Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

11 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ 28204-89 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Целью испытания является проверка пригодности конструкции и работоспособности элементов, аппаратуры и других электротехнических изделий при наличии сил, возникающих при воздействии линейного ускорения (отличного от ускорения силы тяжести), которые имеют место в движущихся транспортных средствах, в частности в летательных аппаратах, вращающихся деталях и снарядах, а также разработка методики испытания конструктивной прочности для некоторых элементов.

 Скачать PDF

Переиздание. Август 2006 г.

Оглавление

1 Цель

2 Общие положения

3 Условия испытания

4 Степени жесткости

5 Первоначальные изерения

6 Выдержка, методика испытания на центрифуге

7 Заключительные измерения

8 Сведения, которые следует указывать в соответствующей НТД

Приложение А (рекомендуемое) Руководство

Приложение В (рекомендуемое) Дополнительное руководство

 
Дата введения01.03.1990
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

15.08.1989УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам2555
ИзданИздательство стандартов1990 г.
ИзданСтандартинформ2006 г.

Basic environmental testing procedures. Part 2. Tests. Test Ga and Guidance: Acceleration, steady state

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ГОСТ 28204-89 (МЭК 68-2-7-83)

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ

Часть 2

ИСПЫТАНИЯ

ИСПЫТАНИЕ Ga И РУКОВОДСТВО: ЛИНЕЙНОЕ УСКОРЕНИЕ

БЗ 12-2004


Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.    Официальные решения или соглашения МЭК по техническим вопросам, подготовленные техническими комигегами. в которых представлены все заинтересованные национальные комитеты, выражают с возможной точностью международную согласованную точку трения по рассматриваемым вопросам.

2.    Эти решения представляют собой рекомендации для международного пользования и в этом виде принимаются национальными комитетами.

3.    В целях содействия международной унификации МЭК выражает пожелание, чтобы все национальные комитеты приняли настоящий стандарт МЭК в качестве своего национального стандарта, насколько это позволяют условия каждой страны. Любое расхождение с этим стандартом МЭК должно быть но возможности четко указано в соответствующих национальных стандартах.

ВВЕДЕНИЕ

Стандарт МЭК 68-2-7—83 подготовлен Подкомитетом 50Л «Йеныкиши на удар и вибрацию» Технического комитета МЭК 50 «Испытания на воздействие внешних факторов».

Стандарт представляет собой второе издание стандарта МЭК 68-2-7. В нею включены текст первого издания (1968) и поправка № I (1986). а также незначительные редакционные правки с учетом требований к испытаниям, приведенных в стандарте 68-2-47—82 МЭК «Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Крепление элементов, аппаратуры и других изделий в процессе динамических испытаний, включая удар (Еа). многократные удары (ЕЬ), вибрацию (Fc и Fd), линейное ускорение (Ga) и руководство».

Проекты первого издания испытания Ga обсуждались в 1964 г. на совещании в Экс-ле-Бене. в 1965 г. в Токио и в 1966 г. в Лондоне. В результате решения последнего совещания проект. Документ 50А (Центральное бюро) 118. был разослан национальным комитетам в марте 1967 г. на утверждение по Правилу шести месяцев.

Турции

Федеративной Республики Германии

Франции

Чехословакии

Швейцарии

Швеции

Южно-Африканской Республики Японии

За первое издание стандарта голосовали национальные комитеты следующих стран:

Австралии

Австрии

Великобритании1

Дании

Израиля

Канады

Нидерландов2

Норвегии

Союза Советских Социалистических Республик

Проект, содержащий приложение В «Дополнительное руководство1, обсуждался на совещании в Москве в 1977 г.

В результате решения совещания проект. Документ 50А (Центра!ьное бюро) 151. был разослан национальным комитетам в феврале 1980 г. на утверждение по Правилу шести месяцев.

Австралии

Арабской Республики Египет

Бельгии

Бразилии

Великобритании1

Венгрии

Дании

Израили

Испании

Канады

Нидерландов

Новой Зеландии

За издание стандарта голосовали национальные комитеты следующих стран:

Норвегии

Польши

Румынии

Союза Советских Социалистических Республик

Соединенных Штатов Америки Турции

Федеративной Республики Германии

Финляндии

Швейцарии

Южно-Африканской Республики Южной Кореи

Другое стандарты МЭК, на которые имеются ссылки в этом стандарте:

68-1—87 Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 1. Общие положения и руководство.

