 10° . 20° . 25°


автомобили т автобусы Автобусы

Грузовые автомобили


1.3.4.    Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией автотранспортного средства.

1.3.5.    Не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы.

1.3.6.    Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими де-фектами не допускается.

1.3.7.    Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать требованиям руководства по эксплуатации автотранспортного средства. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

1.3.8.    Применение оплетки рулевого колеса не допускается, если наибольшая толщина обода с надетой на него оплеткой, с учетом толщины элементов ее крепления, превышает 40 мм или способ крепления не исключает проскальзывания оплетки вдоль обода и возможность ее самопроизвольного отсоединения от рулевого колеса.

1.4. Требования к внешним световым приборам

1.4.1.    На автотранспортных средствах должны быть установлены внешние световые приборы, количество, расположение, углы видимости и цвет которых регламентирован ГОСТ 8769.

На грузовых автомобилях с прицепами грузоподъемностью 0,75 т и выше и полуприцепами, конструкцией которых не предусматривается установка знака автопоезда из трех фонарей, должен быть установлен опознавательный знак автопоезда в виде равностороннего треугольника желтого цвета (сторона 250 мм) с устройством для внутреннего освещения.

1.4.2.    На автотранспортные средства могут быть установлены фары — прожекторы и прожекторы — искатели, если они предусмотрены их конструкцией.

На автотранспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов автотранспортных средств других марок и моделей.

1.4.2. а. Не допускается наличие внутри оптических элементов не предусмотренных конструкцией предметов (жидкостей).

1.4.3.    Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в салоне, должны быть в работоспособном состоянии.

С: 8 ГОСТ 25478-91

1.4.4.    На автотранспортном средстве должны быть установлены основные фары одной системы светораспределения.

1.4.5.    Фары типов С (НС) и CR (HCR) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую часть светотеневой границы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости рабочей площадки на углы, указанные в табл. 4.

Таблица 4

Высота установки фары (по центру рассеивателей), Н, мм

Угол наклона светового пучка в верти-катьной плоскости а

Расстояние от проекции центра фары до светотеневой границы пучка по экрану (мм), удаленному на

5 м

10 м

До 600

34/

50

100

Св. 600 до 700

45'

65

130

» 700 » 800

52'

75

150

» 800 » 900

60'

88

176

> 900 » 1000

69'

100-

200

» 1000 » 1200

75'

ПО

220

» 1200 » 1600

100'

145

290

7 — ось отсчета; 2 — левая часть светотеневой границы; 3 — правая часть свето' теневой границы; 4 — вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 — плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки; а — угол наклона

Черт. 1

При этом точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

На автотранспортных средствах, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке автотранспорт-

ГОСТ 25478-9! С. §

ного средства должно быть приведено в соответствующее загрузке положение.

1.4.6.    Сила света каждой из фар типа С (НС) и CR (HCR) в режиме «ближний свет», измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть:

^750 кд в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы;

^1600 кд в направлении 52' вниз от положения левой части светотеневой границы.

1.4.7.    Фары типа R (HR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0...34' вниз от оси отсчета. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета.

1.4.8.    Сила света фар типов CR (HCR) в режиме «дальний свет» должна измеряться в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы режима «ближний свет» в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

1.4.9.    Сила света фар типов R (HR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка.

1.4.10.    Сила света всех фар типов R (HR) и CR (HCR), расположенных на одной стороне автотранспортного средства, в режиме «дальний свет» не должна быть меньше 10000 кд.

1.4.11.    Противотуманная фара (тип В) должна быть отрегулирована так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, была наклонена к плоскости рабочей площадки па углы, не менее указанных в табл. 5.

Таблица 5

Угол наклона верхней светотеневой

Расстояние от проеьции центра отсчета фа-ры до верхней светотснс-БОй гра ч*цы пучка п»

Высота установки 4ар. мм

экрану (мм), удатенному от транспортного-средства на

гра 1шцы пучка

5 м

10 м

Св. 250 до 500

34'

50

100

» 500 » 750

58'

100

200

» 750 » 1000

140'

200

400

При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки.

1.4.12. Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть: ^625 кд — в направлении 3 0 вверх от положения верхней светотеневой границы;