68-2-47—82 Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания.

Крепление элементов, аппаратуры и других изделий в процессе динамических испытаний. включая удар (Еа). многократные удары (ЕЬ). вибрацию (Fc и Fd). линейное ускорение (Ga) и руководство.

721—81 Классификация внешних воздействующих факторов.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов

ГОСТ

28204-89

(МЭК 68-2-7-83)

Ч а с т ь 2

ИСПЫТАНИЯ

Испытание Ga и руководство: Линейное ускорение

Basic environmental testing procedures. Part 2. Tests.

Test Ga and Quidancc: Acceleration, steady state

МКС 19.040 31.020

ОКСТУ 6000. 6100. 6200, 6300

Лата введения 01.03.90

I. ЦЕЛЬ

Проверка пригодности конструкции и работоспособности элементов, аппаратуры и других электротехнических изделий (далее образцов) при наличии сил. возникающих при воздействии линейною ускорения (отличною от ускорения силы тяжести), которые имеют место в движущихся транспортных средствах, в частности в летательных аппаратах, вращающихся деталях и снарядах, а также разработка методики испытании конструктивной прочности для некоторых элементов.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аппаратура, элементы и другие электротехнические изделия, предназначенные для установки на движущихся объектах, подвергаются воздействию сил. вызываемых линейными ускорениями. Такие нагрузки наиболее вероятны в летательных аппаратах и вращающихся механизмах, хотя линейные ускорения значительной величины могут иметь место в наземных средствах передвижения.

Обычно линейные ускорения, возникающие при эксплуатации, имеют различные значения по каждой из главных осей движущегося объекта и. кроме того, имеют различные значения при воздействии ускорения в направлении, противоположном каждой оси.

Если положение образца не зафиксировано относительно движущегося объекта, в соответствующей НТД должен быть указан уровень ускорения, который может быть приложен вдоль каждой оси образца с учетом максимального ускорения, действующего по каждой из осей движущегося объекта.

Настоящий стандарт следует использовать совместно со СТ МЭК 68-1 (ГОСТ 28198).

3. УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЯ

3.1.    Характеристики испытательного оборудования

3.1.1.    Общие положения

Издание официальное

Линейное ускорение создается с помощью центрифуги, при использовании которой ускорение направлено к центру вращающейся системы. В некоторых особых случаях образец может быть чувствительным к гироскопическому воздействию; и тогда испытание можно воспроизвести с использованием установки, которая создаст линейное ускорение. Это требование должно быть установлено в соответствующей НТД.

3.1.2.    Тангенциальное ускорение

При увеличении скорости вращения центрифуги от нуля ло значения, необходимого для получения заданного ускорения, или при падении скорости вращения до нуля работу установки следует контролировать таким образом, чтобы тангенциальное ускорение, которому подвергается образец, не превышало 10 % заданного ускорения.

3.1.3.    Градиент ускорения

Размеры центрифуги относительно образца должны быть такими, чтобы ни одна точка образца (за исключением гибких выводов) не подвергалась ускорению, значение которого находится за пределами допусков, указанных в н. 3.1.4.

3.1.4.    Допуски на ускорение

Если линейные размеры образца меньше 10 см. то ускорение всех частей образца (включая гибкие выводы) должно быть в пределах ± 10 % заданного значения линейного ускорения.

В других случаях допуск на заданное значение ускорения должен находиться в пределах от минус 10 до 1ыюс 30 %.

3.2. Крепление

Образец должен быть закреплен на испытательной установке в соответствии с требованиями МЭК 68-2-47 (ГОСТ 28231).

Примечание. В целях безопасности необходимо предпринять меры, предотвращающие отрыв испытуемой) образца в случае поломки крепежного приспособления. При этом любые предохранительные устройства нс должны влиять на проведение испытания.

4. СТЕПЕНИ ЖЕСТКОСТИ

Значение ускорения следует указывать в соответствующей НТД и выбирать но возможности из ряда, представленного в табл. 1. Если необходимо, то в соответствующей НТД должен быть указан угол вектора ускорения относительно осей образца (разд. А1. А2, В2).

Примечание. Значение ускорения при испытании следует определять в соответствии с целью испытания независимо от того, проводится ли оно для определения структурной прочности образна или целью испытания ямястся оценка способности образка противостоять воздействию силам, возникающим в движущемся объекте или но вращающемся механизме.

Стандартными уровнями испытания являются:

Таблица 1

Ускорение, м-с 2

Ускорение, м-с 2

30

50

10000

(1000)

100

20000

(2000)

200

50000

(5000)

500

100000

(10000)

1000

200000

(20000)

2000

300000

(30000)

5000

500000

(50000)

Примечай и с. Нормированное значение ускорения силы тяжести g„ определяется как стандартное значение силы тяжести земли, которое изменяется от высоты и географической широты. Для настоящего стандарта значение д, округлено до ближайшего целого числа, т. с. до 10 м с~-.

5. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Образец должен быть визуально осмотрен, определены его размеры и проверено функционирование согласно требованиям соответствующей НТД.

6. ВЫДЕРЖКА. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЯ НА ЦЕНТРИФУГЕ

6.1. Ускорение, если в соответствующей НТД не установлено особо, должно воздействовать поочередно в обоих направлениях трех взаимно перпендикулярных осей, которыми являются три главные оси образца.

ГОСТ 28204-89 С. 3

6.2.    Центрифуга должна вращаться со скоростью, необходимой для получения заданного уровня ускорения.

6.3.    Необходимая скорость вращения должна поддерживаться в течение времени не менее 10 с или в течение времени, указанною в соответствующей НТД.

6.4.    В соответствующей НТД должны быть указаны соответствующие уровни ускорения (разд. А2) и какие из перечисленных ниже условий функционирования или состояния образца должны быть выпажены:

1)    образец должен находиться в рабочем состоянии и характеристики образца да>жны находиться в пределах, указанных в соответствующей НТД;

2)    образец датжен находиться в рабочем состоянии, но характеристики образца необязательно да(жны находиться в пределах значений, указанных в соответствующей НТД. При этом у образца не должно наблюдаться никаких необратимых изменений параметров:

3)    образец не должен иметь необратимых изменений параметров, хотя может находиться в нерабочем состоянии:

4)    образец не должен срываться с креплений, хотя может быть механически поврежден и иметь необратимые изменения параметров.

6.5.    В соответствующей НТД должен бы ть указан порядок, в котором проводят проверки, указанные в п. 6.4 и раза. А2 приложения А.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Образец должен быть визуально осмотрен, определены его размеры и проверено функционирование в соответствии с требованиями соответствующей НТД.

8. СВЕДЕНИЯ. КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УКАЗЫВАТЬ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ НТД

Если испытание на воздействие линейного ускорения включено в соответствующую НТД. то необходимо указать следующие данные по мере необходимости:

Номер раздела или пункта

a)    тип испытательного оборудования.......................3.1

b)    и с) способ крепления образцов........................3.2

d)    уровни ускорения (раза. А2 и В2).......................4

e)    оси и направления воздействия ускорения    (разд.    А1)..............4.6

0 первоначальные измерения..........................5

g)    длительность выдержки............................6.3

h)    условия функционирования или состояния образца (разд. В1).........6.4

j)    порядок проверок...............................6.5

k)    заключительные измерения..........................7

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рекомендуемое

РУКОВОДСТВО

A.I. Ориентация обратна при испытании

Во многих областях применения, особенно в авиации, силы, которые вызывают увеличение ускорения движущегося объекта, всегда непредсказуемо сложны, но могут рассматриваться в любой момент как одна сила, определенная но направлению своего углового положения относительно трех осей движущегося объекта. Для расчета максимальные уровни ускорения, соответствующие определенному перемещению движущегося объекта, разлагаются на компоненты или составляющие и определяются относительно каждой из основных осей движущегося объекта.

Если наложение обратна известно но отношению к движущемуся объекту и если необходимо воспроизвести три компонента ускорения одновременно, то зги три компонента могут суммироваться и обратен подвергается простому ускорению, равному по амплитуде и направлению результнрующей уровней трех компонентов. Однако это требует довольно сложных монтажных приспособлений, которые необходимы для ориентации образна относительно испытательной установки таким образом, чтобы ускорение было направлено вдаль результирующей линии. Если нет необходимости сохранять соотношение углов между результирующей ускорения и образцов, то более простым и равноценным является приложение вдоль основной оси образна результирующего ускорения, являющегося наибольшим из трех заданных уровней компонентов. По остальным осям должны быть приложены соответствующие уровни компонентов ускорения.

Если положение образна но отношению к движущемуся объекту’ неизвестно, то максимальный результирующий уровень для отдельного движущегося объекта должен прикладываться поочередно вдоль каждой из трех основных осей образца.

А.2. Уровни ускорения для испытания

Некоторые из значений ускорения, перечисленных в разд. 4. представляют собой ускорения в реальных условиях, другие (особенно более высокие уровни ускорения) представлены в условиях моделирования, применяемых для испытания некоторых элементов электронной аппаратуры на структурную прочность. Учитывая большие значения ускорения, которые могут возникать во вращающемся механизме, реальные уровни ускорения для некоторых целей могут совпадать с моделируемыми уровнями для других целей.

Для оценки качества конструкции авиационной аппаратуры требуется, чтобы она испытывалась поочередно на устойчивость и прочность при различных уровнях ускорения. Требования к устойчивости и прочности аппаратуры связаны между собой определенным коэффициентом, который устанавливается согласно требованиям к конструкции авиационной аппаратуры. Обычно должны соблюдаться следующие четыре условия:

1)    испытательный или операционный уровень — уровень, при котором образец должен функционировать; его характеристики при этом должны находиться в требуемых пределах;

2)    может быть у казан дополнительный, более высокий уровень, на котором образец должен функционировать. при этом характеристики образца могут находиться вне заданных пределов;

3)    конструктивный или предельный уровень — более высокий уровень ускорения для проверки устойчивости к деформации;

4)    кроме того, испытание на воздействие линейного ускорения может быть использовано как средство проверки способности образца быть прочно закрепленным и не срываться с креплений в экстренных случаях, создавая аварийное положение для персонала либо непосредственно, либо закрыв аварийный выход и т. л.

В соответствующей НТД следует указать, какие из этих условий должны отвечать требованиям испытания, какие уровни ускорения и условия функционирования образца (ни. 6.4 и 6.5) должны быть использованы при испытании.

В некоторых условиях применения разработчик соответствующей НТД не всегда может рекомендовать уровень воздействующего ускорения, соответствующий перечислениям 1—4. а вместо этого достаточно ука зать тадько один уровень, который определяется максимальным измеренным или рассчитанным уровнем ускорения данного движущегося объекта и устаноадснным запасом прочности. Если требуется, в соответствующей НТД устанааливают требуемый режим работы (см. пи. 6.4 и 6.5).

ГОСТ 28204-89 С. 5

При выборе степени жесткости ускорения н соответствующей 11ТД следует учи тыкать тот <|икт. что к данном направлении максимальное ускорение к различных точках движущегося объекта может существенно отличаться.

Некоторые элементы, а именно — ихтслия полупроводниковой техники, проверяют на структурную прочность (внутренние механические ухты) при очень высоких уровнях вохтсйсгвующсго ускорения. Несмотря на то. что воздействующее ускорение ничего не имеет общею с реальными условиями эксплуатации, эти испытания используют как простой способ получения большой величины ускорения для обнаружения возможных дефектов конструкции.

При испытании элементов или аппаратуры, содержащих вращающиеся детали, например, гироскопов, в случае использования центрифуги возникают трудности из-за взаимодействия между вращением детали и вращением центрифуги. В этом случае в соответствующей НТД следует указывать соотвстстующий метод испытания. условия функционирования и допустимые изменения в рабочих допусках при взаимодействии ускорения в процессе выдержки.

С. 6 ГОСТ 28204-89

ПРИЛОЖЕНИЕ В Рекомендуемое

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО BI. Цель

Целью испытания на воздействие линейного ускорения ивляегси воспроизведение и элементах и аппаратуре HaipyjoK, вызванных воздействием линейных ускорений, подобно тем. которые воздействуют на них при установке на вращающихся деталях, снарядах, движущихся транспортных средствах и. в особенности, в космических кораблях.

Эго испытание может также использоваться для опенки качества конструкции и изготовления элементов в отношении их структурной прочности.

В соответствующей НТД должно быть установлено, должны ли образцы функционировать во время испытания или просто выдерживать условия испытания. В любом случае в соответствующей НТД должна был» указана допустимая величина допусков на характеристики образца и/или допустимая степень нарушения характеристик в соответствии с и. 6.4. по которым можно судить, удовлетворяет ли образен предъявляемым требованиям.

В2. Выбор степеней жесткости (см. разд. 4. 6 и 8d и 8g)

Уровни ускорений при испытании — по приложению А. разд. А2.

Разработчик соответствующей НТД для данного испытания должен учитывать разд. 8. чтобы обеспечить включение всей информации этого пункта в соответствующую НТД.

Там. где возможно, степень жесткости испытания, воздействующая на образец, должна определяться предполагаемыми условиями, которым подвергается образен как во время транспортирования, гак и во время эксплуатации. Если такая информация имеется, то соответствующая степень жесткости должна быть выбрана из значений, указанных в разд. 4.

Когда внешние воздействующие факторы ней звсстны. наиболее подходящая степень жесткости должна быть выбрана из табл. I, в которой указаны степени жесткости, наиболее подходящие для образцов при различных областях их применения.

Примечав и с. Следует обратить внимание на стандарт МЭК 721*. учитывая тот факт, что в различных разделах этого стандарта рассматриваются уровни воздействующего линейного ускорения, имеющие место в реальных условиях. Целью настоящего стандарта является стандартизация значений ускорения, регламентированных для испытания, которые производят такое же воздействие, что и ускорения в реальных условиях.

Таблица 2

Примеры степеней жесткости для испытания, типичные для различных областей применения

Ускорение а. мс 2

Примечание

30 £ « £ 100

Уровень испытания для образцов, установленных на самолетах

50 £ а £ 200

Структурный или предельный уровень для образков, установленных на самолетах, а также .пи испытании надежности крепления

100 £ « £ 1000

Общее испытание, предназначенное для изделий космического назначения

а 2: 5000

Испытание на структурную прочность полупроводниковых приборов, интсфальных схем и г. д.

Г1 р и м е ч а н и с. Эта таблица нс является обязательной, в ней перечислены только степени жесткости, типичные для различных областей применения. Необходимо иметь в виду, что в условиях эксплуатации реальные степени жесткости могут отличаться от указанных в табл. 2.

ВЗ. Требования к допускам (см. пп. 3.1.2 и 3.1.4)

Указанный метод испытания является испытанием с высокой воспроизводимостью, когда линейные ра змеры образца малы, например, нс превышают 10 см. Для образцов больших размеров воспроизводимость испытания имеет более нзгзкий порядок и зависит от относительных размеров образна и центрифуги.

Разработка государственного стандарта нс предусмотрена.

ГОСТ 28204-89 С. 7

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    Постановлением Государственного комитета СССР но стандартам от 15.08.89 № 2555 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28204-89, в качестве которого непосредственно применен стандарт Международной Электротехнической Комиссии МЭК 68-2-7—83 с Поправкой № 1 (1986), с 01.03.90

2.    Ссылочные нормативно-технические документы:

Раздел, подраздел, пункт, и котором приведена ссылка

Обозначение соответствующего стандарта

Обозначение отечественного нормативно-техническою документа, на который дана ссылка

2

СТ МЭК 68-1-88

ГОСТ 28198-89

3.2

СТ МЭК 68-2-47-82

ГОСТ 28231-89

Приложение В

СТ МЭК 721-81

3.    'Замечания к внедрению ГОСТ 28204-89

Техническое содержание стандарта МЭК 68-2-7—83 «Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Ga и руководство: Линейное ускорение» принимают для исполыования и распространяют на изделия электронной техники народнохозяйственного назначения

4.    ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2006 г.

1

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

2

В первом издании стандарта МЭК 68-2-7 (1968) наиионатьного комитета Нидерландов в перечне проголосовавших стран нет.

Перепечатка воскрешена

© Издательство стандартов. 1990 © Ста ндартин форм. 2006